Урок по развитию речи в 5-м классе. Музыкальное по произведению П.И. Чайковского «Времена года. Октябрь»

Сочинение

Разделы:

Цель: попытаться звуки музыки переложить на музыку слова.

Оформление

На доске:

Уж небо осенью дышало.

А.С. Пушкин

Унылая пора! Очей очарованье!

А.С. Пушкин

В классе репродукции осенних пейзажей, взятые из больших настенных календарей. На магнитной доске портрет П. Чайковского.

Ход урока

1. Рассказ учителя о П.И. Чайковском и его цикле “Времена года”.

2. Беседа по вопросам.

В чем особенность цикла “Времена года” П. Чайковского? Применимы ли к музыке П. Чайковского слова А. Пушкина: “Там русский дух, там Русью пахнет”? Какое музыкальное произведение из этого цикла вам больше всего понравилось? Дети выбрали “Апрель”, “Октябрь”, “Декабрь”.

3. Звучит музыка П. Чайковского “Октябрь”.

4. Беседа по вопросам.

Вы знаете, ребята, я тоже люблю эту музыку с детства. Пьесы из этого цикла разучивала в музыкальной студии. Потом купила пластинку и часто слушала ее, отдавая предпочтение музыкальной пьесе “Октябрь”. В выпускном классе я написала музыкальное сочинение по этому произведению. Я очень рада, что вы выбрали именно эту пьесу. Почему? О чем рассказал вам это музыка? Какие струны души она задела? Какие мысли и чувства она навевает?

Сегодня мы в своих сочинениях попытаемся звуки музыки превратить в музыку слова.

5. Сочинения учащихся.

Наташа. “Наступила осень. Немного грустно. Небо часто закрыто облаками. Идет мелкий моросящий дождь. Над водоемами часто бывают туманы. Но несмотря на все это осень красивое и загадочное время года. Как красиво осенью в солнечный ясный день. В лесу на полях, в заросшей траве утром перекатываются алмазы. Все они блестят и переливаются на солнце. Подойдешь поближе, разглядишь и увидишь, что это капли росы собрались в листах травы и блестят на солнце. С деревьев опадают золотые листья, только кое-где остались еще редкие золотые монеты. В лучах солнца не поймешь, где листья летят, а где перелетные птицы.

3 стр., 1378 слов

Взаимосвязь музыки и слова в системе музыкального образования

... полному раскрытию таланта и индивидуальности исполнителя. Обобщая вышеизложенное, можно сказать, что музыка и слово является неотъемлемой ... частью культурного наследия в системе образования. Бережно сохраняя прошлое учителю музыки важно умело, выразительно и точно использовать фольклорный источник, самостоятельно и избирательно находить «живое» слово о музыке, ...

Люблю я осень и за то, что можно побродить по лесу, как по расписному ковру. Он и лиловый, и золотой, и багряный. А дорогу устилает пышный и шуршащий ковер из листьев. Упавшие листья не находят покоя: одни перебегают поляну, другие золотым хороводом кружатся, вихрятся, носятся над лесом. Под пушистым ковром можно найти еще немного рыжиков. Это последние грибы. Прощай, осень!”

Надя. “Наступила золотая осень. Солнце стало меньше греть. Небо покрыто серыми облаками. С каждым днем становится все холоднее. Тихо падают с деревьев листья и стелются золотым ковром. Но некоторые деревья еще стоят с листочками. Рябина стоит в красном уборе, береза вся золотая.

Трава стала желтеть, так как ночью и утром бывают заморозки.

Потянулись к югу птицы стаей, клином, косяком. Они улетают на юг от холода и голода. Остаются с нами зимовать только серые воробьи да белобокие сороки.

… Осень нам мила своей красотой. Осенью еще выглядывает зеленая травка. На нее падает легкий, пушистый снежок.

Все это я увидела за окном и услышала в музыке П.Чайковского.”

Дима. “Осень – одно из красивейших времен года. Она разноцветная, но немного грустная. Осенью лес меняет свой пышный наряд и одевается в золотистые и багряные одежды. Порывистый осенний ветер срывает листья с деревьев и далеко уносит их. Они летят, как воздушные кораблики, и плавно спускаются на землю. Вся земля под ногами словно пышный ковер, по которому так приятно идти.

Чаще моросит мелкий осенний дождь. Дни стали короче, а ночи длиннее. Редкие солнечные лучи пробиваются сквозь золото листвы и согревают своими слабыми лучами землю. Все чаще видны в низком осеннем небе стаи улетающих птиц.

В написании сочинения мне помогла музыка П.Чайковского из его произведения “Октябрь”.

Таня. “Наступила золотая осень. Солнце стало меньше греть. Небо покрылось темными серыми тучами. Листья на деревьях стали желтеть и опадать. Опадая на землю листья застилают ее золотистым ковром. Очень красиво выглядят осенью парки и аллеи.

Не обгорят рябиновые кисти,

От желтизны не пропадет трава.

С. Есенин.

Погода становится холоднее. Часто идут дожди. Дуют холодные ветра, и даже замерзают лужи. Птицы и звери тоже чувствовали наступление осени. Перелетные птицы стаями улетают в теплые страны.

Листопад, листопад

Утопает в листьях сад.

А. Барто.

Не хочется думать о том, что вся красота золотой осени скоро окажется под покровом белого снега.

Все это я услышала в музыке Чайковского”.