Джаз 21 века: направления, стили, имена

Дипломная работа

С момента своего зарождения джаз претерпел серьёзные изменения, как по форме, так и по содержанию. На лицо эволюция джаза, прошедшая в ХХ веке и свершающая на наших глазах в веке XXI–ом. За этот период времени джаз поднялся от примитивного фольклора к профессиональному сочинительству. Легкожанровый и развлекательный характер джаза постепенно преобразился в серьёзный концептуализм с признаками элитарности и даже снобизма. Прежде специфическая афро–американская народно–бытовая музыка стала поистине интернациональной. По словам Арама Хачатуряна: «Джаз – непреложная данность нашего бытия» , и как вид музыкального искусства, со своим особым языком джаз не мог остаться незамеченным среди настоящих композиторов–классиков.

На протяжении своей истории развития джаз не был замкнутым музыкальным явлением. Благодаря бурному развитию грамзаписи в начале прошлого столетия, концертной деятельности выдающихся исполнителей, ансамблей и оркестров джаз завоевал огромную популярность во всем мире. Его тембровые особенности и ритмическая активность оказали сильное воздействие на бытовую, развлекательную и классическую музыку США и стран Европы, привели к возникновению модального (современного) джаза, симфоджаза и других направлений популярной музыки.

Основные черты джаза – основополагающая роль ритма, мелодические акценты, порождающие ощущение волнообразного движения, импровизационное начало. Джазом также называют оркестр, состоящий преимущественно из духовых, ударных и шумовых инструментов, предназначенных для исполнения такой музыки. Для джазового стиля свойственен новый ритм – «бит»: «биение» ударных, внутренняя пульсация, синкопирование, акценты на слабых долях четырехдольного такта, свингование, полиритмия.

Актуальность темы исследования заключается в том, что джаз XXI представляется сегодня во всем многообразии, какое только может представить себе современная культура.

Современный мир музыки столь же разнообразен, как климат и география, которые мы познаём благодаря путешествиям. И все же, сегодня мы наблюдаем смешение всё большего числа всемирных культур, постоянно приближающего нас к тому, что в сущности уже становится «всемирной музыкой» (world music).

Сегодняшний джаз уже не может не быть под влиянием звуков, проникающих в него практически из любого уголка земного шара.

Цель работы – определить состояние джаза в XXI веке. Современные стили и направления, которые наиболее распространены у музыкантов, а также новые имена, которые возникли на джазовой сцене в конце прошлого столетия или в начале нашего.

6 стр., 2868 слов

Музыка России ХХ столетия

... музыкальной культуры ХХ в. определяет и уникальное явление массовой песни, не имеющее аналогов в мире. Музыка рубежа столетий ... Моя музыка — это плод моего характера, и потому это русская музыка... Музыка ... Горький, многие поэты Серебряного века. И все же жизнь ... джаза и достижениями в области электронной музыки. В рамках одного сочинения он мог свободно соединить стилистику различных музыкальных ...

Для решения поставленной цели необходимо решить следующие задачи:

  • рассмотреть современные джазовые направления;
  • привести примеры современных музыкантов различных направлений;
  • обозначить наиболее крупные и известные джазовые фестивали, как за рубежом, так и в России.

1.1 Smooth Jazz и Contemporary Jazz

Современную джазовую музыку, подчеркивающую четкость, мелодичность и красоту звучания обычно характеризуют как smooth jazz или contemporary jazz. Ритмические и мелодические линии гитары и бас–гитары, саксофона и трубы, клавишных инструментов, в звуковом обрамлении синтезаторов и сэмплеров создают роскошный, легко узнаваемый колоритный саунд smooth jazz.

Несмотря на то, что smooth jazz и contemporary jazz как направления современного джаза обладают сходным музыкальным почерком, это все–таки разные стили джаза. Как правило, утверждается, что smooth jazz – «фоновая» музыка, тогда как contemporary jazz – более индивидуальный стиль джаза и требует пристального внимания слушателя.

Smooth Jazz, продолживший тенденции развития стиля fusion, подчеркивает четкость, мелодичность и красоту звучания, в меньшей степени полагаясь на импровизационность музыкального рисунка. Элегантные, эстетически совершенные, эклектичные формы smooth jazz необыкновенно популярны у широкой аудитории ценителей музыки.

Это джазовое направление появилось в Америке в 60–70 годах. Smooth – в переводе с английского, означает «мягкий», что легко дает понять о том, что музыка, живущая под этим ответвлением джазового стиля, мелодичная и чувственная.

В начале 1980–х годов, коммерческая форма джаз–фьюжн называемая поп–фьюжн или Smooth Jazz стала успешной и получила ротацию на радио. Среди саксофонистов Smooth джаза можно выделить Гровера Вашингтона–младшего (Grover Washington Jr.), Кенни Джи (Kenny G), Кирка Валума (Kirk Whalum), Бони Джеймса (Boney James) и Дэвида Сэнборна (David Sanborn).

1.2 NuJazz и Urban Jazz

NuJazz представляет собой общий термин, придуманный в конце 1990–х годов для обозначения музыки, которая смешивает джазовые элементы с другими музыкальными стилями, такими как фанк, соул, электронную танцевальную музыку и свободную импровизации.

Импровизацию в музыке можно определить, как искусство мыслить музыкальными образами и одновременно исполнять музыку, воплощая только что, в настоящий момент, рожденные образы. Способность к импровизации может служить определителем и критерием креативности музыканта, поскольку, будучи связанной с определенной системой стилевых правил и предпочтений, импровизация никогда не сводится к простому механическому комбинированию.

1.3 SymphoJazz

История музыки знает немало примеров, когда артисты, добившиеся успеха, достигшие признания, и считающиеся авторитетами в своем жанре, ищут новые формы существования в музыкальном пространстве. И одной из самых выигрышных, масштабных и убедительных форм, конечно же, было выступление с большими коллективами музыкантов – с различными вариантами оркестров.

13 стр., 6319 слов

Тенденции в джазе в наше время

... симфоджазовых конгломератов, а также заинтересовала джазовых музыкантов методами и языком современной (авангардной) академической музыки и, таким образом, способствовала появлению многих форм «нового джаза» . В этих оркестрах работали многочисленные ...

2.1 Американские и европейские джазовые музыканты

Современная джазовая музыка, подчеркивающая мелодичность и красоту звучания, обладает особенной привлекательностью для большой аудитории слушателей и ценителей музыки.

Приятное мелодичное и гармоничное звучание инструментов известных джаз исполнителей – гитары и бас–гитары, тенор – и альт–саксофонов, трубы и флюгельгорна, клавишных, вкупе с синтезаторами и современными средствами обработки звука, – создают роскошный, глянцевый, грациозный саунд.

Соntemporary Jazz, Smooth Jazz, Crossover Jazz, Fusion, Jazz–Funk, Soul–Jazz – популярные у широкой аудитории слушателей и коммерчески успешные формы современного джаза. Эти направления современной джазовой музыки представляют великолепные и разноплановые джаз музыканты, звезды современного джаза.

2.2 Российские джазовые исполнители

Проект «Второе приближение» (SECOND APPROACH) рожден русской культурой, если под ней понимать Федора Достоевского, Сергея Прокофьева, Марка Шагала и русские песни. Это, несомненно, джаз, импровизационная музыка, но она не могла родиться в Америке – ее корни в России.

Этот проект не укладывается в рамки привычных понятий, вызывает споры, мощный интерес и сопереживание. Лидер трио – опытный композитор–импровизатор, пианист Андрей Разин, рядом с ним вокалистка, участница цыганского дуэта «Ромэн» Татьяна Комова и один из ведущих российских контрабасистов Игорь Иванушкин. В звуковой палитре трио элементы фольклора, современной академической музыки, музыкального театра. Выступления ансамбля органично вписываются как в джазовые фестивали, так и в форумы альтернативной музыки.

3.1 США

Современная музыкальная культура представляет собой пространство многоплановых творческих взаимодействий между художниками, исполнителями (интерпретаторами) и публикой. Особое место в системе культурной коммуникации 2000–2010–х гг. занимает музыкальный фестиваль – специфическая форма культурного диалога, основанная на социально–практическом и художественно–символическом обмене индивидов накопленными идеями, интеграции насущного мировоззренческого и творческого опыта эпохи.

3.2 Европа

Самым старым ежегодным джазовым фестивалем в Швейцарии является Montreux Jazz Festival, который, начиная с 1967 года, проводится в городе Монтре. Первоначально основой этого мероприятия была непосредственно джазовая музыка во всем ее разнообразии и многоликости. Но со временем границы фестиваля расширялись, включая в себя все больше стилей и течений: начиная с диско и лаунджа и заканчивая инди–роком. На сцене всегда можно увидеть таких известных звезд, как Фил Коллинз, Ванесса Паради, Билли Айдол, Тори Амос, Шарлотта Гинзбург, Нора Джонс, Симпли Ред, Мисси Эллиотт, Массив Аттак и др. Со временем фестиваль приобрел статус самого престижного и фактически стал мировым чемпионатом по джазу. Хорошим подарком любителю джазу будет билет на Montreux Jazz Festival. А если не знаете, что подарить, подарите прикольный подарок, который хоть как-то связан с джазом. Благо перейдя по ссылке выше можно найти огромный выбор эксклюзивных, смешных и оригинальных подарков.

3.3 Россия

Россия также не стоит в стороне от культурных джазовых событий. Ежегодно, в разных городах проходят всевозможные фестивали, как однодневные, так и длительные. В Архангельске проходят «Дни джаза». В Санкт–Петербурге и Москве в 2011 году был фестиваль французского джаза LeJazz. Его организация проходила совместно с Французским Посольством в России. В нем приняли участие такие современные джаз–мены, как Девид Кракауэр, исполнительница Чайна Мозес и Les doigts de Ihomme – знаменитый квартет, играющий в стиле джаз–мануш. Кроме этого в Петербурге ежегодно проходит фестиваль «Свинг Белой ночи».

11 стр., 5318 слов

Стили и направления в музыке

... Созонтович Березовский, Дмитрий Степанович Бортнянский и др. Музыка эпохи Классицизма Классици́зм (фр. classicisme, от лат. classicus - образцовый) - художественный стиль и эстетическое направление в европейском искусстве XVII-нач. ...

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Джаз в значительной степени сохранил элементы ритуализо–ванных форм – они сказываются в его художественном языке, где исконная архаическая форма повтора перерастает в вариативность, в особых отношениях со слушателями, а также в том, как слушатели воспринимают джаз, поручая ему множество внеэстетических функции.

Музыканты и слушатели образуют некий единый круг, подобно тому как в ритуале или ритуализованных формах объединяются все участники ритуала.

ПРИЛОЖЕНИЕ А

Дискография

The Bad Plus:

The Bad Plus.(2001, Fresh Sound_

Authorized Bootleg.(2001, Self released)

These Are The Vistas.(2003, Columbia)

Give.(2004, Columbia)

ПРИЛОЖЕНИЕ Б

Альбом иллюстраций

ПРИЛОЖЕНИЕ В

Перечень аудио– и видеофайлов