Урок русского языка в 9 классе., Тема : «Подготовка к сочинению-рассуждению по тексту Ю.Яковлева «Багульник»
Цели:
Образовательные:
-
научиться видеть, как автор текста развивает основную мысль;
-
научить излагать собственные мысли в небольшом по объему сочинении – рассуждении на основе предложенной фразы;
-
научить подбирать доказательства, примеры;
Воспитательные:
-
на основе текста Ю. Яковлева сформировать представление об удивительных свойствах человеческой души;
-
учиться видеть за непривлекательной внешностью человека его внутреннюю красоту.
Развивающие:
-
продолжать формировать у учащихся навыки работы с художественным текстом;
-
способствовать развитию критического мышления учащихся, необходимого не только в учебе, но и в обычной жизни.
Использованная технология:, Приёмы технологии критического мышления:, Оборудование:, Ход и содержание урока
I. Стадия вызова.
1) Ребята, я вам предлагаю синквейн без первой строчки: Слайд №2
-
______________
-
человеческая, разная
-
болит, страдает, радуется
-
есть у каждого человека
-
характер
- Определите первое слово синквейна (душа).
- Как вы думаете, о чём будет сегодняшний разговор? (о человеческой душе, о её удивительных свойствах).
— Как вы думаете, актуальна ли эта тема? Почему?(в ввек прогресса и скоростей, бывает некогда разглядеть того, кто рядом с тобой, узнать человека ближе, понять, кто друг, а кто нет)( часто душа определяется количеством денег, человека ценят за то, какой у него мобильник, нетбук, одежда и т.д.)
2) Таблица «Знаю – хочу узнать – узнал».
Ребята, я предлагаю заполнить 1 графу таблицы (что я знаю по теме: это могут быть какие-то ассоциации, конкретные исторические сведения, предположения, пословицы, поговорки).
«Работа по душе» учащихся
... в общем деле для меня – большое удовольствие. Мне нравится моя будущая профессия, я счастлива, что моя работа приносит радость людям, ... есть возможность изучить все основы профессии, работать поваром, кондитером, в будущем возглавить ресторан или кафе, может быть, ... потребителей и оказанию услуг в качестве технолога в предприятиях общественного питания. Технолог должен знать рецептуру блюд, закладку ...
3) «Верные – неверные утверждения
-
Глядя на человека, всегда можно определить, какая у него душа.
-
Чтобы определить, какая у человека душа, нужно с ним пообщаться.
-
Красота человеческой души всегда видна окружающим.
-
Лучшие стороны человеческой души могут раскрыться окружающим неожиданно. (обсуждение)
4) Таблица «Знаю – хочу узнать – узнал».
— Какова же будет тогда цель урока, на ваш взгляд ? (Определить, что такое человеческая душа, как можно её разглядеть).
(слайд 4)
- Сегодня мы познакомимся с отрывком из рассказа «Багульник» Юрия Яковлевича Яковлева, писателя и сценариста, автора книг для детей и юношества. Слайд №5
5) Работа с текстом. Чтение текста с остановками.
(1) Он вызывающе зевал на уроках, потом энергично тряс головой, разгоняя сон, смотрел на доску и снова зевал.
(2) — Почему ты зеваешь?! — раздраженно спрашивала Женечка.
(3) Она была уверена, что он зевает от скуки и ему не интересно на её уроках.
(4) Расспрашивать его было бесполезно: он был молчальником.
- Поделитесь
(5) Он принес в класс пучок тонких прутиков и поставил их в банку с водой. Слайд №6
(6) Все посмеивались над прутиками, кто-то даже пытался подмести ими пол, как веником.
(7) Он отнял и снова поставил в воду. (8) Воду он менял каждый день.
- Вопрос-прогноз
(9) И однажды веник зацвел. Слайд №7 (10) Прутики покрылись маленькими светло-лиловыми цветами, а из набухших почек прорезались светло-зелёные листочки. (11) А за окном еще поблескивали кристаллики последнего снега.
(12) Все толпились у окна, разглядывали, старались уловить тонкий сладковатый запах. (13) Спрашивали, что за растение.
(14) — Багульник! — буркнул он и пошел прочь.
(15) Люди недоверчиво относятся к молчальникам. (16) Никто не знает, что у них на уме: плохое или хорошее. (17) На всякий случай думают, что плохое. (18) Учителя тоже не любят молчальников: хотя они и тихо сидят на уроке, зато у доски каждое слово приходится вытягивать клещами.
- Вопрос — прогноз
(19) Когда багульник зацвел, кажется, что все забыли, что Коста молчальник, подумали, что он волшебник.
(20) И Женечка стала присматриваться к нему с любопытством.
(21) Женечкой за глаза звали Евгению Ивановну.
(22) Она обратила внимание, что каждый раз после звонка с последнего урока Коста вскакивал и сломя голову выбегал из класса. (23) Куда он мчался?
- (Звонок) Итак, звенит звонок.
Вопрос — прогноз
(24) Его видели на улице то с одной, то с другой собакой. (25) Что это были за собаки, не знал никто…
А может ли душа быть мёртвой? Поэма Н.В.Гоголя «Мёртвые души» — открытые вопросы
... Сочинение: Актуальность поэмы «Мертвые души» (Н.В. Гоголь) (380 слов) Одним из самых гениальных произведений русской и мировой литературы является поэма «Мертвые души». В ней Гоголь сумел изложить вечные проблемы людей, ... души» Гоголь определил ... была недалекого ума. Таких помещиц на ... был только задуман, но так и не осуществлён. Главная тема “Мёртвых душ” – пороки и нравы общества, жизнь русского человека ...
(26) Однажды Женечка не выдержала и бросилась вдогонку Косте.
- Вопрос — прогноз
(27) Во дворе она увидела, как он сначала весело дурачится с огромным сеттером, а потом отвёл его хозяину, пожилому человеку с костылём.
(28) До двухэтажного дома с балконом пришлось бежать три квартала. (29) На балконе стоял пес боксер. (30) Коста подбежал к сараю, взял лестницу и потащил ее к балкону. (31) Мальчику стоило больших трудов, чтобы поднять ее. (32) Когда Коста наконец приставил лестницу к балкону, боксер спустился по ней, поджимая лапу, и захромал, она у него болела. (33) Коста достал припасы из портфеля и стал кормить пса. (34) Женечка слышала, как дворничиха сказала кому-то: «Выставили собаку на балкон и уехали, а она хоть помирай с голоду!»
(35) В соседнем доме на первом этаже болел парнишка, был прикован к постели. (36) У него была такса со смешной кличкой Лапоть. (37) Женечка стояла под окном и слышала разговор мальчиков:
(38) — Она тебя ждет.
(39) — Ты болей, не волнуйся…
(40) — Я болею… не волнуюсь…(41) Мать хочет продать Лаптя, ей утром некогда его выгуливать.
(42) — Я и утром приду, — после некоторого раздумья отвечал Коста. (43) — Только очень рано, до школы.
(44) — Тебе не попадет дома?
(45) — Ничего… тяну на тройки… только спать хочется, поздно уроки делаю.
(46) — Если выкарабкаюсь, мы вместе погуляем.
(47) — Выкарабкивайся… ну мы пошли…ты…болей… не волнуйся…
(48) Коста зашагал по тротуару, а рядом семенила смешная такса.
- Вопрос — прогноз
(49) Женечке захотелось заговорить с Костой, расспросить его о собаках, которых он кормил, выгуливал, поддерживал в них веру в человека. (50) Но она молча шла за своим учеником, который отвратительно зевал на уроках и слыл молчальником. (51) Теперь он менялся на ее глазах, как веточка багульника…
- Оправдались ли ваши ожидания? Почему? Вернёмся к «верным – неверным утверждениям»:
Глядя на человека, всегда можно определить, какая у него душа.
Чтобы определить, какая у человека душа, нужно с ним пообщаться.
Красота человеческой души всегда видна окружающим.
Лучшие стороны человеческой души могут раскрыться окружающим неожиданно.
(Обсуждение
- Ребята, были ли в вашей жизни случаи, когда вы неожиданно видели знакомого вам человека совершенно не таким, каким его представляли?
- Вспомните, что помогло вам сделать это открытие?
- Вспомните, какие чувства вы испытывали при этом?
II. Стадия осмысления. (Подготовка к сочинению)
Объясните, как вы понимаете смысл финала текста: «
«6 шляпах критического мышления». ПАРАМИ.
1 ПАРА – белая шляпа
Мыслим фактами, цифрами. Без эмоций, без субъективных оценок.
- О ком текст? Что мы узнали о главном герое? Каким вы его представляете?
2 ПАРА – красная шляпа
Высказать свое непосредственное читательское восприятие текста, героя, назвать эмоции, которые возникают при знакомстве с содержанием текста, с героем. Какие чувства вызвал рассказ и главный герой? Почему?
По литературе. Человек и природа
... рассказах В. П.Астафьева «Царь-рыба». Основная тема – взаимодействие человека и природы. Писатель рассказывает, как истребляют белую и красную рыбу на Енисее, уничтожают зверя и птицу. Кульминационной становится драматическая история, приключившаяся однажды ...
3 ПАРа – черная шляпа
Выявление противоречий, недостатков, негативных сторон характера, поступков.
- Кем считали Косту в классе? Почему?
«молчальник»?
4 ПАРА – желтая шляпа
Выделение позитивных сторон характера, поступков Косты, аргументирование. Подберите прилагательные — определения к его поступкам, к характеру. Сравните поведение Косты в классе и после школы, отметьте, что нравится в нём. В наше время нуждается в таких людях? Почему? Какое из перечисленных определений подходит к характеристике Косты: милый, милостивый, милосердный? Почему? Найдите значение этого слова в толковом словаре. ( Коста – волшебник; кормил собак – выгуливал собак – поддерживал веру в человека — милосердный ).
5 ПАРА – синяя шляпа
поиск обобщающих параллелей, общие выводы, полученный урок.
-
Багульник в банке обживал окно.
Сначала он притягивал вниманье
сухих листков шагреневою тайной
и плотных почек беспокойным сном.
В квадрате запотевшего стекла
чернел нечёткой графикой рисунка,
внимая сонно голосам и звукам
под пологом домашнего тепла.
Себя осознавал неторопливо,
не смея верить в силы волшебства.
А в форточку втекала синева,
и воробьи чирикали, что живы.
И в день обычный, тихий и неяркий,
багульник, сбросив наважденье снов,
на волю стайку выпустил цветов
из тёмных коконов продолговатых.
Тая дыханье и забыв слова,
мы у окна в волнении застыли.
Казалось, будто расправляли крылья
похожие на эльфов существа.
-
Людей неинтересных в мире нет.
Их судьбы — как истории планет.
У каждой все особое, свое,