- любовь к своей стране и культуре.
Оборудование:
— индивидуальные папки « Подготовка к ГИА», компьютер, мультимедийный проектор, презентация, памятки, тексты, задания по группам.
Ход урока:
Организационный момент. Постановка темы и цели урока.
Ребята! Впереди вас ждет очень важное испытание – выдержать выпускные экзамены. В этом году экзаменационная работа состоит из 3-х частей:
Сжатое изложение
Тестовая часть( задания №2-14)
Сочинение – рассуждение на альтернативную тему (задания № 15.1, 15.2, 15.3)
II. Повторение пройденного материала. ( работа по группам)
- Давайте вспомним, что значит «сжатое изложение?»
1-я группа работает над сжатием предложений:…Год проходит за годом. Писатель все дальше и дальше уходит от нас в историю, не стареют лишь его книги.
2-я группа работает над сжатием предложения ( Какая сила толкала его натягивать робу, надевать каску и мчаться на пожарных лошадях?
3-я группа работает над предложением ( И Куприн наравне со всеми тянул сети, разгружал баркас, мыл палубу после очередного рейса. )
Повторение тестовой части
Задание по группам (слайд №1)
Из записанных слов 1-я группа выбирает словарные слова;
2-я группа выбирает слова на орфограмму «Правописание приставок»
3-я группа выбирает слова на орфограмму « Н, нн в прилагательных и причастиях»
(Блокнот, приоткрыв, галерея, вспоминал, искусственный, обаяние, прилипали, бесконечные, безжалостный, президиум, претендент, приоритет, взвилась, придумал, раздумывая, вследствие, конгресс, оригинальный, препятствие, цивилизация, шефствовать, восхищался, чопорный, ядреный, таинственный, длинный, стеклянный, уничтоженный, нарисованные, набраны..
III. Этап подготовки к активному усвоению знаний.
А теперь давайте вспомним, что мы должны делать в заданиях 15.1, 15.2, 15.3?
Сочинение как красиво работает слово в художественном тексте
... слова. Цитата обычно приводится для подкрепления излагаемой мысли авторитетным высказыванием или для критики цитируемой мысли. Область употребления цитат обширна: цитаты используют в публицистическом стиле, в текстах научного стиля, в художественных текстах. В ... обойтись в письменной речи: оно помогает разделить предложение на части, расставить смысловые акценты. (источник сочинения с текстом) 9. ...
Мы сегодня остановимся еще раз на задании 15.1( сочинение – рассуждение на лингвистическую тему( слайд №2)
Мы уже пробовали свои силы в этом виде работы, но чем чаще мы будем это делать, тем глубже будут ваши знания и вы увереннее будете чувствовать себя на экзамене. Сочинение мы будем писать, размышляя над высказыванием Дитмара Эльяшевича Розенталя: «Изобразительные эпитеты живо и наглядно рисуют предметы и действия и дают нам возможность увидеть их такими, какими видел писатель, создавая произведение» . ( слайд № 3)
Мы будем работать с текстом, поэтому давайте вспомним, какие типы текса вам известны? ( повествование, рассуждение, описание) .В чем особенности сочинения-рассуждения? Вспомним структуру такого сочинения.
Тезис Аргументация Вывод
А что значит сочинение – рассуждение на лингвистическую тему? Обратимся к этимологии слова «лингвистический»( 1-я группа )
Произошло от слова «лингвистика» (, языковедение, от лат. Lingua – язык – наука, изучающая языки, работа со словарем).
Придется рассуждать о различных лингвистических понятиях, например, о знаках препинания, антонимах , синонимах, фразеологизмах, частицах, глаголах, об изобразительно – выразительных средствах.
По каким критериям мы будем оценивать? Давайте рассмотрим их. ( у каждой группы на столе критерии оценивания) .
2-я группа напомнит нам план написания сочинения – рассуждения( слайд №4)
1.Тезис ( формулируем позицию автора и выражаем свое отношение к ней).
2.Аргументация
а) аргумент — пример №1
б) аргумент – пример №2
3.Вывод
3. Этап изучения нового материала
Начнем работу над высказыванием с усвоения этапов работы над сочинением
Алгоритм работы предлагает 3-я группа
1.Прочитать цитату.
2.Найти ключевые слова, определить основную мысль.
3.Дать комментарий к цитате. Определить лингвистический материал. Вспомнить теорию.
4.Найти примеры из текста, назвать роль.
IY. Этап применения знаний в новых условиях
Возвращаемся к нашему высказыванию
а) работаем над ключевыми словами ( 1-я группа)
б) определяем роль эпитетов в речи ( 2-я группа)
ЭПИТЕТЫ:
- усиливают выразительность, образность языка произведения;
- придают художественную, поэтическую яркость речи;
- обогащают содержание высказывания;
- выделяют характерную черту или качество предмета, явления, подчёркивают его индивидуальный признак;
- создают живое представление о предмете;
- оценивают предмет или явление;
- вызывают определённое эмоциональное отношение к ним;
- помогают увидеть авторское отношение к окружающему миру.
в) теоретический материал ( 3-я группа)
Эпитет ( от греч. epitheton — приложение).
Художественное, образное определение, вид тропа.
Слово учителя: В качестве6 эпитета могут выступать прилагательные ( кроткий лик – С. Есенин, эти бедные селенья, эта скудная природа – Ф. Тютчев, край заброшенный – С. Есенин,
Урок в 9 классе сочинение по картине васнецова баян
... сочинения (слайд 28) В.М. Васнецов — родоначальник нового, "национального" направления в русском искусстве. Описание картины «Баян»: 1. передний план картины; 2. основные группы героев; 3. главный герой картины; ... по гуслям. Его серебристые волосы развеваются на ветру ... В «Слове о полку Игореве» о Баяне ... в ней роль Деда Мороза. (слайды 9, 10) В Абрамцеве же Васнецов выступил и как архитектор: по ...
Существительные: Вот он, без дружин –М. Цветаева, Молодость моя! Моя голубка смуглая – М. Цветаева (слайд№7)
, Физминутка
Повернуться друг к другу, улыбнуться,
пожелать успеха, Взять в руки карандаш, потереть его в своих ладонях, наточенным концом несильно надавить на подушечки пальцев, снять напряжение.
V. Знакомство с текстом
Исходный текст
Сказка
Глубокая зимняя ночь. Метель. В доме — ни огня. Ветер воет в трубах, сотрясает крышу, ломится в окна. Ближний лес гудит, шатаясь под вьюгой.
Никто не спит. Дети проснулись, но лежат молча, широко раскрывши глаза в темноту. Прислушиваются, вздыхают…
Откуда-то издалека, из тьмы и бури, доносится длинный жалобный крик. Прозвучал и замолк… И еще раз… И еще…
- Точно зовет кто-то, — тревожно шепчет мужчина. Никто ему не отвечает.
- Вот опять…
Слышишь?.. Как будто человек…
- Спи, — сурово говорит женщина. — Это ветер.
- Страшно ночью в лесу…
- Это только ветер.
Ты разбудишь ребенка…
Но дитя вдруг подымает голову.
- Я слышу, я слышу. Он кричит: «Спасите!»
И правда: яростный ураган стихает на одно мгновенье, и тогда совсем ясно, близко, точно под окном, раздается протяжный, отчаянный вопль:
- Спа-си-те!
- Мама! Может быть, на него напали разбойники?..
Может быть…
- Не болтай глупостей, — сердито прерывает мать. — Это голодный волк воет в лесу. Вот он тебя съест, если не будешь спать.
- Спасите!
- Жалко живую душу, — говорит муж.
— Если бы не испортилось мое ружье, я пошел бы…
- Лежи, дурак… Не наше дело…
В темноте шлепают туфли… Старческий кашель… Пришел из соседней комнаты дедушка. Он брюзжит злобно:
— Что вы тут бормочете? Спать не даете никому. Какой такой человек в лесу? Кто в эту погоду по лесам ходит? Все дома сидят. И вы сидите тихо и благодарите Бога, что заборы у нас высокие, запоры на воротах крепкие и во дворе злые собаки… А ты взяла бы лучше к себе дитя да сказкой бы его заняла.
Это голос черствого благоразумия.
Мать переносит в свою постель ребенка, и в тишине звучат слова монотонной, старой успокоительной сказки:
— Много лет тому назад стоял среди моря остров, и на этом острове жили большие, сильные и гордые люди. Все у них было самое дорогое и лучшее, и жизнь их была разумна и спокойна. Соседи их боялись, уважали и ненавидели, потому что они сами никого не боялись, всех презирали, а уважали только самих себя. В жилах их текла не простая кровь, а голубая-голубая…
- Спа-си-те!
Молчание…
1920
а) работа с текстом, нахождение эпитетов
б) написание сочинения – рассуждения
VI Итог урока
а) Лидер группы ставит оценку в своей группе
б) Анализ написанного сочинения по критериям (сочинение хранится в папке «Подготовка к ГИА)
в) Домашнее задание ( подобрать примеры из , подтверждающие важную роль эпитетов в тексте).
«Жизнь леса и судьбы людей»
... не улучшает атмосферу. А ведь в мире все взаимосвязано. Все это влияет на здоровье человека. Значение леса в жизни человека велико. Лес является одним из великих ... Леса являются уникальным природным ресурсом, и в течение тысячелетий используются человеком. Вместе с тем леса - важнейшая часть природной среды, испытывающая на себе последствия неразумной хозяйственной деятельности человека. Я учусь в ...