На уроке литературы я познакомился с творчеством Николая Алексеевича Некрасова. На уроках, учительница читала нам его стихи, поэмы, рассказывала о его жизни, о творчестве, а мы внимательно слушали тему. Читая его произведения, мы представляли себе картины крестьянской жизни, представляли образы героев, которых поэт с лёгкостью описывал.
В своём творчестве Некрасов всё время обращается к проблемам России. Он осуждает рабство и воспевает русский народ. Больше всего его заботило крепостное право. Практически во всех своих произведениях Некрасов пишет о русском народе. И пишет так, как будто сам всё испытал, прожил с народом целую жизнь, работал с ним, радовался или горевал.
Так писать о своём народе мог только человек преданный своему народу, человек с широкой душой, с большим сердцем. Пожалуй, никто до Некрасова не пробовал, так близко, вплотную сойтись с простым народом на страницах своих произведений.
В начале расцвета своего творчества, в 1848 году Некрасов пишет стихотворение, тема которого стаёт темой всего его творчества. В этом стихотворении поэт пишет о своей Музе.
Вчерашний день …
Муза приобретает образ страдающей крестьянской женщины, подвергшейся какому-то жестокому наказанию. Это Муза бедняков, Муза с трагическим образом измученного народа.
Некрасов на протяжении всей своей жизни боролся за счастье своего народа, за отмену крепостного права. Николай Алексеевич считает счастье русского народа лежит именно в отмене крепостного права. Он считает, что сам народ должен совершить революцию.
После отмены крепостного права Николай Алексеевич Некрасов пишет поему Кому на Руси жить хорошо? Поэма является итоговым произведением всей жизни поэта. Он как бы подводит итог своего творчества. Над поэмой поэт работал четырнадцать лет, но так и не закончил её.
В неё должен был войти весь опыт, данный Николаю Алексеевичу изучением народа, все сведения о нём, накопленные … по словечку в течение двадцати лет, — вспоминал о беседе с Некрасовым Г. И. Успенский. Некрасов описывает жизнь крестьян до отмены крепостного права и после.
На протяжении всей поэмы присутствуют образы правдоискателей, семи мужиков, которые ищут на Руси счастливого человека. Им встречаются люди, которые считают себя счастливыми. Это покорный раб Ипат и холоп примерный Яков верный.
Не смотря, на различные издевательства Баринов, они оставались, им верны и даже гордились господскими милостями. Сам Некрасов называет этих людей так:
Роль декоративно-прикладного искусства в жизни народа
... предметы быта, являющиеся произведениями искусства. 1. Роль декоративно-прикладного искусства в жизни народа 1 Особое место декоративно-прикладного искусства Более столетия в гуманитарные дисциплины в разных формах буквально вторгается ... изготовления предметов ДПИ. По словам Д.Лукача, «украшая орудия труда, человек уже в незапамятные времена овладевал отдельными предметами, которые и практически, и ...
Люди холопского звания…
Николай Алексеевич Некрасов мечтал, чтобы книга дошла до крестьянства и была ему понята, так как всю жизнь, всё своё творчество он посвятил своему народу.
Я считаю, что любить и понимать свой народ лучше всего учиться у Некрасова, потому что это великий поэт, который внёс огромный вклад в нашу литературу.
Источник: http://geum.ru/doc/work/176250/
Сочинение по творчеству Некрасова
Н. А. Некрасов вошел в историю русской литературы как поэт-реалист, рисующий правдивые картины русской реальности, и как исключительный газетчик.
С его именем связаны названия популярнейших журна лов XIX столетия “Современник” и “Отечественные записки” Именно на страницах этих журналов печатал он свои произведения, рассказывающие о тяжелой доле русского крестьянина (“Несжатая полоса”, поэма “Мороз, Красный нос”, “Размышления у парадного подъезда”), о трудной и беспросветной жизни городской бедноты (цикл “О погоде”, “Огородник”, “Еду ли ночью по улице темной. “, “Вчерашний день, часу в шестом. “), стихи, посвященные А. Я. Панаевой (“Мы с тобой бестолковые люди. “, “Если, мучимый страстью мятежной. “, “О, письма женщины нам милой. “) и многие другие произведения.
СтихиНекрасова в первый раз в русской поэзии с резкостью и прямотой раскрыли перед читателем картины народной жизни. Поэт изобразил убогую русскую деревню с ее печалью и нищетой и “несжатую полосу” крестьянина, которому “моченьки нет”.
Он произнес обличительный приговор самодержавию, заявил свою любовь к народу и светлую веру в прекрасное будущее Родины.
Расцвет творчества поэта относится к 60-м годам XIX века. В это “трудное и лихое” час его муза заговорила “бойким” языком. Чернышевский о нем писал: “Вы теперь лучшая – можно высказать, единственная прекрасная – надежда нашей литературы”.
Родине и народу посвящены многие стихотворения поэта. Еще в ранний срок творчества Некрасова обнаружилось, что “родина”, “земля” – для него всепоглощающая тема.
Чужбина никогда не привлекала его, поэт более того попытки не сделал отречься, хотя бы на короткое час, “от песни, что навеяна метелями и вьюгами родимых деревень”.
Поэт благоговел перед Родиной; он сердечно изображал деревню, крестьянские избы, русский пейзаж: “Опять она, родимая сторона, с ее зеленым благодатным летом. ” Из этой пламенной любви к Родине, к ее великому народу и изумительной русской природе и выросла поэзия, которая составляет наше богатство.
Некрасов болел за судьбу России и призывал к работе по преобразованию ее в “могучую и всесильную” страну. Поэт приподнято ценил в русском народе его активность в борьбе за счастье.
Да, не робел – за отчизну любезную
Вынес довольно русский народ.
Роль фольклорного театра в духовной жизни русского народа
... как указывал театровед В.Н. Всеволодский-Гернгросс, вошли в русский язык лишь в XVIII в. В народе «театру» предшествовало «позорище», а «драме» - игрище. На протяжении XVII в. бытовал термин «потеха», который позже был ... реформы Петра Великого, изменили не только уклад жизни, но и традиционную культуру России. «Насаждая театр по линии равнения на Европу, Пётр заставлял его играть непосредственно- ...
Некрасов угадывал великую роль России.
Покажет Русь, что есть в ней люди,
Что есть грядущее у ней.
Поэт посылает проклятие угнетателям народа – “владельцам роскошных палат”.
Изображению народного героя посвящены наиболее известные стихотворения Некрасова. Некрасов был певцом народа-пахаря и любовно изображал крестьянина, идущего за сохой. И видел поэт, как тяжела его жизнь, слышал, как стоном стелется его тоска над бесконечным простором лугов и полей, как тянет он свою лямку. Поэт сочувствует порабощенному народу:
Назови мне такую обитель,
Я такого угла не видал,
Где бы сеятель твой и хранитель,
Где бы русский мужик не стонал.
Отдельные эпизоды превращаются в широкую картину крепостной реальности. “Забытая деревня” – это название относится не только к одной деревне, но и ко всей стране, в которой таким “забытым деревням” нет числа. С кем бы ни встречались мужики в поэме “Кому на Руси существовать хорошо”, они повсюду вместо счастливой жизни видели непосильный труд, великое беда, безмерные народные страдания.
Много тоски и грусти в поэзии Некрасова, много в ней человеческих слез и горя. Но есть в поэзии Некрасова и русский размах натуры, который зовет на безумный подвиг, на борьбу:
Иди в огонь за честь отчизны,
За убежденья, за любовь.
Иди и гибни безупречно:
Умрешь не даром. Дело прочно,
Когда под ним струится кровь!
О том, что Некрасов был реально народным поэтом, свидетельствует и то, что многие его стихи стали песнями, романсами (“Коробейники”, романс о разбойнике Кудеяре).
Источник: http://schoolessay.ru/sochinenie-po-tvorchestvu-nekrasova/
Сочинение Жизнь и творчество Николая Алексеевича Некрасова
Русский поэт и литературный деятель Николай Алексеевич Некрасов родился 28 ноября 1821 года в местечке Немиров Винницкой области. Детские годы Некрасова прошли в селе Грешнево (ныне селе Некрасове) близ Ярославля, в имении отца. Здесь он близко узнал крестьянскую жизнь. С 1832 Некрасов учился в Ярославской гимназии.
В 1839 тщетно пытался поступить в Петербургский университет (в 1839— 1840 считался вольнослушателем).
Лишившись поддержки отца, будущий поэт вёл жизнь полубездомного столичного бедняка. С 1838 он начал печатать стихи. В 1840 опубликовал сборник ещё незрелых стихов «Мечты и звуки», встреченный суровой рецензией В. Г.
Белинского и уничтоженный самим автором.
Обладая твёрдым характером, Некрасов дал себе слово «не умереть на чердаке» и начал энергичную литературно-журнальную деятельность. «Уму непостижимо, сколько я работал», — вспоминал он позднее. Некрасов писал рассказы, повести, пьесы, театральные обозрения, фельетоны.
Осознав необходимость покончить с «литературной подёнщиной» (хотя и в это время были написаны значительные произведения, например очерк «Петербургские углы», 1845), Некрасов пережил перелом, который сам осознал как «поворот к правде»; он примкнул к натуральной школе. Его стихи наполнились социальным содержанием («В дороге», «Родина»).
Можно ли назвать Н.А. Некрасова певцом трудной доли русского ...
... Некрасова с полной уверенностью можно назвать певцом трудной доли русского народа и красоте русской ... таким крепко сложившимся укладом жизни. В произведениях Николая Алексеевича народ предстает униженным, но ... народа, создав в своих произведениях контраст между этим самым настоящим и величественностью непокорной человеку природы, и сподвигнуть угнетенных и угнетаемых на борьбу за светлое будущее. Поэт ...
В критических статьях и рецензиях, в издательских начинаниях Некрасов явился соратником Белинского в его борьбе за реализм и народность русской литературы.
Талант Некрасова как редактора и организатора литературных сил развернулся в «Современнике»; даже в годы политической реакции после 1848 Некрасов сумел многое сделать, чтобы отстоять демократическое направление журнала. В это время были опубликованы романы « с продолжением» («Три страны света», 1848—49, и «Мёртвое озеро», 1851, совместно с А. Я.
Панаевой, которая стала женой Некрасова).
При всей неровности письма и налёте мелодраматизма (в главах, написанных Панаевой) эти романы проникнуты демократическим настроением. В период общественного подъёма середины 50-х годов Некрасов поручил руководящую роль в журнале Н. Г. Чернышевскому и Н. А. Добролюбову.
Твёрдая и принципиальная позиция новых сотрудников в обстановке резкого обострения классовых противоречий ускорила идейное размежевание внутри редакции. Некрасов мужественно отказался от сотрудничества с группой литераторов-либералов, хотя был связан с ними узами старой дружбы; «все симпатии его были на стороне Чернышевского»,— указывал В. И.
Ленин (Поли. собр. соч., 5 изд., т. 22, с. 84).
Своей энергией, редакторским опытом и тактом, умелой, хотя изнурительной, борьбой с цензурой Некрасов сделал возможным появление на страницах журнала яркой революционной публицистики и критики. «Только благодаря его великому уму,— вспоминал Чернышевский,— высокому благородству души и бестрепетной твердости характера я имел возможность писать, как я писал».
Некрасов ста поистине народным поэтом, сатириком, обличителем «верхов», заступником угнетённой деревни.
В 1856 вышел сборник Некрасова «Стихотворения», воспринятый как манифест передовой русской литературы, открыто звавший к гражданской деятельности, к революционному действию. В годы революционной ситуации 1859— 1861 в поэзии Некрасова углубляется тема деревни.
Его стихи («Дума», Похороны», «Калистрат») и поэмы («Крестьянские дети», 1861; «Коробейники», 1861; «Мороз, Красный нос», 1863) согреты неподдельной любовью к русскому крестьянину. К этому времени исключительно вырос авторитет Некрасова в русском обществе, особенно среди передовой молодёжи и революционных деятелей, считавших его первым русским поэтом.
Когда правительство начало открыто преследовать революционеров (1866) и журналу «грозил неумолимый рок», Некрасов сделал отчаянную и бесполезную попытку его спасти: он выступил со стихами на обеде в честь М. Н. Муравьёва. Это была ошибка («звук неверный»), в которой поэт горько раскаивался до последних дней жизни («Прости меня, о родина! прости!»).
Некрасову удалось взять в свои руки «Отечественные записки» в 1868 году. Он опубликовал здесь главы поэмы «Кому на Руси жить хорошо», поэмы о декабристах «Дедушка» (1870) и «Русские женщины» (1872—73), сатиру «Современники» (1875—76).
В этих произведениях (они появились в печати с
Большими цензурными искажениями), а также в лирике Некрасова воплощены важнейшие черты эпохи 70-х гг., когда крепло движение революционного народничества, начиналось «хождение в народ». Некрасов стремился поддержать дух революционной интеллигенции, преклонялся перед
Природа в творчестве русских поэтов
... жизнь, ни на что не похожую. Жизнь в чем-то дикую, многотрудную и опасную, исполненную высокого и низкого, прекрасного и ужасного, ибо редко где человеку противостоит природа ... народом и землей. «Царь-рыба» В. Астафьева полна боли и негодования против браконьерства по отношению к природе во всех видах и ... Он мучается тем, как сохранить в этой новой, цивилизованной, благополучной жизни те ...
Но и в это время он создал «последние песни», в которых с прежней поэтической силой говорил об итогах прожитой жизни, о своей любви к русскому народу и о своей «музе»: «Сестра народа — и моя». Похороны Некрасова (на кладбище Новодевичьего монастыря в Петербурге) носили характер народной политической демонстрации.
От имени общества «Земля и воля» выступал Г. В. Плеханов. Знаменательной была речь Ф. М. Достоевского, который поставил Некрасова рядом с А. С. Пушкиным.
Подготовленная предшествующим развитием русской литературы, поэзия Некрасова впитала традиции Пушкина, М. Ю. Лермонтова и Н. В. Гоголя, отразила громадные сдвиги в жизни русского народа, пробуждавшегося к освободительной борьбе, и это определило особое место Некрасова среди русских писателей-реалистов 19 века.
Тема народа, крестьянства, воплощённая в бесконечном разнообразии типов и характеров, новых для русской литературы, проходит через всё творчество Некрасова — от ранних стихотворений «Тройка» и «Родина» до больших эпических поэм, до предсмертных лирических обращений к русскому народу Никто, кроме Некрасова, не создал таких поражающих своей жестокой правдивостью картин деревенской нищеты и горя («Размышления у парадного подъезда», «Орина, мать солдатская», «Пир на весь мир») и никто не увидел столько светлых сторон в жизни крестьянства, столько крупных мужественных характеров (Дарья, Матрёна, Савелий, Ермил Гирин), не убитых веками рабства. Некрасов был далёк от ложной
Народнической идеализации деревни и осуждал долготерпение, пассивность большей частью крестьянства («Чем хуже был бы твой удел, когда б ты менее терпел»?).
Образ России, сильной и страдающей, стоит за широкими картинами некрасовской деревни:
«Ты и убогая, Ты и обильная, Ты и могучая, Ты и бессильная, Матушка-Русь!».
Всё, о чём бы ни писал Некрасов, пронизывает мысль о народе, о его судьбе. В «Железной дороге» (1864) сквозь мрачные картины гибельного труда строителей прорывается победный гимн в честь творческих сил народа. В некрасовской лирике, сюжетной и остродраматичной, большое место занимает
Проблема долга перед народом («Рыцарь на час», 1860).
Темы любви и природы окрашены в его стихах личным отношением поэта к жизни общества, к человеку-деятелю, носителю высоких идеалов. Героические образы Белинского, Добролюбова, Чернышевского, созданные Некрасовым, овеяны революционно-романтической патетикой.
Тяжёлая судьба русской женщины постоянно волновала Некрасова; эта тема нашла воплощение и в лирике, и в поэмах о декабристках — «Княгиня Волконская», «Княгиня Трубецкая». В этих исторических поэмах события прошлого осмыслены в связи с судьбами народа и революционными народническими идеалами 70-х гг.
Поэма «Кому на Руси жить хорошо» (1866—76) увенчивает творчество Некрасова. Это подлинная
Поэтическая энциклопедия народной жизни середины 19 в., поражающая грандиозностью замысла, остротой социально-критического анализа, данного с точки зрения самого крестьянства.
Совершенное и новаторское творение Некрасова вобрало в себя огромные пласты устно-поэтического народного творчества; песни, поговорки и поверья, разговорный крестьянский язык и народное острословие слились здесь в едином художественном сплаве.
Н.А. Некрасов – певец народа
... они обращаются с ними так, как будто у народа нет души. Но не только жалел и сочувствовал народу Некрасов. Поэт и любил, и уважал их труд, и воспевал ... народ и его силу духа, гордость. Поэт восхищался талантом русского человека. Все ...
Важнейшей чертой творчества Некрасова была его сатирическая направленность.
Обличение благонамеренных чиновников, буржуазных филантропов, знатных лицемеров в ранних стихах («Современная ода», «Колыбельная песня») переросло затем в острую сатиру на всю политическую систему, крепостников-помещиков, либеральных деятелей, царскую цензуру, мнимую свободу печати («Газетная», «Песни о свободном слове», «Суд»).
Позднее созданы такие шедевры русской сатиры, как поэма «Недавнее время» (1871) и «Современники» (1875 — 1876); в центре второй из них — фигуры буржуазных дельцов и бюрократов, изображённых со щедринской силой.
Некрасов, будучи глубоко национальным поэтом широко ввёл в поэзию всё богатство народного языка и фольклора, смело использовал прозаизмы, разные речевые стили, песенные интонации. Некрасовская поэзия, в которой гражданственность и высокая художественность предстают в неразрывном единстве, оказала благотворное влияние на последующее развитие русской классической, а затем советской поэзии.
(нет оценок)
Loading…
Источник: http://sochinenienatemupro.ru/sochinenie-na-temu-kratkoe-soderzhanie/sochinenie-zhizn-i-tvorchestvo-nikolaya-alekseevicha-nekrasova/
Сочинение по творчеству Некрасова и Репина, — Сочинения по литературе
Читайте также:
Сочинение на тему «Образ войны в произведениях К. Симонова»
«ЧЕЙ СТОН РАЗДАЕТСЯ НАД ВЕЛИКОЮ РУССКОЙ РЕКОЙ?»
(по стихотворению Н. А. Некрасова «На Волге» и картине И. Е. Репина «Бурлаки на Волге») Ты проснешься ль, исполненный сил?
Н. А. Некрасов.
Размышления у парадного подъезда В основе многочисленных стихотворений Н. А. Некрасова лежат реальные факты его биографии. Но поэт сумел в лирическом герое обобщить и выразить типические черты передового разночинца середины XIX века.
В стихотворении «На Волге» Некрасов коснулся одной из мрач- ных сторон крепостнической действительности — бурлачества.
Совсем недавно в «Размышлениях у парадного подъезда» уже прозву- чала эта тема: «Выдь на Волгу: чей стон раздается над великою русской рекой?»
Теперь поэт обратился к воспоминаниям детства, проведенного «у берегов большой реки», и рассказал о том, как его любовь и привязанность к Волге, к ее вольным просторам еще в те годы была омрачена зрелищем тяжкого труда бурлаков. Поэзия детства, светлые впечатления, предельная искренность и чистота переданы в словах радости от встречи с Волгой:
О Волга! Колыбель моя!
Любил ли кто тебя, как я!
Мальчик слит с природой, он «как зверек», у него неукротимая энергия, которая бьет ключом:
Бегу, бросая камешки, И песню громкую пою
Про удаль раннюю мою.
Эпитеты «алый блеск», «темно-голубая волна» подчеркивают полноту восприятия жизни. Спокойная Волга спустя годы не изменилась:
…но ты светла
И величава, как была
И вдруг все разом изменилось. Мальчик увидел бурлаков. Их «мерный похоронный крик», стоны и жалобы навсегда оставили след в душе и памяти подростка:
Некрасов поэт крестьянской демократии
... этом смысле это был народный поэт”. Действительно, главной темой произведений Некрасова были раздумья о судьбе народа, переживания и надежды на лучшее. Некрасов – поэт великий, он открыл Россию для ... читателя с другой стороны, показал истинную жизнь крепостного народа, ...
О горько, горько я рыдал, Когда в то утро я стоял На берегу родной реки И в первый раз ее назвал
Рекою рабства и тоски!
Трагизм положения в том, что эта же картина повторяется спустя много лет. Навсегда в его памяти остались картины нечеловеческого труда волжских бурлаков, которые волоком тянули по песчаным отмелям груженные товаром баржи:
Почти пригнувшись головой К ногам, обвитым бечевой, Обутым в лапти, вдоль реки
Ползли гурьбою бурлаки.
Все ту же песню ты поешь, Все ту же лямку ты несешь, В чертах усталого лица
Все та ж покорность без конца.
Теперь эта вечная покорность судьбе вызывает уже не только сострадание, но и возмущение, чувство протеста. Потому-то, обращаясь к бурлаку, поэт восклицает:
Чем хуже был бы твой удел,
Когда б ты менее терпел?
В этих словах — и призыв, и лозунг, выражающий мечту лучших людей о пробуждении народа. Иллюстрацией к этому стихотворению может служить картина И. Е. Репина «Бурлаки на Волге». Сам Репин говорил о том, что написал картину по своим собственным впечатлениям от увиденного. Он признавался, что никогда не читал до этого стихотворение Некрасова. Но посмотрите, как похожи бурлаки у И.
Е. Репина на некрасовских. О картине можно говорить, цитируя стихотворение. Обращает внимание, что в картине нет главного действующего лица, акцент перенесен на всю группу, где отдельные фигуры выделяются позой, жестом. Бессильно опущенные руки, жесты их, напряженные ноги передают непосильность этого труда.
Они обессилены, последний еле-еле передвигает ноги, кажется, это он го ворит:
А кабы к утру умереть —
Так лучше было бы еще.
Композиция замечательна своей безыскусственностью и силой чувств, воспринимается как подлинная народная драма, как символ скорби и страдания народа. Глубоко впечатляет образ реки, застывшая, неподвижная вода, песок, который заметает следы на этих берегах, Где ты шагаешь под ярмом Не краше узника в цепях.
В период революционной ситуации 60-х годов Некрасова, Репина, других разночинцев волновал уровень общественно-политического сознания народа, его готовности к бунту. Революция для народа, но без народа невозможна.
Надо бить в набат, чтоб разбудить, заставить осознать беспросветность своей жизни.
Внимание!
Источник: https://referatbooks.ru/literature/essay/sochinenie-po-tvorchestvu-nekrasova-i-repina/
Биография Некрасова — Сочинение
Николай Алексеевич Некрасов родился 28 ноября 1821 года в местечке Немирове Подольской губернии. Когда мальчику исполнилось три года, семья поселилась в родовом имении, в селе Грешневе Ярославской губернии.
Отцом поэта был армейский офицер, Алексей Сергеевич Некрасов, человек грубый и деспотичный, известный своей любовью к картам, жестоко обращавшийся и с крепостными крестьянами, и со своими домашними.
Мать поэта — Елена Андреевная Закревская, варшавянка, происходившая из благородной, обеспеченной семьи, образованная, чуткая женщина,’горячо любившая своих детей. Брак этот не был счастливым. Вспоминая детство, поэт всегда говорил о матери как о великой страдалице. «Рассказывая, — пишет П.
Некрасов н. а. — Народность поэзии некрасова
... людей из народа. Стихотворения поэта “Орина - мать солдатская”, “Катерина”, “Калистрат” и другие раскрывают духовный облик крестьянина. В своих произведениях о народе Некрасов выделяет народное трудолюбие, ... вся эта жестокая проза превратилась под пером Некрасова в материал высокой поэзии. Мужик стал главным героем Некрасова. Муза Некрасова, “муза плачущая, скорбящая и болящая, всечасно жаждущая, ...
И если я легко стряхнул с годами С души моей тлетворные следы Поправшей все разумное ногами,
Гордившейся невежеством среды,
И если я наполнил жизнь борьбою За идеал добра и красоты И носит песнь, слагаемая мною,
Живой любви глубокие черты, —
О мать моя, подвигнут я тобою!
Во мне спасла живую душу ты!
Именно мать привила детям любовь к литературе: она читала им сказки, рассказывала о всемирно известных писателях — Данте, Шекспире. В 1832 году, на одиннадцатом году жизни, будущий поэт поступил в ярославскую гимназию, в которой проучился до 1837 года.
Обучение там было поверхностное, преподаватели плохо знали свои предметы, учеников секли. Некрасов много занимался самостоятельно: он читал произведения Жуковского, Пушкина, Байрона, журналы Сенковского, Полевого, Надеждина.
Тогда же он сам начал писать стихи.
В 1838 году он поехал в Петербург, чтобы поступать в университет. Однако не выдержал вступительные экзамены и стал вольным слушателем филологического факультета. Отец был против занятий сына: Алексей Сергеевич, мечтавший о военной карьере для сына, лишил его материальной поддержки.
Будущий поэт вынужден был зарабатывать себе на жизнь: давать частные уроки, писать прошения, письма и т.д. Позднее Некрасов рассказывал одному из знакомых: «Ровно три года я чувствовал себя постоянно, каждый день голодным. Приходилось есть не только плохо, не только впроголодь, но и не каждый день.
Не раз доходило до того, что я отправлялся в один ресторан на Морской, где дозволялось читать газеты, хотя бы ничего и не спросил себе. Возьмешь, бывало, для виду газету, а сам пододвинешь к себе тарелку с хлебом и ешь» [34].
В 1840 году поэт издает первый сборник стихов «Мечты и звуки». Однако литературный дебют оказался неудачным. Критика встретила сборник резкими и недружелюбными отзывами. Белинский заметил, что «посредственность в стихах нетерпима».
В начале 40-х годов Некрасов становится постоянным сотрудником журналов «Пантеон русского и всех европейских театров» и «Литературной газеты», редактором которых был Ф.А. Кони.
В этих журналах поэт публикует многочисленные очерки, рассказы, повести, фельетоны, статьи и рецензии. Также он много пишет для Александринского театра — водевили, пьесы комического содержания.
Подписывался Некрасов комическими псевдонимами: «Наум Перепельский», «Феклист Онуфрич Боб».
С 1841 года Некрасов сотрудничает с журналом «Отечественные записки». В 1843 году он познакомился с В.Г. Белинским. Дружба с Белинским сыграла очень большую роль в жизни поэта. Критик имел на него очень большое влияние, открывал ему свои взгляды на искусство, на роль и назначение поэта.
Белинский сразу же угадал в Некрасове талант, поддержал его, познакомил со многими писателями. Чувство большой признательности к Белинскому, искренней любви сохранил поэт на всю жизнь.
С большой теплотой вспоминает он о критике в лирической комедии «Медвежья охота», в поэме «Белинский», в поэме «Несчастные», в стихотворении «Памяти приятеля».
Стихотворение Некрасова Поэт и гражданин
... Но гражданином быть обязан. Гражданин в представлении Некрасова — это «Отечества достойный сын». Называя поэта «избранником неба», «глашатаем истин вековых», Некрасов снова и снова призывает поэта повернуться лицом к жизни многомиллионной ... бури: Но гром ударил: буря стонет И снасти рвет, и мачту клонит… Обращаясь к поэту с призывом служить своим творчеством народу, Некрасов говорит: Иди в огонь за ...
Когда поэт прочитал это стихотворение Белинскому, то последний обнял его и воскликнул: «Да знаете ли вы, что вы поэт — и поэт истинный!» В этот же период Некрасов собрал и опубликовал два альманаха: «Физиология Петербурга» (1845) и «Петербургский сборник» (1846), где были собраны произведения Тургенева, Достоевского, Белинского, Герцена.
С 1847 года вместе с В.Г. Белинским и И.И. Панаевым поэт становится редактором журнала «Современник». На страницах журнала в этот период появляются «Записки охотника» и «Муму» И.С. Тургенева, «Сон Обломова» и «Обыкновенная история» И.А. Гончарова, «Детство» и «Севастопольские рассказы» Л.Н. Толстого. Из поэтов печатались Огарев, Майков, Тютчев, Фет, Полонский.
В «Современнике» печатался и сам Некрасов.
Темой лирических произведений поэта в эти годы становится жизнь большого города («На улице», «О погоде», «Еду ли ночью по улице темной…», «Колыбельная песня»), судьба русского крестьянства («Крестьянские дети», «Забытая деревня», «Орина, мать солдатская», «Мороз, Красный нос» и др.).
Также он создает стихотворения, посвященные его гражданской жене, А.Я. Панаевой.
За Некрасовым было установлено полицейское наблюдение. В 1862 году издание журнала было приостановлено на восемь месяцев, а в 1866 году издание «Современника» было запрещено правительством.
В 1868 году Некрасов становится редактором журнала «Отечественные записки». И остается им до самой смерти.
В период общественного подъема 1850-1860-х и крестьянской реформы Некрасов опубликовал стихотворения «Поэт и гражданин», «Песня Еремушке», «Размышления у парадного подъезда». Вместе с А.Я.
Начиная с 1856 года Некрасов создает поэмы — «Крестьянские дети» (1856), «Коробейники» (1861), «Мороз, Красный нос» (1863-1864).
В 1862 году поэт побывал в родных местах — Грешневе и Абакумцеве. Впечатления от этих поездок он отразил в лирической поэме «Рыцарь на час» (1862).
В этот же год Некрасов приобрел усадьбу Карабиха, неподалеку от Ярославля, где затем стал проводить каждое лето, отдыхая и охотясь.
В последние десять лет Некрасов работал над поэмами о декабристах («Дедушка» (1870), «Русские женщины» (1871 — 1872)), писал поэму «Кому на Руси жить хорошо» (1866-1876), сатирические произведения (поэма «Современники» (1875)), элегии («Три элегии», «Утро», «Уныние», «Элегия»),
В начале 1875 года Некрасов тяжело заболел (врачи поставили диагноз: рак кишечника), и, несмотря на все усилия, вскоре жизнь его оборвалась. Напрасно приглашали из Вены знаменитого хирурга Бильрота: операция не имела успеха. Некрасов умер 27 декабря 1877 года. Огромное количество народу шло за гробом Поэта, который был похоронен на Новодевичьем кладбище.
Источник: http://sochineniye.ru/biografiya-nekrasova/
Лирика Некрасова, основные темы и мотивы сочинение
Сегодня на уроке литературы мы погрузились в мир творчества Некрасова, изучая его лирику. Благодаря изученному материалу, мы можем выделить основные темы лирики Некрасова и дать характеристику особенностям его работ.
Поэт Некрасов предстал перед нами многогранной личностью и талантливым поэтом, чей поэтический мир был разнообразен. Некрасов был от природы трудолюбив и талантлив, и в своих стихах затрагивает разные темы и мотивы.
Среди них стоит выделить тему народа и народной идеи. Не прошел Некрасов и мимо тематики любви к Родине, затрагивал проблемы поэта и поэзии. Изучая некрасовские стихотворения, можно выделить как гражданскую лирику, так и любовную.
Давайте кратко остановимся на отдельных темах и мотивах в лирике Некрасова.
Гражданская лирика Некрасова
Рассматривая творчество поэта, мы можем с уверенностью заявить, что Некрасов был поистине гражданским писателем, который сознательно посвятил себя цели гражданского служения. Как писал Некрасов, поэтом можно и не быть, а вот гражданином должен быть каждый.
И творчество писателя, словно зеркало, отображает в каждом своем стихотворении повседневную жизнь людей с ее трагизмом и весельем. Казалось бы рядовые события, будили в писателе творческое вдохновение, поэтому он тут же записывал все, прислушиваясь к боли всех обездоленных, несчастных и униженных людей.
Так рождались его стихотворения гражданской лирики.
Творчество Некрасова заняло особое место в отечественной литературе, где поэта, прежде всего, видят певцом народной жизни. А все потому, что в каждом стихотворении он раскрывал проблемы, возникающие на жизненном пути простого человека. Однако поэт создавал не только стихотворения гражданской и народной тематики. Если изучить работы автора, мы заметим в его творчестве и тему любви.
Любовная лирика
Любовная лирика Некрасова, прежде всего, представлена стихами панаевского цикла. Это работы, посвященные Авдотье Панаевой, которая являлась его гражданской женой. Здесь мы видим, что любовь для поэта не возвышенное романтическое чувство, а вполне земное, со своими сложностями и противоречиями.
Это постоянная борьба двух людей, которые одновременно стараются воссоединиться, и одновременно отталкивают свою половинку. При этом писатель отмечает, что невозможно жить с любимыми в постоянном согласии. В жизни разногласий не избежать, и это в порядке вещей.
Как пишет поэт, в любви неизбежна проза, поэтому Некрасов рекомендует взять долю счастья с быта, и после ссоры возвращать свою любовь и участие.
Такие строки Некрасова, где он просит возлюбленную забыть падения и тоску, не помнить бурь и слез, показывают, насколько сложное чувство любви, и как много преград порой приходится преодолевать на пути к счастью.
Некрасов призывает помнить только лучшее, что было между возлюбленными. Пусть любовь по мнению писателя и несет муки, ссоры, обиды, но вместе с тем она дарит смысл жизни.
Тема народа в лирике Некрасова
Несмотря на то, что темы и мотивы лирики Некрасова многогранны, основным мотивом его работ все-таки была тема народа и его горькой судьбы. Каждая строчка в стихах народной лирики — это боль, страдание и муки народа.
Писатель показывает читателям, как тяжело живется простым людям, которые страдают как от природной стихии, так и от помещиков. Например, в стихотворении Забытая деревня, мы видим бесправность народа, безразличность помещиков к судьбам людей.
Лейтмотивом здесь является безнаказанность и бесправие. Народная лирика Некрасова отображает и женскую судьбу, где им приходится венчаться с рабом, рожать от него детей, и рабу же покоряться.
Создавая свои работы, автор преследовал одну цель, показать читателю правду, раскрыть народные страдания, осветить проблемы и чаяния народа, его надежды, при этом обличая виновников.
Родина в лирике Некрасова
Еще одной важной темой является мотивы Родины в лирике Некрасова. Чувство любви к Родине пронизывает все стихи автора. Вдохновение же писатель черпал из родных просторов. Как пишет автор стихов, достаточно попасть на родную сторону с ее зеленым летом, как душа поэзии полна, и только на Родине от может быть поэтом.
Образ родного края проходит через все творчество Некрасова, где свою страну поэт называет матушкой Русью. Изучая тему Родины в творчестве Некрасова, мы понимаем, что она неразрывно связана и переплетается с мотивом народного страдания, где писатель не прячет свою ненависть к крепостничеству.
Стихотворения о Родине — это думы поэта о судьбе страны, размышления о том, кому на Руси жить хорошо, мысли о своем предназначении, как поэта и как гражданина.
Источник: http://sochinyshka.ru/lirika-nekrasova-osnovnye-temy-i-motivy-sochinenie.html
Программа десятого класса: новые грани в творчестве Некрасова
Сочинения › Некрасов Н.А.
Готовые Домашние Задания
Николай Алексеевич Некрасов – поэт середины девятнадцатого века. Его стихи и поэмы помнят и любят до сих пор. Мы знаем Некрасова по таким произведениям, как «Поэт и гражданин», «Размышления у парадного подьезда», «В дороге», «Вчерашний день, часу в шестом» и другим, ну и, конечно же, по знаменитой поэме «Кому на Руси жить хорошо».
Некрасова можно по праву назвать народным поэтом. Ещё до него Пушкин и Лермонтов заявили о своем сочувствии крестьянству. Но только некрасовская поэзия поистине открыла читателю духовный мир русского крестьянства, выразила его нужды, стремления, идеалы.
Неослабевающий интерес поэта к жизни народа, к жизни страны во всех ее проявлениях привёл к расширению тематики его лирики. Темы его стихотворений перекликаются между собой.
Образ революционера – борца создаётся Некрасовым для того, чтобы вести вперед Родину, чтобы бороться за народ. Основная же мысль темы поэта и поэзии направлена на то, что истинный поэт – это обличитель толпы, в то же время и помощник народа.
Ну а тема народа в лирике поэта самая главная тема его поэзии.
Так как отменили крепостное право, то автор показывает, что же будет делать после этого народ. А народ ищет человека, которому хорошо живется на Руси. Путь главных героев труден, не без препятствий. Самый главный герой произведения – мужик.
Он привык все терпеть, и для него путь, пройденный героями поэмы – ничто, по сравнению с тем что ему пришлось вынести, будучи крепостным. Некрасов в этой поэме показывает, что «народу русскому пределы не поставлены», что народ сильнее всех чиновников, помещиков. Некрасов показывает в поэме и образы помещиков, и образы попов.
Рассматривая эти образы подробнее, поэт показывает, что ни поп, ни помещик не смогут прожить без крестьян, то есть без народа. Поэт борется за его счастье, благополучие.
Некрасов вовсе не хотел встать во главе какого-нибудь народного восстания или, например, требовать что-то от государства от имени народа. Он только хотел направить крестьян на правильный путь. Но они его не слушали, не хотели слушать.
Они боялись поэму «Кому на Руси жить хорошо» для того, чтобы показать, что народ, вообще, не глупый и хочет добиться правды, и может это сделать.
В поэзии Некрасова я увидела не только глубокий философский смысл и актуальные темы того времени, но и художественные особенности, с помощью которых поэт добивается четкости своих произведений.
Это и всевозможные эпитеты, сравнения, противопоставления, «говорящие» фамилии, названия деревень (поэма «Кому на Руси жить хорошо»).
Все это, сочетаясь, дает нам возможность увидеть образ настоящего поэта, поэта с большой буквы.
Недаром, когда поэт прочитал Белинскому свой стихотворение «В дороге», у того засверкали глаза, он бросился у Некрасову, обнял его и чуть не со слезами воскликнул: «Да знаете ли вы, что вы поэт, и поэт истинный?».
Что-то новое в поэзии Некрасова можно открывать в течение всей жизни, перечитывая его произведения вновь и вновь. Так что, надеюсь, это ещё не всё, что я увидела в поэзии Некрасова.
Сочинения по теме:
- Некрасовские поэтические мысли об интеллигентах-разночинцах сочинение
- Мое видение идеи произведения Некрасова Рыцарь на час сочинение
- Лирика Некрасова о красоте родной природы сочинение
- Героини поэмы Некрасова Русские Женщины: образ княгини Трубецкой сочинение
Источник:
Творчество Н. А. Некрасова — сочинение по творчеству Н. А. Некрасова
Творчество Н. А.Некрасова составляет целую эпоху в истории русской литературы. Его поэзия была выражением нового времени, когда на смену уходящему классу дворян в общественную жизнь страны пришли разночинцы.
Для поэта воедино сливались понятия Родины и трудового народа — кормильца и защитника русской земли. Поэтому так органично патриотизм Некрасова соединен с протестом против угнетателей крестьян. В своем творчестве Н. Некрасов продолжал традиции великих предшественников — М. В. Ломоносова, К. Ф.
Рылеева, А. С. Пушкина, М. Ю. Лермонтова, — считавших «гражданский сан» самым высоким.
Этим стихотворением Некрасов начал свою дорогу в поэзии, с которой уже не свернул никогда.
В 1856 году вышел второй сборник поэта, который открывался стихотворением «Поэт и гражданин», напечатанным более крупным шрифтом. Этим как бы подчеркивалась роль стиха в сборнике. «Благородная и сильная вещь.
Так и гудит мотив всей его музы», — писал один из современников поэта А. Тургенев, познакомившись с произведениями этой книги.
«Поэт и гражданин» является наиболее ярким, четким и определенным выражением гражданской позиции Некрасова, его понимания целей и задач поэзии… Стихотворение представляет собой диалог Поэта и Гражданина, из которого становится ясно, что Гражданин чутко улавливает изменения, происходящие в обществе. «Какое время наступило», — с воодушевлением говорит он. Гражданин считает, что долг каждого перед обществом не быть равнодушным к судьбе отчизны.
Тем более это долг поэта, которого природа и судьба наградили талантом и который должен помогать открывать истину, зажигать сердца людей, вести их дорогой правды. «Громи пороки смело», — призывает Гражданин Поэта.
Он старается пробудить равнодушно спящую душу Поэта, который объясняет свою общественную пассивность желанием создавать «настоящее», «вечное» искусство, далекое от жгучих вопросов современности. Здесь Некрасов касается очень важной проблемы, порожденной новой эпохой.
Это проблема противопоставления общественно значимой поэзии «чистому искусству».
Спор между героями стихотворения — идейный, спор о жизненной позиции поэта, но он воспринимается шире: не только поэта, а любого гражданина, человека вообще. Подлинный гражданин «как свои, на теле носит все язвы родины своей». Поэт должен стыдиться …
в годину горя Красу долин, небес и моря И ласку милой воспевать. Афоризмом стали некрасовские строки: Поэтом можешь ты не быть, Но гражданином быть обязан. С тех пор каждый настоящий художник сверяет по ним истинную ценность своего творчества. Особенно возрастает роль поэта-гражданина в периоды великих социальных бурь и общественных потрясений. Давайте обратим взгляд в сегодняшний день.
С какой страстью, отчаянием и надеждой, с какой яростью ринулись наши писатели и поэты, художники и артисты на борьбу с отжившими догмами за создание обновленного, гуманного общества! И пусть их взгляды подчас диаметрально противоположны и не со всеми можно согласиться, но благородна сама попытка пусть с трудом, ошибаясь и оступаясь, найти верный путь движения вперед. Для них «гражданина сан» столь же высок, как в ломоносовские, пушкинские и некрасовские времена. «Самым задушевным и любимым» назвал Некрасов «Элегию» — одно из своих последних стихотворений.
В нем поэт с глубокой горечью размышляет о причинах дисгармонии в обществе. Прожита жизнь, к Некрасову пришло мудрое, философское понимание бытия. Но бесправное положение народа, его жизнь, отношения между поэтом и народом по-прежнему волнуют автора.
Пускай нам говорит изменчивая мода, Что тема старая «страдания народа» И что поэзия забыть ее должна, Не верьте, юноши! Не стареет она, Утверждает он. Отвечая всем колеблющимся и сомневающимся, что поэзия может как-то серьезно повлиять на жизнь людей, он писал: Пускай наносит вред врагу не каждый воин, Но каждый в бой иди! А бой решит судьба..
Большая часть лирики Некрасова посвящена теме страдания народа.
Эта тема, как утверждает автор в стихотворении «Элегия», будет всегда актуальна.
Он понимает, что вопрос о восстановлении социальной справедливости будут перед собой ставить еще многие поколения и что, пока народ «влачится в нищете», единственным спутником, поддержкой, вдохновителем будет Муза. Свою поэзию Некрасов посвящает народу.
Он утверждает мысль, что победа достается народу только в том случае, если каждый пойдет в бой. Пускай наносит вред врагу не каждый воин, Но каждый в бой иди! А бой решит судьба…
Я видел красный день: в России нет раба! И слезы сладкие я пролил в умиленье… Этими строками автор призывает к борьбе за свободу и счастье.
В стихотворении «Элегия», написанном в конце жизни, Некрасов как бы подводит итоги своих рассуждений на тему назначения поэта и поэзии. Основное место в своей поэзии Некрасов отводит описанию жизни народа, его нелегкой судьбы. Он пишет: Я лиру посвятил народу своему.
Быть может, я умру неведомый ему, Но я ему служил — и сердцем я спокоен… Но все-таки автора угнетает мысль о том, что народ не откликнулся на его голос, остался глух к его призывам: Но тот, о ком пою в вечерней тишине, Кому посвящены мечтания поэта, Увы! не внемлет он — и не дает ответа… Его беспокоит это обстоятельство, и поэтому он ставит перед собой задачу: стать «обличителем толпы», «ее страстей и заблуждений». Он готов пройти сложный тернистый путь, но выполнить свою миссию поэта. Об этом Некрасов пишет в своем стихотворении «Блажен незлобивый поэт…
». В нем он стыдит лириков, которые остаются в стороне от самых «больных», самых актуальных и неоднозначных проблем крестьянства.
Автор утверждает, что в любые, даже самые тяжелые времена поэт не волен обходить стороной то, что больше всего волнует русский народ. Настоящий поэт, по мнению Некрасова: …Уста вооружив сатирой, проходит он тернистый путь С своей карающею лирой.
Именно такого поэта будут помнить всегда, хотя и поздно поймут, как много сделал он… Стихотворения на тему назначения поэта и поэзии занимают важное место в лирике Некрасова.
Они еще раз подтверждают его безграничную преданность русскому народу, любовь к нему, восхищение его терпеливостью и трудолюбием и в то же время боль, которую испытывает автор, видя его бездействие, смирение со своей жестокой судьбой.
Все его творчество — это попытка «разбудить» дух народа, заставить его понять, насколько важна и хороша свобода, и что только с ней жизнь крестьян может стать по-настоящему счастливой.
Источник: http://sochbox.com/tvorchestvo-n-a-nekrasova-sochinenie-po-tvorchestvu-n-a-nekrasova/
Тема судьбы родины и народа в творчестве н. а. некрасова
10 класс
Сочинения по русской литературе, Тема судьбы родины и народа в творчестве н. а. некрасова
Не небесам чужой отчизны —
Я песни родине слагал…
Н. А. Некрасов
Поэзия Н. А. Некрасова составила целую эпоху в развитии русской литературы. Она началась со второй половины 1850-х годов и продолжалась до Серебряного века. Но эпохой творчество поэта можно назвать не только по продолжительности, а, в первую очередь, по обширности и разнообразию поэтических форм и жанров, по богатству и глубине раскрытия самых важных тем в жизни человека и человечества.
Путь Некрасова в поэзии и в жизни был нелегким. Его «первые университеты» оказались очень далеки от того, что могла дать жизнь молодому человеку из дворянской семьи.
Ранние впечатления о жизни во многом определили тот факт, что, став великим русским поэтом, Н. А. Некрасов навсегда остался певцом родной земли и родного народа.
Многое из того, что станет потом содержанием его стихов, прошло перед глазами молодого поэта. И это, прежде всего, людские страдания, муки, боль.
Общее страдание народа и родных, в первую очередь, его любимой матери, воспринималось им как личное, рождая ненависть к источнику — крепостному праву и его представителям — крепостникам. Эта ненависть вызывала в душе будущего поэта страстное желание борьбы.
Да, творчество Некрасова было огромно и многообразно — он писал о природе, о любви, о жизни, о горе и радости, о силе человеческого духа. Но главной темой его лирики всегда оставалась тема родины и родного народа.
Судьба русского крестьянина, будущее великой и многострадальной России занимали поэта каждый час, каждую минуту. И о чем бы он ни писал, в его стихотворениях всегда незримо присутствовал величавый образ Русской земли.
Да и свои силы как поэта и как гражданина он черпает именно в ней, в родной стороне:
В минуты унынья,
О родина-мать!
Я мыслью вперед улетаю.
Еще суждено тебе много страдать,
Но ты не погибнешь, я знаю.
Боль за угнетенный народ, за его несчастную судьбу, полную лишений жизнь нашла отражение во всем творчестве поэта.
Особенно ярко эти чувства выразились в стихотворениях «Железная дорога», «Размышления у парадного подъезда», поэме «Кому на Руси жить хорошо» и многих других.
Произведения великого поэта наполнены довольно противоречивыми чувствами, которые еще более ярко отражают искреннюю любовь Некрасова к своей стране, своему народу, постоянную тревогу за судьбу «матушки Руси», за ее будущее. В его поэтических строках часто звучит нескрываемое отчаяние:
Мать-отчизна! дойду до могилы,
Не дождавшись свободы твоей!
Но эти настроения все же нередко сменяются взлетом гражданских чувств, лиризма, надежд на революционное преобразование жизни. Некрасов видел зарождающиеся силы в русском народе и свято верил в них.
В конце 50-х годов XIX века в стране происходили значительные события, вызванные поражением в Крымской войне. Россия жила ожиданием перемен, надеждами на лучшее будущее. Хотя верить в лучшее становилось все труднее.
Русский народ испытывал невероятные лишения, тяготы, страдания.
И вместе со своим народом страдал Некрасов, остро, как свои собственные, ощущая беды и нужды простых русских людей, скорбя о печальной судьбе своей родной земли:
Ты и убогая,
Ты и обильная, ,
Ты и могучая,
Ты и бессильная,
Матушка Русь!
Так обращался поэт к своей родине, видя и сознавая ее величие и ее силу и в то же время — ее нищету, страдания, бессилие. Бессилие, но не безысходность. Потому что поэт ни на минуту не сомневался в том, что наступят для России лучшие времена, времена, когда народ устанет склонять голову в рабском терпении и поднимется на решительную борьбу. Он уже видел грядущие великие события в стране:
Рать поднимается —
Неисчислимая!
Сила в ней скажется
Несокрушимая!
Когда над Русью безмятежной
Восстал немолчный скрип тележный,
Печальный, как народный стон!
Русь поднялась со всех сторон,
Все, что имела, отдавала
И на защиту высылала
Со всех проселочных путей
Своих покорных сыновей.
Некрасов верил в народные силы, в способность русского мужика быть героем национальной истории. Но когда народ проснется к сознательной борьбе за свои интересы — он не знал.
Отмечая в своих произведениях великое трудолюбие русского народа, восхваляя ежедневный подвиг крестьян, их мужество, волю, терпение и стойкость, поэт в то же время пытался пробудить в них жажду борьбы за улучшение собственной жизни. «Вы еще не в могиле, вы живы», — обращался он к русским людям. «Суждены вам благие порывы», — утверждал он.
Но с отчаянием и грустью сознавал: «Но свершить ничего не дано…» В его стихотворениях все чаще начинают звучать призывы к активной борьбе за счастье и свободу:
Душно! без счастья и воли
Ночь бесконечно длинна.
Буря бы грянула, что ли?
Чаша с краями полна!
Грянь над пучиною моря,
В поле, в лесу засвищи,
Чашу народного горя
Всю расплещи!
Ярким свидетельством этому стала поэма «Дедушка», в которой автор прославляет декабристов как зачинателей передового движения и в то же время подчеркивает преемственность революционных традиций для освободительного движения 60-70-х годов.
Героическому подвигу декабристов посвящена песня дедушки, к которой внимательно и вдумчиво прислушивается внук:
Пел он о славном походе
И о великой борьбе;
Пел о свободном народе
И о народе-рабе…
И дед, и родители знают, чувствуют, что скоро парнишке суждено не понаслышке узнать об этой борьбе. Есть в его характере что-то от тех борцов за свободу:
Глупых и злых ненавидит,
Бедным желает добра,
Помнит, что слышит и видит…
Дед примечает: пора!
Скоро уж, скоро узнает
Саша печальную быль…
Никто другой из русских поэтов не смог так глубоко прочувствовать и понять русский народ. Некрасов думает думами народа, говорит его языком, плачет его кровавыми слезами, живет его напряженной, полной страдания и боли жизнью.
Главной целью для поэта всегда оставалась борьба за то, чтобы на Русской земле было «не слышно кипенья человеческой крови и слез».
И потому искренне преклонялся перед теми борцами за счастье своей страны, которые не боялись отдать свою жизнь за родной народ.
Жить для себя возможно только в мире,
Но умереть возможно для других! —
писал он.
И о чем бы ни были его стихи: о крестьянском ли труде, о русской ли природе, о жизни ли бедноты, о Волге или о русских просторах, вся его поэзия — это чудесный родник неиссякаемой любви к родине, неисчерпаемой заботы о ее будущем, о ее судьбе. Ведь любить родину — это не просто созерцать ее луга, поля и нивы. Это значит, в первую очередь, соизмерять свои поступки, мысли с интересами своей страны.
Источник: https://scribble.su/work/zolotaya/443.html