Рассуждение по рассказу Ю.Яковлева «Багульник»

Сочинение

Урок русского языка в 9 классе., Тема : «Подготовка к сочинению-рассуждению по тексту Ю.Яковлева «Багульник»

Цели:

Образовательные:

  • научиться видеть, как автор текста развивает основную мысль;

  • научить излагать собственные мысли в небольшом по объему сочинении – рассуждении на основе предложенной фразы;

  • научить подбирать доказательства, примеры;

Воспитательные:

  • на основе текста Ю. Яковлева сформировать представление об удивительных свойствах человеческой души;

  • учиться видеть за непривлекательной внешностью человека его внутреннюю красоту.

Развивающие:

  • продолжать формировать у учащихся навыки работы с художественным текстом;

  • способствовать развитию критического мышления учащихся, необходимого не только в учебе, но и в обычной жизни.

Использованная технология:, Приёмы технологии критического мышления:, Оборудование:, Ход и содержание урока

I. Стадия вызова.

1) Ребята, я вам предлагаю синквейн без первой строчки: Слайд №2

  1. ______________

  2. человеческая, разная

  3. болит, страдает, радуется

  4. есть у каждого человека

  5. характер

  • Определите первое слово синквейна (душа).

  • Как вы думаете, о чём будет сегодняшний разговор? (о человеческой душе, о её удивительных свойствах).

— Как вы думаете, актуальна ли эта тема? Почему?(в ввек прогресса и скоростей, бывает некогда разглядеть того, кто рядом с тобой, узнать человека ближе, понять, кто друг, а кто нет)( часто душа определяется количеством денег, человека ценят за то, какой у него мобильник, нетбук, одежда и т.д.)

2) Таблица «Знаю – хочу узнать – узнал».

Ребята, я предлагаю заполнить 1 графу таблицы (что я знаю по теме: это могут быть какие-то ассоциации, конкретные исторические сведения, предположения, пословицы, поговорки).

2 стр., 842 слов

«Работа по душе» учащихся

... в общем деле для меня – большое удовольствие. Мне нравится моя будущая профессия, я счастлива, что моя работа приносит радость людям, ... есть возможность изучить все основы профессии, работать поваром, кондитером, в будущем возглавить ресторан или кафе, может быть, ... потребителей и оказанию услуг в качестве технолога в предприятиях общественного питания. Технолог должен знать рецептуру блюд, закладку ...

3) «Верные – неверные утверждения

  1. Глядя на человека, всегда можно определить, какая у него душа.

  2. Чтобы определить, какая у человека душа, нужно с ним пообщаться.

  3. Красота человеческой души всегда видна окружающим.

  4. Лучшие стороны человеческой души могут раскрыться окружающим неожиданно. (обсуждение)

4) Таблица «Знаю – хочу узнать – узнал».

— Какова же будет тогда цель урока, на ваш взгляд ? (Определить, что такое человеческая душа, как можно её разглядеть).

(слайд 4)

  • Сегодня мы познакомимся с отрывком из рассказа «Багульник» Юрия Яковлевича Яковлева, писателя и сценариста, автора книг для детей и юношества. Слайд №5

5) Работа с текстом. Чтение текста с остановками.

(1) Он вызывающе зевал на уроках, потом энергично тряс головой, разгоняя сон, смотрел на доску и снова зевал.

(2) — Почему ты зеваешь?! — раздраженно спрашивала Женечка.

(3) Она была уверена, что он зевает от скуки и ему не интересно на её уроках.

(4) Расспрашивать его было бесполезно: он был молчальником.

  • Поделитесь

(5) Он принес в класс пучок тонких прутиков и поставил их в банку с водой. Слайд №6

(6) Все посмеивались над прутиками, кто-то даже пытался подмести ими пол, как веником.

(7) Он отнял и снова поставил в воду. (8) Воду он менял каждый день.

  • Вопрос-прогноз

(9) И однажды веник зацвел. Слайд №7 (10) Прутики покрылись маленькими светло-лиловыми цветами, а из набухших почек прорезались светло-зелёные листочки. (11) А за окном еще поблескивали кристаллики последнего снега.

(12) Все толпились у окна, разглядывали, старались уловить тонкий сладковатый запах. (13) Спрашивали, что за растение.

(14) — Багульник! — буркнул он и пошел прочь.

(15) Люди недоверчиво относятся к молчальникам. (16) Никто не знает, что у них на уме: плохое или хорошее. (17) На всякий случай думают, что плохое. (18) Учителя тоже не любят молчальников: хотя они и тихо сидят на уроке, зато у доски каждое слово приходится вытягивать клещами.

  • Вопрос — прогноз

(19) Когда багульник зацвел, кажется, что все забыли, что Коста молчальник, подумали, что он волшебник.

(20) И Женечка стала присматриваться к нему с любопытством.

(21) Женечкой за глаза звали Евгению Ивановну.

(22) Она обратила внимание, что каждый раз после звонка с последнего урока Коста вскакивал и сломя голову выбегал из класса. (23) Куда он мчался?

  • (Звонок) Итак, звенит звонок.

Вопрос — прогноз

(24) Его видели на улице то с одной, то с другой собакой. (25) Что это были за собаки, не знал никто…

6 стр., 2629 слов

А может ли душа быть мёртвой? Поэма Н.В.Гоголя «Мёртвые души» — открытые вопросы

... Сочинение: Актуальность поэмы «Мертвые души» (Н.В. Гоголь) (380 слов) Одним из самых гениальных произведений русской и мировой литературы является поэма «Мертвые души». В ней Гоголь сумел изложить вечные проблемы людей, ... души» Гоголь определил ... была недалекого ума. Таких помещиц на ... был только задуман, но так и не осуществлён. Главная тема “Мёртвых душ” – пороки и нравы общества, жизнь русского человека ...

(26) Однажды Женечка не выдержала и бросилась вдогонку Косте.

  • Вопрос — прогноз

(27) Во дворе она увидела, как он сначала весело дурачится с огромным сеттером, а потом отвёл его хозяину, пожилому человеку с костылём.

(28) До двухэтажного дома с балконом пришлось бежать три квартала. (29) На балконе стоял пес боксер. (30) Коста подбежал к сараю, взял лестницу и потащил ее к балкону. (31) Мальчику стоило больших трудов, чтобы поднять ее. (32) Когда Коста наконец приставил лестницу к балкону, боксер спустился по ней, поджимая лапу, и захромал, она у него болела. (33) Коста достал припасы из портфеля и стал кормить пса. (34) Женечка слышала, как дворничиха сказала кому-то: «Выставили собаку на балкон и уехали, а она хоть помирай с голоду!»

(35) В соседнем доме на первом этаже болел парнишка, был прикован к постели. (36) У него была такса со смешной кличкой Лапоть. (37) Женечка стояла под окном и слышала разговор мальчиков:

(38) — Она тебя ждет.

(39) — Ты болей, не волнуйся…

(40) — Я болею… не волнуюсь…(41) Мать хочет продать Лаптя, ей утром некогда его выгуливать.

(42) — Я и утром приду, — после некоторого раздумья отвечал Коста. (43) — Только очень рано, до школы.

(44) — Тебе не попадет дома?

(45) — Ничего… тяну на тройки… только спать хочется, поздно уроки делаю.

(46) — Если выкарабкаюсь, мы вместе погуляем.

(47) — Выкарабкивайся… ну мы пошли…ты…болей… не волнуйся…

(48) Коста зашагал по тротуару, а рядом семенила смешная такса.

  • Вопрос — прогноз

(49) Женечке захотелось заговорить с Костой, расспросить его о собаках, которых он кормил, выгуливал, поддерживал в них веру в человека. (50) Но она молча шла за своим учеником, который отвратительно зевал на уроках и слыл молчальником. (51) Теперь он менялся на ее глазах, как веточка багульника…

  • Оправдались ли ваши ожидания? Почему? Вернёмся к «верным – неверным утверждениям»:

Глядя на человека, всегда можно определить, какая у него душа.

  • Чтобы определить, какая у человека душа, нужно с ним пообщаться.

  • Красота человеческой души всегда видна окружающим.

  • Лучшие стороны человеческой души могут раскрыться окружающим неожиданно.

  • (Обсуждение

    • Ребята, были ли в вашей жизни случаи, когда вы неожиданно видели знакомого вам человека совершенно не таким, каким его представляли?
    • Вспомните, что помогло вам сделать это открытие?
    • Вспомните, какие чувства вы испытывали при этом?

    II. Стадия осмысления. (Подготовка к сочинению)

    Объясните, как вы понимаете смысл финала текста: «

    «6 шляпах критического мышления». ПАРАМИ.

    1 ПАРА – белая шляпа

    Мыслим фактами, цифрами. Без эмоций, без субъективных оценок.

    • О ком текст? Что мы узнали о главном герое? Каким вы его представляете?

    2 ПАРА – красная шляпа

    Высказать свое непосредственное читательское восприятие текста, героя, назвать эмоции, которые возникают при знакомстве с содержанием текста, с героем. Какие чувства вызвал рассказ и главный герой? Почему?

    11 стр., 5267 слов

    По литературе. Человек и природа

    ... рассказах В. П.Астафьева «Царь-рыба». Основная тема – взаимодействие человека и природы. Писатель рассказывает, как истребляют белую и красную рыбу на Енисее, уничтожают зверя и птицу. Кульминационной становится драматическая история, приключившаяся однажды ...

    3 ПАРа – черная шляпа

    Выявление противоречий, недостатков, негативных сторон характера, поступков.

    • Кем считали Косту в классе? Почему?

    «молчальник»?

    4 ПАРА – желтая шляпа

    Выделение позитивных сторон характера, поступков Косты, аргументирование. Подберите прилагательные — определения к его поступкам, к характеру. Сравните поведение Косты в классе и после школы, отметьте, что нравится в нём. В наше время нуждается в таких людях? Почему? Какое из перечисленных определений подходит к характеристике Косты: милый, милостивый, милосердный? Почему? Найдите значение этого слова в толковом словаре. ( Коста – волшебник; кормил собак – выгуливал собак – поддерживал веру в человека — милосердный ).

    5 ПАРА – синяя шляпа

    поиск обобщающих параллелей, общие выводы, полученный урок.

    1. Багульник в банке обживал окно.

      Сначала он притягивал вниманье

      сухих листков шагреневою тайной

      и плотных почек беспокойным сном.

      В квадрате запотевшего стекла

      чернел нечёткой графикой рисунка,

      внимая сонно голосам и звукам

      под пологом домашнего тепла.

      Себя осознавал неторопливо,

      не смея верить в силы волшебства.

      А в форточку втекала синева,

      и воробьи чирикали, что живы.

      И в день обычный, тихий и неяркий,

      багульник, сбросив наважденье снов,

      на волю стайку выпустил цветов

      из тёмных коконов продолговатых.

      Тая дыханье и забыв слова,

      мы у окна в волнении застыли.

      Казалось, будто расправляли крылья

      похожие на эльфов существа.

    2. Людей неинтересных в мире нет.

      Их судьбы — как истории планет.

      У каждой все особое, свое,