Тирания есть привычка обращающаяся в потребность

Сочинение

Тирания есть привычка обращающаяся в потребность 1Проблемы свободы, рабства, угнетения человека, крепостничества особо остро волновали передовых людей XIX в. Это находило отражение и в их творчестве. Через все творчество Пушкина лейтмотивом проходит тема свободы, называемая иначе вольнолюбивой лирикой. С самых ранних стихотворений Пушкина становится ясно, что проблемы свободы и несвободы живо волнуют поэта. Менялся с годами поэт, менялось и его отношение к свободе, но нет такого периода в его жизни, когда бы он был индифферентен.

В самом начале своего творческого пути он рассуждает о справедливом устройстве общества. Он предлагает разбить «изнеженную лиру», потому что предмет поэзии — не область нелепых чувств. Пушкин призывает воспевать свободу, потому что ее нет в стране, в которой живет поэт. Свобода — это закон. Закон — это щит, но это и меч, который «скользит над равными главами». Перед законом все равны, считает Пушкин. Он говорит, что казнь Людовика XVI — произвол: «Закон молчит -народ молчит, падет преступная секира…» Поэт признает, что Павел был тираном, но убийство его опять же незаконно. Пушкин высмеивает самодержавие и его пороки. Одним из таких стихотворений является «Деревня». Его можно отнести к жанру социальной элегии с элементами высокой сатиры, основной прием которой контраст.

Первая часть стихотворения резко противопоставлена второй. Поэт сначала показывает деревенскую идиллию в духе сентиментализма. Рисуется великолепный сельский пейзаж, на фоне которого поэт чувствует себя свободным от «суетных оков». Но «мысль ужасная» тревожит поэта. Грехи совершаются не только от отсутствия закона, но и от стремления к славе, которое рождает тиранов. Свобода должна быть просвещенной, а рабство пасть «по манию царя». Поэт пишет, что «дремлет меч законов», поэтому творится произвол. Рабство не падет «по манию царя», но есть кинжал как возмездие, как справедливое насилие. Тема родины занимает одно из ведущих мест в творчестве Лермонтова и Некрасова. В произведениях, посвященных этой теме, каждый из поэтов затрагивает наиболее острые проблемы своего времени. Расцвет творчества Лермонтова приходится на 30-е гг. XIX в., т. е. на время реакции, наступившей после разгрома восстания декабристов.

8 стр., 3760 слов

Тема свободы в лирике Пушкина

... сейчас центральной мировой проблемой, она же всегда была центральной темой русской философии и русской литературы". (6, с.66) Вышеславцев анализирует лирику Пушкина, основываясь на некоторых его стихотворениях. Ю.М.Лотман в своей книге, ... девы -, наконец, сам поэт - все это живет и дышит только свободой: Затем, что ветру и орлу и сердце девы нет закона. Старый цыган говорит на ревнивую тиранию Алеко: ...

Естественно, что эти мотивы нашли отражение в произведениях Лермонтова, посвященных родине. Поэт рисует жандармскую Россию. В стихотворении «Жалобы турка» он с горечью восклицает: «Там стонет человек от рабства и царей. Друг! этот край… моя отчизна!» Поэт возмущен тем, что власть стремится подавить всякое проявление свободной мысли.

В стихотворении «Прощай, немытая Россия» он сетует на то, что постоянный самодержавно-полицейский гнет превратил Россию в «страну рабов» с «голубыми мундирами». Проблема рабства была актуальна и для Некрасова. Однако он рассматривал ее несколько в другом аспекте. Поэта прежде всего волнует рабская покорность крестьян. Это объясняется тем, что поэт видит в крестьянстве подлинную силу, способную обновить и возродить современную ему Россию.

В стихотворении «Железная дорога» автор показывает, что идеи рабского смирения очень сильны в народе, даже тяжелый труд и нищета не могут изменить его мировоззрение: «Грабили нас грамотеи-десятники, Секло начальство, давила нужда. Все претерпели мы, божий ратники, Мирные дети труда!» Образ народа в стихотворении трагичен и масштабен. Автор с искренним сочувствием рассказывает о тяжелой участи строителей. Иногда повествование приобретает характер документального свидетельства: «Видишь, стоит, изможден лихорадкою, Великорослый, больной белорус; Губы бескровные, веки упавшие, Язвы на тощих руках, Вечно в воде по колено стоявшие Ноги опухли, колтун в волосах».

Исследование психологии крестьян-строителей в поэме Некрасова «Кому на Руси жить хорошо»

Некрасов в своей поэме «Кому на Руси жить хорошо» изображает нелегкую жизнь крестьян-строителей, которые принимают участие в строительстве железной дороги. Этот процесс трудный и опасный, многие погибают при его выполнении. Тем не менее, люди работают, переживая жестокий подавительский режим и неподготовленность командования. В своем произведении Некрасов акцентирует внимание не только на материальных страданиях и тяготах, которые переживают крестьяне-строители, но и на их психологии и духовных страданиях.

Поэт указывает на понимание и сочувствие героев к своей участи, а также их готовность к подвигу и жертвам, несмотря на свою недостаточную материальную подготовку. Некрасов подчеркивает сложность ситуации и тяжесть духа героев. Они постоянно пытаются достичь своей цели и преодолеть все испытания, но понимают, что жить в эту пору прекрасную Уж не придется. Поэт не надеется на то, что положение народа улучшится в скором будущем, прежде всего потому, что сам народ смирился со своей участью.

Некрасов считает, что только сами крестьяне могут избавить себя от страданий. Он верит в пробуждение народа, и в поэме «Кому на Руси жить хорошо» рисует образы крестьян-борцов, готовых бороться за свои права и свободу. Поэт подчеркивает, что крестьяне должны перестать принимать жесточайшее давление и угнетение со стороны власти. Они должны объединить свои усилия, чтобы избавиться от порабощения и создать себе лучшую будущую жизнь.

5 стр., 2013 слов

Рассуждение : «Нравственный человек для меня». «Нравственный ...

... строк каждая, поэт, как из кусочков мозаики, сложил образ своего героя. Это совершенно аморальный тип, давший название произведению - «Нравственный человек» (Некрасов). Анализ стихотворения мы начинаем с первой строфы. Жить с ...