Что помогает человеку совершенствовать себя? (2 варианта)

Сочинение

Многомудрый Литрекон советует Вам прочитать 2 примера итогового сочинения по направлению «Разговор с собой» на тему: Что помогает человеку совершенствовать себя? Аргументы он взял из книг «Капитанская дочка», «Война и мир», «Тапер», «Куст сирени».

Вариант 1

(435 слов)

Тему саморазвития затронул А.С. Пушкин в произведении «Капитанская дочка». Главный герой в свои 16 лет был недорослем, использующим карту в качестве материала для изготовления воздушного змея. Его гувернер из Франции только и делал, что пил и развратничал, и процесс обучения Петра был фикцией. На деле он только развлекался и играл во дворе. Узнав об этом, отец юноши решил отправить его в отдаленную военную часть, где нужно служить, а не гулять по увеселительным заведениям. Петр уехал из отчего дома, и этот отъезд благоприятно отразился на его становлении. Выйдя из-под неусыпной опеки родителей и наставников, он наконец-то взял ответственность за судьбу в свои руки. В его характере появились такие качества, как мужество, смелость и верность убеждениям. Полюбив Марью Миронову, герой повзрослел и стал более требовательным к себе. У него обострились чувства долга, собственного достоинства и гордости. За пределами родительского дома он столкнулся еще и с испытанием страхом: между предательством и казнью он выбрал второе, укрепив в себе верность присяге и своему слову. В финале перед нами уже не юноша, а полноценный мужчина, защитник своей семьи и Родины. Развить себя Петру помогло именно обогащение жизненного опыта.

Даже профессиональное и творческое развитие личности происходит под влиянием ярких и нетипичных жизненных обстоятельств. Например, А.И. Куприн в произведении «Тапер» описал судьбу талантливого мальчика, который смог усовершенствовать свои музыкальные способности, постоянно работая на мероприятиях и обеспечивая себя. Юрий Азагаров уже в подростковом возрасте мог играть серьезные творения великих композиторов. Но нельзя сказать, что лишь дару свыше он обязан своим успехом. Юный тапер ежедневно работал допоздна и развивал свои навыки. Регулярно демонстрируя уровень своей игры, Юрий смог найти нужные связи. На него обратил внимание композитор Антон Григорьевич Рубинштейн. «Но никогда и никому Азагаров не передавал тех священных слов, которые ему говорил, едучи с ним в санях, в эту морозную рождественскую ночь его великий учитель» — так заканчивает свой рассказ Куприн, давая читателю понять, что Юрий встретился со своей судьбой в тот вечер. Если бы мальчик не обогащал свой опыт выступлениями, знакомствами и упорным трудом, в его жизни не появился бы учитель и покровитель, который помог безвестному таперу добиться успеха.

2 стр., 678 слов

Анализ рассказа Куприна Тапёр 5 класс

... чудо. 5, 6 класс Анализ рассказа Куприна Тапёр Несколько интересных сочинений Антипыч является второстепенным персонажем произведения, ... известный пианист Рубинштейн, которому и представили Юрия. Теперь он точно станет известным пианистом. ... клавишам, воспроизводит мелодии. И тот тапёр, которого смогли найти, оказался мальчишкой, совсем не ... отношение к жизни необходимо прежде всего самому человеку.

Таким образом, саморазвитие — это, прежде всего, расширение границ своего тесного и узкого жизненного опыта. Человеку необходимо открывать для себя мир и двигаться навстречу своей мечте. Только так он сможет достичь вершин и довести себя до совершенства.

Вариант 2

(417 слов)

Так, Л.Н. Толстой в романе-эпопее «Война и мир» изобразил героиню, которой любовь помогла развить лучшие качества характера. Марья была привязана к отцу и делала все, чтобы он чувствовал себя счастливым. Постоянные попытки угодить ему и сохранить мир в доме поспособствовали возникновению таких качеств личности Марьи, как терпение, заботливость, смирение, доброта. Чтобы сберечь душевное равновесие и не страдать от одиночества, героиня обратилась к вере и стала одухотворенной девушкой с высокими моральными принципами. Даже красота княжны проявлялась только тогда, когда ее глаза лучились нежностью и обожанием. Любовь к племяннику развила в ней материнские чувства: ласку, женскую мудрость, отзывчивость. Занятия с Николушкой подготовили ее к замужеству и долгу жены — воспитанию детей. Поэтому в финале мы видим, как серьезно героиня относится к своей роли в семье. Она ведет дневник, где фиксирует свои материнские наблюдения и результаты воспитания детей. На такой уровень сознательности Марья смогла подняться благодаря любви. Она стала ее главным наставником.

Не менее убедительный пример мы находим в рассказе А.И. Куприна «Куст сирени». Главная героиня вкладывает все свои силы в то, чтобы помочь мужу закончить Академию и получить карьерный рост. Алмазовы живут скромно, но рассчитывают на это повышение. Николай не обладает способностями для быстрого и качественного обучения. Каждый пройденный этап давался ему с трудом. Но молодая жена училась и шла вперед вместе с ним, чтобы облегчить его участь. Вере пришлось приложить всю свою смекалку, спасая мужа из очередного тупика на его пути к мечте. Он поставил кляксу на карту и замаскировал ее под куст, а бдительный профессор работу не принял, ведь знал, что в той местности куста нет. Вера в тот же вечер заложила свои драгоценности и нашла садовника, чтобы посадить сирень в месте, запятнанном тушью. В итоге профессору пришлось признать свою «ошибку» и высоко оценить осведомленность Николая. Что же помогло Вере проявить мудрость, силу воли и находчивость в стрессовой ситуации? Именно любовь стала ее маяком, указывающим правильный маршрут, ведущий к успеху.

Таким образом, любовь помогает человеку развить лучшие качества в себе. Под ее влиянием он стремится к идеалу и наполняется силами для препирательств с судьбой. Тот, кто имеет надежный тыл в семье и самом себе, может покорить все препятствия на жизненном пути.