Урок русского языка в 9 классе, Подготовила учитель русского языка и литературы, МБОУ «Городенская средняя общеобразовательная школа», Льговского района Курской области, Жарких Татьяна Александровна, По учебнику
Тема: Подготовка к написанию сочинения-рассуждения на тему «Что такое подвиг?» в рамках подготовки обучающихся к ОГЭ по русскому языку (выполнение задания 15.3).
Цель: продолжить знакомство с таким типом речи как рассуждение, расширить представление учащихся об особенностях рассуждения; выстроить алгоритм работы над сочинением; сформировать у школьников навыки написания сочинения — рассуждения на морально-этическую тему в рамках подготовки к ОГЭ по русскому языку в 9 классе (выполнение задания 15.3).
Задачи:
Образовательные:, Развивающие:, Воспитательные:, Методы обучения:, Организационные формы:
Тип урока:
Оборудование:
Ход урока
1.Организация начала урока.
Слайд 1.
Добро пожаловать на урок русского языка в 9 классе!
Учитель.
Добрый день, дорогие ребята, уважаемые гости!
Отправляемся мы снова
В мир родного языка,
И разгадывать готовы
Его тайны до звонка.
Мы начинаем ровно в срок
Наш любимейший урок.
Пусть сегодня для нас всех
На него придёт успех.
Поприветствуем гостей.
С ними нам вдвойне теплей!
Пожелаем друг другу удачи
Описание кабинета русского языка. Мой класс русского языка (описание) ...
... уч.год. В кабинете № 17 обучаются учащиеся 5, 8, 11 классов, кабинет загружен каждый день: проводятся уроки русского языка и литературы, по предметам, классные часы. В кабинете есть портреты ... класс Текст-описание 9-11 классы Текст-рассуждение 9-11 классы Текст-повествование 9-11 классы Приобретенные таблицы, диски, рабочие тетради по литературе, тестовые задания по русскому языку для всех классов ...
Плодотворной работы в придачу!
Будем отвечать активно,
Хорошо себя вести,
Чтобы гости дорогие.
Захотели вновь прийти!
2.Объявление темы урока и постановка цели.
Начнем нашу работу со стихотворения, которое называется «Подвиг».
Ученик выразительно наизусть читает стихотворение.
Слайд 2 .
«Что такое подвиг?» — внук спросил у деда.
Подвиг – это наша над врагом Победа!
Внук примерил китель, рассмотрел награды:
Смелым и отважным был мой дед солдатом.
Посмотрел на деда и увидел слезы.
Видно, вспомнил дедушка январские морозы,
Вспомнил звук бомбёжки и призыв: «В атаку!»,
И друзей погибших не забыть солдату.
Вот она, награда, просто: «За отвагу».
Нужно отстоять Москву, а потом на запад.
Шёл солдат к Берлину, шёл с боями, долго:
Курск и Севастополь, Сталинград и Волга…
Ордена, медали на груди у деда.
Из атак солдатских соткана Победа.
Прага и Варшава, Будапешт и Висла,
До руин Рейхстага, до Берлина близко…
Вот он, бой последний, и салют в полнеба…
Из любви к Отчизне соткана Победа.
«Что такое подвиг?» — внук спросил у деда.
Подвиг – это наша славная Победа!
— Какова основная мысль этого поэтического текста?
(Что такое подвиг?)
— Сегодня мы поразмышляем на данную тему, продолжим знакомство с таким типом речи как рассуждение, повторим алгоритм работы над сочинением; подготовимся к сочинению — рассуждению на морально-этическую тему «Подвиг».
Слайд 3.
Запись в тетрадях:
Двадцать девятое января.
Классная работа.
Подготовка к сочинению-рассуждению на тему «Что такое подвиг?»
Слайд 4.
3.Лексико-орфографическая подготовка.
Когда мы слышим о героическом поступке, самопожертвовании, то часто задаемся вопросом о том, как бы мы поступили в данной ситуации. А что же такое подвиг? Где можно узнать лексическое значение этого слова?
Рассуждение : «Подвиг». Что такое подвиг? Способен ли обыкновенный ...
... на это способны! это самоотвержиний поступок который может совершыть ни каждый человек В наши дни жить по совести — уже подвиг. Ваши папы, мамы, бабушки, дедушки- вот люди которые совершают подвиг. В толковом словаре ... которые у человека есть на раздумье, срабатывает подсознание. А подсознание — это спрессованный опыт предыдущих поколений, моральные принципы, за которыми живет человек, собственный ...
Ученик. (Носов Дмитрий)
Толковый словарь, как волшебный фонарь,
И путь к просвещенью людскому.
Любому ты слову значенье найдешь.
Цены нет предмету такому.
Там тысячи слов в алфавитном порядке
Стоят словно дети на школьной зарядке.
И каждому слову понятье дано.
И если вам трудным покажется слово,
Взгляните в толковый словарь, — и готово!
Учитель: Любой он речи государь – наш всезнающий Словарь.
Давайте же обратимся к толковым словарям великого русского языка и посмотрим значение слова подвиг.
Слайд 5.
Подвиг — поступок, требующий от человека предельного напряжения воли и сил, связанный с преодолением необычайных трудностей, общественно полезный результат. (Философский словарь)
Подвиг — доблестный, героический поступок, важное по своему значению действие, совершённое в трудных условиях. (Толковый словарь Дмитрия Николаевича Ушакова)
Слайд 6.
— героический, самоотверженный поступок, совершённый в опасных условиях, связанный с риском. (Толковый словарь Сергея Александровича Кузнецова)
Подвиг — важное по своему значению деяние. Действие, совершенное в трудных, опасных условиях. Самоотверженный, героический поступок. (Толковый словарь Татьяны Фёдоровны Ефремовой)
Слайд 7.
Подвиг — героический, самоотверженный поступок. (Толковый словарь Сергея Ивановича Ожегова).
Подвиг — героический, самоотверженный поступок в определённых условиях. (Толковый словарь Владимира Ивановича Даля).
Слайд 8.
Задание. Подберите синонимы к слову подвиг.
Подвиг — поступок, шаг, действие, деяние, заслуга, дело.
Задание. Подберите словосочетания со словом подвиг.
Воинский подвиг, трудовой подвиг, подвиг во славу Родины.
Слайд 9.
Задание. По лексическому значению определить слово.
1. Жертвующий своими интересами ради общего блага. (Самоотверженный)
2. Высоконравственный, самоотверженно честный и открытый. (Благородный)
3. Обладающий доблестью, достойный славы. (Доблестный)
Роль словарей в русском языке
... из области различных знаний: физической, химической, географической, «Словарь лингвистических терминов», «Словарь литературоведческих терминов». Эти словари систематизируют знания, наполненные человечеством. Роль словарей в жизни человека , Тема 6. Терминография. Презентация 1. Лексикография научно-техническая Лексикография ...
4. Выдающийся своей храбростью, доблестью человек, самоотверженно совершающий подвиги. (Герой)
5. Героический дух, образ действия, присущий герою. (Героизм)
4.Работа по теме урока
Слайд 10.
Из года в год, путешествуя по страницам истории, мы вспоминаем подвиги известных героев, узнаем имена новых. О героях напоминают памятники, установленные в их честь, названия улиц, площадей, образовательных учреждений, библиотек. На могиле Неизвестного солдата в Москве высечены слова: «Имя твое неизвестно, подвиг твой бессмертен». В минуты опасности сыны Отечества совершали героические поступки во имя Родины, служили примером для подрастающего поколения. В их числе великие полководцы и простые солдаты, женщины и дети.
Невозможно перечислить все произведения русской литературы, воспевавшие героизм, патриотизм, мужество, стойкость нашего народа в годы Великой Отечественной войны. Многие писатели побывали на фронте, некоторые прошли войну от начала до конца. Одним из таких является Владимир Осипович Богомолов.
Слайд 11.
Ученик. (Аксёнов Алексей)
Владимир Осипович Богомолов
(1926 – 2003)
Русский советский писатель, прозаик. Родился в деревне Кирилловка Московской области. В начале Великой Отечественной войны добровольцем ушёл на фронт. Прошёл путь от рядового до командира взвода пешей разведки. В конце войны исполнял должность командира роты. В сентябре 1944 г. переходит из войсковой разведки в органы военной контрразведки, форсировал Вислу, участвовал в освобождении Польши, в боевых действиях в Восточной Пруссии и Германии. Служил в армии до 1952 года. Был ранен, имеет шесть боевых наград, включая четыре ордена.
Владимир Богомолов — писатель одинокого склада. Принципиально не вступал в творческие союзы ни писателей, ни кинематографистов. Редко давал интервью, отказывался от любых публичных выступлений.
Не одобрял пустой вымысел, поэтому предельно точен в психологических портретах героев и в деталях военного быта.
4 ноября 1967 года указом Президиума СССР награждён орденом «Знак Почёта» за сценарий к фильму «Иваново детство». В 1984 году был награждён орденом Трудового Красного Знамени. В 2003 году награждён дипломом и медалью ЮНЕСКО «За выдающийся вклад в мировую литературу» за «гуманизацию жестокого военного ремесла». На вручении всех наград присутствовать лично отказывался.
Учитель.
В.О. Богомолов – автор известнейших произведений о Великой Отечественной войне, поражающих глубиной и точностью воспроизведения жизни. «Острое желание рассказать правду о войне – вот причина, побудившая меня взять в руки перо!» — так говорил Богомолов.
Слайд 12.
Ученик. (Ливенцов Алексей)
Л итературная биография Владимира Осиповича Богомолова началась в 1958 году, когда была написана первая повесть «Иван», опубликованная в том же году в журнале «Знамя». Именно она принесла автору признание и успех. Кинорежиссёр Андрей Тарковский по повести снял знаменитый фильм «Иваново детство»(1962), удостоенный высшей премии Венецианского кинофестиваля «Золотой лев».
Подвиг — -рассуждение, примеры и аргументы из литературы
... мужчину, проявлять героизм и самоотверженность. В произведении присутствует еще много персонажей, которые время от времени совершают подвиги. Аргументы из литературы позволяют получить жизненный опыт ... война, они принимают участие в боевых действиях. Для совершения подвига полицейским необязательно воевать, ведь ежедневно они контактируют с опасными личностями, чтобы обеспечить порядок в населенном ...
Повесть «Иван» — это трагическая судьба двенадцатилетнего мальчика на войне. Юный разведчик был одержим жаждой мести врагу. Ваня очень самостоятелен, смелый и решительный. Делает все от него зависящее, чтобы помочь своему народу в час беды.
Слайд 13.
Отрывок из этого произведения предлагают нам для анализа. Давайте познакомимся с текстом. Откройте свои сборники И.П. Цыбулько 2018 для подготовки к ОГЭ по русскому языку вариант 11 стр. 67-68.
Ученик читает текст.
(1)Я ощущаю на лице мерное горячее дыхание Холина. (2)Он сильными гребками гонит лодку; слышно, как вода тихо всплёскивает под ударами вёсел. (3)Мальчик замер, притаясь под плащ-палаткой рядом со мной.
(4)Впереди, на правом берегу, немцы, как обычно, постреливают и освещают ракетами передний край. (5)С нашего берега взлетает над рекой очередь трассирующих пуль. (6)Мы находимся, верно, уже где-то на середине плёса, когда впереди отрывисто стучит пулемёт – пули свистят и, выбивая звонкие брызги, шлёпают по воде совсем неподалёку.
— (7)МГ-34, — шёпотом безошибочно определяет мальчик, доверчиво прижимаясь ко мне.
— (8)Боишься?
— (9)Немножко, — еле слышно признаётся он. – (10)Никак не привыкну. (11)Нервеность какая-то… (12)И побираться – тоже никак не привыкну. (132)Ух и тошно!
(14)Я живо представляю, каково ему, гордому и самолюбивому. Унижаться, попрошайничая.
(15)Мы движемся еле-еле, ещё миг, и днище цепляется за песок. (16)Минуты две мы напряжённо вслушиваемся. (17)Слышно, как капли дождя мягко шлёпают по воде, по земле, по уже намокшей плащ-палатке; я слышу ровное дыхание Холина и слышу, как бьётся моё сердце. (18)Несколько минут спустя лодка спрятана, и мы, пригнувшись, крадёмся вдоль берега, время от времени замирая и прислушиваясь. (19)Когда ракета вспыхивает неподалёку, мы падаем на песок под уступом и лежим неподвижно, как мёртвые. (20)Уголком глаза я вижу мальчика – одежда его потемнела от дождя. (21)Мы с Холиным вернёмся и переоденемся, а он…
Слайд 14.
— (22)Ну, я пойду, — чуть слышно говорит мальчик.
— (23)Я провожу тебя, — вдруг шепчет Холин. – (24)По оврагу. (25)Хотя бы немного.
— (26)Нет! – возражает мальчик. – (27)Пойду один! (28)Ты большой – с тобой застукают.
— (29)Хоть по оврагу, — упрашивает Холин шёпотом. – (30)Там глина – наследишь. (31)Я пронесу тебя!
2016: структура сочинения,аргументы,образцы сочинений
... поздно. НАПРАВЛЕНИЕ "ЧЕСТЬ И БЕСЧЕСТИЕ". АРГУМЕНТЫ И ТЕЗИСЫ К ИТОГОВОМУ СОЧИНЕНИЮ Предлагаем вашему вниманию возможные формулировки тезисов ... В ИТОГОВОМ СОЧИНЕНИИ Тезис может быть всего один. Однако не всегда удается развернуть рассуждение по ... вспоминает, никому нет дело до его подвигов и горестей. Почему так случилось? Должны ... на всех этапах итогового сочинения 2014-2015 г., можно разделить ...
— (32)Я сказал! – упрямо и зло заявляет мальчик. – (33)Я сам!
(34)Он стоит рядом со мной, маленький, худенький, и, кажется, весь дрожит в своей старенькой одёжке. (35)А может, мне только кажется…
— (36)До встречи, — помедлив, шепчет он Холину.
(37)До встречи! – (38)Я чувствую, что они обнимаются и Холин целует его. (39)Главное, будь осторожен! (40)Береги себя!
— (41)До встречи, — обращается мальчик уже ко мне.
— (42)До свидания! – с волнением шепчу я, отыскивая в темноте его маленькую узкую ладошку и крепко сжимаю её.
(43)Больше с Иваном я не встречался. (44)Когда начались бои за Берлин, меня и ещё двух офицеров командировали в одну из оперативных групп для захвата немецких архивов и документов.
… (45)Я машинально открыл папку, которую держал в руке. (46)Взглянул – и сердце моё сжалось: с фотографии, приклеенной к бланку, на меня смотрел Иван Буслов…
(47)Я узнал его сразу по скуластому лицу и большим, широко расставленным глазам – я ни у кого не видел глаз, расставленных так широко.
Слайд 15.
(48)Он смотрел исподлобья, как тогда, при нашей первой встрече. (49)На левой щеке, ниже скулы, темнел кровоподтёк. (50)С замирающим сердцем я перевернул снимок – снизу был подколот листок с машинописным текстом.
«…(51)21 декабря сего года в запретной зоне близ железной дороги был замечен и после двухчасового наблюдения задержан русский, школьник 10-12 лет, лежавший в снегу и наблюдавший за движением эшелонов. (52)При задержании неизвестный оказал яростное сопротивление и был доставлен в полевую полицию…
(53)Установлено, что Иван в течение нескольких суток находился в районе расположения 23-го корпуса… занимался нищенством… ночевал в заброшенных сараях. (54)Руки и пальцы ног у него оказались обмороженными. (55)Допрашиваемый тщательно и со всей строгостью в течение четырёх суток никаких показаний, способствовавших бы установлению его личности, а также выяснению мотивов его пребывания в запретной зоне, не дал. (56)На допросах держался вызывающе: не скрывал своего враждебного отношения к немецкой армии и Германской империи.
(57)В соответствии с директивой Верховного командования вооружёнными силами от 11 ноября 1942 года расстрелян 25.12.43 г. в 6:55».
Слайд 16.
Итак, перед нами задание 15.3.
Как вы понимаете значение слова ПОДВИГ ? Сформулируйте и прокомментируйте данное Вами определение. Напишите сочинение-рассуждение на тему «Что такое подвиг?» , взяв в качестве тезиса данное Вами определение. Аргументируя свой тезис, приведите 2 (два) примера-аргумента, подтверждающих Ваши рассуждения: один пример -аргумент приведите из прочитанного текста, а второй – из Вашего жизненного опыта.
Методические рекомендации «Пишем -рассуждение с литературным ...
... ас классическая литература – (приведи пример из книги; можно вспомнить художественный фильм, спектакль, газетную или журнальную статью радио- или телепередачу т.д.). ПОМНИ, ЧТО В СООТВЕТСТВИИ С ТРЕБОВАНИЯМИ К ОЦЕНКЕ СОЧИНЕНИЯ ПО ... опыта великих людей для познания самого себя. Литературный материал по проблемам как аргументы в сочинении – рассуждении. Ч Е Л О В Е К И О Б Щ Е С Т ...
Объём сочинения должен составлять не менее 70 слов.
Сочинение пишите аккуратно , разборчивым почерком.
Слайд 17.
Учитель.
Сочинение-рассуждение – тот вид творческой работы, который необходимо выполнить при сдаче обязательного экзамена по русскому языку в 9-м классе. Это задание помогает понять, насколько хорошо вы владеете письменной речью, как умеете размышлять на общечеловеческие или лингвистические темы, ориентироваться в прочитанном тексте и делать выводы.
Что мы знаем об этом типе речи?
Слайд 18.
Ученик.
Рассуждение — это тип речи, в котором автор размышляет, обдумывает что-то, стараясь при этом установить причинно-следственные связи между явлениями и прийти к какому-либо выводу, суждению.
Способность думать, рассуждать, объяснять, доказывать — основа учения. Текст-рассуждение обобщает наши наблюдения, мысли, знания. Таким образом, основная коммуникативная цель рассуждения — убедить, объяснить.
Учитель. Как строиться текст сочинения-рассуждения?
Слайд 19.
Ученик.
Текст-рассуждение строится по строгой определённой схеме:
1.Тезис (утверждение, положение) — выражает основную мысль текста, которую требуется доказать.
2. Аргументы (факты, доказательства).
3. Вывод.
Слайд 20.
Памятка
Как писать сочинение — рассуждение, Задание 15.3. ОГЭ по русскому языку
1.Тезис.
Я считаю, подвиг – это…
На мой взгляд, подвиг — это…
По моему мнению, подвиг — это…
Мне кажется, что подвиг — это…
Я думаю, что подвиг — это…
Что такое подвиг? Многие над этим размышляют. Я считаю, что подвиг – это …
2. Аргумент 1.
Аргумент № 1 Вы берете из прочитанного текста. Задумайтесь о проблеме, поднятой автором в тексте, о том, как решается данная проблема в тексте.
Обратимся к тексту В.О. Богомолова, в котором говорится о…
Проблема подвига в мирной жизни (текст В.М. Шукшина)
... от человека готовности к самопожертвованию, подвига ради людей. Такой подвиг совершил Пашка Колокольников, рисковавший своей жизнью, когда он отъехал на горящей машине от бензохранилища. 2) Счастье, когда человек ... кинорежиссёр, актёр, сценарист и писатель. Сочинение Примерный круг проблем 1) Проблема подвига в мирной жизни. (Возможен ли подвиг в мирной жизни?) 2) Проблема счастья. (В чём ...
В тексте Богомолов поднимает проблему…
В предложении № … автор говорит о том, что…
Слайд 21.
3. Аргумент 2.
Аргумент № 2 Вам подскажет собственный жизненный опыт. Задумайтесь о том, актуальна ли данная проблема в настоящее время? Как проявляется проблема в наши дни? И напишите об этом.
В жизни мы часто наблюдаем…
Однажды я был свидетелем события, которое… Как-то раз…
4. Заключение
Исходя из всего вышесказанного, можно сделать вывод, что…
Таким образом, можно заключить, что…
В заключение я хочу сказать, что…
Учитель.
Остановимся на аргументе из нашего жизненного опыта.
Слайд 22.
Вспомним слова старой и мудрой цыганки Изергиль из произведения М. Горького «Старуха Изергиль»: «…он любил подвиги. А когда человек любит подвиги, он всегда умеет их сделать и найдёт, где это можно. В жизни всегда есть место подвигам. И те, которые не находят их для себя, — те просто лентяи или трусы, или не понимают жизни, потому что, кабы люди понимали жизнь, каждый захотел бы оставить после себя свою тень в ней. И тогда жизнь не глотала бы людей бесследно…» Вы согласны с этим высказыванием. Докажите на примере из вашего жизненного опыта.
Ученики.
1. В жизни мы часто встречаемся с примерами подвигов: тушение пожара в самом его эпицентре, спасение товарища в бою, защита девушки, на которую напали хулиганы в темном переулке. Но бывают и маленькие подвиги: помочь котенку спуститься с дерева, перевести старушку через дорогу, поделиться обедом с другом. Я считаю, что человек рождается для того, чтобы совершить много хорошего и нужного, чтобы оставить свой, пусть даже небольшой след, в истории Отечества. (Ливенцова Изабелла)
2 . Подвиг… Что это такое? Разные поколения понимают это по-разному. Меняются времена, меняются люди, а значит, и меняются значения. Раньше подвигом назывались героические поступки, победы в сражениях. Сегодня же подвигом является поступок человека, который жертвует своей жизнью ради других. Я считаю, что первый шаг ребёнка на пути к хорошему — отличная учёба и получение аттестата. И мы радуемся этому, потому что это наши победы и подвиги. (Морозов Антон)
3 . Подвиг — это когда чувство любви к Родине, семье, к другим людям, заглушает в тебе чувство страха, боли и мысли о смерти и толкает тебя на смелые поступки, при этом, ты не задумываешься о последствиях, которые могут случиться с тобой! (Сычёв Иван)
В каждом человеке и его поступках всегда можно узнать самого ...
... По привычным действиям человека можно многое рассказать о его нравственных представлениях. Внешние данные не могут передать наш внутренний мир. О человеке судят по его поступкам. Каждого человека в полной мере характеризует ... жизни Безухов попадает на войну и понимает, что его истинное назначение – служить русскому народу. Жить нужно не только для себя, но и для блага своего окружения, своих родных и ...
4 . Я думаю, подвиг — это, когда человек, жертвуя своей жизнью, спасает других. Есть такие профессии, представители которых совершают такие поступки очень часто. Можно сказать, что вся их жизнь – это подвиг. Например, пожарные, спасатели, полицейские, военные. Они призваны защищать своих сограждан от различных опасностей, этих людей специально обучали бороться с бедой. (Носов Дмитрий)
5 .Однако, иногда профессионала не оказывается поблизости, и тогда смелый человек бросается на помощь тому, кто попал в беду. Это только кажется, что таких случаев мало. Я читал о многих самоотверженных поступках обычных людей, просто оказавшихся в таком месте и в такое время, когда людям угрожает опасность. Например, совсем недавно в новостях рассказывали о том, как девушка автомобилистка потеряла за рулем сознание и машина упала с моста в реку. Это видели полицейский, который стоял на посту, и мужчина, ехавший на своем автомобиле. Оба сразу же ринулись на помощь и бросились в ледяную воду. Им удалось открыть дверь машины и вытащить пострадавшую, благодаря чему ее удалось спасти. (Кутепова Анастасия)
6 .Подвиг всегда направлен на улучшение. Настоящий подвиг требует мужества, невероятного количества сил, порой даже не столько физических, сколько моральных. Что же приходит в голову при слове подвиг? Каждому приходит на ум что-то своё. Кто-то вспоминает о подвиге наших солдат в годы Великой Отечественной Войны, а кого-то захлёстывают религиозные чувства, и он говорит о подвиге Иисуса Христа, понесённого за весь человеческий род на Голгофе. А кто-то вспоминает о первом советском покорителе космоса Юрии Гагарине и его подвиге. А бывает, вся жизнь подвиг и без рукопашных схваток. (Аксёнов Алексей)
7 .А сколько знает история героев-ученых, которые добывали ценные знания для человечества, порой жертвуя своим здоровьем и жизнью!
(Ливенцов Алексей)
Учитель. Я согласна со всеми вашими выступлениями. Действительно, в жизни всегда есть место для добрых дел и хороших поступков, а значит, есть место подвигу.
5.Итог урока.
Завершается наш урок,
Подведём сейчас с вами итог.
1.Что узнали на сегодняшнем уроке?
(Что такое подвиг).
2.О каком типе речи мы с вами сегодня говорили?
( О рассуждении).
3.Что мы вспомнили и твёрдо усвоили?
(Как строиться сочинение-рассуждение).
3.К чему готовились?
(К домашнему сочинению-рассуждению на тему «Подвиг», к ОГЭ по русскому языку).
6. Домашнее задание.
Учитель.
Слайд 23.