Возможно ли избежать ошибок в поиске жизненного пути

Сочинение

Разработан учителем русского языка и литературы

Алиевой А.С.

октябрь 2017г.

Цели:

1.Обучающие: научить работать над сочинением – допуском, правильно излагать свои

мысли, доказывать свою точку зрения;

2.Воспитательные: воспитывать вдумчивого, внимательного читателя; воспитывать в

учащихся моральные качества посредством анализа повести.

Задача: научить писать сочинение на предложенную тему.

Оборудование к уроку: интерактивная доска, проектор, компьютер.

На доске цитаты: Опыт-всему учитель (Ю.Цезарь)

«Источник нашей мудрости-наш опыт» (Александр Гитри)

«Для большинства опыт-это огни корабля, освещающие только пройденный путь»

(Коллридж)

Эпиграф к уроку:

Даже если вы очень молоды, вам обязательно

нужны ценности,

Которые придавали бы смысл вашей жизни.

Х. Франц.

Ход урока

1.Организация класса.

2.Введение в тему:

  • Ребята, мы продолжаем готовиться к итоговому сочинению-допуску. Дома вы

дочитали последние главы повести «Фома Гордеев». В повести рассказывается о

жизненном пути главного героя. Как складывается жизнь Фомы Гордеева ?

  • Как вы думаете, ребята, обсуждая несложившуюся жизнь Фомы Гордеева,

о чем мы будем говорить?

(На интерактивной доске 4 направления сочинения-допуска-2017)

  • К какому направлению мы обратимся сегодня в контексте нашего урока?

(«Опыт и ошибки»)

  • Что такое опыт? Как вы понимаете это слово? Обратимся к словарной статье на

интерактивной доске:

1.Отражение в сознании людей законов объективногомира и общественной практики,

Скажите, пожалуйста, как вы понимаете слово «опыт»?

Давайте заглянем в словарь С.И.Ожегова и прочитаем словарную статью:

1. Отражение в сознании людей законов объективного мира и общественной практики,

полученное в результате их активного практического познания (специальное).

Чувственный о.

2. Совокупность знаний и практически усвоенных навыков,умений. Жизненный о.

исследовательской работы. О. строительства. Поделиться своим опытом с кем-нибудь

3. Воспроизведение какого-нибудь явления экспериментальным путём, создание чего-

нибудь

нового в определённых условиях с целью исследования, испытания.Удачный о.

7 стр., 3175 слов

Применение интерактивного оборудования на х музыки как формирование ...

... на уроках музыки, несомненно, является качество используемых на уроках аудио- и видеоматериалов. Применение современных технических средств обучения (компьютер, видеомагнитофон, музыкальный центр и т.д.) позволяет добиться желаемого результата. Задания, созданные с помощью интерактивной доски, ...

Химические

опыты. Опыты селекционеров.

4. Попытка осуществить что-нибудь, пробное осуществление чего-нибудь. Первый о.

молодого писателя.

  • Да, сегодня мы будем говорить о жизненном опыте Фомы Гордеева.
  • Давайте запишем в тетради, что такое опыт.

Опыт—

  • Как же человек приобретает опыт? У кого он учится жизни?

Свои ответы запишем в тетради.

  • Кто окружает Фому с детства? Каковы их взгляды на жизнь?
  • Чему учит отец Фому?
  • Чему учит его Яков Маякин, крестный отец?

«Или всех грызи, или лежи в грязи», «У каждого человеческого дела- два лица. Одно

фальшивое, на виду, другое, спрятанное, настоящее»

  • Каким быть учат такие наставления?
  • Принимает ли Фома такие уроки? Почему?
  • Найдите в тексте, глава Давайте прочитаем «Богатые люди казались ему алчными

до денег, готовыми обмануть друг друга…..»

  • Какие выводы делает Фома?- «Хочу быть человеком»

Просмотр фрагмента из худ.фильма .-экранизация 1959г.

( Фома на пароходе Канонова с купцами, этот момент можно назвать и кульминацией,

и здесь же происходит развязка: происходит полный разрыв со своим сословием.

Фома остается один.

  • Отвергнув негативный опыт своего сословия, Фома не находит других ориентиров в

жизни.

  • Есть ли у него какие-то возможности? Почему он не хочет учиться?

Почему не находит друзей другого сословия?

В 30 с лишним лет у Фомы нет семьи, нет друзей, нет единомышленников, нет

работы .

Почему так получилось? В чем ошибки Фомы? Давайте запишем их в тетради.

Как вы

Мы видим, что Фома совершает много ошибок. Делает ли он выводы?

Обратите внимание на эпиграф нашего урока.

Ценности- от слова ценить, любить , беречь.

Ценности придают смысл жизни человека. Есть ли они у Фомы Гордеева?

Есть ли у него цель в жизни? Возможно, в этом его главная ошибка.

Вы тоже, ребята, стоите на пороге взрослой жизни. И уже в юности нужно ставить

перед собой цель, большую, яркую. И добиваться ее.

Обратимся к теме сочинения. Составим развернутый цитатный план в тетради.

  • На доске высказывания разных авторов об опыте и ошибках. Вы их запишите в

тетрадь, а дома выберите те из них, которые подойдут для вашего сочинения.

Домашнее задание: написать сочинение в черновике.