Работа над м как способ развития письменной речи школьников с умственной отсталостью в коррекционной школе

Сочинение

книжные сведения и материал собственного опыта, собственных наблюдений.

на основе творческого воображения

по данному началу или концу, импровизация сказок и т.п. (при этом собственный опыт и книжные сведения творчески перерабатываются).

Работа над сочинением делится на 3 этапа

1. Накопление материала:

2. Отбор и систематизация материала

3. Словесное, речевое оформление сочинения,

Методика проведения урока написания сочинения

1. Сообщение темы и задач предстоящего сочинения;

2. Беседа с целью упорядочения материала;

3. Составление плана

4. Речевая подготовка текста;

5. Устное составление, рассказывание и обсуждение вариантов текста

6. Орфографическая подготовка

7. Самостоятельное письмо сочинения –

8. Самопроверка.

Методика написания сочинения по картине И.И.Левитан «Март», История создания картины

Всмотритесь в картину, а я расскажу историю её появления. Начиналась весна, и день стоял солнечный и радостный. Левитан ехал в санях и невесело посматривал по сторонам. Он не любил солнце. «Видно, не придётся сегодня поработать, — подумал он, — слишком светло всё, слишком ярко, как в театре. Как жаль, целый день пропадёт!»

Вдруг в синем небе над его головой закричала лесная птица сойка. Услышав её крик, художник вздрогнул от неожиданности, быстро вскинул голову, и его широкополая шляпа отлетела и свалилась в снег. И тут солнечные лучи брызнули ему в глаза, и с непривычки Левитан словно ослеп. Он привстал в санях, замахал руками и тоже вывалился в снег. А лошадка на радостях, что сани стали совсем лёгкими, рванулась вперёд, да и припустила рысью. Добежала до дома и встала перед крыльцом, как вкопанная. Лежит Левитан в сугробе, ищет шляпу, чтоб скорей нахлобучить, а шляпы-то и нет! Сел он, глаза открыл. С непривычки и смотреть не может, опять зажмурился. Потом протёр глаза, взглянул — и сам себе не поверил. Красота-то какая!

2 стр., 641 слов

Сочинений с подготовительными материалами для младших школьников (fb2)

... материалами. Не забывайте, что сочинение – это прежде всего творческая работа, которая не терпит шаблона. Советуем вам не использовать представленные в пособии сочинения для ... при создании самостоятельных текстов. Желаем успехов! Теги: русский язык сборник сочинений школьная программа школьные сочинения (Custom-info) Лингвистический анализ текста: Приблизительно страниц: 138 страниц ...

И. И. Левитан

Исаака Ильича Левитана называют певцом тихой грусти, задумчивой печали, щемящей сердце тоски.

Ученик Саврасова, он был полон любви и уважения к тому, кто, по его словам, создал русский пейзаж. «Саврасов, — писал Левитан, — избирал не исключительно красивые места, а, наоборот, старался отыскать в самом простом и обыкновенном глубоко трогательные, часто печальные ноты, которые так сильно чувствуются в нашем родном пейзаже».

Но эта картина Левитана, в отличие от многих его полотен, радостная, светлая, наполненная солнцем и радостью весны.

Работа над картиной

  • Какую цветовую гамму использовал художник?

  • Какое настроение создаёт это полотно?

  • Какие предметы изобразил Левитан?

  • Что в первую очередь обращает на себя ваше внимание?

  • Какими цветами художник изобразил небо?

  • Как он изобразил лес? Опишите его.

  • Как на картине выглядит дорога?

  • Какими цветами изобразил художник снег?

  • Какие приёмы использовал Левитан, чтобы показать на полотне солнце?

  • Что мы видим на переднем плане? В центре? На заднем плане? Справа? Слева?

  • Какое время года изображено? Почему вы так думаете?

Последовательное описание картины

День. Лошадь. Снег. Ели. Берёзы. Небо.

Дом. Дорога. Скворечник. Тени на снегу. Воздух.

Собираем материалы к сочинению

Предмет изображения

Слова, словосочетания,

изобразительно-выразительные средства

день

солнечный, весенний

берёзки

белоствольные, изящные

ели

тени

зелёные, тёмные

густые, фиолетовые

небо

3 стр., 1165 слов

Сочинение по картине левитана солнечный день весна

... свои размышления по поводу картины Левитана «Весна — большая вода», которые излагаю в сочинении, отмечу, что автор картины не упустил ни малейшей детали, изображая солнечный весенний день. Вот вам ... художник изобразил лодку. Возможно на ней и приплыл Левитан, чтобы именно с этого ракурса изобразить природную стихию — половодье. Картина очень красивая, сочная, яркая. Чувствуется аромат весны ...

яркое, голубое

снег

в лесу – искристый, рассыпчатый; имеет множество цветовых оттенков: около деревьев – голубоватый, сероватый; на дороге – грязный, бурый, желтовато-серый; на пригретой солнцем крыше.

лошадь

как коричневое пятно, стоит у крыльца

воздух

чистый, прозрачный, холодный, весенний

дом

яркий, жёлтый, двухэтажный, деревянный

скворечник

незаметный, белый

дорога

грязная, раскисшая, разбитая

Составление плана

1. Вступление (история создания/слово о художнике)

2. Описание картины (идея, настроение произведения искусства, чем поражает)

— Предметы изображения 1- 11

3. Вывод (восторженный аккорд, произведённое впечатление)

Образец сочинения

«Март» – один из лучших пейзажей художника Левитана. (Солнечный, весенний) день, но ещё много снега. Справа виднеется стена (деревянного, жёлтого) дома. Под (яркими, теплыми) лучами весеннего солнца дом кажется оранжевым.

Возле дома стоят (белоствольные, изящные) берёзки. Их верхушки тонким узором рисуются на фоне (яркого, голубого) неба. Среди веток берёз просматривается скворечник.

Слева темнеют (зелёные) ели, подчеркивая белизну стволов берёз. Лучи солнца озаряют верхушки деревьев. От деревьев на снег падают (густые, фиолетовые) тени.

В картине снег (искристый, рассыпчатый) имеет множество цветовых оттенков: около деревьев – (голубоватый, сероватый), на дороге – (грязный, бурый, желтовато-серый).

(Тёплым, коричневым) пятном выделяется лошадь, греющаяся под первыми (тёплыми, солнечными) лучами.

Хочется вдохнуть полной грудью (чистый, прозрачный, холодный, весенний) воздух. Левитан сумел передать пробуждение весенней природы, начало весны.

Дифференцированная помощь, Карточка для сильных учащихся, Составь рассказ по картине И. Левитана «Март»

  • Какая весна изображена на картине?

  • Что освещает яркое солнце?

  • Каким стал снег на дороге?

  • Каким он остался под деревьями?

  • Какие деревья изображены на картине?

  • Какое настроение создаёт произведение?

    2 стр., 960 слов

    По картине «Март», Левитана И.И

    ... на эту картину - и настроение сразу поднимается. Хочется верить, что теплы сезон принесет большое количество важных, запоминающихся и особых моментов. Сочинения по куартине "Март", Левитана И.И., 2 ... этой весной на пасмурные дни, но необратимость прихода тепла уже определена этим мартовским деньком! ... такое четкое и яркое, как природа вокруг. Снег показан множествами оттенков и переливов белого и ...

Карточка для слабых учащихся:, Составь рассказ по картине И. Левитана «Март»

  • Какая весна изображена на картине ? (ранняя)

  • Что освещает яркое солнце ? (дом, лошадку, тропинку, деревья)

  • Каким стал снег на дороге ? (тёмным и рыхлым)

  • Каким он остался под деревьями ? (чистым, белым)

  • Какие деревья изображены на картине ? (стройные берёзки и зелёные сосны)

  • Какое настроение создаёт произведение ? (радостное, весеннее)

Варианты начала сочинения

  • «Март» – один из лучших пейзажей художника Левитана.

  • Рассматриваю полотно великого мастера кисти И. Левитана «Март»

  • Картину «Март» написал великий русский художник И. Левитан.

  • Перед нами картина художника И. Левитана «Март».

Памятка для редактирования текста сочинения

Проверь!

  • Ясно ли передал свою мысль?

  • Нет ли повторов одинаковых слов, оборотов речи?

  • Все ли слова употреблены удачно?

  • Правильно ли записаны безударные гласные, все трудные слова, расставлены знаки препинания?

Таким образом, при подготовке к написанию сочинения необходимо выполнить огромную работу, как учителю, так и ученикам. Если каждый этап работы будет тщательно продуман, то написание самого сочинения детьми не составит особого труда, потому что им предстоит воспроизвести все сказанное на уроке.

Список литературы

[Электронный ресурс]//URL: https://liarte.ru/sochinenie/urok-russkogo-yazyika-v-klasse-korrektsionnoy-shkolyi/

1. Текучев А. Методика русского языка в средней школе. М.: Книга, 1980 г. с. 297-299

2. Баринова Е., Боженкова Л., Лебедев В. Методика русского языка. М.: Книга, 1974. С. 31.

3. Сочинение по картине в 5-м классе: метод. пособие / Л.А. Ходякова, Л.И. Новикова, О.П. Штыркина, Е.В. Кабанова; под ред. проф. Л.А. Ходяковой. – М.: АСТ: Астрель, 2007. – 254 с.

4. Система обучения сочинениям на уроках русского языка (4-8 классы), под. ред. Ладыженской Т.А. М., Просвещение, 1978, стр.76

2 стр., 861 слов

Сочинение по картине левитана весна в италии

... вызвала в моем сознании картина Левитана «Над вечным покоем». Сочинение по картине Левитана «Март» На картине Левитана «Март» изображено весьма противоречивое время. Март в представлении художника - это время встречи весны и ... вдаль, за край горизонта. Сочинение по картине Левитана «Тихая обитель» Исаак Ильич Левитан - русский художник, мастер «пейзажа настроения». Его картина «Тихая обитель» очень ...

5. К. Д. Ушинский «Об учебно-воспитательной работе», М., 1939

6. Ходякова Л.А. Использование живописи в преподавании русского языка. – М., Просвещение, 1983.-128 с.