Введение, Тема выпускной квалификационной работы
Метод интервью распространен в коммуникативной практике общества. Это один из видов деятельности, с помощью которого журналистами осуществляется сбор информации. Между тем собеседование при приеме на работу, опрос пациента на приеме у врача, служебные переговоры, допрос для выяснения обстоятельств судебного дела, социологическое анкетирование, маркетинговые опросы и т.д. – все это разновидности интервью в широком смысле слова. В процессе его проведения осуществляется сбор информации, в каждом случае для вполне конкретных целей.
Однако интервью в контексте журналистской профессии имеет свою специфику и свои определения. В этих определениях акценты расставляются на разных сторонах журналистского интервью: интервью-методе (способе сбора информации), интервью-жанре (форме представления информации).
Тем не менее, они содержат важнейший компонент, который отличает природу журналистской деятельности от других форм коммуникации. Интервью журналиста с собеседником – это разговор двух людей не просто для обмена сведениями, а с целью создания нового продукта – актуального, общественно значимого, предназначенного для публикации.
Таким образом, интервью – это, с одной стороны, способ получить информацию путем непосредственного общения с человеком, владеющим этой информацией, а с другой стороны – публицистический жанр в форме беседы, диалога, в котором журналист с помощью системы вопросов помогает интервьюируемому как можно полнее, логичнее и последовательнее раскрыть заданную тему в процессе общения.
Жанр интервью традиционно входит в группу информационных жанров публицистики. Однако в связи с происшедшими в российской прессе изменениями (усиление авторского начала, раскованность стиля, нацеленность прессы на диалог с аудиторией, возросшая роль художественного приема в обработке материала), серьезно встает вопрос о месте интервью в жанровой системе.
Жанр интервью широко представлен на страницах российских газет. Однако разные издания предпочитают публиковать определенные виды интервью и игнорируют другие. В выборе вида интервью и в языковых особенностях материалов отражается жанровая модель газеты, которая, в свою очередь, является одной из составляющих экспрессивно-стилистической модели издания.
Если в период идеологической цензуры интервью были достаточно стереотипны, имели клишированные типовые вопросы и ответы, то современные интервью характеризуются относительным равенством социальных ролей собеседников: не только интервьюируемые, но и интервьюеры, как правило, яркие личности, известные журналисты, создающие особый имидж, особый речевой облик своей газеты. Интервью позволяет не только проникнуть во внутренний мир собеседника, но и раскрыть личность журналиста.
Интервью как жанр журналистики
... в газете «СБ» за период 2010-2012 года. Всего в курсовой работе было проанализировано 6 интервью, полные тексты которых приведены в приложении к работе. Глава 1. Интервью - как жанр журналистики ...
Актуальность выбранной темы
Объектом исследования в данной научной работе является жанр интервью.
Предметом, Цель данной работы
Данная цель предполагает решение следующих задач :
1. осветить основные подходы к изучению интервью в отечественной журналистике; выявить специфику интервью как жанра СМИ, проанализировать основные функции интервью как жанра СМИ; проанализировать структуру интервью и типы вопросов, используемых в интервью;
2. проанализировать тематику интервью в газете «Золотое кольцо»;
3. проанализировать особенности структуры интервью в газете «Золотое кольцо»;
4. выявить лингвистические особенности интервью в газете «Золотое кольцо».
Материалом для исследования, Теоретическую базу исследования
методы исследования
- теоретический анализ учебной и научной литературы по исследуемому вопросу;
- комплексный описательно-аналитический метод, включающий общенаучные методы, наблюдения, сопоставления, обобщения).
Новизна работы, Структура работы, Список литературы
1. Белановский С.А. Индивидуальное глубокое интервью. – М.: Николо-Медиа, 2009.
2. Богданов Н.Г., Вяземский Б.А. Справочник журналиста. – Л., 1971.
3. Володина М.Н. Язык СМИ – основное средство воздействия на массовое сознание. Язык СМИ как объект междисциплинарного исследования. Учебное пособие. М., 2003.
4. Ворошилов В.В. Журналистика. 3-е изд. / В.В. Ворошилов. – СПб.: Изд-во Михайлова В.А., 2008. – 447 с.
5. Голанова Е . И . Публичный диалог вчера и сегодня (коммуникативно-речевая эволюция жанра интервью ) // Русский язык сегодня. – М., 2000.
6. Голанова Е.И. Публичный диалог: коммуникативный узус и новые жанровые разновидности // Русский язык: исторические судьбы и современность. – М., 2001.
7. Грабельников А.А. Работа журналиста в прессе. Учебное пособие. – М.: РИП-Холдинг, 2001.
8. Зубцова Я. Интервью про интервью // АиФ. – 1998. – № 5. – 12 февраля.
9. Ильченко С.Н. Интервью в журналистском творчестве. – СПб: СПбГУ, 2003. – 192 с.
10. Капичникова И.Ю. Модально-оценочная структура интервью в массово-информационном дискурсе в современном немецком языке: Дисс. … канд. филол. наук. – , 2003.
11. Ким М.Н. Жанры современной журналистики. – СПб., 2007.
12. Ким М.Н. Технология создания журналистского произведения. – СПб.: Изд-во Михайлова В.А. – 2007.
13. Корконосенко С.Г. Основы творческой деятельности журналиста. – М., 2003.
14. Кузнецов Г.В. Телевизионная журналистика. Учебник / Г.В. Кузнецов, В.Л. Цвик, А.Я. Юровский. – 3-е изд. – М.: Изд-во МГУ «Высшая школа», 2002. – 304 с.
15. Кузнецов М.А., Цыкунов И.В. Практическая психология PR и журналистики. Позволить другим делать по-вашему. Учебно-практическое пособие. – М., 2002.
16. Куркина А.С., Пляскова Е.А. Читаем российские газеты: Учебно-методическое пособие. – : ИПЦ ВГУ, 2007. – 67 с.
Интервью в исследованиях
... своем жизненном пути, человек подчиняется нарративное интервью в биографических исследованиях динамике процесса повествования и в ... сравнивать выводы самих социологов, полученные на основе содержащихся в текстах формальных индикаторов (например ... интервью получила в немецкой качественной традиции большую популярность, попытался использовать до последнего времени фактически не находившую применения ...
17. Лазутина Г.В. Технология и методика журналистского творчества. – М., 2005.
18. Лозовский Б.Н. Искусство разговаривать и получать информацию. – М., 2005.
19. Лукина Г.В. Основы творческой деятельности журналиста. – М., 2006.
20. Лукина М.М. Технология интервью. — М.: Аспект Пресс, 2003. – 191 с.
21. Мельник Г.С. Основы творческой деятельности в журналистике / Г.С. Мельник, А.Н. Тепляшина. – СПб: Питер, 2004. – 272 с.
22. Микоян А.С. Проблемы перевода текстов СМИ. Язык СМИ как объект междисциплинарного исследования: Учебное пособие. М., 2003.
23. Мицыч П. Как проводить деловые беседы. – М.: Интерэксперт, 1987. – 214 с.
24. Ожегов С.И. Словарь русского языка. 70 000 слов / Под ред. Н.Ю. Шведовой. – 22-е изд., стереотип. – М.: Русский язык, 1990. – 922 с.
25. Основы творческой деятельности журналиста. – CПб, 2000.
26. Пельт В.Д. Дифференциация жанров газетной публицистики / В.Д. Пельт. – М., 2008.
27. Поцепцов Г.Г. Имиджелогия. Изд. 2-е. – М.: Рефл-Бук Ваклер, 2002.
28. Риторические основы журналистики. Работа над жанрами газеты: Учебное пособие / З.С. Смелкова, Л.В. Ассуирова, М.Р. Саввова, О.А. Сальникова. – М.: Флинта: Наука, 2007. – 320 с.
29. Сазонов Г. Вопрос – ответ // Журналист. – 2003. – № 1. – С. 18-21.
30. Словарь современного русского языка: в 17 т. – М., 1948-1969. – Т. 5.
31. Савчук С.О. Об эволюции в системе жанров жанра в региональной прессе (на примере районных газет ‘Ленинский путь’ и ‘Ялуторовская жизнь’)">современной русской газеты // Русский язык: исторические судьбы и современность. – М., 2001.
32. Степанова М.А. Диалогичность коммуникации в жанре интервью в современной немецкой прессе: На материале журнала “Der Spiegel”: Дисс. … канд. филол. наук. – М., 2006.
33. Тертычный А.А. Жанры периодической печати. – М.: Аспект Пресс, 2008.
34. Тертычный А.А. Каков вопрос – таков ответ // Журналист. – 2005. – № 7. – С. 81-83.
35. Швец Е.В. «Звездное» интервью в коммуникативно-прагматическом аспекте: Дисс. … канд. филол. наук. – Воронеж, 2008. – 185 с.
36. Шостак М.И. Репортер: профессионализм и этика. – М.: Изд-во «РИП-Холдинг», 2001. – 165 с.
37. Штатная Е.И. К вопросу о роли заголовочного комплекса в реализации коммуникативной интенции текста // Прагматика и типология коммуникативных единиц языка. – Днепропетровск, 1989.
38. Штырева С.В. Прагмалингвистическая характеристика интервью: На материале французской прессы: Автореф. дисс. … канд. филол. наук. – М., 2006. – 163 с.
39. Энкельман Н.Б. Преуспевать с радостью. – М.: Интерэксперт, 1993. – 214 с.
40. Якубинский Л.П. О диалогической речи // Якубинский Л.П. Избранные работы: Язык и его функционирование. – М., 1986. – С. 17-58. – http://www.philology.ru/linguistics1/yakubinsky-86.htm.
Объем: 69 стр.
Год: 2011
Цена : 3000 руб.