«Система обучения сочинению в начальной школе»

Аттестационная работа

В современной школе особое внимание уделяется развитию мышления детей. Успех всего обучения зависит прежде всего от того, как ученики владеют речью: хорошее знание языка — ключ к успеху в дальнейшем изучении всех предметов школьного курса. Особо важное место в системе развития речи школьников занимает сочинение. Сочинение – высшая форма проявления творческих способностей ребенка, требующая от него высокого напряжения, особенно на начальной стадии обучения.

Научить детей писать сочинения правильно и красиво — большой кропотливый труд. Только повседневная работа над усвоением норм литературного языка на всех уроках дает положительные результаты.

Актуальность

Сочинения являются тем средством, которое оживляет уроки русского языка, увлекает учащихся, на деле показывает им богатейшие возможности языка и необходимость его тщательного изучения ради подлинного общения, ради выражения своих мыслей и чувств, ради художественного творчества. Воспитательный эффект сочинений зависит от выбора темы и от степени самостоятельности пишущего. Сочинение помогает детям глубже осознать свои чувства, приучает к строгому и последовательному мышлению, повышает самоуважение, развивает интерес к литературному творчеству, требует наивысшей самостоятельности школьника, активности, увлеченности, внесения чего-то своего, личного, в текст. Подготовка материала, его систематизация, обдумывание композиции и плана рассказа или описания, установление логических связей, выбор слов, фразеологизмов и сочетаний, построение предложений и связи между ними, проверка орфографии – весь этот комплекс сложных действий требует от школьника не только высокого напряжения всех его умственных сил, но и умения управлять своей интеллектуальной деятельностью.

Объект исследования : деятельность учителя и учащихся в процессе обучения написанию сочинений разных видов.

Предмет исследования : развитие речи младших школьников при обучении сочинению.

Цель исследования : определить систему работы на уроках русского языка по написанию сочинений разных видов.

5 стр., 2162 слов

Про экологию на английском языке (сочинения и размышления)

... проблема не будет взята под контроль, вредные солнечные лучи смогут беспрепятственно проникать в атмосферу. Крупнейшая озоновая дыра находится над Антарктидой. Ecological Problems (сочинение на английском) ... environment. Перевод Слово “Экология” происходит из греческого языка и ... всем мире появляются большие города с тысячами дымящих промышленных ... слоя Озоновый слой защищает нашу планету от вредных ...

Задачи исследования :

  • Проанализировать методическую и литературоведческую литературу по написанию сочинений разных видов.

  • Изучить опыт педагогов-практиков по проведению уроков русского языка, по написанию сочинений разных видов.

  • Изучить различные методические рекомендации.

Этапы исследования :

  • Изучение литературы по написанию сочинений разных видов (методической, научной).

  • Разработка и проведение уроков по написанию сочинений.

  • Обобщение материала.

Структура работы : итоговая аттестационная работа состоит из введения, двух глав и заключения.

1.1 Понятие «школьного сочинения» в современной методике преподавания русского языка

В настоящее время сложилось несколько точек зрения на понятие «школьного сочинения».

В частности, в толковом словаре под редакцией Д.Н. Ушакова мы находим такое определение «сочинения»:

Сочинение

Как видно из определения, автор подчеркивает здесь мысль о том, что сочинение является учебным упражнением по русскому языку. К. Д. Ушинский отмечает, что нет лучшего воспитателя, чем родной язык: «Язык народа, лучший, никогда не увядающий и вечно вновь распускающийся цвет всей его духовной жизни…»

Именно сочинение, по мнению М. Р. Львова, «придает смысл всем урокам русского языка», формирует ценностное отношение к изучению русского (родного, неродного) языка, является наилучшим средством мотивации освоения грамматики, правописания, знание которых помогают пишущему правильно, точно и выразительно передать в письменной форме собственные мысли и чувства собеседнику (читателю).

По мнению Л. С. Выготского, овладение письменной речью есть «критический поворотный момент во всем культурном развитии ребенка, так как она представляет собой чрезвычайно сложную символическую систему знаков и требует сложных процессов развития».

М. С. Соловейчик трактует сочинение как упражнение комплексного характера, при выполнении которого происходит становление и совершенствование всех речевых умений, необходимых для создания учеником собственного высказывания.

3 стр., 1022 слов

Какие виды курсовых работ существуют

... вида исследования оформляется по ГОСТу. Научно-исследовательская работа Научно-исследовательская работа — один из самых сложных видов курсовых, прообраз будущего диплома. Включает в себя как ... курсовая работа Комплексная курсовая пишется по двум смежным дисциплинам (например, экономике и макроэкономике). Объект исследования анализируется с позиции двух наук, по итогам анализа студент выявляет общие ...

Ефремова Т. Ф. считает, что сочинение является cамостоятельной школьной работой, представляющей собою письменное изложение учащимися своих мыслей на заданную тему.

Школьное сочинение по определению Моисеевой В. В. это один из видов работ, которые предусматривают, продуманное изложение своих мыслей, суждений по теме произведения.

Далее рассмотрим несколько точек зрения ученых-методистов на понимание «сочинения»:

Сочинение – один из видов работы по развитию речи и одна из наиболее сложных форм деятельности ученика (Ладыженская Т.А.,1974).

Методист А.Д. Алферов писал, что сочинение – это не только «упражнения в форме и стиле», что «упражнения, преследующие только задачи стиля, то же, что одни гаммы да экзерсисы для музыки… Для обучения языку нужна естественная и осмысленная работа над выражением собственной мысли, основанная на достаточных данных» (Филиппова 2007: с. 15).

Методист В.А. Никольский отмечает, что «школьное сочинение» есть процесс и результат работы над темой, предложенной преподавателем, ученика и самого преподавателя» (Баранов 2000: c. 97).

Сочинение – это упражнение высшего порядка.

Сочинение – это творческое, самостоятельное изложение учеником своих мыслей, чувств, суждений, с целью сообщить об этом другим.

1.2 Классификация сочинений

Сочинения можно классифицировать по источникам материала, по степени самостоятельности, по способам подготовки, по типам текста, по жанрам, по языковым особенностям (т.е. по стилям).

Жанры школьных сочинений требуют разграничения простейших жанров. Текстовые упражнения делятся, согласно методической традиции, на описания, повествования и рассуждения.

«Чистые» жанры в начальных классах школы встречаются крайне редко. Чаще всего тексты в начальной школе — это смешанные по жанрам работы, в которых может преобладать повествование или описание, а также могут встречаться элементы рассуждения.

Каждый из трех названных жанров имеет свои особенности и в характере используемого материала, и в построении (в расположении материала), в отборе средств языка.

В повествовании говорится о каких-либо событиях, связанных временными (обычно — последовательностью событий) и причинными связями. Действия сменяют друг друга. К такому типу текста можно поставить вопросы: что происходит сначала, потом, в конце.

Последовательность изложения событий в школьном повествовании обычно определяется естественным ходом изображаемых событий. В повествовательном тексте, как правило, действуют персонажи (действующие лица), может быть передан диалог между ними; здесь главное внимание уделено фактам, событиям, поэтому текст насыщен именами существительными и глаголами. В повествовательном тексте могут быть элементы описания и элементы рассуждения: причинные обоснования, выводы и т.п.

3 стр., 1226 слов

Подготовка к сочинению. Работа над комментарием

... какое-то отношение к сочинению. Это и опыт С.В.Драбкиной, и рекомендации Цыбулько и Егораевой, и многих учителей-практиков. Что же я применяю в своей работе, в частности в работе над комментарием? Давайте вспомним: ... описание портрета, речи героя, пейзаж, интерьер и т.д. Какие же языковые средства помогают нам увидеть авторское отношение к тому, о чем он пишет? Давайте найдем их в тексте. ...

В описании нет сюжета и, как правило, нет действующих лиц, в нем изображаются картины природы, отдельные предметы и явления. Суть описания состоит в более или менее развернутом указании на признаки предметов и явлений, обычно признаки существенные. Поэтому в описании чаще, чем в повествовании, используются имена прилагательные.

Наряду с художественным, бывает описание «деловое», научное, требующее высокой точности. В начальных классах дети читают описательные тексты, их пересказывают, пишут изложения, а также и описательные сочинения, например: «Белая акация цветет», «Наша классная комната», «В лесу осенью».

Описывать можно не только предметы, но и процессы, действия (например, «Как сделать свисток»), явления природы (например, грозу).

Спецификой описания является и то, что в нем обычно много эпитетов, сравнений, метафор; прямая речь в описании, как правило, отсутствует; сюжета нет, композицию определяют либо последовательность наблюдений, либо ряд наблюдаемых предметов (что вблизи, затем — что вдали).

Рассуждением

Такие темы сочинений, практикуемые в начальных классах, как «Кем я буду», «Почему мне правится профессия врача», «Берегите лес!», всегда содержат элементы рассуждения, независимо от того, проводится ли по ним беседа, устный рассказ или письменное сочинение.

В зависимости от источников материала выделяются,

Особо следует отметить сочинения на основе творческого воображения — по сюжетной картине; по данному началу или концу и т.д.

По степени самостоятельности, по методам подготовки различаются

По языку (стилю) сочинения подразделяются на

Сочинения могут классифицироваться и по тематическим группам. Например, можно использовать следующие тематические группы, в основном соответствующие современным программам:

  • природа нашей Родины — лес, поле, реки, походы и прогулки, погода, животные и растения и т.д.;

  • труд взрослых и детей в нашей стране, профессии города и деревни, труд детей в школе и в семье;

  • тема Родины, патриотизм;

  • школа, семья, товарищи, коллектив.

Классификация сочинений поможет учителю глубже и правильнее понять учебные задачи каждой очередной работы, выбрать правильные методические средства.

2.1 Этапы подготовки к сочинению

«Сочинения, если под ними подразумевать упражнение дара слова, должны составлять главное занятие на уроках русского языка, но они должны быть действительно упражнениями, то есть по возможности самостоятельными усилиями учащихся выразить изустно или письменно свою самостоятельную мысль, а не сшивкой чужих фраз» (Ушинский 1994).

9 стр., 4047 слов

Подготовка к сочинению – рассуждению по тексту Л. Андреева

... слово учителя. Мотивация деятельности. Однажды, просматривая страничку в интернете, прочитала: «Кто сдавал ЕГЭ по русскому в прошлые годы, поделитесь шпаргалками к сочинению. ... о тексте .Общий анализ текста.Фронтальная работа Перед тем, как разбираться в прочитанном, напомните: Что такое текст?. Если ... особенно интересует эта проблема? На каком материале автор рассматривает проблему? Для чего он ...

Слова К.Д. Ушинского актуальны и значимы по сей день.

Написание сочинения — это сложный процесс как для ребенка, так и для взрослого человека, потому что от пишущего требуется не только сформулировать свою мысль и найти средства для ее выражения, но и желание, умение осуществлять этот процесс (иметь свой речевой опыт в осуществлении данной работы).

Выбор темы и план.

Первым по времени и по значимости шагом в работе учителя над сочинением является выбор темы. Тема — это предмет сочинения, то, о чем говорится в этом тексте. Она определяет отбор материала, фактов, явлений, признаков, которые находят отражение в сочинении, развивая тем самым творческое воображение учащихся. От того, как сформулирована тема учителем, как подведены учащиеся к ее пониманию, зависит правильность и полнота сочинения.

Например, детям предложена тема «Первые признаки весны». Школьники могут озаглавить сочинения по-иному: «Добро пожаловать, весна!», «Первые вести о весне», «Весна идет». Дети любят яркие, меткие, художественные заглавия. В то же время нельзя забывать, что заглавие помогает понять замысел. Так, название сочинения «Бегут ручьи» предполагает живой, эмоциональный рассказ о наступлении долгожданной весны.

Тему помогает раскрыть план, обычно из 3-5 пунктов.

План — необходимая ступень любого действия, любого высказывания. Лучший план — письменный, затем — устный, затем — мысленный. Роль плана могут выполнять картинки (серии картин) или опорные слова. В 1 классе план нередко дается в виде вопросов; во 2 классе предусматривается обучение составлению плана, он составляется коллективно; в 3 и в 4 классах — индивидуально.

В процессе составления текста сочинения план может корректироваться, это поощряется. При длительной, рассредоточенной подготовке к сочинению план составляется заблаговременно, он может перестраиваться, совершенствоваться. С пунктами плана связывается деление текста на образцы.

Писать хорошо можно лишь о том, что хорошо знаешь и что волнует тебя. Поэтому очень важно, чтобы школьники, готовясь к сочинению, имели для него достаточно материала, чтобы они могли выбирать, свободно оперировать материалом.

Накопление материала

Накопление материала — вторая подготовительная ступень к сочинению. Следует различать два канала и способа накопления: общее развитие, эрудиция, широкий круг компетенции и целенаправленный сбор или отбор материала, его добывание и накопление, подчиненные конкретной цели, выбранной теме предстоящего выступления, сообщения, сочинения.

Первый вариант постоянен и непрерывен, второй организуется в четко ограниченные сроки, иногда задолго до намеченного сочинения, еще до выбора темы. Так, подготовку к теме «Перелетные птицы нашего края» трудно четко ограничить во времени; тема «Погода в феврале» требует одного месяца подготовки: экскурсия в музей или на выставку продолжается не более двух часов, но изучение материалов продолжается по каталогам и проспектам, альбомам еще долгое время, нередко проводятся обсуждения, дискуссии; организуется длительное наблюдение.

2 стр., 770 слов

Подготовка к итоговому сочинению-2020. Из опыта работы учителей-словесников

... в 11-ом классе по работе над опорными словами. РОЛИК №1 – РАБОТА СО СЛОВАРЯМИ Продолжим. Важной составляющей работы по подготовке к декабрьскому сочинению является формирование банка аргументов, подбор ... Это русская литература». Воспитание ценностного отношения к литературе, развитие устойчивого интереса к чтению – одна из приоритетных задач учителя. Именно поэтому считаем необходимым расширять ...

Материал для предстоящих сочинений не только накапливается в памяти школьников, но и записывается в виде заметок, зарисовывается, составляются словарики, подбираются опорные слова (ключевые слова).

Продолжительность сбора материала в совокупности намного превышает время написания текста.

Сбор материала завершается его систематизацией, выделением главного, что обязательно должно быть использовано, отсечением лишнего, второстепенного. Параллельно со сбором материала, с его расположением идет языковая подготовка: она включает, во-первых, отбор и подготовку словаря, выверку правописания слов, во-вторых, составление словосочетаний, предложений и фрагментов текста, наконец, мысленное или письменное черновое составление набросков или всего текста.

Естественно, что все ступени работы над сочинением носят в большей или меньшей степени творческий характер, в ней проявляется индивидуальность каждого ученика, его интересы, способности, его одаренность.

Написание сочинения.

Подготовка к сочинению начинается за несколько дней до самого сочинения во внеурочное время и на различных уроках (не только русского языка).

Работа над устным и письменным сочинением довольно отчетливо делится на три этапа:

  • накопление материала: наблюдение, экскурсии, прогулки, труд, рассматривание картин, просмотр фильмов, чтение художественной и иной литературы;

  • отбор материала в соответствии с темой и замыслом ее раскрытия, систематизация материала, его расположение: беседы, обсуждение, выделение существенного, составление плана, отдельные записи, подготовка лексики;

  • словесное, речевое оформление сочинения, то есть составление самого текста, его запись, совершенствование, исправление ошибок самими учащимися, проверка.

Первый и второй этапы обычно выходят за рамки урока, на котором пишется сочинение.

Если сочинение — итог длительной подготовки, то и построение урока сочинения зависит от характера подготовительной работы. Могут быть выделены некоторые основные черты уроков письма сочинений.

  • Сообщение темы и задач сочинения, обсуждения их с учащимися.

  • Беседа в целях упорядочения материала, если он накоплен заранее — в ходе наблюдений, или для его накопления.

    4 стр., 1631 слов

    «Учитель начальных классов профессия особая»

    ... колледже раскроют мне особенности профессии учителя начальных классов, тонкости и премудрости работы с детьми. Но учителем может быть не каждый. Учитель - это дар природы, талант. Поэтому кроме ... увидев тебя, общаясь с тобой дети могли радоваться этому общению, гордиться своим наставником. Работая учителем начальных классов, всегда главным принципом своей деятельности считайте построение ...

  • Составление плана или его уточнение, если план был составлен ранее.

  • Речевая подготовка текста: составление отдельных словосочетаний, предложений или фрагментов связного текста.

  • Орфографическая подготовка к написанию трудных слов.

  • Письмо сочинения, оказание учителем индивидуальной помощи.

  • Самопроверка, исправление замеченных недочетов и ошибок (Сальникова, 2000).

2.2 Специфика проведения сочинений разных видов

За год обучения в 1-ом классе учащиеся приобретают первоначальный опыт связного изложения собственных мыслей, т.е. опыт работы над сочинением. Первые сочинения невелики по объему, основным источником для них является личный жизненный опыт. Эти сочинения сюжетны, а потому считаются наиболее доступными для учащихся. Для проведения сочинений в 1-ом классе не требуются специальные уроки. Сочинения являются составной частью уроков русского языка. В ходе работы над сочинением закрепляются орфографические навыки и умения. Все сочинения выполняются под руководством учителя. Работа носит обучающий характер.

В процессе подготовки и проведения сочинений необходимо выработать у первоклассников:

небольшие рассказы о своих играх, забавах, работе;

  • Умение излагать свои мысли по готовому плану, составленному в форме вопросов;

  • Умение строить простое предложение: правильно располагать в нем слова, видеть границы предложения;

  • Умение находить для выражения своих мыслей наиболее точные и

выразительные слова.

Чтобы дети овладели этими умениями, необходима система упражнений, основанная на принципе постепенного наращивания трудностей. Поэтому письменным сочинениям в 1-ом классе предшествуют различные обучающие устные упражнения: составление упражнений, объеденных темой, восстановление деформированного текста по серии сюжетных картинок, устные ответы на вопросы под одной темой, составление предложений по сюжетным картинкам, устные рассказы по прочитанному, по аналогии с прочитанным. Выполняя эти упражнения, учащиеся под руководством учителя учатся излагать мысли в определенном порядке, последовательно. Подготовительная работа к сочинениям начинается в букварный период и проводится на протяжении всего учебного года.

Наиболее элементарными в системе обучающих упражнений являются устные ответы на вопросы. Эта работа творческая, поскольку от учащихся требуется излагать собственные мысли на заданную тему. Порядок высказывания определяет учитель вопросами. Учащиеся же должны понять вопросы и правильно составить на них ответы в соответствии с темой высказывания. В качестве дидактического материала для этого вида упражнений можно взять демонстрационные картины.

3 стр., 1282 слов

Учитель в рассказе Уроки французского (образ учителя)

... язык в местной школе. Герой рассказа запомнил её красивое лицо, короткие ... читают: Картинка к сочинению Учитель в рассказе Уроки французского Популярные сегодня ... что не преуспел в своем мастерстве, но весьма влияет ... просто учителем французского языка в классе, где учился герой, но ... учителя в данном произведении – образ человека, который не просто пришел в профессию, но и отдает себе отчет в том, какие ...

В альбом демонстрационных картин по развитию речи в 1-ом классе включены картины предметные, сюжетные и пейзажные. Каждая из картин содержит материал, по которому можно составить ответы на вопросы, объеденные темой.

Для примера можно взять работу с картиной « Лиса и журавль» художника У.М.Рачева. На картине «Лиса и журавль» изображен лишь один эпизод сказки К. Ушинского – журавль в гостях у лисы. В соответствии с содержанием картины учитель может поставить перед классом следующие вопросы и задания: « К кому пришел журавль на званый обед? Что сделала лиса? Почему журавль не смог полакомиться кашей? Какой здесь показана лиса? Придумайте название картины.»

Как видим, вопросы сформированы таким образом, что требуют от учащихся не пересказа сказки, а установления причинно-следственных связей в поступках действующих лиц.

Составляя вопросы для анализа картины, учитель формирует их так, чтобы ответы на них не были односложными, чтобы учащиеся в ответах использовали новые для них слова и выражения, правильно определяли порядок слов в предложении. Помня, что подражание- один из эффективных путей развития речи, учитель ориентирует учащихся на использование словарного богатства художественного произведения, содержание которого отражает картина, поощряет различные варианты ответов на вопросы, учит употреблять точные слова.

Одним из видов обучающих упражнений по развитию речи является составление предложений, объеденных темой, и запись их под руководством учителя. Материалом для этой работы могут служить иллюстрации к прочитанному и сюжетные картинки.

Наряду с этим учащиеся обучаются умению составлять предложения по нескольким картинкам, объеденным темой. Для этой цели используются сюжетные раздаточные картинки по развитию речи и сюжетные картинки, данные в учебниках.

Более сложным видом упражнений в связной речи являются устные рассказы. В 1-ом классе широко практикуются устные рассказы в связи с прочитанным. Такая работа по составлению устных рассказов помогает учащимся осознать, что содержание рассказа надо передавать последовательно, правильно строить предложения, выбирать точные слова, т.е. подготавливает к письменным сочинениям.

Работа над письменным сочинением начинается с конца первого полугодия. Сочинения первоклассников – это коллективно составленные рассказы об играх, забавах, и, работая над ними, учащиеся учатся осмысливать свою деятельность. При подборе тематики сочинений следует исходить из интересов учащихся. При подготовке к первым детским сочинениям учителю следует продумать не только содержание и приемы, но и последовательность работы. Вот примерный порядок работы над сочинением:

  • Устное рассказывание по теме сочинения. Учитель дает возможность учащимся высказать свои личные впечатления по теме;

    1 стр., 425 слов

    Сочинение для 3 класса по картине шишкина сныть трава

    ... что говорит о его большом таланте. Вариант 3 На картине Шишкина «Зима в лесу» изображен светлый и ясный зимний день. Вся картина будто бы наполнена солнечным светом, хотя ... чистое голубое небо. Ни одно облачко не нарушает его идеальной ровной лазури. Для изображения зимнего леса художник выбрал холодные и чистые цвета, передающие морозную атмосферу. ...

  • Чтение плана, записанного учителем на доске до урока, или коллективная работа над планом;

  • Составление ответов на каждый вопрос плана, коллективное обсуждение, запись на доске слов, необходимых для составления сочинения, предупреждение орфографических ошибок;

  • Связный рассказ по плану;

  • Запись сочинения с доски или под руководством учителя.

В начале работы над сочинением учащимся предлагается внимательно прочесть предложение, записанное на доске; определить, сколько в нем слов; найти слова, трудные для написания, произнести их по слогам, найти слова на изучаемое правило. В ходе выполнения сочинения учитель оказывает индивидуальную помощь слабым учащимся. Он просматривает написанное, обращает внимание детей на слова, в которых допущены ошибки, приучает обращаться с вопросами при затруднении. При такой подготовке большинство учащихся выполнят сочинения без ошибок.

После проверки работ учитель отводит несколько минут очередного урока на их анализ. Вначале дается общая оценка выполнения работы классом в целом, затем читаются одна – две лучшие работы, после чего разбираются типичные ошибки в написании слов, в построении предложений и всего текста. Предложения в исправленном виде читают несколько учащихся. А учащимся, допустившим ошибки, даются затем индивидуальные задания.

Сочинения во 2-ом классе — это небольшие сюжетные рассказы, в которые со второго полугодия можно вводить элемент описания.

Сочинения также составляются коллективно по плану, данному учителем или коллективно составленному. Готовый план учитель записывает на доске до урока. С третьей четверти в сочинения и рассказы можно включать элементы описания. Прежде чем приступить к работе над сочинениями с элементами описания, учитель обращает внимание детей на те фрагменты из изучаемых ими художественных произведений, которые содержат описания и могут служить образцом. Чтобы описания получились точными, учитель организует наблюдения. В описаниях обычно широко используются прилагательные. Учащимся необходимо указать на это и помочь подобрать нужные слова в каждом отдельном случае. При подготовке сочинений следует проводить ряды прилагательных в сочетании с наименованием тех предметов, которые учащиеся будут описывать, например: березка – молоденькая, красивая, белая, стройная, нарядная; листочки –зеленые, изумрудные, клейкие, мелкие. Эти ряды слов записываются на доске, и, работая с ними, учитель может показать, как из многих слов следует выбирать одно, самое точное и нужное для выражения данного содержания. Во втором классе расширяется как тематика, так и круг источников для сочинений. К сочинениям на основе жизненного личного опыта прибавляются сочинения по наблюдению за природой и трудом людей, сочинения по сюжетным картинкам.

Тематика устных рассказов определяется программой по чтению, но в основе их лежат личные впечатления и наблюдения. Работа может проводиться по такому плану:

  • Сообщение темы и цели работы.

  • Чтение вслух плана рассказа, данного учителем или коллективное составление плана.

  • Обдумывание рассказа в целом каждым учеником.

  • Связные рассказы по плану.

При использовании сюжетных картинок работа проводится по такому плану:

  • Постановка перед классом цели работы.

  • Рассматривание картинок и уяснение сюжета.

  • Озаглавливание картинок.

  • Устные рассказы по плану.

Хороший материал для устных рассказов содержат иллюстрации, данные в книге «Родная речь». С этой целью следует брать иллюстрации, открывающие каждую новую тему для чтения, или серии картинок о жизни детей, о труде людей в разные времена года. Все они красочно выполнены, доступны по содержанию. Чтобы использовать их как дидактический материал в целях обучения, необходимо помочь учащимся понять содержание каждой иллюстрации и составить по ней рассказ.

Устная подготовка сочинений во 2-ом классе несколько сокращается. Учитель помогает детям отобрать и привести в систему материал, осмыслить его в свете сочинения, систематизировать.

Самостоятельность учащихся при выполнении сочинений постепенно возрастает. Вначале рассказы составляются коллективно, затем два – три ученика их повторяют, и только после повторения учащиеся записывают их. Постепенно количество повторений сокращается до одного, и, наконец, коллективно составленный рассказ учащиеся записывают без повторений. Большие трудности для учащихся представляют сочинения об индивидуальном жизненном опыте, в особенности о случаях из жизни. Чтобы научить детей писать такие сочинения, следует поработать над готовыми рассказами, которые можно отобрать из художественных текстов, а иные учитель может составить сам.

Работа над сочинением во 2-ом классе, как уже указывалось, предусматривает обогащение словаря учащихся. Словарная работа в связи с сочинениями может проводиться в такой системе: введение в устные рассказы и в сочинения детей новых слов, только что объясненных на уроках чтения (половодье, хлынула, убранство и др.), подбор синонимов или выбор из синонимического ряда слов, наиболее подходящих для выражения данного содержания (птицы поют, распевают, заливаются и др.), включение в рассказы и тексты сочинений фразеологических оборотов наряду со свободным сочетанием слов с тем же значением (Река вышла из берегов – разлилась; спит как убитый – крепко), усвоение сочетаемости слов. Учащимся необходимо как можно чаще давать слова в их связи с другими словами.

В 3-ем классе учащиеся работают над сочинениями типа рассказа, но к этим работам предъявляются более высокие требования. Свои усилия учитель направляет на то, чтобы научить учащихся писать небольшие рассказы с элементами описания и рассуждения об экскурсиях, работе, наблюдениях.

Как устные рассказы, так и письменные сочинения проводятся в определенной системе. В начале обучения восстанавливаются навыки работы над сочинением, приобретенные учащимися ранее. Работа начинается с коллективного составления рассказов на темы летних впечатлений. Где это возможно, в сюжеты включаются элементы описания.

В 3-ем классе в сюжетные рассказы и сочинения также вводятся описания единичных предметов и несложных действий: описание рисунка в сочинении « Что я люблю рисовать», описание грибов в сочинении « За грибами». Методика работы над сочинениями с элементами описания та же, что и во 2-ом классе.

Сочинения с элементами рассуждения – новый вид работы. Рассуждение – наиболее сложный способ изложения мыслей, т.к. основывается на понимании причинно — следственных связей в явлениях и событиях, на умении делать выводы из наблюдений, доказывать выдвинутые положения. Такими умениями дети еще не владеют, их нужно вырабатывать постепенно.

К составлению сочинений с элементами рассуждений учащиеся приступают во второй четверти учебного года. На первом этапе работы рассуждения выражаются в оценке того, о чем рассказано в сочинении. Обучение элементарному рассуждению удобно связать с коллективной работой над планом сочинения. Приведу пример подготовки

сочинения на тему « Что я люблю рисовать». Выяснив в ходе подготовительной беседы, любят ли дети рисовать и что именно они любят, следует приступить к коллективному составлению плана сочинения. План по мере его составления записывается на доске. В заключение учитель спрашивает учащихся: « О чем бы вы хотели написать в конце сочинения?» Ответы могут быть самые различные, но учитель направляет мысль детей. «Давайте попробуем одним предложением оценить ваши рисунки, избегая слов хорошо или плохо». Попытки детей дать оценки своему труду учитель корректирует и помогает включить в сюжет элемент рассуждения. Так под руководством учителя дети впервые вводят в сюжетный рассказ элемент рассуждения.

При подготовке последующих сочинений работа над рассуждениями продолжается: учитель мотивирует введение в сочинение на ту или иную тему элемента рассуждения, помогает учащимся дать оценку тому, о чем говорится в сочинении и разрешает учащимся вносить его в готовом виде в текст сочинения.

Большое место в системе работы по развитию связной речи, как в 1-2 классах, так и в 3 классе, отводится устным рассказам: по личным впечатлениям и наблюдениям, используя сюжетные картинки, демонстрационные картины. Но в отличие от 2 класса для этой цели рекомендуются художественные картины.

Письменные сочинения в 3 классе разнообразны по тематике. Наряду с сочинениями на темы из жизненного опыта и по наблюдениям, с рассказами по сюжетным картинкам, проводятся и сочинения по одной картине, по отдельным эпизодам, фрагментам кинофильмов. При подборе тематики сочинений следует стремиться к тому, чтобы дети писали их по свежим впечатлениям, чтобы сюжеты не были надуманы, чтобы они отражали жизненную правду.

В 3 классе продолжается работа по обучению особому виду сочинений – составлению писем. Учитель должен помочь детям уяснить требования, которым нужно следовать при работе над сочинениями этого вида: писать грамотно, ясно, конкретным лицам. Письмо особым образом оформляется: вначале пишется приветствие и называется человек, к которому письмо адресовано, а в конце ставится дата, подпись. Учитель помогает детям начать переписку с учащимися других школ и тактично руководит ею.

Сочинение по картинам.

Чрезвычайно велика роль картины в развитии речи учащихся. Картина воздействует на чувства ребенка, открывает перед ним те стороны жизни, с которыми он мог бы и не столкнуться в своем непосредственном опыте.

В школах используются учебные картины. Они доступны учащимся, удобны для использования на уроке, но не всегда достаточно выразительны. Поэтому для развития речи следует использовать художественные картины (репродукции).

Картины развивают наблюдательность, воображение учащихся, учат понимать искусство живописи.

Сочинения по картинам делятся на три основных вида:

  • повествовательные сочинения по серии картин или по картинному плану;

  • повествовательные сочинения по одной картине, где картина дает толчок воображению, отражая лишь один момент сюжета;

  • описание картины.

Сочинения ( устные и письменные) по серии картин проводятся в 1, 2 и реже в 3 классе. Серия из 2-5 картин облегчает составление плана, сюжета.

Сочинения по одной картине значительно труднее предыдущего вида. Здесь ученик, используя свои знания, свой жизненный опыт, должен создать в воображении сюжет, наметить действующих лиц, представить себе обстановку, на фоне которой протекает событие, до и после того момента, который запечатлен на картине.

Первые сочинения по одной картине должны быть устными и предваряться беседой. Описание картины – самая трудная форма сочинения.

В начальных классах дети описывают картину по вопросам, выявляя, во-первых, тему картины ( что на ней изображено); во-вторых, ее композицию, передний план, задний план, расположение предметов; в-третьих, действующих лиц, действие, если оно есть; наконец, идейный смысл, «настроение» картины.

Уже в 1 классе практикуется устное описание картины ( «Расскажи, что ты видишь на картине» ).

От класса к классу требования к описанию картины усложняются, вводятся элементы анализа, развивается наблюдательность детей.

Сочинения по наблюдениям.

Наблюдательность очень важна для развития речи. Школа организует систему наблюдений природы, отдельных предметов и процессов. Устные рассказы и письменные сочинения обобщают, упорядочивают результаты наблюдений. Это сочинения- описания. Работая над развернутым описанием, ученики выявляют признаки наблюдаемых предметов, выделяют существенные признаки, синтезируют. Описания бывают « деловые» («Наш кабинет информатики») и эмоционально – образные (« Наш Рыжик», « Весенний сад»).

В начальных классах проводятся следующие виды описаний: описание отдельного предмета по непосредственному наблюдению («Часы», «Кукла») или по прошлым наблюдениям («Яблоня весной и осенью), описание трудового процесса, выполнявшегося учащимися («Как сделать скворечник», «Как посадить дерево»), описание картин природы и других сложных предметов, явлений.

Рассказы по наблюдениям получаются большими по размерам, потому что у детей много материала. А последовательность, полнота описания обеспечиваются подготовительной беседой.

Во 2 и 3 классах подобные рассказы могут быть записаны если не полностью, то хотя бы частично. Описание процесса не следует путать с повествованием.

Сложные описания, обычно описание картин природы, проводятся во всех классах. Они допускают большую свободу в отборе материала и в его расположении, чем описания отдельных предметов или процессов. Так, описывая сад, учащиеся расскажут о деревьях и кустарниках, назовут сорта яблок, вспомнят о птицах, о своем труде в школьном саду. Сложные описания не новость и не редкость в школе. Дети их любят, пишут охотно. Но в сложных описаниях нередки логические недочеты. Чтобы их предупредить, нужна значительная работа по организации самих наблюдений, а также составление отдельных фрагментов – зарисовок. Устные зарисовки помогают учителю выбрать слова для записи на доске. Эти слова служат опорой для составления всего текста. План может быть составлен как до, так и после зарисовок. Младшим школьникам, по мнению большинства учителей, легче составлять сюжетные сочинения, хотя методисты считают, что и описания интересуют их,

оказываются доступными.

Сочинения на основе прочитанного.

Отзывы о прочитанных книгах очень важны для воспитания юных читателей. В отзыве школьник дает оценку прочитанному (или просмотренному фильму, спектаклю).

Цель отзыва в том, чтобы глубже, отчетливее уяснить идейное содержание и художественные детали. И подготовка, и описание отзывов связывается с уроками внеклассного чтения учащихся. На этих уроках дети дают устные характеристики прочитанного.

В 1 и во 2 классах дети, как правило, еще не пишут развернутых отзывов, они лишь записывают названия прочитанных книг, фамилии их авторов, очень кратко излагают содержание книги или какого — то эпизода и указывают, понравилась им книга или нет.

Так постепенно школьники подготавливаются к 3 классу, где впервые проводится урок обучения письму отзывов: класс пишет коллективный (с записью на доске и литературной обработкой) отзыв о книге, которая прочитана всеми учениками. Во втором полугодии проводится еще один такой урок, но здесь каждый пишет о своем классе, т.е. сочинения оказываются самостоятельными; допускаются и домашние сочинения – отзывы, если проведена подготовительная работа на уроке. Кроме того, написание отзывов организует библиотека, где ведется журнал читательских мнений.

Обучение письму отзывов в 3 классе протекает так. Учитель прослеживает, чтобы к моменту письма отзыва о книге (или об отдельной повести, о рассказе) она была прочитана всеми учащимися. Для отзыва выбирается действительно любимое произведение.

На уроке по внеклассному чтению проводится подробная беседа о книге: кратко излагается сюжет, описываются главные действующие лица, прочитываются отдельные небольшие отрывки, анализируется идейное содержание произведения. Учащиеся говорят, что им особенно понравилось в книге, обосновывают свое мнение. К уроку обычно подготавливается небольшая выставка: портрет автора, иллюстрации. Детей следует ознакомить с несколькими образцами отзывов о прочитанных книгах, разобрать их.

На следующем уроке составляется коллективный отзыв, обсуждается, обычно записывается на доске, редактируется, а затем переписывается в тетради с возможными дополнениями и изменениями. Отзыв о прочитанной книге – это свободное сочинение. Детские отзывы разнообразны. Тем не менее можно выделить несколько типов, которые встречаются в школе. Самым простым, примитивным является пересказ содержания книги. Школьники не умеют еще давать оценку прочитанному. Часто дети передают в своих отзывах не весь сюжет, а один эпизод, понравившийся им. Такой отзыв уже содержит простейшую оценку прочитанного: школьник выделяет из всего сюжета то, что, по его мнению, заслуживает наибольшего внимания. Наиболее развитые и начитанные дети пишут отзывы, в которых есть сравнение, сопоставление прочитанного с фактами, известными ученику из других книг и из жизни. Такие отзывы очень интересны. В них встречаются обобщения, а иногда и яркие образы. Наибольший интерес представляют отзывы, в которых речь идет не об одном, а о ряде произведений одного писателя или даже разных писателей.

Сочинения – отзывы – одна из самых перспективных работ. Постепенно усложняясь, они перейдут в 4 – 6 классах в сочинения на литературные темы. Школа вооружает своих воспитанников умениями, необходимыми в общественной жизни. Так в начальных классах дети могут научиться писать простейшие заметки в газету. Дети, поняв общественную пользу от своих сочинений охотнее и серьезнее работают над ними. К сожалению, в начальных классах редко издают стенгазеты. Если же газета выходит, она способствует не только сплочению коллектива, но и развитию речи школьников.

В 3 классе учащиеся знакомятся с детскими газетами и журналами. Они читают статьи и заметки и обсуждают их, т.е. знакомятся с образцами газетных заметок. Первое же сочинение после такого знакомства – это заметка в газету, например: « В музее военной техники» (по экскурсии), «Интересный концерт», «Мой любимый рассказ». В газете всегда на первом плане стоит задача воспитания: уважение и любовь к труду, честность, товарищеская взаимопомощь, хорошая учеба, общественная работа.

Заметка – это небольшая статья, посвященная конкретному факту, положительному или отрицательному. От обычного сочинения заметка отличается краткостью, меткостью языка, а также тем, что в ней всегда остро ставится проблема, нередко содержится призыв, обращение к читателю (иногда и в заглавии).

Заметка может также содержать просто сообщение, новую интересную информацию.

Сочинения миниатюры.

Широкую популярность в школах приобрели сочинения малых форм, или миниатюры. К сочинениям – миниатюрам предъявляются все те же требования, что и к сочинениям крупных размеров. Однако подготовительная работа здесь занимает значительно меньше времени; длительные наблюдения не нужны, беседа очень короткая (всего 2-3 вопроса) или совсем отсутствует, план не составляется в письменной форме, меньше времени уделяется подготовке устного текста. Зато нередко добавляется грамматическое задание.

Систематическое выполнение подобных сочинений создает непрерывность в развитии связной речи, повышает самостоятельность учащихся.

2.3 Особенности работы над сочинением в начальной школе

Ошибки в сочинениях могут касаться как содержания и построения, так и языкового оформления. В содержательном плане замечаются такие нарушения, или ошибки:

  • непонимание идеи высказывания;

  • неправильное или неполное раскрытие темы;

  • бездоказательность выдвигаемых положений;

  • несоответствие плану;

  • нарушение последовательности и др.

Ошибки со стороны языкового оформления классифицируются как речевые, к которым относятся и стилистические. Стилистические ошибки — это несоблюдение стилистических норм литературного языка, приводящее к немотивированному разрушению единства стиля. С этими ошибками в устной и письменной речи учащихся нередко соседствуют другие нарушения норм литературного языка, которые также отрицательно влияют на стиль и при анализе школьных сочинений и изложений должны рассматриваться как ошибки со стороны слога или стиля.

К числу речевых ошибок относится неудачно выбранное слово, неправильно построенное предложение, искаженная морфологическая форма. В начальных классах работа над подобными ошибками затруднена почти полным отсутствием теоретической основы: те краткие грамматические сведения, которые предусмотрены программой начальных классов, совершенно недостаточны для исправления и предупреждения речевых ошибок. Для планомерной, систематической работы по совершенствованию речи детей необходимо знать виды наиболее типичных речевых ошибок и недочетов.

Следует различать наряду с речевыми ошибками также неречевые: композиционные, логические и искажение фактов.

Речевые ошибки делятся на лексико-стилистические, морфолого-стилистические и синтаксико-стилистические.

На первом месте по частоте стоят словарные или, точнее,

  • Повторение одних и тех же слов: У нас есть кошка . Нашу кошку зовут Мурка . Мурка мышей не ловит. Мышей у нас нет. Наша Мурка очень ласковая, все время ласкается. Причины ошибки — малый объем внимания учащегося; бедность словаря. Повторение слов и сочетании — очень стойкая ошибка.

  • Употребление слова в неточном пли несвойственном ему значении в результате непонимания значения слова или его оттенков. Примеры: Река покрылась модным льдом (у А.С. Пушкина: Опрятней модного паркета Блистает речка, льдом одета).

    Ошибки такого типа — следствие невысокого общего речевою развития, недостаточной начитанности, бедности словаря.

  • Нарушение общепринятой (фразеологической) сочетаемости слов: Ветер постепенно принимал силу (надо: набирал силу); Вышел красный молодец на бой со Змеем (народно-поэтическому языку свойственны сочетания добрый молодец и красна девица); Коле выдали благодарность (надо: объявили благодарность, или: выдали премию).

    Причина ошибок — малый речевой опыт, бедность фразеологического запаса.

  • Употребление слов без учета их эмоционально-экспрессивной или оценочной окраски: Он почувствовал, что утопает в болоте, его засасывало все глубже (лучше: тонет; слово утопает уместно лишь в поэтическом тексте); В нашей школе провели интересное мероприятие — прогулку в лес (слово мероприятие, уместное в деловой речи, совсем неуместно в художественном рассказе).

    Ошибки подобного типа связаны с недостаточным чутьем языка, с непониманием стилистических характеристик слова.

  • Употребление диалектных и просторечных слов и сочетаний: Петя шел взади (т.е. сзади); Обратно пошел дождь (т.е. опять) Подобные слова дети употребляют под влиянием речи родителей, своего семейного речевого окружения.

Хотя причины лексических ошибок не одинаковы, но есть общий путь их предупреждения — это создание хорошей речевой среды, языковой анализ читаемых и пересказываемых текстов, выяснение оттенков значения слов в тексте, выяснение роли и целесообразности именно этого, а не какого-либо другого слова н данном контексте.

К группе морфолого-стилистических ошибок относится неправильное образование форм слов, неправильное словоизменение или словообразование.

  • В начальных классах еще встречается детское словотворчество. Как правило, дети создают собственные слова и соответствии со словообразовательной системой современного русского языка: На стройке работают бетонщики, монтажники, штукатурщики (надо: штукатуры); приречная полоса (по аналогии с приморская, прибрежная).

    Все эти ошибки требуют индивидуального разъяснения.

  • Образование диалектных пли просторечных форы от слов литературного языка: они хочут, он хотит, он пришел без пальта. Эти ошибки искореняются под влиянием общего языкового развития детей.

  • Пропуск морфем, чаше всего суффиксов (и постфикса): трудящие вместо трудящиеся; несколько раз выглядал в окно (нужно: выглядывал).

  • Образование формы множественного числа тех существительных, которые употребляются только в единственном числе : Крышу кроют железами; съел два супа (надо: две тарелки супу).

    Причина этих ошибок — в стремлении младших школьников к конкретности.

Ошибки в словосочетаниях и предложениях (синтаксико-стилистические ошибки):

  • Нарушение управления, чаще всего — предложного: Добро побеждает над злом (возможно, здесь влияние сочетания одержало победу над злом); смеялись с него (под влиянием диалекта); Все радовались красотой природы, (радовались чему? красоте); Жители городов и сел выходили навстречу победителей (навстречу кому? победителям) и т.п.

  • Нарушения согласования, чаще всего — сказуемого с подлежащим: Саше очень понравилось елка. В августе началась уборочные работы; туманная утро. Причины ошибок кроются в самом механизме составления предложения: начав предложение, ученик еще не обдумал, как его закончит. Внимательное перечитывание текста, особенно вслух, помогает устранить ошибки подобного рода.

  • Неудачный порядок слов в предложении, приводящий к искажению или затемнению смысла: Узкая полоска только с берегом связывает остров (надо: Только узкая полоска связывает остров с берегом).

    Причина ошибки в том, что ученик не проговорил предложение (вслух или про себя) целиком, прежде чем записать его.

  • Нарушения смысловой связи между местоимениями и теми словами, на которые они указывают или которые заменяют: Когда Коля прощался с отцом, он (отец или Коля?) не плакал.

Местоименное удвоение подлежащего: Леня, когда вернулся в отряд, он был в генеральском кителе с витыми погонами; Можно указать на две причины таких ошибок: во-первых, ученик начинает произносить или записывать предложение, не подготовив его до конца; во-вторых, влияние разговорного стиля, где двойное подлежащее употребляется.

  • Употребление глаголов в не соотнесённых временных и видовых формах там, где следует употребить одно и то же время, один и тот же вид: Надвигалась темная туча и полил дождь; Незнакомец входит в хижину и поздоровался. В первом случае смещен вид, во втором — смещены вид и время. Ошибки свидетельствуют о низком общем языковом развитии учащихся. Устраняются они на основе смыслового анализа текста.

  • Неумение находить границы предложений.

  • Неоправданное деление сложного предложения на простые: Дворник когда подметал двор. Сломал ростки тополя;

Неумение делить текст на предложения: Охотник однажды шел по лесу, из чащи вышли медведица с медвежатами, охотник спрятался на дереве, медведица стала окунать медвежонка в воду, тот фыркал и не давался, в это время другой медвежонок стал убегать, медведица догнала его и надавала ему шлепков. В устном варианте подобные предложения интонационно не разделяются. Основа исправления ошибок этого типа — различные упражнения с предложениями, в том числе разделение текста, напечатанного без точек, на отдельные предложения.

Как говорилось выше, неречевые ошибки — это композиционные, логические ошибки, а также искажения фактов.

Типичная композиционная ошибка — несоответствие сочинения, рассказа, изложения предварительно составленному плану, т.е. неоправданное нарушение последовательности в изложении событий, фактов, наблюдений.

Причины композиционных ошибок кроются в подготовке к сочинению. Возможно, что наблюдения, накопление материала, отбор фактов были проведены учеником бессистемно. Такие сложные умения формируются постепенно.

К числу логических ошибок относится:

  • Пропуск необходимых слов, а иногда и существенных эпизодов, фактов, признаков описываемого предмета, например: Они схватила зубами за шиворот и давай окунать его (пропущено; одного медвежонка).

    Чтобы понять причины подобных ошибок, нужно проследить психологическое состояние пишущего школьника.

  • Нарушение логической последовательности и обоснованности: На заводе из хлопка прядут нитки. Хлопок с полей убирают хлопкоуборочные машины. Легко устраняются при совершенствовании черновиков, в процессе анализа написанного.

  • Употребление в одном ряду понятий разных уровней, разных классов: По утрам мы с дедушкой удили рыбу, а в дождливую погоду лежали в шалаше на мягких листьях. Летом Ванька купался в речке, а днем с дедом ходил за грибами и ягодами.

Система исправления и предупреждения ошибок складывается из следующих элементов:

  • исправление речевых ошибок в тетрадях учащихся;

  • классная работа над ошибками общими, типичными, на тематических 15 — 20-минутных фрагментах уроков анализа проверенных сочинений и изложений;

  • индивидуальная и групповая внеурочная работа над отдельными (индивидуальными) ошибками; их обнаружение, уяснение и исправление;

  • система стилистических и иных языковых упражнений, в которых учитываются возможные и наиболее вероятные речевые ошибки;

  • языковые упражнения перед каждым рассказом, сочинением, изложением с целью подготовки школьников к использованию лексики предстоящего текста, его фразеологии, некоторых синтаксических конструкций.

Все эти направления в работе доступны учащимся всех начальных классов.

В этой работе я рассмотрела систему обучения сочинению на уроках русского языка в начальной школе. Сочинение в начальной школе является важнейшим методом воспитания ребенка. Потому что при изложении своих мыслей он приучается концентрировать свои мысли на объекте изучения, анализировать, затем правильно формулирует свои идеи, приходит к какому-нибудь выводу.

В этой работе была проанализирована методическая, литературоведческая литература, труды выдающихся педагогов и психологов. Были определены наиболее содержательные методы обучения.

Сочинения развивают творческое начало ребенка, способствуют становлению его личности, дисциплинируют мышление, оттачивают чувство языка, приучают гибко пользоваться им, имеют большое воспитательное значение, так как повышают речевую культуру и культуру поведения в целом.

Сочинения – бесценный материал для учителя. Они помогают ему лучше узнать внутренний мир детей, ломают утвердившееся деление учеников на сильных и слабых, раскрывают неожиданные возможности отстающих и так называемых молчунов. Сочинения могут быть не только средством, но и показателем общего развития ребенка, его нравственных ориентиров, качества усвоения содержания начального образования и, в частности, русского языка. Характер детских сочинений может служить учителю показателем полноты реализации системы развивающего обучения.

Если осуществлять постоянный контроль за развитием мышления школьников путем проведения систематической диагностики, то развивающий эффект обучения написанию сочинений значительно выше, мышление учащихся будет развиваться интенсивнее.

Проделав данную работу, можно сделать вывод, что нужно осуществлять постоянный контроль над развитием мышления школьника путем систематической диагностики, т.е., изучая его сочинения, вовремя внося поправки в его мировоззрения, стилистику, орфографию. Только в этом случае развивающий эффект обучения будет максимальным.

  1. Алексеева Е.М. Сказки, сочиненные детьми. — НШ. 2001. №9.

  2. Баринова Е.А., Боженкова Л.Ф., Лебедев В.И. Классификация изложений и общие требования к ним, с. 178. — Методика русского языка, Москва «Просвещение», 1974.

  3. Балашова Т.Ю. Подготовка третьеклассников к сочинению-описанию природы по картине К.Ф. Юона «Конец зимы. Полдень». — НШ. 1990. №2.

  4. Баранников И.В., Грекул А.И., Бойцова А.Ф. Методика начального обучения русскому языку. — Л., Просвещение, 1984.

  5. Баринова Е.А., Боженкова Л.Ф., Лебедев В.И. Классификация изложений и общие требования к ним, с. 178. — Методика русского языка, Москва «Просвещение», 1974.

  6. Бирюкова Т.Г. Подготовка к монологу-рассуждению. РЯНШ. 1990. №2.

  7. Большакова Т.Л. Уроки сочинительства. — НШ. 2001. №6.

  8. Горлова М.А. Обучение написанию сочинения. — НШ. 2006. №6.

  9. Григорьева М.Н. Учимся сочинять загадки. — НШ. 2003. №4.

  10. Данилова Г.И. Изложения с языковым разбором текста. — НШ. 1990. №6.

  11. Пленкин Н.А. Изложение с языковым разбором текста, Москва «Просвещение», 1978, с. 8.

  12. Елисеева В.Е. Жанр миниатюры в обучении младших школьников в обучении младших школьников написанию сочинения. — НШ. 2005. №2.

  13. Закожурникова М.Л. Сочинение и изложение в начальных классах. — М, 1979.

  14. Константинова Л.Б. Развитие творческих способностей младших школьников. — НШ. 2000. №7.

  15. Львов М.Р. Методика развития речи младших школьников. — Москва «Просвещение» 1985, с. 98.

  16. Львов М.Р., Рамзаева Т.Г., Светловская Н.Н. Методика обучения русскому языку в начальных классах. — Москва «Просвещение», 1987, с. 364.

  17. Лобановская З.Д. Развитие речи у первоклассников — НШ. 1982. №5.

  18. Майская А.З. Методические рекомендации к написанию сочинений. — НШ. 2001. №9.

  19. Мартынова И.В. Учебное взаимодействие младших школьников при проведении сочинений. — НШ. 2001. №4.

  20. Микушова Т.П. Работа с разными жанрами сочинений художественного и публицистического стиля. — НШ. 2006. №7.

  21. Никитина А.В. Развитие творческих способностей учащихся. — НШ. 2001. №10.

  22. Овчинникова А.Ж. Развитие художественного мышления младших школьников. — НШ. 2006. №7.

  23. Роляк Л.Н. Учимся писать сочинение по картинке. — НШ. 2001. №5.

  24. Полухина Е.А. Активное слушание в обучении изложению. — НШ. 2002. №2.

  25. Попова С.В. Обучение письму с фантазией и в сказке. — НШ. 2001. №9.

  26. Саломатина Л.С. Сочинение-мозаика на тему «Краски весны» (IV класс) — НШ. 2005. №5.

  27. Саломатина Л.С. Сочинение-мозаика на тему «Приметы осени во всем встречает взор…» // Начальная школа: Развитие речи; Сценарии уроков. 1-4 классы. М.: Изд-во «Первое сентября», 2004. С. 107-116.

  28. Самойлова Е.А. Создание речевых ситуаций на этапе подготовки к написанию сочинения. — НШ. 2002. №10.

  29. Светловская Н.Н. Методика обучения русскому языку в начальных классах. — Москва «Просвещение», 1987, с. 364.

  30. Соловейчик М.С., Жодек П.С., Горецкий В.Г. и др. Русский язык в начальных классах. Теория и практика обучения. 4-е издание, стереотипное. — Москва, 1998, с. 286.

  31. Судакова Н.Л., Шурпаева М.И. Программа по русскому языку для 1-4 классов. — Махачкала: Издательство НИИ педагогики, 2000.

  32. Сулейманова С.Г. Развитие письменной речи. — В кн. Методика развития речи в начальной школе. Авторы: Величук А.П., Асадуллин А.Ш., Сулейманова С.Г., — Л., 1982, с. 99.

  33. Тихомирова К.М. Методика работы над изложением по диафильму. III класс. — НШ. 1987. №6.

  34. Федорова И.В. Проблема подбора текстов для обучения написанию изложения. — НШ. 2007. №6.

  35. Эйснер Л.Г. Как работает учитель по развитию речи. — НШ. 1990. №10.

  36. Юртаев С.В. Типы уроков развития речи. — НШ. 2005. №5.