Что такое эпитет? Примеры эпитетов. Классификации эпитетов

Сочинение

Какими частями речи могут быть эпитеты?

чаще всего являются прилагательными, причастиями и наречиями

  • В роли эпитета выступают прилагательные :

Тучка золотая, молниеносное решение, горькая правда, мраморная кожа

  • В роли эпитета выступают причастия :

Грохочущий ливень, поседевший лес

  • В роли эпитета выступают существительные :

Утес-великан, волшебница-зима, мать – сыра земля, ветер-бродяга

  • В роли эпитета выступают числительные :

вторая жизнь, третьи руки

  • В роли эпитета выступают наречия :

Горячо любить, безмерно счастлив

  • В роли эпитета выступают деепричастия:

Волны несутся, гремя и сверкая

Эпитетами также могут быть местоимения и глаголы.

Другая классификация

Существует и другая классификация. В большинстве случаев такие образные выражение стоят рядом со словами, употреблёнными в тексте в переносном смысле. Если существительное имеет переносный смысл, то и эпитета значение другое, например:

  • метонимическим;
  • метаморфическим.

Метонимические, Метаморфические

Самостоятельные и постоянные

без существительных

образные выражения

Какую роль играют эпитеты?

Эпитеты усиливают художественную выразительность, образность языка произведения или нашей речи, придают языку поэтическую яркость. Эпитеты, как правило, выделяют характерную черту или качество и вызывают определённое эмоциональное отношение к ним, помогают увидеть авторское понимание окружающего мира.

Эпитеты помогают создать яркий образ.

Очень хорошо объяснил роль и функции эпитета известный русский ученый А. Г. Шалыгин:

Эпитет — весьма действительное средство, усиливающее картинность и эмоциональность речи. Так называется слово или несколько слов, приданных к обычному названию предмета для того, чтобы усилить его выразительность, подчеркнуть в предмете один из его признаков – тот, который в данном случае важно выдвинуть на первый план, как бы рекомендовать особому вниманию читателя.

3 стр., 1448 слов

Роль причастия в речи сочинение рассуждение

... сожжено червонно-дымною зарею (Ахм.). Шаблоны сочинений о роли причастий в речи. Вступление. 1. Причастия играют важную роль в речи, делая её более яркой и выразительной. ... в письменном тексте. 2. Итак, причастия придают динамичность и особенную экспрессивность художественной речи. Знание грамматики помогает точно выразить мысли. Образцы сочинений. 1. Образец. Причастия играют важную роль в речи, ...

3 функции эпитетов

  1. акцентировать какое-либо свойство,
  2. создать яркий эмоционально окрашенный образ,
  3. усилить художественную выразительность.

Сочинения по русскому языку и литературе

Голосуйте за сочинение

Контрольный текст:

(1) Ребята ушли со двора, собирают походное снаряжение. (2) Остался один Гоша. (3) Дежурит у подъезда и ждёт кого-то… (4) Вот наконец она появилась. (5) Загадочное существо тринадцати лет, невероятная красавица с улыбкою до ушей, с золотыми глазами, с тонюсенькой талией. (6) Верочка. – (7) Привет, – говорит Верочка и поёживается. – (8) Холодно ещё… (9) Дай куртку. (10) Гоша накидывает ей на плечи курточку, остаётся в одной майке, и кожа на его руках покрывается пупырышками.

– (11) Тебе отец из Англии чего-нибудь привёз? – (12) Ага. (13) Вот, смотри, транзистор. – (14) А матери привёз чего-нибудь? (15) Духи, например? (16) Принеси посмотреть. – (17) Но как же я… (18) Вера, мне же… (19) Ну, неудобно… – (20) Тогда становись на голову. (21) Ну?! – (22) Брось, Верк… (23) Не надо… – (24) Сейчас же встань на голову! – (25) Ну, пожалуйста… (26) Гоша подходит к стене, опускается на четвереньки и после нескольких неудачных попыток делает стойку. (27) Верочка наблюдает за ним сурово, как тренер. – (28) Кто главный? – спрашивает она. – (29) Ну, ты… – (30) Перевернись. (31) И тащи духи. (32) А то заставлю стоять на голове целый день! (33) Вытирая ладони о свою майку, Гоша топчется беспомощно, моргает, но Верочка неумолима. (34) И тогда, отдав ей транзистор, Гоша плетётся к себе в квартиру. (35) Торопливые шаги на лестнице, голоса: выбегают на двор Серёжка и Павлик, одноклассники Гоши, с удочками и с какой-то картонной, но грозного вида трубой. – (36) Это ракета, – сообщает Серёжка внушительно. – (37) В лесу запустим. (38) Верочка снисходительно наблюдает, как мальчишки возятся с ракетой, как бережно кладут её на ступеньки подъезда, а сами отправляются за рюкзаками. (39) Дождавшись, когда мальчишки скрылись на лестнице, выходит на двор Гоша. (40) Оглядывается, протягивает Верочке голубой блестящий флакон. (41) Гоша немного сердит: он не хотел брать этот флакон, выносить его потихоньку, но Верочка заставила. (42) Ей, видите ли, своя прихоть дороже. (43) И Гоша теперь сердит и почти свысока разговаривает с Верочкой: (44) «На, смотри, если хочется…» (45) Верочка понимает его состояние. (46) И ей не нравится, что Гоша разговаривает свысока. (47) Лицо у Верочки становится задумчивое. (48) Она склоняет голову набок, прищуривается. (49) Прежде, года три назад, с таким выражением Верочка кидалась драться (и дралась почище мальчишек).

(50) Теперь она не дерётся. (51) Есть другие способы. (52) Она нехотя берёт голубой флакон. – (53) Так, понятно… (54) А спички у тебя есть? – (55) Спички?.. (56) Ну, в куртке… посмотри в кармане. – (57) Ага. (58) Теперь поджигай этот хвост! – (59) Верочка показывает на оставленную мальчишками ракету. – (60) Зачем?.. – ничего не соображая, бормочет Гоша. – (61) Что это? – (62) Бомба. (63) Пусть бабахнет. – (64) Ну!.. – растерянно бормочет Гоша. – (65) Это… – (66) Кто главный? – (67) Верка, перестань! – (68) Ах, так? – (69) Вера чиркает спичкой и подносит огонёк к ракетному хвосту. (70) Наконец что-то зашипело, заскворчало, как масло на сковородке… – (71) Верка! (72) Отойди!.. (73) Верочка демонстративно стоит над чадящей картонной трубой. (74) И тут я вижу начало подвига, его свершение и конец. (75) Гоша, оцепеневший от ужаса Гоша, прижавшийся к стене с перекошенным лицом, тихий, застенчивый и боязливый Гоша вдруг отталкивает Верочку и – плашмя, животом – падает на ракету.

20 стр., 9648 слов

Тексты о НРАВСТВЕННОМ ВЫБОРЕ

... Гоша вдруг отталкивает Верочку и – плашмя, животом – падает на ракету. (По Э. Шиму)* НРАВСТВЕННЫЙ ВЫБОР Текст ... Гоша. (40)Оглядывается, протягивает Верочке голубой блестящий флакон. (41)Гоша немного сердит: он не хотел брать этот флакон, выносить его потихоньку, но Верочка заставила. (42)Ей, видите ли, своя прихоть дороже. (43)И Гоша теперь ... и, когда он кивком головы, улыбаясь, поздоровался с нами, ...

Русский писатель и поэт В. А. Солоухин в одной из своих работ сказал: «Эпитеты – одежда слов». Это очень точное и емкое высказывание, с которым я полностью согласен, ведь эпитеты, яркие и красочные определения, будто одевают простые и невзрачные слова, делая их выразительнее и доступнее для точного понимания. Подтверждением тому могут стать примеры из предложенного нам текста.

В предложении (5) контрольного текста автор пользуется такими эпитетами, как «загадочное» (существо) и «золотыми» (глазами).

Благодаря этим эпитетам автор достигает особой выразительности в описании внешности героини повествования Верочки и дает читателям возможность наиболее полно представить ее образ и ее характер. А в предложении (75) этого текста использование эпитета «с перекошенным» (лицом) позволяет понять читателю, насколько сильный страх испытывает Гоша, и насколько сильно он переживает за жизнь девочки в сложившейся опасной ситуации. В данном случае эпитет очень точно и весьма ярко передает психологическое состояние персонажа и его реакцию на происходящее.

На этих примерах можно убедиться в верности высказывания писателя и прийти к выводу, что эпитеты – это действительно своеобразная «одежда» слов, которая позволяет сделать нашу речь более разнообразной, яркой и выразительной.