Разработан учителем русского языка и литературы
Алиевой А.С.
октябрь 2017г.
Цели:
1.Обучающие: научить работать над сочинением – допуском, правильно излагать свои
мысли, доказывать свою точку зрения;
2.Воспитательные: воспитывать вдумчивого, внимательного читателя; воспитывать в
учащихся моральные качества посредством анализа повести.
Задача: научить писать сочинение на предложенную тему.
Оборудование к уроку: интерактивная доска, проектор, компьютер.
На доске цитаты: Опыт-всему учитель (Ю.Цезарь)
«Источник нашей мудрости-наш опыт» (Александр Гитри)
«Для большинства опыт-это огни корабля, освещающие только пройденный путь»
(Коллридж)
Эпиграф к уроку:
Даже если вы очень молоды, вам обязательно
нужны ценности,
Которые придавали бы смысл вашей жизни.
Х. Франц.
Ход урока
1.Организация класса.
2.Введение в тему:
- Ребята, мы продолжаем готовиться к итоговому сочинению-допуску. Дома вы
дочитали последние главы повести «Фома Гордеев». В повести рассказывается о
жизненном пути главного героя. Как складывается жизнь Фомы Гордеева ?
- Как вы думаете, ребята, обсуждая несложившуюся жизнь Фомы Гордеева,
о чем мы будем говорить?
(На интерактивной доске 4 направления сочинения-допуска-2017)
- К какому направлению мы обратимся сегодня в контексте нашего урока?
(«Опыт и ошибки»)
- Что такое опыт? Как вы понимаете это слово? Обратимся к словарной статье на
интерактивной доске:
1.Отражение в сознании людей законов объективногомира и общественной практики,
Скажите, пожалуйста, как вы понимаете слово «опыт»?
Давайте заглянем в словарь С.И.Ожегова и прочитаем словарную статью:
1. Отражение в сознании людей законов объективного мира и общественной практики,
полученное в результате их активного практического познания (специальное).
Чувственный о.
2. Совокупность знаний и практически усвоенных навыков,умений. Жизненный о.
исследовательской работы. О. строительства. Поделиться своим опытом с кем-нибудь
3. Воспроизведение какого-нибудь явления экспериментальным путём, создание чего-
нибудь
нового в определённых условиях с целью исследования, испытания.Удачный о.
Применение интерактивного оборудования на х музыки как формирование ...
... на уроках музыки, несомненно, является качество используемых на уроках аудио- и видеоматериалов. Применение современных технических средств обучения (компьютер, видеомагнитофон, музыкальный центр и т.д.) позволяет добиться желаемого результата. Задания, созданные с помощью интерактивной доски, ...
Химические
опыты. Опыты селекционеров.
4. Попытка осуществить что-нибудь, пробное осуществление чего-нибудь. Первый о.
молодого писателя.
- Да, сегодня мы будем говорить о жизненном опыте Фомы Гордеева.
- Давайте запишем в тетради, что такое опыт.
Опыт—
- Как же человек приобретает опыт? У кого он учится жизни?
Свои ответы запишем в тетради.
- Кто окружает Фому с детства? Каковы их взгляды на жизнь?
- Чему учит отец Фому?
- Чему учит его Яков Маякин, крестный отец?
«Или всех грызи, или лежи в грязи», «У каждого человеческого дела- два лица. Одно
фальшивое, на виду, другое, спрятанное, настоящее»
- Каким быть учат такие наставления?
- Принимает ли Фома такие уроки? Почему?
- Найдите в тексте, глава Давайте прочитаем «Богатые люди казались ему алчными
до денег, готовыми обмануть друг друга…..»
- Какие выводы делает Фома?- «Хочу быть человеком»
Просмотр фрагмента из худ.фильма .-экранизация 1959г.
- Какой момент из жизни героя мы видим на экране?
( Фома на пароходе Канонова с купцами, этот момент можно назвать и кульминацией,
и здесь же происходит развязка: происходит полный разрыв со своим сословием.
Фома остается один.
- Отвергнув негативный опыт своего сословия, Фома не находит других ориентиров в
жизни.
- Есть ли у него какие-то возможности? Почему он не хочет учиться?
Почему не находит друзей другого сословия?
В 30 с лишним лет у Фомы нет семьи, нет друзей, нет единомышленников, нет
работы .
Почему так получилось? В чем ошибки Фомы? Давайте запишем их в тетради.
Как вы
Мы видим, что Фома совершает много ошибок. Делает ли он выводы?
Обратите внимание на эпиграф нашего урока.
Ценности- от слова ценить, любить , беречь.
Ценности придают смысл жизни человека. Есть ли они у Фомы Гордеева?
Есть ли у него цель в жизни? Возможно, в этом его главная ошибка.
Вы тоже, ребята, стоите на пороге взрослой жизни. И уже в юности нужно ставить
перед собой цель, большую, яркую. И добиваться ее.
Обратимся к теме сочинения. Составим развернутый цитатный план в тетради.
- На доске высказывания разных авторов об опыте и ошибках. Вы их запишите в
тетрадь, а дома выберите те из них, которые подойдут для вашего сочинения.
Домашнее задание: написать сочинение в черновике.