Изложение с элементами сочинения (8класс)

Сочинение

Изложение с элементами сочинения

Русский язык

8 класс

Цели : 1. Создать условия для закрепления специальных умений и навыков (работа с текстом), изложение предложенного текста и сочинение собственного.

2. Способствовать развитию у учащихся умения выделять главное, анализировать, критически мыслить, создавать тексты-рассуждения, способствовать развитию речи, побуждать к саморазвитию коммуникативной компетенции обучающихся к раскрытию творческих способностей.

3. Содействовать выработке навыков самовоспитания в плане этических норм поведения, жизненных ценностей.

Оборудование:

1 Текст изложения

2 Раздаточный материал:

— текст для индивидуальной работы;

— листы с речевым клише.

Ход урока .

I Мотивационно-целевой этап.

1 Выход на тему урока.

— На каких уроках вы раскрываете свои творческие способности?

— Что получится как результат деятельности на уроке?

— Какова главная цель изложения?

— Как вы понимаете « элементы сочинения»?

II Операционно-познавательный этап.

1 Анализ заглавия текста

Молодость-вся жизнь.

— Можно ли в заглавии выделить ключевые слова? Почему?

2 Свободное письмо

— Предположите, о чем будет текст?

— Выразите свое отношение к проблеме. (на выбор)

14 стр., 6929 слов

«Методика преподавания литературы на современном этапе развития ...

... Курсовая работа состоит Глава I . Развитие языкового чутья младших школьников как проблема в рамках новых стандартов образования Обзор литературы по проблеме исследования Развитие читательской компетенции учащихся является важной проблемой современного ...

а) обдумывание;

б) написание;

в) обсуждение в паре;

г) выбор:

д) озвучивание.

3 Проверка опережающего задания

) информационное сообщение

Автор этого текста Д.С.Лихачев. Это выдающийся ученый, филолог, академик. Ученики вашего класса получили задание: по указанным сайтам собрать материал по биографии Д.С.Лихачева.

сообщение ученика о биографии Д.С. Лихачева

в) представление книги « Письма о добром и прекрасном», обобщающее слово учителя с рекомендациями для индивидуального чтения .

Текст нашего изложения — это одно из писем.

4 Чтение текста изложения

Способ работы с текстом выбираете сами.

( для аудиалов- вслух, для визуалов- текст на партах)

Молодость-вся жизнь

Когда я учился в школе, а потом в университете, мне казалось, что моя взрослая жизнь будет в какой-то совершенно иной обстановке, как бы в ином мире, и меня будут окружать совсем другие люди, от настоящего не останется ничего. А на самом деле оказалось все иначе.

Мои сверстники остались со мной. Не все, конечно, многих унесла смерть. И все же друзья молодости оказались самыми верными, всегдашними. Круг знакомых возрос необычайно, но настоящие друзья — старые.

Подлинные друзья приобретаются в молодости. Молодость-это время сближений. Об этом следует помнить и друзей беречь: настоящая дружба очень помогает и в горе, и в радости. Неразделенная радость — не радость. Человека портит счастье, если он переживает его один. Когда же наступит пора несчастий, пора утрат, опять-таки нельзя быть одному. Горе человеку, если он один.

Поэтому берегите молодость до глубокой старости. Ничто из приобретенного в молодости не проходит бесследно. Привычки, воспитанные в молодости, сохраняются на всю жизнь. Навыки в труде — тоже. Привык к работе — работа вечно будет доставлять радость. Хорошие навыки молодости облегчат жизнь, дурные — усложнят ее и затруднят.

И еще. Есть русская пословица: « Береги честь смолоду». В памяти остаются все поступки, совершенные в молодости. Хорошие будут радовать, дурные не давать спать.

(193 слова) (по Д.С.Лихачеву)

5 Преподавательский опрос.

4 стр., 1543 слов

Можно ли прожить жизнь без друзей?

... чудо,она редко бывает,можно попробовать найти друзей,но гарантии не будет. Жить Можно ли прожить жизнь, не имея друзей? (Аргументы ЕГЭ) Можно ли прожить жизнь, не имея друзей? автор Аргументы ЕГЭ Можно ли прожить жизнь не имея друзей? (Школьные сочинения) Сочинение на тему Можно ли прожить жизнь не имея друзей? 545. Можно ли прожить без дружбы? Итоговое сочинение-рассуждение по направлению ...

(

— Какие чувства вызвал у вас текст?

— Как вы относитесь к высказыванию Д.С. Лихачева?

— Какую основную мысль можно выделить в тексте?

— Что вы хотели бы высказать по поводу данной темы?

— Как вы поняли предложение « Ничто из приобретенного в молодости не проходит бесследно»?

6. Повторное чтение текста с попутной фиксацией ключевых слов.

1. взрослая жизнь

иная обстановка

оказалось иначе

2. сверстники

друзья молодости

круг знакомых

3. подлинные друзья

время сближений

настоящая дружба

неразделенная радость

пора несчастий

4. берегите молодость

ничто не проходит бесследно

человеческое счастье

5. Береги честь смолоду.

поступки, совершенные в молодости

хорошие и дурные

7. Переосмысление ключевых терминов.

-Покажите соотношение, взаимосвязь ключевых слов текста.

8.Лингвистический анализ текста с использованием записанных слов.

— Какова тема письма?

— Какую основную мысль утверждает автор?

— Что выражено в заглавии — тема или

— В каком стиле написан текст? Докажите.

( Публицистический стиль: воздействие на человека; структура предложений, примеры из жизни)

— Найдите то место в тексте, после которого особенно захотелось читать текст. Аргументируйте свой ответ.

(«оказалось все иначе»)

— Определите тип речи, которым написано письмо? (рассуждение)

3 стр., 1391 слов

Какова роль молодости в жизни человека? Д.С. Лихачеву

... приобретаются в молодости Д.С.Лихачев призывает людей не растрачивать «богатств молодости» все из полученного в молодости не проходит бесследно и оказывает влияние ... пониманием проблемы исходного текста, в комментарии нет. K3 1 Позиция автора определена верно. К4 1 Автор сочинения ... Андрея Штольца и Ильи Обломова. Герои романа разделяли друг с другом и радость, и сожаление, и горе, и счастье. Их ...

— Найдите в тексте подтверждение правильности вашего мнения.

(Попутная фиксация на доске формулы: Р= тезис +аргументы- вывод)

— Тезис: «Друзья молодости оказались самыми верными»

— Аргументы:

«Настоящая дружба помогает в горе и радости»

« Горе человеку, если он один»

« Ничто из приобретенного в молодости не проходит бесследно» «Привычки, воспитанные в молодости, сохраняются на всю жизнь»

— Перечитайте авторский вывод? Согласны ли вы с ним?

( «Берегите честь смолоду».

«В памяти остаются все поступки, совершенные в молодости»)

— Поделитесь, что добавите?

— Кому адресуете письмо?

9.Орфографическая работа.

а) — Какие слова из текста, возможно, вызовут у вас затруднение?

( проговаривание слов)

— Обратите внимание на предложение:

Неразделенная радость — не радость.

б)- Те, у кого на парте есть цветные листочки, могут ими пользоваться в случае затруднения.

10. Итоговое чтение текста.

-Итак, минута особого внимания.

11. Написание изложения с элементами сочинения.

III.Рефлексивно-оценочный этап.

— Что узнал о себе, о собственных возможностях?

— Над чем задумался, работая над текстом?

— Над чем задумался по окончании урока?

Приложение

Речевой помощник

Дорогой друг!

  1. Если ты встретишь затруднение по одному из вопросов текста, обратись к речевому клише. Вставь пропущенные слова.

Молодость – это время сближений. Об этом следует помнить и друзей беречь: настоящая дружба очень помогает и в …, и в … .Человека портит счастье, если он переживает его … .

Горе человеку, если … … .

3 стр., 1182 слов

Сочинение рассуждение наша молодость это и наша старость

... можно, но очень трудно. Наша молодость – это и наша старость. Вначале попытаемся определить целевую установку писателя и понять, кому адресовано это высказывание. Из текста следует, что он обращен ... щедрым. Радость, не разделенная с задушевными друзьями, – не радость. Храните молодость до глубокой старости. Храните молодость в своих старых, но приобретенных в молодости друзьях. Храните молодость в ...

В чем ценность молодости?

Цените всё хорошее, что приобрели в молодости. Ничто из приобретенного в … не проходит бесследно. Хорошие навыки …облегчат …, дурные … .

  1. Будь внимателен при написании следующих слов:

Ун и в е рс и тет

Сверс т ник

Пр ио бр е тать

Опять-таки

Бе сс ледно

См олоду

Не разделе нн ая радость – не радость.