Изложение с элементами сочинения (8класс)

Сочинение

Изложение с элементами сочинения

Русский язык

8 класс

Цели : 1. Создать условия для закрепления специальных умений и навыков (работа с текстом), изложение предложенного текста и сочинение собственного.

2. Способствовать развитию у учащихся умения выделять главное, анализировать, критически мыслить, создавать тексты-рассуждения, способствовать развитию речи, побуждать к саморазвитию коммуникативной компетенции обучающихся к раскрытию творческих способностей.

3. Содействовать выработке навыков самовоспитания в плане этических норм поведения, жизненных ценностей.

Оборудование:

1 Текст изложения

2 Раздаточный материал:

— текст для индивидуальной работы;

— листы с речевым клише.

Ход урока .

I Мотивационно-целевой этап.

1 Выход на тему урока.

— На каких уроках вы раскрываете свои творческие способности?

— Что получится как результат деятельности на уроке?

— Какова главная цель изложения?

— Как вы понимаете « элементы сочинения»?

II Операционно-познавательный этап.

1 Анализ заглавия текста

Молодость-вся жизнь.

— Можно ли в заглавии выделить ключевые слова? Почему?

2 Свободное письмо

— Предположите, о чем будет текст?

— Выразите свое отношение к проблеме. (на выбор)

9 стр., 4093 слов

1 Основные этапы развития социальной психологии как науки

... любовь к добру и к истине; и рожденная, правда, в различной степени развития. Манеры – включают в себя совокупность привычек поведения именно данного человека или определенной ... усвоенных социальных установок, ценностных ориентации. 21 Группы и их классификаций. Формирование и развитие личности отдельного человека существенно зависят от социальной среды. Она представляет собой сложноорганизованное ...

а) обдумывание;

б) написание;

в) обсуждение в паре;

г) выбор:

д) озвучивание.

3 Проверка опережающего задания

) информационное сообщение

Автор этого текста Д.С.Лихачев. Это выдающийся ученый, филолог, академик. Ученики вашего класса получили задание: по указанным сайтам собрать материал по биографии Д.С.Лихачева.

сообщение ученика о биографии Д.С. Лихачева

в) представление книги « Письма о добром и прекрасном», обобщающее слово учителя с рекомендациями для индивидуального чтения .

Текст нашего изложения — это одно из писем.

4 Чтение текста изложения

Способ работы с текстом выбираете сами.

( для аудиалов- вслух, для визуалов- текст на партах)

Молодость-вся жизнь

Когда я учился в школе, а потом в университете, мне казалось, что моя взрослая жизнь будет в какой-то совершенно иной обстановке, как бы в ином мире, и меня будут окружать совсем другие люди, от настоящего не останется ничего. А на самом деле оказалось все иначе.

Мои сверстники остались со мной. Не все, конечно, многих унесла смерть. И все же друзья молодости оказались самыми верными, всегдашними. Круг знакомых возрос необычайно, но настоящие друзья — старые.

Подлинные друзья приобретаются в молодости. Молодость-это время сближений. Об этом следует помнить и друзей беречь: настоящая дружба очень помогает и в горе, и в радости. Неразделенная радость — не радость. Человека портит счастье, если он переживает его один. Когда же наступит пора несчастий, пора утрат, опять-таки нельзя быть одному. Горе человеку, если он один.

Поэтому берегите молодость до глубокой старости. Ничто из приобретенного в молодости не проходит бесследно. Привычки, воспитанные в молодости, сохраняются на всю жизнь. Навыки в труде — тоже. Привык к работе — работа вечно будет доставлять радость. Хорошие навыки молодости облегчат жизнь, дурные — усложнят ее и затруднят.

И еще. Есть русская пословица: « Береги честь смолоду». В памяти остаются все поступки, совершенные в молодости. Хорошие будут радовать, дурные не давать спать.

3 стр., 1475 слов

Требования к текстам изложений и сочинений

... обучающую работу по составлению плана. «Работа над изложениями по готовому и коллективно составленному плану отличается в 3 классе большой глубиной и сложностью анализа содержания текста». Усложнение ... изложений М.Р. Львов выделяет несколько видов: описание отдельного эпизода по вопросу учителя; описание эпизода по картине, иллюстрации; написание отрывков, взятых из разных частей текста, по ...

(193 слова) (по Д.С.Лихачеву)

5 Преподавательский опрос.

(

— Какие чувства вызвал у вас текст?

— Как вы относитесь к высказыванию Д.С. Лихачева?

— Какую основную мысль можно выделить в тексте?

— Что вы хотели бы высказать по поводу данной темы?

— Как вы поняли предложение « Ничто из приобретенного в молодости не проходит бесследно»?

6. Повторное чтение текста с попутной фиксацией ключевых слов.

1. взрослая жизнь

иная обстановка

оказалось иначе

2. сверстники

друзья молодости

круг знакомых

3. подлинные друзья

время сближений

настоящая дружба

неразделенная радость

пора несчастий

4. берегите молодость

ничто не проходит бесследно

человеческое счастье

5. Береги честь смолоду.

поступки, совершенные в молодости

хорошие и дурные

7. Переосмысление ключевых терминов.

-Покажите соотношение, взаимосвязь ключевых слов текста.

8.Лингвистический анализ текста с использованием записанных слов.

— Какова тема письма?

— Какую основную мысль утверждает автор?

— Что выражено в заглавии — тема или

— В каком стиле написан текст? Докажите.

( Публицистический стиль: воздействие на человека; структура предложений, примеры из жизни)

— Найдите то место в тексте, после которого особенно захотелось читать текст. Аргументируйте свой ответ.

30 стр., 14996 слов

Семантическое поле цвета в поэтических текстах Марины Цветаевой

... М. Цветаевой. Актуальность работы. Проблема места слов цветообозначений, так как практически не ставился вопрос отдельно о цвете в поэтических текстах Цветаевой. Объект исследования. Объектом исследования данной работы является семантическое поле цвета в поэтических текстах Цветаевой. Предмет ...

(«оказалось все иначе»)

— Определите тип речи, которым написано письмо? (рассуждение)

— Найдите в тексте подтверждение правильности вашего мнения.

(Попутная фиксация на доске формулы: Р= тезис +аргументы- вывод)

— Тезис: «Друзья молодости оказались самыми верными»

— Аргументы:

«Настоящая дружба помогает в горе и радости»

« Горе человеку, если он один»

« Ничто из приобретенного в молодости не проходит бесследно» «Привычки, воспитанные в молодости, сохраняются на всю жизнь»

— Перечитайте авторский вывод? Согласны ли вы с ним?

( «Берегите честь смолоду».

«В памяти остаются все поступки, совершенные в молодости»)

— Поделитесь, что добавите?

— Кому адресуете письмо?

9.Орфографическая работа.

а) — Какие слова из текста, возможно, вызовут у вас затруднение?

( проговаривание слов)

— Обратите внимание на предложение:

Неразделенная радость — не радость.

б)- Те, у кого на парте есть цветные листочки, могут ими пользоваться в случае затруднения.

10. Итоговое чтение текста.

-Итак, минута особого внимания.

11. Написание изложения с элементами сочинения.

III.Рефлексивно-оценочный этап.

— Что узнал о себе, о собственных возможностях?

— Над чем задумался, работая над текстом?

— Над чем задумался по окончании урока?

Приложение

Речевой помощник

Дорогой друг!

  1. Если ты встретишь затруднение по одному из вопросов текста, обратись к речевому клише. Вставь пропущенные слова.

Молодость – это время сближений. Об этом следует помнить и друзей беречь: настоящая дружба очень помогает и в …, и в … .Человека портит счастье, если он переживает его … .

8 стр., 3805 слов

Познается ли друг в радости?

... помогали друг другу. А сегодня жизнь наладилась, жить стало легче и современный россиянин не выдерживает испытание радостью и успехом — люди живут в гонке за успешностью. Потому настоящая дружба познается в радости! ... статью полезной, поделитесь ею с друзьями в социальных сетях Источник: Сочинение на тему «Друг познается в беде» Когда-то я услышал слова о том, что друг познается в беде. Тогда я не ...

Горе человеку, если … … .

В чем ценность молодости?

Цените всё хорошее, что приобрели в молодости. Ничто из приобретенного в … не проходит бесследно. Хорошие навыки …облегчат …, дурные … .

  1. Будь внимателен при написании следующих слов:

Ун и в е рс и тет

Сверс т ник

Пр ио бр е тать

Опять-таки

Бе сс ледно

См олоду

Не разделе нн ая радость – не радость.