Основные умения, необходимые учащимся при написании сочинения
:
- вдумываться в тему, осмысливать её границы, стремиться раскрыть тему сочинения;
- подчинять своё сочинение определённой идее;
- отбирать материал для сочинения;
- систематизировать материал, продумывать последовательность изложения, план;
- строить сочинение в определённой композиционной форме, то есть соблюдать пропорцию частей, чётко представлять особенности построения сочинений разных жанров;
- правильно, в соответствии с нормами литературного языка, речевой ситуацией и задачей высказывания, точно, ясно выражать свои мысли;
- редактировать свою работу, то есть исправлять, переделывать, улучшать написанное.
Традиционные жанры сочинений: описание, рассуждение, повествование.
Как известно, временные отношения и связи выражает повествование, определительные – описание, причинные – рассуждение.
Сочинение-повествование
«Повествовательными текстами называются такие, в которых излагается ряд последовательных событий. Порядок расположения материала при этом определяется хронологической последовательностью событий»[2].
Сообщение о сменяющихся действиях – «новое» в тексте, то есть главная информация, ради которой создаётся высказывание. «Данным» в повествовании является указание на лицо, совершающее действие, на время, место и т.д.
В повествовании часто используют слова и словосочетания, обозначающие время: сначала, затем, потом, после этого, немного погодя, позже, через некоторое время, позднее, дальше, тут (разг.), тогда, наконец и др.
Результат сочинения-повествования – рассказ (небольшое литературное произведение повествовательного типа, в котором речь идёт обычно об одном, но важном событии в жизни героя).
Основа рассказа – случай, эпизод, происшествие, то есть какое-либо событие. Рассказ включает основные части, связанные с развитием этого события: завязку, кульминацию, развязку.
Завязка – это момент, с которого начинается событие и от которого зависит его развитие.
Кульминация
Развязка – результат развития события, его заключительный момент.
Рассказ может иметь также вступление (информация о том, где, когда и с кем произошло событие) и заключение (раздумья автора по поводу описанных событий, нравственные выводы).
Последовательность частей рассказа условна: действие может раскрываться в прямом порядке, а может и варьироваться в зависимости от замысла автора.
Анализ рассказа Распутина «Уроки французского»
... участника всех событий. Это позволяет говорить о правдоподобности и реалистичности рассказа. «Я»-повествование демонстрирует все чувства и эмоции главного героя «Уроков французского». 5. Тема и идея произведения. Проблематика. Тема ... до главного героя рассказа В.Г. Распутина, но и до читателей, которые поняли цену хороших и по-настоящему человеческих поступков. Понравилось сочинение? А вот еще:
Повествование может вестись от первого или от третьего лица.
Основная часть речи, используемая в повествовании, – глагол, особенно форма прошедшего времени совершенного вида.
Существуют следующие виды рассказов:
- о случае из жизни автора;
- на основе услышанного;
- на основе фантастического вымысла;
- на основе данного сюжета;
- на основе сюжета картины;
- юмористические рассказы на основе услышанного, увиденного;
- киносценарий на основе рассказа;
- сказка на основе рассказа;
- рассказ от лица животного;
- по данному началу.
Сочинение-описание
В основе такого сочинения — перечень признаков предмета, явления, лица, места и т.д., то есть объекта описания.
Пейзаж – это описание деревьев, травы, неба, реки; при описании портрета обращаемся к возрасту, осанке, росту, походке, выражению глаз, улыбке, манере говорить, жестикуляции, внутреннему состоянию человека; описание какой-либо машины требует сообщения о её назначении, принципе действия, производимых ею операциях, внешнем виде, о её частях, их назначении и взаимодействии.
Таким образом, цель описания заключается в том, чтобы читатель смог представить предмет описания в своём сознании, почувствовать авторское отношение к нему и сформировать своё.
Конкурсное сочинение может включать элементы научного и художественного описаний. В научном даётся перечень главных (существенных) признаков предмета, понятие о его свойствах, для этого характерны точность, логическая последовательность, отбор только самых необходимых фактов. В художественном описаниипреобладают субъективность, выражение авторского отношения к описываемому, образность. Основная цель художественного описания — дать яркое представление о предмете, вовсе не обязательно точное и полное.
Структура описания включает:
- общее представление о предмете («данное»);
- описание признаков описываемого, деталей, частей («новое»);
- отношение автора к описываемому.
Различают следующие виды сочинений-описаний:
- описание отдельных предметов;
- описание человека;
- описание животного;
- описание помещения;
- описание природы;
- описание одежды, костюма;
- описание действий;
- описание общего вида местности;
- описание книги;
- описание памятника;
- описание состояния окружающей среды;
- описание картины чего-либо по воображению и памяти.
В описании чаще используются имена прилагательные, наречия, причастия, определительные местоимения и т.д.
Сочинение-рассуждение
Именно рассуждение в большей степени способствует развитию навыков самостоятельного и логического мышления; учит убеждать, доказывать, аргументировать, делать обоснованные выводы или, напротив, опровергать точку зрения, противоположную автору.
Конспект сочинения — повествования + описания/рассуждения ...
... на вопрос, какой получился текст - повествование, описание, рассуждение? (Должен получиться текст-рассуждение, т. к. они отвечают на вопрос и доказывают свое мнение.) Повествование-описание-рассуждение. 6. Подведение итогов подготовительной работы - ... взрослые не одобряют, а ты их объясняешь по своему, как этот мальчик. Опираясь на текст Игоря, напиши текст о себе. Сейчас каждый вспомните случай, ...
В основе рассуждения — проблема, сформулированная в виде тезиса, которую нужно разрешить.
Текст-рассуждение включает три части: тезис (то, что надо доказать), аргументы (доказательства) и вывод.
Основной и большей по объёму частью рассуждения является вторая — аргументирование. В качестве доказательств могут быть использованы:
- различные факты из жизни самого автора или близких и знакомых ему людей;
- факты, взятые из литературных (публицистических, художественных…) источников;
- ссылки на литературу (цитирование);
- сопоставление фактов;
- логические умозаключения и т.д.
[Электронный ресурс]//URL: https://liarte.ru/sochinenie/v-janre-reklama/
Выбор доказательств определяет тема рассуждения. Главным при этом является степень убедительности автора, развёрнутость аргументов, соответствие теме.
виды сочинений-рассуждений
- рассуждение-ответ на вопрос;
- рассуждение на дискуссионную тему;
- рассуждение на тему, требующую раскрытия понятия.
во-первых, во-вторых, в-третьих, наконец, итак, следовательно, таким образом.
При написании рассуждения следует использовать сложные по структуре предложения — с обособленными членами, вводными конструкциями, разными типами союзной и бессоюзной связи.
Надо отметить, что ученические сочинения могут включать в себя элементы и повествования, и описания, и рассуждения.
нетрадиционных жанров
Сочинение в жанре рекламы
Прежде всего необходимо выяснить значения слова «реклама»:
- информация о потребительских свойствах товаров и различных видах услуг с целью их реализации, создания спроса на них;
- распространение сведений о лице, организации, произведениях литературы и искусства и т.п. с целью создания им популярности;
- коммерческая информация, часть маркетинга, обеспечивающая продвижение товара на рынке.
Требования, которые предъявляются к созданию рекламы:
- необходимо основательно подумать над заголовком рекламы. Он должен сразу привлечь, «приковать» внимание читателя, вызвать у него живейший интерес. Заголовок, выражаясь языком маркетологов, — это один из «крючков», на который должен попасться всякий человек, взявший в руки данное печатное издание. Заголовок может быть «заумным», «кричащим», вопросительным, восклицательным, провокационным — главное, чтобы он не оставил равнодушным своей обыкновенностью и избитостью. Но нельзя, конечно, опускаться до уровня бульварной прессы или двусмысленности;
- нужно, чтобы всё важное, о чем вы хотите сказать читателю, как можно сильнее «врезалось» в его сознание, расположилось и в начале, и в конце рекламы.
Тем самым вы добьётесь того, что ваша информация действительно дойдет до читателей;
- текст нельзя «перегружать» цифрами: это затрудняют восприятие;
- в сообщении не должно быть слишком много абзацев. Это рассеивает внимание, нарушает его целостность, уменьшает силу аргументов;
- если содержание требует определённого объёма (осмысленной подачи материала), то нужно ввести подзаголовки, они облегчат его ориентацию, сэкономят время;
- сообщение должно быть понятным всем и каждому, поэтому недопустимы термины, профессиональный жаргон и арго.
Некоторые термины не свидетельствуют о компетентности и полном овладении специальностью, скорее, говорят о неуважении к читателю и стремлении обособиться от него;
Подготовка к сочинению – рассуждению по тексту Л. Андреева
... сочинению- рассуждению. Работа с текстом. Отработка умений и навыков работы с исходным текстом. Усвоение способов деятельности путем воспроизведения информации и выполнения упражнений. . Повторение теоретических знаний о тексте .Общий анализ ... страничку в интернете, прочитала: «Кто сдавал ЕГЭ по русскому в прошлые годы, поделитесь шпаргалками к сочинению. Это работа творческая, за нее ставят самые ...
— материал найдёт у читателей большой отклик, если в нём есть индивидуальная характеристика того, что рекламируется;
— Сочинение-реклама — для учащихся новый жанр. Главное — донести до сознания школьников основную цель рекламы — создание спроса, популярности того, что рекламируется. Обратить внимание на текст рекламы, лексику, синтаксис, так как высказывание в этом жанре отличается от других тем, что оно обращено к определенному кругу лиц, поэтому в данном тексте должны быть названы те люди, кому предназначена вещь или предмет. Если содержание текста носит рекомендательный характер, то глаголы в таком высказывании употребляются в формах 2-голица множественного числа или 1-го лица единственного числа. Синтаксис характеризуется короткими, но ёмкими фразами.
Памятка составляющему рекламу
1. Хорошо изучи предмет, выбранный для рекламы.
2. Прочитай дополнительную литературу по данной теме.
3. Подумай над тем, к каким достоинствам рекламируемого объекта ты желаешь привлечь внимание читателя, какие аргументы приведёшь в доказательство.
4. Основательно подумай над заголовком. Он должен быть броским, интригующим, вызывающим интерес.
5. Начать рекламу ты можешь с цитаты, краткого описания предмета и т. д.
6. Все самое важное, о чём хочешь сказать читателю, должно быть в начале и в конце рекламы.
7. Помни: в небольших рекламах должно быть не более трёх абзацев. Если же содержание требует большего объёма, введи подзаголовки.
8. Работая над рекламой, стремись к точности, эмоциональности, образности языка. Избегай перенасыщения терминами.
9. Можно давать не только свою оценку той или иной проблеме, но и приводить мнения известных людей.
10. Мы знаем, что в конце любого сочинения должен подводиться итог, содержаться вывод. Заключение сочинения в жанре рекламы должно быть интересным и запоминающимся, а самое главное — оно должно быть кратким и выразительным.