ВАРИАНТ 2. ТВОРЧЕСКОЕ ЗАДАНИЕ
Учитель, предварительно попросив учащихся ознакомиться с материалами параграфа, предлагает написать сочинение от имени римского патриция «Зачем нужны победы Риму?» (сочинение рассчитано на 30 минут, учебниками и записями ученикам разрешено пользоваться).
-
Что такое триумф? (Право полководца-победителя торжественно въехать в Рим.)
-
Кого называли императором? (Полководца в дни триумфа.)
-
Про наместников, которые управляли провинциями, римляне говорили: «Они отправляются в провинции с бочками, наполненными вином, а возвращаются с теми же бочками, полными серебра и золота». Как вели себя римляне в завоеванных странах? (Победители обогащались за счет покоренных народов.)
Домашнее задание:
Урок 55. Рабство в Древнем Риме
Цели: ознакомить учащихся с положением рабов в Древнем Риме; продолжить формирование умений работать с историческими источниками, текстом учебника, давать характеристику событиям и их участникам.
Оборудование:
Ход урока
КАРТОЧКА №43 Подготовь рассказ о том, как воевала римская армия. Для этого вспомни:
|
Примерный ответ учащегося
Во II в. до н. э. римляне начали завоевательную политику в Восточном Средиземноморье. Они смогли покорить Македонию, Грецию, Сирию, разрушили Карфаген и Коринф. Подчинить эти государства они смогли благодаря своей армии. В армии использовались стенобитные машины, лестницы для штурма стен, машины для метания камней и специальные устройства для штурма стен городских крепостей. У воинов было длинное копье, короткий меч, щит и шлем. Чаще всего войско римлян использовало наступательную тактику.
— Почему правители Карфагена не посылали Гацнибалу в Италию достаточных подкреплений? Как Ганнибал обходился без этих подкреплений? (В Африке Карфаген имел немного войск. Правители города завидовали успехам Ганнибала и боялись, что в случае полной победы он захватит единоличную власть. Ганнибал держался благодаря союзу с галлами и поддержке частью италиков.)
-
Захватнические войны Рима принесли народным массам еще большее обнищание, в то время как крупные римские рабовладельцы получали огромные богатства: рабов, землю, деньги и т. д. Во время второй Пунической войны рабов в Риме было уже столько, сколько свободных. Так, 150 тыс. жителей из 70 городов Эпира были проданы римлянами в рабство.
-
Каковы были последствия захватнических войн Рима? (См. урок 54, этап изучения новой темы п. 3.)
Устный ответ ученика по карточке № 43, отзыв на него одноклассников (план отзыва см. урок № 10).
-
Переход к изучению новой темы
Итак, ведя войны с разными государствами, богатые римляне приобрели дешевую рабочую силу — рабов.
-
Изучение новой темы
План
На доске: тема урока, новые слова: триумф, император.
Работа с историческим документом., Марк Порций Катон. Земледелие
Марк Порций Катон (234-149 гг. до н. э.) — видный государственный деятель, оратор и историк. В трактате «Земледелие» он дал описание виллы, типичной для центральной Италии.
Если стояла дождливая погода, то вот работы, которые можно делать и в ливень: мыть долии (сосуды для вина) и осмаливать их, прибирать усадьбу, переносить хлеб, выносить навоз наружу, устраивать навозную кучу, очищать зерно, починять веревки, плести новые; рабам надлежало в это же время заняться починкой своих одеял и плащей. По праздникам можно было чистить старые канавы, прокладывать общественную дорогу, вырезать колючие кусты, вскапывать огород, обкашивать луга, резать веники, вырывать колючую траву, наводить чистоту…
Содержание рабов
Паек рабам. Тем, кто работает в поле: зимой — по 4 модия (8,75 л) пшеницы, а летом — по 4,5.
Вино рабам. По окончании сбора винограда пусть они три месяца пьют ополоски, на четвертый месяц они получают по гемине (0,274 л) на день.
Приварок рабам. Заготовь впрок как можно больше палых маслин. Потом заготовь зрелых — таких, откуда можно получить совсем мало масла. Береги их, чтобы они тянулись как можно дольше. Когда маслины будут съедень!» давай рыбный рассол и уксус. Масла давай на месяц каждому по секстарию (0,547 л), модия соли хватит каждому на год.
Одежда раб£
Крушкол Ю.
Вопросы к документам:
-
Где применялся труд рабов?
-
Как содержались рабы?
-
Самостоятельная работа учащихся с текстом учебника.
Прочитать 3 с. 227 Вигасина. Ответить на вопрос:
-
Рассказ учителя или сообщение ученика о гладиаторских школах.
В
Гладиаторские бои
Гладиаторами
Игры начинались обычно утром. Их открывала процессия, шествовавшая мимо ложи императора или знатного римлянина, распоряжавшегося боя ми . За гладиаторами следовали танцовщики, акробаты, жрецы и музыканты.
Затем следовала травля зверей. Некоторых животных просто показывали публике. Менее экзотичных животных, таких, как медведи, пантеры и быка стравливали друг с другом. На них также устраивали охоту, приглашая стрелков из лука, или, наоборот, выпускали диких зверей на беззащитных узников. В таких представлениях совершались кровавые и жестокие убийства тысяч людей и животных. После боев обычно выступали комики, мимы и шуты, устраивая потешные бои.
Гладиаторские
Чтобы сделать бои более интересными, в них выпускали друг против друга гладиаторов разных категорий; например, ретиарий мог сражаться с мурмиллоном. Бой обычно продолжался до смерти одного из бойцов, но побежденный или раненый гладиатор мог попросить пощады. Руководствуясь криками зрителей, распорядитель боев особым жестом показывал, какая участь ожидает побежденного. Если большой палец поднимался вверх, бойцу сохраняли жизнь. Так принято считать, но мы не располагаем никакими сведениями, подтверждающими это.
Удачливые гладиаторы получали большие денежные призы, особые венки и всеобщее поклонение. После побед во многих боях гладиатору иногда вручали деревянный меч, что служило символом его свободы. Многие гладиаторы, получившие свободу, становились тренерами в специальных гладиаторских школах.
Маркс Э.
Решение задач.
-
Какие выводы можно сделать из этих данных? (Постепенно рабов в Риме становилось больше, чем коренных жителей. Это грозило сильными социальными потрясениями.)
-
Какие рабы ценились особенно дорого? (Рабы, привезенные из Греции, физически сильные рабы.)
-
Подведение итогов урока
Домашнее задание:
Урок 56. Земельный закон братьев Гракхов
Цели: проверить качество знаний учащихся по разделу «Древнейший Рим и установление его господства во всем Средиземноморье»; ознакомить учащихся с борьбой римских крестьян за землю под руководством братьев Гракхов; продолжить формирование умений анализировать исторические факты: распознавать существенные признаки и интересы различных общественных групп.
Ход урока
Контрольный тест по разделу «Древнейший Рим и установление его господства во всем Средиземноморье»16 .
После того как римляне подчинили своему влиянию государства Средиземноморья, в самом Риме вспыхнула вражда между различными группами населения. Наступило время гражданских войн.
Гражданская война — война между гражданами одного государства.
— Почему началась гражданская война в Риме?
План
На доске: тема урока, новые слова: гражданская война, Гай и Тиберий Гракхи.
Рассказ учителя.
Задание
Военные походы приводили к разорению римских земледельцев. Поскольку воины-земледельцы после нескольких лет военных походов возвращались домой и видели необработанные, заросшие сорняком поля, так как их семьям не под силу было обрабатывать эти земли в одиночку, им приходилось продавать за бесценок свой участок и идти в Рим. Там им приходилось перебиваться случайными заработками, голодать. Кроме того, знать скупала земли и рабов, создавала сельские имения, с которыми крестьяне не могли конкурировать на рынке и от того еще больше разорялись. Разорение крестьян ослабляло армию, поскольку она была ополчением граждан, а разорившихся крестьян, превращавшихся в городскую чернь, в армию не брали.
За обездоленных заступился Тиберий Гракх, а позже и его брат Гай. Он предложил новый закон.
Прочитать п. 3 с. 231 Вигасина или п. 2 с. 251 Михайловского.
Выяснить, какой закон предложил Тиберий Гракх?
Аппиан17 . Гражданские войны. Книга I (гл. 8-11)
-
С неудовольствием смотрел на все это народ. Он боялся, что Италия не даст ему уже больше союзников в достаточном числе, да и создавшееся положение станет опасным из-за такой массы рабов. Как исправить это положение, народ не мог придумать. Оно было и тяжело и не во всех отношениях справедливо: нельзя же было такое количество людей, владевших столь долго своим достоянием, лишить принадлежавших им насаждений, строений, всего оборудования. Некогда, по предложению, внесенному народными трибунами, народ скрепя сердце постановил, что никто не может владеть из общественной земли более чем 500 югерами и занимать пастбища более чем 100 югеров для крупного скота и 500 для мелкого. Для наблюдения за исполнением этого наказа назначено было определенное число лиц из свободнорожденных, которые должны были доносить о нарушении изданного постановления. Они принесли присягу, что будут верно соблюдать постановление, ставшее законом, определили наказание за его нарушение, имея в виду остальную землю распродать между бедняками небольшими участками. Но на деле оказалось, что они вовсе не заботились о соблюдении ни закона, ни клятвы. А те из них, которые, казалось, заботились, распределили, для отвода глаз, землю между своими домочадцами; большинство же относилось к соблюдению закона пренебрежительно.
-
Так продолжалось дело до тех пор, пока Тиберий Семпроний Гракх, человек знатного происхождения, очень честолюбивый, превосходный оратор, благодаря всем этим качествам очень хорошо всем известный, став народным трибуном, произнес пышную речь. Он говорил об италийском племени, о его чрезвычайной доблести, о его родственных отношениях к римлянам, о том, как это племя мало-помалу очутилось в бедственном положении, уменьшилось количественно и теперь не имеет никакой надежды поправить свое положение. С негодованием говорил Гракх о массе рабов, непригодных для военной службы, всегда неверной по отношению к своим господам. Он напомнил о том, как незадолго до того в Сицилии господа пострадали от рабов, сильно увеличившихся в своем числе из-за нужды в рабских руках для земледельческих работ; как трудно и долго римлянам пришлось бороться с этими рабами; как затянулась эта борьба и сколько разнообразных и опасных перипетий она имела.
После своей речи Тиберий возобновил действие закона, в силу которого никто не должен был иметь более 500 югеров общественной земли. К этому закону Тиберий внес еще добавление, что сыновьям полагалось иметь половину указанного количества югеров. Всю остальную землю должны распределить между бедными трое выборных лиц, сменяющихся ежегодно.
-
Последнее всего более досаждало богатым. Они не имели уже теперь возможности, как раньше, относиться с пренебрежением к закону, так как для раздела земли назначены были особые магистраты, да и покупка участков у владельцев прошла теперь мимо них. Гракх предусмотрительно запретил продавать землю. Часть богатых объединилась, выражала свои сетования, указывала бедным на сделанные прежними владельцами в давние еще времена насаждения, на возведенные ими постройки. Некоторые из них говорили: мы заплатили за наши участки прежним владельцам, неужели мы должны лишиться вместе с этой землей и уплаченных денег? Другие указывали: на этой земле могилы наших отцов, поэтому имеющиеся у нас наделы являются наследственными. Третьи указывали на то, что на приобретение своих участков они израсходовали женино приданое или что свои земли они дали в приданое своим дочерям. Заимодавцы ссылались на долговые обязательства, связанные с землей; некоторые указывали, что земля их принадлежит кредиторам по долговым обязательствам. В общем, стоял стон и негодование. Со своей стороны бедные жаловались на то, что из людей, обладавших достатком, они обратились в крайних бедняков; что вследствие этого жены их бесплодны, что они не могут кормить своих детей, что их положение стало невыносимым. Они перечисляли все походы, совершенные ими за обладание своими участками, и негодовали, что они должны будут лишиться своей доли в общественном достоянии. Вместе с тем бедные поносили тех, кто вместо них, свободнорожденных граждан-воинов, брал на работы рабов, людей, не заслуживающих доверия, всегда враждебно настроенных и вследствие этого непригодных для несения военной службы. В то время как и богатые и бедные плакались и упрекали друг друга, появилась еще другая часть народа, проживающая в колониях или муниципиях или как-либо иначе имевшая свою долю в общественной земле. Теперь они тоже были в страхе за свои участки и присоединялись кто к богатым, кто к бедным. И у тех и у других, опиравшихся на свое многолюдство, настроение стало накаленным. В бурных, не знающих границ волнениях, все ожидали исхода голосования законопроекта Тиберия. Одни не соглашались ни в коем случае допустить его утверждение, другие стояли за его утверждение во что бы то ни стало. Между богатыми, не допускавшими утверждения законопроекта, и бедными, добивавшимися его, неизбежно возникали распри. К назначенному для обсуждения законопроекта дню и богатые и бедные приготовили свои силы.
-
Цель Гракха заключалась не в том, чтобы создать благополучие бедным, но в том, чтобы в лице их получить для государства боеспособную силу. Воодушевленный главным образом тою большою и существенною пользою, которую достижение его цели могло принести Италии, Гракх не думал о трудности своего предприятия. Перед предстоявшим голосованием он произнес длинную, содержащую много заманчивого речь. В ней он поставил, между прочим, вопросы: разве было бы справедливо общественное достояние разделить между всеми? Разве гражданин такой же человек, что и раб? Разве воин не более полезен, чем человек не сражающийся? Разве участник в общественном достоянии не будет радеть более об интересах государства? Оставив дальнейшие сравнения, как приносящие мало славы делу, Гракх перешел затем к тем надеждам, которые питают отечество, и к страхам, которые его волнуют. Римляне, говорил он, завоевали большую часть земли и владеют ею; они надеются подчинить себе и остальную часть; в настоящее время перед ними встает решающий вопрос: приобретут ли они остальную землю благодаря увеличению числа боеспособных людей или же и то, чем они владеют, враги отнимут у них вследствие их слабости и зависти. Напирая на то, какая слава и какое благополучие ожидают римлян в первом случае и какие опасности и ужасы предстоят им во втором, Гракх увещевал богатых поразмыслить об этом и отдать добровольно, коль скоро это является необходимым, эту землю, ради будущих надежд, тем, кто воспитывает государству детей; не терять из виду большого, споря о малом. К тому же они получили уже достаточное вознаграждение за понесенные ими труды по обработке земли; каждый из них получает в вечное владение, законом подтвержденное, бесплатно 500 югеров отличной земли, а дети их, у кого они есть, каждый половину этого количества. Своею длинною такого содержания речью Гракх вызвал возбуждение неимущих и всех прочих, кто руководствовался бы, скорее, доводами разума, нежели жаждою приобретения, а затем приказал секретарю огласить свой законопроект.
Вопросы и беседа по прочитанному.
-
Цель реформ братьев Гракхов? (Решение аграрного вопроса, уравнение в правах жителей Италии.)
-
На кого опирались Гракхи? (Римскую бедноту, жителей италийских провинций.)
-
Кто им противостоял? (Римские патриции и богатые плебеи.)
-
С какой проблемой столкнулось древнеримское государство? (Социальное противостояние богатых и бедных, перераставшее в политическое.)
V. Закрепление изученного материала
Решение задач.
1. Сразу же после обнародования законопроекта о земельной реформе перед Тиберием стали возникать препятствия. Его политическими врагами был пущен по городу слух, будто Тиберий предложил переделить землю только с целью, чтобы возмутить народ и внести расстройство в жизнь государства. Открыто враждебную позицию по отношению к законопроекту занял римский сенат.
-
Подумайте, кто и почему был против принятия законопроекта? (Против принятия законопроекта выступили члены сената, так как они были богатыми людьми и имели большие участки земли, а делиться они не хотели.)
2.
-
Почему народ помнил о Гракхах и чтил их память? Почему их противники торжествовали победу? (Братья Гракхи старались облегчить тяжелое положение народа, поэтому о них помнили. Противниками их были богатые люди, которые не дали осуществить их закон о переделе земли, поэтому они торжествовали победу.)
VI. Подведение итогов урока
Вариант урока 56. Земельный закон братьев Гракхов
(урок-игра)
Для проведения урока следует предварительно дать ученикам задание прочитать необходимый параграф. Предполагается также распечатать для учащихся дополнительные материалы, прилагаемые к уроку.
Учитель выбирает 6 человек, которым поручает в качестве домашнего задания написать коллективное сочинение-эссе от имени народного трибуна Древнего Рима «Проект земельной реформы». На уроке представители этой группы зачитывают сочинение. После этого учитель и учащиеся задают авторам вопросы, вступают с ними в дискуссию. Авторы отстаивают свои положения исходя из мировоззренческих установок гуманизма.
Если сочинение будет признано удачным, его авторы получают оценку пять, отличную оценку получают также учащиеся, активно принимавшие участие в дискуссии.
В конце урока учитель напоминает учащимся, что реформы Гракхов стали предвестниками серьезного общенационального кризиса. Они знаменовали высокий уровень социальной напряженности в древнеримском обществе.
Домашнее задание:
Урок 57. Восстание Спартака
Цели: подвести учащихся к пониманию причин начала восстания Спартака, причин его поражения, познакомить с героической личностью Спартака; продолжить формирование умений составлять рассказ, делать выводы, элементарно анализировать изучаемые события, правильно показывать на карте изучаемые объекты.
Оборудование:
Ход урока
«Земельный закон братьев Гракхов»
Подготовка устного ответа по карточке № 44.
~~ КАРТОЧКА № 44 Подготовь развернутый ответ на вопрос: «Что побудило братьев Гракхов выступить в защиту земледельцев?» Для этого вспомни:
Сделай вывод. |
Примерный ответ учащегося
Римский легионер на долгие годы оставлял свой земельный надел. Завоевывая чужие земли, он практически ничего не получал, все захватывали богачи-аристократы. Вернувшись домой, он находил свой участок запущенным. Если он приводил его в порядок, то продукция, полученная с этого участка, не могла конкурировать с той, которая получалась дешевым рабским трудом. В результате крестьяне разорялись. Они вынуждены были уходить в город. Кроме того, армия ослаблялась, так как такие граждане не могли служить в армии. Таким образом, все это побудило братьев Гракхов начать борьбу за защиту земледельцев.
а) Дискуссия по проблеме.
-
Кто были братья Гракхи — консерваторы, реформаторы или революционеры? (Они были консерваторы, ибо они пытались сохранить ведущую роль римских крестьян — «фермеров» в таком обществе, где лидерами новой экономики стали всадники — «капиталисты». Всадники — это богатые граждане, способные купить боевого коня и латы. Позднее всадники стали вкладывать свой капитал в мастерские, в откуп налогов и постепенно стали важнейшим сословием в Риме.)
б) Решение задачи.
-
Почему братья Гракхи не догадались (или не сумели) провести военную реформу и этим обеспечить себе поддержку армии? (Гракхи стали трибунами потому, что были тесно связаны с римским плебсом. Именно поэтому они не могли иметь тесных связей с командным составом армии -он в ту пору состоял из патрициев.)
-
Устный ответ ученика по карточке № 44, отзыв на него одноклассников (план отзыва см. урок № 10).
-
Переход к изучению новой темы
-
Итак, мы с вами узнали, каким было положение рабов в Риме, как жили простые земледельцы. Рабов становилось все больше и больше. Недовольство и ненависть их к рабовладельцам росли. Наконец в 74-71 гг. до н. э. Спартак возглавил восстание рабов.
ВАРИАНТ 1
План
На доске: тема урока, новые слова: г. Капуя, Галлия, Лукулл,
Фракия, Помпей, Везувий., Работа с историческим документом., Плутарх. Марк Красс, 8-11
.. .Восстание гладиаторов, сопровождавшееся разграблением всей Италии и известное также под названием спартаковской войны, было вызвано следующими обстоятельствами.
Некий Лентул Батиат содержал в Капуе школу гладиаторов, большинство которых были родом галлы и фракийцы, попавшие в школу не за какие-нибудь преступления, но исключительно вследствие несправедливости хозяина, насильно заставившего их учиться ремеслу гладиаторов. Двести из них сговорились бежать; заговор был раскрыт по доносу, но семьдесят восемь человек, заранее узнавшие об этом, все же успели убежать, запасшись захваченными где-то кухонными ножами и вертелами. По пути они встретили несколько повозок, которые везли в другой город гладиаторское снаряжение, расхитили груз и вооружились. Заняв затем укрепленное место, гладиаторы выбрали себе трех предводителей. Первым из них был Спартак, по своему происхождению из кочевых племен Фракии — человек, который отличался не только выдающейся отвагой и физической силой, но по уму и доброте душевной стоял выше своего положения и судьбы; он был скорее эллином, чем человеком своего племени. Рассказывают, что однажды, когда Спартак был впервые приведен в Рим на продажу, видели, что вокруг лица спящего Спартака обвилась змея. Жена Спартака, его единоплеменница, пророчествовавшая и одержимая дионисическим исступлением, объявила, что это знак предуготовленной ему великой и грозной власти, которая приведет его к злополучному концу. Она и теперь была с ним, сопровождая его в бегстве…
Крушкол Ю. С.
М., 1987. С. 211-212.
-
Почему началось восстание рабов в городе Капуе? (Недовольство рабов, попавших в школу гладиаторов, тем, что их насильно сюда привезли и начали обучать военному делу. Кроме того, несправедливость хозяина по отношению к ним.)
-
Сколько рабов собиралось бежать из школы? (200 рабов, но сбежали только 78.)
-
Чем были вооружены восставшие рабы? (Кухонными ножами, вертелами.)
-
Кого выбрали своим предводителем восставшие рабы? (Предводителей было выбрано 3 человека, но первым из них был Спартак.)
-
Что рассказывает Плутарх о Спартаке. (Спартак — из Фракии, смелый, сильный.)
Прочитать пп. 2,3 на с. 235-236 Вигасина или пп. 3,4 на с. 261-263
Михайловского.
-
Где первоначально устроили свой лагерь восставшие в Капуе рабы? (На вершине вулкана Везувий.)
-
Куда направил восставших Спартак после того, как они выдержали бой у подножия Везувия? (На юг страны.)
-
Почему Спартак повел свое войско к Альпам? (Он понимал, что римляне сильны, что их будет трудно разбить, он хотел перейти горы и дать свободу своим воинам.)
-
Дойдя до Альп, куда повернул свое войско Спартак? (На юг Италии, на о. Сицилия.)
Рассказ учителя.
Для разгрома восставших сенаторы направили полководца Красса. Он сумел «запереть» восставших на юге Аппенинского полуострова, создав сильное военное укрепление. Пираты, у которых Спартак хотел за плату взять суда, его обманули. Восставшие попали в западню. На помощь Крассу прибыли со своими войсками полководцы Помпей и Лукулл. Восставшие сражались храбро, но силы их были неравны, они были разбиты. Сам Спартак пал на поле боя. Вот что пишет об этом Плутарх:
«Перед началом боя ему подвели коня, но он выхватил меч и убил его, говоря, что в случае победы ему достанется много хороших коней от врагов, в случае же поражения он не будет нуждаться и в своем. С этими словами он устремился на самого Красса, пробиваясь сквозь оружие и не замечая ран; однако он не добрался до Красса, хотя и убил двух столкнувшихся с ним центурионов. Наконец, покинутый своими соратниками, бежавшими с поля, он стоял один, окруженный врагами, и, сражаясь, пал под их ударами».
Круьикол Ю. С.
М., 1987. С. 215.
ВАРИАНТ 2. ТВОРЧЕСКОЕ ЗАДАНИЕ
Учитель, предварительно попросив учащихся ознакомиться с материалами параграфа, предлагает написать сочинение-фантазию «Что бы было в случае победы восстания Спартака?» (сочинение рассчитано на 30 минут, учебниками и записями ученикам разрешено пользоваться).
ВАРИАНТ 3. ИГРОВОЙ УРОК
Для проведения игрового урока учителю следует заранее сообщить ученикам об игре, ее правилах, распределить роли и попросить их подготовиться к игре, предварительно прочитав параграф. Класс должен быть поделен на две группы: «сторонники Спартака» и «сторонники Красса».
Игра
Урок должен представлять собой диспут двух противоборствующих сторон о последствиях восстания Спартака. «Сторонники Красса» должны говорить о вредоносности движения Спартака, «сторонники Спартака» — о возможном колоссальном значении победы восстания. Выступления должны быть аргументированными, с ссылками на исторические факты. Причем выступающие стараются говорить с позиции своих героев, а не сегодняшнего дня. Ученики задают вопросы выступающим. Выступающие могут задавать вопросы друг другу, учитель также может вмешиваться в дискуссию. Наиболее активные и подготовленные ученики получают оценку пять.
-
Закрепление изученного материала
— Почему восстание Спартака потерпело поражение?
Ответы:
а) Войско Спартака уступало по своей организации регулярной армии римлян.
б) У Спартака не было четкого плана действий.
в) Восставших обманули пираты.
-
Подведение итогов урока
Домашнее задание:
Урок 58. Единовластие Цезаря
Цели: подвести учащихся к пониманию характера власти, установленной Цезарем в Риме; продолжить формирование умений работать с исторической картой, составлять рассказ, делать самостоятельные выводы.
Оборудование:
Ход урока