Величайшие истины — самые простые Л. Н. Толстой (По одному из произведений русской литературы — Н. Г. Чернышевский Что делать?)

Сочинение

Эволюция человеческого познания

«Всякая истина рождается как ересь и умирает как предрассудок» ( Т. Г. Гексли )

В выбранном мною высказывании автор затрагивает проблему эволюции человеческого познания как процесса бесконечного продвижения от одной относительной истины до другой. Во все времена человек пытался докопаться до сути, добраться до истины. В этом состоит сама суть познания, которую многие философы выделяли как главную способность человека, то, что отличает его от животного.

Английский учёный-агностик XIX века Томас Генри Гексли говорил: «Всякая истина рождается как ересь и умирает как предрассудок». Иными словами, он полагал, что любая истина, появляясь на свет, опережает своё время, кажется противоестественной, ирреальной. А по прошествии некоторого времени, при более глубоком изучении предмета, оказывается, что эта истина вовсе не даёт того полного знания, которое должна давать, и отмирает как недостоверный пережиток прошлого. Я разделяю точку зрения Т. Гексли и также считаю, что процесс познания человеком мира, окружающего его, не стоит на месте, а значит, мы постоянно узнаём что-то новое о, казалось бы, уже полностью изученных предметах и явлениях. И в таких случаях наши знания об этих предметах и явлениях устаревают, и то, что когда-то казалось невероятной ересью, не укладывалось в человеческих умах, теперь отходит в прошлое как предрассудок.

Для более полного обоснования выбранной точки зрения обратимся к теоретическим доводам. В первую очередь это высказывание связано с таким видом человеческой деятельности, как познание. Познание, по сути, и является тем самым процессом, в ходе которого человек пытается найти упомянутую в высказывании истину. Важно отметить, что выбранное мною высказывание полностью отвечает агностическому мировоззрению относительно процесса познания. Агностицизм (в области познания) означает философское течение, которое заключается в том, что человек не способен познать мир, а способен лишь на познание своих субъективных образов. Иными словами, агностики отрицают способность человека добраться до истины.

Итак, истина — это достоверное знание, которое полностью соответствует познаваемому объекту или явлению. В настоящее время существует два вида истины: абсолютная и относительная. Абсолютная истина представляет собой окончательное знание об объекте, тогда как относительная истина относится к любому достоверному знанию. Одной из характеристик истины является ее объективность, которая подразумевает отсутствие субъективных факторов при отражении действительности. Ученые выделяют различные критерии истины, такие как подтверждение практикой, логическая непротиворечивость, очевидность, аксиоматичность, здравый смысл и компетентное мнение группы ученых. Важно отметить, что истина может измениться со временем, как это произошло с отказом от геоцентрической системы мира в пользу гелиоцентрической системы мира. Изначально считалось, что Земля — центр Вселенной, однако научные открытия привели к изменению этой истины.

8 стр., 3908 слов

Человек мира и войны в прозе В. Астафьева 60-х-70-х годов

... - любовь и война, а «пядь земли» вбирает огромные фронтовые пространства. ЧЕЛОВЕК МИРА И ВОЙНЫ «Герои Астафьева живут в полноте и мельчайших подробностях своих биографий, живут сложно, неутомимо ... в жизни героя, в которые тот взрослеет, сердцем принимает высокие и простые истины нормальной человеческой жизни, делаясь при этом душевно тоньше, обогащая своим опытом и ...

Для иллюстрации данного явления можно привести множество примеров. Одним из них является представление древних людей о природных явлениях, таких как дождь, гром и солнце. Для них эти явления были объяснены действиями небесных сил – богов. Верования древних славян отражают это отношение, где, например, гром воспринимался как проявление гнева бога Перуна. В современном мире такие точки зрения могут рассматриваться не просто как предрассудки, но как пример невежества и глупости. С точки зрения современной науки, мы уже досконально изучили подобные явления и можем дать научные объяснения, отличающиеся от древних верований.

Другой пример связан с развитием научных знаний. В XIX и XX веках многие ученые и общество в целом уверенно считали, что все возможные знания уже получены, что некуда больше двигаться вперед. Это привело к закрытию кафедр физики и забвению научных исследований. Однако, дальнейшие открытия, такие как делимость атомов, лучи Рентгена, теория относительности, показали, что область научных знаний бесконечна, и то, что казалось противоестественным и революционным в свое время, стало частью устоявшихся концепций в современной науке.

Третий пример можно найти в математике, где аксиомы Евклидовой геометрии казались неоспоримыми и очевидными, пока не были опровергнуты в рамках геометрии Лобачевского. Это пример того, как истины, принятые казавшимися научными истиными в определенный период времени, впоследствии становятся частными или даже ошибочными.

Наконец, в жизненном опыте каждого человека можно найти примеры изменения наших представлений о других людях. Имея определенное представление о человеке и уверенность в его поведении, мы иногда переживаем удивление, обнаруживая новые, неожиданные стороны его характера. Это свидетельствует о том, что наши знания и представления об окружающем мире всегда подвержены изменениям и развитию.

Таким образом, проанализировав теоретические и фактические примеры, можно сделать вывод о том, что, действительно, любая истина имеет свой «срок годности». Появляясь как что-то непонятное, неприемлемое, она становится частью нашего сознания, истиной в привычном понимании этого слова, а потом умирает под напором новых идей, познания и прогресса.

< Предыдущая Следующая >

«Величайшие истины — самые простые» Толстой

«Надо верить в возможность счастья, чтобы быть счастливым. Оставим мертвых хоронить мертвым, а пока жив, надо жить и быть счастливым», — сказал Л. Н. Толстой. И именно с этих слов я бы хотела начать свое сочинение. Одной из главных мыслей романа-эпопеи «Война и мир» я бы выделила следующее : «Жизнь — тем более жизнь, чем теснее ее связь с жизнью других, с общей жизнью». Главные герои романа-эпопеи хотят жить, жить настоящей жизнью, имея самые простые человеческие добродетели.

Андрей Болконский на протяжении всего романа хотел

просто жить. Сначала он хотел иметь просто славу, потом просто влюбился. Вроде бы это есть всегда вокруг нас, это простые вещи, которые окружают нас. Но они — то, и составляют величайшие истины, величайшее счастье жизни.

Князь Андрей и другие герои романа-эпопеи прошли долгий путь, прежде чем понять смысл своей жизни и найти себя. Их пути непохожи друг на друга, и их искания кончаются нахождением себя. У князя Андрея этот путь был короче, но сколько чувств, эмоций, раздумий, переживаний было на этом пути! Сначала мы видим человека, который хочет вкусить славы Наполеона, в то же время видим ненависть князя Андрея к аристократическому,

В романе «Война и мир» Льва Толстого мы видим развитие внутреннего мира князя Андрея Болконского, который проходит через множество эмоциональных и духовных перипетий. После женитьбы на Лизе, князь Андрей начинает ощущать разочарование в «светском» обществе, осознавая, что внутреннего содержания у его жены нет. Это приводит к тому, что он винит себя за свою ошибку и за свою мнимую любовь к Лизе. Смерть жены углубляет его чувство вины и отчуждения от окружающих, и он теряет вкус к жизни. Однако любовь к Наташе Ростовой возвращает ему веру в жизнь, так как он обнаруживает богатое внутреннее содержание искренности и непосредственности в Наташе. Но разрушение этого счастья из-за Анатоля Курагина приводит к глубокому эмоциональному переживанию и отчаянию.

Князь Андрей Болконский достигает нового понимания ценности жизни на фронте, осознавая, что настоящая жизнь заключается не в славе и величии, а в простой человеческой любви. Он прощает своего обидчика, осознавая важность единения любящих сердец, понимания других людей и ответственности за свои поступки. Эти простые истины приобретают особенное значение для него после пережитых страданий и потерь, заставляя его видеть жизнь и мир в новом свете.

Также, в романе Марья Болконская предстает как символ чистоты и духовной глубины. Ее бескорыстие, молитвы о спасении людей, отсутствие упреков к другим и стремление к преодолению внутренних противоречий делают ее персонажем, который открывает читателю богатый и неповторимый внутренний мир. Марья создает уют и тепло семейного очага благодаря своей интуиции и самозабвению.

В своем литературном произведении Лев Толстой характеризует Наташу Ростову как главного героя, который проходит через серьезные изменения как в своем жизненном пути, так и в духовной сфере. Она стремится к простоте, добру и правде, и честно следует этим принципам в своих действиях.

Наташа совершает ошибки, страдает и путается, но каждое испытание только укрепляет ее дух и помогает найти ее истинный жизненный путь. Приняв подделку за настоящее чувство, она понимает свою ошибку и разрывает помолвку с князем Андреем. Затем Наташа проходит через период раскаяния и очищения души, пытаясь избавиться от порчи, которую принес в ее жизнь обман. В этом ей помогают близкие люди, такие как Пьер Безухов, Марья Дмитриевна Ахросимова и она сама.

Но все это только начало ее жизненного пути. Наташа пройдет еще много испытаний, прежде чем найти смысл жизни. И этот смысл она обретет в самозабвенной любви к близкому человеку. Оказавшись всегда прежде всего матерью, Наташа найдет свое истинное призвание и смысл жизни в любви и заботе о своих близких.

Эссе по высказыванию:

«Главное препятствие познания истины есть не ложь, а подобие истины». (Л. Н. Толстой)

В романе-эпопее «Война и мир» Л. Н. Толстой представляет разнообразных героев, каждый из которых в своей сущности отражает часть истины. Он показывает, что величайшие истины часто являются самыми простыми. В своем высказывании о главном препятствии познания истины Толстой указывает на суть проблемы: подобие истины может затруднять достижение истинного знания, оно создает иллюзию понимания, но на самом деле оказывается преградой на пути к истине.

Истина представляет собой соответствие реальности, а ложь и заблуждение отводят от этого соответствия. Однако подобие истины может быть еще более опасным, так как оно создает иллюзию понимания, но на самом деле отдаляет от истинного знания. Ложь часто легко распознается как противоположность истины, в то время как подобие истины может быть более обманчивым и сложным для распознавания.

В своем произведении Толстой обращает внимание читателей на необходимость преодоления подобия истины и стремление к непосредственному пониманию истины. Именно это противостоит препятствие для познания истины, и в данном высказывании Толстой показывает, что путь к пониманию истины лежит в отвержении подобия и иллюзий, в поиске истинных ценностей и принципов.

На мой взгляд, в основу данного изречения заложена проблема истины и заблуждения. Чтобы обосновать свою позицию, рассмотрю сущность таких философских категорий, как «истина», «критерии истины», «ложь», «заблуждение». Итак, истина есть процесс адекватного (верного, правильного) отражения действительности в сознании человека. Истина едина, но в ней выделяются объективный, абсолютный и относительный аспекты. Рассмотрим их. В объективной истине отражается реальное положение вещей, мир, как он существует вне и независимо от нашего сознания. В этом смысле можно сказать, что объективная истина не зависит ни от человека, ни от человечества. Истина всегда субъективна по своей форме, однако по своему содержанию, то есть по тому, что содержится в знании, она объективна. Содержание этого знания не зависит от сознания людей. Оно соответствует действительности, законам, явлениям природы и общества. К примеру, законы механического движения были открыты и сформулированы И. Ньютоном. Но эти законы существуют независимо от основателя классической механики.

Абсолютная истина — это полное, исчерпывающее, точное знание об объекте исследования, не опровергаемое знание, а только дополняемое и развиваемое последующим развитием науки. Именно поэтому абсолютная истина – это только идея, то есть некоторый идеал, к которому, безусловно, нужно стремиться, но достичь и удостовериться в нем невозможно. В реальном своем выражении абсолютная истина есть понятие потенциальной бесконечности человеческого познания мира, предел, к которому стремится наше знание. К абсолютным истинам нередко относят вечные (или «окончательные») истины, истины факта (например, К. Маркс родился 5 мая 1818 г.).

Хотя и здесь есть относительный момент – само летосчисление. В исламском летосчислении (от хиджры) цифры, понятно, будут другими. Понятие «относительная истина» служит для обозначения конечных, ограниченных моментов человеческого познания мира, приблизительности и несовершенства наших знаний о действительности. Относительная истина зависит от реальных исторических условий своего времени, от точности или совершенства средств наблюдения и эксперимента.

Таким образом, абсолютная и относительная истины – истины объективные. Главным, решающим критерием истины является практика, направленная на реальное преобразование мира – природного и социального. Разумеется, этот критерий тоже не абсолютен. Практика носит всегда конкретно-исторический характер, развивается, совершенствуется, конкретизируется. И то, что недоступно ей сегодня, может стать доступным завтра.

Рассмотрим, как соотносятся истина и заблуждение. Заблуждение – это содержание знания субъекта, не соответствующее реальности объекта, но принимаемое за истину, и поэтому является препятствием познания истины. Попробую обосновать данный тезис.

Заблуждение не является абсолютным вымыслом, игрой воображения, плодом фантазии. Как правило, это одностороннее отражение объективной реальности субъектом, то есть недостаточное знание, которое приводит субъект к заблуждению, ибо он не в состоянии решить проблему сознания как соотнесения знания о себе и знания об объекте. История познавательной деятельности человечества показывает, что и заблуждения отражают – правда, односторонне – объективную действительность, имеют реальный источник, «земное» основание.

Нет и в принципе быть не может заблуждения, решительно ничего не отражающего, пусть и очень опосредованно или даже предельно извращенно. Истинны ли, к примеру, образы волшебных сказок? Ответим: да, истинны, но лишь отдаленно – они взяты из жизни и преобразованы силой фантазии их творцов. В любом вымысле содержатся нити реальности, сотканные силой воображения в причудливые узоры. В целом же такие образцы не есть нечто истинное.

Заблуждение и истина

Человеческий разум, стремящийся к истине, часто попадает в различные заблуждения. Это может быть вызвано историческими ограничениями, а также претензиями, которые превышают реальные возможности. Заблуждения могут быть связаны с выбором путей познания, сложностью проблем, а также стремлением к реализации замыслов в условиях неполной информации. Относительная свобода выбора путей познания также играет роль в возникновении заблуждений.

Согласно Л. Н. Толстому, подобие истины, то есть заблуждение, может стать препятствием на пути к познанию истины. В научном познании заблуждения проявляются через ложные теории, которые с течением времени становятся очевидно ложными. Примерами таких теорий могут служить теория Птолемея и ньютоновская трактовка пространства и времени.

Источниками заблуждений могут быть погрешности, связанные с переходом от чувственного уровня познания объекта к рациональному. Однако, практика человечества показала, что заблуждение является неотъемлемым элементом поиска истины. Пока один человек обнаруживает истину, многие другие могут оставаться в заблуждении.

В этом смысле заблуждение представляет собой непреднамеренные, но неизбежные издержки на пути к истине. Следовательно, заблуждения в науке постепенно преодолеваются, а истина проявляет саму себя в свете.

Сущность великих истин

Известный философ Артур Шопенгауэр утверждал, что освобождение человека от заблуждений является приданием ему нечто новое, а не лишением. По его словам, освобождение от лжи – это проповедь истины, понимание того, что то, что считается истиной, на самом деле является ложью. Таким образом, заблуждение всегда приносит вред, и рано или поздно приводит к негативным последствиям.

Однако, следует признать, что заблуждение может служить толчком к достижению истинного знания. Лев Толстой, русский писатель и мыслитель, говорил о том, что великие истины доступны каждому. Эту мысль можно отнести и к его же произведению «Война и мир», которое играет важную роль в духовном развитии не только россиян, но и всего прогрессивного человечества.

В романе «Война и мир» Л.Н. Толстой предлагает ответы на философские вопросы, которые волнуют каждого человека. Главные герои проходят путь, освещающий смысл жизни, их поиски проводят не только разумом, но и жизнью, судьбой.

Пьер Безухов и князь Андрей Болконский становятся символами думающей и страдающей души русского человека. Через их истории автор предлагает свою концепцию сущности великих истин, доступных каждому.

Пьер и князь Андрей в романе «Война и мир»

Пьер и князь Андрей впервые появились в романе на фоне великосветского общества Анны Павловны Шерер. Салон Шерер олицетворял собой весь великосветский круг. Его определяющая черта – всепроникающая фальшь поведения. Поведение открытого, благородного Пьера внушает страх этому обществу. Пьер выражает свои мысли искренне, убежденно. Его высказывания отличаются смелостью и крайностью взглядов. Пьер в своей жизни проходит через ряд сменяющих друг друга этапов, через множество увлечений и разочарований. Восхищение Наполеоном сменяется масонством. Одновременно духовная независимость временно сменяется великосветской жизнью, а затем вспышками отвращения и презрения к этому кругу людей. Появляется глубокая и чистая любовь к народу; мечта о личном подвиге и убийстве Наполеона. В конечном счете Пьер приходит к идеям декабризма. Он живет чаяниями и интересами своего времени. Пьер – это натура ищущая, он стремится прожить жизнь не зря. На всем пути Пьером руководят непосредственность, простота, искренность, что и роднит его с народом.

Не менее философичен и ярок образ князя Андрея. Этот герой романа Толстого более всех мучился постижением смысла жизни. В своих размышлениях он дошел до осознания гармонии между человеком и природой. Вспомним две встречи князя Андрея со старым дубом по дороге в Отрадное. Князь Андрей, как и его друг Пьер, прошел искушение славой, жаждой подвига. Был распростерт со знаменем в руках на поле брани, и сам Наполеон с восхищением высказался о его «смерти». Но все это оказалось карточным домиком, романтическим туманом. О настоящем смысле жизни князь Андрей задумался впервые за несколько часов до своей смерти. С поразительной простотой и глубиной описан Л. Н. Толстым момент предсмертных видений князя Андрея, когда смерть стояла за дверью и дверь вот-вот должна была открыться. Видимо, писатель полагал, что человек всю свою жизнь лишь накапливает материал о смысле своего существования, в основном в вопросах. Полный ответ на этот мучающий его всю жизнь вопрос человек, как видно, получает в последние свои мгновения на Земле. Так произошло с князем Андреем.