Творчество Владимира Тендрякова

Дипломная работа

Введение Творчество Тендрякова в литературной критике и литературоведении

В.Ф. Тендряков (1923-1984) был автором, необыкновенно требовательным к себе: он многократно мог переписывать текст. В советские 1950-70-е годы рассказы и повести В.Ф. Тендрякова широко публикуются, писатель обращается в каждом произведении к вопросам нравственного выбора, к тому, что составляет духовную основу жизни героев. Его произведения непременно вызывали интерес читателей, отдельные становились основой для художественных фильмов: «Чужая родня» (1955), «Тугой узел» (1957), «Чудотворная» (1960),»Весенние перевёртыши» (1974) и др.

Первые литературно-критические статьи о его творчестве, появляются в 1960-е годы. В них творчество молодого писателя оценивается по-разному. Отмечу наиболее существенные: в 1962 году в «Новом мире» выходит статья И. Соловьевой «Проблемы и проза. (Заметки о творчестве Владимира Тендрякова)», в 1976 о Тендрякове пишет в монографии «Перекличка эпох. Очерки, статьи, портреты» Ф. Кузнецов. Критики отмечают, что в прямой, бесстрашной прозе писатель фиксирует важные духовные, моральные, социальные проблемы, однако порой считают, что Тендрякову не хватает «художественности».

То, что узнали сегодня по рукописям

Разумеется, после публикации в конце 1980-х годов таких произведений, как «Пара гнедых», «Параня», «Хлеб для собаки», «Донна Анна», «На блаженном острове коммунизма», «Люди или нелюди», исследователи творчества В.Ф. Тендрякова обращаются именно к ним.

Если в середине 1980-х в диссертационных исследованиях, посвященных творчеству В.Ф. Тендрякова, его наследие рассматривается в связи с творчеством писателей-современников (Т.А. Чекунова»Проблема нравственного становления личности в современной советской прозе (В. Тендряков, В. Астафьев, В. Распутин)»М., 1984, то впоследствии литературоведы и методисты больше углубляются непосредственно в творчество самого В.Ф. Тендрякова.

Среди подобных работ отметим диссертации О.В. Тарасова «Школьные повести» в системе художественного творчества В.Ф. Тендрякова» (Москва, 1994), Е.С. Овчаровой «Изучение жанровых особенностей автобиографической прозы В.Ф. Тендрякова в 5-8 классах» (Якутск, 2005) и В.Г. Шустер «Художественная концепция личности в творчестве В.Ф. Тендрякова 1970-1980-х гг.» (Армавир, 2008).

20 стр., 9619 слов

Творчество и творческая личность . «Легко ли быть творческой ...

... есть виды творчества соответствуют видам практической и духовной деятельности. Исходя из вышеизложенного, можно сделать вывод, что творческая личность, ... Я с ранних лет увлекаюсь творчеством таких знаменитых художников, поэтов и писателей, как Иван ... начала складываться «наука о творчестве»; «теория творчества» или «психология творчества». Ситуация научно-технической революции второй половины ...

О.В. Тарасов, анализируя повести писателя о школе, рассматривает, как «раскрываются наиболее острые нравственно-этические проблемы общества и внутреннего мира человека, поставленного жизнью перед необходимостью самостоятельно решать сложные вопросы личного и социального бытия». Исследование Е.С. Овчаровой имеет прикладной характер: цель диссертации — «разработать и экспериментально проверить методику изучения жанровых особенностей автобиографической прозы В.Ф. Тендрякова в 5 — 8 классах». В работе В.Г. Шустер формулируется художественная «концепция личности в творчестве В.Ф. Тендрякова», раскрываются особенности «основных типов героев в творчестве В.Ф. Тендрякова».

Из недавних статей, посвящённых рассуждениям о творчестве автора, отметим публикацию Д. Быкова в журнале «Дилетант».

Однако серьезных литературоведческих работ, в том числе таких, в которых была бы сделана попытка рассмотрения творческого пути В.Ф. Тендрякова в его движении и целостности, а рассказов, повестей, пьес, романов во взаимосвязи, на сегодняшний день нет.

В. Тендряков: проза и драматургия

В.Ф. Тендряков, родившийся в 1923 году, всей своей жизнью оказался спаян с главными событиями века. Потому в его произведениях отразились наиболее трагические моменты отечественной истории и важнейшие вопросы, которые человек задаёт себе и окружающим.

Вчерашний школьник, прошедший войну, участвовавший в самой страшной и самой грандиозной битве, битве за Сталинград, после ранения и демобилизации, как он сам пишет, «стал работать секретарём райкома комсомола. В те годы любой работник сельского района использовался как «толкач», погонявший колхозника: паши! сей! убирай! сдавай!» Вместе с тем он называет себя «плохим толкачом», говорит, что «не обладал искусством «брать на голос»».

Владимир Тендряков вошёл в литературу с произведениями, в которых рассказывается о сложностях сельской жизни. Уже в первой своей повести «Падение Ивана Чупрова» (1953) молодой автор акцентирует внимание на принципиальном значении общечеловеческих ценностей в том выборе, который совершает человек. И все произведения Тендрякова, будь то рассказ о жизни села, повествование о военных годах или изображение жизни города, сосредотачивают внимание читателей на проблемах нравственного выбора человека и его ценностных ориентирах.

Писатель, и это отмечают все исследователи его творчества, коллеги, друзья, в течение всей жизни возвращался в своих произведениях к рассуждениям о нравственности, к тому, что делает человека Человеком. По словам М.В. Тендряковой, к Вероятно, поэтому большое внимание автор уделял встречам с читателями, с молодёжью — в ходе таких встреч он старался показать новому поколению, что без ответа на подобные вопросы невозможно по-настоящему быть людьми.

19 стр., 9415 слов

Жизнь простых людей в творчестве художников 18 века 4 класс

... счастья юной жизни, разные характеры. Интимные портреты Левицкого эпохи расцвета его творчества, который приходится на 1770-1780-е годы, представляют вершину достижений художника. В Петербурге он ... молодому киевлянину. Другой художник начала 19 века Дмитрий Иванов посвятил свою картину Марфе Посаднице, которая тогда в представлении передовых людей начала 19 века была последовательным борцом ...

Сохранилась, например, телевизионная запись его встречи со студентами МГПИ имени Ленина в 1980 году, где В.Ф. Тендряков говорит:

«Кажется, никто не может возразить против правила «не лги, не лжесвидетельствуй». Но представьте себе, будет ли нравственным, когда врач умирающему больному скажет в лоб: «Ты не будешь жить, ты скоро умрешь». Этим самым он к физическим страданиям человека прибавит еще страдания духовные. И любой врач с более тонкой духовной конституцией непременно скажет своему больному: «Ты еще подожди, ты, может, еще будешь жить». Что он делает в строгом понимании слова? Он врет. Безнравственна ли эта ложь? Нет, не безнравственна. Или возьмем другой пример из педагогической, скажем, деятельности. Учитель завышает отметку ученику, ставит отметку, не соответствующую его знаниям. Плохо? Да, обычно это плохо. А если ученик совершенно не уверен в себе? И учитель, как истинный педагог, хочет воспитать в ученике уверенность в себе. Может он пойти на такую ложь? Наверное, может и имеет право. Понимаете, искусство жить не укладывается ни в какие трафареты. И поэтомурецепта — как быть нравственным — я вам сказать не могу. Я сам его ищу. И о своих поисках пытаюсь рассказывать другим».

Поиск такого «рецепта нравственности» ведут все герои произведений В.Ф. Тендрякова. При этом произведения писателя не назидательн