Урок развития речи в 7 классе.
Тема: Подготовка к написанию сочинения – рассуждения на экологическую тему.
Цель: подготовить учащихся к сочинению- рассуждению о необходимости бережного отношения к природе.
Задачи:
Обучающие: повторить сведения о публицистическом стиле речи и функциональном типе речи – рассуждение;
Развивающие: развитие логического мышления, устной и письменной речи учащихся;
Воспитательные: воспитание экологической культуры учащихся.
Результаты обучения:
Личностные: интерес к созданию собственного сочинения- рассуждения;
стремление к совершенствованию письменной речи;
Метапредметные: планирование учебного сотрудничества; умение пре-
образовывать информацию; соблюдение в процессе создания текста норм русского литературного языка;
Предметные: знание правил построения текста, умение создавать собственный текст.
Формирование универсальных учебных действий:
*познавательные: извлечение первичной информации из заданий;
*построение логической цепочки рассуждений на основе наблюдений,
знакомства с литературными произведениями;
*точное понимание целей;
*умение формулировать тему, цели и задачи сочинения.
Регулятивные:
*умение определять проблему;
*умение проводить целеполагание и планирование собственной деятельности;
*умение оценивать собственное продвижение.
Коммуникативные:
*умение точно выражать мысли;
*умение вступать в диалог при обсуждении проблемы;
*оформление мыслей в соответствии с нормами языка.
Оборудование: ПК; дидактический материал, проектор, презентация, учебник «Русский язык 7 класс» Баранова М.Т.
Пишем о речи устной и письменной
... выделения компенсируют меньшие возможности письменного текста В устной речи, рассчитанной на слушателя, часто меняется структурно-логический рисунок фразы, весьма уместными оказываются неполные предложения (экономящие силы и время говорящего и слушающего), допускаются попутные ...
Ход урока
1.Организационный момент.
2. Целеполагание. Мотивация.
-Ребята, соберите слова, которые рассыпались на буквы. Собрав их и объединив полученное, мы узнаем тему нашего урока.(Учащиеся в группах собирают слова: экология, рассуждение, публицистический).
-Итак, как вы думаете ,о чем пойдет речь на уроке?
-Какие задачи мы перед собой поставим?
3.Актуализация знаний.
Орфографическая разминка:
Слайд 2
Эк…логия, …экономить, ге…тар, к…т…строфа, гл…бальный.
1. Беседа.
— Каково значение слова экология?
(Словарь С.И.Ожегова) Слайд 3
-Почему сегодня слово «экология» является одним из наиболее употребляемых? (Ответы уч-ся)
-Бедственное положение экологической среды давно является одной из актуальных проблем. История распорядилась так, чтобы мы по-хозяйски отвечали за 1/6 часть суши, в полном порядке передали бы ее из рук в руки потомкам. Надо сохранить не только богатство, но и красоту Земли. Природа в наши дни под угрозой полного уничтожения. Вот почему нам необходимо знать все о вопиющих экологических преступлениях, обернувшихся глобальным умертвлением всего живого.
-Какие изменения происходят в природе под воздействием человека?
Слайды 4-10
( Ответы уч-ся)
-Природа давно и значительно изменена человеком. Продукты питания и предметы потребления, сырье и энергия природы — все это люди черпают из запасов. С развитием цивилизации обществу нужно все больше природных богатств. Человек создает современную технику, чтобы извлекать природные богатства. Почти не осталось территорий, которые бы не испытали на себе разрушительную силу человека.
-Что вы делаете для сохранения природы? В каких акциях участвуете?
-Какие экологические проблемы актуальны в нашей местности?
4.Этапы изучения нового материала.
Учитель. Сегодня мы будем готовиться к сочинению, в котором попробуем убедить друг друга в необходимости бережного отношения к окружающей среде. В каком стиле будет написано ваше сочинение?
-Верно, публицистический стиль. Давайте вспомним особенности этого стиля речи.
Слайд 11
Работа с учебником.
-Найдите упражнение 70 в учебнике, прочитайте задание. Что нужно сделать?
-Какова основная мысль данного текста?
-Укажите языковые средства публицистического стиля. Запишите в тетрадь.
Комментированное письмо.
-Выпишите слова с пропущенными буквами, объясните написание.
Сочинения природа придает тебе силы
... любви и добру ко всему живому на земле! Спасибо ей за всё!!! ` Сила природы Популярные сочинения Стоит сказать о том, что основу ... заботиться о них. В трудные жизненные минуты человека тянет на природу, где он может спокойно уединиться и обрести душевное равновесие. ... избавить от депрессии и поднять настроение. Энергия природы благословенна! Она придаёт силы и омолаживает, вселяет уверенность и ведёт ...
Работа в парах.
Слайд 12
-Какой тип речи вы выберете для своих сочинений? Почему?
-Давайте вспомним структуру сочинения-рассуждения.
Слайд 13
Сочинение-рассуждение включает сообщение и логические доказательства, иными словами, в нем всегда должны быть тезис и аргументы. Основная задача сочинения-рассуждения –раскрыть умение отстаивать свою точку зрения. Вот как выглядит структура такого сочинения. В нем три части: 1-содержится мысль, которая будет доказываться; 2-доказательная;3-заключение. Темы таких сочинений часто носят проблемный характер .
-Итак, о чем наш разговор сегодня? (О природе и ее спасении).
-Как можно назвать сочинение? (На экране темы сочинений.)
Слайд 14
-Сформулируйте тезис своего сочинения.
Слайд 15
-Свои сочинения вы можете начать с высказываний поэтов и писателей о природе.
Слайд16
5. Рефлексия.
-
Что было нового? Чему научились?
-
Что вызвало затруднения?
-
Над чем стоит еще работать?
6.Итог урока.
— Человек не может быть счастлив, если рядом кто-то страдает, тем более если страдает Земля. Разрушить можно в один миг, а вот восстановить… на это потребуется много лет. Почему же все это стало возможным? А что же нужно сделать, чтобы спасти природу? На эти вопросы вы дадите ответ в своих сочинениях. Ваша задача убедить читателя или собеседника, что необходимо охранять и беречь природу.
Домашнее задание.
Написать сочинение-рассуждение на любую из предложенных тем.
Список литературы.
[Электронный ресурс]//URL: https://liarte.ru/sochinenie/urok-v-klasserassujdenie-o-prirode/
1.Баранов М.Т., Ладыженская Т.А. Русский язык. 7 класс. М. «Просвещение» 2017
2.Егорова Н.В. Поурочные разработки по русскому языку 7 класс. М. «ВАКО» 2017
3.Никитина Е.И. Русская речь. М. «Дрофа» 2000