Жанр интервью в ярославской областной ежедневной газете «Золотое кольцо»

Дипломная работа

Введение, Тема выпускной квалификационной работы

Метод интервью распространен в коммуникативной практике общества. Это один из видов деятельности, с помощью которого журналистами осуществляется сбор информации. Между тем собеседование при приеме на работу, опрос пациента на приеме у врача, служебные переговоры, допрос для выяснения обстоятельств судебного дела, социологическое анкетирование, маркетинговые опросы и т.д. – все это разновидности интервью в широком смысле слова. В процессе его проведения осуществляется сбор информации, в каждом случае для вполне конкретных целей.

Однако интервью в контексте журналистской профессии имеет свою специфику и свои определения. В этих определениях акценты расставляются на разных сторонах журналистского интервью: интервью-методе (способе сбора информации), интервью-жанре (форме представления информации).

Тем не менее, они содержат важнейший компонент, который отличает природу журналистской деятельности от других форм коммуникации. Интервью журналиста с собеседником – это разговор двух людей не просто для обмена сведениями, а с целью создания нового продукта – актуального, общественно значимого, предназначенного для публикации.

Таким образом, интервью – это, с одной стороны, способ получить информацию путем непосредственного общения с человеком, владеющим этой информацией, а с другой стороны – публицистический жанр в форме беседы, диалога, в котором журналист с помощью системы вопросов помогает интервьюируемому как можно полнее, логичнее и последовательнее раскрыть заданную тему в процессе общения.

Жанр интервью традиционно входит в группу информационных жанров публицистики. Однако в связи с происшедшими в российской прессе изменениями (усиление авторского начала, раскованность стиля, нацеленность прессы на диалог с аудиторией, возросшая роль художественного приема в обработке материала), серьезно встает вопрос о месте интервью в жанровой системе.

Жанр интервью широко представлен на страницах российских газет. Однако разные издания предпочитают публиковать определенные виды интервью и игнорируют другие. В выборе вида интервью и в языковых особенностях материалов отражается жанровая модель газеты, которая, в свою очередь, является одной из составляющих экспрессивно-стилистической модели издания.

Если в период идеологической цензуры интервью были достаточно стереотипны, имели клишированные типовые вопросы и ответы, то современные интервью характеризуются относительным равенством социальных ролей собеседников: не только интервьюируемые, но и интервьюеры, как правило, яркие личности, известные журналисты, создающие особый имидж, особый речевой облик своей газеты. Интервью позволяет не только проникнуть во внутренний мир собеседника, но и раскрыть личность журналиста.

14 стр., 6756 слов

Интервью как жанр журналистики

... в газете «СБ» за период 2010-2012 года. Всего в курсовой работе было проанализировано 6 интервью, полные тексты которых приведены в приложении к работе. Глава 1. Интервью - как жанр журналистики ...

Актуальность выбранной темы

Объектом исследования в данной научной работе является жанр интервью.

Предметом, Цель данной работы

Данная цель предполагает решение следующих задач :

1. осветить основные подходы к изучению интервью в отечественной журналистике; выявить специфику интервью как жанра СМИ, проанализировать основные функции интервью как жанра СМИ; проанализировать структуру интервью и типы вопросов, используемых в интервью;

2. проанализировать тематику интервью в газете «Золотое кольцо»;

3. проанализировать особенности структуры интервью в газете «Золотое кольцо»;

4. выявить лингвистические особенности интервью в газете «Золотое кольцо».

Материалом для исследования, Теоретическую базу исследования

методы исследования

  • теоретический анализ учебной и научной литературы по исследуемому вопросу;
  • комплексный описательно-аналитический метод, включающий общенаучные методы, наблюдения, сопоставления, обобщения).

Новизна работы, Структура работы, Список литературы

1. Белановский С.А. Индивидуальное глубокое интервью. – М.: Николо-Медиа, 2009.

2. Богданов Н.Г., Вяземский Б.А. Справочник журналиста. – Л., 1971.

3. Володина М.Н. Язык СМИ – основное средство воздействия на массовое сознание. Язык СМИ как объект междисциплинарного исследования. Учебное пособие. М., 2003.

4. Ворошилов В.В. Журналистика. 3-е изд. / В.В. Ворошилов. – СПб.: Изд-во Михайлова В.А., 2008. – 447 с.

5. Голанова Е . И . Публичный диалог вчера и сегодня (коммуникативно-речевая эволюция жанра интервью ) // Русский язык сегодня. – М., 2000.

6. Голанова Е.И. Публичный диалог: коммуникативный узус и новые жанровые разновидности // Русский язык: исторические судьбы и современность. – М., 2001.

7. Грабельников А.А. Работа журналиста в прессе. Учебное пособие. – М.: РИП-Холдинг, 2001.

8. Зубцова Я. Интервью про интервью // АиФ. – 1998. – № 5. – 12 февраля.

9. Ильченко С.Н. Интервью в журналистском творчестве. – СПб: СПбГУ, 2003. – 192 с.

10. Капичникова И.Ю. Модально-оценочная структура интервью в массово-информационном дискурсе в современном немецком языке: Дисс. … канд. филол. наук. – , 2003.

11. Ким М.Н. Жанры современной журналистики. – СПб., 2007.

12. Ким М.Н. Технология создания журналистского произведения. – СПб.: Изд-во Михайлова В.А. – 2007.

13. Корконосенко С.Г. Основы творческой деятельности журналиста. – М., 2003.

14. Кузнецов Г.В. Телевизионная журналистика. Учебник / Г.В. Кузнецов, В.Л. Цвик, А.Я. Юровский. – 3-е изд. – М.: Изд-во МГУ «Высшая школа», 2002. – 304 с.

15. Кузнецов М.А., Цыкунов И.В. Практическая психология PR и журналистики. Позволить другим делать по-вашему. Учебно-практическое пособие. – М., 2002.

16. Куркина А.С., Пляскова Е.А. Читаем российские газеты: Учебно-методическое пособие. – : ИПЦ ВГУ, 2007. – 67 с.

4 стр., 1889 слов

Интервью в исследованиях

... своем жизненном пути, человек подчиняется нарративное интервью в биографических исследованиях динамике процесса повествования и в ... сравнивать выводы самих социологов, полученные на основе содержащихся в текстах формальных индикаторов (например ... интервью получила в немецкой качественной традиции большую популярность, попытался использовать до последнего времени фактически не находившую применения ...

17. Лазутина Г.В. Технология и методика журналистского творчества. – М., 2005.

18. Лозовский Б.Н. Искусство разговаривать и получать информацию. – М., 2005.

19. Лукина Г.В. Основы творческой деятельности журналиста. – М., 2006.

20. Лукина М.М. Технология интервью. — М.: Аспект Пресс, 2003. – 191 с.

21. Мельник Г.С. Основы творческой деятельности в журналистике / Г.С. Мельник, А.Н. Тепляшина. – СПб: Питер, 2004. – 272 с.

22. Микоян А.С. Проблемы перевода текстов СМИ. Язык СМИ как объект междисциплинарного исследования: Учебное пособие. М., 2003.

23. Мицыч П. Как проводить деловые беседы. – М.: Интерэксперт, 1987. – 214 с.

24. Ожегов С.И. Словарь русского языка. 70 000 слов / Под ред. Н.Ю. Шведовой. – 22-е изд., стереотип. – М.: Русский язык, 1990. – 922 с.

25. Основы творческой деятельности журналиста. – CПб, 2000.

26. Пельт В.Д. Дифференциация жанров газетной публицистики / В.Д. Пельт. – М., 2008.

27. Поцепцов Г.Г. Имиджелогия. Изд. 2-е. – М.: Рефл-Бук Ваклер, 2002.

28. Риторические основы журналистики. Работа над жанрами газеты: Учебное пособие / З.С. Смелкова, Л.В. Ассуирова, М.Р. Саввова, О.А. Сальникова. – М.: Флинта: Наука, 2007. – 320 с.

29. Сазонов Г. Вопрос – ответ // Журналист. – 2003. – № 1. – С. 18-21.

30. Словарь современного русского языка: в 17 т. – М., 1948-1969. – Т. 5.

31. Савчук С.О. Об эволюции в системе жанров жанра в региональной прессе (на примере районных газет ‘Ленинский путь’ и ‘Ялуторовская жизнь’)">современной русской газеты // Русский язык: исторические судьбы и современность. – М., 2001.

32. Степанова М.А. Диалогичность коммуникации в жанре интервью в современной немецкой прессе: На материале журнала “Der Spiegel”: Дисс. … канд. филол. наук. – М., 2006.

33. Тертычный А.А. Жанры периодической печати. – М.: Аспект Пресс, 2008.

34. Тертычный А.А. Каков вопрос – таков ответ // Журналист. – 2005. – № 7. – С. 81-83.

35. Швец Е.В. «Звездное» интервью в коммуникативно-прагматическом аспекте: Дисс. … канд. филол. наук. – Воронеж, 2008. – 185 с.

36. Шостак М.И. Репортер: профессионализм и этика. – М.: Изд-во «РИП-Холдинг», 2001. – 165 с.

37. Штатная Е.И. К вопросу о роли заголовочного комплекса в реализации коммуникативной интенции текста // Прагматика и типология коммуникативных единиц языка. – Днепропетровск, 1989.

38. Штырева С.В. Прагмалингвистическая характеристика интервью: На материале французской прессы: Автореф. дисс. … канд. филол. наук. – М., 2006. – 163 с.

39. Энкельман Н.Б. Преуспевать с радостью. – М.: Интерэксперт, 1993. – 214 с.

40. Якубинский Л.П. О диалогической речи // Якубинский Л.П. Избранные работы: Язык и его функционирование. – М., 1986. – С. 17-58. – http://www.philology.ru/linguistics1/yakubinsky-86.htm.

Объем: 69 стр.

Год: 2011

Цена : 3000 руб.