1. Введение
Развитие письменности школьников — важнейший момент в литературном образовании и формировании творческих способностей учащихся. Один из самых эффективных видов работы по развитию языка — композиция. Современная методика предлагает использовать на уроках литературы разные жанры школьных сочинений, что, на наш взгляд, актуализирует задачу классификации жанров школьных сочинений и систематизации методических приемов преподавания сочинений разных жанров.
2. Объект исследования
Объектом исследования являются жанры школьных сочинений.
3. Цель и задачи
Целью нашей работы является изучение гендерных характеристик школьных сочинений и методик подготовки учащихся к написанию сочинений разных жанров на уроках литературы в школе.
Цель определяет задачи:
- Раскрыть понятие «школьное сочинение».
- Рассмотреть самые известные классификации жанров школьных сочинений.
- Проанализировать и систематизировать методы, приемы и методы подготовки к написанию разного рода рефератов на уроках литературы в школе.
- Разработать систему уроков по подготовке к написанию различных сочинений.
4. Методы и теоретическая база
Методы, использованные в работе: типологический метод, метод анализа и обработки данных, методический эксперимент.
Теоретической базой для исследования стали работы таких методистов как Ю.А. Озеров, Т.А. Ладыженская, Д.Н. Ушаков, А.Д. Алферов, В.А. Никольский, А.В. Текучев.
5. Научная новизна исследования
Научная новизна исследования заключается в применении ранее изученных видов рефератов к новому объекту исследования.
6. Практическое значение
Материалы этой работы могут быть использованы при обучении написанию сочинений на уроках литературы в школе.
7. Апробация результатов исследования
Результаты исследования прошли апробацию на международной научно-практической конференции «Язык, литература и культура в современных парадигмах гуманитарного знания», которая состоялась на факультете отечественной и зарубежной литературы в АГГПУ им. В.М. Шукшина 20 апреля 2018 г и отражена в статье, опубликованной в сборнике материалов конференции.
Глава 1. Типология жанров школьных сочинений
1.1. Понятие школьного сочинения
В современных исследованиях можно выделить несколько определений понятия «школьная композиция».
В толковом словаре Д.Н. Ушакова находим следующее понятие «композиция»: «композиция» — один из видов обучения письменной речи, школьное упражнение в правильном изложении мыслей на определенную тему. Сочинение-повествование – это рассказ о событии, построенный по схеме: завязка-кульминация-развязка» [44].
Сочинение о школьной жизни 6 класс с пословицами
... с которой можно будет смело и уверенно отправляться во взрослую жизнь. Школа, любимая моя школа, я буду очень скучать! 2, 3, 5, 7 класс Школьная жизнь Несколько интересных сочинений ... и в реальной жизни, и в произведениях литературы строятся благодаря разным ... его творений. Относится к жанру комедии. Просыпаюсь я обычно ... уроках что-то интересное и рассуждают не только о повышениях цен на продукты, но и о ...
Как мы видим, Д.Н. Ушаков отмечает, что композиция — это обучающее упражнение на русском языке. «Сочинение» – самостоятельная школьная работа, представляющая собою письменное изложение учащимися своих мыслей на заданную тему» [44].
Второе понятие существенно не отличается от первого, с той лишь разницей, что в последнем нет слова «упражнение». Но есть оборот «самостоятельная школьная работа». Таким образом, для Д.Н. Приоритет Ушакова заключается в том, что реферат — это именно самостоятельная работа учащихся, направленная на развитие их творческих способностей как в русском языке, так и в литературе.
В конце концов, сочинение — это более общее название, школьное сочинение — это один из видов работ, которые в дальнейшем рассматриваются, связное изложение мыслей учащихся, рассуждения по предмету работы. Школьные сочинения — один из важных факторов в общей системе обучения.
В следующем определении сочинение называется уже просто работой. В своем определении А.Д. Алферов считает материалом только произведения искусства.
Методист В.А. Никольский подчеркивает важность работы над сочинением в процессе обучения. Он утверждает, что сочинение не только является упражнением в форме и стиле, но и требует осмысленной работы над выражением собственной мысли на основе достаточных данных [21, 367]. Это означает, что эссе – это свободное выражение собственных суждений, но при этом оно должно быть построено по заранее продуманному плану.
Согласно определению В.А. Никольского, школьное сочинение является процессом и результатом работы над темой, предложенной преподавателем, ученика и самого преподавателя [21, 368]. Таким образом, работа ученика над сочинением зависит от его руководства со стороны учителя.
Сочинение – это упражнение сложное, высокого уровня. Эссе представляет собой творческое и независимое написание учащимся своих чувств, мыслей, суждений с целью рассказать об этом другим [21, 367]. Эссе является общим названием для разных типов упражнений, в которых осуществляется подробное и логически связанное изложение любой мысли.
По мнению А.В. Текучева, школьное эссе представляет собой творческое и самостоятельное изложение учеником своих рассуждений, эмоций, мыслей с целью информирования окружающих [43, 297-299]. Сочинение является творческой работой, требующей самостоятельности, активности и вложения личного опыта со стороны учащегося. Оно включает в себя разработку текста, его систематизацию, построение композиции и плана, установление логических связей между предложениями, подбор фразеологизмов и словосочетаний, орфографическую и пунктуационную проверку.
Самостоятельная работа в форме реферата проводится на уроках русского языка и литературы. Сочинение является универсальной формой работы, которая позволяет учителю оценить уровень знаний учеников в различных аспектах: развитие и культуру речи, анализ художественного текста, понимание поставленных задач и самостоятельность в их выполнении.
Одной из особенностей использования эссе на уроках литературы является разнообразие жанров, которые можно использовать при написании сочинений. Благодаря изучению художественных текстов, ученик может написать эссе разного рода: как традиционное, так и нестандартное. Такой подход помогает развивать навыки устной и письменной речи, культуры и стилистики речи, воображения и творческих способностей, а также междисциплинарного общения. Кроме того, выбор жанра сочинения на уроках русского языка зачастую зависит от требований ОГЭ.
Подготовка к сочинению. Работа над комментарием
... какое-то отношение к сочинению. Это и опыт С.В.Драбкиной, и рекомендации Цыбулько и Егораевой, и многих учителей-практиков. Что же я применяю в своей работе, в частности в работе над комментарием? Давайте вспомним: ... описание портрета, речи героя, пейзаж, интерьер и т.д. Какие же языковые средства помогают нам увидеть авторское отношение к тому, о чем он пишет? Давайте найдем их в тексте. ...
В данной работе мы придерживаемся определения понятия школьного сочинения, данного методистом А.В. Текучевым. Он выделяет творческий аспект эссе, а также говорит о роли плана и подготовительной работы в процессе создания эссе, что не отражено в других пунктах зрения.
1.2. Жанровые разновидности школьных сочинений
Сочинения на литературную тему и сочинения на свободную тему являются двумя основными типами сочинений по их содержанию. Сочинения на свободную тему, как правило, не связаны с литературой или связаны с ней не по программному материалу.
А.В. Текучев предлагает классификацию эссе на свободные темы по различным критериям, таким как источник получения материала для эссе, жанр, место, объем и способ выполнения, а также наличие или отсутствие связанных с ними дополнительных заданий.
По источнику материала различаются следующие типы сочинений:
- Сочинения, основанные на собственных переживаниях ученика. Эти сочинения основаны на личном жизненном опыте ученика и его наблюдениях.
- Сочинения, основанные на наблюдениях над природными явлениями, социальной жизнью и трудовой деятельностью людей. Эти сочинения могут быть результатом специальных, продуманных, случайных или организованных наблюдений.
- Сочинения по картине. Это средние по объему письменные рассуждения учеников в логической форме. Подготовка к таким сочинениям проходит на уроках, но часто они пишутся дома. Цель таких сочинений может быть разнообразной, включая использование различных стилистических приемов, изобразительных средств языка, пополнение лексикона и тематических словарей, создание предложений конкретной конструкции, а также активизацию словаря и навыки составления кратких зарисовок картин из жизни людей и природы.
- Сочинения, являющиеся результатом чтения художественной и научно-популярной литературы. К таким сочинениям относятся аннотации, анализы, эссе, отзывы, рецензии, портретные характеристики, заметки и другие формы письменных работ.
В данном исследовании мы будем рассматривать различные виды сочинений, их особенности и роль в развитии учеников. Сочинения могут быть выполнены в различных жанрах, таких как описание, рассуждение и повествование. В зависимости от места, объема и способа выполнения, они могут быть классными или домашними, коллективными или самостоятельными, миниатюрными или подробными.
Одним из видов сочинений является эссе на основе ключевых слов. В таких эссе включаются слова определенного типа, которые помогают развить навыки связной речи у учеников. Также существуют сочинения, которые проводятся с целью пополнения лексикона школьников. Для них опорными словами могут быть тематически подобранные учителем слова, тропы и фразеологизмы.
Сочинения по произведениям русских классиков
... того времени. Свой роман Лермонтов публиковал по частям в журнале “Отечественные записки”, а потом издал целиком. Белинскому очень понравилось это произведение, и он был первый, кто ... ” и т. д. Несмотря на это. Блок чувствует кровное родство со всем русским. “В лоскутах ее (Руси) дохмотий души скрываю наготу”, -говорит герой поэта. Блок ...
Сочинения играют важную роль в идейно-просветительских задачах по русскому языку и литературе. Они отражают внутренний мир ученика и позволяют следить за его развитием, отношением к жизни и мировоззрением. Рефераты позволяют оценить знание учащимися фактического материала и умение использовать лингвистические средства при письме. А эссе помогает улучшить стиль, выразительность и композицию связных высказываний.
Для успешного выполнения эссе необходимо следовать определенной системе, постепенно повышая требования к их содержанию, изложению и грамотности. Уроки сочинения должны учить студентов логически рассказывать что-то согласно плану, выделять основные связи между явлениями, представлять свои выводы и доказательства и резюмировать.
Методическая система преподавания сочинения в школе должна учитывать методологию подготовительной работы, тематику сочинений, виды и последовательность их выполнения, а также последующую работу с ними. Очерки литературных произведений предполагают знание художественного текста, его понимание и анализ содержания и формы.
Различные типы сочинений на литературную тему
Ю.А. Озеров рассматривает такие проблемно-тематические типы сочинений на литературную тему:
- Сочинение-характеристика — это анализ конкретного литературного персонажа, сравнительно-сопоставительная характеристика нескольких персонажей, характеристика группы литературных персонажей или обобщающая характеристика.
- Литературно-критические сочинения, в которых проводится анализ темы, характеристика определенного временного периода или темы в творчестве автора.
- Сочинения по проблемам содержания и формы литературного произведения, анализ критической статьи.
- Сочинения по проблеме отражения важных исторических событий в литературном произведении, анализ определенной проблемы.
С недавних пор в школьном обучении литературы зародилась тенденция более обширного формулирования тем сочинений, особенно в ситуации ЕГЭ, с условием самостоятельного выбора учеником проблемы или определенного аспекта для письменного изложения своих мыслей.
Сочинения учащихся как лингвистические произведения
В жанровом отношении сочинения учащихся рассматриваются как лингвистические произведения. Т.А. Ладыженская разработала одну из подобных классификаций, в которой сочинение рассматривается как тематическое, смысловое, структурное и стилевое единство, определяемое коммуникативной установкой автора. Она отмечает, что каждое сочинение имеет свое предметно-логическое содержание, свою структуру и свои речевые особенности, что и составляет предмет обучения в средней школе. Поэтому сочинение является предметом обучения, особенно на уроках литературы, которые специально отводятся на развитие связной речи учащихся.
Основываясь на данном принципе, Т.А. Ладыженская выделяет три группы сочинений:
- Сочинения, основанные на воспроизведении исходных текстов (пересказ): основных тезисов литературно-критической или литературоведческой статьи по предложенной теме.
- Сочинения, предполагающие интерпретацию исходного текста: отзывы, рецензии, аннотации, литературные очерки (эссе).
Эти произведения отличаются от исходного художественного произведения собственным стилем ученика и структурно-речевыми особенностями.
- Сочинения, основанные на собственных мыслях и идеях ученика, не связанные с исходным текстом: эссе, рефлексии, рассуждения.
Введение
Русский язык и литература – важные предметы в школьной программе. Написание эссе является неотъемлемой частью учебного процесса, так как помогает развить мышление и логику, обогащает словарный запас и способствует формированию собственной позиции по той или иной теме.
Сочинение по тексту искандера о сложностях жизни
... По Ф. Искандеру) Источник: https://www.referat.hhos.ru/2016-06-10-05-56-09/6686-2016-06-10-21-43-25.html Задание №2405. Тип задания 27. ЕГЭ по русскому языку Напишите сочинение по прочитанному тексту. ... (20) Савельич — это то чувство, которое всю жизнь Пушкин так ценил в людях. (21) И, наоборот, предательство, ... Савельич. (32) То же самое можно сказать о Маше и о юном Гринёве. (33) Одним словом, здесь ...
Жанровая классификация сочинений
Традиционная жанровая классификация сочинений была перестроена в последнее время. В настоящее время предлагаемое жанровое разнообразие дает ученику больше возможностей для творческого самовыражения. Эссе стали писать в нетрадиционных формах: сочинение-«кинолентовидение», сочинение хайку и сочинение-даймонд/диаманта.
Сочинение-«кинолентовидение»
Этот вид сочинения написан на основе ключевых слов. В 5-9 классах используется 5-7 слов, а в 10-11 классах – 7-11 слов.
Сочинение хайку
Сочинение в форме трехстишия, написанное на основе опорного слова. Первая строка начинается с «Я был» или «Я видел», вторая строка указывает на место и действие, а третья строка отвечает на вопрос «как?». Написание хайку помогает развить способность к лаконичному выражению мыслей.
Сочинение-даймонд/диаманта
Этот мини-текст состоит из семи строк, где первая и последняя строка являются существительными – антонимами, а вторая строка содержит два прилагательных или причастия, относящиеся к первому существительному. Третья строка содержит три глагола, которые также относятся к первому существительному. Четвертая строка включает два антонимичных нераспространенных предложения, в которых подлежащими являются существительные из первой и последней строк. Пятая и шестая строки такие же, как вторая и третья, но относятся к последнему существительному.
Заключение
Вводя нетрадиционные формы написания эссе в школьную программу, мы развиваем творческие способности учащихся и даем им возможность самовыражения. В результате, сформированные умения и навыки станут полезными и в дальнейшей жизни.
Виды композиций для написания сочинений
Чтобы написать качественное сочинение, нужно выбрать подходящую композицию. В этом статье мы рассмотрим различные виды композиций для написания сочинений.
Сочинение-монофон
Сочинение-монофон представляет собой текст из не менее чем 50 слов, начинающихся с одной буквы или звука на усмотрение учащегося. В предложении предлоги, союзы и наречия могут начинаться с любой буквы или звука.
Сочинение-сага
Сочинение-сага или мини-сага состоит из 50 слов и должно содержать все элементы композиции: сеттинг, кульминацию и эпилог. Оно должно быть значимым, использовать лирические отступления и прорабатывать детали.
Композиция-идентификация
Композиция-идентификация — это композиция-метаморфоза, в которой ученик познает роль объекта или явления и описывает свои чувства, переживания, эмоции и различные ситуации, которые могут с ним случиться.
Эссе-продолжение
Эссе-продолжение — это эссе, которое продолжает сюжет художественного текста.
Сочинения на литературную тему
... идейного содержания всего произведения. Сочинение-этюд, Сочинение-эссе, Сочинение-рецензия, Сочинение-дневник, Сочинение-письмо, Сочинение на свободную тему Это один из сложнейших видов сочинений, требующий знания не ... плану. Именно план придает произведению четкость, стройность, последовательность, полноту и совершенство. Опираясь на план, пишущий делит текст сочинения на абзацы. План может быть ...
Эссе-приквел
В эссе-приквеле рассказывается предыстория событий художественного текста.
Сочинение-мидквел
Сочинение-мидквел дополняет сюжет произведения. Второстепенное событие происходит одновременно с описанным в тексте событием.
Интерквел-эссе
Интерквел-эссе — это эссе, в котором рассказывается о событиях, произошедших между сторонами, например, в эпосе.
Макияж
Макияж — это работа, которая представляет собой новое прочтение или интерпретацию уже известного произведения искусства.
Сочинение-ремикс
Сочинение-ремикс — это синтез нескольких частей исходного сюжета, сочетание разных отступлений и деталей и т.д. Итогом является произведение, отличное от первоначального.
Композиция экфрасиса
Композиция экфрасиса — это сочинение, в котором в тексте описывается произведение искусства или архитектуры.
Сочинение-фанфик
Сочинение-фанфик — это творческая работа, написанная фанатами конкретного художественного текста, созданная с опорой на оригинальный сюжет; Использование героев исходного текста и погружение их в иную реальность.
Гендерные характеристики композиции определяются с использованием подачи материала, позиции автора по анализируемому конфликту, событию, повседневной жизни, аварии, герою, портрету. Руководствуясь собственными позициями, мнениями, способностями, уровнем развития мысли и словарного запаса, ученик самостоятельно подбирает слова, фразеологизмы, синтаксические конструкции и с их помощью устанавливает структуру текста.
В работах Ю.А. Озерова на первый план выходят такие жанры школьного сочинения, как сочинение-литературный портрет, сочинение-рецензия, сочинение-литературно-критическая статья, сочинение-очерк (или сочинение-рассказ), сочинение-воспоминание, сочинение-дневник, сочинение-стихотворение.
Если жанры, рассматриваемые Т.А. Ладыженской, рассчитаны на основной коллектив старшеклассников, то Ю.А. Озеров в своей классификации рассматривает такие типы эссе, чтобы сосредоточить внимание на способностях студента как личного автора.
Синтез двух подходов к написанию студентами — тематического и жанрового — при обучении написанию эссе очень эффективен. Вместе они помогают повысить уровень языковой подготовки и создать более глубокий анализ художественных текстов, на основе изучения которых написано эссе.
М.Т. Баранов, Т.А. Ладыженская следующим образом классифицируют сочинения:
- По темам сочинения делятся на две группы: лингвистические сочинения и сочинения на жизненные темы, т.е. свободные.
По типу написанных текстов различают:
- а) сочинения, традиционно относящиеся к «школьным жанрам» сочинения повествования, описания, рассуждения, повествования с элементами описания, рассуждения, рассуждения с элементами повествования, описания и т.д.
- б) сочинения, похожие на те речевые произведения, которые существуют в реальной речевой практике: рассказ, заметка, статья в газету, репортаж, очерк, доклад и т.д.
Разговорный стиль эссе и книжный стиль различаются по стилю: коммерческий, научный, учебно-научный, публицистический и художественный.
По источнику материала композиции выделяются на основе жизненного опыта, прочитанного, изученного, картин, фильмов, театральных постановок, музыкальных вкусов.
План-конспект русского языка в 6 классе : «Обучение сочинению-рассуждению ...
... к самостоятельному сочинению-рассуждению рассматриваемого типа. 2) развивающие : развитие коммуникативных навыков учащихся; развитие умения рассуждать, подбирая необходимые аргументы из литературных произведений, ... настоящий друг, как поступил с Дубровским Троекуров? Ответы учеников использует ли ... тезисом? (Ответ на вопрос, поставленный в теме, ваши рассуждения, высказывания известных людей, статья ...
По объему выделяют сочинения-миниатюры.
Классификация сочинений по усложненности
По усложненности дополнительным языковым заданием выделяются: сочинения с грамматическим (морфологическим, синтаксическим), лексическим, стилистическим и другим заданием; сочинения по опорным словам и словосочетаниям.
Методисты Е.А. Баринова, Л.Ф. Боженкова, В.И. Лебедев рассматривают следующую типологию сочинений:
В зависимости от цели сочинения могут быть обучающие и контролирующие.
По месту выполнения сочинения могут быть классные и домашние.
По источникам знаний классификация сочинений следующая:
- сочинения на основе личных наблюдений и впечатлений учащихся;
- сочинения по картине;
- сочинения по курсу литературы.
По способу изложения рассуждений можно выделить композиции рассуждений, композиции повествовательного характера и описания.
Большинство классификаций сочинений разных методистов имеют общее, часто сочинения классифицируют по следующим основаниям:
- источник;
- жанр;
- объем;
- сочинения с дополнительным заданием.
Можно сделать вывод, что рассмотренные классификации произведений на литературную тему достаточно близки между собой, их отличие только в названии и некоторых нюансах. Наиболее подходящей для нас является классификация Ю.А. Озерова. Поскольку он рассматривает типы эссе, которые фокусируются на творческих способностях учащегося, и предлагает такие виды сочинений, которые могут более полно развить языковые навыки учащихся.
Характеристика отдельных жанров школьных сочинений
Исходя из изученных нами методических работ, для разработки уроков подготовки к написанию сочинений познакомимся более подробно со своеобразием таких жанров школьных сочинений, как: литературно-критическая статья, рецензия, эссе, очерк, дневник, путешествие, эпистолярный жанр.
Критически-литературная статья, эссе, эссе, рецензия — все это относится к жанру литературной критики, целью которой является оценка и интерпретация литературного произведения, объяснение описанных в них жизненных ситуаций.
Критикам следует рассматривать произведение искусства со всех сторон: эстетической, гуманистической, моральной. Сам критик в лице ученика пытается помочь читателю понять идеи и образы, представленные автором. При этом анализирует поэтику и образный строй писателя.
Критик в своих рассуждениях должен быть искренен, доброжелателен, точен и аргументировать каждую свою позицию примерами из текста.
Школьные сочинения в жанре литературно-критической статьи могут быть посвящены:
1. персонажу или группе персонажей одного произведения («Печорин герой своего времени» в романе М.Ю. Лермонтова «Герой нашего времени», «Фамусовское общество в комедии А.С. Грибоедова «Горе от ума»);
2. сравнительно-сопоставительному анализу персонажей нескольких произведений («Сравнительная характеристика Онегина и Печорина», «Онегин и Чацкий — лишние люди своего общества»);
3. Цельному пояснению всего произведения или поставленной в нем проблемы («Как «Горе от ума» из комедии переходит в драму», «Гоголевская комедия «Ревизор» и современная действительность» «Пейзаж и его роль в повести Н.В. Гоголя «Старосветские помещики»).
Проблема восприятия литературного произведения
... ответов, не тосковать от обязательности запоминания. (11)А ещё захватила магия звучащего мастерского литературного слова, которое в исполнении чтеца как будто разогревало воздух, погружало нас, слушающих, ... Действительно, искусство в нашей жизни играет большую роль. Во-первых, давайте вспомним произведение А.П. Чехова «Попрыгунья». Доходов титулярного советника и врача Осипа Ивановича Дымова, ...
Эссе — прозаическое произведение, как правило, небольшое по объему и написанное в произвольной композиции, трактует индивидуальную тему и передает личные эмоции и мысли, связанные с ней. Эссеист, в основном, не ставит конечный вердикт художественному произведению.
Эссе могут быть не только литературно-критическими, но и публицистическими, философскими, историко-библиографическими, беллетристическими. Однако большего успеха этот жанр достиг именно в литературе.
Особенности эссеисткого стиля заключаются в акцентированной субъективности, образности, афористичности, использовании разговорной лексики. Для него характерна личная интерпретация произведения, какой-либо проблемы или темы, естественный, в форме свободной беседы с читателем, способ повествования.
Дневник — литературно-бытовой жанр, повествование которого ведется от первого лица. Любой человек может фиксировать различные ежедневные происшествия в его жизни. Можно сказать, что это автобиографическая запись, она всегда современна описываемым событиям.
Дневник в художественной литературе
В художественной литературе дневниковые записи героев часто используются как жанровая разновидность художественной прозы. Дневник предоставляет автору-рассказчику возможность выбора темы и широкого композиционного диапазона, позволяющего создать иллюзию непринужденного повествования о размышлениях и эмоциях героя, а также осветить его характер со всех сторон.
Наиболее часто дневниковые записи используются авторами путешествий. Они могут представлять собой как отдельные части произведения, так и целые произведения, например «Журнал Печорина» в романе «Герой нашего времени» М.Ю. Лермонтова или «Демикатоновая книга» в «Соборянах» Н.С. Лескова.
Похожими на дневники являются «записки» и «исповеди», такие как «Записки сумасшедшего» Н.В. Гоголя или тетрадь Ипполита в романе Ф.М. Достоевского «Идиот». Также письма, например «Письма русского путешественника» Н.М. Карамзина, могут напоминать дневниковые записи и представлять собой своего рода дорожный дневник.
Особый интерес представляют «записки» самого писателя, которые предназначены для постороннего чтения и литературно обработаны, например «Уединенное» В.Розанова и другие произведения.
Путешествия в литературе
Путешествия являются отдельным жанром литературы и могут иметь два типа.
Первый тип — это документальные путешествия, в которых путешественник описывает географический, этнографический, бытовой и социальный облик увиденных городов и людей. Они имеют ценность как познавательная и эстетическая, особенно во времена, когда проза еще не разделилась на художественную и научную. Примером таких путешествий может служить «Хождение за три моря» А.Никитина, созданное в средние века.
Второй тип — это путешествия как жанр произведений, в которых композиция и сюжет создаются в форме документальных путешествий. Этот жанр привлекал писателей различных литературных направлений. Сентименталисты, как правило, использовали дневниковую форму, которая наиболее полно передает чувства и эмоции «сентиментального» путешественника, например «Письма русского путешественника» Н.М. Карамзина. Писатели-романтики также часто использовали тему путешествия, создавая лирические путевые очерки, в которых романтический герой, разочаровавшись в современном обществе, отправлялся в дальние страны.
Сочинение по произведениям Астафьева VK.init({apiId: 3744931, ...
... будем уступать силе духа лошади у нейтральной полосы. Писалось: 2014-2015, 9 класс Тема: Сочинение по произведениям Астафьева VK.init({apiId: 3744931, onlyWidgets: ... и война, защитившего страну и свою жизнь. Так и старая лошадь борется за жизнь в страхе, что если упадет, ... и непреодолимое желание жить. Все в этом коротком рассказе. Старая лошадь — это собирательный образ миллионов людей. Та же судьба, ...
В путешествии отражены различные стороны бытовой и духовной жизни людей, лирические отступления писателя об истории и культуре страны, зарисовки нравов и обычаев, бытовые сцены.
Это все вызывает интерес и у писателей-реалистов, в чьем творчестве можно выявить все аспекты этого жанра. В XIX веке написано много приключенческих романов-путешествия. Они включают в себя и научную информацию. В XX веке она уверенно входит в содержание произведений, создаются иные варианты жанра путевого очерка: путевой репортаж, путеводитель, возрастает значимость общественной тематики.
Образцами путевого жанра в русской литературе является «Путешествие в Арзрум» А.С. Пушкина, «Фрегат «Паллада» И.А. Гончарова, «Остров Сахалин» А.П. Чехова и др.
Школьное сочинение ученик может написать в рамках жанра путевого очерка или путевых заметок. Тема может быть публицистической или связанной с литературным краеведением.
Эпистолярный жанр берет свою основу в бытовой переписки. В художественной литературе «корреспонденты» становятся героями событий, а их переписка — повествовательным приемом.
Форма писем или посланий (эпистол) дает возможность персонажам в непосредственной, дружеской переписке раскрыть свой внутренний мир. Кроме того, письма создают эффект документальности, подлинности сообщения и несут в себе благодаря этому особую убедительность.
Форма письма применяется в романах, в публицистике (открытое письмо), в критике.
В русской литературе можно привести примеры произведений, написанных в эпистолярном жанре:
«Письма русского путешественника» Н. М. Карамзина, «Роман в письмах» А. С. Пушкина, «Бедные люди» Ф. М. Достоевского и др.
В эпистолярную литературу включают также переписки выдающихся личностей, имеющие историко-культурную значимость.
Для школьного сочинения в эпистолярном жанре подходит как публицистическая, так и литературно-критическая тема, но лучше не создавать переписку от имени литературных героев, это может затруднить истолкование произведения. Переписка двух одноклассников поможет рассмотреть разные точки зрения на проблему, образ, произведение или наиболее полно показать общее мнение, при этом осветив все стороны изучаемой темы.
Таким образом, мы можем сделать вывод, что рассмотренные нами жанры школьных сочинений позволят учителю более удачно реализовать требования ФГОС, такие как: интеграция с другими предметами, парная и групповая работа, развитие основных языковых умений и творческих способностей учащихся.
1.4 Методика обучения написанию сочинений разных жанров
Сочинения являются итоговой формой работы с художественным произведением. Этот вид работы является одной из интерпретаций художественного произведения.
Любое школьное сочинение – это результат плодотворной речевой деятельности и представляет собой, с одной стороны, предмет обучения, с другой – средство достижения конечной цели – формирование коммуникативно-речевых навыков учеников. Сочинение дает возможность одновременно решать задачи обучения, развития и воспитания школьников. Работа с сочинением формирует такие умения как:
- умение работать с выбранной темой;
- умение управлять своим сочинением в соответствии с определенной идеей;
- умение собирать и систематизировать материал;
- умение пользоваться материалом, составлять план сочинения, строить его композицию;
- умение проводить языковую подготовку;
- умение строить текст и передавать его устным и письменным способом;
- умение корректировать, анализировать созданный текст и уметь его оценить.
Последние два – самые важные, потому что в них находит свое отражение вся подготовительная работа. Это – своего рода итог подготовительных ступеней, синтез всех умений:
- умения грамотно начать и удачно закончить текст, писать в рамках плана, не упустить какие-либо важные компоненты, использовать заранее написанное в содержании, и в лексике;
- «технические» умения: рассчитывать свое время, чтобы успеть все написать, и в то же время не скомкать задуманное;
— По наблюдениям Карнаух И.Л. создать любое произведение, включая школьное сочинение, вне жанра невозможно. Традиционное школьное сочинение рассматривается как сходство с литературно-критической статьей, но некоторые методисты рассматривают его как самостоятельный жанр.
Как видно, сочинение возможно создавать в разнообразных жанрах прозы, не теряя его специфики школьного упражнения.
Жанры для школьного сочинения
Более подходящими жанрами для школьного сочинения можно назвать литературно-критическую статью, рецензию, эссе, очерк, дневник, эпистолярный жанр, путешествие. Их особенность заключается в универсальности, они могут быть созданы в рамках литературной, публицистической или социальной темы [13, 6].
Выбор темы и типа сочинения
Начиная работу над сочинением, учащемуся необходимо выбрать тему. Определение темы и вида сочинения – первая подготовительная ступень. Это задача педагога, который всё делает таким образом, чтобы ученики выбрали эту тему сами. Учитель может дать несколько вариантов тем – дети могут выбрать одну тему на весь класс или лично каждый для себя. Существуют и такие темы, которые имеют схожее звучание, но каждым учеником раскрываются по-разному. Например, тема «Печорин – герой своего времени» может быть рассмотрена как история лишнего человека, нуждающегося в помощи, или как антигерой, поступки и поведение которого вызывают разногласия.
Тип речи, стиль и жанр
При выборе темы решается вопрос о типе речи, стиле и жанре. Например, сочинение «Система женских образов в романе М.Ю. Лермонтова «Герой нашего времени»» скорее всего будет описанием, сравнительно-сопоставительным и в то же время художественным. По жанру это может быть литературно-критическая статья, рецензия или эпистолярный жанр.
Подготовка и мотивация
Отталкиваясь от выбранного учителем жанра сочинения, детали подготовительной работы могут меняться, но существуют непреложные этапы подготовки: первая – ситуация, вторая – мотивация, они порождают интерес и желание рассказать или написать. Мотивацию создает изученное ранее о произведении: экранизации, интерпретации, лекции выдающихся литературоведов, критические статьи, рецензии, посещение театра и прочие мероприятия. Необходимо создать для учащихся определенную творческую обстановку.
Планирование
План – важная часть каждого акта и любого выражения. Создавая свой речевой поток, особенно – монолог, говорящий всегда планирует основные аспекты. Лучший план – созданный на бумаге, затем – воспроизведенный в речи, затем – мысленный. В процессе создания сочинения план возможно редактировать. При длительной подготовке к сочинению план может составляться заранее, его можно перестраивать, улучшать. Главное, чтобы ученики помнили, что деление сочинения на абзацы зависит от пунктов плана.
Сбор материала – следующая подготовительная стадия к сочинению. Стоит различать два канала и способа собирания: общее знание художественного текста или отбор критических статей, рецензий, очерков, их поиски и умение оперировать ими в соответствии определенной цели, выбранной теме сочинения. Первый вариант – традиционен и частотен; второй организуется в чётко определенные сроки, иногда от первого уроказнакомства с художественным произведением, задолго до планируемого итогового сочинения, до выбора темы.
Материалы для предстоящих сочинений не только откладывается в памяти учеников, но и фиксируются в виде заметок, лекций, теоретического материала, даваемого учителем, подбираются ключевые слова. Время накопления материала всегда больше времени создания сочинения.
Накопление материала заканчивается его систематизацией, выявлением главного, того, что обязательно должно быть отмечено в сочинении.
Вместе с накоплением материала, его расположением происходит языковая подготовка: она включает, во-первых, отбор лексики, соответствующей выбранному жанру, во-вторых, создание речевых конструкций, словосочетаний, предложений и абзацев, в-третьих, черновой вариант частей или всего сочинения.
Важно помнить, что процесс подготовки к сочинению, как и его написание, может иметь различные варианты, отступление от шаблона, так как все стадии работы над сочинением несут в себе творческую работу, в которой отражается индивидуальность каждого ученика, его интересы, способности, его одарённость.
Ученик, работая с сочинениями различных жанров, воспитывает в себе вдумчивость, литературную грамотность, развивает чуткость к языку, художественный вкус, образное мышление, творческое воображение. Путем собственных стараний и собственного творчества учащийся более глубоко понимает особенности и специфику жанра. Такие работы более самостоятельны и ценны для учителя.
Как утверждает Калганова Т.А. Для разработки уроков подготовки к написанию сочинений стоит познакомится более подробно со своеобразием жанров.
Что касается рассматриваемых нами жанров, то можно предложить следующие приемы и способы обучения.
Приемы и способы обучения при подготовке к написанию литературно-критической статьи
При подготовке к написанию литературно-критической статьи используются различные приемы и способы обучения. Эти методы помогают ученикам выявить особенности и своеобразие жанра, ознакомиться с его теорией. Они также позволяют провести чтение и анализ художественного произведения и литературной критики разных жанров, которые служат для нас эталонами.
Устный сравнительно-сопоставительный анализ статей и рецензий разных авторов, посвященных изучаемому художественному тексту, является еще одним полезным методом. Составление опорных вопросов помогает лучше усвоить жанровую специфику художественного произведения или литературной критики. Также составление аналогичных вопросов помогает ученикам создать сочинение в конкретном жанре.
Выполнение письменных работ и их анализ также важны при обучении написанию литературно-критической статьи.
Особенности литературно-критического сочинения
Литературно-критическое сочинение требует глубокого знания текста и умения его интерпретировать. Однако школьное толкование художественного произведения во многом отличается от литературоведческого.
Для овладения жанром статьи полезно читать и анализировать статьи русских критиков.
Типовые вопросы для анализа литературно-критической статьи
- Когда была написана статья?
- Какая позиция занимает автор статьи и какие способы оценивания он использует? Какое свойство художественной литературы ставит в центре статьи?
- Какие цели и задачи преследовал критик, пиша статью?
- Какие способы истолкования текста отражены в статье?
- Какие аргументы приводит автор, как резюмирует и обобщает, с кем вступает в полемику? Какова культура полемики?
- Существуют ли другие статьи об этом произведении? Каково мнение их авторов?
- Какие мысли и эмоции стремится вызвать критик у читателя?
- Как отражается личное отношение автора статьи к художественному произведению?
- Какова форма статьи: композиция, язык и стиль?
- Каково ваше личное отношение к оценкам критика? Ваше мнение подкрепите цитатами из художественного произведения.
При знакомстве со смыслом определенной критической статьи можно привести историко-литературную справку, организовать комментированное чтение статьи, помочь составить план и тезисы к нему. Также можно предложить написать самостоятельную работу в виде ответа на вопросы по наиболее сложным положениям статьи.
В работе Кошелевой А.Ф. было отмечено, что жанр дневниковых записей более знаком для школьников из их жизненного опыта, чем критическая статья. Исходя из этого, можно предположить, что сочинение в жанре дневника будет выполнено более успешно. Для того чтобы помочь ученикам в написании такого сочинения, педагогу достаточно составить несколько тезисов, по которым ученик будет составлять свое сочинение.
Примерные тезисы для сочинения в жанре дневника:
- Определиться с темой сочинения.
- Выявить цель написания (для чего пишем).
- Соблюдать правило о повествовании от первого лица.
- Детально, точно и непредвзято сообщать о событиях современности, описывать факты, раскрывать характеры людей, их поступки и дела.
- Выражать свои размышления, оценки, эмоции (а также других людей, литературных персонажей в зависимости от задумки).
- Определиться со стилем изложения (художественный, публицистический, документальный или их сочетание).
Другим жанром, хорошо подходящим для учащихся 5-ых классов, является жанр путешествия. В этом жанре дети могут фантазировать, добавлять что-то свое в путешествие, например, героя. Такой подход помогает развивать и обогащать устную и письменную речь. Для создания атмосферы творческой работы в классе, учитель может использовать ИКТ, музыку и видеоряд.
Примерные тезисы для сочинения в жанре путешествия:
- Определить тему сочинения.
- Выявить основную цель сочинения (дать читателю информацию, вызвать у него эмоции, например, радость или гордость за родину, вызвать высокие нравственные качества и стремление преодолеть негативные явления).
- Соблюдать основное правило путешествия: описывать увиденное, излагать факты и события.
- Дать свою оценку описываемому, можно осветить и другие точки зрения.
- Определить стиль изложения (публицистический, художественный или их сочетание, в зависимости от замысла сочинения).
Мы согласны с исследованием Скиргайло Т.О. Эпистолярному жанру стоит обучать детей среднего звена, когда у них уже более менее развита монологическая речь. Особенность жанра заключается в том, что сочинение в письмах создается в парах. Тем самым реализуется одно из условий ФГОС – организация групповой работы. Сочинение в этом жанре подразумевает предельную искренность, неподдельность эмоций, доверительную беседу.
В будущем, это сочинение можно оформить не только как почтовые письма, но и электронные. Что поможет создать мотивацию у учащихся.
Примерные тезисы для пишущего сочинение в эпистолярном жанре: — определяется тема сочинения; — создаются «герои», авторы переписки (возможно, это будет письмо или письма одного вымышленного или реального лица, второстепенного персонажа, главного героя или переписка читателей, письмо себе в будущее); — ведется повествование от имени персонажа (автора письма), выражаются его размышления, оценки, эмоции; — определяется стиль изложения (зависит от замысла сочинения и образа автора письма) [39, 351].
Таким образом, мы можем сделать вывод, что разные жанры сочинений требуют разной подготовки к уроку. Но все эти жанры позволяют более глубоко развить языковые умения и творческие способности учеников.
***
Подводя итоги первой главы, мы можем сказать, что сочинение – творческая и самостоятельная работа, требующая от ученика точного изложения своих мыслей, эмоций, чувств. Сочинение на литературную тему требует знания текста и умения его анализировать.
На сегодняшней день по этому вопросу представлено немало работ. Мы рассмотрели классификации таких методистов как А.В. Текучев, Т.А. Ладыженская, Е.А. Баринова, А.Ф. Боженкова, В.И. Лебедев.
Наиболее полной, на наш взгляд, является классификация сочинений на литературную тему, предложенная методистом Ю.А. Озеровым. Помимо традиционных, он приводит в своей классификации и нетрадиционные жанры сочинений, которые позволяют более глубоко развить умения, навыки и творческие способности школьников. Нами были рассмотрены такие жанры школьных сочинений как:
- Литературно-критическая статья
- Рецензия
- Эссе
- Очерк
- Дневник
- Путешествие
- Эпистолярный жанр
Использование сочинений этих жанров позволит учителю на практике более удачно реализовать такие требования ФГОС, как формирование языковых умений и навыков, развитие творческих способностей, организация коллективной и индивидуальной работы, использование различных приемов обучения. Также итоговое сочинение по художественному произведению позволит понять, насколько глубоко и полно ученик освоил текст и смог его проанализировать, что позволяет объективно оценить его знания.
31
Глава 2. Система уроков подготовки к написанию сочинений
разных жанров
2.1 Анализ основных школьных программ
6 октября в 2009 был принят новый стандарт для среднего образования – ФГОС СОО. Данный стандарт являет собой перечень требований к определенному уровню образования, утвержденных федеральным органом исполнительной власти. Стандарт представляет собой совокупность требований, обязательных при реализации основной образовательной программы среднего общего образования.
ФГОС СОО определяет требования к результатам освоения основных образовательных программ. В данном случае обратимся к Русскому языку и Литературе (базовый уровень).
По завершению обучения базового курса школьник должен:
1) установленное понимание норм русского, родного (нерусского) литературного языка и умение владеть знаниями о них в речевой практике;
2) владение рефлексивными навыками с основой на наблюдения за собственной речью;
3) анализ текстов с точки зрения наличия в нем явной и скрытой, основной и второстепенной информации;
4) интерпретация текстов в виде тезисов, конспектов, аннотаций, рефератов, сочинений различных жанров;
5) знание содержания произведений русской, родной и мировой классической литературы, их историко-культурного и нравственноценностного влияния на формирование национальной и мировой;
6) иметь представления об изобразительно-выразительном богатстве русского, родного (нерусского) языка;
7) сформированность умений учитывать исторический, историкокультурный контекст и контекст творчества писателя в процессе анализа художественного произведения;
8) способность выявлять в художественных текстах образы, темы и проблемы и выражать свое отношение к ним в развернутых аргументированных устных и письменных высказываниях;
9) владение навыками анализа художественных произведений с учетом их жанрово-родовой специфики; осознание художественной картины жизни, созданной в литературном произведении, в единстве эмоционального личностного восприятия и интеллектуального понимания;
10) сформированность представлений о системе стилей языка художественной литературы [46].
В среднем звене литература становится автономной дисциплиной. Как правило, выделяются 2 звена: 5-7 и 8-9 классы. В 5-7 классах художественный текст рассматривается как итог творчества писателя, как результат эстетического освоения жизни. Формируется культура речи, мышления и общения, воспитывается эмоциональный фон, способность к переживанию и сопереживанию. В 8-9 классах ставится акцент на теоретический материал по литературе, изучаются объемные художественные произведения, это готовит базу к освоению курса 10-11 классов. Программы 5-9 классов построены по хронологическому принципу в сочетании с жанровым и тематическим аспектом.
Программа по литературе под ред. В.Я. Коровиной. Авторы: Полухина В.П., Коровина В.Я., Журавлёв В.П. и др.
Одна из популярных программ в преподавании литературы.
Является целостным документом, включающим пять разделов: пояснительную записку; учебно-тематический план; содержание тем учебного курса; требования к уровню подготовки учащихся; перечень учебно-методического обеспечения.
Содержание школьного курса литературы концентрично – в него входят два больших этапа: 5-9 классы и 10-11 классы. Первый этап делится на три возрастные группы: 5-6 классы, 7-8 классы и 9 класс.
Изучение литературы опирается на текстуальное знакомство с художественными текстами, решает задачи формирования читательских навыков, развивает устную и письменную речь.
Второй этап предусматривает изучение художественных текстов в историко-литературном аспекте, монографическое изучение творчества русских классиков.
Предлагается в старших классах изучение литературы на базовом и профильном уровнях.
Основная идея программы состоит в изучении литературы от мифов к фольклору, от фольклора к древнерусской литературе, от неё к классической русской литературе разных веков. В программе выдержана системная направленность изучения.
Программа включает необходимые виды работ по развитию речи: словарная работа, пересказы, устные сочинения, выразительное чтение наизусть, список внеклассного чтения.
Содержание программы соответствует образовательному стандарту по литературе.
Программа по литературе под ред. Т.Ф. Курдюмовой для средних общеобразовательных школ. Авторы: Т.Ф. Курдюмова, С. А. Леонов, Е.Н. Колокольцев, О.Б. Марьина.
Данная программа была внедрена в российские школы с 1994 года.
Цель литературного обучения создатели программы ставят в помощи духовному развитию, формированию нравственных ориентиров, эстетических принципов личности, совершенному овладению языком.
Усвоение этой цели, как считают составители, может помочь развитию гуманистического мировоззрения, эстетических ценностей и творческого мышления, поспособствует ученику в понимании окружающей картины мира.
Эта программа рассчитана как на воспитание умений аналитического характера, так и умений, связанных с формированием интерпретированного воображения и творческих способностей школьника.
Авторы выделяют следующие задачи и особенности этапов литературного образования: Класс Модель Ведущие аспекты Теоретическое
структуры курса реализации модели оснащение 5 Литературный Первое знакомство с Изучение основных
процесс от курсом литературы. терминов: искусство,
Древней Руси до Показ множества и искусство слова,
современности. разнообразия композиция, сюжет,
художественных тропы и фигуры,
произведений вовремя элементарные вопросы
его формирования и стихосложения.
становления. В центре
анализа любого
произведения лежит –
сюжет. 6 Литературный Герой Последующее изучение
процесс от художественного теоретических основ на
Древней Руси до произведения. Часто материале, адресованном
современности. герой-подросток – герою. Основные
действующий и термины: портрет,
полноправный характер,
участник событий автобиографическая
художественного проза и т.д.
произведения. В
центре анализа –
герой. 7 Литературный Жанры всех родов Систематизация процесс от литературы: эпос, понятий, которые Древней Руси до лирика, драма. В помогают освоить современности. центре анализа – жанр. лирику, эпос и драму в
их специфике. 8 Литературный История, Понимание процесс от отображенная в особенностей Древней Руси до произведениях использования современности. искусства. известных терминов при
Исторический герой и анализе текстов
исторические события исторической тематики.
в художественном
произведении
литературы разных
[Электронный ресурс]//URL: https://liarte.ru/diplomnaya/ozerov-yu-a-ekzamenatsionnoena-literaturnuyu-temu/
времен и народов. В
центре анализа – связь
жизни с искусством. 9 Литературный Шедевры Систематизация процесс от отечественной сведений по теории Древней Руси до литературы. В центре литературы. Общее современности. анализа – изображение представление о логике
жизни в произведениях развития русской
русских классиков. литературы.
[Электронный ресурс]//URL: https://liarte.ru/diplomnaya/ozerov-yu-a-ekzamenatsionnoena-literaturnuyu-temu/
Теоретические понятия,
связанные с
осмыслением связей
искусства и жизни.
Отличительной особенностью программы под ред. Курдюмовой является небольшое количество зарубежных произведений.
Каждая тема в программе включает в себя список текстов к прочтению, аннотацию, и основные термины для изучения и отработки на практике.
В программу входят учебные хрестоматии (для среднего звена).
В начале каждой темы присутствует краткая ознакомительная статья, настраивающая на восприятие текста и знакомящая с необходимыми сведениями из биографии писателя. В этих учебниках помимо вводных статей к каждому разделу, аннотаций, текстов и иллюстраций, можно найти краткий словарь литературоведческих терминов.
Программа под редакцией Меркина Г.С.
Авторы: Г.С. Меркин, С.А. Зинин, В.А. Чалмаев, 2005 год
Программа отвечает требованиям ФГОС по литературе. Составители данной программы для решения поставленных задач литературного образования в 5-9 классах предлагают концентрическое на хронологической основе построение дисциплины с переходом в дальнейшем на «линейное» изучение историко-литературного содержания в 9, 10 и 11 классах.
Задачи обучения литературе заключены в двух категориях: воспитательной и образовательной. Развитие эстетических идеалов, формирование вкусов помогают установить прочный интерес к книге. Воспитать доброту, сердечность и сострадание как одни из важнейших качеств развития личности.
Программа рассчитана на формирование таких умений, как: навыки правильного, беглого и выразительного чтения текстов; выразительного чтения и чтения наизусть; анализ и интерпретация прочитанного художественного произведения; применение знаний на практике; умение владеть монологической и диалогической речью и т.п.
Учебное пособие включает упражнения различных уровней:
- репродуктивного;
- творческого;
- поискового.
Работы по развитию речи строятся по принципу дидактики: от простого (пересказ и т.д.) к сложному (сочинение и т.д.).
Программа включает межпредметные связи: литература – русский язык – история – ИЗО – музыка.
Программа ориентирована на современные технологии: деятельностный и коммуникативный подход; индивидуализацию и дифференциацию обучения; личностно-ориентированный подход.
Программа по литературе под ред. В.Ф. Чертова (Базовый и профильный направлении).
Написана в 2007 году.
В программу заложен деятельностный подход, предполагающий овладение конкретными умениями и навыками, направленными на чтение, анализ и интерпретацию художественного произведения, в том числе и применение умений и навыков на практике во время работы над собственными устными и письменными речевыми высказываниями, исследовательскими и творческими работами, в учебной деятельности и в других коммуникативных ситуациях. При этом сохраняется программный список литературных произведений.
Уроки литературы в 5-7 классах строятся на основе синтеза концентрического, историко-хронологического и проблемно-тематического принципов, в 8-11 классах – происходит линейное изучение курса на историко-литературной основе.
В программе выделяются основные виды деятельности:
5 класс – работа над техникой чтения и ее выразительностью, составление планов сочинения, аннотации, отзывы о художественном произведении, пересказы разных типов, устные и письменные ответы на вопросы, связанные с анализом в заданном аспекте и др.;
6 класс – устные и письменные характеристики героев, сравнительносопоставительная характеристика персонажей и др.;
7 класс – сочинения, связанные с анализом содержания произведения, сюжета, конфликта, сочинения на нравственно-философские темы, рецензии на самостоятельно прочитанные литературные произведения и др.;
8 класс – сочинения, посвященные анализу художественного мира произведения в одном из аспектов (тематика, проблематика, сюжет и др.), сочинения на нравственно-философские и публицистические темы с применением литературного материала, подготовка стилизаций в жанре оды, послания, эпиграммы, а также устных сообщений о писателе с привлечением дополнительной литературы, ресурсов Интернета.
В программе к каждой теме даны рубрики:
- «Теория литературы» (даны основные литературоведческие понятия, которые осваиваются при изучении конкретной темы);
- «Развитие речи» (представляет примерный перечень основных видов работы по развитию устной и письменной речи, а также возможных форм текущего и итогового контроля);
— «Связь с другими видами искусства» (рекомендуются произведения живописи, графики, архитектуры, скульптуры, музыки, театральные спектакли и кинофильмы, которые могут быть использованы на уроках литературы и во внеурочной работе со школьниками).
«Внеклассное чтение» (произведения, которые включены в книгу для внеклассного чтения в 5-7 классах и в хрестоматию 8-11 классов).
Ланин Б.А., Устинова Л.Ю. Литература: Программа: 5 –11 классы общеобразовательных учреждений.
Написана в 2007 году.
Данная программа предлагает содержание и технологию осуществление уроков литературы, направленных на вовлечение учеников в активную литературно-творческую и читательскую деятельность. Принципиально важная особенность программы – система методов и приёмов работы с ресурсами Интернета при изучении литературного процесса и творческого пути писателей.
Цели литературного образования и развития обучающихся:
1. Расширить литературные навыки, добавляя в круг чтения доступные пониманию подростков произведения разных жанров, созданные отечественными и зарубежными авторами.
2. Воспитать базовые умения читательской деятельности (восприятие, анализ, интерпретация, оценка).
Программа подразумевает развитие у школьников таких составляющих современной учебной и читательской деятельности, как:
1. «Культурно-навигационные» навыки, которые позволят легко ориентироваться в художественных произведениях, представленных в печатном (книжном, газетно-журнальном) и электронном форматах.
2. Навыки поиска авторитарных мнений: учителя, критики, родителей, новостные информации и т.д. – и ссылаться на них.
3. Умение публиковать в Интернете собственные литературные тексты: заметки, рецензии, отзывы, сочинения, дневники.
4. Навыки своеобразного чтения и составление Интернет-текстов (графическое выделение важных для автора слов и фраз, гипертекстовые контекстные ссылки, позволяющие найти нужную информацию).
Количество часов 5 – 8 кл. – 68 ч. 9 –11кл. –102 ч.
Ведущие темы
5 кл. – художественный вымысел, событие и сюжет.
6 кл. – от истоков литературы – к литературным жанрам.
7 кл. – литература и действительность.
8 кл. – литература в поисках героя.
[Электронный ресурс]//URL: https://liarte.ru/diplomnaya/ozerov-yu-a-ekzamenatsionnoena-literaturnuyu-temu/
9 кл. – личность – история – судьба.
10 – 11 кл. – литература XIX – XX веков в её историческом развитии.
Реализация программы предполагает максимальное включение учащихся в самостоятельную творческую деятельность.
Особое внимание общению в малых группах на уроках литературы и «медленному чтению».
Структурно-содержательные особенности программы:
I этап (5 – 6 классы).
Введение в литературу как в искусство слова, вид творчества и феномен духовной культуры, этап накопления читательского опыта учеников.
II этап (7 – 8 классы).
Развитие литературных вкусов, предпочтений учащихся.
III этап (9 класс).
Формирование представления о нравственноэтических ценностях русской классической литературы, её художественных открытий.
IV этап (10 – 11 классы).
Знакомство с основными законами литературы как особого вида творчества, постижение произведения в его целостности.
К каждому классу программы по литературе Б.А. Ланина прилагается список литературы, рекомендованной для внеклассного чтения как из отечественной литературы, так и из зарубежной, – «Круг чтения».
Программа по литературе Ланина Б.А., Устиновой Л.Ю. создана на синтезе концентрического (в основной школе), историко-литературного (в старшей школе), хронологического и жанрового принципов, устоявшихся в российской методике литературного образования.
Исходя из проделанного анализа программ по литературе, мы можем сделать вывод, что для нашей работы наиболее удачно подходит последняя из анализируемых. Она отражает интересы школьников, что обеспечивает двустороннюю работу на уроках. Ее цель – развивать творческие задатки учащихся, навыки написания сочинений в различных жанрах, воспитание культуры речи, чтения и успешную реализацию задач ФГОС.
2.2. Анализ урока подготовки к написанию сочинения в жанре
путешествия по рассказу В.П. Астафьева «Васюткино озеро» (5 класс).
Урок литературы комбинированного типа в 5 классе включает фронтальный и индивидуальный опрос, что позволяет учителю оценить уровень знания текста каждого ученика.
Основная цель урока: анализ прозаического текста, написание сочинения в жанре путешествия, развитие навыков самостоятельной работы с текстом.
Структурные компоненты урока выдержаны в рамках требований ФГОС: ученики с помощью учителя формулируют цели урока и делают выводы о том, как в дальнейшем им может пригодится изученный на уроке материал.
Учитываются межпредметные связи: литература – география за счет знания текста учениками и опроса учителя, литература – ИЗО благодаря оформлению путевых записок.
За счет нетрадиционного жанра сочинения у учеников формируются личностные, регулятивные, коммуникативные и познавательные УУД: оценивание содержания рассказа, самостоятельный поиск информации, развитие письменной речи; контроль над процессом и результатом деятельности; учебный диалог с учителем и одноклассниками; умение работать с художественным текстом, делать выводы по прочитанному, создавать сочинение в жанре путешествие. С помощью ролевой особенности сочинения дети могут почувствовать себя героем произведения, что позволяет развивать фантазию и творческие способности школьников.
В течении урока учитель неоднократно напоминает островные тезисы данного жанра. Тема и цель сочинения заявлены в произведении. Во время проверки домашнего задания и на протяжении всего урока собирается материал для сочинения. Коллективно составляется план-хронология событий, чтобы сочинение получилось точным. С помощью наводящих вопросов учащиеся познают основные особенности жанра: писать от лица героя, описывать факты, события, произошедшие с ним.
5 класс является для школьника психологически кризисным: переход из начального звена в среднее, постепенное приобретение чувства взрослости и самостоятельности. Данная форма работы учитывает возрастные психологические особенности и изменения. Ученик, примеряя на себя роль главного героя, но в современном мире, показывает свою самостоятельность в сочинении.
В 5 классе происходит смена учебной деятельности на ведущую
деятельность общения. Таким образом у школьника меняются приоритеты. Очень важно на данном этапе показать нетрадиционные жанры сочинений, чтобы на дальнейших этапах обучения это не было новинкой для обучающихся, и школьник был готов к работе в таком формате.
Основной метод работы на уроке – беседа. Ученики демонстрируют знание художественного текста, делятся впечатлением о прочитанном. Коллективно составляют план сочинения. На основе жизненного опыта и с помощью увиденного на уроке, формулируют свое понимание жанра путевых записок.
Урок формирует у школьников основные УУД в соответствии с требованиями ФГОС по результатам освоения основных программ:
1) за счет написания сочинения устанавливается понимание норм русского литературного языка.
2) происходит анализ собственной речи.
3) анализ текста.
4) интерпретация текста в виде путевых записок.
5) знание содержания произведения.
6) работа с изобразительно-выразительными фигурами речи во время написания сочинения в жанре путешествия.
7) понимание исторического культурного контекста за счет написания сочинения в жанре путешествие от лица героя.
8) благодаря анализу произведения и домашнему заданию формируется способность выявлять в художественном тексте тему, идею, образы и аргументированно высказывать свое отношение к ним связным текстом.
9) формируются навыки анализа художественных произведений с учетом их жанрово-родовой специфики за счет работы с сочинением в нетрадиционном жанре.
10) представление о системе стилей языка художественной литературы за счет работы с сочинением в нетрадиционном жанре.
Для творческого подхода в оформлении учениками своих путевых записок учитель применяет ИКТ, что соответствует требованию ФГОС и не нарушает требований СанПиНа.
На этапе рефлексии дети рассуждают о важности полученных знаний и анализируют, где в дальнейшем им это может пригодиться.
При проверке сочинения учитель сможет выявить уровень знания текста, усвоения особенностей сочинения в жанре путешествия, развитие навыков письменной речи учащихся, проблемные места в создании сочинений для дальней работы над ними.
Разработанный урок будет успешен в применении на практике.
2.3. Анализ урока подготовки к написанию сочинения в
эпистолярном жанре на основе стихотворения А.А. Ахматовой
«Мужество» (7 класс).
Урок открытия новых знаний в 7 классе учитывает заранее подготовленную работу учеников, что позволяет свести роль учителя на уроке к минимуму.
Основная цель урока: анализ лирического произведения, обучения написанию сочинения в эпистолярном жанре, формирование понятия о долге, мужестве.
Структурные компоненты урока выдержаны в рамках требований ФГОС: ученики с помощью учителя формулируют цели урока и делают выводы о том, как в дальнейшем и может пригодится изученный на уроке материал.
Формируются личностные, регулятивные, коммуникативные и познавательные УУД: происходит оценивание содержания лирического произведения, понимание что такое долг, мужество; контролируют процесс и результат деятельности, действуют по плану и работают в группах; строится учебный диалог с учителем и одноклассниками; отрабатываются навыки работы с лирическим текстом, создают сочинение в эпистолярном жанре.
В 7 классе происходят такие психологические изменения как:
осознанное формирование ценностей и норм поведения. Очень важно привить уважение к ветеранам, чувство патриотизма в этом возрастном периоде.
Изменяется характер познавательной деятельности: происходит более сложное аналитико-синтетическое восприятие вещей. На уроке это происходит во время индивидуальных выступлений, анализа подготовленных учителем слайдов, анализа самого стихотворения. Анализ произведения, выступления и фотографий поможет ученику создать хорошее сочинение в эпистолярном жанре.
Во время урока учитель с помощью ИКТ пытается настроить учеников на создание сочинений в эпистолярном жанре. Учащиеся самостоятельно формулируют основные тезисы сочинения данного жанра. Тема и цель сочинения зависят от темы урока. С помощью учителя собирается лексический материал для сочинения, формируются герои переписки, стиль изложения определяется заданием.
В 7 классе формируется особенность критического мышления. Ученик оценивает себя, окружающих; формируется собственное мнение. На уроке учащиеся создают переписку друг с другом, а не письмо учителю. Что позволяет более полно отразить мысли и эмоции ученика, проявить его индивидуальность.
Метод групповой работы тоже учитывает возрастные особенности подростков. В 7 классе происходит смена авторитетов и на первый план выходят сверстники. Поэтому на уроке ученики больше работают по схеме ученик – ученик, чем ученик – учитель.
Урок формирует у школьников основные УУД в соответствии с требованиями ФГОС по результатам освоения основных программ:
1) за счет написания сочинения устанавливается понимание норм русского литературного языка.
2) происходит анализ собственной речи.
3) анализ текста.
4) интерпретация текста в виде письма однокласснику.
5) знание содержания произведения.
6) работа с изобразительно-выразительными фигурами речи во время анализа произведения и во время написания сочинения в эпистолярном жанре.
7) понимание и учет исторического культурного контекста за счет знакомства с биографией поэтессы, беседы о Великой Отечественной войне, написания сочинения в эпистолярном жанре.
8) благодаря анализу произведения и домашнему заданию формируется способность выявлять в художественном тексте тему, идею, образы и аргументированно высказывать свое отношение к ним связным текстом.
9) формируются навыки анализа художественных произведений с учетом их жанрово-родовой специфики за счет работы с сочинением в нетрадиционном жанре.
10) представление о системе стилей языка художественной литературы за счет работы с сочинением в эпистолярном жанре.
Учитываются межпредметные связи: литература – история за счет знакомства с историей блокадного Ленинграда, литература – ИЗО благодаря стилизованному оформлению писем.
Для творческого подхода в оформлении учениками своих сочинений в эпистолярном жанре, для глубокого анализа стихотворения и для плотного знакомства с историей учитель применяет ИКТ, что соответствует требованию ФГОС.
На этапе рефлексии дети рассуждают о важности полученных знаний и анализируют свои достижения после проделанной работы.
При проверке сочинения в эпистолярном жанре учитель сможет выявить глубину анализа и понимания лирического произведения, усвоения особенностей сочинения в эпистолярном жанре, развитие навыков письменной речи учащихся, проблемные места в создании сочинений для дальнейшей работы над ними.
Разработанный урок будет успешен в применении на практике.
2.4.Анализ урока подготовки к написанию сочинения в жанре
письма на основе повести Н.М. Карамзина «Бедная Лиза» (8 класс).
Урок литературы в 8 классе учитывает закрепление прочитанного и
написание литературно-критической статьи. Возрастные особенности учеников позволяют учителю воспользоваться методами развития критического мышления через чтение и письмо с помощью анализа эталонных литературно-критических статей.
Основная цель урока: самостоятельная работа с художественным и дополнительным текстом, развитие навыков написания литературнокритических статей.
Структурные компоненты урока выдержаны в рамках требований ФГОС: ученики, в силу возрастных особенностей, самостоятельно формулируют цели урока и делают выводы о том, как в дальнейшем и может пригодится изученный на уроке материал.
Формируются личностные, регулятивные, коммуникативные и познавательные УУД: происходит оценивание содержания повести, формируется гуманное отношение к человеку; школьники учатся контролировать процесс и результат деятельности, действовать по плану; строится учебный диалог с учителем и одноклассниками, делаются выводы по прочитанному, происходит работа с художественным текстом и дополнительной литературой, создается литературно-критическая статья.
8 класс – психологически очень сложный период школьников. Формируется самооценка, собственное мнение, пусть и не всегда правильно. В этот возрастной период очень легко пошатнуть психику ученика. В своих глазах он должен быть умным, красивым, смелым и т.д.
Создание сочинения-рецензии научит ученика аргументировать свою точку зрения, возможно, в процессе аргументации ученик будет находить истинное. Высказывать свое мнение, проявить индивидуальность, самостоятельность и взрослость личности.
Также аргументация во время создания сочинения в жанре рецензии ориентирует ученика на правильное написания сочинения в рамках ОГЭ.
Развитое абстрактное мышление и наблюдательность позволяют учителю воспользоваться методом РКМЧП с помощью анализа эталонных рецензий. На основе примеров формируются навыки самостоятельной работы с информацией, развивается аналитическое и критическое мышление. Благодаря эталонной рецензии и заданию развивается навык выявления причинно-следственных связей, появляются новые идеи и знания в контексте уже имеющихся. В процессе написания рецензии выделяется истинное и ложное в тексте и акцент ставится на первое.
С помощью анализа эталонного примера и наводящих вопросов учителя, на протяжении урока, школьники самостоятельно формулируют основные тезисы сочинения в жанре рецензии. Выявляют стиль написания, композицию, позицию и цель автора, какие эмоции он пытался вызвать у читателя, его способы истолкования текста, оценивания и аргументации своей позиции. Чтобы применит это при написании собственной рецензии.
Урок формирует у школьников основные УУД в соответствии с требованиями ФГОС по результатам освоения основных программ:
1) за счет написания сочинения устанавливается понимание норм русского литературного языка.
2) происходит анализ собственной речи.
3) анализ текста.
4) интерпретация текста в виде литературно-критической статьи.
5) знание содержания произведения.
6) работа с изобразительно-выразительными фигурами речи во время анализа произведения и во время написания сочинения в жанре литературнокритической статьи.
7) понимание и учет исторического культурного и социального контекста за счет знакомства с эталонными статьями, написания сочинения в жанре литературно-критической статьи.
8) благодаря анализу произведения и домашнему заданию формируется способность аргументированно высказывать свое отношение к поставленной проблеме связным текстом.
9) формируются навыки анализа художественных произведений с учетом их жанрово-родовой специфики за счет работы с сочинением в нетрадиционном жанре.
10) представление о системе стилей языка художественной литературы за счет работы с сочинением в жанре литературно-критической статьи.
Учитываются межпредметные связи: литература – история за счет знакомства с эталонными статьями прошлых лет.
Для достижения целей учитель применяет ИКТ и раздаточный материал, что соответствует требованию ФГОС.
На этапе рефлексии дети рассуждают о важности полученных знаний и анализируют полученные знания после проделанной работы.
При проверке сочинения в жанре литературно-критической статьи учитель сможет выявить глубину анализа и понимания художественного текста, усвоения особенностей сочинения в нетрадиционном жанре, развитие навыков письменной речи учащихся, проблемные места в создании сочинений для дальнейшей работы над ними.
Разработанный урок будет успешен в применении на практике.
***
Подводя итоги второй главы, мы можем сказать, что сочинение по литературе может являть собой закрепляющую работу по прочитанному произведению. И развивает у ученика сразу несколько УУД: анализ текста, самостоятельная работа, развитие монологической речи, обогащение словарного запаса.
Мы проанализировали рабочие программы под редакциями В.Я. Коровиной, Т.Ф. Курдюмовой, Г.С. Меркина, В.Ф. Чертова, Б.А. Ланина и пришли к выводу, что выбор последней будет удачнее для работы с заданием в виде сочинения. Она отражает интересы школьников, что обеспечивает двустороннюю работу на уроках. Ее цель – развивать творческие задатки учащихся, навыки написания сочинений в различных жанрах, воспитание культуры речи, чтения и успешную реализацию задач ФГОС.
Разработанные нами уроки в соответствии с программой Б.А. Ланина учитывают все требования ФГОС, направлены на развитие УУД и позволят учителю успешно развивать навыки письменной речи, знакомство учеников с различными жанрами сочинений, следовательно, с различными стилями, употреблением разностилевой лексики, использовать при написании различные композиции, развивать фантазию, умение рассуждать и аргументировать свою позицию. Что в дальнейшем поспособствует успешной сдаче выпускных экзаменов.
Заключение
Подводя итоги работы, мы можем сказать, что сочинение – творческая и самостоятельная работа, требующая от ученика точного изложения своих мыслей, эмоций, чувств. Сочинение на литературную тему требует знания текста и умения его анализировать. Учитель может обращаться к такой форме работы на разных этапах изучения произведения. Это может быть, например, сочинение-хайку по опорным словам на основе названия произведения, сочинение-синквейн, при знакомстве с биографией писателя на уроке или сочинение-ремейк, как завершающий этап работы с художественным произведением. Но такие сочинения не несут в себе образовательной ценности: учителю трудно определить знание и понимание текста учеником. К этим сочинениям учитель может обратится несколько раз, но в дальнейшем интерес у учеников будет падать и польза от таких сочинений будет минимальна.
Поэтому мы обратились к классификации сочинений на литературную тему, предложенной методистом Ю.А. Озеровым. Помимо традиционных, он приводит в своей классификации и такие нетрадиционные жанры сочинений, которые позволяют более глубоко развить умения, навыки и творческие способности школьников – основные требования ФГОС. Нами были рассмотрены такие жанры школьных сочинений как:
- Литературно-критическая статья
- Рецензия
- Эссе
- Очерк
- Дневник
- Путешествие
- Эпистолярный жанр
Во второй главе работы мы предложили методические разработки уроков подготовки к сочинениям в жанре путешествия, эпистолярного жанра и сочинением в жанре рецензии. На наш взгляд, эти жанры наиболее полно отражают замысел работы, не нагружают учителя в процессе подготовки, учитывают все возрастные особенности учеников, вызывают у них интерес к предмету и позволяют осуществить двустороннюю работу на уроке.
Использование сочинений этих жанров позволит учителю на практике более удачно реализовать такие требования ФГОС, как: формирование языковых умений и навыков, развитие творческих способностей, использование коллективной и индивидуальной работы, различных методов и приемов обучения. В процессе работы мы пришли к выводу, что сочинение может являть собой итоговую форму работы по прочитанному произведению. И развивает у ученика сразу несколько УУД: анализ текста, самостоятельная работа, развитие монологической речи, обогащение словарного запаса. Также итоговое сочинение по художественному произведению в нетрадиционном жанре позволит понять, насколько глубоко и полно ученик освоил текст и смог его осмыслить, проанализировать, что позволяет объективно оценить его знания.
Мы проанализировали рабочие программы под редакциями В.Я. Коровиной, Т.Ф. Курдюмовой, Г.С. Меркина, В.Ф. Чертова, Б.А. Ланина и пришли к выводу, что выбор последней будет удачнее для работы с заданием в виде сочинения. Она отражает интересы школьников, что обеспечивает двустороннюю работу на уроках. Ее цель – развивать творческие задатки учащихся, навыки написания сочинений в различных жанрах, воспитание культуры речи, письма и чтения, она направлена на успешную реализацию задач ФГОС.
При разработке уроков мы брали сочинение как итоговую форму работы с художественным произведением, учитывая образовательную программу под редакцией Б.А. Ланина. За основу нами были выбраны произведения разных родов: эпоса и лирики. Это позволяет ученикам продемонстрировать свои навыки анализа произведений.
Разработанные нами уроки в соответствии с программой Б.А. Ланина учитывают все требования ФГОС и возрастные особенности школьников, направлены на развитие УУД и позволят учителю успешно развивать навыки письменной речи, знакомство учеников с различными жанрами сочинений, следовательно, с различными стилями, употреблением разностилевой лексики, использовать при написании различные композиции, развивать фантазию, умение рассуждать и аргументировать свою позицию, проявлять свою индивидуальность и взрослость. Что в дальнейшем поспособствует успешной сдаче выпускных экзаменов.
Таким образом, проделанная работа будет полезна для учителей русского языка и литературы среднего звена общего образовательного учреждения.
Список использованной литературы
[Электронный ресурс]//URL: https://liarte.ru/diplomnaya/ozerov-yu-a-ekzamenatsionnoena-literaturnuyu-temu/