Урок развития речи. -рассуждение на экологическую тему в 7 кл

Сочинение

Урок развития речи в 7 классе.

Тема: Подготовка к написанию сочинения – рассуждения на экологическую тему.

Цель: подготовить учащихся к сочинению- рассуждению о необходимости бережного отношения к природе.

Задачи:

Обучающие: повторить сведения о публицистическом стиле речи и функциональном типе речи – рассуждение;

Развивающие: развитие логического мышления, устной и письменной речи учащихся;

Воспитательные: воспитание экологической культуры учащихся.

Результаты обучения:

Личностные: интерес к созданию собственного сочинения- рассуждения;

стремление к совершенствованию письменной речи;

Метапредметные: планирование учебного сотрудничества; умение пре-

образовывать информацию; соблюдение в процессе создания текста норм русского литературного языка;

Предметные: знание правил построения текста, умение создавать собственный текст.

Формирование универсальных учебных действий:

*познавательные: извлечение первичной информации из заданий;

*построение логической цепочки рассуждений на основе наблюдений,

знакомства с литературными произведениями;

*точное понимание целей;

*умение формулировать тему, цели и задачи сочинения.

Регулятивные:

*умение определять проблему;

*умение проводить целеполагание и планирование собственной деятельности;

*умение оценивать собственное продвижение.

Коммуникативные:

*умение точно выражать мысли;

*умение вступать в диалог при обсуждении проблемы;

*оформление мыслей в соответствии с нормами языка.

Оборудование: ПК; дидактический материал, проектор, презентация, учебник «Русский язык 7 класс» Баранова М.Т.

6 стр., 2508 слов

Пишем о речи устной и письменной

... выделения компенсируют меньшие возможности письменного текста В устной речи, рассчитанной на слушателя, часто меняется структурно-логический рисунок фразы, весьма уместными оказываются неполные предложения (экономящие силы и время говорящего и слушающего), допускаются попутные ...

Ход урока

1.Организационный момент.

2. Целеполагание. Мотивация.

-Ребята, соберите слова, которые рассыпались на буквы. Собрав их и объединив полученное, мы узнаем тему нашего урока.(Учащиеся в группах собирают слова: экология, рассуждение, публицистический).

-Итак, как вы думаете ,о чем пойдет речь на уроке?

-Какие задачи мы перед собой поставим?

3.Актуализация знаний.

Орфографическая разминка:

Слайд 2

Эк…логия, …экономить, ге…тар, к…т…строфа, гл…бальный.

1. Беседа.

— Каково значение слова экология?

(Словарь С.И.Ожегова) Слайд 3

-Почему сегодня слово «экология» является одним из наиболее употребляемых? (Ответы уч-ся)

-Бедственное положение экологической среды давно является одной из актуальных проблем. История распорядилась так, чтобы мы по-хозяйски отвечали за 1/6 часть суши, в полном порядке передали бы ее из рук в руки потомкам. Надо сохранить не только богатство, но и красоту Земли. Природа в наши дни под угрозой полного уничтожения. Вот почему нам необходимо знать все о вопиющих экологических преступлениях, обернувшихся глобальным умертвлением всего живого.

-Какие изменения происходят в природе под воздействием человека?

Слайды 4-10

( Ответы уч-ся)

-Природа давно и значительно изменена человеком. Продукты питания и предметы потребления, сырье и энергия природы — все это люди черпают из запасов. С развитием цивилизации обществу нужно все больше природных богатств. Человек создает современную технику, чтобы извлекать природные богатства. Почти не осталось территорий, которые бы не испытали на себе разрушительную силу человека.

-Что вы делаете для сохранения природы? В каких акциях участвуете?

-Какие экологические проблемы актуальны в нашей местности?

4.Этапы изучения нового материала.

Учитель. Сегодня мы будем готовиться к сочинению, в котором попробуем убедить друг друга в необходимости бережного отношения к окружающей среде. В каком стиле будет написано ваше сочинение?

-Верно, публицистический стиль. Давайте вспомним особенности этого стиля речи.

Слайд 11

Работа с учебником.

-Найдите упражнение 70 в учебнике, прочитайте задание. Что нужно сделать?

-Какова основная мысль данного текста?

-Укажите языковые средства публицистического стиля. Запишите в тетрадь.

Комментированное письмо.

-Выпишите слова с пропущенными буквами, объясните написание.

1 стр., 485 слов

Сочинения природа придает тебе силы

... любви и добру ко всему живому на земле! Спасибо ей за всё!!! ` Сила природы Популярные сочинения Стоит сказать о том, что основу ... заботиться о них. В трудные жизненные минуты человека тянет на природу, где он может спокойно уединиться и обрести душевное равновесие. ... избавить от депрессии и поднять настроение. Энергия природы благословенна! Она придаёт силы и омолаживает, вселяет уверенность и ведёт ...

Работа в парах.

Слайд 12

-Какой тип речи вы выберете для своих сочинений? Почему?

-Давайте вспомним структуру сочинения-рассуждения.

Слайд 13

Сочинение-рассуждение включает сообщение и логические доказательства, иными словами, в нем всегда должны быть тезис и аргументы. Основная задача сочинения-рассуждения –раскрыть умение отстаивать свою точку зрения. Вот как выглядит структура такого сочинения. В нем три части: 1-содержится мысль, которая будет доказываться; 2-доказательная;3-заключение. Темы таких сочинений часто носят проблемный характер .

-Итак, о чем наш разговор сегодня? (О природе и ее спасении).

-Как можно назвать сочинение? (На экране темы сочинений.)

Слайд 14

-Сформулируйте тезис своего сочинения.

Слайд 15

-Свои сочинения вы можете начать с высказываний поэтов и писателей о природе.

Слайд16

5. Рефлексия.

  • Что было нового? Чему научились?

  • Что вызвало затруднения?

  • Над чем стоит еще работать?

6.Итог урока.

— Человек не может быть счастлив, если рядом кто-то страдает, тем более если страдает Земля. Разрушить можно в один миг, а вот восстановить… на это потребуется много лет. Почему же все это стало возможным? А что же нужно сделать, чтобы спасти природу? На эти вопросы вы дадите ответ в своих сочинениях. Ваша задача убедить читателя или собеседника, что необходимо охранять и беречь природу.

Домашнее задание.

Написать сочинение-рассуждение на любую из предложенных тем.

Список литературы.

[Электронный ресурс]//URL: https://liarte.ru/sochinenie/urok-v-klasserassujdenie-o-prirode/

1.Баранов М.Т., Ладыженская Т.А. Русский язык. 7 класс. М. «Просвещение» 2017

2.Егорова Н.В. Поурочные разработки по русскому языку 7 класс. М. «ВАКО» 2017

3.Никитина Е.И. Русская речь. М. «Дрофа» 2000