(от лат. compositio — составление, сочинение).
1) Музыкальное произведение, результат творческого акта композитора. Понятие К. как законченного художеств. целого сложилось не сразу. Его становление тесно связано с уменьшением роли импровизац. начала в муз. иск-ве и с совершенствованием нотной записи, на определённом этапе развития сделавшей возможной точную в наиболее существенных чертах письменную фиксацию музыки. Поэтому совр. смысл слово «К.» приобрело лишь с 13 в., когда в нотной записи выработались средства фиксации не только высоты, но и длительности звуков. Первоначально муз. произведения записывались без обозначения имени их автора — композитора, к-рое стало проставляться лишь с 14 в. Это было связано с ростом значения в К. индивидуальных черт художеств. мышления её автора. В то же время в любой К. находят отражение и общие особенности муз. иск-ва данной эпохи, особенности самой этой эпохи. История музыки во многом представляет собой историю муз. композиций — выдающихся произведений крупных художников.
2) Структура музыкального произведения, его музыкальная форма (см. ).
3) Сочинение музыки, вид художеств. творчества. Требует творч. одарённости, а также определённой степени технической подготовки — знания осн. закономерностей построения муз. произведений, сложившихся в ходе историч. развития музыки. Однако муз. произведение должно быть не набором употребительных, привычных музыкальных оборотов, а художеств. целым, отвечающим эстетич. запросам общества. Для этого оно должно заключать в себе новое художеств. содержание, обусловленное общественно-идеологич. факторами и отражающее в образно-неповторимой форме существенные, типические черты современной композитору действительности. Новое содержание определяет и новизну выразительных средств, к-рая, однако, в реалистической музыке означает не разрыв с традицией, а её развитие в связи с новыми художеств. задачами (см. в музыке, Социалистический реализм в музыке).
Лишь представители всевозможных авангардистских, модернистских течений в музыке порывают со сложившимися на протяжении веков традициями, отказываясь от лада и тональности, от прежних логически осмысленных типов формы, а вместе с этим и от общественно значимого, обладающего определённой художественной и познавательной ценностью содержания (см. Авангардизм , Алеаторика , Атональная музыка , Додекафония , Конкретная музыка , Пуантилизм , Экспрессионизм , Электронная музыка ).
Основные виды музыкальной деятельности учащихся на х музыки как ...
... учащихся принято относить слушание музыки, хоровое пение, игру на музыкальных инструментах, движение под музыку, импровизацию и сочинение музыки ... Немова и других авторов рассматриваются особенности протекания психических процессов, а также ... лишь частным случаем по отношению к исполнительству как категории более общего порядка (например, вокальное инструментальное исполнительство, исполнение музыки ...
Сам творч. процесс у разл. композиторов протекает по-разному. У одних композиторов музыка подобно импровизации выливается легко, записывается ими сразу же в законченной, не нуждающейся в сколько-нибудь существенной последующей доработке, отделке и шлифовке форме (В. А. Моцарт, Ф. Шуберт).
Другие находят наилучшее решение только в результате длительного и напряжённого процесса совершенствования первоначального наброска (Л. Бетховен).
Одни при сочинении музыки пользуются инструментом, чаще всего фп. (напр., Й. Гайдн, Ф. Шопен), другие прибегают к проверке за фп. только после того, как произведение полностью закончено (Ф. Шуберт, Р. Шуман, С. С. Прокофьев).
Во всех случаях критерием ценности созданного произведения у композиторов-реалистов служит степень его соответствия художеств. замыслу. У композиторов авангардистского толка творч. процесс принимает форму рационального комбинирования звучаний по тем или иным произвольно установленным правилам (напр., в додекафонии), причём зачастую придаётся принципиально важное значение элементу случайного (в алеаторике и др.).
4) Учебный предмет, к-рый преподаётся в консерваториях и др. муз. учебных заведениях. В СССР обычно называется сочинением. Курс К., как правило, ведётся композитором; занятия заключаются прежде всего в том, что педагог знакомится с произведением студента-композитора или фрагментом этого произведения, даёт ему общую оценку и высказывает замечания об отдельных его элементах. Педагог обычно предоставляет студенту свободу в выборе жанра своего сочинения; в то же время общий план курса предусматривает постепенное продвижение от более простого к сложному, вплоть до высших жанров вок.-инстр. и инстр. музыки — оперы и симфонии. Существует значит. количество уч. пособий по К.
До 19 в. значение руководств по К. часто приобретали пособия по контрапункту (полифонии), генерал-басу, гармонии, даже по вопросам муз. исполнения. В их числе, напр., «Трактат по гармонии» («Traitй de l’harmonie», 1722) Ж. P. Рамо, «Опыт наставления по игре на поперечной флейте» («Versuch einer Anweisung die Plute traversiиre zu spielen», 1752) И. И. Кванца, «Опыт правильного способа игры на клавире» («Versuch ьber die wahre Art das Clavier zu spielen», 1753-62) К. Ф. Э. Баха, «Опыт основательной скрипичной школы» («Versuch einer grьndlichen Violinschule», 1756) Л. Моцарта. Порой как руководства по сочинению музыки рассматривались и музыкальные произведения — такие, напр., как «Хорошо темперированный клавир» и «Искусство фуги» И. С. Баха (такого рода «инструктивные» сочинения создавались и в 20 в., напр. «Игра тональностей» — «Ludus tonalis» Хиндемита, «Микрокосмос» Бартока).
По музыке «Композитор-песенник Сара Садыкова»
... произведения. Где родилась, училась, как начала писать песни композитор Сара Садыкова? На многие вопросы я постаралась найти ответы. Сара Садыкова – актриса, певица и композитор ... сочинение «Жду тебя» на стихи А.Ерикеева, созданное в годы войны. Этой песней Садыкова положила начало освоению совершенно нового для татарской музыки европейского танцевально-бытового жанра ... (1982); Вокальные: песни ( ...
С 19 в., когда утвердилось и само совр. понимание термина «К.», руководства по К. обычно объединяют в себе курсы осн. муз.-теоретич. дисциплин, знание к-рых необходимо для композитора. Эти дисциплины преподаются в совр. консерваториях в качестве отдельных уч. предметов — гармонии, полифонии, учения о форме, инструментовки. В то же время в руководствах по К. обычно излагаются и элементы учения о мелодии, трактуются вопросы жанров и стилей, т. е. области муз. теории, вплоть до наст. времени не преподающиеся в качестве самостоят. уч. дисциплин. Таковы уч. пособия по композиции Ж. Ж. Моминьи (1803-06), А. Рейхи (1818-33), Г. Вебера (1817-21), А. Б. Маркса (1837-47), З. Зехтера (1853-54), Э. Праута (1876-95), С. Ядассона (1883-89), В. д’ Энди (1902-09).
Видное место среди подобного рода трудов занимает «Большой учебник композиции» X. Римана (1902-13).
Существуют и уч. пособия по сочинению музыки определённых родов (напр., вокальной, сценической), определённых жанров (напр., песни).
В России первые учебники К. были написаны И. Л. Фуксом (на нем. яз., 1830) и И. К. Гунке (на рус. яз., 1859-63).
Ценные работы и отд. высказывания о К. и её преподавании принадлежат Н. А. Римскому-Корсакову, П. И. Чайковскому, С. И. Танееву. Учебники К., принадлежащие сов. авторам, предназначены преим. для начинающих, к-рые не проходят ещё осн. теоретич. предметов. Это труды M. P. Гнесина (1941) и Е. О. Месснера (1971).
Литература
[Электронный ресурс]//URL: https://liarte.ru/sochinenie/teoriya-sostavleniya-muzyikalnogo-proizvedeniyamuzyiki-bukv/