Создавая свою картину, Михаил Врубель был вдохновлен древнегреческой мифологией в рассказе Анатоля Франса «Святой Сатир» и ее воображение захватил главный персонаж этой истории.
В Древней Греции сатиры считались лесными божествами плодородия, проводившими время в забавах и охоте, и составляли свиту Диониса.
Дикие, страстные и необузданные. Тем не менее, воображение Врубеля создало свой неповторимый образ эллинического существа, придав ему традиционно русские черты характера и внешности.
Современники гениального живописца
усмотрели в его Сатире несколько другую сущность и эта знаменитая картина русского живописца, принадлежащая к «Сказочному циклу» творчества, была переименована в «Пан» .
На полотне изображен могучий, полный жизненных сил, задора и энергии, морщинистый лысоватый старик, держащий в пан флейтой в руке.
Этот персонаж древнегреческой мифологии похож на описание Сатира лишь отдаленно — небольшие рожки на голове, нижняя часть тела, покрытая черной шерстью и еле видные козьи копыта, спрятанные в траве.
Его пронзительно голубы, но добрые и немного лукавые глаза смотрят на зрителя покровительственно
и с большой долей любопытства.
Нечесаная кучерявая борода, седые кудри на голове, морщинистое доброе лицо и узловатые пальцы не вызывают ощущение, что это — страшный и всемогущий бог из древнегреческой мифологии, который может причинить много бед человеку.
Скорее он похож на знакомого из российских народных сказок дедушку-лешего – хозяина просторов природы, что живет в лесной чаще, покровительствует лесным зверям и птицам и охраняет земные богатства.
К осознание Пана как родного русского персонажа подталкивает и пейзаж, на фоне которого изображен Пан – типично северно-русский пейзаж с зеленой равниной, кривыми бережками, блестящей при лунном свете речкой и небольшим лесом.
Над лесом встает луна и своим светом озаряет далекий лесок, гладь озера, три тонких деревца за спиной Пана и его самого. Персонаж и природа вокруг него слиты воедино.
Русское искусство первой половины XIX века
... направления работали и живописцы, которые в своих картинах отражали красоту русских провинциальных и деревенских пейзажей. В данном случае в пейзажах присутствуют ... В 1809 году художник создаёт один из лучших детских портретов в истории русского искусства - А.А. ... играл цвет, помогавший выразительнее и ярче передать настроение и характер персонажей. Мастерство живописца заметно росло. Если некоторые ...
Еще более заметна энергетическая связь сказочного персонажа с окружающим его пейзажем из-за того, что нижняя часть его тела настолько сливается с землей и похожа на пень дерева.
Кажется, что Пан крепко врос в нее или как будто вырастает прямо из земли. Вечерняя природа, сумрачная, таинственная, могущественная и немного жутковатая также передает особый колорит этого мистического существа, подчеркивая его темную природу и его силу, которую он черпает из окружающих его просторов.
Эта картина считается одной из самых лучших работ Михаила Врубеля. В образе Пана, больше напоминающего русского Лешего, художник пытался уловить национальные черты мифического существа и создал свой собственный, неповторимый и колоритный персонаж.
1
оценок, среднее:
5,00
из 5)