Работа над м о выразительной функции эпитетов

Сочинение

Работа над сочинением, О выразительной функции эпитетов

(Материалы презентации )

Напишите сочинение-рассуждение, раскрывая смысл высказывания русского лингвиста : «Придание образности словам постоянно совершенствуется в современной речи посредством эпитетов».

дополнением

охарактеризовать его эмоциональную окраску.

Эпи́тет — определение при слове, влияющее на его выразительность., Выражается преимущественно, Роль эпитетов в тексте

Эпитеты могут:

  • усиливать, подчеркивать какие-либо характерные признаки предметов:

Свежий

  • уточнять отличительные признаки предмета (форму, цвет, величину, качество):

Грозные, рокочущие, свирепо раскатистые

  • выделять наиболее существенные признаки предметов:

Седой, мертвенно-бледный

  • создавать контрастные по смыслу сочетания слов и служить основой создания оксюморона:

мертвые души, грустная радость, убогая роскошь, живой труп, горячий снег, блистательная тень, заклятый друг.

  • оценивать предмет или явление:

Отвратительное

  • выражать авторскую оценку и авторское восприятие явления:

прелестней

Определяем виды эпитетов в тексте

страшные прыжки

…(описательные).

Чудеснейший пляж»,

(оценочные).

грустная

Эмоции,

эмоциональные эпитеты).

С помощью эпитетов не только передаются цвета, краски, но и выражаются чувства автора, героев.

Виды эпитетов в зависимости от функции

эмоциональные оценочные описательные

(Оц. — дивный мир; Оп. – фосфорическое свечение; Эм.- нежная, грустная голубизна).

Дают характеристику какого-либо объекта, раскрывают его необычные признаки.

Особую выразительность слова обеспечивают эмоциональные эпитеты.

Текст

(1)Низкое солнце ослепительно било в глаза. (2)Море под ним во всю ширину

8 стр., 3918 слов

Эмоциональная окраска лексики

... слова эмоционально окрашены: положительная оценка отличает их от стилистически нейтрального определения белый. Эмоциональная окраска слова может выражать и отрицательную оценку называемого понятая: белобрысый, белесый. Поэтому эмоциональную лексику называют еще оценочной (эмоционально-оценочной). В ...

горело, как магний.

(3)Серебряные кусты дикой маслины, окруженные кипящим воздухом, дрожали

над пропастью. (4)Крутая дорожка вела зигзагами вниз. (5)Ноги бежали сами собой, их невозможно было остановить.

(6)До первого поворота Петя еще кое-как боролся с силой земного

притяжения. (7)Он хватался за сухие нитки корней, повисших над дорожкой. (8)Но гнилые корни рвались. (9)Из-под каблуков сыпалась глина. (10)Мальчик был окружен облаком пыли, тонкой и коричневой, как порошок какао.

(11)Пыль набивалась в нос, в горле першило. (12)Пете это надоело.

(13)Он закричал во все горло, взмахнул руками и очертя голову ринулся вниз.

(14)Шляпа, полная ветра, колотилась за спиной. (15)Матросский воротник

развевался. (16)И мальчик, делая страшные прыжки по громадным ступеням естественной лестницы, вдруг со всего маху вылетел на сухой и холодный, еще не обогретый солнцем песок берега. (17)Песок этот был удивительной белизны и тонкости. (18)Вязкий и глубокий, сплошь истыканный ямками вчерашних следов, оплывших и бесформенных, он напоминал манную крупу самого первого сорта.

(19) Он полого, почти незаметно сходил в воду. (20) И крайняя его полоса,

ежеминутно покрываемая широкими языками белоснежной пены, была сырой,

лиловой, гладкой, твердой и легкой для ходьбы.

(21)Чудеснейший в мире пляж, растянувшийся под обрывами на сто верст, казался диким и совершенно безлюдным в этот ранний час.

(22)Чувство одиночества с новой силой охватило мальчика. (23)Но теперь это было

совсем особое, гордое и мужественное одиночество Робинзона на необитаемом

(24)Между тем солнце еще немножко поднялось над горизонтом. (25) Теперь море

сияло уже не сплошь, а лишь в двух местах: длинной полосой на самом

горизонте и десятком режущих глаза звезд, попеременно вспыхивающих в зеркале

волны, осторожно ложащейся на песок.

(26)На всем же остальном своем громадном пространстве море светилось такой

нежной, такой грустной голубизной августовского штиля, что невозможно было

не вспомнить:

(27)Белеет парус одинокий

В тумане моря голубом…

(28) Петя залюбовался морем.

(29)Оно меняется на глазах каждый час.

(30)То оно тихое, светло-голубое, местами покрытое почти белыми дорожками штиля. (31)То оно ярко-синее, пламенное, сверкающее. (32)То оно играет барашками. (33)То под свежим ветром становится вдруг темно-индиговым, шерстяным, точно его гладят против ворса. (34)То налетает буря, и оно грозно преображается.

(35)Штормовой ветер гонит крупную зыбь. (36)По грифельному небу летают с криками чайки. (37)Взбаламученные волны волокут и швыряют вдоль берега глянцевитое тело дохлого дельфина. (38)Резкая зелень горизонта стоит зубчатой стеной над бурыми облаками шторма. (39)Малахитовые доски прибоя, размашисто исписанные беглыми зигзагами пены, с пушечным громом разбиваются о берег.(40) Эхо звенит в оглушенном воздухе. (41)Тонкий туман брызг висит кисеей во всю громадную высоту потрясенных обрывов.

10 стр., 4997 слов

Что такое эпитет в русском языке? Примеры в литературе

... «Эпитеты – одежда слов». Аргументируя свой ответ, приведите 2 примера из прочитанного текста. Сочинение-рассуждение. «Эпитеты – одежда слов», — ... эпитетов акцентировать какое-либо свойство, создать яркий эмоционально окрашенный образ, усилить художественную выразительность. Задание С2. Сочинение — рассуждение ... прилагательных, числительных, не называют предметы, признаки и количество, а лишь указывают ...

(42) Но главное очарование моря заключалось в какой-то тайне, которую оно

всегда хранило в своих пространствах.

(43)Разве не тайной было его фосфорическое свечение, когда в безлунную

июльскую ночь рука, опущенная в черную теплую воду, вдруг озарялась, вся

осыпанная голубыми искрами? (44)Или движущиеся огни невидимых судов и бледные медлительные вспышки неведомого маяка? (45) Или число песчинок, недоступное человеческому уму?

(46)Сколько бы ни смотреть на море — оно никогда не надоест. (47)Оно всегда

разное, новое, невиданное.

(По )

Найдите в данном фрагменте текста прилагательные, обозначающие признаки предмета по:

а) цвету: светло-голубое, белые, ярко-синее, бурое, тёмно-индиговое;

  • б) форме: зубчатая (стена);

в) размеру: крупная (зыбь), громадная (высота);

г) силе: штормовой (ветер), пушечный (гром), взбаламученные (волны)

д) по сходству: пламенное, шерстяное (море), грифельное (небо), малахитовые (доски прибоя);

признаку:

авторской оценке:

Пишем сочинение

В самом деле, наш язык без эпитетов был бы невыразительным, тусклым. Именно они помогают лучше описать изображаемые предметы, подчеркнуть их отличительные признаки.

Вот, например, эпитет «серебряные» в предложении 3 воссоздаёт цвет листьев маслины, и даже тот, кто никогда их не видел, может легко представить себе эти кусты.

Мы также могли не видеть моря во время сильной бури, однако эпитеты «штормовой (ветер)», «грифельное (небо)», «пушечный (гром)» помогают нам нарисовать грозную картину происходящего.

Вот так эпитеты, развивая воображение читателя или слушателя, делают наш язык живым, красочным, образным.

Действительно, эпитеты нужны для того чтобы выделить и усилить неповторимые личные признаки предметов или явлений окружающего мира, подать их образно.

Например, В. Катаев всего лишь одним словом « кипящий (воздух)» в предложении 3 рассказал читателю о наступающем очень жарком дне, а редкую красоту пляжа, на котором оказался Петя, передаёт эпитет «чудеснейший ».

Конечно, можно понять, почему многие авторы так охотно используют это средство выразительности: эпитеты имеют особую изобразительную силу.