Тема урока: «Сочинение-описание по открыткам»
(подготовка к домашнему сочинению).
Урок интегрированный:
Цель урока:
Оборудование:, Рекомендации по подготовке к уроку:
-
Учитель заранее, за неделю-две, рекомендует учащимся подобрать открытки с изображением своих любимых цветов для сочинения- описания.
-
Дает задание найти легенды об этих цветах, подобрать стихи, песни, пословицы, поговорки, загадки.
-
Одному ученику выучить наизусть стихотворение С.Маршака «Ландыш».(желающие могут выучить любое стихотворение о цветах)
-
Учащиеся подбирают тексты-образцы научного и художественного описаний.
-
Учитель русского языка готовит специальные памятки к уроку.
-
Учащимся, обладающим большим творческим потенциалом, можно предложить попробовать написать стихи о цветах или придумать легенды о происхождении их названий.
Ход урока
1.Оргмомент, Сообщение о целях и задачах урока. Психологическая подготовка к восприятию темы.
2. Работа по теме
Эпиграф:
Красота обладает силой и даром вносить мир в, М.Сервантес
-
Вступительное слово учителя:
-Красота обитает всюду и воплощается в разных формах. Одно из самых совершенных ее воплощений- цветы. Тысячелетиями люди пытались найти объяснение этому настоящему живому чуду. Слагали легенды о неземном происхождении цветов, о волшебных превращениях сказочных существ в изящные растения. Но, придумывая легенды и предания, человек нередко сам творит чудеса, и создания природы бледнели перед созданием его рук. Анютины глазки, жасмин, хризантема и даже роза никогда бы не появились на нашей клумбе, если бы не труд садовода.(Показ слайдов)
Изучение текста
Текст предлагает рассмотреть вопросы поздравлений родственников и близких, находящихся на большом расстоянии. Один из вариантов — послать художественную телеграмму или открытку с изображением цветов. Важно отметить, что первые поздравительные открытки пришли в Россию из Англии. Открытки стали популярными в начале 20-го века и до сих пор представляют собой произведения искусства. В тексте также упоминаются строгие правила составления букетов, соблюдение которых считалось обязательным во Франции в 14-15 веках.
Бинарный урок » – описание картины И.И. Машкова «Клубника ...
... и ему остался верен до конца жизни. Рассказ 1 ученицы Я расскажу вам о картине Ильи Ивановича Машкова «Снедь московская» (Рисунок 3). Илье Ивановичу очень нравилось писать хлебы, на этой картине ... Задание на дом Написать сочинение – миниатюру по картине с использованием плана. 2 часть урока, посвящена изобразительному искусству. Урок второй I. Организационный момент Учитель : Продолжаем наш необычный ...
Задания для анализа текста
-
Какие способы поздравления предлагает текст для родственников, находящихся на большом расстоянии?
-
Откуда пришли первые поздравительные открытки в Россию?
-
Какие правила соблюдались при составлении букетов во Франции в 14-15 веках?
Задание: прослушайте текст и ответьте на вопросы учителя.
Ирис
Весной в садах привлекает внимание крупный цветок ириса. Его сине-фиолетовые, а иногда и желто-коричневые лепестки с жилками, как тонкая сеточка, весьма своеобразны. За окраску цветов это растение названо в Древней Греции ирисом- «радугой».
У нас в России ирис давно известен под нежным названием «касатик», называют его еще и «петушком». (Н.Верзилин)
Беседа
О каких особенностях цветка рассказывает автор? Какие для этого использует художественные средства?
У кого на открытке есть изображение ириса? Кто знает легенду о нем? Кто из ребят нашел стихи об этом чудесном цветке? (учащиеся читают легенды и стихи о цветке ириса).
Какие цветы изображены на ваших открытках? Какие легенды вы знаете о них? (учащиеся и учитель биологии рассказывают легенды об этих цветах.)
Какие из них садовые? Какие полевые? (Показ слайдов со схемой «Полевые и садовые цветы»)
Назовите цветы, славящиеся особым ароматом.
Словарная работа:
Аромат
Эллипс
Перечислите свои любимые цветы. (Слайды с цветами)
Учитель биологии. Для того, чтобы узнать названия цветов и увидеть их на экране, отгадайте загадки:
- Белые горошки на зеленой ножке. (Ландыш, показ слайдов)
- Я — травянистое растение С цветком сиреневого цвета., Но переставьте ударение, И превращаюсь я в конфету. (Ирис, показ слайдов)
- Стоит в саду кудряшка- белая рубашка. Сердечко золотое. Что это такое? (Ромашка, показ слайдов)
- Замечательный цветок, Словно яркий огонек., Пышный, важный, словно пан, Нежный бархатный …(Тюльпан, показ слайдов)
- Длинный тонкий стебелек, Сверху- алый огонек., Не растенье, а маяк-, Это ярко-красный … (Мак, показ слайдов)
- Кувшинчики и блюдца не тонут и не бьются. (Кувшинка, показ слайдов)
- Он – цветочный принц-поэт,
Введение
Цель данной работы — дать образец текста-описания и развить речевые навыки учащихся. В рамках исследования мы будем анализировать тексты разных стилей и определять их стилевую принадлежность. Это поможет нам лучше понять особенности различных типов речи.
Методология
Мы предлагаем два варианта текстов — научный и художественный стили. На основе памятки, предоставленной учащимся, они определят стилевую принадлежность текстов и аргументируют свой ответ.
Анализ текста как средство развития речи учащихся среднего звена ...
... речи – одна из главных задач уроков русского языка. Школьная программа основными видами работ по развитию называет изложение и сочинение. Однако не все ученики понимают, осмысливают, запоминают и воспроизводят текст. ... ССЦ между собой. Информативность присуща только тексту и является его основным признаком. Содержанием любого законченного текста является информация. Она содержит сообщение о ...
Анализ текстов
Текст №1
Ландыш относится к семейству лилейных. Листья у него имеют форму эллипса, цветки собраны в колосья, плод — ягода; опыляется с помощью насекомых. Ландыши широко распространены в лесах европейской части России, Кавказа, Дальнего Востока. Цветы и листья применяются в медицине; получаемое из цветков масло используется в парфюмерии.
Текст №2
В лесу под зелеными сводами деревьев разлит чудесный аромат — это цветет белый душистый ландыш! Тронешь тоненькую веточку с большими красивыми листьми — и задрожат, качая головками, цветы-колокольчики. Как красивы эти цветы! Как чуден их аромат!
Анализ текста любого типа речи
-
Определите, что перед вами: слова, предложения или текст. Докажите свою точку зрения.
-
Выделите начало текста, укажите его особенности.
-
Укажите окончание текста. Есть ли смысловая связь между началом и окончанием текста.
-
Укажите тему текста. (О чем текст?)
-
Назовите идею текста, его главную мысль.
-
Определите, о чем текст: о развитии действия, о признаках предмета или это вывод на основе приведенных аргументов к высказанному утверждению. На какой вопрос отвечает текст? Тип речи текста.
-
Подумайте, какого стиля текст: разговорного или книжного. (Делового, научного, публицистического, художественного?)
Таким образом, проведение анализа текстов различных стилей позволит учащимся более глубоко понять особенности различных типов речи и развить свои навыки в описании и аргументации.
4. Беседа:
- Где можно встретить такое описание, как в первом тексте?
- Правильно, в любом учебнике биологии, в энциклопедии, справочнике.
- Какие изобразительные средства вы встретили в этом тексте?
- Где можно встретить такое описание, как во втором тексте?
- Правильно, в любом художественном произведении.
— Какие изобразительные средства вы встретили в этом тексте?
5. Выразительное чтение стихотворения С.Я.Маршака «Ландыш».
Чернеет лес, теплом разбуженный,
Весенней сыростью объят.
А уж на ниточках жемчужины,
От ветра каждого дрожат.
Бутонов круглые бубенчики,
Еще закрыты и плотны.
На солнце раскрывает венчики,
У колокольчиков весны.
Природой бережно спеленатый,
Завернутый в широкий лист.
Растет цветок в глуши нетронутой,
Прохладен, хрупок и душист.
Томится лес весною раннею.
И всю счастливую тоску,
И все свое благоухание,
Он отдал горькому цветку.
-
Запись примерного плана к сочинению.
Ни строительство дома, ни путь капитана, Не получится, если их делать без плана., Будь как строитель и как капитан,, Готовишься к делу- обдумывай план!
(План составляется коллективно под руководством учителя).
(Показ слайда плана на доске).
Примерный план:
-
Красота обитает повсюду.
-
Описание цветка, изображенного на открытке:
17 стр., 8343 слов«что такое сила духа» по тексту айтматова
... помыслами и наполнен любовью к человечеству. Второй вариант сочинения (по тексту Л. Овчинникова «Весной 1942 года по ленинградским улицам ... миг, каждую секунду своего существования. Аргумент из прочитанного текста В тексте Г.Я. Бакланова описан один вечер из жизни ... Внутренняя сила заключается в объединении. Аргумент из прочитанного текста Г.Я. Бакланов рассказывает о подвиге ленинградцев, которые во ...
1).
общий вид;
2).
цветок;
3).
стебель;
4).
история названия;
5).
воспета в песнях его красота.
3. Цветы- олицетворение прекрасного.
-
Учитель русского языка:
— Ребята, наш урок проходит в канун замечательного праздника 8 марта, и конечно же, каждый из вас хочет поздравить с этим праздником своих мам, сестренок, бабушек. Для того, чтобы этот день им запомнился, сегодня на уроке вы своими руками изготовите открытку, а поможет вам в этом Марина Георгиевна (учитель биологии).
7. Учитель биологии:
— На ваших партах лежат заготовки для будущей поздравительной открытки. Вот примерная открытка, которую вы сможете сделать сами. (Показывает открытку, сделанную своими руками).
В помощь вам на партах лежат следующие предметы: клей, вырезки цветов, бантики, фломастеры. Они вам помогут сделать открытки, которые вы подарите своим родным и близким. Начнем работу.
( Открытки изготовлены, рабочие столы убраны).
-
Учитель русского языка подводит итог урока.
— Ребята, сейчас вам Марина Георгиевна раздаст карточки с вопросами и заготовкой солнышка. Вы должны будете ответить на вопросы и нарисовать лицо солнышку, из этого мы узнаем, понравился ли вам урок, чем запомнился, дадите оценку своей работе.
(Ребята рисуют, пишут).
-
Домашнее задание: