Наука — самое важное, самое прекрасное и нужное в жизни человека, она всегда была и будет высшим проявлением любви

Сочинение

В течение последних трех столетий естествознание развивалось невероятно динамично. Горизонт научного познания расширился поистине до фантастических размеров. На микроскопическом конце шкалы масштабов физика элементарных частиц вышла на уровень изучения процессов, которые происходят за время около 10-23 с и на расстояниях 10-15 см. На другом конце шкалы космология и астрофизика изучают процессы, происходящие за время порядка возраста Вселенной 1018 с и радиуса Вселенной 1028 см. Недавно обнаружены астрономические объекты, свет от которых идет к нам 12 млрд лет. Свет от этих объектов «вышел» тогда, когда до возникновения Земли оставалось еще 7 млрд лет. Человек получает возможность заглянуть в самое начало «творения» Вселенной.

В современном обществе значительно возросла роль науки. На основе научного знания рационализируются, по сути, все формы общественной жизни. Как никогда близки наука и техника. Наука стала непосредственной производительной силой общества. Новые информационные технологии и средства вычислительной техники, достижения генной инженерии и биотехнологии обещают в очередной раз коренным образом изменить материальную цивилизацию, уклад нашей жизни. Под влиянием науки (в том числе) возрастает личностное начало, роль человеческого фактора во всех формах деятельности.

1. Наука как сфера человеческой деятельности

Наука — сложное, многостороннее и динамическое явление. Наука создавалась и развивалась не одним поколением людей, отличающихся яркой индивидуальностью и обстоятельствами их. Исследователи, изучающие науку, рассматривают ее с различных сторон: как форму общественного сознания, особую деятельность человека, подсистему культуры, цивилизации, систему знаний, фактор общественного прогресса и т. д. Изучение науки с различных сторон позволяет понять специфику этого явления общественной жизни человека.

Если науку рассматривать как определенный вид деятельности, то следует указать следующие важные элементы этой деятельности: цель, задача, методы и результаты деятельности.

Великий философ, математик, логик, юрист, один из основателей естествознания и инициаторов создания академии в России Г. Лейбниц (1646—1716) определил цель науки следующим образом: «Цель науки — благоденствие человечеству, то есть преумножение всего, что полезно людям, но не ради того, чтобы затем предаваться безделью. А для поддержания добродетели и расширения знаний. Всякий талант обязан внести свою лепту».

1 стр., 426 слов

«Без цели нет деятельности, без интересов нет цели…» В.Г. Белинский

... приемы и способы для осуществления деятельности, действие, то есть сам процесс реализации цели, и результат – конечный итог. Сама наша жизнь – это череда целей, которых мы достигаем, с помощью ... тем, что она целесообразна, а значит без цели и, соответственно, без мотива, интереса, она не будет осуществляться. Рассмотрим ее структуру. Деятельность складывается из таких элементов, как мотив, который ...

Эта трактовка цели науки противопоставляется пониманию цели науки как чисто познавательной деятельности человека. Понимание цели науки как исключительно познавательной деятельности было характерно для науки до XVII в.

Приоритет в понимании науки как теоретической и методической основы практической деятельности людей и развития материального производства принадлежит английскому философу Ф.Бэкону (1561-1626).

В его работе «Новый органон» (1620) была разработана идея проекта новой науки, науки экспериментальной, связанной с материальным производством людей. Наука прошлого века на примере научно-технической революции (НТР) убедительно доказала правильность понимания цели науки, сформулированной философами и учеными XVII в. Однако это не означает, что достижения науки напрямую оказывают влияние на рост благосостояния людей в современном обществе (более 1 млрд человек в современном мире живет на 1 доллар в день) и что наука отказалась от своей чисто познавательной функции или «науки ради науки». Использование достижений науки и ее дальнейшее развитие зависят сегодня от политических и других факторов.

Развитие науки связано с поиском решений определенных задач. Например, ученые XVII в. ставили перед собой задачу открытия законов механического движения, знание которых способствовало развитию практической механики. Сегодня наука выполняет следующие функции в развитии общества:

  • познавательная функция (расширение знания об окружающем мире, обществе и человеке);
  • практическая функция (развитие новых технологий в производительных силах общества);
  • образовательная функция (создание новых технологий обучения);
  • мировоззренческая функция (систематизация знаний об окружающем мире, обществе и самом человеке).

Важным понятием для научной деятельности является понятие образца, идеала, к которому следует стремиться в познании окружающего мира (природы, Вселенной), общества и человека. Во все периоды развития науки ученые стремились к созданию истинного знания.

Истинное знание — это, грубо говоря, информация, которая адекватно отражает положение дел в самой исследуемой действительности, в мире, в котором живет человек.

Идеалом науки, по мнению большинства ученых, является истина. Другое дело, что понимать под истиной и каким образом ее можно достичь. Здесь существуют разные точки зрения. Некоторые ученые полагают, что в конце концов наука откроет все законы, господствующие во Вселенной, и на этом она закончится. В качестве аргумента приводится знаменитая фраза А. Эйнштейна о том, что как бы ни была сложна природы, тем не менее она открывает свои тайны ученому, вознаграждая его за неимоверные усилия и однообразный образ жизни.

Другие утверждают, что природа — неисчерпаемый источник познания и поэтому наука никогда не кончится. Эта точка зрения признает бесконечное количество законов, господствующих в мире. На самом деле, как говорят представители первой точки зрения, это не соответствует наблюдаемым фактам: природа поступает экономно, расчетливо, с завидной простотой.

13 стр., 6184 слов

Влияние научно-технического прогресса на человека, общество и экологию

... чтобы этот ключ оказался в добрых руках. Как наука и искусство влияют на человека Наука – это вид духовной деятельности человека, направленный на постижение тайн природы, выведения её ... человечества, ощущать свою причастность к ним и ответственность за будущее. Социология помогает людям доносить до власти свое мнение и желания, что позволяет построить гибкую систему управления обществом, ...

Понятие истины в качестве научного идеала предъявляет жесткие требования к методу ее достижения и к результатам научной деятельности. Еще в XVII в. французский философ, математик, физик Р.Декарт (1594—1650) выдвинул следующие требования к научному методу познания:

  • ничего не принимать за истинное, что не является ясным и очевидным;
  • трудные вопросы делить на столько составных частей, сколько нужно для разрешения;
  • начинать с исследования простых, удобных для познания вещей и восходить постепенно к познанию трудных и сложных;
  • останавливаться на всех подробностях, на все обращать внимание, чтобы быть уверенным, что ни чего не упущено.

Требования Р. Декарта к научному методу оказали большое влияние на понимание науки как активной созидательной творческой деятельности. В дальнейшем метод научного познания стал пониматься как совокупность интеллектуальных и материально-вещественных способов достижения истинных знаний в процессе развития научной деятельности.

К интеллектуальным способам относятся методы создания теорий, гипотез и моделей исследуемых объектов, а также разработки технологий создания измерительных приборов, установок для проведения экспериментов и наблюдений. К материально-вещественным способам относятся сами приборы, установки для проведения экспериментов и наблюдений. Такое понимание научного метода отражается в современной трактовке главных черт научных знаний в качестве результата научного познания.

2. Роль науки в обществе

ХХ век стал веком победившей научной революции. НТП ускорился во всех развитых странах. Постепенно происходило все большее повышение наукоемкости продукции. Технологии меняли способы производства. К середине ХХ века фабричный способ производства стал доминирующим. Во второй половине 20 века большое распространение получила автоматизация. К концу ХХ века развились высокие технологии, продолжился переход к информационной экономике. Все это произошло благодаря развитию науки и техники. Это имело несколько следствий. Во-первых, увеличились требования к работникам. От них стали требоваться большие знания, а также понимание новых технологических процессов. Во-вторых, увеличилась доля работников умственного труда, научных работников, то есть людей, работа которых требует глубоких научных знаний. В-третьих, вызванный НТП рост благосостояния и решение многих насущных проблем общества породили веру широких масс в способность науки решать проблемы человечества и повышать качество жизни. Эта новая вера нашла свое отражение во многих областях культуры и общественной мысли. Такие достижения как освоение космоса, создание атомной энергетики, первые успехи в области робототехники породили веру в неизбежность научно-технического и общественного прогресса, вызвали надежду скорого решения и таких проблем как голод, болезни и т. д.

И на сегодняшний день мы можем сказать, что наука в современном обществе играет важную роль во многих отраслях и сферах жизни людей. Несомненно, уровень развитости науки может служить одним из основных показателей развития общества, а также это, несомненно, показатель экономического, культурного, цивилизованного, образованного, современного развития государства.

24 стр., 11822 слов

Методология научного познания

... составляющих дисциплинар­ной матрицы современного научного знания - от философских, логических, математических, кибернетических до естественно­научных, технических и гуманитарных наук. Наука - особая отрасль рациональной человеческой деятельности по производству объективно истинного знания ...

Очень важны функции науки как социальной силы в решении глобальных проблем современности. В качестве примера здесь можно назвать экологическую проблематику. Как известно, бурный научно-технический прогресс составляет одну из главных причин таких опасных для общества и человека явлений, как истощение природных ресурсов планеты, загрязнение воздуха, воды, почвы. Следовательно, наука – один из факторов тех радикальных и далеко не безобидных изменений, которые происходят сегодня в среде обитания человека. Этого не скрывают и сами учёные. Научным данным отводится ведущая роль и в определении масштабов и параметров экологических опасностей.

Возрастающая роль науки в общественной жизни породила её особый статус в современной культуре и новые черты её взаимодействия с различными слоями общественного сознания. В этой связи остро ставится проблема особенностей научного познания и его соотношения с другими формами познавательной деятельности (искусством, обыденным сознанием и т. д.).

Эта проблема, будучи философской, по своему характеру, в то же время имеет большую практическую значимость. Осмысление специфики науки является необходимой предпосылкой внедрения научных методов в управление культурными процессами. Оно необходимо и для построения теории управления самой наукой в условиях НТР, поскольку выяснение закономерностей научного познания требует анализа его социальной обусловленности и его взаимодействия с различными феноменами духовной и материальной культуры.

В качестве главных же критериев выделения функций науки надо взять основные виды деятельности ученых, их круг обязанностей и задач, а также сферы приложения и потребления научного знания. Ниже перечислены одни из главных функций:

познавательная функция

мировоззренческая функция

производственная

культурная

3. Достижения науки и ее перспективы

На начало третьего тысячелетия человечество заселило практически всю поверхность земного шара. Исследователи Земли проникли в нее на значительные глубины и суши, и Мирового океана. Освоена тропосфера: сотни самолетов с тысячами людей в каждый момент времени бороздят околоземное пространство в разных направлениях. Удивительны достижения человечества в изучении Ближнего и Дальнего Космоса. Представители землян побывали на поверхности Луны.

Больших успехов достигла физика. Открытие огромного количества элементарных частиц, гипотезы о строении материи на основе кварков и лептонов, глубокое понимание сил взаимодействия между частицами породили новые идеи в отношении строения материи как таковой и строения Вселенной в частности.

Достижения физики, химии, биологии позволили синтезировать новые молекулы и материалы (полистирол, керамику и т. п.).

Ожидается, что в результате применения синтетических волокон, различных пластиков, гелей, материалов с точным функциональным предназначением произойдет переворот в большинстве отраслей народного хозяйства. Известные же материалы обрабатываются в настоящее время новыми способами, приводящими к изменению их прочности, проводимости, точек плавления и т. п. Появляющиеся биоматериалы находят широкое применение в биологии и медицине. Это приводит к созданию «умных» лекарств, действующих в определенное время и на определенную часть организма.

Современная наука и техника обладают удивительными возможностями.

Человечество идет к глубокому, революционному изменению мышления. Одним из основных достижений человечества является то, что наука и техника противопоставили наблюдение и опыт аргументам предвзятости и произвола, что они развили методы, которые, продолжая совершенствоваться с изменением целей исследований, постепенно распространяются на все научные направления, включая экономические, социальные и политические.

12 стр., 5768 слов

Как я представляю мир без силы трения. по физике один день без силы трения

... силы трения уменьшать, либо увеличивать силы трения Нужна помощь в учебе? Предыдущая тема: Связь между силой тяжести и массой тела: динамометр. Следующая тема: Трение в природе, быту и технике: еще больше ПРИМЕРОВ Если бы не было силы трения, ...

До сегодняшнего дня наука стремилась достичь огромных энергий, высоких температур и давлений, больших скоростей и огромных масштабов. Сегодня уже известно, что проявления жизни характеризуются сравнительно небольшой разницей температур и энергий, а тела перемещаются со сравнительно малыми скоростями, что есть системы, для которых Вселенная является сравнительно крохотным объектом.

Современное развитие науки и техники тесно связано с информатикой. Это позволяет решать многие задачи и космического масштаба, и на уровне клетки. Они остались бы нерешенными без использования современных компьютерных технологий: либо по причине огромного объема расчетов, либо из-за необходимости выполнять одновременно большое число действий. Сегодня вычислительная техника широко используется при решении многих задач молекулярной биологии, экологии, планирования. Опыт, накопленный при составлении и реализации масштабных программ, несомненно, найдет применение в самых различных, зачастую неожиданных областях — от защиты окружающей среды до динамики народонаселения, картографии и метеорологии.

Продолжается уменьшение размеров компьютеров при одновременном увеличении их качественных и количественных показателей. Последствия дальнейшей миниатюризации в области информатики будут весьма значительными, и компьютеры смогут выполнять все новые и новые функции. Ведь, например, деятельность сложнейшего клеточного механизма обеспечивается программами, размещающимися на площади размером с микрон и меньше.

Сегодня информатика со своим искусственным умом, с экспертными системами готова внести свой вклад в развитие логики, моделирование процессов, готова помочь логическому мышлению и принятию решений. А это означает, что речь идет о качественном и количественном усилении умственной деятельности человека.

После длительного периода методологических трудностей, связанных с невероятной сложностью живых систем, биология перешла в семью точных наук. Применяя самую современную технику, а также достижения физики, химии, математики, биология продвигается вперед гигантскими шагами: уже проводятся сложнейшие операции на сердце и мозге, обеспечивается развитие эмбрионов в пробирках, осуществляется размножение растений без использования зерна, производятся вакцины, ранее считавшиеся немыслимыми, выращиваются помидорные растения величиной с дерево и дающие урожай целого поля.

Но самым удивительным, пожалуй, является углубление понимания механизма жизни на уровне клетки и нуклеинов. Биология раскрыла удивительную организацию живых существ, тонкость и сложность их строения.

Вполне возможно, что раскрытие этих миниатюрных биологических механизмов и есть самое впечатляющее достижение современной эпохи.

О самом человеке, к сожалению, в прошлом было известно мало. Опыты проводились на животных, и многие из животных были изучены лучше, чем человек. Сегодня положение радикально меняется. Различные операции, которые проводятся на человеке, чрезвычайно сложны и искусны, познан механизм действия гормонов, пигментов, нейромедиаторов и т. п. Человек не только ушел далеко от средневековых запретов, но и стал участником процесса познания.

2 стр., 656 слов

Польза и вред силы трения. заранее спасибо))

... пропадет сила трения, то наша планета станет гладким шариком, на котором ... мире без трения тела придут в движение даже на таких ... на отдельные нити, а нити распадутся на составляющие их мельчайшие волокна. Такая судьба ожидает также металлические и веревочные сетки. Катастрофические изменения ждут природу ... на отдельные глыбы и песок. Деревья, корни которых держатся в земле только из-за трения, сами по ...

Последствия этого могут превзойти самые смелые предположения.

Понятие здоровья уже нельзя больше сводить к излечению от каких-то болезней. Оно находится в тесной связи с социальными проектами и становится отправной точкой важных перемен в образе жизни большинства людей и развитии общества в целом. Увеличивается продолжительность жизни, причем даже со значительным продлением действия физических и умственных способностей. Развивается профилактика; открыты эффективные лекарства; повышается уровень санитарии; появились биоматериалы, которые позволяют решать принципиально новые проблемы. Теперь к старости люди достаточно часто сохраняют хорошее здоровье. Оно позволяет им вести нормальную трудовую деятельность.

Рушатся традиционные понятия о пенсионном возрасте, меняются многие социальные взаимоотношения, появляются новые потребности.

Возрастает эффективность вмешательства в процесс воспроизводства человека. Обычным делом стало оплодотворение в пробирке. Стало возможным запланированное появление на свет близнецов, рождение ребенка после смерти отца и даже обоих родителей и т. д. Подобные генетические возможности затрагивают такую социальную единицу, как институт семьи.

Считается, что к концу XXI века население Земли составит 10 млрд человек. На сегодня численность населения Земли, очевидно, уже достигла 6 млрд человек. 90 % увеличения населения падало в последние десятилетия на развивающиеся страны. Однако темп общего прироста населения, достигнув своего пика в 1960-е годы, в настоящее время пошел на убыль. Не исключено, что население Земли в дальнейшем не будет увеличиваться быстрее, чем сегодня, и прибавка будет составлять не более чем 85 млн. в год.

Таким образом, подводя итог, можно констатировать, что роль науки в современном обществе изменилась кардинальным образом. И этот фактор вызывает и будет дальше вызывать существенное влияние на все стороны жизни: политику, экономику, социальную сферу, образование, культуру и т.д.

Заключение

Большое многообразие проявлений окружающего нас мира требует глубокого и комплексного восприятия фундаментальных понятий о материи, пространстве и времени, о добре и зле, о законе и справедливости, о природе поведения человека в обществе. Фундаментальные законы, понятия и закономерности отражают не только объективную реальность материального мира, но и мира социального. К сожалению, уходящий век оставляет немало примеров того, что забвение фундаментальных истин наносило и наносит невосполнимый ущерб природе, живому миру, самому человеку.

Современное человечество перешагнувшее грань тысячелетий, и уже одно это заставляет людей уделять больше внимания своему будущему и разумному осмыслению прошлого Достижения науки и техники создали у большинства людей представление об абсолютном превосходстве человека над природой. Космическая техника, наземный транспорт, успехи науки, позволившие получать новые вещества, не существовавшие до этого в природе, — все это усилило антропоцентризм по отношению к природе. Люди как бы стали забывать, что сами они — часть природы, биологический вид, жизнь которого определяется амплитудой природных условий, и все их могущество основано на использовании законов природы, вне которых развитие человеческой цивилизации невозможно.

19 стр., 9234 слов

Если бы не было силы трения

... подготовке к лекциям часто не давала отцу Антонину возможности отдохнуть хотя бы ночью, что при его болезненности было губительно [8]. Помимо ... этом времени, будучи уже на Востоке: "Давно все это было, и далеко от Византии, которую и тогда ленивый ум, ... на Востоке [12]. Сегодня сложно судить, что из вышеизложенного было первостепенной причиной пострига, но, вероятнее всего, каждому событию Господь ...

Близится рубеж тысячелетий. Завершается XX век, явивший миру черты новой цивилизации. Человек вышел в космос, проник внутрь атомного ядра, освоил новые виды энергии, создал мощные вычислительные системы, разгадал генетическую природу наследственности, научился использовать в невиданных масштабах богатство природы. Однако он гораздо менее преуспел в рациональном и бережном отношении к природе и к богатейшим ее ресурсам.

Список использованных источников

[Электронный ресурс]//URL: https://liarte.ru/sochinenie/razvitie-nauki-ne-raz-stavilo-pered-uchenyimi/

  1. Карпенков С.Х. К26 Концепции современного естествознания: Учебник для вузов. – М.: Академический Проект, 2000. Изд. 2-е, испр. и доп. – 639 с.
  2. Лихин А. Ф. Концепции современного естествознания: учеб. – МТК Велби, Изд-во Проспект, 2006. – 264 с.
  3. Турчин В.Ф. Феномен науки: Кибернетический подход к эволюции. Изд. 2-е – М.: ЭТС, 2000. – 368 с.
  4. Хорошавина С. Г. Концепции современного естествознания: курс лекций / Изд. 4-е. – Ростов н/Д: Феникс, 2005. – 480 с.

Сочинение на научную тему

5

(1)

В окружающей нас природе одни тела всегда действуют на другие. Например, наша планета притягивает к себе все тела, расположенные на ее поверхности и вблизи земли, вода, которая падает с высоты, вращает турбины, а ветер заставляет двигаться парусники. Благодаря использованию силы мышц человек поднимает тяжести, а лошадь перевозит грузы. Во всех этих случаях тела взаимодействуют между собой. Взаимодействие между телами и получила название силы. Наука различает разные виды сил — это сила тяжести, сила упругости, сила трения и другие силы.

Силу можно измерить. Это делается с помощью специального прибора, который называют динамометр. Единицей измерения силы является Ньютон (Н).

она названа в честь выдающегося английского ученого Исаака Ньютона. Что же представляет собой сила, равная 1 Н? Это сила, в десять раз меньше, чем сила, необходимая для того, чтобы поднять груз весом 1 кг на высоту 1 м.

Сила тяжести.

Силы, с которой наша планета притягивает к себе другие тела, называется силой земного притяжения. Сила притяжения существует на всех планетах Солнечной системы. Есть она даже на Луне — естественном спутнике Земли. Но на Луне эта сила слабее, чем на Земле. Это вызвано тем, что масса нашей планеты гораздо больше, чем масса Луны. Поэтому понятно, что сила тяготения зависит от массы самого тела.

Она будет больше у того тела, у которого больше масса. Если сравнить железный и деревянный шарик одного размера, отпустив их с одинаковой высоты на влажный песок, то от деревянного шарика останется намного меньшее углубление, чем от железного. Это произойдет потому, что сила тяготения железного шарика намного больше, чем деревянного.

Сила упругости.

Если мы к пружине подвесим какой-то груз, то под действием этого грузила пружина начнет двигаться вниз и вверх. Через некоторое время это движение прекратится, даже несмотря на то, что сила тяжести будет влиять на груз. Это объясняется тем, что кроме силы тяжести, действующей на этот груз и тащит его вертикально вниз, на него еще действует сила упругости самой пружины.

Она направляется вертикально вверх. Но откуда берется эта сила? Все достаточно просто. При движении вниз груз растягивает и удлиняет пружину, но она стремится восстановить свою форму и использует для этого силу, которая и называется силой упругости. В то время, как груз прекращает свое движение, сила тяжести равна силе упругости.

7 стр., 3336 слов

Сила слова «нет», которая восполнит и преумножит ваши ресурсы

... Говорят, что слово обладает огромной силой и влиянием, способной изменить жизнь человека. Это разговор, диалог, выражение эмоций и отношение ... говорил, что «Слово бьет насмерть». Есть слова, выражающие прекрасные чувства: ... слова выросла: со временем образовалось написанное и устное рассуждение — сочинение, ... словами, неся негативный заряд окружающим, не понимая тяжесть ... Его ... тела, мы можем принять, что слово ...

Сила трения.

Если соединить динамометр и деревянный брусок, который лежит на столе и начать равномерно двигать этот брусок с помощью динамометра, мы увидим, что сначала брусок будет лежать на столе неподвижно, а потом он сдвинется с места. Только за определенным значением силы брусок сдвинется с места. Это обозначает, что только при условии преобладания силы тяжести над другой силой, которая задерживает тело, брусок получит возможность сдвинуть с места.

Сила, возникающая между деревянным бруском и столом называется силой трения. Это сила может возникнуть между любыми телами, одно из которых пытаются сдвинуть с места. Такая сила в науке получила название силы трения. Сила трения всегда направлена против движения тела. Это она препятствовала сдвигу бруска в начале опыта. Если бы не было силы трения, движение тел длился бы бесконечно.

Она тем больше, чем больше неровностей в виде углублений и выступов существует на поверхности тел. Для того, чтобы уменьшить силу трения, поверхности тел шлифуют или используют специальные смазки. Полностью устранить силу трения между телами в наших условиях невозможно. А вот если нужно повысить силу трения, используют специальные материалы, а поверхности покрывают шипами.

Подводя итоги, можно сказать, что:

  1. Сила — это специальная мера взаимодействия тел.
  2. Сила выражается числом и направлением, ее измеряют с помощью динамометра.
  3. Силу измеряют с помощью динамометра.
  4. Единицей измерения силы является Ньютон (Н)
  5. Существуют силы притяжения, трения, упругости и другие силы.

5 / 5. 1