, учитель русского языка и литературы МБОУ «Октябрьская средняя общеобразовательная школа» Курского района Курской области, делится опытом по подготовке к написанию сочинения с обучающимися 5 класса.
Всякий раз, когда я получаю 5 класс, представляю этих детей девятиклассниками – девушками и юношами, с которыми я уже проработала много лет. А пока на лицах ребят написаны все чувства. Часто рука тянется вверх раньше, чем сформировалась мысль. Дети с удовольствием отвечают на поставленный вопрос. Расстраиваются и просят спросить на следующем уроке, если сегодня ответ был неудачным.
К сожалению, через 2-3 года дети замкнутся, появится сдержанность, болезненное самолюбие. И моя задача – не допустить этого. Моя задача – сделать речь детей грамотнее, лаконичнее, увереннее. Поэтому большое внимание я уделяю первому сочинению.
Во дворе нашей школы стоит красавец-клен. Каждый день дети проходят мимо него, любуются. В один из сентябрьских дней я вывожу обучающихся 5 класса на улицу и прошу описать свой восторг от увиденного. Самые смелые и находчивые, 3-4 человека, говорят по одному предложению, в редких случаях 2-3 предложения. Далее тишина. Я спешу на помощь.
- Всмотритесь, каков возраст этого красавца-клена?
- Какие у него ветви, крона?
- Каков общий рисунок дерева, его форма?
- Чувствуете ли вы осенний аромат?
- С чем можно сравнить листья?
Теперь детям становится понятнее, о чем писать, но я уверена, что они еще не напишут сочинение. Когда сядут за парту, то слова станут «непослушными», мысль не отольется в нужной форме. На первом этапе будет сложно определиться с началом, с последовательностью изложения.
Из опыта знаю, что нужно сначала поработать над устным вариантом. Дети должны подумать над сюжетом, композицией, отработать стиль и только после этого записать в тетрадь.
Не отрывая глаз от клена, пятиклассники устно описывают красавца-богатыря. Прослушав несколько человек, обращаю внимание на неинтересные начала, бедность словарного запаса. Подсказываю детям, что листья золотые, солнечные, багряные. Рассказываю о том, что в высказываниях нужно избегать повторов, подбирать аналогичные, по-другому звучащие слова. Не стоит в пейзажную зарисовку вносить научные сведения о клене, полученные в начальных классах. Чтобы помощь была более существенной, сама описываю клен как можно выразительнее.
Спешим в класс, чтобы не забыть полученную информацию. Я не мешаю детям. Затем знакомлю с понятием об этюде. Сообщаю, что они должны доработать свои сочинения, чтобы каждый человек, живущий в нашем поселке, увидел именно клен, растущий в школьном дворе, где прошли школьные годы не одного поколения местных жителей. Говорю, что работа обучающихся похожа на этюд художника-пейзажиста. Только в его распоряжении краски, а в распоряжении юных литераторов – слова. Цель одна: изобразить с помощью красок или слов отдельные предметы.
Правилу следуй упорно чтобы словам было тесно мыслям просторно
... Сейчас это превратилось в некое движение – люди пытаются уместить в 6 словах (как было в оригинале Хемингуэя) законченную историю, и, на ... и собеседник кажется перед ним малым ребенком». Очень трудно донести до собеседника свои мысли в одной фразе, но и по ... на счет обычной жизни? Обычных разговоров? Здесь умные люди руководствуются «правилом Некрасова», чем больше они думают, тем меньше говорят. ...
Словесный этюд – это описание, зарисовка предмета с натуры так, как автор его видит. В таком этюде нет действия. Пользоваться надо не глаголами, а другими частями речи: прилагательными, существительными, местоимениями.
Чтобы у детей развивалась самостоятельность, творческая индивидуальность, я не даю дома дописывать это сочинение, а предлагаю сделать на черновиках этюдную зарисовку любого дерева, которое привлечет их внимание. Можно описать свои впечатления от встречи с осенним цветком. Сразу детям говорю, что на черновиках мы пишем на левой стороне, чтобы правая оставалась чистой.
Следующий урок я посвящаю анализу 1-2 сочинений. Пятиклассники внимательно слушают и отвечают на вопросы:
- Написано ли это с натуры?
- Можно ли ясно представить описание?
- Есть ли авторские находки?
- Каковы недостатки сочинения?
Затем анализирую сама один из прочитанных вариантов. Делю доску на 2 части. В левой записываю предложения ученика, а в правой – исправленный текст. Даю устные комментарии.
Текст обучающегося |
Отредактированный текст |
Астра |
Последний привет лета |
Цвет она имеет красный с желтым отливом |
Цветок красный с желтым отливом. |
Я смотрю на стебель цветка, который стоит в стакане с водой, и мне кажется, что он изогнулся как молния, когда идет гроза. |
Я смотрю на цветок и удивляюсь, что стебель в стакане с водой похож на зеленый зигзаг молнии. |
Правда, он тоже немного завял, но все же остается такой же красивый, как и летние цветы |
Правда, он уже немного завял, но так же красив, как и летние цветы. |
Затем обучающиеся продолжают работу самостоятельно. Они должны увидеть свои ошибки и исправить их, записывая на правой стороне листа. А дома я задаю переписать исправленный вариант в тетрадь по развитию речи.
Вот так вместе мы делаем первые шаги в освоении такого трудного, но нужного на сегодняшний день вида работы.
Автор: