(ПАМЯТКА)

Сочинение

Итоговое сочинение 2017/18 учебный год:

«Верность и измена»,

  • «Равнодушие и отзывчивость»,

  • «Цели и средства»,

  • «Смелость и трусость»,

  • «Человек и общество».

Комментарий к открытым тематическим направлениям 2017/18 учебного года,

1. «Верность и измена».

В рамках направления можно рассуждать о верности и измене как противоположных проявлениях человеческой личности, рассматривая их с философской, этической, психологической точек зрения и обращаясь к жизненным и литературным примерам.

Понятия «верность» и «измена» оказываются в центре сюжетов многих произведений разных эпох и характеризуют поступки героев в ситуации нравственного выбора как в личностных взаимоотношениях, так и в социальном контексте.

2. «Равнодушие и отзывчивость»

Темы данного направления нацеливают учащихся на осмысление разных типов отношения человека к людям и к миру (безразличие к окружающим, нежелание тратить душевные силы на чужую жизнь или искренняя готовность разделить с ближним его радости и беды, оказать ему бескорыстную помощь).

В литературе мы встречаем, с одной стороны, героев с горячим сердцем, готовых откликаться на чужие радости и беды, а с другой – персонажей, воплощающих противоположный, эгоистический, тип личности.

3. «Цели и средства»

Понятия данного направления взаимосвязаны и позволяют задуматься о жизненных устремлениях человека, важности осмысленного целеполагания, умении правильно соотносить цель и средства ее достижения, а также об этической оценке действий человека.

Во многих литературных произведениях представлены персонажи, намеренно или ошибочно избравшие негодные средства для реализации своих планов. И нередко оказывается, что благая цель служит лишь прикрытием истинных (низменных) планов. Таким персонажам противопоставлены герои, для которых средства достижения высокой цели неотделимы от требований морали.

4. «Смелость и трусость»

В основе данного направления лежит сопоставление противоположных проявлений человеческого «я»: готовности к решительным поступкам и стремления спрятаться от опасности, уклониться от разрешения сложных, порой экстремальных жизненных ситуаций.

На страницах многих литературных произведений представлены как герои, способные к смелым действиям, так и персонажи, демонстрирующие слабость духа и отсутствие воли.

5 стр., 2350 слов

Тематические направления итогового сочинения в 2017-2018 году

... системой действующих лиц и т.д. Тематические направления итогового сочинения в 2017-2018 году Верность и измена В рамках направления можно рассуждать о верности и измене как противоположных проявлениях человеческой личности, ... 8. В.М. Шукшин. Чудик. 9. К.Г. Паустовский. Телеграмма. Цели и средства Понятия данного направления взаимосвязаны и позволяют задуматься о жизненных устремлениях человека, ...

5. «Человек и общество»

Для тем данного направления актуален взгляд на человека как представителя социума. Общество во многом формирует личность, но и личность способна оказывать влияние на социум. Темы позволят рассмотреть проблему личности и общества с разных сторон: с точки зрения их гармоничного взаимодействия, сложного противостояния или непримиримого конфликта. Не менее важно задуматься об условиях, при которых человек должен подчиниться общественным законам, а общество – учитывать интересы каждого человека. Литература всегда проявляла интерес к проблеме взаимоотношений человека и общества, созидательным или разрушительным последствиям этого взаимодействия для отдельной личности и для человеческой цивилизации.

Примерный список тем для итогового сочинения Цели и средства.

 Можно ли утверждать, что на войне все средства хороши?

 Оправдывает ли цель средства?

 Как вы понимаете поговорку: «Овчинка выделки не стоит»?

 Почему важно иметь цель в жизни?

 Для чего нужна цель?

 Согласны ли Вы с утверждением: «Человек, который непременно хочет чего-нибудь, принуждает судьбу сдаться»?

 Как Вы понимаете высказывание: «Когда цель достигнута о пути забывают»?

 Достижение какой цели приносит удовлетворение?

 Подтвердите или опровергните высказывание А. Энштейна: «Если вы хотите вести счастливую жизнь, вы должны быть привязаны к цели, а не к людям или к вещам»?

 Можно ли добиться цели, если преграды кажутся непреодолимыми?

 Какими качествами должен обладать человек, чтобы достигать великие цели?

 Справедливо ли высказывания Конфуция: «Когда вам покажется, что цель недостижима, не изменяйте цель — изменяйте свой план действий»?

 Что значит «великая цель»?

 Кто или что помогает человеку добиться цели в жизни?

 Как Вы понимаете высказывание О.де Бальзака: «Чтобы дойти до цели, надо прежде всего идти»?

 Может ли человек жить без цели?

 Как Вы понимаете высказывание Э.А. По «Никакой транспорт не будет попутным, если не знаешь, куда идти»?

 Можно ли добиться цели, если все против тебя?

 К чему приводит отсутствие цели в жизни?

 Какая разница между истинной и ложной целью?

 Чем мечта отличается от цели?

 Чем опасно бесцельное существование?

 Как Вы понимаете высказывание М.Ганди: «Найди цель, ресурсы найдутся».

 Как достигнуть цели?

 Согласны ли Вы с утверждением: «Тот шагает быстрей, кто шагает один»?

 Можно ли судить о человеке по его цели?

 Можно ли оправдать великие цели, достигнутые нечестным путем?

 Как общество влияет на формирование целей?

 Согласны ли Вы с утверждением А. Энштейна: «Никакая цель не высока настолько, чтобы оправдывала недостойные средства для ее достижения»?

 Существуют ли недостижимые цели?

 Как Вы понимаете слова Дж. Оруэлла: «Я понимаю как; не понимаю зачем»?

 Может ли благая цель служить прикрытием низменных планов?

7 стр., 3298 слов

На пути к благородной цели все ли средства хороши?

... на развитие личности человека. Заменяют ли цели смысл жизни? Можно провести сравнение между бесцельностью существования и стремлением к воображаемым или настоящим вершинам. авторскую позицию по поводу обсуждаемой темы Выбор пути ... старайтесь ко всем относиться вежливо, нейтрально, зарабатывать себе врагов — не лучший способ достижения поставленных целей. Связи с другими людьми, особенно ...

 Согласны ли Вы с утверждением А. Рэнд: «Потерян навсегда лишь тот, в ком угасли стремления»?

 В каких жизненных ситуациях достижение цели не приносит счастья?

 На что способен человек, потерявший цель в жизни?

 Всегда ли достижение цели делает человека счастливым?

 Какова цель существования человека?

 Нужно ли ставить перед собой «недостижимые» цели?

 Как Вы понимаете словосочетание «идти по головам»?

 Чем отличается «сиюминутное желание» от «цели»?

 Как связаны моральные качества человека со средствами, которые он выбирает для достижения своих целей?

 Как Вы понимаете утверждение Л. да Винчи: «Не оборачивается тот, кто устремлён к звёздам»?

Список высказываний великих людей и цитат для подготовки к итоговому сочинению по литературе по направлению «Цели и средства».

 Пусть никто ни на шаг не сойдет с честного пути под тем благовидным предлогом, что это оправдывается благородной целью. Любой прекрасной цели можно добиться честными средствами. А если нельзя, то эта цель плоха ( Ч.Диккенс)

 Через осуществление великих целей человек обнаруживает в себе и великий характер, делающий его маяком для других (Г.Ф. Гегель)

 Идеал — это путеводная звезда. Без нее нет твердого направления, а нет направления — нет жизни (Л.Н.Толстой)

 Никакая цель не высока настолько, чтобы оправдывала недостойные средства для ее достижения (А.Эйнштейн)

 Давно называют свет бурным океаном, но счастлив, кто плывет с компасом (Н.М. Карамзин)

 Только бы люди знали, что цель человечества не есть материальный прогресс, что прогресс этот есть неизбежный рост, а цель одна — благо всех людей… (Л.Н.Толстой)

 Если человек делает своей целью что-либо суетное, то есть несущественное, ничтожное, то здесь заложен не интерес к делу, а интерес к себе (Г. Ф. Гегель)

 Человек, который непременно хочет чего-нибудь, принуждает судьбу сдаться. (М.Ю. Лермонтов)

 Человек должен научиться подчиняться самому себе и повиноваться своим решениям. (Цицерон)

 Когда цель достигнута о пути забывают. (Ошо)

 Смыслом жизни являются те цели, которые заставляют вас ценить её. (У. Джеймс)

 Совершенные средства при неясных целях — характерный признак нашего времени. (А. Эйнштейн)

 Высокие цели, хотя бы невыполненные, дороже нам низких целей, хотя бы и достигнутых. (И. Гёте)

 Если вы хотите вести счастливую жизнь, вы должны быть привязаны к цели, а не к людям или к вещам. (А. Эйнштейн)

 Ты не можешь менять направление ветра, но всегда можешь поднять паруса, чтобы достичь своей цели. (О. Уайльд)

 Найди цель, ресурсы найдутся. (М. Ганди)

 Если ты направляешься к цели и станешь дорогою останавливаться, чтобы швырять камнями во всякую лающую на тебя собаку, то никогда не дойдешь до цели. (Ф.М. Достоевский)

 О более слабых и простых людях лучше всего судят по их характерам, о более же умных и скрытных — по их целям. (Ф. Бэкон)

 Никогда не поздно уйти из толпы. Следуй за своей мечтой, двигайся к своей цели. (Б. Шоу)

 Когда вам покажется, что цель недостижима, не изменяйте цель — изменяйте свой план действий. (Конфуций)

 Надо ставить себе задачи выше своих сил: во-первых, потому, что их всё равно никогда не знаешь, а во-вторых, потому, что силы и появляются по мере выполнения недостижимой задачи. (Б. Л. Пастернак)

 Спросите-ка себя, жаждете ли вы этого всеми силами души? Доживете ли до вечера, если не получите этой вещи? И если уверены, что не доживете, — хватайте ее и бегите. (Р. Брэдбери)

 Чтобы дойти до цели, надо прежде всего идти. (О. де Бальзак)

 У человека должна быть цель, он без цели не умеет, на то ему и разум дан. Если цели у него нет, он ее придумывает… (А. и Б. Стругацкие)

 Хочешь достигнуть цели своего стремления — спрашивай вежливее о дороге, с которой сбился. (У. Шекспир)

 Я понимаю КАК; не понимаю ЗАЧЕМ. (Дж. Оруэлл)

 Если вы хотите достичь цели, не старайтесь быть деликатным или умным. Пользуйтесь грубыми приемами. Бейте по цели сразу. Вернитесь и ударьте снова. Затем ударьте еще, сильнейшим ударом сплеча. (У. Черчилль)

 Никакой транспорт не будет попутным, если не знаешь, куда идти. (Э. А. По)

 Не оборачивается тот, кто устремлён к звёздам. (Л. да Винчи)

 Жизнь задыхается без цели. (Ф. М. Достоевский)

 На свете мало недостижимых вещей: будь у нас больше настойчивости, мы могли бы отыскать путь почти к любой цели. (Ф. де Ларошфуко)

 Одни иезуиты утверждают, что всякое средство хорошо, лишь бы достигнуть цели. Неправда! Неправда! С ногами, осквернёнными грязью дороги, недостойно войти в чистый храм. (И.С. Тургенев)

 Тот шагает быстрей, кто шагает один. (Дж. Лондон)

 Жизнь достигает своих вершин в те минуты, когда все ее силы устремляются на осуществление поставленных перед ней целей. (Дж. Лондон)

 Высокие цели, хотя бы невыполненные, дороже нам низких целей, хотя бы и достигнутых. (Гёте)

 Намерение воина сильнее любых препятствий. (К. Кастанеда)

 Потерян навсегда лишь тот, в ком угасли стремления. (А. Рэнд)

 Гораздо лучше совершать великие поступки, праздновать великие победы, даже если по пути случаются ошибки, чем вставать в ряды обычных людей, не знающих ни большой радости, ни большой беды, живущих серой жизнью, где нет ни побед, ни поражений. (Т. Рузвельт)

 Без какой-нибудь цели и стремления к ней не живет ни один жив человек. Потеряв цель и надежду, человек с тоски обращается нередко в чудовище… (Ф.М. Достоевский)

 Человек вырастает по мере того, как растут его цели. (И. Шиллер)

 Если нет цели, не делаешь ничего, и не делаешь ничего великого, если цель ничтожна. (Д. Дидро)

 Ищи то, что выше того, что ты можешь найти. (Д.И. Хармс)

 Ничто так не успокаивает дух, как обретение твёрдой цели — точки, на которую устремляется наш внутренний взор. (М. Шелли)

 Счастье заключается в радости достижения цели и острых ощущениях творческого усилия. (Ф. Рузвельт)

Итоговое выпускное сочинение

Объём не менее 350 слов (примерно 2-2,5 листа размера А 4) Время: 3ч.55м.

Критерии оценивания

Критерий 1. Соответствие теме, Критерий 2. Аргументация. Привлечение литературного материала, Критерий 3. Композиция, Критерий 4. Качество речи, Критерий 5. Грамотность

Для получения «зачета» за итоговое сочинение необходимо получить «зачет» по критериям №1 и №2 (выставление «незачета» по одному из этих критериев автоматически ведет к «незачету» за работу в целом ), а также дополнительно «зачет» хотя бы по одному из других критериев (3-5).

Композиционная структура

Вступление

формулирование темы и тезиса

60-70 слов.

Тезис – мысль, которая будет доказываться в ходе рассуждения.

Задача- ввести в тему, дать общие сведения о той проблеме, которая стоит за предложенной темой.

дать объяснение ключевых слов темы и выразить собственные размышления, мнения, связанные с темой или ключевыми словами

Подготовка к восприятию основных мыслей работы

Ключевые слова темы

Общие рассуждения по теме

С давних времен человек размышлял о …

Каждый из нас сталкивался с …

Каждый человек хотя бы раз в жизни задумывался о …

Как часто мы слышим о …

Мы знаем о … из книг и фильмов, рассказов близких. (Ключевое слово темы) играет огромную роль в жизни людей.

Никто не станет отрицать важности … в жизни людей.

Вопросы по теме

Зададимся вопросом: почему….? В чем же причина …? Задумаемся: должны ли мы…? Невольно задаешься вопросом: зачем….? Почему же нужно …? Что же самое главное …? Как мы должны относиться к …?

Переход к основной части

1. В правильности такой точки зрения меня убеждает художественная литература

2. Давайте вспомним произведения художественной литературы, в которых раскрывается тема…

3. Правильность своей точки зрения могу доказать, обратившись к …

4. Обратимся к произведениям художественной литературы

5. За примерами обратимся к произведениям художественной литературы

6. Размышляя о …, я не могу не обратиться к произведению ФИО, в котором…

7. Размышляя над этими вопросами, нельзя не прийти к ответу: …(ответ на вопрос, заданный во вступлении)

8. Замечательным примером, иллюстрирующим …

Основная часть

200-250 слов

Задача:

ответить на главный вопрос

темы ,последовательно

доказать главную мысль

сочинения с учетом проблем,

поставленных во вступлении

Аргументы – примеры, приводимые с целью доказательства высказанной мысли.

Раскрывается тема сочинения, приводятся рассуждения, анализируется текст художественного произведения

Ø приведение аргументов (литературные, из классики): указывается автор, жанр произведения и его название, дается анализ того фрагмента произведения, который отвечает выбранной вами теме.

Ø высказывание собственного мнения и отношения к тому, что взято за аргумент и по какой причине.

Ø Краткий вывод по рассмотренному примеру (должен соответствовать выбранной теме).

В главной части сочинения

должны быть решены

проблемы, поставленные во

вступлении.

Использование литературоведческих понятий: тема, идея, проблема, конфликт-сюжет, главный герой, персонаж и т.д.

Тезис 1

Сегодня мы понимаем, что…(ответ на вопрос, заданный во вступлении) Конечно, каждый человек по-своему ответит на этот вопрос.

На мой взгляд, …(ответ на вопрос, заданный во вступлении).

Думается, на этот вопрос могут быть даны разные ответы, но я считаю, что… (ответ на вопрос, заданный во вступлении)

Размышляя над этими вопросами, нельзя не прийти к ответу: …(ответ на вопрос, заданный во вступлении)

Доказательства, примеры (развитие мысли, иллюстративная часть) Обращение к произведению

Так, в лирическом стихотворении (название) поэт (имя) произведению обращается к теме…

Тема (природы и т.п.) затрагивается в романе…(автор, название).

Тема (страдания народа во время войны и т.п.) раскрывается в произведении… (автор, название).

Проблема (…….) волновала многих писателей. Обращается к ней и …(имя писателя) в…(название произведения).

Идея (единства природы человека и т.п.) выражена в стихотворении…(автор, название).

Мысль о необходимости (защищать природу и т.п.) выражена и в романе… (автор, название).

Вспомним героя повести… (автор, название).

Обратимся к роману… (автор, название).

Обратимся к произведению…

В подтверждение этой мысли приведу пример из произведения…

Попытаемся раскрыть значение этого понятия (высказывания и т.д.) на примере, взятом из произведения…

Далее приводим примеры, подтверждающие слова писателя и ваши рассуждения.

Иллюстрация произведения (фрагмента)

Автор повествует о… Автор описывает… Поэт показывает… Писатель размышляет о… Писатель обращает наше внимание… Писатель заостряет наше внимание на … Он акцентирует внимание читателя на… Он осуждает… Он ставит нам в пример… Автор подчеркивает…

Микровывод

Писатель считает, что…

Таким образом, автор хочет донести до нас мысль о….

Логический переход к новой мысли

Тезис 2

Можно назвать и другое произведение, в котором тоже говорится (поднимается вопрос) о том, что…

Можно привести и еще один (другой) пример, иллюстрирующий…

Давайте обратимся к произведению…

Эта же тема рассматривается (раскрывается) и в произведении…

Доказательства, примеры

Микровывод

Заключение 60-70 слов.

Задача:

дать краткий и точный ответ на вопрос темы (сжатый итог всего рассуждения.

Вывод — подведение итогов рассуждения. Должен содержать четкие ответы на вопросы, поставленные во введении (своеобразное зеркальное повторение).

Итог размышлению подводится на основании 3 композиционных частей: по введению – утвердительный ответ на тезис, по вашему мнению в первом аргументе и по мнению во втором аргументе.

Без предположений – должна быть прописана четкая позиция. Вы в выводе уже сами должны быть уверены в том, что доказали свою мысль.

Таким образом, … Итак, …Следовательно, …

В итоге можно прийти к такому выводу: …

В заключение могу сказать, что …

Мы убеждаемся в том, что …

Обобщая сказанное, …

Из этого следует, что …

Подводя итоги сказанному, можно сделать вывод…

Таким образом, мы приходим к выводу: …

Итак, можно сделать вывод, что…

В заключение хочется призвать людей к…

Так давайте не забывать о …! Будем помнить о…!

В заключение хочется выразить надежду на то, что… Хочется верить, что…

К какому же выводу я пришёл, размышляя над темой «…»?

И в заключение мне хотелось бы сказать (подчеркнуть), что…

Все приведенные аргументы, основанные на читательском опыте, убеждают нас в том, что…

Приведенные литературные примеры позволяют сделать вывод…

Заканчивая рассуждение на тему «…», нельзя не сказать о том, что…

Обобщая сказанное, следует сказать (подчеркнуть, предположить), что…

1. «Разум и чувство». Направление предполагает раздумье о разуме и чувстве как двух важнейших составляющих внутреннего мира человека, которые влияют на его устремления и поступки. Разум и чувство могут быть рассмотрены как в гармоническом единстве, так и в сложном противоборстве, составляющем внутренний конфликт личности.

Тема разума и чувства интересна для писателей разных культур и эпох: герои литературных произведений нередко оказываются перед выбором между велением чувства и подсказкой разума.

2. «Честь и бесчестие». В основе направления лежат полярные понятия, связанные с выбором человека: быть верным голосу совести, следовать моральным принципам или идти путем предательства, лжи и лицемерия.

Многие писатели сосредотачивали внимание на изображении разных проявлений человека: от верности нравственным правилам до различных форм компромисса с совестью, вплоть до глубокого морального падения личности.

3. «Победа и поражение». Направление позволяет размышлять о победе и поражении в разных аспектах: социально-историческом, нравственно-философском, психологическом. Рассуждение может быть связано как с внешними конфликтными событиями в жизни человека, страны, мира, так и с внутренней борьбой человека с самим собой, ее причинами и результатами.

В литературных произведениях нередко показана неоднозначность и относительность понятий «победа» и «поражение» в разных исторических условиях и жизненных ситуациях.

4. «Опыт и ошибки». В рамках направления возможны рассуждения о ценности духовного и практического опыта отдельной личности, народа, человечества в целом, о цене ошибок на пути познания мира, обретения жизненного опыта.

Литература часто заставляет задуматься о взаимосвязи опыта и ошибок: об опыте, предотвращающем ошибки, об ошибках, без которых невозможно движение по жизненному пути, и об ошибках непоправимых, трагических.

5. «Дружба и вражда». Направление нацеливает на рассуждение о ценности человеческой дружбы, о путях достижения взаимопонимания между отдельными людьми, их сообществами и даже целыми народами, а также об истоках и последствиях вражды между ними.

Содержание многих литературных произведений связано с теплотой человеческих отношений или неприязнью людей, с перерастанием дружбы во вражду или наоборот, с изображением человека, способного или не способного ценить дружбу, умеющего преодолевать конфликты или сеющего вражду.

Темы по регионам

Разум и чувства

102.Согласны ли Вы с утверждением, что человек не волен в своих чувствах?

105.Почему человеку иногда приходится делать выбор между разумом и чувствами?

108.Что в большей степени управляет человеком: разум или чувства?

110.Над какими чувствами разум может быть не властен?

109.Когда разум и чувство борются в человеке?

101.Какие чувства могут быть неподвластны разуму?

104.Когда стоит прислушиваться к разуму, а когда – к чувствам?

111.Когда нужно сдерживать душевные порывы?

113.Какие добрые чувства пробуждает в человеке литература?

103.Когда возникает конфликт между чувствами и разумом?

112. Как разум и чувства влияют на поступки человека?

Честь и бесчестие

213.Какими качествами должен обладать человек чести?

206.Согласны ли Вы с латинской пословицей: «Лучше погибнуть с честью, чем жить в бесчестии»?

201.Когда возникает выбор между честью и бесчестием?

205.Согласны ли Вы с утверждением писателя Р. Роллана: «Всякий мужественный, всякий правдивый человек приносит честь своей родине»?

209.Как можно выйти с честью из трудной ситуации?

208.Как, по-вашему, связаны понятия чести и совести?

212.Устарело ли сегодня понятие «честь семьи»?

210.Почему человеку важно не запятнать свою честь?

211.Что может привести человека к бесчестному поступку?

207.Какой поступок можно назвать бесчестным?

Победа и поражение

304.Что значит достойно пережить поражение?

308.Какие уроки можно извлечь из поражения?

305.Какую победу Вы бы назвали самой трудной для человека?

310.Как Вы понимаете выражение «нравственная победа»?

312.Только ли горечь несут человеку поражения?

306.Всегда ли победа возвышает победителя?

302.Какие жизненные победы могут быть важны для человека?

309.Как Вы понимаете слова философа Б. Спинозы: «Души побеждают не оружием, а любовью и великодушием»?

307.Можно ли добиваться победы любыми средствами?

313.Согласны ли Вы с утверждением Э.М. Ремарка: «Нужно уметь и проигрывать»?

311.Почему для человека важны не только победы, но и поражения?

Опыт и ошибки

410.Как Вы понимаете слова Д.С. Лихачёва: «Литература даёт нам колоссальный, обширнейший и глубочайший опыт жизни»?

404.Как можно сохранить и передать потомкам опыт предков?

402.Хорош ли жизненный принцип – действовать методом проб и ошибок?

407.В чём ценность исторического опыта?

412.Почему молодое поколение порой негативно относится к опыту старших?

403.Что значит «учиться на горьком опыте»?

411.Подтвердите или опровергните слова В. Скотта: «В жизни нет ничего лучше собственного опыта».

408.Нужно ли анализировать свои ошибки?

409.В чём различие между ошибкой и преступлением?

401.Сила или слабость человека проявляется в признании им своих ошибок?

406.Можно ли всегда и во всем доверять чужому опыту?

Дружба и вражда

501.Может ли дружба принести человеку разочарование?

510.Всегда ли конфликт между людьми приводит к вражде?

503.Согласны ли Вы с утверждением философа Цицерона, что для сохранения дружбы порой приходится сносить и обиды?

505.Почему человек стремится обрести друзей?

508.В чём причины вражды между людьми?

511.Согласны ли Вы с утверждением Л.Н. Толстого: «Если между двумя людьми есть вражда, то виноваты оба»?

507.Является ли разница характеров препятствием для дружбы?

504.Какими качествами должен обладать настоящий друг?

513.Когда непонимание между людьми приводит к вражде?

506.Могут ли люди быть друзьями, если они не сходятся во взглядах?

509.Что разрушает дружбу?

Темы в Санкт-Петербурге

103.Когда возникает конфликт между чувствами и разумом?

207.Какой поступок можно назвать бесчестным?

313.Согласны ли Вы с утверждением Э.М. Ремарка: «Нужно уметь и проигрывать»?

401.Сила или слабость человека проявляется в признании им своих ошибок?

506.Могут ли люди быть друзьями, если они не сходятся во взглядах?