Подготовка к сочинению-описанию внешности по картине «Мика Морозов» кисти В.А. Серова

Разделы:

Цели урока:

  1. Ознакомить учащихся с жизнь и творчеством В. А. Серова.
  2. Закрепить и углубить навыки работы над сочинением-описанием.
  3. Обогатить и разнообразить речь учащихся.
  4. Научить выделять главное в описываемой личности.
  5. Закрепить умение применять на практике в речи искусствоведческие термины.

Оформление доски:

А) Основные этапы творчества:

  • 1 этап. 1880- 1890 гг. Гармония человека и мира. («Девочка с персиками», «Девочка, освещенная солнцем», «Дети» и «Мика Морозов»)
  • 2 этап. 1890- 1911 гг. Деловой портрет. «У Серова писаться опасно…» ( Портрет Коровина 1901 г., портрет Лескова 1904г., портрет Ермоловой 1905г., портрет Гиршман 1907г.)

Б) Эпиграф урока: «В нынешнем веке пишут все тяжелое, ничего отрадного. Я хочу, хочу отрадного, и буду писать только отрадное».

Слово о художнике.

Валентин Александрович Серов родился 7 января 1865 года, в интеллигентной семье.

Его отец был известный композитором и музыкальным критиком, мать- талантливой пианисткой. Родители Серова были людьми высокого интеллекта и чувство долга, безупречно честными, независимыми, доброжелательными и бескорыстными.

Мальчику было 6 лет, когда внезапно умер отец. Мать, увлеченная музыкой и распространением ее в народе, часто оставляла сына у друзей и знакомых.

Молчаливый и сдержанный по природе, маленький Серов, оставаясь один, начал рисовать; у него обнаружились большие художественные способности.

С 10- летнего возраста он учился рисованию и живописи у великого русского художника Ильи Ефимовича Репина, который развил его дарование.

В 1880 году Серов поступил в Академию художеств, где провел 5 лет. Годы учебы помогли юному художнику глубже проникнуть в законы натуры.

Мастер и ученик работали рука об руку. Валентин строго присматривался к тому, что делает великий художник.

Вскоре Репин пришел к выводу, что больше он уже ничего не может дать Серову. Молодой художник отправляется в Петербург. В Академию к П. П. Чистякову, который был единственным академическим педагогом, способным действительно научить художественной грамоте.

Первый расцвет серовского творчества относится к 80-м годам. Этот ранний взлет художника можно считать почти что беспрецедентным в истории искусства.

«Девочка с персиками» и «Девушка, освещенная солнцем» появились тогда, когда их автору едва перевалило за 20.

6 стр., 2605 слов

По картине И. Е. Репина «Стрекоза. Портрет В. И. Репиной, дочери художника»

... и радовала. Девочка заряжала папу позитивом, а он в свою очередь через свою картину передал его нам. Сочинение по картине И. Е. Репина «Стрекоза. Портрет В. И. Репиной, дочери художника» Сочинение по картине И. Е. Репина «Стрекоза. Портрет В. И. ... их мамы и старшие сёстры. Поэтому видны светлые чулки, чуть спустившиеся складками, и чёрные башмаки на шнурках. На голове у девочки ... женщин её круга. Но ...

Сам Серов вспоминал об этих ранних работах с особой любовью и считал их непревзойденными.

Портрет Г.Л. Гиршман.

Гамма серого, черного, белого. Масса изящных аксессуаров окружает элегантную даму. Она, мило улыбаясь, открыто демонстрирует свою неотразимость. Горностаевая горжетка на плечах небрежно накинута. Роскошные перстни на тонких пальцах. Все переполнено. Перед нами мир вещей.

И невольно начинаешь понимать, насколько милее сердцу художника дети. Они пленяют его своей простотой и бесхитростностью.

Разбор картины «Мика Морозов».

  • Что прежде всего привлекает в портрете? (тонкие брови, приоткрытые пухлые алые губы, курчавый, вихрастый)
  • Что вы чувствуете и о чем думаете, когда смотрите на этот портрет?
  • Что вы можете сказать об этом ребенке?(Что-то увидел и замер.

Чуть привстал на кресле. Застыл. Еще не прибранный, в белой ночной рубашке, готов хоть сейчас вскочить и разобраться в происходящем.ручонки уцепились за поручни кресла.)

  • Какой у него характер?
  • Как вы охарактеризуете взгляд малыша?
  • Передалось ли вам ощущение радости и чистоты? ( «Мика Морозов» — один из самых лучших детских портретов в мировом искусстве.

Серов исследует детскую душу. В Мике все в движении. Обаяние его – в непосредственности. )

  • Что вы можете сказать о психологическом состоянии ребенка?
  • Какие краски использует художник? Значение белого цвета.

озарения

Словарная работа. Опорные слова.

Выразительность, смуглый, живой, курчавый, вихрастый, привстал на кресле, черноглазый, тонкие брови, приоткрыл пухлые, алые губки, еще не прибранный, хочет вскочить, обаяние, ощущение озарения.

Составление плана.

Написание работы.