Конспект русского языка. по картине И.И. Шишкина «Рожь»

Сочинение
  • «Красота – всё красивое, что доставляет эстетическое и нравственное наслаждение» — это определение красоты, данное в словаре С.Ожегова

— «Совершенство духа и власть гения, заставляющего нас стремиться к красоте, силе и благородству собственных помыслов», по словам К. Паустовского, отражены в полотнах великих русских мастеров прошлого. Красота – это больше, чем соразмерность и гармония, это сила, которая «спасет мир»

Мы сегодня поговорим о красоте, мы будем искать красоту в картине И. Шишкина.

Шишкин — один из выдающихся художников мира.. Уроженец Елабуги – маленького уездного городка на берегу Камы – Иван Иванович Шишкин детские годы провел среди суровой природы Вятской губернии (теперь Республика Татарстан).

Он рано начал рисовать, стремясь запечатлеть замечательные пейзажи елабужских окрестностей. В 1910 году И.Э. Грабарь писал: «Недавно еще его картины казались современному поколению только скучными и лишенными достоинств, кроме похвальной усидчивости. Но теперь, когда прошла острота борьбы двух мировоззрений, надо признать, что заслуги Шишкина в истории русского пейзажа огромны»

Отец Шишкина был небогатым купцом и мечтал пробудить у сына интерес к торговле, но безуспешно. В 1852 г. юноша отправился учиться в Москву, в Училище живописи, ваяния и зодчества. Здесь он подружился с художниками В.Перовым, И.Прянишниковым, К.Маковским. В 1860 г. Шишкин получает Большую золотую медаль и право на заграничную командировку. В 1873 г. ему было присвоено звание профессора Петербургской Академии художеств. В 1894–1895 гг. Шишкин – руководитель пейзажной мастерской Академии художеств.

Шишкин прославился как пейзажист.

«Рожь» (1878) – одно из классических созданий Шишкина. Торжественные силуэты сосен, возвышающихся над разливом золотых колосьев, да голубизна обесцвеченного жарой неба еще не исчерпывают этой картины. С мудрой простотой воплощено в ней высокое чувство любви к родине, к народу, к его труду; ясно и сильно Шишкин передает бескрайность простора, масштабы полей, красоту стелющихся или возвышающихся масс, ритм уходящих к горизонту деревьев. Это – широко обобщенный образ родной земли, утверждающий веру в ее могучие силы.

Учитель: Сегодня мы познакомимся с одной из лучших картин мастера «Рожь». Россия – страна пейзажа. Что означают слова пейзаж, пейзажист ?

5 стр., 2364 слов

По картине На опушке соснового леса Ивана Шишкина? по картине ...

... при жизни и теперь сторицей приходит поле его ухода. Описание картины Ивана Шишкина «Цветы на опушке леса» | источник sochinenie-o.ru Сочинение-описание картины Шишкина «Цветы на опушке леса» Недаром говорят, что Шишкин – это ... Академии художеств в Санкт-Петербурге. За годы учебы дополнительно к занятиям в академии самостоятельно писал этюды в окрестностях Петербурга и во время пребывания на ...

Ученик : В словаре С .И. Ожегова и Н.Ю. Шведовой дается следующие определения:

Пейзаж

Пейзажист

Учитель: Перед вами репродукция картины. Что означает слово репродукция ?

Ученик : Репродукция – 1. Воспроизведение картин, рисунков путем фотографии, клише.

2. Картина, рисунок, воспроизведенные типографским способом

Учитель: Кто знает, где хранится подлинник?

(Эту картину сейчас можно увидеть в Третьяковской галерее в Москве.)

Учитель: Давайте рассмотрим репродукции с других картин И.Шишкина «Утро в сосновом лесу», «На севере диком», «Берёзовая роща»

  • Можно ли сказать, что «Рожь» изображает пейзаж для богатырей? Почему?
  1. Беседа по картине. Выбор ключевых слов. Составление плана.

Учитель : Что изображено на картине?

Ученик : На картине изображено поле золотистой ржи. Зреет богатый урожай. Кажется, что приятно пахнет созревающей рожью.

  • Какое время дня написал художник? (Полдень.) Вспомните стихи о ржаном поле.

(Перечитаем стихотворение А.Фета «Зреет рожь над жаркой нивой…».)

  • Какие строки из этого стихотворения подойдут для описания картины? (Золотые переливы, безбрежная жатва хлеба, жаркая нива.)
  • Что можно сказать о колосьях?

(Золотые, спелые, тучные колосья наклонились к земле. От легкого дуновения ветерка колышется, волнуется желтеющее поле ржи.)

  • Какие цветы растут во ржи? (Простые полевые цветы: васильки, ромашки.)
  • Опишите дорогу. (Она заросла травой, убегает вдаль.)
  • Расскажите о соснах, изображенных на полотне И.Шишкина.

(Справа – высокая старая сосна. Ее мохнатая ветвь низко нависает над рожью. Слева одна из сосен как мачта корабля. Как грозные часовые поднимаются сосны. Сосны-богатыри. Темные, стройные, мощные, могучие. Голубое, высокое, светлое небо, по нему скользят легкие, воздушные облака.)

  • Докажите, что художник изобразил не дикую природу, а землю, возделанную трудом человека.
  • Можем ли мы определить конкретное место, где написан этот пейзаж?

(Определить трудно. Скорее всего это средняя полоса России.)

  • Шишкин написал на обратной стороне эскиза картины: «Раздолье, простор, рожь, Божья благодать, русское богатство».
  • О чем хотел нам рассказать художник? Определите главную мысль произведения. (Какой открывается простор! Как прекрасна нива, где зреет рожь! Богатый урожай соберут крестьяне.)
  • Какие чувства вы испытываете, когда смотрите на картину?

Все в картине проникнуто чувством покоя – летнее небо с медленно плывущими облаками, недвижно стоящие среди поля огромные сосны, тучные колосья, склонившиеся под своей тяжестью к земле, белые ромашки и голубеющие в золоте ржи васильки, сам воздух, прозрачный, неподвижный. Картина «Рожь» – это идеальный образ родной природы, исключающий не только все случайное, но и все, что человека не радует, не успокаивает и не возвеличивает душу. Где бы ни был живописец, чтобы ни писал – остров ли Валаам, Крым или Германию, — он писал свою малую Родину, «ее степей холодное молчанье. Ее лесов безбрежных колыханье, разливы рек ее, подобные морям…». Здесь он с утра обыкновенно забирался куда-нибудь за город и целые дни бродил по замечательно красивым окрестностям Елабуги, зачеркивая и, главное, наблюдая, усваивая себе природу, которой он оставался верен всю жизнь и к которой постоянно до последнего времени возвращался в своих картинах.

Учитель: Заполните таблицу «Лексика к картине И.И. Шишкина «Рожь»

Звук

Цвет

Запах

Расположение в пространстве и времени

колышется волнуется

Золотистая рожь

Золотые переливы

Благоухают

Полдень

Широкое поле

Безбрежная жатва хлеба

Слова для справок

Учитель: Мы учимся писать сочинение. Нам нужно соблюдать определенные правила написания сочинения – это композиционная схема. Обратите внимание на таблицу

«Композиционная схема сочинения – описания»

Вступление

Основная часть

Заключение

Приглашение к восприятию

Описание того, что изображено на картине

Возвращение автора к основной теме описания, эмоциональное обобщение и вывод

На переднем плане картины мы видим…

… начинается у края холста…

Вдали, на заднем плане картины…(тянется, виднеются, расстилаются, показался)

На фоне…(выделяются, показаны)

Учитель: Ребята, скажите, с чего или как вы начнете свое сочинение?

Ученики:

Великий русский художник Иван Иванович Шишкин написал много замечательных картин о родной природе: «Утро в сосновом лесу», «На севере диком», «Лесные дали», «Берёзовая роща» и другие. Мне больше всего нравится картина «Рожь», о которой я хочу рассказать.

В историю русской живописи И.И.Шишкин вошел, прежде всего, как пейзажист. Шишкин – создатель так называемого «пейзажа настроения». Художник умел очень тонко передать разнообразие состояния природы, дать почувствовать всю прелесть окружающего мира.

Учитель: Что можно написать в конце сочинения?

Ученик: Можно описать свое мироощущение. Например, глядя на картину «Рожь» зритель невольно проникается глубоким чувством любви к родной природе, дарящей нам незабываемые минуты высокого наслаждения прекрасным.

Словарная работа. Обогащение словарного запаса:

Вошел в историю русского искусства как …………….мастер пейзажной живописи.

Воспел русскую природу в ярких картинах, полных ……………….

С пейзажами Шишкина в изобразительное искусство вошли мотивы………………………..

Художник раскрыл историко-национальное своеобразие быта и пейзажа провинции в ………… Тишиной, спокойствием веет от полотен Ивана Ивановича Шишкина, русского художника, которого называют …………….

Художник сумел передать в картине «Рожь» то…………..настроение

Слова для справок:

( Как вы думаете, в какой части вашего сочинения можно использовать данные лексические средства)

Также необходимо обратить внимание на синонимы, чтобы избежать неоправданных лексических повторов в сочинении, заполните таблицу:

Как можно называть

И.И. Шишкина в сочинении

Как можно заменить слово «нарисовал»?

Какими словами можно заменить выражение «картина нарисована»?

Слова для справок:

  1. Художник, автор картины, мастер кисти (пейзажа), пейзажист, певец русской

природы.

  1. Изобразил, запечатлел, создал, воплотил, отразил, сумел передать, воспел, добивается передачи, вложил в картину.

  2. Картина, полотно, холст, пейзаж, пейзаж-картина.

  3. Написана, посвящена, отражает, воспроизводит, дает возможность узнать, вызывает впечатление, передает ощущение приближающейся осени

Самостоятельная работа- написание сочинения.

Вопросы, на которые необходимо дать ответ в сочинении

  1. Кто написал картину «Рожь»?

  2. Какие еще картины этого художника вы знаете?

  3. Что изображено на этой картине?

  4. Какими красками изображен осенний пейзаж?

  5. Какие чувства будит в вас эта картина?