ЭМОЦИОНАЛЬНО-ЦЕННОСТНОЕ ОТНОШЕНИЕ — компонент структуры личности, проявляющийся в чувстве достоинства, уважения (по отношению к предмету отношения), или, наоборот, в порицании, осуждении, малоценности и т.п. Эмоционально-ценностное отношение — результат осмысления в свете значимых этических оценок, переживаний, решений. Оно связано также с познанием особенностей предмета отношений и взаимодействия с ним, и эмоционального отношения (симпатии, антипатии и др.) к данному предмету. Усвоенные научные знания о данном предмете, предназначении и смысле его в жизни могут способствовать положительному развитию эмоционально-ценностного отношения к нему. (1)
Развитие ребёнка, воспитание у него позитивного эмоционально-ценностного отношения к окружающему миру, формирование позитивной позиции — сложный педагогический процесс. В основе его лежат гармоничное развитие чувств, эмоциональной и экзистенциональной сфер ребёнка и воспитание на этой основе гуманистических качеств личности.
Формирование позитивного эмоционально-ценностного отношения является одной из главных задач развития младших школьников. Именно в этот период ребенок под чутким руководством взрослых, начинает ощущать свою взаимосвязь с окружающими людьми и с миром в целом. Но и в старшем возрасте этот процесс не останавливается, а только усовершенствуется.
Перед педагогической наукой и практикой в настоящее время стоят задачи создания наиболее благоприятных условий для того, чтобы у старшего школьника закреплялось и развивалось позитивное эмоционально — ценностное отношение к сверстникам, к взрослым людям, к окружающему миру в целом и искусству в том числе. Значение такого отношения личности к миру трудно переоценить, так как оно строится на осознании человеком себя как части всего живого и позволяет ему определить приоритеты в мире общечеловеческих ценностей. (2)
По мысли Эрика Берна, известного американского психолога и психиатра: «Ребёнок — это источник интуиции, творчества, спонтанных порывов и радости….у каждого человека внутри заключён маленький мальчик или маленькая девочка, которые чувствуют, думают, действуют, говорят и отвечают так, как они поступали, будучи ребёнком…это наиболее ценная часть личности». (3; 20,170-171).
Следовательно, нам надо только создавать условия для проявления и развития этого состояния Я.
Формирование культуры личности подростков на х литературы
... культуры личности подростка способствует усвоению знаний в области методологии преподавания литературы. Глава I. Теоретические вопросы формирования общей культуры личности подростка, .1 Понятие и воспитание культуры личности Такие важнейшие понятия, как «культурный человек», «культура личности» ...
Способность чувствовать красоту вокруг, в искусстве, в природе, жизни во многом зависит от эмоциональных переживаний, заложенных в раннем детстве. Очевидно, что ведущая роль в этом должна принадлежать семье. Если в семейных традициях имеют место посещения музеев, выставок, театров и концертных залов, то соприкосновение с прекрасным, несомненно, обогащает чувственную сферу ребёнка. А общение с искусством совместно с самыми близкими для него людьми является важнейшим и незаменимым средством гармоничного развития души и ума. К сожалению, дети в своём каждодневном развитии бывают «наказаны» родительским безучастием, и виной тому не только усталость взрослых от многочисленных проблем, но и заблуждение относительно разделения обязанностей:
Родительских — одеть, накормить, создать комфортные домашние условия, по возможности «охватить» сына или дочь максимальным количеством занятий в школах, студиях, секциях, кружках…
Педагогических — «наполнить» знаниями, обучить, развить, воспитать…
В родителях порой глубоко сидит уверенность, что педагог может всё сделать один. Но многолетний опыт показывает, что кратчайший путь к развитию ребёнка лежит через совместные усилия педагога и родителей. Вместе они помогают ему открыть для себя удивительный мир театра, создают условия, которые неизбежно ставят его в положение творца собственного искусства: сценки, стихотворения или сказки.
Китайский мудрец Конфуций (551 — 479 гг. до н.э.) считал, что «три пути ведут к знанию: путь размышления — это путь самый благородный, путь подражания — это путь самый лёгкий, путь опыта — это путь самый горький». Задача педагога в работе с детьми — сделать этот путь не только лёгким, благородным, но и радостным, когда они сначала подражают педагогу и родителям, затем соревнуются с ними, наслаждаясь игрой, и, наконец, гордятся собственным художественным творчеством и своим мироощущением и миропониманием, получая удовольствие от персональной деятельности игры. И поэтому нужно постараться, чтобы каждая встреча с музыкой стала маленьким «вернисажем», «авторской встречей» с начинающими «актёрами», «писателями», «художниками», «музыкантами», имеющие права на собственные чувства, мысли и форму их выражения. В процессе работы, естественно, с помощью взрослых, ребёнок учится: лучше слышать — чувствовать — понимать — выражать свои мысли, а наша задача — постараться: почувствовать — понять — увидеть — услышать — поддержать его! Поскольку таким путём можно усилить интерес к искусству и развивать творческие способности. Чтобы развиваться, а может быть, даже перерасти в талант, любая способность должна иметь возможность практического проявления, иначе, из-за своей невостребованности, она останется в зародыше или зачахнет. Сегодня не потеряло своей актуальности изречение римского философа Плутарха: «ум — это не сосуд, который надо наполнить, а пламя, которое необходимо разжечь». Искусство же, являясь универсальным методом воспитания и развития ребёнка, должно в этом играть одну из главных ролей, оно должно нести эмоционально-ценностную сущность.
Под ценностным отношением к произведениям музыкального искусства мы понимаем такое отношение, которое характеризуется эстетической значимостью для личности музыкального искусства, наличием осознанной потребности в музыкальном искусстве и практического интереса к нему. Это отношение базируется на единстве эмоционального, когнитивного и поведенческого компонентов мировоззрения.
Пути гармонизации отношений человека и природы
... сущности отношений человека и природы и их проблем, а также определение путей гармонизации отношений человека и природы. Отметим, что рассматриваемая нами тема широко освещена в научной ... Благая жизнь мыслится не иначе, как в согласии и гармонии с природой. Средневековая христианизированная философия развивает концепцию ущербности природы как результата грехопадения человека. Неизмеримо высоко ...
Сущность развития позитивного эмоционально — ценностного отношения, характеризуется тем, что:
чувства становятся всё более сознательными и мотивированными;
происходит эволюция содержания чувств, обусловленная, как изменением образа жизни, так и появлением новых видов деятельности
меняется форма проявлений эмоций и чувств, их выражение в поведении, во внутренней жизни;
возрастает значение формирующейся системы чувств и переживаний в развитии личности.
Музыкальное образование (воспитание, обучение и развитие) способствуют формированию у учащихся эстетического чувства, сознания, потребностей, вкуса, ощущения и осознания красоты и гармонии в музыкальном искусстве и жизни. Общение подростков с музыкой открывает возможность для духовного становления личности и ее творческого самовыражения.
Нельзя сказать, что отечественная музыка ХХ в. не фигурирует в программах общеобразовательных школ. Однако обычно она представлена там скромным набором давно устоявшихся музыкальных примеров. Этого не достаточно для того, чтобы у учащихся возникло представление об альтернативе массовой музыке. (4)
Исходя из вышеизложенного, мы сформировали тему: «Приобщение к творчеству Сергея Сергеевича Прокофьева как условие формирования у старших школьников эмоционально-ценностного отношения музыке».
Проблема: в какой мере приобщение к творчеству С.С. Прокофьева может способствовать формированию у старших школьников эмоционально-ценностного отношения к музыке.
Цель: Выявить влияние приобщения к творчеству С.С. Прокофьева на формирование у старших школьников эмоционально-ценностного отношения к музыке.
Объект: Формирование у старших школьников эмоционально — ценностного отношения к музыке.
Предмет: Приобщение к творчеству С.С. Прокофьева как условие формирования у старших школьников эмоционально — ценностного отношения к музыке.
Гипотеза: Если педагог будет систематически приобщать учащихся старших классов к творчеству С.С. Прокофьева, то это может повлиять на формирование эмоционально — ценностного отношения к музыке.
Задачи:
Роль уроков музыки в формировании экологической культуры школьников
... уроках музыки прививает любовь к Родине, родной природе, формирует осознанное отношение к ее красоте, чувство сопричастности к тому, что происходит в окружающем мире. Глава I. ЧЕЛОВЕК – ПРИРОДА - ЭКОЛОГИЯ В ...
проанализировать психолого-педагогическую литературу по формированию у старших школьников эмоционально — ценностного отношения к музыке;
изучить опыт работы педагогов — музыкантов по формированию у старших школьников эмоционально-ценностного отношения к музыке, посредством приобщения к творчеству С.С. Прокофьева;
Провести диагностику уровня сформированности эмоционально — ценностного отношения к музыке у старших школьников.
Методы исследования
Диагностика
Обсуждение
Опрос
Рассказ
Установка
Беседа
Исполнение
Показ
1. Восприятие музыки как основа формирования у старших школьников эмоционально-ценностного отношения к музыке
Изучение музыки в школе как вида искусства направлено на достижение следующих целей:
формирование
развитие музыкальности; музыкального слуха, чувства ритма, музыкальной памяти и восприимчивости, способности к сопереживанию; образного и ассоциативного мышления, творческого воображения певческого голоса,
освоение музыки и знаний о музыке, ее интонационно-образной природе, жанровом и стилевом многообразии, о выразительных средствах, особенностях музыкального языка; о воздействии музыки на человека; о взаимосвязи с другими видами искусства и жизнью;
овладение практическими умениями и навыками
Основные содержательные линии:
обогащение
усвоение изучаемых музыкальных произведений и знаний о музыке;
овладение способами музыкально-учебной деятельности (музыкальные умения и навыки);
обогащение
Изучение предмета «Музыка» направлено на расширение опыта эмоционально-ценностного отношения подростков к произведениям искусства, опыта их музыкально-творческой деятельности, на приобретение и углубление знаний, умений и навыков, связанных с музыкальным искусством. Особое значение приобретает развитие индивидуально-личностного эмоционально-ценностного отношения учащихся к музыке, музыкального мышления, формирование представления о музыке как виде искусстве, раскрытие целостной музыкальной картины мира, воспитание потребности в музыкальном самообразовании.
Обогащение опыта эмоционально-ценностного отношения к музыке и знаний музыки в период обучения осуществляется в первую очередь за счет расширения диапазона изучаемых произведений в жанрово-стилевом отношении посредствам слушательской деятельности .
В программе музыкального образования школьников предусмотрено освоение учащимися музыкальных умений, присущих основным видам музыкальной деятельности и отвечающих их природе. В слушательской деятельности это умения:
Экспериментальная работа по развитию музыкального вкуса у младших школьников
... движение, игру на инструментах активизирует эмоционально осознанное отношение к воспринимаемому. А также хороший музыкальный слух развивается у тех ... эти способности в сочетании с умением почувствовать содержание музыки представляют собой музыкальность. В основу центральной теории музыкально ... только они смогут ее узнать в нотной записи по ручным знакам ладовых ступеней, рекомендуется предложить им ...
воспринимать
характеризовать
выявлять общее и различное между прослушанным произведением и другими музыкальными произведениями того же автора, сочинениями других композиторов, с произведениями других видов искусства и жизненными истоками;
Опыт музыкально-творческой учебной деятельности в слушании музыки приобретается в процессе личностно-окрашенного эмоционально-образного восприятия и оценки учащимися изучаемых образцов музыкального творчества, профессионального отечественного и зарубежного музыкального искусства различных исторических эпох и стилевой принадлежности, при сопоставлении различных исполнительских трактовок одного и того же произведения; при выявлении связей музыки с другими искусствами, историей, жизнью.
Мир, человек, природа, события истории и наша современность — главные темы искусства.
Проблема организации процесса восприятия музыки очень актуальна в наше время. Современная культурная реальность отличается невероятной множественностью. Эта множественность особенно заметна в музыке, где за внимание слушателя соперничают различные ее жанры и стили: классика, джаз, эстрадная и рок-музыка.
Большое место в жизни детей занимает легкая музыка. Простая для восприятия, она приносит им радость и веселье, но, к сожалению, не всегда развивает эстетический вкус и не всегда способствует формированию духовной культуры. Кроме того, современные школьники зачастую слушают музыку, рассчитанную на взрослую аудиторию. Бессмысленные музыкальные впечатления могут отрицательно сказаться на развитии духовной и музыкальной культуры.
В ряду жгучих проблем современной школьной «музыкальной педагогики» проблема формирования и развития интереса в музыкальном воспитании, развитии и обучении подростков становится, пожалуй, одной из наиболее важных и сложных, ибо если у учащихся нет интереса к тому, что происходит на уроке музыки, если урок проводится без эмоциональной приподнятости, сильных эмоциональных впечатлений и переживаний, если оживление наступает лишь со звонком с урока, ни о каком полноценном музыкальном развитии говорить не приходится. (5, 124)
Родоначальником теоретического и научного подхода к решению проблемы интереса можно считать великого чешского педагога Я.А. Коменского, справедливо считавшего, что одна изосновных задач учителя заключается в том, чтобы всеми средствами «воспламенять жажду знания и пылкое усердие в учении» (6, 200)
Действенную для своего времени систему пробуждения любознательности и развития интереса к учению разработал русский педагог К.Д. Ушинский. «Воспитатель не должен забывать, что учение, лишенное всякого интереса и взятое только силою принуждения… убивает в ученике охоту к учению, без которой он далеко не уйдет», — писал Ушинский, считавший школьную скуку «источником множества детских проступков и даже пороков». «Учение, — подчеркивал он, — это серьезный труд, требующий волевых усилий, но тем не менее этот труд должен быть интересным, привлекательным» (7, 511)
Музыкальный образ музыкальной сказки прокофьева петя и волк
... у волка крякает проглоченная утка. Вот и заканчивается симфоническая сказка Прокофьева, в которой много веселой и забавной музыки, много остроумных музыкальных находок. Я сама заканчиваю музыкальную школу и знаю по музыке все ... красиво, как будто перекликаются две птички. И, конечно, лучше всего было поручить флейте роль птички в сказке “Петя и волк”.Отрывистые, приглушенные звуки кларнета, особенно ...
Интерес — прекрасный стимул к учению вообще и приобщению к музыке в частности. Под его влиянием развивается музыкальная наблюдательность, интеллектуальная активность, обостряется работа воображения, восприятия, усиливается произвольное внимание, сосредоточенность. На уроках и внеклассных занятиях, где уделяется большое внимание формированию интереса к музыке, школьники-подростки переживают самые различные чувства. Здесь — и сомнение в правильности музыкальной оценки, и радость самостоятельного открытия, и восхищение глубиной музыкального сочинения, и удивление, и восторг…
Интересные уроки музыки — это не развлекательные занятия и конечно же не сухое вдалбливание песенного материала, музыкальных фрагментов, дат жизни композиторов. Это те уроки, которые вызывают разнообразную гамму чувств, размышлений, раздумий, эстетических переживаний.
В то же время интерес частный, узкий, изолированный осознается как интерес к определённым фактам и музыкальным явлениям без понимания их взаимной связи, без осмысления логики учебного предмета, направленного на приобщение к искусству. Как правило, это интерес к какой-то одной области музыки, чаще всего, легкой, и он тоже побуждает подростка к активной деятельности, например, вступлению в кружок гитаристов или эстрадную группу. Но опыт всё же показывает, что интерес к эстрадной поп-музыке редко перерастает в интерес к сочинениям высокого музыкального искусства. Подростки довольствуются сравнительно узким кругом сочинений «прикладного» характера: танцевально-дискотечные мелодии, хеви-метал и т.п.
Основная забота любителя подобного рода — это погоня за новинками. Тот, кто в среде себе подобных записал на магнитофон или купил в виде компакт-диска очередной «опус» групп «Иванушки international», «Лицей», «Мумий Тролль» или «Маша и медведь», оказывается желанным гостем в кругу сверстников и на школьной дискотеке: ведь он «посвящен» в ту музыку, которой не знают другие. Это повышает престиж обладателя новинки как в собственных глазах, так и во мнении других подростков. Отсюда почти мгновенное распространение некоторых, только что созданных сочинений рок- и поп-музыки. Однако данная проблема настолько жгуча и актуальна, что требует специального рассмотрения.
Но вот вопрос: обязательно ли следует с этим бороться?
Помнится, как, выступая на одном из заседаний во Всесоюзном доме композиторов, Д. Кабалевский подчеркнул, что считает принципиально неверным положение, при котором в музыкальных школах и колледжах от подростков «прячут» легкую музыку. И потому учащиеся этих учебных заведений не всегда понимают, что в развлекательной сфере музыки хорошо, а что плохо. «А ведь они — нормальные люди, — заметил Дмитрий Борисович, — и им в четырнадцать-пятнадцать лет нужна легкая музыка. Скажите, а вам самим не нужна легкая музыка? — обратился композитор к сидящим в зале коллегам. — По-видимому, нужна. Мы все понимаем, что Бетховен и Мусоргский — это великолепнейшие композиторы, их творения — вершина человеческого гения. Но под эту музыку танцевать невозможно, она не для развлечения!»
Особенности восприятия детьми старшего дошкольного возраста жанра ...
... программу по музыке для общеобразовательной школы так, что обучение начинается с простых первичных жанров с постепенным введением детей в мир более сложных музыкальных произведений. 1.3. Характеристика жанра камерной музыки. Камерная музыка ...
Можно по-разному, особенно в наше время, полное плюрализма, относиться к педагогическим сентенциям Кабалевского. Однако этим умным и тонким человеком был высказан ряд весьма плодотворных идей, касающихся школьного музыкального образования. И его позиция по отношению к проблеме функционирования легкой музыки в школе представляется вполне обоснованной. Вопрос лишь в том, какого рода легкую музыку целесообразно использовать в школьном музыкальном воспитании и как: в каком соотношении с произведениями других жанров, стилей, направлений.
Особенность восприятия музыки — в том, чтобы в разнообразии звуков услышать и оценить красоту созвучий, их выразительность; увидеть целостные художественные образы, вызывающие у слушателя соответствующие настроения, чувства и мысли. Тогда музыка заставляет пережить и прочувствовать то, о чем рассказывает.
На психологическом уровне восприятие музыки требует соответствующих установок, эмоциональной настройки на интонационную волну, театрализованного погружения в образный мир музыкального произведения.
Выход из погружения сопровождается ощущениями обновленности, обогащенности опытом воображаемой жизни, запечатленной в искусстве. Умением погружаться в художественный мир искусства определяется уровень музыкально-эстетической культуры человека.
По сложившейся традиции музыкально-педагогическое образование строится на материале музыки ХVIII и ХIХ вв. — от Баха до Рахманинова, который и в ХХ в. остался верен традициям предыдущего века. Современная музыка академической традиции, которая родилась в начале только что ушедшего столетия, принципиально новая, требующая иной ценностно-эстетической ориентации. Социальные перипетии русской истории отнюдь не способствовали приобщению публики к новому искусству. Тем более сложная ситуация возникла во второй половине столетия, когда не только современное, но и классическое искусство стало сдавать свои позиции под натиском массовой культуры. Между тем именно в искусстве ХХ в. и прежде всего в творчестве российских композиторов, занявших ключевые позиции в мировой музыке, отражена духовная жизнь поколений, переживших социальные потрясения столетия. Вопреки присущим современности цинизму и жестокости, она продолжает утверждать вечные ценности жизни, нести идеи гуманизма. Такое искусство должно занять подобающее место в общественном сознании, и общее образование должно содействовать этому.
Исходной точкой педагогического процесса на уроках музыки является работа по развитию восприятия музыки. В этой связи, чрезвычайно важное значение приобретает выбор репертуара как важнейшего фактора воспитания эмоционально-ценностного отношения к классической музыке, при подборе которого необходимо ориентироваться на приоритет таких требований, как художественная ценность, доступность, яркость средств музыкальной выразительности.
Этим, требованиям отвечает музыка С. Прокофьева. Композитор смотрел на жизнь человека изнутри, отсюда и острые гармонии и неожиданные скачки регистров, стихия моторики, движения и «сюжетика» природы, то есть одушевление её. Тем не менее, прокофьевская музыка достаточно сложна, поэтому требует тщательно продуманной работы педагога, использование им таких методов как методы активизации слухового восприятия, интоннационно-образного постижения музыки, применение частично-поисковых и методов стимуляции к высказываниям без боязни ошибиться, использование творческих заданий. Наибольшему эмоциональному отклику будет способствовать проведение интегрированных уроков, где учащиеся смогут выразить свое отношение к музыкально-художественным образам через рисунок, движение, слово.
Русская музыка ‘серебряного века’, музыкальный модернизм ...
... В музыке это выражалось в обращении к миру узких, индивидуалистических переживаний, а в соответствии с этим в излишней усложненности музыкального языка, в одностороннем развитии какого-либо одного из средств музыкальной выразительности. Правда, в ... буржуазной культуры. Эта оценка находится как бы в противоречии с двумя фактами. Во-первых, основателями модернизма в прошлом веке были поэты и художники ...
Если школьники научатся слушать и понимать такую музыку, чувствовать её близость своему миру переживаний, это обогатит их тезаурус музыкальных впечатлений, что явится основой для формирования положительного эмоционально-оценочного отношения к музыке С. Прокофьева — подлинному шедевру классической музыки.
В классной работе можно предложить учащимся послушать сюиту «Александр Невский» Прокофьева. Тут надо отметить, что это сюита — это произведение состоящее из 7 самостоятельных частей, объединенных общей темой. В основу сюиты положена музыка к одноименному фильму. Вниманию учащихся предлагается фрагмент «Вставайте люди русские…». Необходимо отметить, что редкое музыкальное произведение обладает столь сильной эмоциональной выразительностью и служит идеальным примером творческого проникновения современника событиями прошлого.
Новаторство композитора заключено в строгой логике, четкой структуре, резком контрасте ритма и темпа, жестких, резких звучаниях, т.е. то, что сейчас является характерным современной музыке.
Ребятам интересно будет узнать, что Прокофьев — композитор разносторонний. Его лирика, вдохновленная, глубокая, но вместе с тем внутренне сдержанная и кристально чистая. Его юмор насыщен тончайшими переходами от легкой иронии до злого сарказма и ядовитой сатиры. Его эпические произведения, по сути дела, — монументальный народный эпос.
Лучшие его произведения — и не только для театра, но даже симфонические и фортепианные — отличаются театральной выпуклостью образов, конкретностью их музыкальных характеристик.
В последующей работе надо стремиться к тому, чтобы после нескольких вводных уроков по творчеству Прокофьева, кульминацией второго-третьего уроков стали фрагменты из балета Прокофьева «Золушка». Восприятие этой музыки направлено на развитие у ребят умения не только определять в балете тот или иной танец, но и слышать его образное содержание, связанное с музыкально-драматургическим развитием спектакля. Главное, чтобы ребята почувствовали, услышали в музыке «Вальса» взволнованное и радостное настроение Золушки, впервые попавшей на бал. Ребята должны почувствовать, взволнованность музыки, динамические нарастания, устремленность к вершине (кульминации).
Слушая, как звучит «Вальс» в балете в исполнении симфонического оркестра, надо обратить внимание учащихся на богатство чувств, переданных этом музыкой, на соотношение тем: перед вальсом не только было вступление, но и звучала новая тема — тихая, прозрачная мелодия доброй феи, провожающей Золушку на бал. Неожиданно вторгшийся в музыку вальса бой часов должен послужить основой для высказываний ребят о содержании всей сцены (тревожный характер боя часов, прервавших в полночь волшебный бал, ребята подчеркивают жестом совсем иного характера — энергичным и вместе с тем механичным движением руки-маятника.).
М. Д. Мужчиль история зарубежной музыки
... из кризисного состояния. Постепенно восстанавливаются контакты с зарубежным искусством. В 1955 г. на заграничные гастроли ... духовности. В эти годы начинают вновь исполняться сочинения Прокофьева, Шостаковича. Именно они все эти десятилетия составляли ... углубленно-психологическое начало, то дальнейшая эволюция симфонической музыки композитора шла по пути кристаллизации классических основ стиля, в ...
Ребята начинают ярче ощущать радостную взволнованность Золушки, сопереживают ее чувствам, ее смятению и тревоге, появляющимся с первым ударом часов.
Обобщая сказанное, следует отметить, что у школьников слушательская деятельность имеет первостепенное значение как деятельность познавательная. Она способна обеспечить максимально широкий, в сравнении с другими видами музыкальной деятельности, объем получаемых учащимися знаний о музыке. При этом такие обобщенные знания, как знания об интонационно-образной природе музыки, ее жанровом и стилевом многообразии, а также конкретные знания музыкальных произведений, знания о композиторах, исполнителях и многие, многие другие в своей совокупности дают возможность учащимся раскрыть богатство и многообразие музыки, способность эмоционально оценивать ее, поэтому в школе и семье следует организовывать целенаправленное и осознанное восприятие музыки, а также помогать ребенку формировать собственный музыкально-художественный вкус.
музыка прокофьев эмоциональный школьник
2. Анализ программ музыки по вопросу формирования эмоционально-ценностного отношения старших школьников к музыке
Нами проведен анализ нескольких программ по музыке. Прежде всего, следует отметить, что в их содержании уделяется большое внимание знакомству с музыкальными произведениями С.С. Прокофьева и их подробному изучению с целью формирования эмоционально-ценностного отношения к музыке.
Проанализировав программу по музыке для общеобразовательной школы, созданную под научным руководством Д.Б. Кабалевского, мы выявили, что основным принципом программы является изучение музыки как живого образного искусства. Восприятие лежит в основе всех форм приобщения к музыке.
Главной особенностью программы является ее представление по принципу тематизма, что становится её методологической основой. При этом основные темы выделяются, исходя из необходимости формирования эмоционально-ценностного отношения учащихся именно к музыке как «живому искусству», например: «О чем говорит музыка», «Развитие музыки».
Важной чертой данной программы является привлечение межпредметных связей, что осуществляется благодаря общей системе построения дисциплин художественно-гуманитарного цикла, на основе этических и эстетических оценок, норм и критериев эмоционального отношения к миру. В раздел программы основной школы кроме музыкального материала включены примеры литературы, изобразительного искусства (иконография, живопись, скульптура, архитектура, декоративно-прикладное искусство), театра и кино, которые помогают учителю музыки развивать ассоциативно-образное мышление учащихся старших классов.
В содержание программы включено знакомство с разнообразными формами и жанрами музыкального искусства.
Цель программы — воспитать в учащихся музыкальную культуру как часть всей духовной культуры.
Лейтмотив программы, развивающий идеи педагогики двадцатых годов прошлого века, состоит в воспитании разносторонне развитой личности через освоение музыкальной культуры.
«Так, Бах, Моцарт, Бетховен, Шопен и Григ, Глинка, Мусоргский, Бородин и Чайковский становятся в один ряд с Прокофьевым, Шостаковичем и Хачатуряном, в равной мере воздействуют на наш духовный мир, на всю нашу жизнь…» (8, 135).
В программе предлагаются самые разнообразные по жанру и богатые по колориту примеры музыки Прокофьева: фрагменты из оперы «Война и мир» (ария Кутузова, «Вальс»), фрагменты из кантаты «К 20-летию Октября» («Мы идём тесной кучкой», «Революция»), «Отъезд» из сюиты «Зимний костёр», Классическая симфония. Все приведенные примеры, по мнению Д.Б. Кабалевского, подводят учащихся к умению грамотно, эмоционально воспринимать музыку других композиторов, посредством своей яркой образности музыкального языка гениального композитора.
Таким образом, программа Д.Б. Кабалевского вносит значительный вклад в методику музыкального воспитания старших школьников и приобщении их к творчеству Прокофьева.
Обратимся к программе «Музыка», созданной коллективом авторов В.К. Белобородовой, Е.В. Николаевой, Б.С. Рачиной, С.Л. Старовинской под руководством Ю.Б. Алиева.
В пояснительной записке говорится, что целью музыкального образования авторы считают знакомство детей с доступной им музыкой крупнейших композиторов, получение знаний о музыке и музыкантах, о выразительных средствах музыки.
Отличительной чертой программы является приобщение детей к музыкальной грамотности, приобретение всевозможных знаний о музыке и формирование умений и навыков практического музицирования. Детей учат понимать нотные знаки, петь по нотам простые попевки и песни, осваивают с ними простые размеры и соотношения длительностей. Звуковысотность осваивается посредством вокального интонирования как основы музыкальной речи. Используется также вокальная, ритмическая, двигательная импровизация, что способствует развитию музыкально-творческих способностей.
Важной чертой данной программы также является привлечение межпредметных связей, что осуществляется благодаря общей системе построения дисциплин художественно-гуманитарного цикла, на основе этических и эстетических оценок, норм и критериев эмоционального отношения к миру.
В содержание программы включено знакомство с разнообразными формами и жанрами музыкального искусства, а также предусмотрена связь музыки с литературой и изобразительным искусством. Многие ее темы предполагают взаимное проникновение разных видов художественной деятельности в едином уроке на основе их взаимопомощи и дополняемости. Некоторые темы могут послужить поводом интеграции музыки и театра, например «Сказка в музыке» (1 класс, 4 четверть).
Репертуар этой темы включает симфоническую сказку С. Прокофьев «Петя и Волк». В структуру уроков авторами программы введен раздел «инсценировки», который тоже может явиться средоточием интеграции музыки и театра.
В старших классах на основе принципа контраста учащиеся знакомятся с музыкой Прокофьева, на это отведена целая четверть (8 кл., 1 четв.).
Тема четверти звучит так: «Выдающиеся представители отечественного музыкального искусства».
В ходе обучения в 8 классе учащиеся подводятся к осознанию того, что различные жанры и роды музыки («серьезные» или «легкие») — это проявление разных сторон единого музыкального мира.
Знакомя восьмиклассников с творчеством С. Прокофьева учитель помогает учащимся осознать новаторство стиля этого композитора и вместе с тем подготавливает их к восприятию музыки XX в. Рассказывая о музыке в кино и театре, педагог подчеркивает ее значение и роль. Попутно идет углубление понимания учащимися музыкально-драматических жанров — оперы и балета, некоторые образцы которых им знакомы по прежним годам обучения («Война и мир», «Ромео и Джульетта», «Золушка»).
При изучении программы «Музыка» Е.Д. Критской, Г.П. Сергеевой, Т.С. Шмагиной мы отметили, что программа составлена в соответствии с основными положениями художественно-педагогической концепции Д.Б. Кабалевского. В ней нашли отражения изменившиеся социально-культурные условия деятельности современных образовательных учреждений, потребности педагогов-музыкантов в обновлении содержания и в новых технологиях массового музыкального образования.
Цель программы — формирование музыкальной культуры как неотъемлемой части духовной культуры.
Содержание базируется на художественно-образном, нравственно-эстетическом постижении пластов мирового музыкального искусства: фольклора, духовной, классической и современной музыки, что наблюдается и в новом варианте программы Д.Б. Кабалевского.
Проводя сравнение с данной программой, особенно хочется подчеркнуть, что у Е.Д. Критской опора идет на изучение обрядов, обычаев, традиций народной музыки как истоков творчества композиторов-классиков. Поэтому, программа обновлена произведениями фольклора и духовной музыки. В сферу исполнительской деятельности входят: хор, пластическое интонирование, музыкально-ритмические движения, игра на детских музыкальных инструментах, инсценирование песен, освоение элементов музыкальной грамотности.
Нравственно-эстетическая проблематика данной программы базируется на осмыслении учащимися «вечных тем» жизни и искусства, которые нашли отражение в музыкальных образах — прекрасное и безобразное, добро и зло, любовь и ненависть, жизнь и смерть, война и мир, отношение к природе, матери, к Родине, ее историческому прошлому и др. При этом, авторы выделяют ряд магистральных тем, к которым они обращаются циклически на протяжении всего курса общеобразовательной школы. К ним относятся: «Россия — Родина моя» (патриотическая направленность классического и современного материала).
В программе ставится задача добиться следующих умений и навыков, связанных с восприятием:
·понимать взаимодействие музыки с другими видами искусства но основе специфики языка каждого из них (музыки, литературы, изобразительного искусства, театра, кино и др.) и находить ассоциативные связи и жанровые параллели между художественными образцами музыки и других видов искусства
·размышлять о знакомом музыкальном произведении, высказывать суждение об основной идее, средствах и формах её воплощения
·различать простые и сложные жанры вокальной, инструментальной и сценической музыки, эмоционально — образно воспринимать и оценивать музыкальные произведения различных жанров
·понимать жизненно-образное содержание музыкальных произведений; различать лирические, эпические, драматические музыкальные образы, иметь представление о приёмах их взаимодействия и развития
·знать имена выдающихся русских и зарубежных композиторов, приводить примеры их сочинений
·совершенствовать представления о триединстве музыкальной деятельности (композитор — исполнитель — слушатель)
·творчески интерпретировать содержание музыкального произведения; ориентироваться в нотной записи как сфере фиксирования музыкальной речи
·давать личностную оценку музыке, звучащей на уроке и вне школы, аргументируя свое отношение к тем или иным музыкальным явлениям;
·понимать роль музыки в жизни человека;
·понимать значение традиций и новаторства в музыкальном искусстве прошлого и настоящего времени;
Музыкальный репертуар программы, в который входят композиторы классики и современники, способствует решению этих задач. Среди предлагаемого репертуара мы находим следующие произведения С.С. Прокофьева: «Александр Невский», Мимолётности №1, 7, 10, фрагменты из балета «Ромео и Джульетта», Симфония №1 (Классическая), Соната №2, вальсы из опер и балетов Прокофьева: «Война и мир», «Золушка; концерты.
Исходя из выше сказанного, можно отметить, как глубоко в программе анализируется музыка С.С. Прокофьева, рисующая нам самые разные образы мира и обогащающая нравственно-эстетический мир человека.
Из этого следует, что благодаря всем выделенным особенностям данного методического комплекта, в нем предлагается более активный, полный анализ базового музыкального репертуара старших классов общеобразовательной школы, что очень важно, так как изучение творчества Прокофьева требует глубокого и всестороннего подхода.
Проанализировав программы, мы убедились, как значительно творчество С.С. Прокофьева может повлиять на формирование у учащихся эмоционально-ценностного отношения не только к академической музыке, но и к окружающему миру в целом.
3. Диагностика эмоционально-ценностного отношения к музыке
Исходя из анализа программ предмета «Музыка» по проблеме формирования эмоционально-ценностного отношения к музыке, нами была сформулирована гипотеза практической части о том, что: если педагог будет систематически приобщать учащихся старших классов к творчеству С.С. Прокофьева, то это может повлиять на формирование эмоционально — ценностного отношения к музыке.
Исходя из цели, в экспериментально — практической части работы нами были поставлены следующие задачи:
·Провести диагностический тест на остаточные знания.
·Произвести сравнительный анализ полученных данных.
Для проведения диагностического среза был разработан тест, состоящий из 2 частей. В первой части теста исследуется уровень общих знаний о музыке и музыкальной выразительности. Во второй части исследуется уровень интереса к музыке вообще, и конкретно к музыке Прокофьева. Так же выясняется знание музыки Прокофьева и умение её анализировать. Тест состоит из 7 заданий, на выполнение которых отведён один академический час (45 минут).
Каждое задания оценивается по пятибалльной шкале. Сумма набранных балов переводится в финальную оценку, так же в пятибалльной системе.
В данном исследовании принимали участие учащиеся 9 класса, лицея №13 в составе 27 человек.
Испытуемым были розданы бланки теста. Перед учащимися была поставлена задача в течение урока ответить на все вопросы теста.
Первое задание должно было показать знание учащимися инструментов симфонического оркестра. Предлагается список 12 основных инструментов симфонического оркестра. Задача испытуемого подписать к каждому инструменту, к какой группе он относится, используя следующие обозначения: «1» — струнные (смычковые); «2» — деревянные духовые; «3» — медные духовые. К этому заданию по желанию предлагается выполнить дополнительное задание «со звёздочкой» — подписать в каком регистре звучат эти инструменты используя обозначения: «В» — высокий регистр; «С» — средний; «Н» — низкий.
В этом задании подсчитывалось сколько инструментов правильно определенно по группам. 11-12 правильных ответов соответствуют 5 баллам; 10-7 правильных ответов- 4 баллам; 6-3 правильных ответов 3 баллам; задание считается не выполненным если правильно определено менее 3 инструментов, и соответствует 2 баллам. При этом, если испытуемый выполняет задание повышенной сложности и успешно определяет регистр 5 и более инструментов, он увеличивает баллы по этому заданию на 1 балл (или получает 1 дополнительный балл, если набрал по этому заданию 5 баллов).
Во втором задании перед испытуемым ставится задача перечислить известные ему музыкальные формы и жанры. В качестве образца предлагаются жанры опера и симфония, и формы рондо и соната. Максимальные 8 баллов можно получить написав 4 формы и 4 жанра. 5 баллов соответствуют 7-8 правильным ответам; 4 балла 5-6 ответам; 3 балла получили учащиеся, давшие 3-4 правильных ответов, при чём, если учащийся назвал 4 жанра, и ни одной формы, он получал 3 балла; задание считается невыполненным если дано менее 3 правильных ответов, и соответствует 2 баллам.
В третьем задании выявляется знание учащимися основных средств музыкальной выразительности. Задача испытуемых была написать названия к 7 данным определениям средств музыкальной выразительности. 5 баллов соответствует 7-6 правильным ответам; 4 балла 5-4 ответам; 3 балла 3-2 ответам; задание считается невыполненным, если дано менее 2 правильных ответов, и соответствует 2 баллам.
В четвёртом задании предлагается раскрыть значение 2 терминов. Мы выбрали термины «полифония» и «а капелла». Учащиеся, верно раскрывшие оба термина, получили 5 баллов; раскрывшие только один получили 4 балла; учащиеся, не знающие значения этих терминов, получили 3 балла. На этом задании заканчивается первая часть теста.
Пятое задание освещает сразу несколько вопросов. Во-первых это умение анализировать услышанное впервые произведение, а именно определить его форму, или сколько в нём частей, и подобрать несколько эпитетов, описывающих характер произведения. Так же предлагается поразмышлять о программном названии, ответив на вопрос «как ты понимаешь название?». Во-вторых выявляется понравилось ли это произведение испытуемому, и почему. Для этого задание нами было выбрана 3-я пьеса из фортепианного цикла С.С. Прокофьева «Сарказмы», потому что, во-первых это эмоционально яркое, динамичное произведение, во-вторых написано в простой трёхчастной форме и имеет программное содержание, и наконец, потому что это произведение обычно не звучит в программах общеобразовательных школ, что позволит нам получить сведения об умениях, проявленных во время слушания, и исключит возможность написания «готового» ответа. Последний вопрос задания выявляет интерес учащихся к академической музыке прошлого столетия вообще. В этом задании оцениваются только первые 3 вопроса — правильно определив форму, раскрыв значение названия и правильно определив характер произведения, испытуемый получал 5 баллов; ответив только на 2 вопроса 4 балла; 1 правильный ответ соответствует 1 баллу. Чтобы оценить ответы на вопросы, касающиеся отношения учащихся к услышанному произведению и к музыке XX в., мы использовали следующую шкалу:
+2 — музыка понравилась, и есть интерес к ней
+1 — скорее понравилась, чем не понравилась
— нейтрален
— резко негативное отношение
Следующий, шестой вопрос выявляет знание произведений Прокофьева. В правом столбике записаны названия 6 его известных произведений, которые входят в разные школьные программы, начиная с 1 класса, в левом указаны их жанры. Испытуемый должен установить соответствие между ними, проведя линию от названия к его жанру. Здесь, по количеству верных ответов, мы выявили какие произведения известны классу, какие нет. Так же учащимся предлагалось записать произведения Прокофьева, известные им, но которых нет в списке. Это задание не влияет на оценку, т.к. исследует знания, которые учащиеся должны были получить в предыдущих классах, либо могли получить вовсе за стенами школы.
Последнее, 7 задание является своего рода анкетой, и тоже не оценивается. В нём выявляется, какую музыку любит слушать испытуемый в быту, что в ней нравится, и любит ли он вообще слушать музыку.
В результате анализа данные распределились следующим образом. Оценку «5» получил 1 ученик, получивший в сумме 22 балла из 25. Этот учащийся параллельно занимается в музыкальной школе, и проявляет большой интерес на уроках музыки в общеобразовательной школе. С небольшими погрешностями он практически полностью справился с первой частью. Во второй части примечательно то, что он единственный в классе назвал 2 произведения Прокофьева, которые не были перечислены в 6 задании — это балет «Ромео и Джульетта» и симфония №7.
Оценку «4» получили 11 испытуемых, оценку «3» — 14.
Оценку «2» получил 1 ученик, набравший 13 баллов, и проявивший резко негативное отношение к проводимой работе. В первой части он верно назвал только жанры музыки и раскрыл определение полифонии, остальные задания считаются не выполненными. В его работе все 4 задания первой части были зачёркнуты, что явно говорит о не желании выполнять эти задания. Вероятно, тут можно в некоторой степени говорить даже о неприязни. Во второй части он раскрыл значение названия произведения «Сарказмы» как насмешка над реальностью, и определил характер как резкий, переменчивый. Мы зачли эти ответы за верные. Однако, в вопросах, касающихся отношения к музыке XX в., музыке Прокофьева и музыке вообще он высказал резко негативное отношение.
Для больше точности и лояльности оценок нами было выведено 3 уровня, ориентированных на конкретный класс — высокий, средний и низкий. Высокий уровень соответствует диапазону баллов от максимально полученных 22 баллов до 18 баллов, которым соответствуют работы, показавшие хорошие результаты, но получившие оценку «4». Среднему уровню соответствуют работы, набравшие 17-15 баллов — это так называемые «четвёрки с минусом» и «тройки с плюсом». Работы низкого уровня нами определены, как работы набравшие минимальные 13 и 14 баллов. Таким образом, 9 испытуемых показали результаты высокого уровня, 11 среднего уровня и 7 работ низкого уровня.
Результаты 6 задания показали, что балет «Золушка» более всего известен классу, но и это показали всего 11 работ, что является 40% от класса. На «втором месте» оказалась песня «Болтунья», это показало 10 работ. Произведения «Петя и волк», «Война и мир» и «Александр Невский» знали 5, 4 и 3 учащихся соответственно. Соответствие «Детский альбом» — фортепианный цикл было только в 1 работе.
Таким образом, в ходе работы над экспериментально — практической частью исследования нами было дано описание методов исследования, освящен ход проведения исследования, в результате которого было установлено, что 20 из 27 учащихся (работы высокого и среднего уровней) проявляют интерес к музыке, что, как было отмечено в предыдущей главе, не мало важно для формирования эмоционально-ценностного отношения к ней. Но при этом знание музыки Прокофьева, на наш взгляд, в данном классе находится на низком уровне.