Сочинение в жанре заметки в газету

Сочинение

Цели: познакомить учащихся с особенностями заметки как жанра публицистики; подготовить учащихся к самостоятельной работе над заметкой; развитие творческих способностей учащихся; показать детям значение умения собирать материал к сочинению, а также умения наблюдать и записывать свои наблюдения развитие коммуникативных навыков.

Урок развития речи в 5 классе

Цели:

  • познакомить учащихся с особенностями заметки как жанра публицистики;

  • подготовить учащихся к самостоятельной работе над заметкой;

  • развитие творческих способностей учащихся;

  • показать детям значение уме­ния собирать материал к сочинению, а также умения наблюдать и записывать свои наблюдения развитие коммуникативных навыков.

Ход урока

Учитель: Существует такое мнение: «Окно в мир можно закрыть газетой». Можно по-разному воспринимать это высказывание: зачем закрывать всего лишь газетой прекрасный мир? Или: как здорово, что такой многообразный мир может отразиться, уместиться на страницах газеты! Заметка – это один из видов сочинений газетных жанров. Что вы знаете о заметке?

Ученик: Заметка — это самый малый газетный жанр. В основе ее лежит обычно один факт. Ее размер колеблется от десятка до сотни строк. Это самый популярный газетный жанр. В самом названии заключена ее суть: заметить – значит выделить что-то из окружающей жизни.

Учитель: Какие особенности заметки вы можете отметить?

Ученик: 1. Заметка подает читателю факт, ограничиваясь самым необходимым, отвечая на вопросы: что, где, когда произошло. 2. Заметки не эмоциональны. 3. Об авторе заметки мы узнаем лишь по данным в конце материала.

Учитель: Да, верно. Все, что вы перечислили, свойственно заметке. Но все же есть важнейшее требование к заметке. Какое?

Ученик: Поводом для написания и опубликования заметки служат либо злободневность, либо новизна, либо яркость или редкость факта, выделяющие его из обыденного течения жизни. Заметка не претендует на глубокое исследование, сопоставление или обобщения фактов. Это свежий факт без рассуждений. Важнейшее требование к ней – оперативность. Новость хороша вовремя.

16 стр., 7879 слов

Учебный проект как средство развития исследовательских умений ...

... на уроках информатики и ИКТ. Цель: определить условия и разработать программу экспериментальной деятельности по развитию исследовательских умений учащихся 8 класса на уроках информатики и ИКТ на основе идей курса "Учебные проекты с использованием MicrosoftOffice". Задачи ...

Учитель: Назначение заметки – сообщать общественно значимые факты. Она агитирует фактами. Заметка не является простой регистрацией события или явления. Тематика заметок беспредельна. Но автор должен уметь замечать среди обилия жизненных фактов самые волнующие, самые злободневные и в то же время еще ни кем не примеченные. Жанр заметки имеет несколько разновидностей, которые отличаются друг от друга по своему назначению, композиции, языку или, как говорят журналисты, по способу обработки. Какие разновидности заметок вы знаете?

Ученик: Короткая заметка без заголовка, или хроникальная; короткая заметка с заголовком о положительном, поучительном факте; короткая заметка с заголовком о недостатках, или критическая; полемическая заметка; заметка-отклик; расширенная заметка.

Учитель: Важнейшим элементом любого литературного произведения, всякого газетного жанра является заголовок. Оригинальный броский заголовок – подлинное украшение заметки. Журналисты справедливо считают, что «заголовок – это первое слово автора в его беседе с читателем», а от первого слова зависит, увлечет ли беседа читателя. Задача заголовка – обеспечить контакт с читателем, который не подозревает о том, что у вас есть, что ему сказать. С помощью заголовка мы как бы окликаем читателя – задержись на минутку, у нас есть для тебя что-то интересное и увлекательное. Проанализируйте строение заголовка периодических изданий, отражающих как язык в его современном состоянии, так и умение авторов использовать средства художественной выразительности в создании заголовков.

Ученик: С желанием сделать заголовки более яркими, привлекательными связано употребление в них фразеологических оборотов в трансформированном виде. Например: «Кто ищет, тот и получает».

Ученик: Используется в газетных заголовках и прием усечения фразеологической единицы, что создает эффект усиленного ожидания. Например: «Большому кораблю …»

Учитель: Сейчас вашему вниманию будет представлен текст. Ваша задача доказать, что это заметка.

В воскресенье в городском парке культуры и отдыха состоялась выставка служебного собаководства. Зрители увидели около 50 собак разных пород. Ученик нашего класса Согорин Евгений представил на выставку своего любимца – пятнистого дога Рекса.

Ученик: Данный текст – это заметка, так как этот текст очень лаконичен, предельно сжато сообщает о выставке. Подает читателю факт, ограничиваясь самыми необходимыми сведениями. Написано сухим, протокольным языком.

Ученик: Наша группа подготовила памятку, которая содержит несколько советов о том, как собирать материал к сочинению:

  1. Собирай материал к сочинению: он помо­жет тебе сделать сочинение содержательным.

  2. Развивай в себе наблюдательность: заме­чай характерные приметы, признаки, качества предметов и явлений.

  3. Записывай наблюдения, составляй рабочие материалы — первые наброски твоего будуще­го сочинения.

Учитель: Умение собирать материал не приходит сразу, нужно постоянно развивать в себе это умение: кропотливо, по кру­пице собирать факты во время наблю­дений за окружающими явлениями, со­бытиями, людьми. Так поступают жур­налисты и писатели. «У меня, — писал А. С. Макаренко, — собра­лось около четырех тысяч заметок. Что я за­писываю? Чей-нибудь рассказ, детали портре­та, характеристики, маленькие смешные мыс­ли, обстановку жилища. То, что способно удер­жаться в памяти очень короткий миг, а потом исчезнуть». С умением собирать материал тесно связано умение наблюдать. Как вы думаете, ребята, что значит уметь наблюдать?

2 стр., 921 слов

«Без творчества нет учителя» (конкурсное задание «Я ...

... подход, поскольку потребность в творчестве есть у каждого и, как известно, «без творчества нет учителя». Необходимо создать такие условия ... знанием предмета и изложением материала, всегда хорошим настроением и радостным общением с учениками, потрясающими постановками школьных ... себя некоторые педагогические принципы: уважительно отношусь к учащимся, которые нуждаются во мне; проявляю любовь и ...

Ученик: Наблюдать — значит ко всему присматриваться, прислушиваться.

Ученик: Когда что-нибудь наблюдаешь, то замечаешь много интересного. Наблюдаешь за каким-нибудь предметом, и тогда обращаешь внима­ние на все его особенности.

Учитель: Правильно. Наблюдать — зна­чит уметь замечать самое характерное, важное, существенное в любом пред­мете, явлении, событии. Напишите заметку о каком-либо событии, которое вы считаете интересным и значительным. (учащиеся пишут заметки, затем 3-4 из них зачитываются)

Прочитайте одну работу и ответьте, соответствует ли она заметке. Проанализируйте работу с точки зрения жанровых особенностей.

Море под землей

Сама природа позаботилась о водоснабжении старинного сибирского города. Правда, это удалось узнать совсем недавно, когда геологи пробурили первые скважины. Было установлено, что под Томском раскинулось огромное подземное море отличной питьевой воды. Месторождение вод будет щедро «поить» развивающийся город.

Ученик: Действительно, эту работу можно назвать заметкой, так как очень слабо выражено авторское «я», точно выражена суть информации. Сообщает как будто бы только факт: геологи нашли подземное море питьевой воды. Но автор буквально одним словом находит возможность сказать о сегодняшней нови старинного сибирского города. Здесь ответы на все три вопроса: что? Где? Когда? Интересный, необычный заголовок привлекает внимание.

Ученик: Это заметка информационного характера. Стиль такой заметки живой, не официальный, авторы пользуются элементами описания и повествования. Заметке информационного характера свойственны короткие зарисовки в одном – двух предложениях, красочные эпитеты, сравнения, олицетворения, интонационное разнообразие предложения.

Учитель: Молодцы, вы сегодня хорошо поработали. Скажите, что нового было для вас на уроке? (заслушиваются ответы учащихся)

Домашнее задание: Напишите заметку о классном часе: а) запишите тему классного часа, дату и место проведения; б) укажите фамилию, имя, отчество классного руководителя; в) расскажите о выступивших гостях, учителях, ребятах, родителях; г) назовите форму проведения классного часа (диспут, деловая игра, личностно-ориентированный классный час, классный час вместе с родителями, традиционный классный час); д) опишите оформление кабинета (плакаты, иллюстрации, рисунки ребят, книжная выставка или что-то другое); е) найдите в классном часе его идею, цель проведения; ж) расскажите о реакции учеников на происходящее; з) побеседуйте с учениками после классного часа, запишите 2–3 отзыва ребят о мероприятии, включите их в заметку; и) сделайте вывод; к) напишите заметку, проверьте орфографию и пунктуацию.

12 стр., 5829 слов

Самостоятельная работа учащихся на уроке

... самостоятельности, творческой активности – как главных показателей всестороннего развития человека наших дней. Изучая сущность самостоятельной работы в ... природы деятельности самого ученика. В рамках дидактического направления анализируются области применения самостоятельных работ, изучаются их виды, ... Томаса Мора, которые в эпоху мрачного средневековья в разгар процветания в практике работы школы ...

Литература

[Электронный ресурс]//URL: https://liarte.ru/sochinenie/v-janre-zametki-v-gazetu/

  1. Т. А. Ладыженская. Система обучения сочи­нениям. М., «Просвещение», 1967, стр. 76—78.

  2. А.М. Гринина – Земскова. Сочинения в газетных жанрах. Волгоград. «Учитель», 2004г.

  3. Г.Я. Солганик. Стилистика русского языка. Москва. «Дрофа», 1996г.

  4. Д.Э. Розенталь. Справочник по правописанию и литературной правке. Москва. «Айрис Рольф», 2002г.

Автор материала: Коновалова Лариса Абрамовна