I. Организационный момент
− Начинаем урок развития речи и пусть он принесёт нам радость общения, а наши сердца наполнит тёплыми чувствами.
II. Сообщение темы и цели
Учитель читает наизусть стихотворение.
Ещё в домах пылают печки
И поздно солнышко встаёт,
Ещё у нас по нашей речке
Спокойно ходят через лёд.
Ещё к сараю за дровами
Не проберёшься напрямик,
И в садике под деревами
С метлою дремлет снеговик.
Ещё мы все тепло одеты-
В фуфайки, в ватные штаны.
А всё-таки весны приметы
Во всём, во всём уже видны.
– Вы прослушали отрывок из стихотворения Е. Благининой. Скажите, о каком времени года говорится в стихотворении?
— Какие приметы весны видны в природе?
III. Подготовка к восприятию картины
− Исаак Ильич Левитан — один из великих русских художников пейзажистов. Родился в 1860 году. Он рано остался сиротой. Его детство было настолько тяжёлым, что в последствии он старался никогда не вспоминать о нём. Когда Исаак Ильич учился в Московском училище живописи, ваяния и зодчества, ему часто приходилось голодать. Он даже ночевал в училище, так как не имел своего угла. Но несмотря на все тяготы жизни, Левитан был мягким и отзывчивым человеком. К своей творческой работе относился очень строго. За 25 лет написал около тысячи картин, рисунков, эскизов. Он выбирал такие моменты, когда в природе происходили изменения.
− Новый период в творчестве Левитана начинается с середины 90-х годов. Он пишет ряд выдающихся произведений, стоящих в одном ряду с шедеврами русской пейзажной живописи. Это жизнеутверждающее произведение «Март», «Золотая осень», «Весна. Большая вода».
− Русская природа была единственной темой произведений Левитана. Свою картину «Март» он написал в 1895 году. Известно, что написана картина с натуры под Москвой, в имении Турчаниновых, друзей художника.
IV. Рассматривание репродукции картины
В. Развертывание содержания картины
— Разкажите, что вы нахадитеся на картине.
- (Дом с крыльцом; лошадка, запряженная в сани, деревья, снег, небо; Скворечник, который сиротливо ютится на голых ветвях дерева и ждёт своих крылатых гостей, жильцов.)
— Какими чувствуется здесь весна?
— Какой день изобразил художник?
Сочинение по картине левитана весна в италии
... движением руки. Такие мысли вызвала в моем сознании картина Левитана «Над вечным покоем». Сочинение по картине Левитана «Март» На картине Левитана «Март» изображено весьма противоречивое время. Март в представлении художника - это время встречи весны и зимы. Они сражаются ...
- (Теплое, солнечное.)
— Какие детали свидетельствуют об этом?
- (Солнечный свет на деревьях, на крыльце, на стене дома, тени от деревьев.)
— Какое небо на картине?
- (Оное не просто голубое, оно какое-то чистое, прозрачное.)
— Опишите снег на земле.
- (Снег серый, рыхлый, на дороге подтаял, стал грязным, на нем лежат тени и много следов.)
— О чем говорит ком снега на крыше?
- (Он подтаял и скоро с шумом упадет на землю.)
— Какие краски являются главными на этом полотне?
- (Три основных цвета использовал художник в этом пейзаже — желтый, голубой и зеленый. Их разнообразные сочетания с добавлением белой краски создают сияющую гармонию.)
В данном работе мы обращаем внимание на картину «Март» и пытаемся погрузиться в атмосферу, которую она передает. Картина изображает раннюю весну, когда природа только пробуждается. Окружающий мир еще покрыт снегом, который и здесь присутствует — перед домом, в лесу, на крыше крыльца. Мы видим, как снег подтаял на крыше, готовясь соскользнуть вниз. Его цвет стал серым, смешавшись с землей и пропитавшись водой. Конечно, появившееся весеннее солнце осветляет снег и делает стены дома оранжевыми. Небо выше, наполненное светом, а воздух полон движения и свежести. Рядом с домом растут березы, стремящиеся к солнцу и теплу каждой своей веточкой. И вдали виднеются темно-зеленые ели, проецирующие на снег синие тени. В целом, картина передает ощущение простора, солнца и живого движения в природе.
VII. Речевая подготовка к сочинению
Класс делится на три группы. Каждая группа получает задание и выполняет его.
1. Подберите к существительным подходящие по смыслу прилагательные.
- день (тёплый, весенний, солнечный)
- небо (голубое, ясное, высокое, чистое, лазурное)
- снег (рыхлый, мокрый, зернистый, ноздреватый)
- деревья (стройные, хрупкие)
- лошадь (усталая, рыжая)
2. Подберите глаголы к существительным.
- небо (сияет)
- солнце (светит, греет, освещает)
- капель (звенит, поёт, стучит, барабанит)
- снег (оседает, тает, темнеет)
- деревья (тянутся)
3. Подберите синонимы к словам:
- художник (автор, живописец)
- картина (полотно, произведение)
- создал (написал, изобразил, нарисовал, запечатлел, представил)
VIII. Составление плана сочинения
1. Сколько частей будет в сочинении?
Сочинение будет состоять из трех частей.
2. Как называются части? О чём они?
- Вступление. Как называется картина, кто автор, немного об авторе или истории создания картины.
- Основная часть. Описание картины.
- Заключение. Своё отношение к картине; чувства, которые она вызывает, основная идея.
IX. Устное составление описания картины по плану
− Поподробнее остановимся на каждой части.
1. Как можно начать сочинение?
X. Написание сочинения учащимися
1. Письмо на черновике.
Брейгель «охотники на снегу» описание картины, анализ,
... Тарковского «Солярис» (1973 г.). В кают-компании космического корабля висит репродукция картины Питера Брейгеля Старшего «Охотники на снегу». Ее внимательно рассматривает героиня фильма, внешне — прекрасная девушка, по сути – ... приемы Цветовая гамма полотна — льдисто-зеленая, холодная. Низкое небо без солнца говорит о том, что на картине ранний вечер. Фигуры людей и дома выполнены в коричневых ...
- думается мне, что
- кажется, что
- словно магия
- моё воображение пробуждает
− Теперь вы готовы к тому, чтобы приступить к написанию сочинения. В вашем распоряжении много средств, чтобы сделать свою речь яркой и выразительной.
2. Редактирование сочинения.
3. Письмо сочинения в тетради.
XI. Итог урока
− Понравилось ли вам сочинять?
− Кто хотел бы зачитать своё сочинение?