Урок русского языка 4 класс. «Белка»

Сочинение

Урок русского языка

4 класс

УМК « Начальная школа, Т/урока: « Сочинение-описание « Белка».

Цель: развитие связной речи обучающихся.

Задачи:

1) Систематизировать знания учащихся о тексте, типах текста, учить отличать текст – описание от других текстов, составлять описание.

2) Создать условия для развития логического мышления, умений правильно употреблять слова, составлять предложения, связно выражать свои мысли, для развития творческого воображения.

3) Способствовать воспитанию интереса к природе, создавать условия для работы в парах, в группах.

Оборудование:

Ход урока.

  1. Организационный момент.

С хорошим настроеньем начат день., Первым делом гоним лень., На уроке не зевать,, А работать и писать., Садитесь. Начинаем урок., Открыли тетради, записали число.

  1. Актуализация опорных знаний.

Света прочитает стихотворение, а вы послушайте и подумайте. Чем мы с вами будем заниматься на уроке?

Скажи, скажи, художник,

Какого цвета дождик, И мы увидим тоже:

Какого цвета ветер, Какого цвета дождик

Какого цвета вечер?

Скажи, какого цвета Какого цвета ветер,

Зима, весна и лето? Какого цвета вечер,

Поймём, какого цвета

Ромашку сделай белой, Огромная планета!

Гвоздику сделай красной,

Лилию – оранжевой,

Желтым – одуванчик., Нарисуй художник:

Белку, зайца, мишку,

Лес, траву и кустик., Покажи всем нам.

Как вы думаете, о чём мы с вами будем говорить на уроке?

Почему вы так решили?

( Да, действительно, сегодня мы будем писать сочинение.)

Почему же автор именно художника просит рассказать о цветной планете?

(Именно художник чувствует все краски жизни, пытается раскрыть и

22 стр., 10585 слов

Процесс обучения младших школьников на уроках ИЗО.

... бы видеть наперед, представлять то, что еще предстоит сделать. Память в жизни людей играет еще более ... 1) его использование оптимизирует деятельность учителя; 2) применение цвета, графики, звука, современных средств видеотехники позволяет моделировать ... изучить условия развития познавательных процессов младших школьников на уроках ИЗО средствами компьютерного обучения. Задачи исследования: - ...

показать нам красоту самых обычных явлений.)

Как художник рассказывает обо всех красках жизни?

(Художник создает свои произведения. Мы любуемся ими и видим всю нашу цветную планету.)

Так давайте и мы сегодня будем создавать своё сочинение, а на уроках изобразительного искусства станем «художниками» и создадим проект

« Наши любимые животные» и оформим выставку для первоклассников.

  1. Закрепление изученного.

Работа по определению типов текста.

Ребята, вспомните, какие виды текста вы знаете?

Чем один текст отличается от другого?

Сейчас вы попробуете определить вид текста.

Работаем в парах.

У вас на парте лежат небольшие тексты. Вам нужно прочитать их и определить, к какому типу текста они относятся.

1.Приближалась осень. Листва на деревьях уже стала опадать на землю. Днём она шуршит под ногами, а вечером от росы опять становится мягкой. Это позволяет охотнику подойти к зверю очень близко.

Мы переправились через реку и вступили в лес, полный таинственного сумрака. Когда солнце скрылось за горизонтом, на землю опустились сумерки, и чем темнее становилось в тайге, тем больше ревели звери. Это волшебная музыка наполняла весь лес

(По В. Арсеньеву)

(текст-повествование)

2. Прежде чем попасть в наши буквари, буквы долго путешествовали из страны в страну. И претерпели много всяких изменений. Из Древней Греции буквы попали в Древний Рим, затем перекочевали в Болгарию и только оттуда – всего тысячу лет назад — добрались до России.

текст- рассуждение

3. Вы не были осенью в лесу? Пройдите медленно по осеннему лесу. Какая вокруг тишина! Лес в это время дышит свежестью, здоровьем и чистотой. Вы принесёте домой самые крепкие грибы, ветку рябины, разноцветный букет из листьев.

текст-описание

  1. Работа над новым материалом.

а) знакомство с правилом.

Молодцы, ребята. Но я хотела бы вам сказать, что в тексте-описании может описываться, не только как один фрагмент в киноплёнке, а что ещё описывается, вы узнаете, когда поработаем все вместе по учебнику и выполним упражнение № 1 на странице 86.

б) работа с упражнением.

Прочитайте текст.

О ком он?

Определите вид текста. Докажите свой выбор.

Однако, есть такие тексты-описания, которые нельзя представить в виде одного кадра, потому что они описывают кого-то или что-то во времени.

Наш рассказ про белку и будет текстом-описанием.

А теперь обратимся к правилу и сверим наше предположение с выводом в учебнике.

Физминутка

( гимнастика для глаз)

в) работа со слайдами.

5 стр., 2106 слов

Сочетание разных типов речи в одном тексте. Повествование. Описание

... типу речи – это повествование с элементами описания, так как говорится о важном событии в жизни (героя) Сережи. В построении этого текста различаются части, связанные с развитием события: завязка, кульминация, развязка. В тексте ... Белая тронулась!” Мать позволила, и в одну минуту, тепло одетый, я уже ... 3. Определить стиль и тип текста. (работа в группах). Ответы: Текст художественного стиля, так как ...

Открываем глазки. Отдохнули немного.

Послушайте и отгадайте загадку., Это маленький зверёк.

С ветки на ветку прыг да скок.

В тёплой шубке меховой., Рыжий хвостик золотой.

Да – это белка. Внимание, смотрим на экран.

Опишите внешний вид белки.

Где она живёт?

Чем питается?

Нравится ли вам этот зверёк?

г) работа над сочинением.

Прежде чем начать работу над текстом-описанием

Вспомните, сколько частей включает в себя сочинение-описание?

( 3 части)

О чём будете писать в каждой части?

( В 1-й части – как выглядит зверёк)

( Во второй части – особенности характера, повадки, образ жизни)

В третьей части вы можете высказать своё отношение к этому зверьку.

Белка.

План.

  1. Внешний вид.

  2. Образ жизни белки.

  3. Моё отношение к зверьку.

Попробуем все вместе описать белку, которую вы видите на экране.

Составьте устно текст-описание, опираясь на план. Можно поработать в парах.

Заслушаем несколько описаний.

д) словарная работа

На доске вы видите слова и словосочетания, которые помогут вам в написании сочинения. Прочитайте их.

Рыженькая, пушистый голубоватый мех, прыгает, быстро-быстро, бельчата, орехи, сосновые семена, жёлуди, беличье гнездо, накалывать грибы, скорей взобраться, белка лазает.

Теперь приступайте к работе. Составляя текст-описание, опирайтесь на план, не забывайте про опорные слова, смотрите на картинку, которая лежит у вас на парте.

Если у вас во время работы над сочинением появятся какие-то вопросы, то я подойду к вам и индивидуально решим проблемы.

Может быть, кто-то сочинит стихотворение об этом зверьке.

5. Самостоятельная работа.

( написание сочинения)

  1. Анализ работ.

Заслушиваем сочинение-описание, оцениваем точность, красочность, эмоциональность, соответствие плану.

Удалось ли сочинение?

Соответствует ли текст плану?

7. Взаимопроверка.

Обменяйтесь тетрадями, прочитайте работу друг друга и выскажите ваши мнения о сочинении.

Что хотели бы посоветовать автору?

А сейчас небольшой сюрприз для всех вас.

Пожалуйста, Настя, прочитай своё стихотворение.

Спасибо, Настя, у нас уже готова страничка для нашего проекта.

4 стр., 1729 слов

Текст для работы папе было сорок лет славику десять ёжику и того меньше

... (предл. 95-96). Но грустит он совсем не по «выигрышу», а по «счастливому времени» своего детства. Ведь он когда-то тоже был таким же ... живым, «курносым и симпатичным» ёжиком! Наверное, все мы скучаем по своему детству, ведь в нём — истоки всего лучшего, что есть в ... псу оно было нужнее, чем Алисе! Детство — светлая пора. Мысли и воспоминания о нём радуют! Вариант 3 Детство — это время, когда ты ...

8. Итог урока.

Чем занимались на уроке?

Какие открытия вы сделали для себя сегодня?

Какие знания, приобретённые на этом уроке, могут вам пригодиться в дальнейшем?

  1. Рефлексия.

Кому понравилась работать на уроке?

Что было интересного на уроке?, Кто смог проявить своё творчество?

Урок окончен. Спасибо. Молодцы!