Шавель Алеся Александровна, Руководители:
профессор
Гончарова-Грабовская Светлана Яковлевна, Ст. преподаватель, Апанасевич Татьяна Антоновна
Минск – 2010 г
Блог — (англ. blog, от «web log», «сетевой журнал или дневник событий») — веб-сайт, основное содержимое которого — регулярно добавляемые записи, содержащие текст, изображения или мультимедиа.
ИПС – информационно-поисковые системы.
Кэш-память
OCLC — (Online Computer Library Catalog) — объединенный каталог научно-технических публикаций
WWW — World Wide Web — распределенная система, предоставляющая доступ к связанным между собой документам, расположенным на различных компьютерах, подключенных к Интернету.
UPDATE — оператор языка SQL, позволяющий обновить значения в заданных столбцах таблицы.
URL-адрес —
«Интернет – это не газета, не телевидение, поскольку и газеты, и телевидение кому-то принадлежат. Интернет не принадлежит никому, как алфавит. Интернет – это среда присутствия. И его перспективы связаны с понятием “сетевой автор”».
Кирилл Куталов
Потребность человека в самореализации остается в числе наиболее значимых во все времена. Для каждого человека отсутствие или ограничение возможностей самореализации оборачивается ощущением неполноценности, ущербности, даже бессмысленности существования.
виртуальная реальность Интернета
Интернет, являясь реалией экранной, визуальной культуры, вместе с тем привлекает внимание не только к картинке, но и к письменному тексту, посредством которого, чаще всего, и представлен в Интернете человек. Общение в Интернете тоже предстает в виде обмена текстовыми сообщениями в письменной форме, которые часто выглядят как спонтанно порождаемые в рамках электронной почты, чатов, коммуникаций в ходе игры и т.д.
концепция гипертекста
Кроме того, неоднократно говорилось о сходстве Интернета и библиотечного дела. Неслучайно во многих работах, описывающих общий подход к Интернету, его нередко просто называют «Всемирной библиотекой» (Романенко В.Н., Никитина Г.В., Неверов В.С., 2008).
Более того, многие сетевые поисковые сервисы часто создаются лицами с библиотечным образованием или же с опытом библиотечной работы (Lane C.A., 2002).
В этих внешних обстоятельствах проявляется глубокое сходство многих организационных сторон работы и библиотечного дела. Но реальная работа сети не сводится к простому обслуживанию пользователей затребованными ресурсами. По сравнению с библиотекой сеть характеризуется намного большими возможностями и, соответственно, имеет значительно больше различных технологий.
Своеобразие жанров интернет-журналистики на примере газет «Lenta.ru», ...
... журналистике жанров. А вот найти оригинальный веб-репортаж достаточно трудно. объектом исследования Предметом исследования Цель моей работы – охарактеризовать жанровую структуру периодических изданий в сети Интернет и выявить оригинальные жанры ...
Исходя из всего вышеизложенного, легко заметить общие «болевые точки» Интернета и филологии, и особенно, художественной литературы. С одной стороны, так же, как и Интернет, литература является одним из способов творческой самореализации личности, с другой, сходство «глобальной сети» и библиотечного дела открывает возможности для совместного плодотворного развития обоих явлений. В течение многих веков литература «жила» в библиотеках, и если Интернет есть библиотека нового тысячелетия, то более чем логично предположить, что литература с готовностью будет «праздновать новоселье».
Однако изменение локализации литературных текстов отражает лишь поверхностное, «внешнее» влияние Интернета на литературу. Под влиянием специфических свойств «Всемирной библиотеки» (анонимности, доступности, вариативности и др.) неуклонно изменяется и сама литература. Сначала литературный текст просто публикуется в Сети, минуя традиционный печатный вариант. Затем авторы начинают писать произведения, предназначенные именно для размещения в Интернете. Следующий этап – произведение обретает специфическую форму организации (например, гипертекст) и наделяется интерактивностью. Все это говорит о том, что Интернет обладает практически магической силой: он может навеки изменить ход истории для всего литературного процесса.
актуальным является исследование
Целью данного реферата является поиск ответов на все эти вопросы в рамках русла русской литературы (что коррелирует с темой будущей кандидатской работы).
Таким образом, наша цель – исследование и анализ форм влияния Интернета на развитие современной русской литературы.
ряд задач
1. Выявить степень исследованности поставленной проблемы; проследить пути интерпретации сосуществования Интернета и литературы учеными разных специальностей (филологами, философами, социологами и, конечно же, прикладными математиками);
2. Проанализировать аналогии между библиотечным делом и сетевой работой, между бумажной и электронной формами произведения;
3. Очертить круг свойств Интернета, соприкасающих его с гуманитарным знанием, а именно, с филологией;
4. Исследовать феномен сетевой литературы («сетературы») как закономерное следствие сосуществования Интернета и филологии, а также как возможное будущее мировой литературы;
5. Сделать выводы о влиянии Интернета на современную русскую литературу.
Таким образом, новизна реферата заключается в том, что впервые будет предпринята попытка целостного выявления теоретических и практических аспектов проблемы влияния Интернета на современную русскую литературу и обоснования статуса данной проблемы как актуальной. Кроме того, на основании теоретической и методологической подготовки к написанию работы была составлена концепция поэтапного влияния Интернета на литературу , с которой также можно ознакомиться в рамках данного реферата.
В обзоре литературы проанализируем степень исследованности вопроса, заявленного в названии реферата.
Впечатляющие и наиболее известные воздействия средств электроники на гуманитарную сферу связаны с возникновением глобальной информационной сети Интернет. Система этой сети расширяется не только вширь, захватывая все новые регионы и области человеческой деятельности. Ее развитие идет вглубь. Это проявляется и в появлении новых сервисов, интеграции уже разработанных средств, слиянии техники Интернета с техническими новшествами. Однако для ряда специалистов появление Интернета оказалось неожиданным. Многие до сих пор имеют о нем самое поверхностное представление. Тем не менее, само возникновение глобальной информационной сети можно было предвидеть. Действительно, служба точного времени с передачей сигналов по радио известна еще с 30-х годов прошлого века. Это было одним из первых шагов по созданию централизованных информационных систем.
Влияние социальных сетей на жизнь современных людей
... дебилы», тем самым переключая агрессию стада на себя и покинет эту страницу в интернете на всегда.А тем временем страсти начинают развиваться ... зар. плату.Ты сам себе хозяин. Ещё в сети можно прославиться и выбиться на экраны телевизоров если придумать и снять оригинальное ... очень удобно для открытия собственного бизнеса.Платить за место в сети не надо, как было бы при аренде помещения, работников ...
авторами этих прогнозов были гуманитарии
Говоря о осмыслении виртуализации, информатизации, коммуникации и знакового характера потребления современного общества, необходимых для понимания особенностей самореализации личности современного человека, нельзя не вспомнить работы Ж. Бодрийяра, Ф. Джеймисона, Н.В. Гоноцкой, Д.В. Иванова, Ю.А. Ляшенко, Й. Масуды, Д.Н. Микадзе, М.Б. Ракитных, Э. Тоффлера, Л.А. Тягуновой и др.
Самореализация посредством интернета – явление, появившеся не так давно, но и ему уже посвящены отдельные исследования. Областью самореализации называет Интернет культуролог М.А. Климанова, рассматривающая его в качестве одного из наиболее распространенных хобби современного человека, сквозь призму компьютерных игр рассматривает самореализацию человека психолог М.С. Иванов и т.д. В их работах самореализация рассматривается как мнимая, выполняющая компенсаторные функции. Самореализацию в Интернете иногда связывают с общением (И.Г. Сощенко, А.Ю. Фимин) и самотворчеством (О.В. Павловская), но говорят об этом попутно, в связи с другими темами, не углубляясь в подробности.
При осмыслении виртуальной реальности важны работы В.В. Бычкова, А.А. Калмыкова, М. Кастельса, И.Р. Купер, Ж. Деррида, Ж. Делеза, Н.Б. Маньковской, Н.А. Носова, Н.В. Рейнгардт, Е.Е. Таратуты, Ш. Теркл и др.
Общим моментом гуманитарных исследований Интернета выступает, прежде всего, признание его и продуцируемой им виртуальной реальности в качестве принципиально новых возможностей коммуникации личности, осуществления гиперкоммуникации.
А потому неудивительно, что за последние десять – пятнадцать лет по данной проблеме был защищен ряд любопытных кандидатских и докторских диссертаций . Приведем лишь самые необходимые в данном контексте примеры.
Водянова Н.В. проанализировала Интернет с точки зрения философской антропологии и выявила все его свойства как комфортной среды самореализации личности [2].
Аладышкина А.С. иследовала современные интернет-сообщества как страты нового поколения, предложив в итоге, основанную на сетевых моделях, новую концепцию социально-стратификационного деления общества [1].
Исследовательница из Санкт-Петербурга Зыкова Е.В. проследила организацию гипертекста в Интернете на материале англоязычных сайтов [6].
Отметим, что на сегодняшний день русскоязычные сайты также готовы к подобному анализу.
Гагарина Л.Н. из Бишкека, защитив работу о роли Интернета в процессе глобализации, писала в том числе и о культурном феномене данного явления [3].
Кроме того, в рамках реферата нельзя не отметить роль монографий и сборников статей В.Н. Романенко и Г.В. Никитиной [7,8]. Не оставим в стороне и тот факт, что в самом Интернете опубликованы десятки статей на данную тему.
Интернет-журналистика
... журналистики в Интернете, особое место уделяет развитию электронных СМИ, библиотек с такого рода книгами, а следовательно - авторов, журналистов, способных работать в этом направлении. За интернет-журналистикой - будущее. Интернет-журналистика ... Именно тем и сложна работа в Интернет-журналистике - тут важна скорость. ... передачи, получателей сообщения по сети Интернет значительно больше, чем получающих ...
Как мы видим, ученые из разных стран интересуются тем влиянием, которое Интернет оказывает на жизнь человека в сегодняшнем мире. И правомерно говорить о довольно глубокой изученности в науке такой темы как «Влияния Интернета». Однако не существует какого-либо целостного анализа такого аспекта этого влияния, которое касается литературы. Во введении уже было отмечено, что предпосылки для подобного влияния существуют весьма основательные, так что и всестороннее исследование данного вопроса также должно в скором времени появиться.
Пока же его нет, предложим попытку описания и анализа сразу нескольких форм влияния Интернета на современную литературу.
свойствами Интернета
Отличительные свойства Интернета и их особенности описаны неоднократно. В то же время полная систематизация этих свойств пока еще никем не производилась. В общем, это понятно. Интернет – динамично развивающаяся система, и к настоящему времени реализованы далеко не все его возможности. Время же детального анализа, как это было, например, с печатными изданиями, наступит только тогда, когда возникнут иные, принципиально новые возможности работы с информацией. Позволим себе только кратко отметить те особенности работы с информацией в сети, которые, во-первых, достаточно очевидны, и, во-вторых, интересны именно с точки зрения гуманитарного знания.
URL-адрес
Есть и другие особенности работы с информацией на бумажных или магнитных носителях. Они всем хорошо известны. При работе же в сети после того, как пользователь отыскал нужный ему адрес, информация пересылается на кэш-память его компьютера практически мгновенно. Естественно, что при этом информация кратковременно копируется на ее электронном переносчике. Этот процесс настолько кратковременный, что чаще всего при обсуждении проблем распространения информации в сети им просто пренебрегают. Особых трудностей, за исключением терминологических, при таком подходе не возникает.
Информация в кэш-памяти компьютера находится только временно. Считать ли ее тиражированием, вопрос вкуса. В то же время любой пользователь при желании может закрепить полученную им информацию. Ее можно перенести на винчестер, на CD-диск или на обычную дискету. Можно материал и распечатать. Эти процессы обычно рассматриваются уже как традиционное размножение информации. На самом же, деле считать или не считать распечатанную с компьютера копию предварительно отсканированной книги созданием полноценной копии оригинала, вопрос дискуссионный.
Интернет позволяет определить число обращений к тому или иному сетевому ресурсу. На этой основе можно сделать ряд интересных выводов, в прежние времена исследователям недоступных. Так, в 2004 году по числу обращений к словарю Вебстера удалось установить, какие новые термины пользуются наибольшим интересом. Отметим еще, что на первом месте оказались термины, связанные с информатикой. [7, 18]
оперативность ввода новой информации
При работе в сети резко возрастает роль посредника (mediator), помогающего пользователю найти нужную информацию. С позиций оказания помощи любой библиотекарь в обычной библиотеке хотя бы частично выполняет функцию посредника. Он не только помогает отыскать книгу на полке или в фонде. Работник библиотеки часто помогает в библиографическом поиске. В массовых публичных библиотеках работники иногда просто подсказывают читателю названия книг, которые, по их мнению, могут заинтересовать данного читателя.
Как оформлять список литературы дипломной работы
... Примеры оформления списка литературы дипломной работы по ГОСТ Пример оформления книжных изданий в списке литературы Как правило, самым простым в оформлении ... список литературы содержал 1/3 или 2/3 источников из сети интернет. При написании дипломного проекта старайтесь не копировать материал из сети ... вузов / под ред. Р.П. Викторовой. – М.: Академия, 2011. – 327 с. Или: Экономика предприятия [Текст]: ...
Поиск же информации в сети идет по различным ключевым словам. Эти слова задаются или модераторами поисковой системы или же появляются в результате работы автора ресурса или вебмастера соответствующего сервера. Это зачастую приводит к некоторой утрате гибкости при поиске, хотя она перекрывается возможностью очень широкого поиска.
«демократичностью»
2.1. Специфические типы Интернет-ресурсов
электронные журналы и электронные библиотеки
Вслед за «Проектом Гутенберг» было создано большое количество электронных библиотек. Это были как чисто научные, так и беллетристические и смешаные по подбору литературы собрания, наиболее известной из которых (в России) является весьма объемная библиотека Максима Мошкова (http://lib.ru).
Полезно отметить также электронную библиотек священника Якова Кротова (http://www.krotov.org).
полнотекстовые электронные ресурсы
— — Электронная библиотека Российской государственной библиотеки (РГБ) . Представляет собой собрание электронных копий ценных и наиболее спрашиваемых печатных изданий и электронных документов из фондов РГБ и других источников. Электронная библиотека состоит из четырех коллекций, включает 400 тыс. документов и постоянно пополняется.
— http://wdl.org/ru// — Мировая цифровая библиотека. Международный проект, реализуемый при поддержке ЮНЕСКО. В число объектов, представленных на сайте Мировой цифровой библиотеки, входят рукописи, карты, редкие книги, музыкальные партитуры, фильмы, снимки, фотографии и архитектурные чертежи. Библиотека содержит документы на 40 языках мира.
- — Публичная Электронная Библиотека . Сайт содержит более 1500 книг по различным областям знания: гуманитарным и естественнонаучным.
— http://www.iqlib.ru/ — Электронная библиотека Iqlib. Интернет-библиотека образовательных изданий, в которой собраны электронные учебники, справочные и учебные пособия. Удобный поиск по ключевым словам, отдельным темам и отраслям знания.
— http://www.biblioclub.ru/ — Университетская библиотека . На сайте представлена большая коллекция русской и зарубежной классической художественной литературы, учебные издания по гуманитарным дисциплинам: история, право, социология, философия и др.
- http://studentam.net/ — Электронная библиотека учебников . Коллекция учебной литературы по социально-экономическим и гуманитарным наукам.
— http://www.gumer.info/ — Библиотека Гумер — гуманитарные науки. Коллекция книг по социальным и гуманитарным и наукам: истории, культурологии, философии, политологии, литературоведению, языкознанию, журналистике, психологии, педагогике, праву, экономике и т.д.
Особенности Интернет-изданий в системе Югорских СМИ (на примере ...
... электронных онлайновых изданий. В электронной версии газеты "В центре событий" на сайте in-news.ru вышли материалы автора работы ... только в Интернете и для Интернета, использующие специфику Сети для производства, распространения ... вывод: в зарубежной и отечественной литературе накоплен достаточно большой и интересный ... дает возможность сделать важный вывод для дальнейшего раскрытия настоящей работы: ...
Успех электронных библиотек позволяет говорить о перспективности перевода всей уже имеющейся в мире печатной информации в электроную форму, хранящуюся в сети и опирающуюся на единый электронный корпоративный каталог.
Наряду с электронными библиотеками появилось большое количество различных справочных изданий, энциклопедий и т.д.
2.2. Википедия и «вики-процессы» как пример нового типа гуманитарной работы , Википедия
Энциклопедия
Википедия создается более чем на сотне языков; русскоязычный ее раздел существует с декабря 2002 года.
Разумеется, Википедия и сопряженные с нею вики-проекты возможны только при использовании электронных сетей. Они являются первым убедительным примером принципиально новых возможностей литературной и научной работы, которые реализуются в электронных сетях. В то же время нетрудно заметить, что в идее коллективного творчества имеются некоторые корни, которые восходят к докомпьютерным временам. Самым типичным примером такого творчества являлись шахматные матчи читателей газет (например, «Комсомольской правды») с известными гроссмейстерами. В этих матчах ходы читателей определялись по большинству голосов, присланных участниками матча в редакцию.
Строго говоря, и народное творчество (былины, мифы, песни и т.д.) при желании можно рассматривать как результат некого аналога вики-процесса. В компьютерной практике есть язык программирования – Linux , который также является результатом совместного творчества. По существу, этот язык совершенствуется в результате вики-процесса. Это является его несомненным достоинством. Отличие совершенствования этого языка от процесса создания Википедии состоит в том, что по условиям практической работы в совершенствовании языка программирования реально могут принимать участие только профессионалы достаточно высокого уровня, хотя в принципе к участию в процессе допускаются все желающие. Для правки же статей Википедии низкая квалификация потенциальных авторов не является препятствием. В то же время считается, что, несмотря на легкость участия в процессе правки, именно коллективное творчество способствует созданию статей достаточно высокого уровня. Опыт показывает, что это утверждение имеет под собой серьезное основание.
вики-процессы
2.3. Идея интерактивной художественной литературы
сетература
Ряд писателей, например, Сергей Лукьяненко, помещают в сети свои произведения по частям. Главы вывешиваются в сети по мере их написания. (См. . Надо сказать, что на самом деле такой подход является возрождением старого способа издания художественных произведений. Для простоты мы напомним, что романы и повести многих французских классиков, в частности Г.Мопоссана, печатались в выпусках ежедневных газет. Они дописывались авторами в процессе печатания произведения.
Идея интерактивной художественной литературы
промежуточных выводов
внешнее влияние на литературу
[Электронный ресурс]//URL: https://liarte.ru/diplomnaya/internet-i-literatura/
3.1. Аналогии между библиотеками и Интернетом (внешнее влияние)
Как уже подчеркивалось неоднократно, между Интернетом и реальной библиотекой есть несомненное, внутреннее, организационное сходство. В чем же именно оно проявляется, и какие существуют базовые различия?
кумулированную информацию
базах данных
В сети же пользователь получает только информацию о том, где находится разыскиваемый ресурс, то есть адрес. К адресу обычно, но не всегда, присоединяются несколько слов, которые в той или иной степени позволяют судить о содержании ресурса и его соответствии запросу. Это соответствие отражается традиционным библиотечным термином релевантность.
Для того чтобы по-настоящему понять то, о чем идет речь в ресурсе, надо с помощью этого адреса перенести содержание ресурса в цифровой форме на свой компьютер и только затем уже знакомиться с ним. Если пользователь захочет «перелистать» несколько ресурсов, то в простейшем случае он должен быстро прочитать ту краткую информацию, которая сопровождает каждый адрес при выводе списка URL-адресов. Быстрота такого просмотра и быстродействие ИПС – подводят нас ко второй особенности сети.
Она связана с тем, что практически при любом поиске пользователь имеет возможность получить в свое распоряжение для дальнейшей работы огромное количество URL-адресов – в некоторых случаях тысячи. Просмотреть все сведения об их содержании невозможно. Иными словами, пользователь сети знакомится с содержанием доступных и потенциально интересных ему материалов не так, как посетитель библиотеки.
Сетевая работа увеличивает количество материалов, вовлеченных в работу по поиску нужных текстов. Это приводит к хорошо известному, но не всегда осознаваемому факту: при работе в Интернете адреса, информационно-поисковые образы текстов и сами тексты рассматриваются практически независимо друг от друга. Появление сетевых технологий позволило даже в представлениях обычного пользователя разделить эти три понятия и изучать их в качестве независимых. Такой подход вносит изменения в анализ библиотечной и библиографической работы, внося в первую очередь определенные коррективы в методы подготовки будущих специалистов.
В Интернете благодаря реальному разделению элементов информации возникает возможность быстрого ознакомления со множеством информационно-поисковых образов источников. Быстрота поиска не предусматривает его глубины. Скольжение по поверхности вырабатывает идентичный подход к информации, и накопление большого, часто избыточного, количества сведений никак не сопряжено с их пониманием. [8, 104]
подведем итоги
Можно подчеркнуть, что человеческое сознание постепенно перестраивается на новые способы восприятия информации. И гибкое сознание филолога-автора в этом плане уже способно не только на обработку какой-либо готовой информации, но и на продуцирование собственной, творческой информации, предназначенной для Интернета. Что в полной мере и выражается в феномене сетературы.
3.2. Феномен «сетевой литературы» (внутреннее влияние) , Сетевая литература (сетература
Таким образом, отметим, что Сетература имеет, как общее слово для всех литературных произведений в Сети, широкое и узкое значение.
В широком смысле
в узком смысле
уникального характера Интернета
Произведение, опубликованное на бумаге (будь то в книге или в журнале), существует само по себе, отдельно и самодостаточно. Если на него и последуют отклики читателей и критики, то эти отклики будут опубликованы позже и в каком-то другом месте. Интернет предоставляет возможность немедленного включения текста в процесс коммуникации по поводу литературы. На сайтах со свободной публикацией или в блоге отклик читателя может быть получен моментально.
В блогах общение автора с читателями может быть двусторонним и многосторонним, затрагивать не только сам исходный текст, но и личность автора, собственные вкусы всех участников беседы, их творчество и любые иные темы. В конечном счете первоначальное произведение оказывается только поводом для общения. Поэтому, в таких случаях, продуктом сетевой литературы в блогах является не обнародованное на сайте со свободной публикацией стихотворение одного из десятков тысяч авторов, публикующихся там, а вся потенциально бесконечная цепочка реплик, порожденных этим стихотворением, иными словами — сформировавшаяся вокруг этого текста коммуникативная среда. Такое растворение отдельного, определенного текста в текстовой стихии, а также происходящая в этой ситуации «смерть автора» и «рождение соавтора» (ведь авторами возникающей коммуникативной среды являются все ее участники и никто в особенности: граница между автором и не-автором перестает существовать).
Сторонники интерактивной сетевой литературы трактуют это процесс как наиболее полную реализацию постмодернистского проекта.
Существует мнение, что перенос центра тяжести с результата на процесс в блогах — свидетельство функционирования сайтов со свободной публикацией как своего рода субкультуры, схожей с другими субкультурами (например, сформировавшимися вокруг ролевых игр).
В качестве различительного признака важно то, что иерархия ценностей, складывающаяся в любой субкультуре, признается только внутри нее самой: авторы, популярные на сайтах со свободной публикацией (в своей коммуникативной среде), как правило, не признаются за их пределами, а если признаются — то исключительно благодаря свойствам созданных ими произведений, освобожденных от составляющих особенность этой среды наслоений.
Все последующие характеристики и примеры касаются Сетературы в узком смысле.
Интернет создает целый ряд новых (или может быть лучше: свежих) возможностей для создания поэзии, романов, рассказов, очерков и т.п. Все эти новые или, в некоторых случаях, заново изобретенные виды литературной деятельности основаны на первичных причинах, которые представляют собой различие между книгой, как литературным средством, с одной стороны, и Интернет, с другой.
- Первым важным фактором влияния WWW на культуру является конец монополии печатного станка.
Имеется в виду, что распространение текстов, в связи с развитием Интернета, больше не связано с изданиями и с их выбором, определенным социальными и экономическими факторами. Это одновременно означает, что Интернет дает возможность опубликовать что и когда угодно без обязанности считаться с материальными аспектами «традиционной» публикации.
— Второй определяющий фактор с далеко идущими последствиями — это смерть расстояния и времени. Этот факт имеет целый ряд последствий, которые, на наш взгляд, еще более значительны, чем конец монополии печатного станка. Эти последствия являются новейшим динамичным и активным подходом к литературе. Прежде всего, Интернет — всегда и везде доступен, и поэтому понятие «расстояние» теряет в Сети свое значение, а понятие «время» уменьшается до секунд, которые нужны компьютеру, чтобы переработать посланные через Сеть сведения. Более конкретно, это значит, что когда кто-то опубликует в Интернете какую-то поэму, весь мир сразу имеет возможность прочесть и обсудить ее. Автор может, с помощью Интернета, мгновенно получать множество отзывов и комментариев на опубликованное им произведение. Более того, Интернет включает в себя еще и возможность Feedback’а и глобальность, которая дает автору возможность получать без препятствий суждение о его работе даже с другого конца земного шара.
Вероятно, эта глобальность, которая является последствием «смерти расстояния и времени», обладает большими перспективами и станет еще важнее в будущем.
К тому же, это дает возможность говорить о новом значении понятия «мировая литература». Во-первых, в силу непосредственного и немедленного контакта между «интернетчиками» в любой точке планеты. Во-вторых, из-за некоторых дисциплин Сетературы, которые являются динамичной формой взаимодействия и многоавторного творения с особой системой правил и с свободной генерацией новых направлений. Все вышесказанное дает возможность говорить об Интернете как о глобальном и круглосуточном литературном салоне.
транспарентность автора произведения
Смысл такой, что автор может сохранять полную анонимность и что он для этой цели может пользоваться разными мистифицирующими способами. Здесь речь идет о более фундаментальной анонимности, чем та, которая получается при использовании псевдонима.
«Автор как личность» как будто создает себе существующий только в Интернете образ со своей жизнью и со своими чертами характера, который может совсем не совпадать с реальной личностью автора.
Характер этого «второго, живущего только в Сети, автора» неизбежно влияет на произведения.
виртуализации авторства
Ясно, что здесь нарушены границы литературного мира, и мы попадаем в более широкую философскую дискуссию, основанную на постмодернизме.
разные литературные формы
[Электронный ресурс]//URL: https://liarte.ru/diplomnaya/internet-i-literatura/
Гипертекст
Существует два основных вида гипертекста:
А) «Елка с игрушками»: в принципе похож на подстрочные сноски в «традиционном» тексте, но перемещенные в Интернет вышеописанным образом.
Б) «Сад расходящихся тропок»: Гипер-книга предлагает читателям какой-то выбор глав. Читатель может просмотреть эти главы разными способами, и при этом создается впечатление чтения нескольких отдельных произведений. Этот метод уже гораздо старше, чем сам Интернет. Известные примеры «hypertext fiction» можно найти в творчестве таких писателей, как Борхес, Кортасар, Набоков и Павич. Не случайно каждый из них более или менее связан с постмодернизмом.
Современных экспериментов в Сети существует немного, особенно на русском языке. Стоит упомянуть следующие опыты: рассказ в гипертексте «Свалка» Юлии Морозовой и два опыта Георгия Жердева (которые также можно отнести к Мультимедийной Литературе).
Очевидно то, что гипертекст, как особенно сетевой жанр, оказывается технически довольно недоступным, и, может быть, поэтому используется до сих пор только в редких экспериментах. Все-таки гипертекст предоставляет широкий спектр возможностей, потому что ссылки не всегда связаны с текстом, но их также можно связать с изображением, звуком и фильмом, как это уже было описано выше.
Коллективное творчество
А) Гестбук (Гостевая книга или guestbook).
Понятие «Гестбук» означает, что все желающие могут высказывать свое мнение по поводу какой-нибудь публикации.
Жаль, что это довольно быстро превращается в обыкновенную брань по отношению к инакомыслящим и, сверх того, это может быть бесконечно. Несмотря на это, Дмитрий Кузьмин видит в гестбуках в Интернете возможное завершение «настоящего» эпистолярного романа.
Б) Буриме, Сад расходящихся хокку и Ренга.
Это немного другой вид коллективного творчества или многоавторности — это так называемый «Буриме» (по-французски: les bouts riment — концы рифмуются).
Эта стихотворная игра (рифмованная игра) возникла в 17-ом веке во дворце Луи XIV. Буриме постепенно распространялся по всему миру и до шестидесятых годов нашего века остался популярной игрой в России. В Интернете Буриме снова оживил компьютерный специалист и программист Дмитрий Манин, который создал программу, дающую возможность снова «играть» в Буриме в новой версии, приспособленной к компьютеру. Буриме при этом стало Сетевой игрой , в которой компьютер, как машина, является частью процесса создания.
Принцип игры в Буриме таков: игрок получает «пару рифм», которая составляет конец стиха. Эта «пара рифм» выбирается Манинской компьютерной программой из особенного словаря. А начало к заданному концу стиха дополняется игроком в как можно лучшей форме. И в итоге, невозможно узнать, кто действительный автор созданной поэмы. Сверх этого, игроку надо позаботиться о том, чтобы его Буриме отвечало заданной рифме. Если его Буриме получается «плохим», программа его исключает. «Хорошее» Буриме принимается в состав данных этого сайта.
«Сад расходящихся хокку»
Ренга – (по оригинальному названию Хокку) — это образ поэзии со ссылками, который очень подходит к пределам Интернета, и который особенно хорошо годится для многоавторности.
«Сад расходящихся Хокку»
Во всех этих видах коллективного творчества заметно, что им почти без исключения наклеивается ярлык «игра». Это подчеркивание игры, а не литературы, вызывает вопросы. И прежде всего: действительно ли что-то не в порядке, когда подчеркивается именно этот игровой подход?
автоматической обработкой текста»
Иследователи полагают, что множество литературных конкурсов, журналов и изданий в Интернете также принадлежат к динамическому аспекту Сетературы, потому что они умеют обеспечивать постоянный «Update» их информации, в противоположность «традиционным» двойникам, с их ограниченным количеством изданий.
Кроме этого, и здесь «читатель-игрок» занимает важное место как критик или/и участник в литературных конкурсах.
Рисунок 3, Рисунок 4
2 — «Сад расходящихся хокку»
3. -«Тенета»
4. — «Арт-ЛИТО»
дискуссия.
Главный вопрос здесь такой: игра или литература? И как это уже выше было упомянуто: действительно ли что-то не в порядке, когда подчеркивается игровой элемент? Разве это не исключит возможный литературный характер?
Интернет имеет важное влияние на современную культуру и, вероятно, приведет к постоянным изменениям в общении между людьми. В России Интернет очень быстро развивается и Сетература оказывается частью этого развития. Также, благодаря Интернету, Россия (снова) может свободно «встретиться» с Западом и с Востоком, что уже имеет выражение в Сетературе с ее японскими влияниями.
С другой стороны, нельзя не отметить, что пока только небольшое количество занимается Сетературой. И поэтому еще не ясно, является ли Сетература новым литературным движением.
Однако тот факт, что обновление, к примеру, на сайте «Тенета» происходит несколько раз в день, свидетельствует о популярности сетературы и постепенном возрастании ее авторитета.
сетература в основном развивается в русле блогосферы,
1. В блогосфере стирается граница между дающими и принимающими информацию, предоставляется возможность каждому желающему быть одновременно писателем, комментатором или читателем. Превращение зрителя и читателя в соавторов приводит к важному для самореализации человека эффекту сотворчества.
2. Публичность блога, который может читать и комментировать каждый. В связи с этим чужой опыт оказывается в свободном доступе. Всеобщая открытость и доступность записей в Интернете (в блогах, на форумах) делает возможным знакомство с рефлексией над жизненным опытом других людей, с вопросами, волнующими их, происходит получение информации о ешении сходных проблем. Благодаря этому осуществляется самореализация в аналитической деятельности.
3. В блогах, как и вообще в Интернете, представление о партнере по общению является ограниченным, что обусловливает своеобразие процессов межличностного восприятия, опирающегося на «достраивание» партнера по общению, то есть на собственную фантазию. Благодаря отсутствию визуального облика реального человека появляется возможность скрыть видимые недостатки и представить себя в выгодном свете.
4. В Интернете происходит как бы двойное самотрансцендирование: во-первых, в иную реальность – виртуальную, во-вторых, — в мир человеческих отношений в этой реальности. И нередко в мир таких отношений оказывается вовлечен уже не столько реальный человек, сколько его on-line образ. Поэтому проблемы коммуникации и самореализации начинают выглядеть иначе ввиду возможности непосредственных контактов между виртуально трансформированными субъектами.
5. Блоги и форумы можно назвать средствами единения, поскольку, приобщаясь к проблемам других, человек начинает понимать, что одинаковые проблемы могут волновать многих, и в решении своих проблем он не одинок.
В дробном и фрагментарном современном мире возникает потребность в сохранении целостности. Примеры стремления к целостности можно обнаружить в Интернете, где человек посредством общения пытается стать собой, собрать себя из множества фрагментов. Так самотрансценденция в Интернете служит задачам обретения себя и формирования внутренней гармонии, достижения самотождественности.
Феномен сетературы, хоть и является на сегодня спорным явлением, несомненно, представляет собой один из возможных путей обновления русской (и не только) литературы.
На сегодняшний день справедливо будет отметить, что Интернет оказывает значительное влияние на все сферы знания. Глава «Обзор литературы» показала, что по тематике, связанной с Интернетом, защищаются как докторские, так и кандидатские диссертации по философии, филологии, социологии, культурологии, философии. Не будет преувеличением следующее утверждение: «Глобальная сеть» объединяет гуманитариев, дает им некую общую сферу для поиска материалов и самореализации.
Однако именно художественная литература и литературоведение (как компоненты филологии) могут на сегодняшний день быть проанализированы как сферы, испытывающие на себе максимальное воздействие Интернета.
концепция поэтапного влияния Интернета на художественную литературу
Название этапа |
Примерные временные рамки |
Влияние на литературу [Электронный ресурс]//URL: https://liarte.ru/diplomnaya/internet-i-literatura/ |
Характеристика |
1.Интернет как конкурент реальной библиотеки |
1990-е – 2000-е гг. (пик – конец 1990-х гг) |
Внешнее |
Литература использует Интернет как «глобальную библиотеку». Путем сканирования в цифровой вид переводятся огромные количества печатных публикаций. Пользуясь демократичностью, мобильностью и феноменальными скоростными качествами Интернета, литература выбирает его как свою сферу обитания. Этот процесс протекает настолько быстро и мощно, что формируется (на сегодняшний день уже сформировано) целое «антибиблиотечное» поколение читателей. |
2.Время итернет-публикаций |
2000-е гг |
Внешнее и внутреннее |
Некоторые современные авторы перестают издавать тпечатные книги, предпочитая публиковаться в Интернете. В рамках блогосферы и персональных сайтов проза, поэзия и драматургия выглядят по-прежнему традиционно (в виде сплошного текста), но уже не имеют «бумажного прототипа». Если раньше книга всегда была первична, а помещение ее в Интернет вторично то сегодня зачастую первичен Интернет. |
3.Эпоха «сетературы» |
Вторая половина 2000-х – … |
Внутреннее |
Под влиянием Интернета литература претерпевает глобальные изменения. Текст преобразуется в гипертекст и обретает вариативность. Литературное произведение становится интерактивным. И хотя лишь небольшой процент драматургов занимается сетературой на данный момент, скорость возрастания ее популярности не заставляет сомневаться в том, что за сетературой – будущее. |
4.Эпоха синтеза «сетаратуры» и литературы |
Прогноз на будущее |
? |
Сетература – это кардинальное изменение литературы, однако вряд ли она заставит литературу окончательно уйти в прошлое. Скорее всего нас ожидает сосуществование и взаимовлияние двух данных явлений. |
Примечания к Таблице.
«Время интернет-публикаций»
Ольга Мухина |
http://www.theatre.ru/muhina |
Николай Коляда |
|
Евгений Гришковец |
http://www.odnovremenno.ru/ |
Иван Вырыпаев |
|
Василий Сигарев |
http://www.sigarev.narod.ru/ |
Алексей Слаповский |
|
Елена Исаева |
http://www.isaeva.ru/ |
Олег Богаев |
http://bogaev.narod.ru/ |
Андрей Курейчик |
|
Семен Злотников |
|
Родион Белецкий |
http://www.dramatist.ru/ |
Евгений Унгард |
http://www.ungard.sitecity.ru/index.phtml |
Михаил Волохов |
http://www.volokhov-m.narod.ru/ |
Валентин Красногоров |
|
Наталья Шапошникова |
http://www.proza.ru/author.html ?gonezkaya |
Гульнара Ахметзянова |
|
Анна Богачева |
http://abogacheva.narod.ru/ |
Михаил Резанов |
http://www.mik-rezanov.narod.ru/index.html |
Виктор Ляпин |
http://lia-victor.narod.ru/ |
«Эпоха «сетературы».
5 -Сайт «Тенета.ru». Раздел «Пьесы, сценарии»
Таким образом, можно сформулировать следующий тезис: если раньше информационные технологии только помогали филологу в исследованиях, то сегодня синтетические явления Интернета и литературы (а именно, «сетература») уже сами являются предметом для исследования. Возможно, наше время перевернет многовековую традицию литературы и войдет в историю как переходный период от бумажной формы литературы к цифровой и виртуальной. А возможно, сетература станет лишь временным и преходящим феноменом.
Однако ответ на данный вопрос сможит дать лишь последующее поколение исследователей.
Интернет, как и все новое, воспринимается настороженно. К числу «минусов» Интернета могут быть отнесены подавление аналитической деятельности, формирование человека в качестве бездумного потребителя информации, бесцельно «убивающего время», явление интернет-зависимости, в том числе и от Интернет-общения, заменяющего часто реальное человеческое общение.
Однако при этом нельзя отрицать тот факт, что Интернет сильно меняет нашу жизнь, а главное, меняет ту «культурную ленту», которую мы передадим своим потомкам.
На сегодняшний день русская и зарубежная литература тесно сотрудничают с виртуальностью. Проведенный нами анализ помог выявить, что
1. Работающий по принципу «всемирной библиотеки» Интернет может служить как «вместилищем» для литературы, формой ее существования (в этом случае мы говорим об электронных библиотеках, справочниках и т.д.), так и внутренним условием ее развития («вики-процессы», сетература);
2. Сами отличительные свойства Интернета указывают на него как на будущее для литературы, причем эта гипотеза подтверждается уже сегодня: благодаря Интернету появляются новые, сетевые авторы, а хорошо известные писатели предпочитают публиковать новые произведения в блогах, тем самым приближая свое творчество к читателю;
3. Такая же форма интернет-существования, как блогосфера, расширяет возможности потенциального автора не только в вопросе публикаций, но также при о общении его с критиками и читателями.
В качестве значимых для литературы характеристик Интернета также могут быть отмечены следующие: освобождение автора как собеседника, поскольку появляется обратная связь, уже мало зависимая от времени и пространства; максимально широкая доступность автора и читателя друг другу; принципиально новые возможности для творчества (интерактивность, интертекстуальность, создание персонажей и манипуляции с ними в ролевых интернет-играх и т.д.), профессиональной деятельности (например, виртуальные офисы), установления контактов, обеспечивающих человеку ощущение полноценности, значимости, единения, причастности и т.п. Интернет обеспечивает человеческое существование «дополнительными социальными пространствами» (М.Фасслер), в которых личность может реализовать качества, невостребованные в реальной жизни. В Интернете человек обретает «инобытие»: может предстать в ином облике, быть кем-то другим, жить другой жизнью. Именно эти возможности, предоставляемые человеку Интернетом, актуализируют проблему персональной идентичности, обращают к осмыслению новых условий проявления самотождественности.
Интернет, являясь этапом эволюции не только цивилизации, но и культуры, оказывается новым способом жить в культуре.
Аладышкина А.С., Водянова Н., Гагарина Л.
4. Гаффин А . Путеводитель по глобальной компьютерной сети Internet / А. Гаффин. М., 1996.
Громова М. И., Зыкова Е., Романенко В., Романенко В.
9. Словарь литературоведческих терминов . http://slovar.lib.ru/dictionary/seteratura.htm.
Схелтйенс В., Тучков В.
«hypertext fiction», 27
«автоматическая обработка текста», 29
«Буриме», 28
«Проект Гутенберг», 14
«Ренга», 28
«рождение соавтора», 24
«Сад расходящихся хокку», 28
«смерть автора», 24
CD-диск, 12
Linux, 18
mediator, 13
URL-адрес, 11
базах данных, 20
блогосфера, 32, 39
Википедия, 17
вики-процессы, 18, 19, 39
виртуализации авторства, 26
гипертекст, 5
гипертекст, 26
каталожная работа, 11
коллективное творчество, 27
релевантность, 20
сетература, 19, 22, 39
электронные библиотеки, 14
электронные журналы, 14
http://www.aonb.ru/iatp/guide/library.html — сайт содержит обширный список полнотекстовых электронных библиотек. Предлагаются ссылки на сайты, содержащие версии разнообразных печатных изданий: учебников, монографий, научно-популярной и художественной литературы. Представляет особый интерес для учащихся, студентов и преподавателей.
http://www.theatre-studio.ru/library/ — на сайте можно найти большую коллекцию текстов пьес российских и зарубежных авторов — около 3 500 произведений. Поиск ведется по фамилии автора и по заглавию пьесы.
http://www.dramaturgiya.narod.ru/ — коллекция текстов пьес (свыше 2000) на персональном сайте вологодского актера.
http://slovar.lib.ru/dict.htm — сайт содержит несколько тысяч словарных статей литературоведческой тематики, включая толкования новейших понятий, на сегодняшний день еще не дошедших до бумажных носителей.
http://www.philology.ru — сайт-библиотека, на котором публикуются тексты работ, имеющих печатные аналоги. Это материалы по различным аспектам языкознания и литературоведения, хрестоматийные тексты, произведения классиков.
http://www.netslova.ru/ — сайт проекта «Лаборатория сетевой словесности», содержащий хронологию сетевых публикаций, их рейтинги и статистику, а также авторские книги отзывов, общий форум и сами публикации проекта. Сайт будет полезен каждому, кто интересуется тенденцией интернетизации современной литературы.
http://www.newdrama.org/ — сайт проекта «Домик драматургов», на котором можно найти электронные версии всех сборников пьес представителей данного Санкт-Петербургского проекта.
http://www.lomonosov-msu.ru/ — международный научный портал Московского государственного университета, на котором можно следить за многими интересными событиями научного мира СНГ (конференции, форумы и т.д.), а также знакомиться со статьями и тезисами статей молодых ученых России и других стран.
http://www.feb-web.ru/ — полнотекстовая информационная система по произведениям русской словесности, библиографии, научным исследованиям и историко-биографическим работам. Возможен поиск по сайту.
http://www.lib.ru/PXESY/ — страничка Библиотеки Максима Машкова, содержащая избранные зарубежные и российские пьесы ХХ века. Кроме обширной коллекции самих текстов имеются также ссылки на сайты различных обществ драматургов, фестивалей и проектов современной драматургии.
http://www.pereplet.ru/ — сайт литературного Интернет-журнала «Русский переплет», на котором с 1999 года ведется летопись русскоязычной сетевой литературы, в том числе и драматургии.
http://www.dramaturgu.ru/ — сайт, посвященный литературно-теоретическим аспектам современной драматургии. Помимо чисто терминологических вопросов, здесь также можно найти информацию, касающуюся театрально-сценической практики.
— библиотека, содержащая максимально полную на сегодняшний день коллекцию пьес и киносценариев.
http://www.litkonkurs.ru/index.php?dr=1 — литературный портал для писателей, на котором можно опубликовать собственное литературное произведение, а также ознакомиться с рецензиями на электронные книги других авторов. Интерактивная система позволяет посетителям сайта держать руку на пульсе современного литературного процесса.
WWW
http://sabina-bsu.narod.ru/
аспирантки Шавель А. А. Филологический факультет
Специальность «Русская филология»
Смежные специальности
|
Основная специальность
|
Сопутствующие специальности
|
Ссылка на презентацию кандидатской диссертации.
1. Гилен Р. Моя первая книга о Microsoft Office PowerPoint / Р.Гилен. М., 2005.
2. Для тех, кто делает сайты / http://htmlbook.ru/.
Дьяконов В., Михайлов А., Романенко В., Романенко В.Н., Никитина Г.В., Неверов В.С., Соколов Б., Хабрейкен, Хольцшлаг М.
10. Lane C. A. Naked in Cyberspace : How to find personal information online / C.A. Lane. Melford, 2002.