Инструкция по выполнению работы На выполнение экзаменационной работы по русскому языку даётся 90 минут. Работа состоит из 2-х частей

Сочинение

Региональный экзамен по русскому языку в 8 классе, ФИО обучающегося ______________________________________________, Наименование организации _______________________________________

Класс ___________________

Инструкция по выполнению работы

На выполнение экзаменационной работы по русскому языку даётся 90 минут. Работа состоит из 2-х частей.

Часть 1 включает 16 заданий (1-16).

Ответами на эти задания являются слово, словосочетание, число или последовательность слов, чисел. Запишите ответ в поле ответа в тексте самой работы.

таким же, в начале

успели заиндеветь

45

Ответ на задание 7:

А

Б

В

Г

2

3

1

5

В случае записи неверного ответа зачеркните его и запишите рядом новый.

Часть 2 состоит из 1 задания (17), требующего развернутого ответа и представляет собой сочинение по прочитанному тексту. Это задание выполняется на отдельном листке (бланке).

Советуем выполнять задания в том порядке, в котором они даны. Для экономии времени пропускайте задание, которое не удаётся выполнить сразу, и переходите к следующему. Если после выполнения всей работы у Вас останется время, Вы можете вернуться к пропущенным заданиям.

При выполнении заданий можно пользоваться черновиком. Записи в черновике не учитываются при оценивании работы.

Правильный ответ в зависимости от сложности каждого задания оценивается одним или несколькими баллами. Баллы, полученные Вами за все выполненные задания, суммируются. Постарайтесь выполнить как можно больше заданий и набрать как можно больше баллов.

Желаем успеха!, Вариант 2

Часть 1

Ответами на задания 1-16 являются слово, словосочетание, число или последовательность слов, чисел. Запишите ответ в поле ответа в тексте самой работы.

1 В одном из приведённых ниже слов допущена ошибка в постановке ударения: НЕВЕРНО выделена буква, обозначающая ударный гласный звук. Выпишите это слово.

1) донЕльзя

2) чЕрпать

3) столЯр

4) красивЕе

Ответ: ________________________________________

2 Определите предложение, в котором оба выделенных слова пишутся СЛИТНО. Раскройте скобки и выпишите эти два слова.

Кате и в голову не пришло обидеться на Клаву ЗА(ТО), что та сказала, БУД(ТО) мама помогала ей оформлять альбом.

Голос у меня ТО(ЖЕ) плохой, ЗА(ТО) я превосхожу всех музыкальной памятью и могу пропеть любимую оперу от начала до конца.

Она невольно подумала, что Аня вот точно ТАК(ЖЕ) всегда кричала ей (С)НИЗУ.

Ответ: ________________________________________

3 Выпишите составное глагольное сказуемое из указанных ниже предложений.

Я был поражен необыкновенным блеском тумана, закрывавшего от меня даль.

Приходилось иногда и писать письма, полуофициальные и довольно курьезные.

С балкона в комнату пахнуло свежестью.

Ответ: ________________________________________

4 Расставьте недостающие знаки препинания. Укажите номера двух предложений, в которых нужно поставить тире.

1) Чистые пруды средоточие самого прекрасного, чем было исполнено моё детство.

2) Красные большие цветы словно ярко пылающие костры.

3) Говорить бездумно стрелять наугад.

4) Искусство со стороны своего содержания есть выражение исторической жизни народа.

Ответ: ________________________________________

5 Расставьте знаки препинания. Укажите номера двух предложений, в которых нужно поставить ОДНУ запятую.

1) И мать и окно и теплота нагретого солнцем подоконника сливаются в один звучащий и ослепительный мир.

2) Мы провели трудовую и бедноватую молодость зато всё завоевывали сами.

3) Дождь то крупно и шумно остегивал землю то утончался в почти невидимые и неслышные нити но не переставал ни на минуту.

4) Никто из нас не видел ни моря ни гор ни чужих городов.

5) Я любил не только свою квартиру но и весь наш большой дом и его дворовые угодья.

Ответ: ________________________________________

6 Расставьте знаки препинания. Укажите все цифры, на месте которых в предложениях должны стоять запятые.

А солнечный свет изумрудного цвета (1) оказывается (2) можно увидеть даже в Заполярье. Стране сегодня (3) как известно (4) нужны инженеры и врачи.

Ответ: ________________________________________

7 Установите соответствие между грамматическими ошибками и предложениями, в которых они допущены: к каждой позиции первого столбца подберите соответствующую позицию второго столбца.

ГРАММАТИЧЕСКИЕ ОШИБКИ

ПРЕДЛОЖЕНИЯ

А) нарушение в построении предложения с несогласованным приложением

1) Нельзя сказать, что таланты Павла Петровича не были замечены и оценены современниками.

Б) нарушение в построении предложения с деепричастным оборотом

2) Обрывки фраз и нестройное пение доносилось из раскрытого окна.

3) А существует ли на самом деле такое смертоносное растение, которое описал А.С.Пушкин в стихотворении «Анчар»?

В) нарушение связи между подлежащим и сказуемым

Г) ошибка в построении предложения с однородными членами

4) Решительно ничего не осталось в моей памяти от выписанного отцом детского журнала «Малютки», наполненного слащавыми картинками и стишками.

5) Средства языка помогают и выражают самые сложные чувства.

6) Начав работать над докладом, у меня уже не оставалось времени на игры с друзьями.

Ответ:

А

Б

В

Г

Прочитайте текст и выполните задания 8-17.

(1)Не каждому городу так повезло, как Оренбургу: он расположен на берегу реки. (2)А если есть река, значит, есть и набережная. (3)Когда-то она носила имя Якова Свердлова, но не прижилось в народе это притянутое за уши наименование.

(4)Никто не заметил, как бульвар был переименован в Пушкинский. (5)Поэт гулял здесь с Далем. (6)Здесь и памятник ему установлен. (7)Но и это название не закрепилось в народном сознании. (8)А запечатлелось имя купца Белова, который разбил на высоком берегу реки клумбы, высадил деревья, построил ресторан «Вокзал». (9)С тех пор набережную так и называют Беловка. (10)И даже песни о ней сочиняют: «(11)Ах, Беловка! (12)Ох, Беловка! (13)Ты принцесса и плутовка…»

(14)Откровенно говоря, на принцессу Беловка нынче не тянет. (15)Разве что на обнищавшую губернаторскую вдову. (16)Почему губернаторскую? (17)Потому, например, что одно из главных зданий здесь – дом №2 на ул. Советской – бывшая резиденция губернаторов Оренбургского края. (18)Когда-то перед фасадом резиденции, на крутом склоне, был разбит губернаторский сад – с фонтанами, цветочными клумбами, площадками и тропинками для приятных прогулок. (19)Но, к сожалению, от сада остались только воспоминания и фонтанные чаши.

(20)Из остатков прежней роскоши «принцессы» Беловки сохранилось здание гауптвахты. (21)Прямо скажем, необычное строение, похожее на средневековую крепость: башня с курантами, готические зубцы, стрельчатые арки дверей и оконных проёмов, стены из глазурованного кирпича. (22)Создал эту красоту в стиле романтической неоготики в 1856 году архитектор-самоучка, крепостной крестьянин Иван Скалочкин. (23)Появлением этого здания, считающегося памятником архитектуры федерального значения, оренбуржцы обязаны военному губернатору Василию Перовскому. (24)На это диковинное строение возлагалась особая миссия – хранить казну, документы и реликвии, а также украшать набережную. (25)Правда, через год здание присмотрело военное ведомство – под гауптвахту. (26)Нынче здесь располагается музей истории Оренбурга, внутренний дворик которого требует реставрации. (27)Восстановить бы ограду и атриум с башенкой, вернув строению прежний вид!

(28))Ближайший сосед музея – водоканал. (29)В его владении старинное здание архива и пространство вокруг него – старейшая территория Оренбургской крепости. (30)На этом месте три года назад был обнаружен фундамент Преображенского собора – первого кафедрального храма Оренбурга, построенного по инициативе основателя города и губернатора края Ивана Неплюева.

(31)Давайте отправимся в западную часть набережной. (32)Проходим мимо подвесной канатной дороги, которая знай себе трудится, перевозя на другую сторону реки тех, кто не хочет подниматься по крутой лестнице. (33)Кстати, можно и не по крутой, а по той, что рядом – с площадками и скамейками для отдыха. (34)Как замечательно, что восстановили этот старый спуск к Уралу, по которому хаживал ещё губернатор Перовский, и вернули на своё историческое место Водяные ворота!(35)Практически в первозданном виде: больше половины фрагментов подлинные – азиатские ангелы, картуш с двуглавым орлом и ядрами.

(36)Памятник Чкалову. (37)Можно по-разному относиться к нему, но вот уже седьмой десяток лет Валерий Павлович разглядывает гуляющих горожан. (38)И это уже тоже часть нашей истории.

(39)Двигаемся далее. (40)Здание бывшей «лётки», ранее –Второй Неплюевский кадетский корпус. (41)Первое пятиэтажное здание Оренбурга. (42)Из плюсов Беловки в западной части – восстановленный обелиск в честь освобождения города от воинского постоя.

(43)Многое необходимо сделать, чтобы вернуть хотя бы часть исторического облика набережной. (44)Юрий Григорьев, директор проектной фирмы, считает, что восстановление Преображенского собора и воссоздание речного фасада города стало бы мощным символом восстановления исторического наследия Оренбурга.

(По Н.П.Веркашанцевой*)

* Наталия Петровна Веркашанцева (род. 1956 г.) – заслуженный работник культуры России, журналист газеты «Оренбургская неделя», лауреат областной журналистской премии им. М. Джалиля, премии Союза журналистов СССР, губернаторской премии «Оренбургская лира».

8 В каком предложении содержится информация, необходимая для обоснования ответа на вопрос:

(2)А если есть река, значит, есть и набережная.

(5)Поэт гулял здесь с Далем.

(8)А запечатлелось имя купца Белова, который разбил на высоком берегу реки клумбы, высадил деревья, построил ресторан «Вокзал».

(9)С тех пор набережную так и называют – Беловка.

Ответ: ________________________________________

9 Какой стиль и тип речи представлены в предложениях 20-25? Напишите номера правильных ответов.

Стили

Типы речи

  1. художественный стиль

  2. публицистический стиль

  3. научный стиль

  4. разговорный стиль

  1. описание

  2. повествование

  3. рассуждение

  4. описание и рассуждение

  5. повествование и описание

Ответ:

Стиль

Тип(ы) речи

10 Прочитайте фрагмент словарной статьи, в которой приводятся значения слова «корпус». Определите значение, в котором употреблено это слово в сороковом (40) предложении текста. Выпишите цифру, соответствующую этому значению в приведенном фрагменте словарной статьи.

КОРПУС,-а,мн.ч. -а, -ов и ы, -ов, м.

1. (мн. -ы, -ов) . Туловище человекаили животного. Крупный, тяжёлый корпус .

2. (мн. -а, -ов) . Остов, оболочка чего-нибудь. Корпус корабля. Корпус часов .

3 . (мн. -а, -ов). Отдельное здание в ряду нескольких или обособленная большая часть здания. Заводские корпуса. Боковой корпус .

4.(мн. -а, -ов) . Крупное войсковое соединение из нескольких дивизий. Танковый, (авиационный, воздушно-десантный) корпус.

5. (мн. -ы, -ов) . Совокупность лиц, объединённых общностью какого-нибудь официального положения. Дипломатический корпус. Депутатский корпус .

6. (мн. -а, -ов) . В дореволюционной России: среднее военно-учебное заведение. Морской корпус.

7. Типографский шрифт с высотой литер около 3,76 мм.

Ответ: ________________________________________

11 В каком предложении средством речевой выразительности является фразеологизм? Напишите номер этого предложения.

(43)Многое необходимо сделать, чтобы вернуть хотя бы часть исторического облика набережной.

(29)В его владении старинное здание архива и пространство вокруг него – старейшая территория Оренбургской крепости.

(3)Когда-то она носила имя Якова Свердлова, но не прижилось в народе это притянутое за уши наименование.

(4)Никто не заметил, как бульвар был переименован в Пушкинский.

Ответ: ________________________________________

12 Из предложения 31 выпишите подчинительное словосочетание со связью СОГЛАСОВАНИЕ .

Ответ: ________________________________________

13 Выпишите грамматическую основу предложения 30.

Ответ: ________________________________________

14 Среди предложений 23-27 найдите простое безличное предложение . Напишите номер этого предложения.

Ответ: ________________________________________

15 Установите соответствие между предложениями, взятыми из текста, и их синтаксической характеристикой: к каждому элементу первого столбца подберите элемент второго столбца.

ПРЕДЛОЖЕНИЯ

СИНТАКСИЧЕСКАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА

А) На этом месте три года назад был обнаружен фундамент Преображенского собора – первого кафедрального храма Оренбурга, построенного по инициативе основателя города и губернатора края Ивана Неплюева.

1) Простое предложение, осложнённое уточняющим обстоятельством места и обособленными однородными несогласованными определениями.

2) Простое предложение, осложнённое обособленным нераспространенным обстоятельством и однородными членами.

Б) Но, к сожалению, от сада остались только воспоминания и фонтанные чаши.

В) Когда-то перед фасадом резиденции, на крутом склоне, был разбит губернаторский сад – с фонтанами, цветочными клумбами, площадками и тропинками для приятных прогулок.

3) Простое предложение, осложнённое вводным словом и однородными членами.

4) Простое предложение, осложнённое обособленным приложением и обособленным определением.

Ответ:

А

Б

В

16 Среди предложений 14-19 найдите такое, которое соединяется с предыдущими при помощи сочинительного союза и вводного слова . Напишите номер этого предложения.

Ответ: ________________________________________

Часть 2

Используя прочитанный текст, выполните на отдельном листе ТОЛЬКО ОДНО из заданий: 17.1 или 17.2. Перед сочинением запишите номер выбранного Вами задания: 17.1 или 17.2.

17.1 Напишите сочинение-рассуждение, раскрывая смысл высказывания известного литературного критика и публициста Виссариона Григорьевича Белинского: «Русский язык чрезвычайно богат, гибок и живописен для выражения простых, естественных понятий» .

Аргументируя свой ответ, приведите 2 (два) примера из прочитанного текста.

Приводя примеры, указывайте номера нужных предложений или применяйте цитирование.

Вы можете писать работу в научном или публицистическом стиле, раскрывая тему на лингвистическом материале. Начать сочинение Вы можете словами В.Г. Белинского.

Объём сочинения должен составлять не менее 70 слов.

Работа, написанная без опоры на прочитанный текст (не по данному тексту), не оценивается. Если сочинение представляет собой пересказанный или полностью переписанный исходный текст без каких бы то ни было комментариев, то такая работа оценивается нулём баллов.

Сочинение пишите аккуратно, разборчивым почерком.

17.2 Напишите сочинение-рассуждение. Объясните, как Вы понимаете смысл финала текста: «Юрий Григорьев, директор проектной фирмы, считает, что восстановление Преображенского собора и воссоздание речного фасада города стало бы мощным символом восстановления исторического наследия Оренбурга» .

Приведите в сочинении 2 (два) аргумента из прочитанного текста, подтверждающие Ваши рассуждения.

Приводя примеры, указывайте номера нужных предложений или применяйте цитирование.

Объём сочинения должен составлять не менее 70 слов.

Работа, написанная без опоры на прочитанный текст (не по данному тексту), не оценивается. Если сочинение представляет собой пересказанный или полностью переписанный исходный текст без каких бы то ни было комментариев, то такая работа оценивается нулём баллов.

Сочинение пишите аккуратно, разборчивым почерком.