Контрольная работа по литературе «Пословицы и поговорки»

Контрольная работа

Тема: Пословицы и поговорки.

Класс: 5

Вопросы.

1. Что называется пословицами и поговорками? К ка­кому роду творчества их можно отнести?

Пословицы и поговорки это малые формы устного на­родного творчества. И пословицы, и поговорки — меткие образные выраже­ния, но в отличие от пословицы в поговорке нет законченно­го суждения, лишь часть его. Например : «Комар носа не подточит», — говорят о тонком деле, хитроумном замысле. Пословицы же часто содержат в себе оценочное суждение, поучение.

Поговорка образное, крылатое выражение, в котором содержится отношение к чему-либо. «Семь пятниц на неделе», — говорят о непостоянном, легкомыс­ленном человеке.

Пословица двухчастное меткое народное изречение, име­ющее как прямой, так и переносный смысл, содержащее мо­раль, поучение. Например, «нет дыма без огня», т. е. у всего есть своя причина. Пословица ритмически организованна, может иметь и рифму: «Сытое брюхо к учению глухо».

2. Прочитайте пословицу. Объясните ее прямой и пере­носный смысл. Разъясните, как построена данная посло­вица.

а) Одна пчелка не много меду натаскает.

Прямой смысл пословицы касается животного мира, пче­лы живут роями, трудятся сообща. Переносный смысл по­словицы в том, что и человеку трудно одному выполнить большую работу, а все вместе, дружно люди смогут мно­гое.

Пословица представляет собой простое предложение с ин­версией (сказуемое в конце предложения), благодаря чему изменяется ритм высказывания, интонацией выделяются главные слова «одна» и «не много».

б) С кем хлеб-соль водишь, на того и походишь.

Эта пословица о дружбе, прямой смысл в том, что долгие годы дружбы сильно сближают людей: у них общие привычки, вкусы и т. п. Переносный смысл в том контексте, в котором прозвучит пословица. В ней может содержаться упрек

Пословица построена в форме сложного предложения с рифмованными частями (водишь — походишь).

в) До слова крепись, а, давши слово, держись.

В этой пословице указание к действию. Человек должен быть верен своему слову, как бы трудно ему ни приходи­лось.

Пословица двухчастная, построена с помощью рифмовки слов «крепись — держись».

2 стр., 522 слов

Поясните, пожалуйста, смысл пословиц: ), смысл пословицы добро ...

... пословицы 6. ну, тут все ясно: добро побеждает зло. Т. е. добро - хорошо, зло - плохо. 7.если сделал кому то добро, то не ... добрые дела. пословицы кто иследовал пословицы на тему календарного мифа 1. смысл в том, что добрые дела нужно делать бескорыстно, не искать ... остается только у тебя 4)типа не ругай знакомого гаишника 5)смысл буквальный 6)- 7)- 8)каждому по заслугам 9)не все йогурты одинаково ...

г) Под лежачий камень вода не течет.

Прямой смысл этой пословицы заключен в лексическом значении. Переносный смысл в том, что от самого человека, от его энергии, работоспособности зависит его счастье или успех дела. Строится пословица с помощью инверсии. На первое место вынесено главное словосочетание — лежачий камень.

д) На чужой стороне и весна не красна.

Смысл этой пословицы — патриотический, она говорит о любви к родной земле, о тоске по ней на чужбине. Пословица построена по методу отрицания, скрытого про­тивопоставления. Везде хороша весна, но на чужой стороне, вдали от родины, не радует и она.

е) Лес рубят — щепки летят.

Прямой смысл в особенностях процесса рубки: о щепках никто не думает при такой трудоемкой работе. Перенос­ный — во время тяжелого испытания часто страдают не­винные, не причастные к этому делу люди. Предложение сложное, вторая часть — следствие из первой.

ж) На смелого собака лает, а труса кусает.

Эта пословица построена на основе противопоставления: сме­лый — трус, лает — кусает, четко организована ритмически, сказуемые первой и второй частей рифмуются.

з) Собирай по ягодке — наберешь кузовок.

(собирай)

и) Не мил и свет, когда друга нет.

(свет — нет).

к) В камень стрелять — только стрелы терять.

Эта пословица имеет дактилический ритм

стрелять — терять.

л) Добро творить — себя веселить.

творить — веселить.

м) Родимая сторона — мать, чужая — мачеха.

Пословица построена на антитезе, противопоставлении: родимая — чужая, мать — мачеха. Кроме того, в каждой ча­сти есть скрытое сравнение: родина сравнивается с матерью, чужбина с мачехой.

3 . Прочитайте пословицы и поговорки. Определите их общую тему. Назовите номера многозначных изречений (т.е. с прямым я переносным смыслом) и однозначных.

1) Терпенье и труд все перетрут.

2) Лес сечь — не жалеть плеч.

3) За двумя зайцами погонишься, ни одного не поймаешь.

4) Грибов ищут — по лесу рыщут.

5) Не за свое дело не берись, за своим делом не ленись.

6) На чужом хребте легко работать.

7) Люди жать, а мы на солнышке лежать.

8) Двое пашут, а семеро руками машут.

Это пословицы и поговорки о труде, уменье, лени, безделье. 1,5,6 —однозначные; 2, 3, 4, 7,8 —многозначные, имеющие и прямой и переносный смысл.

4. Попробуйте сами составить пословицу (можно 2—3) на любую тему, используя особенности ее формы и содер­жания.

5. Вспомните и перечислите как можно больше пословиц, в которых прославлялись бы «ученье», «знания», «книга».

34 стр., 16545 слов

Отражение особенностей национального менталитета в пословицах ...

... и англичане – люди, живущие в разных социальных и природных условиях и имеющие разную историю, религию, нравы, принципы морали, психологию и т.д. Актуальность нашей работы заключается в сравнительном культурологическом анализе русских и английских пословиц и поговорок. ... практики, лежит в основе человеческого поведения. В определенном смысле категория менталитет может быть отождествлена с категорией ...

Ученье — свет, а неученье — тьма. Красна птица перьем, а человек — ученьем. Грамоте учиться всегда пригодится. Кто грамоте горазд, тому не пропасть. За ученого двух неученых дают, да и то не берут. Не стыдно не знать, стыдно не учиться.

6. Попробуйте рассказать какой-нибудь случай из жиз­ни, который можно было бы озаглавить словами поговор­ки: «Трус и таракана принимает за великана».

Контрольная работа по литературе

[Электронный ресурс]//URL: https://liarte.ru/kontrolnaya/miniatyura-prochitayte-poslovitsyi-kakie-iz-nih-sovpadayut-po-smyislu/

Тема: Пословицы и поговорки.

Класс: 7

Вопросы.

1. Что называется пословицами и поговорками? К ка­кому роду творчества их можно отнести?

2. Прочитайте пословицу. Объясните ее прямой и пере­носный смысл. Разъясните, как построена данная посло­вица.

а) Одна пчелка не много меду натаскает.

б) С кем хлеб-соль водишь, на того и походишь.

в) До слова крепись, а, давши слово, держись.

г) Под лежачий камень вода не течет.

д) На чужой стороне и весна не красна.

е) Лес рубят — щепки летят.

ж) На смелого собака лает, а труса кусает.

з) Собирай по ягодке — наберешь кузовок.

и) Не мил и свет, когда друга нет.

к) В камень стрелять — только стрелы терять.

л) Добро творить — себя веселить.

м) Родимая сторона — мать, чужая — мачеха.

3 . Прочитайте пословицы и поговорки. Определите их общую тему. Назовите номера многозначных изречений (т.е. с прямым я переносным смыслом) и однозначных.

1) Терпенье и труд все перетрут.

2) Лес сечь — не жалеть плеч.

3) За двумя зайцами погонишься, ни одного не поймаешь.

4) Грибов ищут — по лесу рыщут.

5) Не за свое дело не берись, за своим делом не ленись.

6) На чужом хребте легко работать.

7) Люди жать, а мы на солнышке лежать.

8) Двое пашут, а семеро руками машут.

4. Попробуйте сами составить пословицу (можно 2—3) на любую тему, используя особенности ее формы и содер­жания.

5. Вспомните и перечислите как можно больше пословиц, в которых прославлялись бы «ученье», «знания», «книга».

6. Попробуйте рассказать какой-нибудь случай из жиз­ни, который можно было бы озаглавить словами поговор­ки: «Трус и таракана принимает за великана».