Перед написанием дипломной работ автор задумался над темой, с которой ему интересно было бы работать, и это бы являлось актуальным не только в настоящее время, но и в будущем. Наблюдая и анализируя работы современных педагогов г. Нижневартовска, автор загорелся этим вопросом и начал глубже исследовать эту область работы — дополнительное образование.
Поиски автора начинались с изучения опыта работы выдающихся педагогов консерваторий, различных певческих школ, певцов-педагогов, которые смогли обобщить основные принципы и методику своей работы. А именно из методического опыта работы профессора Петербургской консерватории Наталии Александровны Ирецкой, Московской консерватории Елизаветы Андреевны Лавровской, Ленинградской консерватории профессора Ивана Ивановича Плешакова, из методического опыта работы преподавателя Ленинградской консерватории Василия Михайловича Луканина, из книги «Советы молодым педагогам-вокалистам» заслуженного деятеля искусств УССР профессора Харьковской консерватории Павла Васильевича Голубева, Из методических указаний Профессора Софийской консерватории И. А. Иосифова, из методического опыта работы профессора Одесской консерватории Ольги Николаевны Благовидовой, Ереванской консерватории Павла Герасимовича Лисициана.
В данной работе речь пойдет о вокале как инструменте, которым надо научиться владеть в вокальном процессе. В каждом ученике надо выявить самые лучшие его физические и человеческие качества. В контакте с ним с первых минут общения необходимо раскрыть красоту этих качеств, их значимость для самого ученика, для его окружения, а также необходимость их в творческом процессе. Певческая деятельность, как и всякая другая, вызывается стремлением человека удовлетворить свои интересы. Свою потребность к занятию каким-либо видом деятельности человека побуждают определенные мотивы, для певца — любовь к пению. Для педагога всегда важно понять — что привело ученика к нему в занятия, каковы были его мотивы.
Обучение пению — это процесс, в котором педагог реализует свою профессиональную школу и свой опыт.
Конечная цель любого обучения — добиться того, чтобы ученик пел свободно, полетным звуком, без напряжения, точно фокусируя звуки, способствующие тембрально яркому звучанию. Всё вышеизложенное явилось исходной предпосылкой в выборе темы и определило ёё актуальности. Все что выше изложено, является актуальным для возможности раскрытия творческой стороны детей и их индивидуальности.
Цель работы:
«Работа с одаренными детьми» учебно-методический материал ...
... в зависимости от индивидуальных особенностей и своеобразия окружения ребенка. 1.3. Сложности психического развития одаренных детей. Положение о гармоничном психическом развитии одаренных детей неоднократно подвергалось пересмотру на протяжении всей истории психолого-педагогического ...
Состоит, в выявлении особенностей вокальной работы (индивидуальной так и ансамблевой) на дополнительных музыкальных занятиях со старшеклассниками.
Задачи исследования:
-
Проанализировать и изучить теоретический материал по вокальной работе с детьми старшего школьного возраста.
-
Определить, конкретные принципы вокальной и ансамблевой работы.
3. Исследовать вокальные навыки и специфику голосового аппарата у старших школьников.
4. Рассмотреть особенности подросткового возраста и найти методы и приемы удобные для автора в работе с коллективом.
5. Практически изучить пути и методы формирования пения у старшеклассников.
Объектом исследования — выступает педагогический процесс вокальной работы со старшеклассниками
Предметом исследования — явились особенности вокальной работы, методы, приемы, способы работы со старшеклассниками на дополнительных занятиях.
Методы исследования:
-
Теоретический анализ литературы с точки зрения изучаемой проблемы.
-
Обобщение педагогического опыта, направленного на изучение приемов вокальной работы со старшеклассниками.
-
Практическое изучение путей и методов формирования навыков хорового пения у старшеклассников.
-
Словесные методы: беседа об образе произведения и об образе исполнения, объяснение путей решения педагогических задач.
-
Метод создания проблемно – поисковых ситуаций в распознании музыкально – художественного образа и т.д.
-
Анализ музыкально – педагогической литературы по проблеме исследования
-
Опытно – экспериментальная работа или практическая работа
Данная работа имеет следующую структуру:
Предполагает введение, три главы, заключение, приложение,
список используемой литературы.
[Электронный ресурс]//URL: https://liarte.ru/diplomnaya/diplomnyie-rabotyi-po-vokalnomu-iskusstvu-operetta/
Глава I.
Психофизические и физиологические особенности старшеклассников.
Учение для подростка, как и для младшего школьника, является главным видом деятельности. И от того, как учится подросток, во многом зависит его психическое развитие, становление его как гражданина. В учебной деятельности подростка имеются свои трудности и противоречия,
но есть и свои преимущества, на которые может и должен опереться педагог Большим достоинством подростка является его готовность ко всем видам учебной деятельности, которые делают его взрослым в собственных глазах.
Его привлекают самостоятельные формы организации занятий на уроке, сложный учебный материал, возможность самому строить свою познавательную деятельность за пределами школы. Беда же подростка состоит в том, что эту готовность он еще не умеет реализовать, ибо он не владеет способом и выполнения новых форм учебной деятельности. Обучить этим способам, не дать угаснуть интересу к ним — важная задача педагога, В самом деле, кто не наблюдал, как эмоционально подросток реагирует на новый учебный предмет и как у некоторых эта реакция исчезает довольно быстро. Нередко у подростков снижается и общий интерес к учению, к школе, происходит «внутренний отход от школы»
Источники курсовой работы (список источников курсовой работы, ...
... цитата. Это упростит в дальнейшем оформление не только списков литературы, но и ссылок. Также выписывайте отдельно использованные источники, чтобы не собирать потом информацию по всей курсовой работе. Одним из распространенных ...
(А. Н. Леонтьев).
Этот отход выражается в том, что школа перестает быть для ученика центром его духовной жизни.
Как показывают психологические исследования, основная причина такого «отхода от школы» заключается вне сформированности у учащихся учебной деятельности, что не дает возможности удовлетворить актуальную потребность возраста — потребность в самоутверждении. Сформированной учебной деятельностью считается такая деятельность учащихся, когда они, побуждаясь прямыми мотивами самого учения, могут самостоятельно определять учебные задачи, выбирать рациональные приемы и способы их решения, контролировать и оценивать свою работу. Одним из резервов повышения эффективности обучения подростков является целенаправленное формирование мотивов учения.
Формирование мотивов учения непосредственно связано с удовлетворением доминирующих потребностей возраста. Одна из таких потребностей подростка — познавательная потребность. При ее удовлетворении у него формируются устойчивые познавательные интересы, которые определяют его положительное отношение к учебным предметам. Подростков очень привлекает возможность расширить, обогатить свои знания, проникнуть в сущность изучаемых явлений Подростки испытывают большое эмоциональное удовлетворение от исследовательской деятельности. Им нравится мыс лить, делать самостоятельные открытия. Неудовлетворение познавательной потребности и познавательных интересов вызывает у подростков не только состояние скуки, апатии, безразличия, но порой и резко отрицательное отношение к «неинтересным» предметам. При этом для подростков в равной степени имеет значение, как содержание, так и процесс, способы, приемы овладения знаниями: «Интересными бывают уроки тогда, когда учитель рассказывает не только то, что есть в учебнике. А если учитель рассказывает как в учебнике, или же заставляет читать новый урок по учебнику в классе, то уроки становятся скучными и не нравятся».
В исследованиях Г. И. Щукиной показано, что в познавательных интересах подростков одного и того же класса наблюдаются большие различия. У одной группы учащихся интересы носят аморфный характер, характеризуются изменчивостью и ситуативностью.
У другой — интересы захватывают широкий круг учебных предметов и учебную деятельность в целом. У третьей группы подростков ярко проявляются стержневые, доминирующие интересы. Наряду с познавательными интересами существенное значение при положительном отношении подростков к учению имеет понимание значимости знаний. Для подростка очень важно осознать, осмыслить жизненное значение знаний и прежде всего их значение для развития личности. Это связано с усиленным ростом самосознания современного подростка. Многие учебные предметы нравятся подростку потому, что они отвечают его потребностям не только много знать, но и уметь, быть культурным, всесторонне развитым человеком. Надо поддерживать убеждение подростков в том, что только образованный человек может быть по-настоящему полезным членом общества. Убеждения и интересы, сливаясь воедино, создают у подростков повышенный эмоциональный тонус и определяют их активное от ношение к учению.
Если же подросток не видит жизненного значения знаний, то у него могут сформироваться негативные убеждения и отрицательное отношение к существующим учебным предметам. Так, некоторые учащиеся не учат правила грамматики, так как они считают, что и без знания правил пишут грамотно. Существенное значение при отрицательном отношении подростков к учению имеет осознание и переживание ими неуспеха в овладении теми или иными учебными предметами. Неуспех, как правило, вызывает у подростков отрицательные бурные эмоции и нежелание выполнять трудное учебное задание. И если неуспех повторяется, то у подростков закрепляется отрицательное отношение к предмету
Историческая литература в чтении подростков 10-14 лет
... подростков, особенности исторического жанра художественной литературы, возрастные особенности подростков, подросток как читатель. Во второй главе проводится анализ деятельности ... детей, и особенно подростков и юношества, особенно популярными стали различные журналы. Активное обращение к периодике начинается уже в младшем школьном возрасте, ... библиотеки зачастую служат для школьников практически ...
Наоборот, благоприятной ситуацией учения для подростков являётся ситуация успеха, которая обеспечивает им эмоциональное благополучие. Страх перед неуспехом, боязнь поражения порой приводит подростков к поиску благовидных причин, чтобы не пойти в школу или уйти с урока. Эмоциональное благополучие подростка во многом зависит от оценки его учебной деятельности взрослыми.
Оценки для подростка имеют различный смысл. В одних случаях оценка дает возможность подростку выполнить свой долг, занять достойное место среди товарищей, в других — заслужить уважение учителей и родителей. Нередко же смысл оценки для подростка выступает в стремлении добиться успеха в учебном процессе и тем самым получить уверенность в своих умственных способностях и возможностях. Это связано с такой доминирующей потребностью возраста, как потребность осознать, оценить себя как личность, свои сильные и слабые стороны, И в этом плане существенное значение имеет не только оценка деятельности учащегося и его умственных возможностей со стороны других, но и самооценка. Для эмоционального благополучия подростка очень важно, что оценка и самооценка совпадали. Только при этом условии они могут выступать как мотивы, действующие в одном направлении и усиливающие друг друга. В противном случае возникает внутренний, а иногда и внешний конфликт.
Учителю необходимо знать не только мотивы учения, но и условия их формирования. Многие учащиеся при ответах на вопрос, «При каких условиях учащиеся учились бы в полную меру своих способностей?» указывали на умение учителя заинтересовать своим предметом, на его уважение. К учащимся. Вот типичный ответ: «Если бы учителя обращались с нами, как с хорошими друзьями, заинтересовывали нас если бы ученики не боялись плохо ответить, то они учились в полную меру своих способностей». При этом под ростки считают, что многое зависит и от них самих, и, прежде всего от их настойчивости. Но настойчивость, по их мнению, легче проявляется тогда, «когда учитель хотя и требовательный, но добрый», когда он «справедливый и чуткий».
устанавливающейся системе социальных взаимоотношений с окружающими.
Физическое и половое развитие порождает интерес подростка к другому полу и одновременно усиливает внимание к своей внешности. Но подростки, ни социально, не психологически еще не готовы правильно решать эти проблемы (что создает для них большие трудности).
И поведение подростка определяется тем, как взрослые помогают ему разрешать возникающие внутренние противоречия. Правда, в ряде случаев взрослые имеют мало возможностей для помощи подростку. Так, в подростковом возрасте особо возрастает ценность дружбы и друга, ценность коллектива сверстников. Естественно, что «обеспечить» своего ребенка другом родители просто не всостоянии. Это может и должен сделать только он сам.
Формирование навыков изобразительной деятельности у детей старшего ...
... на формирование изобразительной деятельности старших дошкольников с ДЦП, изучить и апробировать ее эффективность. Объект исследования - изобразительная деятельность детей с различными формами церебрального паралича в возрасте 6-9 лет. Предмет исследования - процесс обучения изобразительной деятельности детей с нарушением ...
Для каждого возраста и для каждого ребенка типична своя система взаимоотношений с социальной средой, что и определяет направление его психического развития.
При организации общественно полезной деятельности очень важно, чтобы подростки не ограничивались целями, задачами и интересами своей малой (контактной, дружеской) группы, так как такое ограничение порождает групповой эгоизм, тогда как задача воспитания заключается в формировании коллективизма. Главное, чтобы он видел смысл этих дел и достиг успеха в этой деятельности. Иногда наблюдается страстный порыв в начале деятельности и быстрое охлаждение в ходе ее выполнения. Нередко причиной быстрого охлаждения к делу является отсутствие заинтересованности других (детей и взрослых) в деятельности подростка или его не владение способами деятельности, вот почему при организации общественных дел необходимо показывать их значение и вооружать подростков соответствующими способами деятельности. Подростков привлекает не только содержание, но и форма внеклассной работы. Их привлекают героика, романтика, исследовательская деятельность. Для подростков вообще свойственно стремление к «дали». Организуя учебно-воспитательную работу с подростками, необходимо учитывать, что на их поведение и деятельность существенное влияние оказывает мнение товарищей. Учитель для подростков не является таким непререкаемым авторитетом, как для младших школьников. Подростки предъявляют высокие требования к деятельности, поведению и личности учителя. Они постоянно оценивают учителя и свое отношение к нему строят на основе оценочных суждений. Очень важно, чтобы мнение товарищей, коллектива, мнение самого подростка совпадало или было сходно с мнением воспитателей и родителей. Только в этом случае можно разрешить возникающие противоречия и тем самым создать благоприятные условия для нормального развития подростка. Постоянное взаимодействие подростка с товарищами порождает у него стремление занять достойное место в коллективе. Это один из доминирующих мотивов поведения и деятельности подростка. Потребность в самоутверждении настолько сильна в этом возрасте, что во имя признания товарищей подросток готов на многое: он может даже поступиться своими взглядами и убеждениями, совершить действия, которые расходятся с его моральными установками.
в эмоциональной сфере
устойчивость.
мнению коллектива.
товарищества,
Особенности певческого голоса у старшеклассников
Вследствие специфичности голосового аппарата (короткие и тонкие голосовые связки, малая емкость легких и т.д.) детский голос отличается от голоса взрослого; ему свойственны «высокое» (головное) звучание, меньший диапазон, характерная мягкость, «серебристость» тембра (особенно у мальчиков).
Детские голоса звучат нежно и не отличаются силой, насыщенностью тембра. Высокий детский голос — сопрано (у девочек) и дискант (у мальчиков) — диапазон от до первой октавы до ля второй. Низкий детский голос — альт, его диапазон от соль, ля малой октавы до ми-бемоль, ми второй октавы.
«Развитие певческих способностей детей старшего дошкольного ...
... птицами. При этом слух контролирует правильность звукоподражания. Пение как вид деятельности в детском саду ставит следующие задачи: -формировать у детей ... в сольном и хоровом пении. В работе с детьми в обучении пению важно использовать упражнения на развитие музыкального слуха и голоса. ... дошкольного возраста Педагоги, музыканты пришли к мнению о том, что задатки к музыкальной деятельности имеются у ...
Детские голоса в хоре разделяются условно на три возрастные группы (возраст указывается приблизительно).
Первая, чисто детская, стадия — от самого младшего возраста до 10—11 лет; голоса этой группы отличаются исключительно фальцетным (головным звучанием, небольшим диапазоном — максимум октава (до первой октавы — до второй или ре первой октавы — ре второй).
Дети этого возраста относятся к так называемой первой группе — младшему школьному возрасту, т.е. 1—4 классы. Хоровые голоса детей 7—10 лет характеризуются легким фальцетным
звучанием, небольшой силой — от пиано до меццо-форте. Существенного различия между голосами мальчиков и девочек еще нет. Рабочий диапазон младших школьных хоров — в пределах первой октавы с охватом нескольких звуков второй октавы. Хоры младшего детского возраста имеют в репертуаре главным образом одно-, двухголосные произведения. В этом, по сути начальном, периоде хорового воспитания закладываются необходимые профессиональные навыки пения — точное интонирование, элементы вокальной техники, ансамблирование и т.д.
Вторая стадия формирования — от 11—12 до 13—14 лет. Здесь намечаются элементы грудного звучания, индивидуальный тембр, диапазон несколько расширяется (до первой октавы — ми, фа второй).
Дети этого возраста относятся ко второй группе — среднему школьному возрасту, т.е. 5—7 классы. Хоровые голоса детей 11 — 14 лет отличаются некоторой насыщенностью звучания. У мальчиков появляются глубоко окрашенные грудные тоны, у девочек шести-, семиклассниц начинает определяться тембр женского голоса. Диапазон высоких голосов (сопрано): до, ре первой октавы — фа, соль второй октавы; низких (вторых) голосов, или альтов: ля малой октавы — ре, ми-бемоль второй октавы. Исполнительские возможности среднего хора порой значительны. В репертуаре могут быть произведения гармонического склада, а иногда и несложная полифония. Отдельные детские хоры могут успешно справляться с двух- и трехголосными партитурами.
Третья стадия — голоса подростков от 14 до 16 лет, в известной степени сформировавшиеся: в них элементы детского звучания в различной степени смешиваются с элементами взрослого (женского) голоса, начинает выявляться индивидуальный тембр, диапазон расширяется до 1,5—2 октав, звучание микстовое (смешанное).
У мальчиков, особенно альтов, элементы грудного звучания несколько заметнее и выявляются раньше. Детей этого возраста относят к третьей группе — старшему школьному возрасту, т.е. 8—11 классы.
1.2. Характерологические особенности личности в контексте музыкальной деятельности. Коррекция индивидуально-характерологического комплекса учащегося-музыканта в процессе обучения
Применительно к области искусства типология персонально-личностных различий предстает как типология творческих манер, индивидуальных стилей, художественных обликов и т.д. Глубокий интерес к этой проблематике проявлял К. С. Станиславский. Называя эмоции, волю и разум «двигателями нашей духовной жизни», Станиславский указывал, что «…они едины в трех лицах, они неразъединимы, они участвуют совместно в той или иной мере почти в каждом действии», и добавлял: «…в одних случаях — эмоция (чувство) является коневодом, запевалой, а остальные ему едва слышно вторят; в других случаях — ум, в третьих — воля являются инициаторами творчества и первенствуют».
Основные принципы работы звукорежиссера
... в технике и технологии звукозаписи. 1.2 Общие принципы музыкального оформления с подбором музыки В каждом конкретном ... др. [8, c.45]. Театральная звукорежиссура включает многие из вышеназванных видов работы со звуком. Однако главным в театре ... исходного множества первичных звуковых сигналов, представляющих звучания голосов, разнообразных музыкальных и шумовых фактур, акустических фонов или ...
эмоциях, «рацио»
Практика свидетельствует, что актеры, музыканты, представители других родов и видов искусства — причем не только зрелые, сложившиеся профессионалы, но и учащиеся — как бы продолжают в опосредованной форме самих себя, занимаясь творчеством, преломляя в этой деятельности, в ее особых, специфических условиях, свои индивидуально-характерологические свойства, свою природу, свое Я. Так, в качестве примера волевого характера в сценическом искусстве К. С. Станиславский упомянул о знаменитом в свое время итальянском трагике Сальвини: «Сальвини… сосредоточился и, незаметно для нас, взял в свои руки всю толпу Большого театра. Казалось, что он это сделал одним жестом — протянул, не смотря, руку в публику, загреб всех в свою ладонь и держал в ней, точно муравьев, в течение всего спектакля. Сожмет в кулак — смерть; раскроет, дохнет теплом — блаженство. Мы были уже в его власти, навсегда, на всю жизнь…»
волевого склада
Если говорить о музыкантах высшего профессионального эшелона, об артистической элите, то можно вспомнить в данной связи имена С.В.Рахманинова, А.Тосканини, Г.Караяна, Э.Г.Гилельса, А. Бенедетти-Микеланджели… Среди тех, кто концертирует в наши дни, достойны упоминания В.В.Третьяков, Н.А.Петров, М. В. Плетнев, Н. Г. Гутман… При очевидной разности индивидуальностей, художественно-эстетических позиций и проч. вышеназванных музыкантов роднит одно — активное волевое начало, пронизывающее искусство каждого, делающее их представителями единого и общего для всех музыкально-исполнительского стиля.
Итак, воля как демиург творческого процесса рождает особый тип музыкальности, определяет особый характер исполнительской экспрессии. Музыканты подобного склада легко узнаваемы как во время открытых выступлений, так и в педагогическом обиходе; узнаваемы по тем приметам и характерологическим параметрам, о которых шла речь выше. Причем, повторим, сказанное относится не только к тем, кого принято называть мастерами, но и к «подмастерьям», учащимся средних и высших музыкальных учебных заведений.
эмоциональным.
0нежное, «хрупкое», не отличающееся зачастую ни особой прочностью, ни устойчивостью.
Представители этой категории (типологии) музыкантов, находясь на сцене или в классе учебного заведения, как бы «не настаивают» на своих творческих идеях и художественно-интерпре-таторских задумках: «Вы со мной согласны, вам нравится то, что я делаю как музыкант, — очень хорошо, я рад этому. Нет — что ж, ничего тут не поделаешь. Иначе трактовать музыку я, к сожалению, не могу…» По справедливому замечанию С. Е. Фейнберга, такие музыканты «с большей или меньшей силой затрагивают область встречных сочувственных творческих устремлений слушателя».
сопереживания
импровизации.
Нелишне заметить, что у музыкантов, представляющих «искусство переживания», склонных к импровизации, к импульсивному «высказыванию», случаются нередко технические сбои, разного вида осечки в их деятельности. Так, исполнитель (и не только ученик, но и известный мастер) может потерпеть обидную неудачу буквально на следующий день после блистательного выступления; причем неудача постигнет его в том же самом репертуаре, который на высоком художественном уровне был представлен накануне. Эпизоды такого рода не раз происходили с К. Н. Игумновым, В. В. Софроницким, Г. Г. Нейгаузом, М. Каллас и др. К исполнителям прочным, стабильным отнести этих (и многих других) мастеров было бы затруднительно. Парадокс, однако, в том, что именно в этой творческой непредсказуемости и легкой душевной «ранимости» того же Софроницкого или Нейгауза было особое артистическое обаяние. «Ранимо ведь только живое», — писала критика после концертов вышеназванных музыкантов-исполнителей.
Методика работы с детским хором
... в детском хоре. Проба голосов проходит при индивидуальном прослушивание – пение гаммы ( до 1 – до 2 ). В процессе работы - наиболее ярко проявляется тембр, голоса классифицируются на сопрано и альт. Певческое дыхание. По ... таком начальном этапе хорового образования ставятся профессиональные певческие навыки: интонация, вокальная техника, ансамбль. 2) 11-12 до 13-14 лет. Средний школьный возраст. Уже ...
интеллектуальный.
Впрочем есть свои «интеллектуалы» и «рационалисты» и среди музыкантов-исполнителей, что обусловлено, как отмечалось выше, их природными, индивидуально-личностными качествами и свойствами, генотипическими особенностями психики. В трактовках и интерпретаторских решениях таких музыкантов ощущается, как правило, активная работа мысли: «рацио» бросает тут свой отблеск на все — на исполнительский план, на манеру подачи музыкального материала, на рисунок поведения музыканта, общающегося с аудиторией. В отличие от тех, кто исходит в первую очередь из эмоционального начала, «интеллектуалы» в искусстве, как правило, сдержаны, дисциплинированы в своих чувствах, чужды какой-либо непредсказуемости в творческих действиях.
Сфера их эмоций уже с юности организована столь же строго, сколь и рационально. Многих из них причисляют к «закрытым» художественным натурам — и не без основания.
«Интеллектуальный тип исполнения воспринимается как объективный», — писал С. И. Савшинский, добавляя, что музыканты такого склада умело доносят до слушателей «мысль, идею произведения и эстетические качества формы. С предельной ясностью и красотой в их исполнении дано все, что относится к «смыслу», звуковой ткани и структуре произведения.
Такое исполнение бывает интересным. Оно может удивлять и восхищать своим совершенством. Оно обогащает мысль, иногда и воображение, но не чувство. При среднем же качестве исполнения приходится говорить о его рассудочности, формальности, ибо исполнитель не способен, а может быть, и не хочет проникнуть за звуковую оболочку музыки, и содержанием исполнения является «делание» звуковой формы».
Заметим в связи с последним высказыванием С. И. Савшинского, что качество исполнения музыки — среднее, высокое или низкое — само по себе представляет параметр особый и к типу исполнительства, индивидуально-психологическим свойствам музыканта-исполнителя прямого отношения не имеющий. Среднее или низкое качество исполнения возможно у представителя любого художественно-характерологического типа, — как возможно и самое высокое качество. А потому, дифференцируя «типажи», встречающиеся среди музыкантов, пользоваться в этой связи оценочными категориями: «хорошо-нехорошо», «лучше-хуже», «выше-ниже» — не рекомендуется. Ибо все здесь зависит и определяется субъективными вкусами и пристрастиями того или иного индивида, его тяготением к тому или иному типажу.
Музыку, как известно, сравнивают иногда с архитектурой, музыкантов — с архитекторами. «Интеллектуалы» в музыке по своей творческой методологии действительно сродни последним. Они словно бы выстраивают музыкальные композиции, возводят звуковые структуры в пространстве и времени. Порой в их трактовках действительно доминирует конструктивный элемент, своего рода музыкально-исполнительский «структурализм». Однако такой подход тут вполне закономерен и оправдан: в нем выражает себя вполне определенный эстетический принцип. Другой вопрос — в каких стилевых регионах, у каких авторов этот принцип оправдан и убедителен в большей мере, а у каких в меньшей?
Дипломная работа развитие творческих способностей дошкольников
... условия развития творческих способностей средствами изобразительной деятельности. Подобрать и апробировать диагностические методики способствующие изучению творческих способностей детей дошкольного возраста. Гипотеза исследования: процесс развития творческих способностей дошкольников будет успешным при условии эффективного проведения системы работы, ...
объективны
Можно встретить «интеллектуалов» и среди студенчества — в музыкальных колледжах, училищах, вузах. Возможно, что сегодня число их даже возросло по сравнению с прежними временами. Конечно, качество их профессиональной «продукции» разное, уровень выполнения учебных и творческих заданий неодинаков. Однако, повторим, качество музыкальной деятельности и ее типология — категории разные, нерядоположенные, и связывать одно с другим было бы грубой методологической ошибкой.
Вряд ли требуется доказывать, что индивидуальность каждого одаренного музыканта практически никогда не укладывается в прокрустово ложе той или иной типологической схемы. Последние всегда относительны: «Типы, как и стили, не представляют собой неких замкнутых и неизменных данностей; в рамках меры, ограничивающей пределы зоны (дальше начинаются новые качества), они предполагают множественность внутренних количественных градаций. Неудивительно, что подобные художественные явления несут в себе разные, зачастую также множественные стилевые и типовые начала. Однако какое-то из них в каждой данной категории непременно оказывается ведущим, определяющим, выступает, если можно так выразиться, в амплуа стилевой либо типовой доминанты».
Закономерен вопрос: возможно ли формировать и ориентировать развитие учащегося-музыканта в направлении того или иного «типажа»? И следует ли это делать? Не разумнее ли опереться на тот индивидуально-неповторимый психологический (характерологический) потенциал, который уже дан человеку от природы, и по возможности сохранить его своеобразие?
Могут быть различные ответы на эти вопросы, подтверждение чему — частые диспуты, вспыхивающие по данному поводу среди преподавателей-практиков. Бесспорно в то же время, что педагогически воздействовать на индивидуально-характерологический комплекс учащегося-музыканта можно и нужно, усиливая по мере необходимости одни психические составляющие этого комплекса и нейтрализуя, ослабляя другие. Курс должен держаться на достижение большей или меньшей гармонии компонентов, образующих в совокупности психическую структуру личности (ее «тип»), направляться на устранение разного рода перекосов и искажений, деформирующих эту структуру.
В то же время следует считаться и с тем, что заложенные в человеке от природы психофизиологические особенности и свойства («генотип») кардинальному переконструированию не подлежат. Тип высшей нервной деятельности, темперамент, «душевная конституция» — категории базовые, основополагающие. И в качестве таковых они достаточно устойчивы и прочны, допуская лишь частичную, относительную педагогическую коррекцию.
самокоррекция, саморегуляция
Глава II. Основные методико-педагогические принципы в вокальной (ансамблевой) работе со старшеклассниками.
2.1. Воспитание голоса в трудах педагогов – вокалистов прошлого.
И все же главный эстетический принцип — слияние технической и художественной стороны вокального процесса. Кропотливая работа над звуком, его свободой, над точным воспроизведением всей конструкции музыкальной фразы с выявлением музыкальной сути и значимости — неотъемлемая часть педагогической направленности.
Изучая страницы истории русской вокальной педагогики, видим, как сложно формировался академический певческий тон. На формирование этого тона огромное влияние оказывало профессиональное церковное пение, использующее округлое, благородное звучание.
Для начала предлагаю своему читателю в краткой форме ознакомиться с основными методическими принципами работы с голосом выдающихся педагогов русской и зарубежной вокальной школы.
Основные принципы воспитания певцов
На Всесоюзном вокальном совещании 1954 года в Ленинграде впервые были четко сформулированы основные принципы воспитания певцов, которым должны следовать педагоги вне зависимости от методов и приемов при работе с учеником. Это единство художественного и технического развития, индивидуальный подход к ученику и принцип постепенности и последовательности в воспитании певца и его голоса. Выдвинуты эти принципы были на основе обобщения педагогического опыта, накопленного вокальной педагогикой за долгое время ее существования, а также в результате анализа того, что делается для развития способностей молодых певцов. В то же время эти принципы оставляют полную свободу в разнообразии методических приемов.
Принцип единства художественного и технического развития предполагает, что воспитание исполнительского мастерства должно идти параллельно и взаимосвязано с развитием вокально-технических данных. Нельзя заниматься первые годы только техникой вокала — «постановкой голоса». При ограниченных сроках обучения и таком подходе невозможно воспитать артистические данные молодого певца; во-вторых — и это главное, такая техника будет иметь формальный характер. Не приводит к гармоничному развитию ученика и метод, при котором педагог, специально не занимаясь техникой пения, уповает на то, что в процессе работы над художественным материалом голос сам разовьется, приспособится, «выпоется». Практика показывает, что при отсутствии специального внимания к технике голос обычно деградирует. Только взаимосвязанное развитие исполнительского и вокально-технического мастерства позволяет надеяться на воспитание полноценного певца-музыканта. Этот принцип, как мы отмечали выше, имеет твердое физиологическое обоснование.
Метод, выдвинутый в 1926 году по инициативе Государственного института музыкальной науки (ГИМН), игнорируя особенности учеников, рекомендовал единые для всех установки. В настоящее время правильным признается принцип индивидуального подхода, применение разнообразных методик, сообразующихся с тем, что каждый человек — неповторимая индивидуальность как по свойствам своей нервной системы, так и по строению и физиологическим возможностям голосового аппарата. Поэтому не может быть единых, подходящих всем приемов. Педагог, каким бы путем он ни шел в формировании голоса, обязан соотносить свой метод с индивидуальностью ученика.
Принцип постепенности и последовательности говорит о необходимости чрезвычайно осторожного и планомерного усложнения как вокально-технических заданий, так и исполнительских требований. Принцип «от простого к сложному» является общепедагогическим. Как показывает анализ, весьма часто причина неудачного развития голоса заключается в несоблюдении этого принципа, который, как мы помним, также имеет физиологическое обоснование.
Из методического опыта работы профессора, Петербургской консерватории, Наталии Александровны Ирецкой
Педагог в своей практике особое внимание уделяла следующим моментам:
1. Выработке певческого тона. Тембр голоса доводился до чистоты без призвуков и тремоляции на основе чистой и четкой атаки звука в среднем регистре.
2. Во всех регистрах одинаковая сила звучности.
3. Скрипичная певучесть. Даже паузы должны не разрывать, а, наоборот, связывать фразы (непрерывность мысли).
4. Однородность мысли, однородность звучания, легато на глубоком дыхании.
5. Сохранению ощущения вокального вдоха помогает технический прием «поющей паузы» (не терять респираторные ощущения, возникающие при пении предыдущей фразы).
6. Упражнениям для мышц брюшного пресса, а также гимнастике певческого дыхания, зевка и корня языка.
Из методического опыта работы
профессора Московской консерватории
Елизаветы Андреевны Лавровской
Основные методические критерии и принципы:
1. Индивидуальный подход во всем
2. Развитие и фиксация дыхательных ощущений, сопровождающих правильное певческое голосообра-зование. Приучала анализировать эти ощущения.
3. Беззвуковые дыхательные упражнения (легкий глубокий вдох, при расширении ребер диафрагма опускается без толчков).
4. Атака звука без «подъездов».
5. Беззвучная артикуляция каждого слова.
6. На регистровую работу влияют размер и форма резонаторных полостей, которая связана с положением гортани и типом дыхательных движений. Принцип — воздействовать на ровность певческого голоса посредством регуляции дыхательного посыла.
7. Знание музыкального и поэтического текста, а далее техническая и музыкальная сторона произведения в работе над исполнительским планом.
Из методического опыта работы преподавателя, Ленинградской консерватории, Василия Михайловича Луканина
Основное внимание уделялось следующему:
1. Заботился о сохранности тембра.
2. Внимание — на центр диапазона для голосообразования и голосоведения.
3. Поощрял самостоятельность в творчестве студентов: «Трудолюбив и жаден до учения».
4. Выработка подвижности голоса на вокализах и упражнениях.
5. Стремился воспитать артиста-интерпретатора.
Вопросы Вокально-педагогической практики
Из методического опыта работы профессора, Ленинградской консерватории, Ивана Ивановича Плешакова
Основные методические принципы:
1. Во всем простота и естественность.
2. Воспитывал мышечно-слуховые ощущения, которые студент запоминает. Прием назван «Способ непосредственного воздействия на тембр гласных». Он заключается в следующем:
- а) формирование гласных в высокой певческой позиции (купол);
- б) эластичная опора их на дыхании.
3. Однородность звучания. Фиксировал прием голо-сообразования на красивом тембре. Найденное звучание с помощью упражнений укреплялось и распространялось на тоны, расположенные рядом.
4. Задержка дыхания в певческом положении и создание подсвязочного давления («пой на себя») — образная установка петь на задержанном дыхании, а не на «вытолкнутом из себя» (ощущение опоры).
Комплексный вдох через рот и нос.
5. Легкий полузевок при взятии дыханий. Положение гортани не фиксировалось, челюсть свободная.
6. Правильно сформированный звук в центре диапазона выстраивал по динамике. Подача дыхания и «высокая» позиция звучания. Начинал распевание с «О» — обеленность к «А» с переходом на «У» — расширение глотки.
7. Мягкая атака звука начиналась с высокой певческой позиции, с ощущения «купола» на эластичной опоре.
8. Принцип прикрытия звука. Переходные ноты и верхний диапазон пытался связать в поиске формы ротоглоточного рупора, при этом смешать регистры голоса.
Из методического опыта работы профессора, Одесской консерватории, Ольги Николаевны Благовидовой
Основные принципы ее работы:
1. Дыхание нижнереберное, диафрагмальное (вдох плавный, глубокий, вниз и в стороны через нос).
Активное состояние организма сохранять с ощущением певческого пояса, используя толчок дыхания диафрагмой. Следила за подсвязочным давлением в верхнем головном регистре, чтобы звук не «садился» на горло. Предостерегала от «замыкания» дыхания во время сохранения в дыхательной установке. Плавная подача дыхания на каждом звуке, без толчков, но на опоре.
2. О регистрах и резонировании голоса: округлый звук, а не прикрытый; начало распеваний — с округления гласной «О»; «ощущение большой головы» достигается путем хорошего подъема небного свода, ощущение «зевка» в форме параболы. Искала необходимую «форму звука», «высокую позицию» звука с сохранением на всем диапазоне.
3. Воспитание мышечных ощущений, т. е. положение аппарата при «внутренней улыбке», легкий полузевок, мягкое небо поднято.
4. Особое внимание — работе над дикцией, т. е. правильному формированию гласных и сохранению их в одной позиции на всей протяженности.
Выделяла пестроту звука, формировала «высокое произношение» близкой, высокой позиции. Эмоциональное осмысливание слова.
5. Работа над техникой голоса. Условие — тщательность «выпевания на позиции» каждого звука. Выравнивание вокальной линии с середины голоса.
6. Для выработки диапазона брала гаммаобразные упражнения и арпеджио на легком эластичном дыхании.
7. Ощущать высоту неба, как бы пропуская по нему дыхание.
Из методического опыта работы профессора, Ереванской консерватории, Павла Герасимовича Лисициана
Принципы его работы:
1. Только индивидуальный подход по поводу введения певческого аппарата в вокальный процесс.
2. О певческом дыхании не раз говорил: «Держи положение вдоха!». В работе над дыханием подбирал упражнения, способствующие волнообразной работе мышц брюшного пресса с фазами напряжения и расслабления, что делало дыхание активным, крепким, но не закрепощенным. Обращал внимание на точную координацию дыхания и позиционной высоты звука, на поиски воображаемой широкой амплитуды с рекомендацией как можно выше ощущать в головном резонаторе некую звуковую точку и в то же время как можно ниже, из глубины, «черпать» дыхание.
3. Уделял внимание поискам высокой вокальной позиции, яркости, «вправленности» звука. О головных и грудных резонаторах, об их взаимосвязи. Стремился к тому, чтобы возбуждались устойчивые звуковые колебания в лобных пазухах на всем диапазоне голоса сверху донизу, чтобы звук по ощущению певца фокусировался в одной точке.
4. Велась работа по украшению тембра — чистого, естественного, не замутненного призвуками при свободном и низком положении гортани.
5. Атака звука вырабатывается абсолютно точная, без подъездов, с синхронным соединением активного дыхания и позиционной высоты звука. Излишняя напряженность, закрепощенность дыхания и гортани фиксировалась педагогом и ликвидировалась. Налаживалась легкость и рациональность атаки звука.
Его ученики говорили, что «в вокально-методическом мастерстве — умении за короткий период научить певца на основе правильной организации дыхания находить высокую позицию звука и яркое резонирование — ему не было равных».
Из книги «Советы молодым педагогам-вокалистам»
заслуженного деятеля искусств УССР
профессора Харьковской консерватории
Павла Васильевича Голубева
1. Определил типы дыхания: ключичное (клавикуляр-ное, верхнереберное) — преобладает движение верхних ребер, ключиц и плеч; среднереберное (грудное, костальное, боковое) — преобладает движение средних ребер и грудной клетки; нижнереберное — преобладает движение нижних ребер; диафрагмальное (брюшное, абдоминальное) — преобладает движение диафрагмы. Осторожно подби
рал тип дыхания в индивидуальном порядке. Разграничил понятия «опоры дыхания» и «опоры звука» в зависимости от вокально-педагогических задач.
2. О развитии диапазона голоса. Понятие «тесситур-ный режим» в упражнениях в объеме квинты и октавы, начиная от среднего участка диапазона — верный путь к его расширению и сохранению качества тембра. В работе над расширением диапазона учитывал принятое в вокальной педагогике деление голосов на: сопрано, меццо-сопрано, тенора, баритоны и басы, включая их тесситурные возможности.
3. В работе в области легкого звукообразования и устойчивой точной интонации использовал упражнения с техническими трудностями (упражнения делал двукратными — арпеджио, октава, но на одном дыхании).
4. Большая работа над исполнительским планом произведений и исполнительскими возможностями ученика.
Из методических указаний Профессора, Софийской консерватории И. А. Иосифова
1. Рекомендовал максимальную мобилизацию всего организма, как духовную, так и мышечную, для озвученности с подключением эмоционального тонуса.
2. Звуковую линию вести так, чтобы согласные не меняли качества певческого тона. На предельных нотах искать ощущение широты глотки.
3. Хорошо организованная дыхательная энергия определяет певческое состояние организма, влияет на силу звука. Рекомендовал следующий прием: наклониться, вдохнуть и определить «пояс напряжения», вернувшись в вертикальное положение, вспомнить зафиксированный при наклоне «пояс напряжения» дыхания и сохранить это состояние при пении.
4. Акустические свойства звука: полетность, металличность, яркость, блеск, высокая певческая позиция и свобода. Певческий тон голоса как бы «в удобстве» звука.
вокалу Дмитрия Огороднова
Дмитрий Огороднов «изобрел» алгоритмы по вокалу, задача которых — соединить зрительное ощущение (наглядное пособие), мышечное ощущение (движение руки по схеме алгоритма) с воспроизведением вокального звука.
Д. Огородновым, который демонстрировал успехи своей практики в использовании певческих алгоритмов. Бесспорно, они развивают продолжительность выходящего дыхания и приближают к открытию грудного резонирования, если не «оторвать» голос, зафиксировав его только в высокой певческой форманте. Тот, кто не глубоко проникся этой системой, «загоняет» голос в фальцетный способ фонации.
в групповых занятиях,
Для хоровых коллективов единая манера певческого тона — главное условие для слияния голосов в единую звуковую палитру.
Думаю, что эффект упражнения алгоритмом заключается в выработке певческого дыхания, что воспитывает самоконтроль, слуховое, зрительное, интонационное внимание, умение слышать и слушать себя. Развивать эти качества, конечно, очень ценно.
Второй эффект заключается в том, что процесс фонации сопровождается жестом руки, что позволяет координировать мышечную вокальную систему с внешним проявлением качества звука. Задача в том, что льющийся звук должен по продолжительности совпадать с движением руки. Для начального обучения этот процесс очень важен, так как учащиеся сами управляют процессом дыхания, его распределением по рисунку алгоритма и одновременно формируют навык долгого, протяжного экономного выдоха.
Однако алгоритм как наглядное пособие закрепощает зрительный ряд и подчиняет весь вокальный процесс схеме алгоритма. В работе с детьми алгоритмы помогают сосредоточить внимание на певческом процессе, но это и отвлекает внимание от истинной физиологии певческой фонации.
Д. Огороднов утверждает, что в работе над звукообразованием гласный звук «У» при фонации сам по себе способствует правильному звукообразованию (без особых усилий со стороны поющего).
Однако гласный звук «У» в зависимости от положения ротовой полости, от физических условий гортани индивидуума отзвучивается по-разному.
2.2.Особенности работы вокального ансамбля.
звуковысотном,
На интонирование слова также влияют характер дыхания и связанная с ним опора звука. В быстрых произведениях рекомендуется легкое и «близкое» произношение слов и, обязательно, с меньшей силой звука; при этом движение артикуляционного аппарата должно быть минимальным, а ощущение дыхательной опоры — стабильным. В произведениях драматического склада (или фрагментах драматических произведений) слова произносятся со значительной артикуляцией, «крупно» (как говорят хормейстеры — «проталкивая») и, что характерно, с сознательным пониманием логики произношения слова, динамической сбалансированности его сильных и слабых слогов, ибо, как известно, насыщенность, плотность фактуры (в том числе сопровождения — фортепиано, оркестр), равно как и громкость, закрывают текст.
Как видим, дикционно-произносительные особенности отдельно сами по себе не существуют. Они тесно связаны с вокальной техникой, ансамблем, строем. Унисон в ансамблевом пении имеет свое значение. Исполнительство в своей первоначальной форме организовалось именно через унисонное пение
Процесс закрепления интонационного единства может быть длительным по времени и зависит от интонационно-слуховых данных детей. На качество унисона влияют самые разнообразные факторы и прежде всего — однородность певческих тембров. Сложить в едином стройном звучании голоса, обладающие различными тембровыми свойствами, — порой неразрешимая задача. Например, голоса светлого легкого тембра не сливаются с темноокрашенными голосами, глубокими по наполнению, не сочетаются голоса с противоположной вокально-позиционной настройкой, т.е. звучащие в различных резонаторных полостях. Серьезные проблемы в создании чистого унисона представляет явление, когда в хоре есть певцы, обладающие звуком разной плотности, т.е. «широким» и «узким» одновременно, «полетным» и «не полетным» звуком, а также сиплым звуком. Желательно всегда добиваться единства в звукообразовании, общей вокальной манеры. Особо заметим, что перечисленные качества звука не являются достоинствами голоса и, следовательно, в ансамблевом пении не могут рассматриваться как дополняющие друг друга. Хормейстеру следует научиться различать певческие голоса, способные сливаться и тем самым создавать тембр хоровой партии уникальной красочности, и не имеющие такой способности.
Работа над многоголосием должна вестись последовательно и систематично. Это напрямую зависит от правильно выбранных методических приемов. Остановимся на некоторых из них.
Многоголосное пение должно пониматься певцами прежде всего как сумма (сложение) нескольких, звучащих одновременно, унисонов, или, иначе говоря, — ансамбль унисонов. В этом определении заключена целенаправленность работы хормейстера. Это является и необходимой установкой для практической работы певцов. На первом этапе работы над многоголосием (двух-, трехголосием) необходимо достичь уверенной интонационной устойчивости в исполнении певцами своего голоса (мелодии).
Выучивание каждого голоса (не только второго или третьего) должно сопровождаться помощью хормейстера, выражающейся, например, в подыгрывании на фортепиано ладово-гармонической поддержки, т.е. аккордов, в которые входят звуки хоровой партии. Кроме этого, хормейстер внимательно должен следить за вокально-тембровым звучанием хоровой партии. Когда интонационная устойчивость отдельной хоровой партии будет достигнута, и партия станет звучать
уверенность одновременного звучания
Работа над развитием многоголосия обычно проходит на различных стадиях репетиционного процесса.
Проверенным приемом развития многоголосного пения являются каноны. На начальном этапе применяются простейшие в мелодическом отношении каноны,
да каждая партия будет стараться «не сбиться», а потому, — не слушать другую. Работая над самыми простыми одноголосными сочинениями, надо учить ребят услышать и ощутить свою партию и партию аккомпанемента, как неотделимые слагаемые произведения. Полезно показывать и расшифровывать им фортепианную партию отдельно, потом соединяться в создании целого, а не просто пения под фортепиано. Это умение слышать элементы как неотъемлемые части целого и понимание своей роли элемента, хоть и важнейшего, приведет к естественной легкости освоения в недалеком будущем многоголосия в пении — этого феномена красоты творческой деятельности человека. Только сознательное и свободное владение многоголосием принесет детям и слушателям радость ощущения участия в создании значительного и прекрасного».
2.3. Человек в современном социуме: психологическое обеспечение процессов жизненной и профессиональной адаптации
Сказанное ранее позволяет сделать вывод, что уже в XX, а еще в большей степени в XXI в. обнаружилась тенденция «переброса» всех (или почти всех) социальных процессов, противоречий, решений на индивидуальный уровень.
В современном российском обществе после длительного периода недооценки роли личности в обществе не только признается сама личность как таковая, но и ее роль в противостоянии кризисным, стихийным, неупорядоченным социальным, экономическим и культурологическим процессам, как условие прогресса, цивилизованности общества. Социальная и социокультурная ситуация из жестко заданной превратилась в неопределенную, непрограммируемую .
Перед личностью в жизни и профессии встали сложные проблемы, для которых нет готовых решений. Это в большей мере касается выпускников музыкальных учебных заведений, зачастую оказывающихся неподготовленными к тем условиям профессиональной деятельности, с которыми им приходится сталкиваться в реальной жизни.
Соотвествующим состоянию общества должен быть не только высококвалифицированный профессионал, но человек, способный действовать в условиях неопределенности, трудностей, риска, способный думать, маневрировать, сохраняя свое лицо, позицию, уверенность. Именно в столь острой социальной ситуации возникла акмеология как наука о ценности личности, о ее совершенствовании и способности оптимально осуществлять свою профессиональную деятельность, выполнять социальную роль, жить полноценной жизнью.
Современная акмеология — в ее психолого-педагогическом ракурсе — исходит из нескольких основополагающих принципов. Точнее всего было бы определить их как принципы детерминизма, обнаруживающиеся с наибольшей отчетливостью по следующим направлениям.
Первое заключается в том, что внутреннее сначала рассматривается в своем единстве с внешним и статическим, данным в настоящий момент, в стихийно или случайно сложившемся качестве. Акмеология выявляет внутреннее как логику его развития в оптимальном направлении. Закономерности развития, как будет показано далее, это закономерности восхождения, а не линейного горизонтального развития. Знание этих внутренних закономерностей, логики развития может использоваться для интенсификации процесса развития, для конструктивного способа его осуществления. Иными словами, учащийся-музыкант должен владеть механизмами рефлексии, знать и понимать самого себя, что будет способствовать его личностно-профессиональной реализации.
Второе специфическое значение детерминизма в акмеологии состоит в том, что системообразующим фактором или движущей силой развития становится сама личность, а механизмом — саморегуляция, самоорганизация (в отличие от чисто внешней регуляции процесса развития).
Из сказанного естественным образом напрашивается вывод, что умение и навыки саморегуляции должны отрабатываться еще в стенах музыкального учебного заведения.
Третье — состоит в том, что процесс совершенствования личности имеет двойную детерминацию, внутреннюю и внешнюю, в которой решающую роль играет внутренняя детерминация, высвобождение внутренних движущих сил, выявление скрытых, потенциальных возможностей.
Но внешнее акмеологическое содействие оказывается конструктивным только в силу того, что оно обращено к личности как субъекту, т. е. строится на признании решающей роли внутренних механизмов, условий. Многолетний опыт манипуляторики, жест кого управления людьми, научения типа дрессуры, широко распространенной в частности в детских музыкальных школах, училищах и вузах искусств, давая часто оптимальный краткосрочный результат, еще никогда не приводил к продуктивности в сложных, не охваченных дрессурой ситуациях, в сфере самостоятельной деятельности людей.
Проблема гораздо сложнее: личность вынуждена разрешать противоречие между внешней социальной детерминацией и внутренними потребностями, желаниями, способностями, особенно-стями. Суть этого противоречия, решая которое личность и становится личностью, была раскрыта детально в трудах К. А.Абульха-новой-Славской, в частности в анализе принципа соотношения индивидуального и общественного.
Но сегодня проблема социальной детерминации — особенно для акмеологии — состоит совсем в другом. Еще Б.Г.Ананьев, предви-Вдя недалекое будущее, выдвинул идею необходимости подготав-Вливать человека к жизни в разных ее проявлениях, а не только передать ему необходимую систему знаний 2 . Социальная детерминация в современном, особенно российском обществе, заключается не столько в определенности, сколько, напротив, в изменчивости, противоречивости, непрогнозируемое. Социальная дегерминация в настоящее время — это социальные проблемы, стоявцие перед личностью, а не простые и категорические руководства.
В современном обществе встала глобальная проблема поиска соразмерности социальных жизненных изменений личностным свойствам человека. Эту проблему и призвана решать акмеология как новая наука о личности в сложных, противоречивых, изменяющихся условиях. Идея совершенствования человека всегда присутствовала в учениях и мировоззрении передовых мыслителей (философов, педагогов, психологов и др.) даже в самые тяжелые социальные эпохи. Но в лице акмеологии эта гуманистическая идея нашла свой социальный спрос — она решает задачу совершенствования личности не по принципу искусства ради искусства, а ради укрепления ее жизненных сил, о чем пророчески писал Ананьев. Достижение вершин компетентности, профессионализма стало социальной необходимостью.
Итак, акмеология в ее понимании места личности в современном социуме ориентирована на самостоятельность деятельности личности, на ее ответственность, на личное гарантирование своего соответствия избранной профессии, социальной роли. Если прежнее понимание социальной детерминации заключалось в признании решающей роли внешних воздействий на личность, то теперешнее понимание ее — существенное для акмеологии — радикально преобразовано. Произошла своего рода «инверсия» (по выражению А. Н.Леонтьева) детерминационных зависимостей. Не социум действует на потребности, способности, психику и саму личность, а сама личность так использует свои способности, мотивацию, психические, энергетические ресурсы, чтобы оптимизировать свое соотношение с социумом, минимизировать несоответствие ему.
Ныне говорят о психическом обеспечении той или иной деятельности или жизнедеятельности в целом. На первый взгляд это положение приходит в противоречие с «суверенностью», внутренней ценностью психики. Последняя выступает — как будто — как некоторое трудовое, профессиональное, жизненное «снаряжение». На самом деле, это и есть вытекающая из акмеологиче-ского понимания социальной детерминации центральная методологическая проблема. Ее суть и смысл — сменить парадигму управления и манипулирования людьми на парадигму самоуправления, саморегуляции для достижения соразмерности личности сверхсложному социуму.
Акмеология — это видно из сказанного выше — открывает возможность совершенствования как личностно-психологических ресурсов, так и способности личности распоряжаться ими в сверхсложных условиях. Личность должна сама определить и выработать и степень своей социальной зрелости, и степень своей компетентности и профессионализма, и степень самостоятельности, которая дала бы ей возможность найти свое собственное место и роль в современном обществе. Речь идет, иными словами, о процессе развития и саморазвития личности.
Глава III. Практическая работа со старшеклассниками на дополнительных музыкальных занятиях.
3.1. Общие принципы проведения вокальной работы.
НА ОСНОВАНИИ ПРОВЕДЕННОГО ТЕОРЕТИЧЕСКОГО ИССЛЕДОВАНИЯ И ОПЫТНО — ТЕОРЕТИЧЕСКОЙ РАБОТЫ БЫЛИ СДЕЛАНЫ СЛЕДУЮЩИЕ ОСНОВНЫЕ ВЫВОДЫ:
Задачи первого периода занятий:
-
Одной из первоначальных задач при знакомстве с новым учеником является выяснение действительных его возможностей и данных.
-
Поближе познакомиться с учеником в форме беседы, тем самым понять общий уровень его культуры и особенности характера.
-
Познакомить ученика с выбранной им профессией.
-
Создать благоприятную обстановку.
-
Оценка данных ученика.
-
Разработать план дальнейшей работы с учеником.
Правила проведения уроков с начинающими:
-
Продолжительность уроков не превышают 20-25 минут.
-
На уроке надо делать несколько перерывов для отдыха учеников.
-
Самостоятельные занятия следует категорически запретить на достаточно долгое время пока у педагога не появиться уверенность в самостоятельности ученика.
-
Начинать работу с центрального участка диапазона.
-
Необходимо правильно найти силу звука, с которой надо начинать работать.
-
Упражнения должны быть не сложные.
-
Следует требовать точности атаки и чистоты интонации.
-
Желательно возможно скорее отойти от подыгрывания упражнений, давать их с хорошо продуманным аккомпанементом.
Определение типа голоса:
-
Продиагностировать голос.
-
Такое определение нужно вести, ориентируясь на ряд признаков
-
Диапазон
-
Тембр
-
Место расположения переходных нот примарных тонов
-
Способность выдерживания тесситуры
-
Длина голосовых связок
-
Хронаксия возвратного нерва
Правила установки корпуса и головы в пении:
-
Сразу обратить внимание на установку корпуса, головы
-
Рассматривать с двух сторон (эстетического и влияния позы на голосообразование)
-
Обращать внимание и на лицевую мускулатуру.
Значение музыкального материала:
-
Правильно подобранный материал воспитывает голос.
-
Голоса хорошо «Выпеваются»
-
Воспитывает культуру учеников.
-
Правильный подбор педагогического материала, хотя и является важнейшим фактором развития голоса, не должен быть единственным в его воспитании.
Индивидуальный план работы со старшеклассницей.
Цель: Найти методические подходы, приемы в работе индивидуального сольного пения с ученицей общеобразовательной школы.
Задачи:
1. Раскрыть особенности личностной и творческой индивидуальности ученицы.
-
Научить ее правильно пользоваться и управлять своим голосом, эмоциями, темпераментом.
-
Воспитать культуру пения.
Испытуемая ученица МОСШ №18
Болдырева Валентина Сергеевна
Возраст: 16 лет
Интересы: Любит музыку, но большей части исполнять произведения на инструменте. По типу характеру сангвиник — лирична и стеснительна.
До начала наших занятий не сталкивалась с вокалом в частности с сольным исполнением песен.
Диапазон: от «Ля» малой октавы- до «До» второй октавы.
Лирическое сопрано.
Репертуар:
Вокализ №1 – М.Мирзоева.
«Песня Валхавы» — школьная программа.
Романс – «Не брани меня родная» сл. А. Баташова муз. А. Дюбюк.
Динь-Динь-Динь! Слова и музыка Б. Юрьева.
Было проведено 20 занятий.
Распевание (см. приложение)
- при распевание обратила внимание на неплотное дыхание и вялый звук.
Для устранения этих недочетов мы провели несколько упражнений на плотность дыхания и подобрали комплекс гимнастики на дыхательную систему.
На первом занятии мы выбрали репертуар в него входил: Вокализ, песни и романсы.
На втором занятие мы утвердили репертуар и оставили два произведения для работы. Вокализ №1 – М.Мирзоева. Романс – «Не брани меня родная» сл. А. Баташова муз. А. Дюбюк.
В распевании мы ставили задачи те же что на первом занятии, а именно дыхание и сила звука.
В вокализе на первый план обращали внимание на работу над легато, правильному извлечению звуков и соединению их, а также уделяли внимание нахождению удобного звучания голоса в верхнем головном регистре.
С дальнейшими занятиями открывались новые проблемы в звучание Валиного голоса. Пути решения находились сразу, так как ученица была способная, и мы очень быстро находили контакт и делали все вместе.
Выбор песни или романса привел к некоторым сложностям, необходимо было
выбрать простое произведение, в котором мелодия поддерживается в аккомпанементе, так как учиниться не может спеть мелодию без дублирования ее на инструменте.
Работа:
-
Над дыхание
-
Над интервалами
-
Над кантиленой
-
Над легато
-
Над динамикой
-
Над текстом
-
Над звукообразованием
-
Над ритмом
-
Над дикцией
-
Над образом произведения
-
Над концертным исполнением произведений
Вывод: В работе с ученице был выработан комплекс упражнений на дыхание и ряд упражнений на распевание. Итогом исследования был проведен концерт, где ученица показала все навыки, которые были выработаны в процессе обучения, что очень порадовала автора исследования. Уроки дали положительные результаты, как для ученика, так и для педагога исследователя.
Заключение
Существует мнение, что певческий голос является особым даром природы, раз на всегда данным человеку; даром непостижимым, для которого нет законов.
Действительно, на первый взгляд это может показаться так потому, что у одних имеется «от природы поставленный» певческий голос, иногда обладающий огромной силой и исключительной красотой, которые позволяют, почти минуя обучение, сразу нести профессиональную нагрузку, между тем как у других певческого голоса нет вовсе. С голосом иногда случаются странные явления: мальчик-певец с замечательным детским голосом после мутации теряет его. Напротив, человек, не имевший выраженного певческого голоса в детстве, оказывается наделенным им. Бывает, что голос вдруг «прорезывается» во взрослом состоянии, как это было, например, у М. И. Глинки. Случается и наоборот, что оперный певец-профессионал в расцвете карьеры теряет свой профессиональный голос. Такие явления, не наблюдающиеся у музыкантов других специальностей, и являются причиной отношения к певческому голосу как к особому дару природы. Прежде всего никакой творческий подход невозможен без глубоких знаний в данной области, без накопления большого багажа, без огромной предварительной работы, обдумывания, вынашивания идеи и т. п. Известно, как много и долго большие артисты, художники копят материал, который обогащает фантазию, будит мысли, рождает замыслы, заставляет брать из запаса жизненных наблюдений те, которые смогут служить кирпичиками для будущего здания, чтобы воплотиться потом в замечательные картины, скульптуры.
Для певца основным выразительным средством является голос, его совершенная обработка позволит с большой гибкостью и полнотой эмоционально выразить в вокальной форме содержание. Мастерство в вокальном искусстве — это умение владеть множеством навыков и подчинить их творческой задаче; мастер делает с голосом то, что хочет: играет звуком, окрашивая его бесчисленными тембровыми оттенками, меняет динамику и акценты. Малоквалифицированный певец ограничен в навыках. Чем полнее певец овладел навыками пения, тем лучше он воплотит в художественной форме содержание произведения.
Творчество — это всегда труд, труд сознательный, обычно связанный с большим волевым усилием.
Как мы видим, для того чтобы актер в совершенстве овладел мастерством, необходимо развивать и рациональную, и эмоциональную сферу и технику. Следовательно, нужно приучить себя как к постоянному накоплению материала для творчества, так и к постоянному труду в этой области. Развитие наблюдательности, памяти, интеллектуальных способностей, богатство эмоциональных переживаний, чтение книг, знание искусства, живописи обязательны для певца. Приобретение широкого кругозора, выработка мировоззрения, эстетических взглядов также необходимы певцу.
Творческий педагог должен видеть недостатки учеников, найти пути к их исправлению, подыскать наиболее целесообразные приемы и упражнения и т. п. Вокальная педагогика требует творческого подхода к каждому ученику. Ведь каждый молодой певец » это индивидуальность как по своей физической, так и нервно-
психической конституции. Понять ученика, распознать его вокальные и исполнительские данные, воспитать артиста-певца — задача, требующая творческого отношения.
Целью работы состояло выявить особенности вокальной работы (индивидуальной так и ансамблевой) на дополнительных музыкальных занятиях со старшеклассниками. Особенностями стали именно подходы индивидуальной работы и групповой работы с учениками.
Задачи исследования:
-
Проанализировать и изучить теоретический материал по вокальной работе с детьми старшего школьного возраста.
-
Определить, конкретные принципы вокальной и ансамблевой работы.
3. Исследовать вокальные навыки и специфику голосового аппарата у старших школьников.
4. Рассмотреть особенности подросткового возраста и найти методы и приемы удобные для автора в работе с коллективом.
На взгляд автора работы цель была достигнута и задачи выполнены.
Не смотря на трудности в работе мы справились с поставленной задачей и нашли необходимые средства и пути их решения.
Приложение 1, Примерное построение Вокальной гимнастики
Начинать гимнастику необходимо с участием педагога, а далее — самостоятельно. Разминка занимает 20-30 минут и должна стать регулярной перед вокальной работой (уроком, репетицией, концертом).
1. Физическое самосознание (без звука)
опуститесь, повиснув вниз головой. «Перекатите» голову по кругу, расслабьте (с помощью рук) челюсть и язык, разомните мягкое небо, зевните, потянитесь во все стороны.
2. Мягкое небо
Втяните в себя дыхание через холодок. Зафиксируйте холодок в мягком небе, формируя зевок и растягивая ротоглоточный канал по горизонтали и вертикали. Крикните «хай».
3. Язык и челюсть
Выполните упражнения на расслабление и освобождение языка и челюсти, разомкните зубы, перекатите голову на «ха-а-а-м» для расслабления шейного отдела.
4. Дыхание
Выравнивая позвоночник, сбалансируйте вес тела. Закрыв глаза, представьте свой скелет. Ощутите ритм своего обычного дыхания, потом подключите вдох и выдох облегчения на звуке «Ф». Приучайте диафрагму опускаться вниз при выходящем дыхании.
5. Освобождение себя в звуке
6. Касание звука
Запрокиньте голову назад и ощутите связь с центром диафрагмы. Выдохните из центра и освободите челюсть и язык. Формируйте звук «ха-ха-а-а-х» для поиска вибраций в центре тела. Выполняйте распевание «хи-и-и-и-х», ха-а-а-а-х» по диапазону (на 1-2-3 звуках).
7. Вибрации
Соберите вибрации на губах «м», на мычании распространите вибрации в «маску», далее в череп, мысленно доставая вибрацией макушку головы. Формируя главный тон вибрации, ищите в звуковом канале на резонатор-ной лестнице. Пойте упражнение «ракета» — глиссандо по диапазонам снизу вверх и обратно. Для этого дается стартовый тон внизу и верхний вверху, голос скользит по полутонам от стартового тона до верхнего. Начинаем с объема в 1 октаву и доходим до двух и более.
8. Резонаторы
Для изучения вибраций в груди и голове, идущих от центра, запрокиньте голову назад: «ха-а-а-а»;
- поднимите голову: «хиииии»;
- уроните голову вперед: «хи-хи-хи».
Повторите все в обратном порядке. «Уроните» звук в область грудной клетки и затем проверьте резонирование по всему каналу. Далее следует сделать упражнения выборочно по 1-2 в соответствии текущими задачами и определенной стадией обучения или для получения навыков и умений, необходимых конкретному обучающемуся.
Потом можно приступать к певческому распеванию, исполняя его по системе сложности, по индивидуальному подбору и в соответствии с поставленными задачами. Предложенные распевания не обязательно выполнять в полном объеме и в данной последовательности. Их очень много, и каждый педагог в зависимости от творческого процесса сам комплектует необходимые певческие упражнения с учетом многих факторов: возраста ученика, степени выучки, педагогических целей и т. д. Все распевки лучше аккомпанировать в малой и большой октавах, что помогает вытаскивать обертоны грудного резонирования. Распевки исполнять с движениями по полтона с середины диапазона сначала вниз, потом по всему диапазону вверх и обратно.
Очень полезны распевания на staccato по Т 5 и арпеджио для ощущения качающегося дыхания, наполненного вибрациями. Обратить особое внимание на формирование гласных. Они рождаются в ротоглоточном канале, тогда как для согласных нужны губы, язык, челюсть и весь рот.
Голос останется «плоским», если вибрации для гласных образуются во рту и на зубах. Казалось бы, наоборот — близкий звук должен быть «полетным». Однако в этом случае он теряет самое ценное свое качество — тембральные обертоны и силу, а «сдувание» звука с губ не гарантирует его «полетности», так как он лишается «трубы», продолжающей звуковой канал.
Итак, выполняя вокальную гимнастику, учитесь слышать, слушать и управлять своими ощущениями.
Приложение2., Структура программы
кружка по сольному пению.
-
Пояснительная записка:
-
Актуальность выбранной работы.
-
Цель.
-
Задачи.
-
Формы и методика работы.
-
Возрастная категория участников кружка.
-
ЗУН, которые дети приобретут в процессе обучения.
-
Рекомендации о дальнейшем продолжении этого курса.
-
Тематический план.
-
Содержание программного материала.
Краткое планирование занятий:
-
Тема
-
Этапы работы
-
Оценка результатов деятельности по
программе:
-
Учебно-материальная база, программы:
-
Список литературы.
[Электронный ресурс]//URL: https://liarte.ru/diplomnaya/diplomnyie-rabotyi-po-vokalnomu-iskusstvu-operetta/
Приложение3., Упражнения для распевания, Предлагаю комплекс упражнений по распеванию голоса., УПРАЖНЕНИЕ № 1, Подготовка ощущений певческого аппарата к процессу фонации
Поем с закрытым ртом, при этом глубоко опускаем нижнюю челюсть, смыкаем губы и делаем их «поющими», а также поем на предлагаемые слоги.
Используем движение звуков вверх по полтона, потом вниз, или же на одном звуке.
Проследить:
1) зубы разомкнуты, нижняя челюсть глубокая;
2) губы в состоянии щекотливости;
3) распевание начинать на примарных звуках согласно диапазону каждого голоса;
4) ощутить округлость мягкого неба.
Педагогическая цель:
1) разогреть связки на натуральном, естественном певческом тоне;
2) закрепить сенсорным ощущением процесс фонации на примарном тоне;
3) выстроить интонационный слух;
4) закрепить положение «зевка» в звукообразовании («зевок» — движение мышц гортани под корнем языка, по ощущению напоминающее распускающийся цветок);
5) подключить необходимые резонаторы и закрепить всю систему певческого дыхания.
УПРАЖНЕНИЕ № 2
для развития певческого дыхания
(по системе Дмитрия Огороднова)
Проследить:
1) исполнять упражнение от примерного тона «соль» вниз до «си бемоль» и обратно, тональность меняется в момент паузы, через которую дается тональная настройка;
2) последний звук на фермате увеличивает продолжительность ровного, спокойного освобождения от дыхания в зависимости от его объема;
3) добиваться свободной, легкой нижней челюсти;
4) мелодические обороты и гласные звуки чередуются и на каждом занятии меняются, а цели и задачи остаются.
Педагогическая цель:
1) упражнение развивает певческое дыхание;
2) дает ровность певческого тона при смене гласных звуков;
3) формирует правильную артикуляцию гласных звуков.
УПРАЖНЕНИЕ № 3, Система упражнений на staccato, Проследить:
1) за процессом певческого дыхания и движением диафрагмы на касание каждого звука; можно подключить и проконтролировать все типы певческого дыхания;
2) упражнение исполняется на одном дыхании или на придыхательном качании, двигаясь по полтона вверх от «си бемоля» малой октавы до «до» второй октавы или «си» первой, а далее вниз до «си бемоля». Начинать с примарного тона;
3) каждая гласная формируется в одном фокусе. Действуют «средняя» и «верхняя» точки зевка.
Педагогическая цель:
1) выстроить певческий тон;
2) определить для певческого тона место фокуса:
«нижнее» (в маске), «среднее» (под зевком),
«верхнее» (под куполом неба на внутренней улыбке);
3) отшлифовать певческий тон на вибрациях в звуковом канале, открывая головной резонатор.
УПРАЖНЕНИЕ № 4, Система упражнений на legato для выравнивания регистров, Проследить:
сглаживания
2) за сохранностью звука одной силы близкого формирования;
3) за настройкой первого тона и сохранения его на протяжении всего упражнения;
4) за закреплением позиций верхнего тона во всех группах;
5) за закреплением наработанных ощущений. Упражнение петь от «си бемоля» малой октавы вверх
до второй октавы в зависимости от подготовленности голосов и далее вниз.
В упражнениях использовать чередование гласных
«И» — «Е», «У» — «О», «О» — «А», «А» — «О».
Педагогическая цель:
1) развитие кантилены (плавного звуковедения);
2) сглаживание гласных звуков и переход от звука к звуку;
3) распределение дыхания на певческую фразу;
4) свобода и полнота звучания.
УПРАЖНЕНИЕ № 7
на однохарактерность звучания гласных
Проследить:
-
за использованием гласных в порядке:
А-Э-И-О-У ХА-А-ХИ-И-ХА
У-О-А-е-И МИ-И-МА-А-МИ
О-А-У-И-е И-Е-А-О-У
А-О-У-И-е О-У-И-Е-А
-
за использованием вместе с гласными согласных:
«3», «М», «Д» и т. д.;
3) за выравниванием гласных в куполе с мягкой опорой, на смешанном резонаторе;
4) на выдохе сбросить оставшееся дыхание, на вдохе ощутить аромат цветка.
На выдохе сбросить оставшееся дыхание. На вдохе ощутить аромат цветка.
Педагогическая цель:
1) избежать пестроты звучания по тембру, сохранить окраску для всех гласных;
2) исполнять на середине диапазона (гласные осторожно подменяются);
3) избегать чрезмерной артикуляции, ощущать резонирование, яркость и «полетность» звука;
4) добиться инструментального способа звуковедения, меняя динамику звучания.
УПРАЖНЕНИЕ № 8
на развитие гармонического слуха
Гармонический слух помогает ощутить вокальную линию своего голоса внутри гармонии. Голос певца является интонационной вершиной, выделенной из всей палитры гармонической фактуры. Гармония украшает и поддерживает голос.
Выполнять:
1) воспитывать тяготение к данной природе звучания, чтобы исполнительство вызывало эстетическое наслаждение;
2) к двухголосию подводить постепенно, чтобы внутренне не отпугнуть, а напротив, достигнутую удачу закрепить эмоционально;
Упражнения:
1. Пение гамм в двухголосном варианте. Первый голос поем, второй играем. После первого звука голоса разъединяются в терцовое звучание.
2. Пение гамм секвенциями. Для второго голоса на первой доле выдержанный звук по звукоряду.
3. Пение канонов. Один голос играем, другой поем.
4. Пение упражнений с передачей мелодий с голоса в голос, или на фоне выдержанного звука второй голос ведет свою тему.
5. Пение тонического трезвучия в различных вариантах (два звука играем, третий поем, изменяя порядок нот).
Педагогическая цель:
1) научить вслушиваться в свой голос на фоне других голосов;
2) учиться сливать свой голос в общий унисон гармонического звучания. Удерживать свою партию;
3) воспитывать чувство ансамбля;
4) подчинять свой голос общей гармонической фактуре аккомпанемента.
Литература
[Электронный ресурс]//URL: https://liarte.ru/diplomnaya/diplomnyie-rabotyi-po-vokalnomu-iskusstvu-operetta/
-
-
Асцелунд Д. Развитие певца и его голоса. М., 1952.
-
-
Багадуров В. Глинка как певец и вокальный педагог // М. И. Глинка. М., 1950.
-
Борисова А. И. Изменение и приспособление дыхания при пении. Авто-рефер. дис. Казань, 1958.
-
Варламов А. Полная школа пения. М., 1953.
-
Воспитание и охрана детского голоса / Ред. В. Багадуров. М., 1953.
-
Гарсиа М. Школа пения. М., 2003.
-
Глинка М. Упражнения для усовершенствования голоса, методические к ним пояснения и вокализы-сольфеджио. М.; Л., 1985.
-
Гонтарева Б.Г. Сольное пение. Секреты вокального мастерства.
-
-М., 2007.
-
Г р а ч е в а М. Материалы о возрастных особенностях морфологии иннервации гортани и мягкого нёба // Развитие детского голоса. М., 1963.
-
Дмитриев Л. Голосообразование у певцов. М., 1962.
-
.Дмитревский Г. Ансамбль хора // Работа с хором. Методика. Опыт. — М., 1972
-
.Дмитриева Л., Черноиваненко И. Методика музыкального воспитания в школе. — М., 1998.
-
.Добровольская Н. Вокальные упражнения в школьном хоре: В 2 вып. — Вып. I: 1—4 классы. — М., 1964; Вып. II: 5—8 классы. — М., 1965.
-
. Д ю п р е Ж. Школа пения. М., 1955.
-
Егоров А. Гигиена певца. М., 1955.
-
.Егоров А. Теория и практика работы с хором. — Л., 1951.
-
. Егоров А. Гигиена голоса и его физиологические основы. М., 1962.
-
Ж и н к и н Н. О теориях голосообразования // Мышление и речь. М., 1963.
-
Заседателев Ф. Научные основы постановки голоса. М., 1925, 1932, 1935 и 1937.
-
3 д а н о в и ч А. Некоторые вопросы вокальной методики. М., 1965.
-
3 л о б и н КВ. Физиология пения в профилактике заболеваний голосового аппарата. М.; Л., 1958.
-
КарасевА. Начальные уроки пения. — Ч. 1. — М., 1902.
-
Ламперти Ф. Искусство пения. М.; Пг., 1923. Ломакин Г. Краткая метода пения. — М., 1887.
-
Лейтес.Н.С.Возростная одаренность школьников. — М.,2001
-
Левидов И. Охрана и культура детского голоса. М.;Л., 1939.
-
Мордвинов В. Практика основной работы над голосом. М, 1948.
-
Морозов В. Вокальный слух и голос. М; Л, 1965.
-
Морозов В. Биофизические основы вокальной речи. Л., 1977.
-
Морозов В. Искусство резонансного пения. М., 2002.
-
Р ж е в к и н С. Некоторые результаты анализа певческого голоса // Акустический журнал. Т. 2. Вып. 2. М, 1956.
-
Ржевкин С. Слух и речь в свете современных физических исследований (глава о голосе).
М.; Л., 1936.
-
Теория и методика музыкального образования детей: Научно-методическое пособие / Л.В.Школяр, М.С.Красильникова, Е.Д.Критская и др. — М., 1998.