Изложение с элементами сочинения
Русский язык
8 класс
Цели:
- Создать условия для закрепления специальных умений и навыков (работа с текстом), изложение предложенного текста и сочинение собственного.
- Способствовать развитию у учащихся умения выделять главное, анализировать, критически мыслить, создавать тексты-рассуждения, способствовать развитию речи, побуждать к саморазвитию коммуникативной компетенции обучающихся к раскрытию творческих способностей.
- Содействовать выработке навыков самовоспитания в плане этических норм поведения, жизненных ценностей.
Оборудование:
- Текст изложения
- Раздаточный материал:
- текст для индивидуальной работы;
- листы с речевым клише.
Ход урока
I Мотивационно-целевой этап.
1 Выход на тему урока.
— На каких уроках вы раскрываете свои творческие способности?
— Что получится как результат деятельности на уроке?
— Какова главная цель изложения?
— Как вы понимаете «элементы сочинения»?
II Операционно-познавательный этап.
1 Анализ заглавия текста
Молодость-вся жизнь.
— Можно ли в заглавии выделить ключевые слова? Почему?
2 Свободное письмо
— Предположите, о чем будет текст?
Молодость-вся жизнь
Когда я учился в школе, а потом в университете, мне казалось, что моя взрослая жизнь будет в какой-то совершенно иной обстановке, как бы в ином мире, и меня будут окружать совсем другие люди, от настоящего не останется ничего. А на самом деле оказалось все иначе.
Мои сверстники остались со мной. Не все, конечно, многих унесла смерть. И все же друзья молодости оказались самыми верными, всегдашними. Круг знакомых возрос необычайно, но настоящие друзья — старые.
6. Повторное чтение текста с попутной фиксацией ключевых слов.
1. взрослая жизнь
иная обстановка
Анализ текста как средство развития речи учащихся среднего звена ...
... Школьная программа основными видами работ по развитию называет изложение и сочинение. Однако не все ученики понимают, осмысливают, запоминают и воспроизводят текст. Чтобы понимать и полноценно воспроизводить текст, ... ССЦ между собой. Информативность присуща только тексту и является его основным признаком. Содержанием любого законченного текста является информация. Она содержит сообщение о ...
оказалось иначе
2. сверстники
друзья молодости
круг знакомых
3. подлинные друзья
При повторном чтении текста и фиксации ключевых слов можно выделить несколько основных тематических аспектов.
Первый аспект: взрослая жизнь и иная обстановка.
Текст указывает на то, что взрослая жизнь отличается от молодости. Взрослый человек оказывается в иной обстановке, где возникают новые вызовы и трудности.
Примером этого является высказывание о том, что неразделенная радость не радость и горе человеку, если он один. Это указывает на то, что взрослому человеку важно иметь подлинных друзей, которые могут поддержать и помочь как в радости, так и в горе.
Также текст отмечает, что взрослый человек должен беречь свою молодость до глубокой старости. Привычки и навыки, приобретенные в молодости, сохраняются на всю жизнь и могут облегчить или усложнить жизнь взрослого человека.
Второй аспект: сверстники и друзья молодости.
Текст подчеркивает важность подлинных друзей, которые приобретаются в молодости. В молодости у человека формируется круг знакомых и друзей, с которыми он может сближаться и поддерживать отношения на протяжении всей жизни.
Подлинные друзья помогают человеку как в радости, так и в горе, их поддержка и присутствие значительно влияют на качество жизни.
Третий аспект: значимость подлинных друзей.
Текст подчеркивает, что подлинные друзья помогают человеку не только в молодости, но и во взрослой жизни. Настоящая дружба способна доставлять радость и облегчать жизнь, а также помогать в переживании трудностей и несчастий.
Также текст указывает на важность чести и поступков, которые совершаются в молодости. Хорошие поступки радуют и помогают сохранять честь, а дурные поступки не дают покоя и оставляют след в памяти.
Таким образом, основная мысль текста заключается в том, что подлинные друзья, связи и навыки, приобретенные в молодости, имеют огромное значение во взрослой жизни. Бережное отношение к молодости и подлинным друзьям помогает облегчить жизнь и сохранить радость даже в трудные времена.
Развертывание исследования
В данном исследовании будет проведен лингвистический анализ текста с использованием записанных слов. Текст содержит ряд ключевых терминов, которые будут подвергнуты переосмыслению и анализу.
Соотношение и взаимосвязь ключевых слов
В тексте присутствуют следующие ключевые слова: «время сближений», «настоящая дружба», «неразделенная радость», «пора несчастий», «берегите молодость», «ничто не проходит бесследно», «человеческое счастье», «Береги честь смолоду», «поступки, совершенные в молодости», «хорошие и дурные», «Переосмысление ключевых терминов», «Покажите соотношение, взаимосвязь ключевых слов текста», «Лингвистический анализ текста с использованием записанных слов», «Какова тема письма?», «Какую основную мысль утверждает автор?», «Что выражено в заглавии — тема или», «В каком стиле написан текст? Докажите», «Найдите то место в тексте, после которого особенно захотелось читать текст. Аргументируйте свой ответ», «Оказалось все иначе», «Определите тип речи, которым написано письмо? (рассуждение)», «Найдите в тексте подтверждение правильности вашего мнения», «Тезис: «Друзья молодости оказались самыми верными»», «Аргументы: «Настоящая дружба помогает в горе и радости»».
Готовое 9.2 «Выскочил, чтобы уже больше никогда не расставаться ...
... пес так и остался самым лучшим и верным другом в жизни героя. Рассказчик не смог бросить его снова. Таким образом, финальной фразой своего текста автор хотел донести до ... протяжении всего текста мы видим, что рассказчик добрый, отзывчивый человек. Когда он вернулся в деревню, то с радостью вспомнил родные места и встретил Шарика, лучшего друга детства, ...
Тема письма
Тема письма еще не ясна, требуется провести анализ текста для определения основной темы.
Основная мысль автора
Основная мысль автора пока не ясна, требуется более детальное изучение текста.
Тема или заглавие текста
Тема или заглавие текста также требуют дальнейшего анализа для определения содержания.
Стиль написания текста
Для определения стиля написания текста необходимо провести докажите на основе структуры предложений и примеров из жизни, что текст относится к публицистическому стилю. Публицистический стиль направлен на воздействие на человека и обладает определенной структурой предложений.
Место в тексте, привлекающее внимание
Особенно привлекательным местом в тексте является фраза «оказалось все иначе». Эта фраза вызывает интерес и желание узнать, что произошло и как изменилось представление об обсуждаемой теме.
Тип речи в письме
Письмо написано в форме рассуждения, что является типом речи данного текста.
Подтверждение правильности мнения
Для подтверждения правильности мнения требуется провести анализ текста и найти соответствующие аргументы, которые подтвердят данное мнение.
Тезис и аргументы
Тезисом текста является утверждение «Друзья молодости оказались самыми верными». В качестве аргумента автор приводит фразу «Настоящая дружба помогает в горе и радости».
Раздел III. Рефлексивно-оценочный этап
— В ходе выполнения данного урока, я обнаружил новые аспекты о себе и своих возможностях. Оказалось, что я способен анализировать текст и выделять главные идеи. Также, я заметил, что мне легче понимать текст, если использую речевой помощник.
— В процессе работы над текстом, я задумался о важности сохранения привычек и ценностей, которые формируются в молодости. Понял, что молодость является важным периодом в жизни человека, и то, какие привычки мы приобретаем в это время, может сказаться на нашей жизни в будущем.
— По окончании урока я задумался о том, как можно применить полученные знания и понимание в повседневной жизни. Как можно использовать эту информацию для личностного роста и развития.
Приложение
Речевой помощник
Дорогой друг!
-
Если ты встретишь затруднение по одному из вопросов текста, обратись к речевому клише. Вставь пропущенные слова.
9 стр., 4068 словЖизнь и творчество Людвига Ван Бетховена
... станет вторым Моцертом. Благодаря своему учителю Бетховен был знаком с творчеством великих пианистов мира, сих музыкой, их стилю. В первых сочинениях юного Бетховена - вариацию на тему марша малоизвестного ... образ до конца жизни. Но горе, которое на него обрушилось подорвало его силы: он вскоре заболел тифом, осложнения после которого мучили его всю жизнь; затем пришла оспа. ...
Молодость – это время сближений
Молодость – это время, когда мы активно устанавливаем близкие отношения. В этот период особенно важно беречь своих друзей, ведь настоящая дружба помогает нам как в радости, так и в горе. Человеку тяжело переживать счастье, если он остается без поддержки близких.
Горе человеку, если он не имеет настоящих друзей, которые бы поддержали его в трудные моменты жизни.
В чем же ценность молодости?
Молодость – это время, когда мы приобретаем множество навыков и опыта. Все хорошее, что мы получаем в молодости, оказывает влияние на нас и в будущем. Хорошие навыки, приобретенные в молодости, облегчат нашу жизнь, а дурные – могут привести к проблемам.
-
Будь внимателен при написании следующих слов:
Университет
Сверстник
Преобразовать
Опять-таки
Бессмертный
Смолоду
Неразделенная радость – не радость.