По музыке для 5 класса

Курсовая работа

Согласно требованиям федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования (далее ФГОС ООО), изучение музыки в основной школе направлено на достижение следующих целей:

формирование музыкальной культуры личности, освоение музыкальной картины мира;

развитие и углубление интереса к музыке и музыкальной деятельности,

развитие музыкальной памяти и слуха, ассоциативного мышления, фантазии и воображения;

развитие творческих способностей учащихся в различных видах музыкальной деятельности (слушание музыки, пение, игра на музыкальных инструментах, музыкально-пластическое движение, импровизация и др.).

Цели общего музыкального образования, реализуемые через систему задач личностного, познавательного, коммуникативного развития, на данном этапе обучения приобретают большую направленность на расширение музыкальных интересов школьника, обеспечение их интенсивного интеллектуально – творческого развития, активный познавательный поиск в сфере искусства, самостоятельное освоение различных учебных действий. Поощрение содержательных инициатив в многообразной музыкально – творческой деятельности, внимание и уважение к музыкальным увлечениям учащихся, понимание субъективных причин переосмысления накопленного опыта становится основой для успешного усвоения курса музыки на данной ступени обучения и фундаментом для формирования эстетических убеждений растущего человека.

Организация учебного процесса по музыке. Предмет «Музыка» рекомендуется изучение предмета объеме 35 часов (1 час в неделю).

Преподавание предмета реализующих федеральный государственный образовательный стандарт основного общего образования, ведется по учебникам, содержание которых соответствует требованиям ФГОС ООО. Список данных учебников представлен в федеральном перечне учебников, рекомендованных Министерством образования и науки Российской Федерации к использованию в образовательном процессе в общеобразовательных учреждениях, на 2012/2013 учебный год. Характеристика учебников по музыке, соответствующих требованиям ФГОС ООО представлена .

Основными методическими принципами организации и реализации современного урока музыки являются:

— принцип деятельности, который заключается в том, что ученик в процессе обучения является активным субъектом учебно-познавательной, учебно-практической, творческой деятельности деятельности;

13 стр., 6087 слов

Роль музыкального искусства в развитии детей

... основные тенденции серьезного отношения к общему музыкальному образованию. Считалось, что: 1. По значимости и роли искусства в воспитании человека музыка как учебный предмет в школе должна ... А. Б. Гольденвейзера. Основоположники массового музыкального образования считали, что это не максимальное, а минимальное количество часов, необходимое для полноценного музыкального развития детей. Эти идеи так ...

— принцип увлеченности, согласно которому в основе уроков музыки лежит эмоциональное восприятие музыки, что предполагает развитие личностного отношения ребенка к явлениям музыкального искусства, его творческое самовыражение, активное включение в процесс художественно – образного музицирования;

— принцип триединства деятельности композитора – исполнителя – слушателя, который ориентирует учителя на развитие музыкального мышления школьников во всех формах общения с музыкой;

— принцип тождества, контраста, сходства и различия, который реализуется в процессе выявления интонационных, жанровых, стилистических связей музыкальных произведений и освоения музыкального языка;

— принцип интонационности, который регулирует процесс развития музыкальной культуры школьников и смыкающий специфически музыкальное с общедуховным;

— принцип диалога культур, который предполагает знакомство учащихся с народной и профессиональной музыкой других народностей, на ее основе сопоставление и выявление общности жизненного содержания, нравственно-эстетической проблематики, различия стилей, музыкального языка, творческого почерка представителей разных эпох и культур.

Особенности современного урока музыки.

Современный урок музыки интегрирует традиционный подход к преподаванию музыки (когда школьники осваивают музыкальные произведения как уже сложившиеся явления, которые надо пережить, изучить и запомнить) – с современной методикой, предполагающей погружение школьников в процесс воссоздания того или иного музыкального произведения, что ставит их в позицию творца. В этом процессе ученик получает возможность прикоснуться к тайнам творчества композитора-исполнителя-слушателя.

Реализация системно-деятельностного подхода предполагает, что на уроке музыки первый план выходит опыт творческой деятельности, который возможно реализовать через следующие виды деятельности учащихся на уроке:

слушание музыки: личностно-окрашенное эмоционально-образное восприятие и оценка изучаемых образцов народного музыкального творчества, профессионального музыкального искусства различных исторических эпох и стилей; сравнение исполнительских трактовок, выявление связей музыки с другими видами искусства, историей, жизнью;

пение: хоровое, ансамблевое и сольное пение: одноголосное и двухголосное исполнение образцов классической музыки, народных и современных песен с сопровождением и без сопровождения; вокализация основных тем инструментальных произведений, поиски вариантов их исполнительских трактовок;

инструментальное музицирование: расширение опыта творческой деятельности в музицировании на элементарных инструментах; инструментальная импровизация, создание композиций на основе знакомых мелодий из вокальных и инструментальных произведений;

45 стр., 22314 слов

Формирование регулятивных универсальных учебных действий младших ...

... на уроках музыки и во внеклассной работе будет способствовать как развитию музыкальных, музыкально-творческих, так и формированию ... методы и приемы организации восприятия произведений музыкального искусства на уроках музыки, приемлемые в развитии воображения младших ... усложнение содержания учебного материала школьного образования без должного внимания к задаче формирования учебной деятельности ...

музыкально-пластическое движение: обогащение опыта индивидуально-личностного воплощения музыкального образа пластическими средствами, в том числе танцевальными;

драматизация музыкальных произведений: создание художественного замысла и воплощение эмоционально-образного содержания музыки сценическими средствами; поиск вариантов сценического воплощения музыкального произведения (разыгрывание песен, музыкальные импровизации-инсценировки сказок, драматизация произведений программной музыки).

Особенностью современного урока музыки является возможность организация разных форм музыкально-творческой деятельности школьников. Ученики класса становятся участниками хора, вокального или инструментального ансамбля, музыкально-театрализованного действия, слушателями музыки, им предоставляется свобода самоопределения в видах и формах музыкально-художественного творчества, реализованного в разнообразных индивидуальных, парных коллективных формах работы

Новые подходы к проведению урока музыки ориентируют учителя на использование современных педагогических технологий и нетрадиционных форм проведения урока: ИКТ, игровые технологии, развивающие интегрированные технологии, театральные технологии, диспуты, дискуссии, дебаты, исследовательская деятельность, проектная деятельность, комплексные занятия, занятия, объединенные одной сквозной темой, уроки-путешествия, уроки-концерты, уроки-экскурсии и т.д.

Необходимо подчеркнуть, что изучение музыки дает возможность реальной интеграции со смежными предметными областями (историей, обществознанием, русским языком и литературой, изобразительным искусством, мировой художественной культурой).

В данном случае возникает также возможность выстраивания системы межпредметных и надпредметных связей, интеграции основного и дополнительного образования через обращение к реализации художественно-творческого потенциала учащихся, синтезу обучения и воспитания, реализуемому в проектно-исследовательской деятельности на материале музыкального искусства.

Следует обратить внимание, что наряду с уроком в учебном процессе рекомендуется активно использовать внеурочные формы работы: экскурсии в художественные и краеведческие музеи, архитектурные заповедники, культурные центры, на выставки, посещение театров, кино-концертных залов.

Реализация регионального содержания.

Федеральный государственный образовательный стандарт основного общего образования разработан с учетом региональных, национальных и этнокультурных потребностей народов Российской Федерации. При этом следует отметить, что объем реализации регионального содержания по ФГОС ООО нормативно-правовыми документами не регламентируется и определяется учебным заведением самостоятельно.

В предметной программе по музыке не предусмотрен резерв времени для изучения регионального содержания по предмету. В сборнике «Региональный компонент государственного стандарта общего образования» предмет «Музыка» также не представлен. Следовательно, реализация данного содержания по предмету не является обязательной. Учитель может включать региональное содержание на уроке по своему выбору, увязывая его с темами уроков.

13 стр., 6465 слов

«Игровая деятельность младших школьников на уроке музыки»Игровая ...

... игровых технологий; 4. выявить возможности использования игр на уроках музыки; Методы исследования : изучение и анализ теоретической литературы, обобщение, анализ и классификация. Глава I. Игровая деятельность младших школьников на уроке музыки 1.1. Теоретические основы игровой деятельности ... учебно-воспитательную работу ... музыкального слуха, голоса, самой творческой деятельности ребёнка. Музыкальные ...

Контроль и оценивание по предмету. Изучение музыки в современной школе направлено на достижение личностных, метапредметных и предметных результатов. Все виды результатов конкретизируются в образовательной программе образовательного учреждения.

Достижение личностных и метапредметных результатов идет через формирование у учащихся универсальных учебных действий в ходе изучения предмета «Музыка».

Суть контроля по предмету – диагностика успешности музыкального развития школьников. Контроль по музыке должен опираться на дифференциацию и индивидуализацию обучения музыке, учет психологических особенностей развития учащихся данной возрастной группы, особенностей социокультурного окружения ребенка.

Контрольно-оценочная деятельность по музыке в может быть различна по форме: устная,письменная, в виде тестового контроля, а также предполагать выполнение школьниками проектов и исследовательских работ по предмету. Критерием контрольно-оценочной деятельности по музыке является определение результативности музыкальной деятельности школьников: степень развития эмоционального восприятия учащимися музыкальных произведений различных стилей и жанров; степень сформированности осознанного отношения у школьников к явлениям музыкального искусства (основные категории и понятия, специфика языка, понимание терминологии); степень развития индивидуально-оценочных суждений о содержании музыкальных сочинений, об их нравственных ценностях, о современности звучания шедевров музыкальной классики; степень развития у школьников музыкальности, творческих способов деятельности, навыков коммуникативной культуры, потребности общения с музыкой.

1.Диагностика развития музыкального образования обучающихся.

Основные положения ФГОС основной общего образования (далее – ФГОС ООО) нацеливают педагога-музыканта на освоения его базовых категорий и понятий, которые составляют «фундаментальное ядро содержания образования».

В него включены: базовые национальные ценности , хранимые в религиозных, культурных, социально-исторических, семейных традициях народов России, передаваемые от поколения к поколению и обеспечивающие эффективное развитие страны в современных условиях; основные элементы научного знания методологического, системообразующего и мировоззренческого характера, как универсального свойства, так и относящиеся к отдельным отраслям знания и культуры, предназначенные для обязательного изучения в общеобразовательной школе: ключевые теории, идеи, понятия, факты, методы; универсальные учебные действия (далее – УУД), на формирование которых направлен образовательный процесс; планируемые результаты обучения – личностные, метапредметные, предметные.

Проблема разработки контрольно-измерительных материалов (КИМ) по предмету «Музыка» (анкеты, тесты, диагностические задания для обучающихся) связана с необходимостью представить в них, с одной стороны, уровень сформированности у обучающихся универсальных учебных действий (далее – УУД), с другой стороны – прогнозировать степень достижения планируемых результатов.

20 стр., 9545 слов

Развитие музыкального восприятия младших школьников в процессе слушания музыки

... восприятия младших школьников. Установка показателей и критериев сформированности музыкального восприятия у младших школьников. Выявление условий формирования музыкального восприятия младших школьников. Глава 1. Теоретические и методические аспекты развития музыкального восприятия младших школьников в процессе слушания музыки 1 Теоретические основы проблемы развития музыкального восприятия младших ...

В широком значении термин «универсальные учебные действия» означает умение учиться, т.е. способность субъекта к саморазвитию и самосовершенствованию путем сознательного и активного присвоения нового социального опыта. В более узком (собственно психологическом значении) термин «универсальные учебные действия» можно определить как совокупность способов действия учащегося (а также связанных с ними навыков учебной работы), обеспечивающих его способность к самостоятельному усвоению новых знаний и умений, то есть умения учиться, включая организацию этого процесса.

УУД выступают инвариантной (обязательной) основой образовательного и воспитательного процесса в области музыкального образования и воспитания. УУД на музыкальных занятиях классифицируются на личностные (осознание жизненного смысла музыкальных образов, триединства деятельности композитора – исполнителя – слушателя, выявление нравственных норм, этических и эстетических принципов их творчества, усвоение социальных функций музыки в жизни человека, общества); познавательные (осознание музыки как «искусства интонируемого смысла» по Б.В. Асафьеву, усвоение особенностей музыкального жанра, стилей, языка как средств создания музыкального образа, структурирование и обобщение знаний о различных явлениях музыкального искусства, умение осознанно строить речевое высказывание-размышление о музыке в форме монолога и диалога, оценка восприятия и исполнения музыкального произведения и др.); регулятивные (опора в процессе познания музыки на имеющий жизненно-музыкальный опыт, работа над исполнением сочинения на основе исполнительского плана, оценка воздействия музыкального сочинения на мысли и чувства людей, собственные переживания и др.); коммуникативные (учет позиций одноклассников, умение вступать в диалог со сверстниками, учителями, родителями, создателями музыкальных сочинений, сотрудничество в процессе выполнения учебных заданий, разработки и защиты исследовательских проектов и др.), информационные (умение работы с компьютером, музыкальным центром, проектором, интерактивной доской, умение извлекать необходимую для уроков музыки, проектно-исследовательской, внеурочной деятельности информации из поисковых сетей Интернета, создавать компьютерные презентации и др.).

Одним из ключевых понятий ФГОС ООО является понятие «планируемые результаты» музыкального образования. В каждой авторской программе, включенной в состав учебно-методических комплектов по предмету «Музыка», учебники из которых входят в Федеральный перечень учебников на текущий учебный год, предлагается описание планируемых результатов обучения.

Система планируемых результатов – личностных, метапредметных, предметных – реализуется в процессе решения учащимися познавательных и учебно-практических задач в опоре на конкретный учебный материал:

  • учебно-познавательные задачи способствующие освоению систематических знаний ;

  • учебно-познавательные задачи, направленные на формирование и оценку навыка самостоятельного приобретения, переноса и интеграции знаний ;

    4 стр., 1945 слов

    Развитие творческих способностей учащихся в процессе музыки и ...

    ... Развитие творческих способностей учащихся в процессе урока музыки и внеурочной деятельности». Основные виды музыкальной деятельности, которые способствуют развитию творческих способностей учащихся ... повышения эффективности усвоения учебной программы, культурного уровня учащихся, воспитания у них ... Форма различная: праздники, конкурсы, музыкальные путешествия, утренники, муз. сказки. К каждому ...

  • учебно-практические задачи, направленные на формирование и оценку навыка разрешения проблем и проблемных ситуаций;

  • учебно-практические задачи, направленные на формирование и оценку навыка сотрудничества ;

  • учебно-практические задачи, направленные на формирование и оценку навыка коммуникации , требующие создания письменного или устного высказывания;

  • учебно-практические и учебно-познавательные задачи, направленные на формирование и оценку навыка самоорганизации и саморегуляции в процессе выполнений заданий;

  • учебно-практические и учебно-познавательные задачи, направленные на формирование и оценку навыка рефлексии (самостоятельной оценки или анализа собственной учебной деятельности);

  • учебно-практические и учебно-познавательные задачи, направленные на формирование ценностно-смысловых установок , представлений о социальных или личностных ценностях, нравственно-этических номах, эстетических ценностях;

  • учебно-практические и учебно-познавательные задачи, направленные на формирование и оценку ИКТ-компетентности обучающихся.

Планируемые результаты освоения учебных и междисциплинарных программ фиксируются в блоках: «выпускник научится» (базовый уровень) и «выпускник получит возможность научиться» (повышенный уровень).

Достижение планируемых результатов в блоке «Выпускник научится» выносятся на итоговую оценку, что является основанием освоения базового уровня содержания учебного предмета и служит основанием для возможности его перехода на следующий уровень обучения.

В блоке «Выпускник получит возможность научиться» достижение планируемых результатов обучения позволит обучающимся продемонстрировать овладение более высоким (по сравнению с базовым) уровнем достижений, а учителю выявить динамику роста числа наиболее подготовленных учащихся, фиксировать результаты данного блока при определении итоговой оценки.

Итоговая оценка результатов освоения основной образовательной программы основного общего образования (ООП) имеет две составляющие.

Результаты промежуточной аттестации представляют собой результаты внутришкольного мониторинга индивидуальных образовательных достижений учащихся, отражают динамику формирования их способности к решению учебно-практических и учебно-познавательных задач и навыков проектной деятельности. Промежуточная форма аттестации осуществляется в ходе совместной оценочной деятельности педагогов и обучающихся, т.е. является внутренней оценкой.

Результаты итоговой аттестации выпускников характеризует уровень достижения предметных и метапредметных результатов, необходимых для продолжения образования. Государственная (итоговая) аттестация выпускников осуществляется внешними по отношению к образовательной организации органами, т.е. является внешней оценкой.

5 стр., 2219 слов

МУЗЫКИ КАК ФАКТОР РАЗВИТИЯ МУЗЫКАЛЬНЫХ СПОСОБНОСТЕЙ СТУДЕНТОВ ...

... личного музыкального "продукта". Причем важен в данном случае не столько результат сочинительской деятельности, сколько сам её процесс» [4, 101]. С целью определения отношения учащихся и проявление ими интереса к сочинению музыки, ...

Оценивание результатов развития музыкальной культуры обучаемых в контексте требований ФГОС носит сквозной (накопительный) характер. Осуществляется оценивание в ходе текущих и тематических проверок на каждом уроке на протяжении каждой четверти и всего учебного года. Показателем успешности освоения планируемых результатов обучающихся является их участие в различных формах культурно-досуговой деятельности класса и школы (фестивали, конкурсы, спектакли, ассамблеи искусства, филармонии для детей и родителей, музыкальные всеобучи, участие в концертах (хор, ансамбль, сольное пение, оркестр, инструментальные ансамбли, музыкальный театр), проектная деятельность и др.).

Об успешном завершении изучения предмета «Музыка» принимается на основе суммирования результатов итоговой работы по музыке, выполненной каждым учеником, и накопленной оценки , которая суммирует его достижения в течение всего учебного года.

Текущие и тематические проверки успешности освоение планируемых результатов могут включать в себя задания базового (обязательного для всех обучаемых) и повышенного уровней. Положительное заключение об успешном завершении курса принимается тогда, когда накопленная оценка отражает не менее 50 % заданий базового уровня по каждому из разделов планируемых результатов.

В пособии «Музыка. Планируемыe результаты. Система заданий. 5 – 7 классы», авторы Алексеева Л.Л., Критская Е.Д. (М.: Просвещение, 2013) предлагаются варианты формулировок планируемых результатов, описаны умения, характеризующие достижение этих результатов, даны примеры заданий (включая комплексные, базового и повышенного уровней), критерии достижения планируемых результатов, оценочные листы к заданиям разных типов, список рекомендуемых музыкальных произведений, описание правильных/возможных ответов учащихся, методические комментарии к выполнению заданий, спецификация итоговой работы (ее цель, содержание особенности проведения, оценка, варианты ее проведения – для коллективного и индивидуального выполнения), критерии оценки ее выполнения, оценочные листы к итоговой работе, примеры заданий проектного типа и проектных работ школьников.

2. О диагностике успешности развития музыкальной культуры обучающихся

Диагностика успешности музыкального развития школьников должна, на наш взгляд, опираться на дифференциацию и индивидуализацию обучения музыке, учет психологических особенностей развития учащихся разных возрастных групп, особенности социокультурного окружения ребенка.

Принципы построения диагностики музыкального развития школьников базируются на определении:

объекта измерения (особенности учебной темы);

методов диагностики (диалогичность, вариативность, валидность

объективности анализа диагностических данных;

  • особенностей прогнозирования и корректировки последующих этапов музыкального обучения.

Критерии определения результативности музыкальной деятельности школьников могут быть следующими:

4 стр., 1983 слов

Основные этапы развития советской музыкальной культуры

... уничтожения национального сознания покоренного народа. В последнее время научные исследования современной российской музыки стали весьма актуальны. Изучение музыкального искусства России, несомненно, помогает осознанию социального ... С. Сокольский, певцы С. Садовников, Д. Богемский, М. Эмская и другие. Развитие музыки в 1917-1920 гг. «Великая Октябрьская социалистическая революция открыла новую ...

  • степень развития эмоционального восприятия учащихся музыкальных произведений различных стилей и жанров;

  • уровень сформированности осознанного отношения у школьников к явлениям музыкального искусства (основные категории и понятия, специфика языка);

  • качество развития индивидуально-оценочных суждений о содержании музыкальных сочинений, их нравственных ценностях, современности «звучания» шедевров музыкальной классики;

  • степень развития у школьников музыкальности, творческих способов деятельности, навыков коммуникативной культуры, потребности общения с музыкой.

Процедуры диагностики успешности музыкального развития учащихся определенного возраста – контрольно-измерительные материалы, критерии, показатели и инструментарий измерения, к сожалению, в современной методической литературе освещаются сегодня не достаточно.

Так в изданиях Волгоградского издательства «Учитель», которое предлагает педагогам-музыкантам варианты рабочих программ по предмету «Музыка» разных авторских коллективов, включая и программы Г.П. Сергеевой, Е.Д. Критской (издательства «Просвещение»), описываются тесты и задания для обучающихся в крайне свободной интерпретации, не учитываются позиции авторов учебников, их подходы к составлению контрольно-измерительных материалов. Зачастую в них предлагается формальный путь «знаю – не знаю», ориентированный не на объем музыкально-слуховых представлений школьников, его опыт общения с музыкой разных времен, стилей и жанров, а на запоминание фамилий композиторов, названий произведений, формулировки терминов и понятий.

Думается, что такой подход недопустим при постановке проблемы о диагностике уровня музыкальной культуры современных подростков.

Необходимо отметить тот факт, что музыкальное развитие обучающихся в образовательной организации не имеет, к сожалению, «общего знаменателя». Это особенно отчетливо проявляется при индивидуальном констатирующем обследовании музыкального развития первоклассников. Различен уровень их жизненного и музыкального опыта, эмоциональный отклик на музыку, багаж первичных представлений о музыке и музыкантах, объем вокальных навыков и умений, степень координации простых движений под музыку, развитие речевого словаря, ассоциативность мышления детей. Различна и та среда и социокультурная обстановка, в которой протекает жизнь ребенка (семья, дошкольное образование).

В исследованиях в области музыкальной педагогики разработаны методики определения уровня развития музыкальной культуры учащихся. Но подчас «переплавка» этих методов и приемов в массовую общеобразовательную школу становится невозможной по нескольким причинам. Во-первых, эта диагностика, как правило, осуществляется в экспериментальном режиме на небольшом количестве испытуемых и проводится индивидуально (или малыми группами).

Во-вторых, большой объем диагностируемых параметров при наличии классно-урочной системы эти способы диагностики трудно осуществимы.

При преподавании музыки по учебно-методическим комплектам разных авторов учителю (в целях накопления данных о развитии музыкальной культуры обучаемых), рекомендуется использовать:

37 стр., 18319 слов

Основные виды музыкальной деятельности учащихся на х музыки как ...

... музыкальной деятельности учащихся принято относить слушание музыки, хоровое пение, игру на музыкальных инструментах, движение под музыку, импровизацию и сочинение музыки детьми (детское музыкальное творчество). То есть, те конкретные виды музыкальной деятельности, которые осуществляются учащимися ...

  • метод наблюдений за музыкальным развитием учащихся (фиксация в «Дневнике наблюдений учителя» особенностей развития каждого конкретного класса);

  • метод оценивания уровней развития учащихся (высокий, средний, низкий) по показателям: проявление интереса к музыкальным занятиям; степень развития процессов восприятия музыки; музыкальные предпочтения учащихся; развитие вокально-хоровых навыков и умений учащихся; развитие координации движений под музыку, выразительность пластического интонирования; характер размышлений учащихся о музыке; проявление творческих навыков и умений; общая музыкальность;

  • диагностические тесты (в опоре на звучащую музыку, ассоциативно-образный ряд);

  • систему творческих заданий для учащихся, используемых в УМК «Музыка» в рабочих/творческих тетрадях. В условиях коллективной работы с УМК «Музыка» на уроке возможно проведение письменного тестирования учащихся.

Принцип вариативности подбора музыкального (художественного) материала в диагностические тесты дает возможность разрабатывать их с позиций разного уровня сложности, в зависимости от уровня музыкального развития каждого конкретного класса.

Для учащихся начальной школы тесты могут иметь форму листков на печатной основе, в которых дети делают только соответствующие пометки (подчеркивают, отмечают «галочкой», ставят цифры и т.п.).

В основной школе учащимся могут предлагаться вопросы более сложного порядка с целью выявления опыта формирования универсальных учебных действий на базовом уровне (классификация, обобщения, подведение под понятие, подбор ассоциативного ряда, определение эмоционального словаря и др.).

Вопросы, на которые ответы, излагаются в свободной форме (короткие монологи «Я думаю, что…», мини-сочинения, творческих размышлений — эссе, рассказ, заметка в газету, радиорепортаж и др., могут представлять задания повышенного уровня развития обучаемых.

Рекомендуется проводить диагностику не реже, чем один раз в полугодие. По результатам обработки тестов учителю необходимо записать в «Дневник наблюдений» выводы и рекомендации по совершенствованию образовательного процесса, так как в процессе изучения качества выполнения тестов и заданий, несомненно, педагог-музыкант увидит закономерности: повторяющиеся неточности в ответах, затруднения, ошибки.

При использовании письменных тестов не ставится задача выявления уровня развития музыкально-практических навыков и умений, связанных с такими видами детского музицирования как хоровое пение, пластическое интонирование, игра на простейших детских музыкальных инструментах, импровизации. Качество музыкально-исполнительских умений и навыков требует индивидуально-дифференцированной методики диагностических процедур.

Диагностика усвоения содержания программы «Музыка» для 5 –7 классов осуществляется в опоре на тесты и диагностические задания, разработанные на музыкальном материале учебников и творческих тетрадей.

В процессе диагностики используются различные показатели усвоения музыкального материала в опоре на звучащую музыку:

  • личностное отношение к музыкальным сочинениям разных эпох, жанров;

  • сформированность умений в определении содержания произведений, его главной мысли, проблемы, значимости для современных слушателей/исполнителей;

  • объем музыкальной памяти;

  • уровень осознания музыкальных жанров;

  • степень различения средств музыкальной выразительности;

  • объем усвоения музыкальных терминов и понятий;

  • степень осознания музыкальной формы;

  • уровень различения стилей (исторического, национального, индивидуального);

  • степень развития ассоциативно-образного мышления учащихся;

  • уровень развития вербальных навыков учащихся, отражающих их эмоциональное восприятие музыки;

  • музыкально-эстетические предпочтения школьников;

  • самооценка развития музыкальной деятельности.

Предлагаемые тесты и диагностические задания рекомендуется использовать на обобщающих уроках каждого полугодия. Их проведение предполагает коллективную форму диагностики. Обработка тестов позволит учителю оценивать степень усвоения учебного материала по любой из шкал (пятибалльной, трехбалльной (+, –, +–), десятибалльной).

Сопоставление результатов тестирования с индивидуальными наблюдениями учителя за динамикой музыкального развития учащихся (как на уроках музыки, так и во внеурочной деятельности) позволит выявить объективную картину формирования музыкальной культуры.

Использование срезов, тестов для учащихся

(констатирующие, промежуточные, выборочные, итоговые).

Проверочные вопросы, задания, диагностические тесты ставят своей целью с одной стороны – выявление уровня музыкальной культуры учащихся 5 – 7 классов, с другой стороны – являются формой контроля за успешностью изучения конкретных учебных тем программы. Эти материалы должны быть направлены на определение:

  • объема музыкально-слуховых представлений школьников, а также объема интонационно-образного и стилевого словаря («тезауруса») учащихся;
  • степени усвоения учащимися основных закономерностей музыкального искусства – конкретных знаний и сведений о музыке, ее категориях и понятиях;
  • личностно-ориентированной позиции учащихся, их отношения к эстетически-нравственным ценностям музыкального искусства.

Использование диагностических материалов может быть эффективным только в том случае, когда тестирование, проверочные задания и самостоятельные работы учащихся будут опираться на звучащую музыку, а не на словесное упоминание учителем того или иного музыкального произведения. Некоторые тесты предполагают также демонстрацию репродукций произведений изобразительного искусства, чтение учителем (или учащимися) отрывков из литературных сочинений, просмотр фрагментов видеофильмов.

Основу предлагаемых материалов составляют произведения «золотого фонда» музыкальной классики, а также фольклора, музыки религиозной традиции, современных сочинений. Именно такая широкая культурологическая ориентация тестов позволяет применять их в качестве контроля за уровнем профессиональной компетентности учителя музыки, работающего по учебникам, рекомендованным Министерством образования и науки РФ, в процессе прохождения педагогом-музыкантом аттестационных мероприятий.

Творческий подход к использованию данных материалов позволит проверяющим – администрации, экспертам аттестационных комиссий, самому учителю предлагать школьникам задания разного уровня сложности, в зависимости от уровня музыкального развития каждого конкретного класса, а также разрабатывать аналогичные тесты, вопросы и задания к другим музыкальным произведениям, которые включаются в процесс музыкального образования в основной школе.

Использование срезов 1 Определенную сложность в процессе тестирования представляет определение уровня и динамики развития музыкально-практических навыков, связанных с различными видами детского музицирования. Качество музыкально-исполнительских навыков и умений требует индивидуально-дифференцированной методики их диагностики. В некоторых случаях можно предлагать самооценку учащимися этих навыков и умений и сопоставлении ее с оценкой этих же навыков и умений учителем. Выведение «среднего» балла может лежать в основе отслеживания динамики их развития. В диагностических тестах такого типа задания могут быть отмечены знаком:

ВИспользование срезов 2 прямоугольнике учитель после проведения теста фиксирует значками + (отлично), +– (хорошо), – (удовлетворительно) – степень сформированности тех или иных музыкально-практических умений и навыков (пения, музыкально-ритмических движений, импровизаций, точности суждения о музыке и др.).

Такая процедура позволит сопоставить самооценку учащихся /например, как ты оцениваешь свои певческие навыки: – отлично (+), хорошо (+–), удовлетворительно (–) с оценкой учителя.

Качество выполнения учащимися предлагаемых диагностических материалов в определенной мере будут зависеть от грамотно организованной процедуры диагностики. Желательно организовывать коллективную диагностику на листках на печатной основе, заранее подготовленных учителем для этой цели. Если вопросы и задания учащиеся воспринимают на слух (их читает учитель), а часть из них (например, нотная строка, репродукция картины) фиксируются на доске, то, как показывает практика, учащиеся допускают больше ошибок, опечаток, неточностей в ответах, нежели в тех случаях, когда он работает с персональным диагностическим листком теста.

Диагностические задания и тесты могут быть включены учителем в мультимедийную презентацию. В этом случае необходимо четко продумать структуру листа, на котором обучающимся предстоит их выполнять (нумерация вопросов, нужное количество строк для вписывания ответов, размышлений и т.п.).

Диагностика может обретать форму игровой деятельности, например, по образу телепередачи «Своя игра», что, несомненно, расширяет интерес школьников к тестированию, не делает этот процесс утомительным, а также – снимает напряжение, страхи перед предстоящей работой, за которую они получают отметку.

Издательство «Просвещение» планирует выпуск электронных версий учебников по предмету «Музыка» как для начального, так и для основного уровней образования. В них, наряду с основным материалом учебника, будут предложены варианты электронных диагностических тестов, дополнительные материалы для самостоятельной работы, библиотеки текстов, иллюстраций, звуковых файлов, расширяющие представления обучающихся о музыкальной культуре, композиторах, исполнителях и исполнительских коллективах, стимулирующие развитие их познавательных интересов, мотивации к обучению, достижения планируемых результатов.

Педагоги-музыканты в целях знакомства с электронными версиями тестов могут обратиться к сети Интернет и заказать в поисковой системе найти «Конструкторы тестов», на основе которых они смогут самостоятельно разработать контрольно-измерительные материалы, наполнив их содержанием своего предмета.

Возможные типы вопросов и заданий в тестах

  1. Дать характеристику содержания прозвучавшего музыкального произведения, определить собственное отношение к нему.

  2. Описать словами жизненную тему, проблему, которую раскрывает композитор в данном прозвучавшем сочинении.

  3. Сформулировать проблемные вопросы, направленные на раскрытие образа прозвучавшей музыки.

  4. Определить на слух музыкальное произведение, его композитора, название.

  5. Выбрать их предлагаемых названий произведений то, которое прозвучало.

  6. Определить жанр произведения (выбрать из предлагаемого списка).

  7. Выбрать из предлагаемого списка фамилию композитора, сочинившего это произведение.

  8. Определить, к какому стилю (народная – композиторская; старинная – современная; русская – зарубежная) относится прозвучавшая музыка.

  9. Назвать средства выразительности, которыми композитор создает данный музыкальный образ.

  10. Выбрать из предлагаемого списка средства выразительности, определяющие содержание музыкального образа.

  11. Дать словесную характеристику музыкальному произведению (эмоциональный словарь).

  12. Выбрать из предлагаемого списка слова, наиболее точно отражающие характер музыки (эмоциональный словарь).

  13. Определить состав исполнителей данного произведения.

  14. Выбрать из предлагаемого списка исполнителей данного произведения.

  15. Определить на слух форму музыкального сочинения.

  16. Выбрать из предлагаемого списка форму музыкального сочинения.

  17. Выбрать из предлагаемых нотных строчек ту музыкальную тему, которая прозвучит в записи или в исполнении учителя.

  18. Изобразить линией движение прозвучавшей мелодии, передав в рисунке ее жанровую принадлежность, кульминацию, динамику.

  19. Выбрать из нескольких ритмических формул ту, которая является основой для прозвучавшей мелодии, темы.

  20. Прочитать предлагаемое в тесте стихотворение и подобрать к нему возможные жанры музыки, средства музыкальной выразительности, форму («Если бы ты был композитором…»).

  21. Послушать музыкальное произведение и выбрать из предлагаемых в тесте стихотворных отрывков тот, который созвучен ему (при подборе ассоциативного ряда желательно сопрягать произведения разных видов искусства по стилю).

  22. Продолжить ряд музыкальных произведений, близких по содержанию тому, которое прозвучало («Образы природы нарисованы в…»).

  23. Рассмотреть репродукцию картины (на доске или на страницах учебника) и назвать знакомые музыкальные сочинения, созвучные живописному образу.

  24. Сравнить два художественных произведения (музыкальное и литературное – стихи или прозу; музыкальное и произведение изобразительного искусства – картину, графический рисунок, скульптуру, архитектурное сооружение, икону, фреску, изделие декоративно-прикладного искусства), назвать общие средства выразительности.

  25. Послушать незнакомое музыкальное сочинение (не менее двух раз) и написать короткую заметку о нем в газету (сделать радиорепортаж, сочинить рекламный ролик, написать рассказ и пр.).

    Ответ в свободной форме.

  26. Составить рецензию (отзыв) на концерт классической или популярной музыки (радио, TV ).

    Задание выполняется в свободной форме.

  27. Послушать знакомое (незнакомое) сочинение и сформулировать 3–4 вопроса для одноклассников по поводу его содержания, языка (средств выразительности), стиля, формы.

  28. Составить программу урока-концерта из произведений классической, религиозной, современной музыки, образцов фольклора, используя рубрики: «Слушаю», «Исполняю», «Размышляю», «Сочиняю», «Высказываю свое отношение» и др.

  29. Подобрать «звуковую дорожку» для предлагаемого информационного или литературного текста.

  30. Составить музыкальную программу вечера, посвященного… (памяти какого-либо композитора, исполнителя, 70-летию Победы, юбилею школы и др.).

  31. Написать, какие собственные мысли и чувства созвучны конкретному музыкальному сочинению. Ответ в свободной форме.

  32. Озвучить цитату (высказывание) знакомыми произведениями (напр., «Утешение, спокойствие, ощущение счастья я черпаю только в себе самом» П.И. Чайковский).

  33. Высказать свое собственное суждение по поводу какой-либо мысли композитора, исполнителя, слушателя.

Процедура диагностики

  1. Учащиеся на чистых листах бумаги обозначают римскими цифрами номер задания, арабскими цифрами – последовательность ответов на вопросы.

  2. При использовании теста на печатной основе школьники подчеркивают (или обводят) выбранный ими ответ.

  3. Проводящий тестирование объясняет учащимся порядок заполнения

листа: после прослушивания фрагмента музыкального произведения

необходимо выбрать правильный вариант ответа на вопрос и

записать его (или – обозначить его соответствующими цифрами).

  1. На ответы в свободной форме дается время на обдумывание и запись. Эти ответы оцениваются учителем по оговоренной заранее шкале баллов (например, 10-ти бальной).

  2. Ответ на каждый вопрос оценивается одним баллом. Из суммы баллов складывается итоговая оценка.

  3. Количество заданий в тестах может варьироваться (от 3 до 7).

Учебник (в том числе и учебник по предмету «Музыка»), олицетворяющий современный процесс обучения, должен содержать четыре элемента: 1) информационный, представленный вербальными или наглядными средствами; 2) репродуктивный , т.е. организующий воспроизведение знаний и способов деятельности; 3) творческий , побуждающий учащихся к творческой деятельности; 4) эмоционально-ценностный , способствующий усвоению опыта эмоционального отношения к действительности, к разнообразным явлениям культуры и искусства .

Безотметочное обучение предполагает выработку критериев и процедур диагностики уровня музыкального развития учащихся. При этом следует учитывать, что музыкальное развитие учащихся не имеет общего знаменателя, и уровень сформированности музыкальной культуры каждого из школьников на одном и том же этапе обучения будет различным.

Приложения

  • Анкетирование учащихся направлено на определение исходного уровня музыкального развития учащихся конкретного класса, согласно их самооценке. Анкетирование учащихся даст возможность учителю определить наличие конкретных знаний о музыке и музыкантах, выявить отношение к музыкальным занятиям,

Анкета для учащихся

____класса _____школы

Фамилия, имя учащегося__________________________________________

  1. Нравятся ли тебе уроки музыки (нужное подчеркнуть: да, нет, не знаю)

  2. Какие виды деятельности использовались на уроках музыки (нужное–подчеркни): хоровое пение, слушание музыки, размышления о музыке, музыкально-ритмические движения, игра на музыкальных инструментах, изучение нотной грамоты, письменные работы. Другие виды (назови)_________________________________________________

  3. Назови музыкальные произведения (композитор, название), которые ты запомнил из программы музыкальных занятий предыдущего класса (или начальной школы):

_____________________________________________________________

_____________________________________________________________

_____________________________________________________________

  1. Назови песни, которые разучивали на уроках музыки_____________

_____________________________________________________________

_____________________________________________________________

_____________________________________________________________

  1. Какие из этих песен ты мог бы (могла бы) спеть__________________

______________________________________________________________

  1. Какие песни ты любишь петь дома, в кругу друзей ________________

______________________________________________________________

  1. Как ты оцениваешь свои певческие умения и навыки (нужное – подчеркни): отлично, хорошо, удовлетворительно, плохо.
  2. Звучание каких музыкальных инструментов или голосов ты бы мог определить на слух (нужное – подчеркни): хор, сопрано, тенор, бас; симфонический оркестр, оркестр русских народных инструментов; гусли, баян, балалайка, свирель; скрипка, виолончель, труба, флейта, барабан, колокола. Другие инструменты и голоса – перечисли:_______

_____________________________________________________________

  1. Использовались ли на уроках музыки учебники (да, нет).

    Если да, то в каких классах 1 2 3 4 5 6 7 8 (нужное – подчеркни).

  2. Значение каких музыкальных терминов ты мог бы (могла бы) объяснить (нужное – подчеркни): композитор, исполнитель, слушатель,

хор, оркестр, музыкальные жанры, опера, балет, симфония, кантата, концерт, сюита, соната; мелодия, ритм, тембр, лад, динамика, темп, регистр. Другие термины (назови)_______________________________

_____________________________________________________________

  1. Назови свое любимое музыкальное произведение. Напиши, почему оно тебе нравится. _______________________________________________

_______________________________________________________________

_______________________________________________________________

  1. Какое знакомое тебе произведение другого вида искусства – литературы, живописи, театра, кино – близко твоему любимому сочинению по содержанию, эмоциональному строю (назови их)_________________________________________________________

_______________________________________________________________

  1. Какое музыкальное произведение помогло бы тебе «пережить»

одиночество на необитаемом острове?_____________________________

________________________________________________________________

  1. В каких коллективных творческих проектах ты бы хотел (хотела) принять участие (нужное – подчеркни): «Образ Родины в музыкальных произведениях», «Образы защитников Отечества в музыке, живописи, литературе, кино», «Образы природы в музыке русских и зарубежных композиторов», «Авторская песня: прошлое и настоящее», «Классическая музыка в современной обработке», «Музыка наших дней: направления, создатели и исполнители».

  2. Какие изменения ты бы внес (внесла) в содержание урока музыки?

________________________________________________________________

________________________________________________________________

Количественная обработка данной анкеты проводится учителем по каждому из ее пунктов по шкале баллов (например, полный ответ – 3 балла; недостаточно полный – 2 балла; частичный ответ – 1 балл; нет ответа – 0 баллов).

Таким образом, высокий уровень будет соответствовать 30–45 баллам, средний уровень – 16–29 баллам, низкий – от 15 баллов и ниже.

Качественный уровень обработки анкеты для учащихся позволит учителю выявить отношение учащихся к урокам музыки, предпочтения различных видов деятельности, самооценку певческих умений и навыков

(которую, по нашему мнению, можно соотнести с оценкой действительного уровня их формирования – учитель отмечает его в прямоугольном квадрате при обработке анкеты); конкретные знания и представления школьников о музыке, исполнителях; о музыкальных вкусах и предпочтениях учащихся, уровне развития художественно-образных ассоциаций, желание участвовать в проектной деятельности на определенную тему и др.

При обработке анкеты учителю рекомендуется «обсчитать» ответы учащихся и составить шкалу процентных соотношений ответов, а затем выстроить сравнительные графики, сопоставив эти цифры по классам данной параллели. Возможно также применить вариант статистической обработки анкеты для учащихся, который предлагается в данных материалах к «Анкете для родителей» (см. ниже схему обработки «Анкеты для родителей»).

  • «Индивидуальные карты музыкально-эстетического развития учащихся» ведутся с целью выявления особенностей индивидуального музыкального развития учащихся, их участия в различных формах музыкально-эстетической деятельности. Карты рекомендуется заполнять три раза – в начале учебного года, после первого полугодия, в конце года.

Параметры составления индивидуальных карт

  1. Фамилия, имя учащегося, дата рождения, класс, с какого возраста обучается в данной школе.

  2. Психологическая характеристика учащегося (заполняется психологом по избранной им методике).

  3. Оценки по базовым предметам (по четвертям или по полугодиям).

  4. Оценки по факультативным курсам.

  5. Оценки по предметам дополнительного музыкально-эстетического образования (по выбору учащихся – хор, музыкальный инструмент, ансамбль (вокальный или инструментальный), театральная студия, студия изобразительной деятельности, литературная студия и пр.).

  6. Уровень музыкального развития учащихся на данный момент.

  7. В каких студиях (кружках, объединениях) вне школы занимается учащийся, сколько лет.

  8. Участие в смотрах, конкурсах, фестивалях, проектной деятельности

(дата, результат).

Выводы: какова динамика музыкально-эстетического развития учащегося за указанный период.

Учителю предлагается заполнять дневник на каждый класс два раза в учебном году: первый – в начале года, второй – в конце. Главное, чтобы при визуальном наблюдении за эффективностью музыкального развития школьников конкретного класса учитель в записях отмечал динамику развития тех или иных параметров.

Первое (второе) полугодие 200__/200___ учебного года., Фамилия, имя, отчество учителя___________________________________

_______________________________________________________________

1. Психолого-педагогическая характеристика класса: активность, лидеры, общий эмоциональный тонус, уровень общего развития, культура общения со взрослыми, сверстниками, мотивация к учению, степень участия во внеурочных мероприятиях и др.______________________________________

__________________________________________________________________

__________________________________________________________________

2. Проявление интереса к музыкальным занятиям, оценка музыкальности класса________________________________________________________

______________________________________________________________

_______________________________________________________________

3. Степень развития процессов восприятия музыки, их эмоциональность и осознанность____________________________________________________

____________________________________________________________

____________________________________________________________

4. Характер размышлений учащихся о содержании музыкальных произведений (оценочные суждения, индивидуальность отношения к музыкальным образам, избирательность, ассоциативность)____________

_______________________________________________________________

_______________________________________________________________

5.Степень активности класса при работе в «Дневниках музыкальных впечатлений», «Творческих тетрадях» (высокая, средняя, низкая)_______

_______________________________________________________________

_______________________________________________________________

6. Каковы музыкальные предпочтения учащихся (какую музыку любят исполнять, слушать)______________________________________________

________________________________________________________________

________________________________________________________________

7. Уровень развития певческих навыков и умений класса

_________________________________________________________________

_________________________________________________________________

_________________________________________________________________

8. Выразительность движений при пластическом интонировании

_________________________________________________________________

_________________________________________________________________

9.Степень освоение элементов музыкальной грамоты (слушание музыки, пение с ориентацией на нотную запись, освоение закономерностей музыки в опоре на нотный текст)___________________________________________

_______________________________________________________________

_______________________________________________________________

10.Усвоение основных категорий и понятий музыкального искусства на данном этапе музыкального обучения (по результатам тестирования)

_________________________________________________________________

_________________________________________________________________

11. Участие в различных формах творчества – музыкальные импровизации, рисунки, театрализация музыкальных произведений, участие в проектной деятельности и др.__________________________________________________

________________________________________________________________

__________________________________________________________________

12.Динамика развития духовно-нравственных ориентаций личности ( на основе анализа ответов в свободной форме)

_________________________________________________________________

_________________________________________________________________

____________________________________________________________________________

13. Соотношение групп учащихся, демонстрирующих высокий, средний, низкий показатели музыкального развития ( в %)________________________

__________________________________________________________________

14. Примечания, выводы, перспективы работы с данным классом_________

_________________________________________________________________

_________________________________________________________________

_________________________________________________________________

_________________________________________________________________

_________________________________________________________________

Дата заполнения___________ Подпись________

При проведении уроков музыки в 5–7 классах основой школы целесообразно рекомендовать ведение учащимися тетрадей, в которых они смогут в письменной форме отвечать на вопросы, выполнять задания творческого характера, записывать о своих «встречах с музыкой» во внеурочное время, систематизировать свои коллекции музыкальных и видео записей, излагать свои впечатления от прочитанных книг по искусству, писать короткие рецензии на спектакли, выставки, концерты, просмотр телепередач, видеофильмов, собирать свой песенник и др.

Целесообразно в эти же тетради (дневники музыкальных впечатлений) подклеивать (вкладывать) тесты и самостоятельные работы, которые в течение года будут выполняться учащимися. Возможно, в начале работы над содержанием данной тетради ввести в нее соответствующие рубрики: «На уроках музыки», «Мои музыкальные впечатления», «Моя фонотека», «Моя видеотека», «Моя библиотека», «Размышляю о музыке и музыкантах», «Мой музыкальный словарь» (основные понятия и термины), «Музыка и другие виды искусства», «Поэтические страницы», «Интересные факты» (вырезки из газет и журналов), «Мир моих увлечений», «Музыка на школьных праздниках», «Моя работа в коллективной проектной деятельности» и др.

При фронтальной и выборочной проверке ведения дневников и тетрадей учитель может высказывать словесную оценку, определяющую качество выполнения заданий, индивидуальные достижения ученика, а также конкретные рекомендации по содержанию и оформлению тех или иных заданий, форме ведения и пр. Целесообразно осуществлять просмотр записей в данных тетрадях и дневниках учащихся не реже одного раза в четверть, а также выборочно, в зависимости от степени активности (или пассивности) отдельных учащихся на уроках.

Важно наблюдать за тем, как учащиеся используют знания, полученные на уроках музыки, активно ли пользуются специфическими терминами и понятиями, фиксировать широту эмоционального словаря, степень проявления индивидуального отношения к произведениям музыкального искусства, использование знаний, полученных при изучении других школьных дисциплин.

Значки, соответствующие высокому (+), среднему (+–), низкому (–) уровню качества выполнения заданий и ведения дневников и тетрадей, рекомендуется выставлять на обороте обложки, указывая дату, после каждого просмотра. Наиболее значимые для становления позитивной мотивации учащихся к музыкальному искусству записи, рекомендуется озвучивать на уроках музыки.

Можно также совместно с учащимися разрабатывать систему оценивания некоторых заданий по бальной системе. Например, качественное выполнение всего объема задания оценивается суммой от 10 о 15 баллов, выполнение большей части задания (2/3) – от 5 до 10 баллов, выполнение одной четвертой части задания – от 1 до 5 баллов, что будет соответствовать высокому (+), среднему (+–), низкому (–) уровням выполнения работы.

Общие задания, которые выполняет весь класс, можно «проверять» путем «парного рецензирования». «Пары учащихся» учитель может закреплять на постоянной основе, может также предложить школьникам самим определить своего «партнера» или – варьировать эти «пары» при проверке разного рода заданий.

При «парном рецензировании» каждый из его участников имеет возможность выставлять свои параметры оценки, например, а) полнота ответа; б) его оригинальность; в) осознанное употребление музыкальной терминологии; г) эмоциональный тон ответа; д) аргументация своего мнения; е) опора на музыкальный опыт; ж) применение знаний из других предметов и др.

На последней странице «Дневника музыкальных впечатлений» можно вести календарь уроков музыки и внеурочных мероприятий (по четвертям), где учащиеся будут самостоятельно выставлять условные значки, оценивающие различные виды их работы на уроке, дома, на внеурочных мероприятиях. Здесь же можно учитывать и частоту пропусков занятий (по болезни, по другими причинам).

Таким образом, учитель будет иметь полную «картину» эффективности музыкального развития каждого учащегося, что послужит ему поводом для подведения итога деятельности школьника в конце каждой четверти (или полугодия): «зачет» или «незачет».

Следует подчеркнуть мысль о том, что объем заданий в «Дневниках музыкальных впечатлений» и «Творческих тетрадях» не должен создавать перегрузки школьников. Важен и тот факт, что информация из этих тетрадей и дневников должна активно использоваться на уроках, в процессе изучения различного рода явлений музыкального искусства, в противном случае, они станут обременительными для учащихся, будут создавать стрессовые ситуации, способствовать развитию дидактогенных неврозов. Целесообразно предлагать обучающимся выполнять задания типа «Передай свои впечатления от прослушанной/исполненной музыки в рисунке» по выбору.

Для учащихся 6–7 классов можно рекомендовать форму самостоятельного составления плана, по которому они смогут анализировать произведение, размышлять о нем, высказывать суждения, мнения, критические оценки. Умение составлять план своего мини-сочинения также может быть включено в параметры оценки.