«Формирование нравственного и эстетического мировоззрения учащихся на х истории»

Творческая работа

Духовный человек – это человек, устремленный к гуманистическим ценностям добра, истины и красоты, умеющий и любящий трудиться, умеющий ориентироваться в сложном современном мире, нравственно сложившийся и эстетически просвещенный. И показатель качеств и характеристик духовного человека можно продолжать: гражданин и патриот России, хорошо знающий собственную культуру, свои истоки; добрый и отзывчивый, бережно относящийся к миру, окружающему его; тактичный; ведущий здоровый образ жизни.

Уроки истории позволяют развивать способность у учащихся видеть и понимать окружающий мир, ориентироваться в нем, осознавать свою роль и предназначение, уметь выбирать целевые и смысловые установки для своих действий и поступков, принимать решения, связанные с ценностными ориентирами, формирует у учащихся культурологические представления о мире и человеке.

Проблема исследования заключается в том, что достучаться до сердца и души сегодняшнего школьника, рационально мыслящего, становится все сложнее. Необходим мощный арсенал педагогических методов воспитания, позволяющих вырастить гражданина, умеющего мыслить, чувствовать, действовать, т.е. личность духовную. В процессе воспитания духовности у детей главную роль (после родителей) играет личность учителя, а потому и учитель должен быть высоконравственным и духовным человеком, верящим в своего ученика и любящим его, всей своей жизнью подтверждающим действие нравственных законов Любви, Добра, Милосердия.

Степень разработанности проблемы.

Развитие отечественного краеведения связано с именами Н.П. Анциферова, И.М. Гревса, С. О. Шмидта, сформулировавшими в своих трудах основные принципы междисциплинарного краеведения как средства глубокого нравственно-эстетического и гражданского воспитания молодежи.

Значение художественно-эстетической культуры, в частности, изобразительного искусства в формировании личности подчеркивается в исследованиях ученых-психологов и педагогов современности: Б. М. Неменского, Ю. У. Фохт-Бабушкина, Р. М. Чумичевой, Б. П. Юсова, М. М. Байрамбекова, А. С. Выготского, Е. А. Игнатьева, Т. С. Комаровой, Б. С. Кузина, И. М. Раджабова, Н. П. Сакулиной, Т. Я. Шпикаловой и др.

Объект исследования, предмет исследования, цель исследования, задачи исследования:

  1. Исследование определенной методологии обучения на асыпке материала

    11 стр., 5282 слов

    Система эстетического воспитания учащихся и средства формирования ...

    ... Объект исследования -, Предмет исследования -, Гипотеза исследования:, Цель работы - Задачи: на основе анализа литературы познакомиться с понятием системы эстетического воспитания школьников; изучить основные средства формирования эстетической культуры учащихся; разработать методику, позволяющую выявить уровень сформированности эстетической культуры ...

  2. Дать понимание принципов обучения языку

  3. Четко определить методы формирования нравственной и эстетической культуры учащихся на уроках истории с использованием методологии определенного автора/теории

  4. Изучить опыт исследований проблемы формирования ценностных ориентаций учащихся на уроках истории

Гипотеза исследования



Методологическая база исследования: использованы труды И.В. Харламова [28], В.М. Лизинского [19], В. А. Сластенина [29] и др.

Методы исследования, выборка исследования, новизна исследования, практическая значимость, структура работы

1.1 Методология обучения на асыпке материала


Обучение языку – сложный процесс, для которого необходимо использование определенной методологии. Метод обучения на асыпке материала становится все более популярным, так как позволяет систематизировать информацию, сделать ее доступной и легкодоступной для восприятия учащимися. Суть методологии заключается в следующем: сначала выделяются ключевые слова и понятия, после чего на их основе формируется общее понимание материала. После этого происходит «асипка» остального материала, каждый факт и деталь связывается с ключевыми словами и понятиями, что упрощает процесс запоминания и понимания информации.


Таким образом, методология обучения на асыпке материала может стать эффективным средством улучшения процесса обучения языку и повышения общей успеваемости учащихся.

Научное мировоззрение: единство внутреннего и внешнего

Научные знания выступают как часть, сторона, подтверждение диалектического взгляда на мир. Рассматривая научное мировоззрение как способ осмысления, понимания и оценки объективной реальности, мы обнаруживаем, что оно представляет собой связь между различными знаниями, идеями, понятиями, образующими определенную научную картину мира. В качестве элементов этой системы выступают взгляды, представления, принципы, направленные на выяснение отношения человека к миру, на определение человеком своего места в окружающей его социальной и природной среде.

Но окружающая человека действительность чрезвычайно многообразна, как многообразны и те отношения, в которых человек находится с миром. И поскольку в своей практической и познавательной деятельности человек соотносит себя с какой-то определенной стороной действительности, мир выступает перед ним как бы в разных своих проекциях. Соответственно этому и сам человек, как бы проецируя себя на разные стороны мира, выделяет или различает в себе качественно определенные стороны, познает себя в различных аспектах.

Субъективная сторона мировоззрения

В мировоззрении проявляется единство внешнего и внутреннего, объективного и субъективного. Субъективная сторона мировоззрения состоит в том, что у человека формируется не только целостный взгляд на мир, но и обобщенное представление о самом себе, складывающееся в понимании и переживании своего Я, своей индивидуальности, своей личности.

7 стр., 3068 слов

«Влияние музыки на здоровье человека» материал по музыке

... как на человека влияет та или иная музыка можно с помощью воды. По мнению американских ученых, музыка способна облегчать хронические болезни. Влияние музыки на здоровье человека было изучено при помощи специального исследования , в ...

У человека, достигшего того уровня развития, когда его можно назвать личностью, все свойства и качества приобретают определенную структуру, логическим центром и основанием которой становится мировоззрение. Соединяя в себе сложную совокупность ценностных отношений человека к окружающей действительности, научное мировоззрение интегрирует все свойства и качества личности, объединяет их в единое целое, определяет социальную ориентацию, личностную позицию, тип гражданского поведения и деятельности. Благодаря этому формируются мировоззренческие убеждения.

Убеждения и знания представляют собой субъективные отражения объективной действительности, которые являются результатом общественной практики и накопленного обществом опыта. Они взаимосвязаны и влияют друг на друга.

Чтобы знания стали актуальными и имели смысл для личности, они должны быть вписаны в ее ценностные ориентации, интересы и жизненную позицию. Убеждения выполняют в данном случае важную регулятивную функцию, определяя духовный строй личности.

Убеждения могут быть связаны со сферой житейского сознания, формирующегося под влиянием традиций, привычек и настроений, а также с научным мировоззрением, отражающим закономерные связи и отношения объективной действительности.

Влияние убеждений на деятельность личности

Убеждения не только определяют ценностные ориентации и направленность личности, но и влияют на ее поступки, рассуждения и действия. В том случае, если убеждения связаны с научным мировоззрением, они регулируют деятельность личности с учетом закономерных связей и требований объективной действительности.

С другой стороны, если убеждения формировались под влиянием житейского сознания, они могут оказывать на личность застойное, консервативное воздействие. Это может привести к ограничению развития личности, отсутствию желания вносить изменения в свою жизнь и в жизнь окружающих людей.

Связь между образованием и формированием убеждений

Стоит отметить, что формирование убеждений имеет тесную связь с образованием. Образование способствует не только усвоению научного знания, но и развитию критического мышления и способности анализировать свои убеждения.

Чем выше уровень образования, тем больше человек способен критически оценивать свои убеждения и принимать обоснованные решения, опираясь на научные знания. Это важно для того, чтобы предотвратить необоснованные представления, которые могут оказать отрицательное влияние на жизнь и деятельность личности.

Роль образования в формировании толерантности

Образование также играет важную роль в формировании толерантности. Убеждения, связанные с нетерпимостью к иным убеждениям и культурным традициям, возникают часто из-за непонимания и незнания. Это ограничивает возможности общения и взаимодействия людей. Образование способствует преодолению этих барьеров и формированию открытости к различным традициям и убеждениям.

Заключение

Убеждения являются регуляторами деятельности личности, влияют на ее ценностные ориентации, интересы, желания и поступки. Однако формирование убеждений не всегда происходит на основе научного знания и может не соответствовать объективной действительности. Образование имеет важную роль в формировании критического мышления, развитии научного мировоззрения и толерантности, что позволяет личности не только делать обоснованные выводы о действительности, но и открытым и уважительным образом взаимодействовать с другими людьми.

12 стр., 5740 слов

Роль личности и народа в истории в романе Толстого «Война и мир»

... войны 1812 года и его отношение к войне? Какова роль личности в истории? Что значит личная и роевая жизнь человека? В чем заключается идеальное бытие человека? Для каких героев характерно это идеальное бытие? Эта тема в романе ...

Существует взгляд, согласно которому на начальном этапе обучения можно ограничиться простым накоплением фактов. Однако уже в начальных классах есть возможность раскрывать идеи, дающие знание общих законов, которым подчинено движение и развитие. Школьники могут понять некоторые существенные связи и зависимости в явлениях природы и общества, которые имеют мировоззренческий характер. Это включает представления о сезонных изменениях в жизни природы, материальном единстве мира и его постоянном развитии, а также о социальных противоречиях.

Подростки, изучая систематические курсы основ наук, проводят более глубокий анализ предметов и явлений реальной действительности. Они находят в них черты сходства и различия, взаимную связь и причинную обусловленность, устанавливают закономерности и движущие силы исторического процесса. Таким образом, они приходят к самостоятельным мировоззренческим выводам и обобщениям.

В юношеском возрасте школьники достигают физической и духовной зрелости, что определяет их готовность к усвоению научного мировоззрения. Философская направленность мышления, познавательное отношение к действительности и потребность проникнуть в систему «вещей и знаний» создают прочную основу для формирования у старшеклассников фундаментальных методологических идей высокого уровня обобщенности, твердых взглядов и убеждений.

Таким образом, с определенных мировоззренческих позиций осуществляется и профессиональное самоопределение, включающее в себя организацию активной пробы сил, первоначальное принятие и усвоение личностью системы ценностей, целей, эталонов, норм и стандартов, характеризующих ту или иную профессиональную группу, формирование морально-психологической и трудовой готовности следовать своему общественному и гражданскому долгу.

1.2 Формирование основ нравственной культуры школьников на уроках истории

Нравственные нормы – это «выражение определенных отношений, предписываемых моралью общества к поведению и деятельности личности в различных сферах общественной и личной жизни» [28, с. 102]. Это формулировка подводит нас к трактовке термина «мораль». В переводе с латинского «моралис» означало уклад, привычку, нравы. В современной авторской трактовке мораль выглядит следующим образом: «Мораль – особый способ духовного освоения действительности, организующий и регулирующий общественную жизнь человека через выработку общечеловеческих духовных ценностей и свободное, добровольное и бескорыстное следование им» [25, с. 49]. В этике мораль понимают как систему выработанных в обществе норм, правил и требований, которые предъявляются к личности в различных сферах жизни и деятельности. В зависимости от того как освоена и принята человеком мораль, в какой мере он соотносит свои убеждения и поведение с действующими моральными нормами и принципами, можно судить о его уровне нравственности. Нравственность – «это личностная характеристика, объединяющая такие качества и свойства, как доброта, честность, справедливость, трудолюбие, ответственность, порядочность и т.д.» [28, с. 217]. И.Ф. Харламов в свою очередь определяет нравственность человека как «совокупность его сознания, чувств, навыков и привычек поведения, связанных с соблюдением этих норм и требований» [28, с. 87].

17 стр., 8436 слов

Проблема развития творческой личности ребенка

... формировать творческую личность в процессе воспитания и обучения, каждый учитель должен знать особенности творческого процесса обучения и воспитания, уметь диагностировать уровень развития творчества у детей, знать современные организационные формы, пути и механизмы формирования творческой личности ...

Исходя из сказанного выше, можно определить цель нравственного воспитания – формирование у школьников нравственного сознания, нравственных чувств, нравственных навыков и привычек поведения. Нравственное сознание – «знание моральных принципов и норм, осмысление соответствия своей моральной позиции принятым в обществе нормам» [20, с. 47]. Нравственные ценности – «значимость объектов окружающего мира для человека, группы людей, общества в целом; оценка этой значимости, исходя из моральных принципов, норм, идеалов, установок, целей» [30].

Нравственные чувства – «субъективное восприятие человеком моральных норм, принципов, идеалов, проявляющееся в его отношении к себе, к окружающим людям, к природе, к происходящим событиям, ко всей окружающей действительности» [21, с. 103]. Нравственное поведение – «сознательное следование человека в собственных действиях и поступках моральным принципам и нормам»[21, с.104]. Критерии нравственной воспитанности личности [27, с. 89]:

  • глубина осмысления правил морали;

  • степень развитости и сформированности нравственных умений, навыков и привычек нравственного поведения;

  • характер моральной ориентации в сложных нравственных ситуациях;

  • степень принципиальности;

  • меры нравственной требовательности к себе, к людям;

  • характер поведения наедине с собой и в коллективе;

  • наличие гуманистических черт характера и поведения;

  • степень уважительного и доброжелательного отношения к людям;

Роль истории в нравственном воспитании школьников

История играет важнейшую роль в нравственном воспитании школьников. В процессе изучения истории, учащиеся сталкиваются с великими трудностями и достижениями прошлого, узнают о жизни выдающихся личностей и национальных героев. Все это способствует развитию у школьников таких нравственных качеств, как сознательность, ответственность, чувство собственного достоинства и уважения к другим людям.

Изучение истории способствует также развитию чувства патриотизма и национальной гордости. Знание истории нашей страны делает школьников более глубокими и организованными гражданами, которые уважают ценности своей страны и готовы действовать в преодолении современных трудностей.

Учителя должны стремиться добиться глубокого понимания учащимися изучаемых исторических событий и персонажей. Это позволит создать у школьников чувство сопереживания и сострадания к прошлому, а также побудить их к переживанию чужой боли. Использование эпиграфов на уроках истории — одна из форм создания положительного настроения у школьников и воспитания их духовных качеств.

Основные нравственные качества, развиваемые в процессе изучения истории:

  • уровень развития культуры ума;
  • уровень развития эмоциональности;
  • уровень развития этической культуры;
  • уровень развития чувства собственного достоинства;
  • уровень развития совести, чести, стыда.

Анализ цитат в контексте исторических взглядов

Цитаты отразили глубину и сложность русской истории. Марк Блок исследовал историю как встречу людей через время, подчеркивая ценность братской встречи исторических фигур. Это соотносится с мыслью Ключевского о сострадании как главной черте русского человека.

Заявление Попова о праве отдать свои достижения Родине свидетельствует о глубокой привязанности к стране и ее значимости для индивида. Блинов, в свою очередь, выражает готовность действовать в пользу России.

Твардовский исследует природу человека и его связи с окружающим миром, подчеркивая индивидуальность каждого человека в истории.

Слова Ключевского о способности великого народа восстанавливаться после падения подчеркивают его выносливость и силу.

Мнение Миронова о пути России, выбранном к катастрофам, вызывает размышления о драматических моментах в истории страны.

Цитата Горького и Вольтера об отношении к власти и свободе слова подчеркивают важность критического мышления и свободы выражения собственных убеждений.

Интерес к истории предков, выраженный Карамзиным, связан с идеей о том, что уважение к истории укрепляет любовь к Отечеству.

Цитата Леца акцентирует важность соответствия конституции государства интересам его граждан.

Замечание Брехта о несчастье страны, нуждающейся в героях, вызывает размышления о состоянии общества и его потребностях.

Высказывание Бердяева о сложности свободы и легкости рабства подчеркивает философское измерение идеи свободы.

«Всякий, изучающий историю народных бедствий, может убедиться, что большую часть несчастий на земле приносит невежество». (Гельвеций).

Работа по раскрытию нравственных черт личности в процессе труда можно продолжить на более высоком уровне сложности при изучении культуры России конца 15 – 16 вв. При рассмотрении вопроса о первопечатнике Иване Федорове ученикам предлагается такая задача.Однажды в мастерскую Ивана Федорова пришел знатный боярин Басманов. Первопечатник только что выхватил из горна большую металлическую ложку с раскаленной смесью свинца и сурьмы: «Посторонись, боярин, обжечь ненароком могу!». Разлил жидкий металл по формочкам, вытер пот со лба и только тогда подошел к боярину: «Прости, литье – дело срочное, промедления не терпит». «Ловко работаешь, Федоров, тебе бы не буковки, а пушки лить», — говорит Басманов. «Может, и такое время придет, боярин. Только то, что буковки по миру разнесут, того ни пушками, ни саблями не убьешь», — был ответ первопечатника. При анализе ребята, как правило, вычленяют нравственный аспект, говоря о трудолюбии печатника, отмечают великолепное знание им своего дела, понимание значимости своего труда, стремление трудиться для людей. Иван Федоров – человек труда, для него самое важное – дело, которому он служит [2, с.45].

Таким образом, на уроках истории дети воспитываются историей. Учащиеся должны понять, что история, прежде всего, учит их не быть слепой и жалкой игрушкой, средством в руках политиканов. За красивыми словами и лозунгами следует распознавать истинные цели тех, кто за ними стоит, и научиться делать осознанный выбор. А для успешной работы учителя ему необходимо верить. Вера в доброго человека – вот что поможет учителю истории.

1.3. Формирование эстетической культуры школьников на уроках истории

Термин «эстетика» произошел от греческого слова «эстетикос», что означает «имеющий отношение к чувственному восприятию». Эстетика – философская наука о прекрасном в действительности, об особенностях познания и преобразования мира «по законам красоты», об общих закономерностях искусства [1].

Введение

Эстетика является важной областью философии, занимающейся изучением красоты и ее влияния на человека. Цель данной статьи — показать, как в основе эстетического развития личности лежит ее трудовая деятельность, а также обосновать важность включения культурно-эстетического материала в школьный курс для эстетического воспитания школьников.

Категории эстетики

Основными категориями эстетики являются прекрасное и безобразное. Человек всюду стремится вносить красоту в свою жизнь и в творческую деятельность. Не только создание произведений искусства, но и деятельность, направленная на преобразование окружающей жизни и самого себя, является проявлением эстетического начала в человеке. Осознание и переживание труда как возвышенного, прекрасного явления составляют основу эстетического развития личности.

Культурно-эстетический материал в школьном курсе истории

Культурно-эстетический материал имеет сложившееся значение в образовательном и воспитательном отношениях, поэтому в школьном курсе истории он занимает важное место. В последние годы в школьной программе появился новый предмет — «Мировая художественная культура», но это не должно означать, что учителя истории будут уделять меньше внимания к культурно-эстетическому материалу на уроках. На примере культуры периода победы и утверждения капитализма ученики знакомятся с достижениями математики и естествознания, великими писателями и поэтами, а также известными композиторами и художниками. Понимание классицизма, романтизма и реализма в изобразительном искусстве, а также знание работы известных художников, таких как Давид, Делакруа, Курбе, необходимы для понимания развития русской живописи первой половины XIX века. Все это позволит школьникам получить тонкое чувство прекрасного и воспитать в себе любовь к искусству и красоте.

Для того чтобы детский труд не превращался в тягость и обузу, приносил эстетическое наслаждение, он должен быть одухотворен высокой общественно значимой целью, отмечен красотой и точностью движений, строгой экономией времени, вдохновением, увлеченностью.

Таким образом, эстетическое воспитание, являясь одним из компонентов целостного педагогического процесса, призвано сформировать у школьников стремление и умение строить свою жизнь «по законам красоты».

На уроках истории рассматривается само понятие «культура» при осуществлении знакомства учащихся с культурами народов. Несомненно, преследуется при этом цель воспитывать чувство прекрасного, чувство уважения к культуре других народов.

В курсе истории Древнего мира античные развалины нередко вынесены на обложки учебников, что, к сожалению, задает восприятие античности детьми как чего-то бесконечно далекого от них, разрушенного и остаточного. Однако если обратить энергию учеников на поиск античного наследия в современном мире, греческие храмы восстанут из руин в родном городе в образе местного дворца культуры или бывшей усадьбы, превращенной в музей. Данный прием в V и VI кл. при изучении вопросов культуры является одним из самых эффективных [4, с.31].

Например, первый урок по истории Древней Греции можно начать с того, что попросить учеников достать из портфелей учебники по всем предметам — у большинства будут греческие названия, а на первых страницах мы можем увидеть портреты греческих ученых. Интерес у учеников вызывает и сравнение современной спортивной символики с изображением видов спорта, в которых соревновались древние греки, на вазах и керамической посуде.

Изучая античность, можно дать опережающее задание «Греция и Рим вокруг нас» и предложить найти следы античности в следующих сферах [4, с.46]:

  • архитектура (Греция — портик, Рим — арка, использование бетона и пр.);

  • развлечения (Греция — театр, спорт);

Наука и образование

Большинство наук зародилось в эпоху античности, греческий алфавит, римские цифры были важными элементами данной эпохи. Наука и образование имеют огромное значение для развития общества и передачи знаний из поколения в поколение.

Имена

Греческие и римские имена имеют давнюю историю и остаются популярными именами в наши дни. Они отражают культуру и традиции тех времен, а также имеют свои значения и символическую силу.

Географические названия

Многие географические названия, такие как Севастополь, имеют свои корни в античной культуре. Они являются свидетельством исторического наследия и культурного влияния древних цивилизаций на современный мир.

Презентация с элементами греческой и римской культуры

На итоговом уроке истории можно провести презентацию, включающую элементы греческой и римской культуры. Это поможет ученикам узнать о культурных достижениях и идеалах древних цивилизаций, которые имеют узнаваемые аналоги в их собственном регионе или повседневной жизни.

Воспитание ценностного отношения к прекрасному

Формирование представлений об эстетических идеалах и ценностях осуществляется на уроках истории через ознакомление с культурой России, культурами народов России и зарубежной культурой. Ученики учатся видеть прекрасное в окружающем мире, природе, поведении и труде людей.

Фольклор и народные художественные промыслы

Ознакомление с фольклором и народными художественными промыслами региона, где проживают школьники, помогает им понять и оценить культурные традиции и идеалы своего народа. Это способствует формированию их эстетического вкуса и ценностных ориентаций.

Эстетические идеалы и традиции художественной культуры

Изучение эстетических идеалов и традиций художественной культуры региона позволяет ученикам расширить свой кругозор и понять разнообразие культурного наследия, которое окружает их. Это способствует развитию их эстетического восприятия и позволяет им видеть прекрасное в различных проявлениях искусства.

Выводы

Мировоззрение представляет собой целостную систему научных, философских, социально-политических, нравственных и эстетических взглядов на мир. Убеждения, как и знания, являются субъективным отражением объективной реальности и играют важную роль в формировании личности и ее ценностных ориентаций. Нравственные нормы определяют отношение общества к поведению и деятельности личности, а нравственное сознание позволяет осмыслить соответствие личных убеждений принятым в обществе нормам.

Результаты исследования

Исследование, проведенное на базе школы-интерната, имело целью выявление уровня нравственно-эстетического развития детей старшего школьного возраста. Участвовали 10 детей в возрасте от 15 до 17 лет.

Ценностные ориентации

Путем анализа данных были выявлены ценностные ориентации детей. В большинстве случаев, дети оценивали объекты окружающего мира с учетом моральных принципов и идеалов. Это свидетельствует о том, что нравственные ценности имеют значимость для респондентов.

Нравственное поведение

Результаты исследования также показали, что большинство детей демонстрируют сознательное следование моральным принципам и нормам в своих действиях и поступках. Это свидетельствует о наличии нравственного поведения у данной группы школьников.

Эстетика и эмоции

Исследование также обратило внимание на эстетические аспекты. Важно отметить, что дети проявляли интерес к прекрасному в действительности и способны были испытывать эмоции, связанные с красотой. Это подтверждает влияние эстетического воспитания на формирование эмоциональных отношений к окружающей действительности.

Цели и задачи воспитания

Цель нравственно-эстетического воспитания в школе-интернате заключается в формировании нравственного сознания, чувств, навыков и привычек поведения у школьников. Задача учителей нравственного воспитания состоит в том, чтобы помочь школьникам глубоко понять исторические эпохи и соответствующие нравственные ценности.

Эстетическое воспитание направлено на формирование нравственно-эстетического гуманистического идеала у школьников. Оно способствует развитию способности видеть, чувствовать, понимать и создавать красоту.

Заключение

Исследование позволило выявить, что дети школы-интерната проявляют нравственные и эстетические ориентации, что свидетельствует о эффективности проводимого воспитательного процесса. Учителя нравственного и эстетического воспитания играют важную роль в формировании ценностных ориентаций и развитии эмоциональных отношений у школьников.

Методика исследования

Для выявления ценностных ориентаций детей использовалась методика «Ценностные ориентации» М. Рокича.

Также была применена методика Н.П. Капустина, которая позволяет определить уровень воспитанности учащихся.

Методика «Ценностные ориентации» М. Рокича

Участникам предлагалось оценить свои ценностные ориентации по 5-балльной шкале. Они должны были прочитать вопросы анкеты и дать ответ, не задумываясь слишком долго.

Материал для диагностики:

5 4 3 2 1 0
Бережливость 5 4 3 2 1 0
Дисциплинированность 5 4 3 2 1 0
Участвую во внеклассных мероприятиях, проводимых в классе (в школе) 5 4 3 2 1 0
Осознаю свою ответственность за результаты работы в коллективе класса 5 4 3 2 1 0
Ответственное отношение к учебе 5 4 3 2 1 0
Использую дополнительную литературу (пользуюсь средствами Интернета) 5 4 3 2 1 0

Методика Н.П. Капустина

Учащимся были предоставлены вопросы анкеты, в которой они должны были оценить свой уровень воспитанности по 5-балльной шкале.

В результате применения данных методик будет проведен анализ ценностных ориентаций и уровня воспитанности учащихся.

5

4

3

2

1

0

4

Аккуратен, исполнителен, точен.

5

4

3

2

1

0

Отношение к общественному труду

Коллективизм, чувство товарищества

5

4

3

2

1

0

4

Готов ответить за результаты своей работы и за результаты работы своих товарищей.

5

4

3

2

1

0