Тема памяти в лирике А. Т. Твардовского

Сочинение

Тема памяти в лирике А.Т. Твардовского

Имя замечательного поэта А.Т. Твардовского принадлежит к числу наиболее любимых и популярных в нашей стране. В его творчестве нашли глубокое и правдивое отражение важные события в истории нашего государства. Они были полны драматизма, даже траге-дийности, порой сопряженной с ломкой в психологии людей, порой с подвигами во имя Родины, а порой – с тяжелыми уроками памяти.

Вехи истории страны, биографии народа становятся этапами личной и творческой судьбы Твардовского. Первое крупное произведение, которое принесло Твардовскому успех, – поэма «Страна Муравия» (1936 г.).

В основу произведения положен сюжет, берущий нача-ло в народных сказках. Здесь нашли отражение события, разрушившие крестьянский ук-лад жизни, разорившие отеческий дом. Перед читателями развернулась картина трагиче-ского расставания России со своим прошлым, но за болью утрат сквозит надежда на со-хранение взлелеянной трудом земли. Однако жизнь берет свое. И на этой земле создается колхоз, открываются новые дали.

Начало произведения выдержано в подчеркнуто обобщенном, величавом былинном стиле. Автор использует существительные во множественном числе (деревня, версты, реки, зем-ля).

Масштаб повествованию задан не только российский, но и вселенский: в центре зем-ли – человек и его поле (они образуют единое целое, как это свойственно мифологии, кре-стьянскому сознанию).

Образ дороги, дали, издавна созвучный в русской литературе теме поисков смысла жизни, размышлениям о судьбе человека, народа, России в целом, в своем обобщенном значении использован и Твардовским. Отныне он станет сквозным образом творчества поэта.

В поэме «За далью – даль» – нашла воплощение поэтическая формула, которая вобрала в себя не только просторы родной страны, дали истории, памяти, судьбы, века, но и дали творчества, мысли. В произведении звучит призыв к другу-читателю «обретать и ведать» всё новые дали вместе с автором.

Тема памяти все чаще выносится Твардовским в заглавия произведений, написанных в 60-е годы. Так назван цикл стихов «Памяти матери». Так названа последняя поэма, увидев-шая свет лишь в конце 80-х годов, – «По праву памяти». Не дающая покоя «живая боль», чувство вины и сыновнего неописанного долга перед родителями, размышления о жизни и смерти, непрекращающийся спор с собой – эти мотивы определяют драматическую на-пряженность и исповедальность произведений Твардовского.

Стихи, посвященные матери, скорбны и лиричны. Это плач по той, чья судьба сложилась так трудно, по той, которая дала жизнь, по той единственной, которую «до самой послед-ней разлуки» можно назвать мамой.

14 стр., 6851 слов

Стихотворение «Памяти матери» Твардовский Александр Трифонович

... солистов БСО ВРиТ. Дирижер В.Федосеев Стихотворение «Памяти матери» Твардовский Александр Трифонович Прощаемся мы с матерями Задолго до крайнего срока — Еще в ... меня на ту сторону Сторону — домой… 1965 *** Мать поэта Мария Митрофановна родом из обедневшей дворянской семьи – настолько бедной, ... Дворянство это вспоминалось как смешной казус давно прошедшей жизни… В семье было семеро детей, и все девочки. ...

Пафос поэмы «По праву памяти» определяет борьба с грозной опасностью исторического забвения:

Забыть, забыть велят безмолвно,

Хотят в забвенье утопить

Живую боль…

Лирическое осмысление себя во времени и в отношении к трагической эпохе, унесшей миллионы, – в стихотворении «Я знаю, никакой моей вины…» (1966 г.).

Оно обладает формой, отличающейся незавершенностью, прерванностью чувств, которые сильнее рас-судка. Нет вины перед мертвыми, погибшими «ради жизни на земле». Но она есть, эта ви-на, в проявлениях совести, не склонной к беспамятству.

Нет сомнений, что лирический герой – ветеран войны. Но сама сбивчивость размышле-ний, сокровенность переживаний приближают к нему и молодых, тех, кто родился после войны. К ним не может быть отнесен упрек «не сумел сберечь», но троекратное «все же» и их совестью воспринимается как личное. И потому так велика сила лирического воздейст-вия этой поэтической миниатюры.

Лирическое «я» поэта здесь принимает на себя духовную тяжесть, не покидающую остав-шихся в живых фронтовиков:

Я знаю, никакой моей вины

В том, что другие не пришли с войны,

В том, что они – то старше, то моложе –

Остались там, и не о том же речь,

Что я их мог, но не сумел сберечь, –

Речь не о том, но все же, все же, все же…

Лирический герой Твардовского предстает перед нами в особой ипостаси. Умудренный жизнью человек запечатлел мир и себя на разных этапах судьбы. Мы встречаемся с уди-вительным феноменом: мотив скорби и отчаянья практически отсутствует у Твардовского. Напротив, на первый план выходит мотив памяти, и взору открывается несказанная зем-ная красота. Восхитительны, светлы и ярки стихи этого поэта о природе, в любое время года дарящей душе благодать.

В поздней лирике Твардовского царит атмосфера спокойствия, принятия общего мироуст-ройства, завершенности пути: здесь есть и мотивы приближающейся неизбежности, лич-ных и общественных невозвратимых утрат: «Посаженные дедом деревца…», «Все сроки крайни в этом мире…», «Есть имена и есть такие даты…», «Памяти Гагарина…». Творче-ское удивление и непосредственное соприкосновение личности с миром оберегают поэта от банальности, заставляют нас поверить в искренность каждого его слова.

В стихах Твардовского, при всей их мудрости, нет назидательности. Они рождаются из удивления перед миром, из непосредственного, личного соприкосновения с ним. В этом плане «творческие достижения» не могут закрыть дороги идущим рядом или шагающим вослед:

Нет ничего, что раз и навсегда

На свете было б выражено словом.

Все, как в любви, для нас предстанет новым,

Когда настанет наша череда.

Тема памяти в лирике А. Т. Твардовского: сочинение , Тема памяти в лирике А. Твардовского

План

I. «Я жил, я был, за все на свете я отвечаю головой».

II. «Давайте, люди, никогда об этом не забудем».

1. Военная тема в творчестве А. Твардовского.

2. Тема покаяния и памяти в поэме «По праву памяти».

3 стр., 1102 слов

К чему может привести утрата памяти о Великой Отечественной войне?

... Произведение учит нас тому, что утрата памяти о Великой Отечественной войне может привести к утрате чести и достоинства человека. О печальных последствиях утраты памяти о Великой Отечественной войне говорит и писатель Александр Шевцов. В ... это повлиять. Они просто вертелись в ней, не зная, куда она их забросит. Война причинили им неизгладимую боль, сделав их повзрослевшими не по годам. Чтобы такого ...

III. Жестокая память о войне, о трагическом прошлом.

Мы все в долгу перед прошлым и будущим. Каждый из нас отвечает за свое время, которое это будущее готовит. Но ответственности не бывает без памяти о прошлом, без сопричастности к происходящим событиям. «Я жил, я был, за все на свете я отвечаю головой», – писал А. Твардовский. Его жизненное кредо – отвечать за все. Его произведения – это живая боль о времени. Они учат нас милосердию, высокой нравственности, гражданственности, учат быть «людьми из тех людей, что людям, не пряча глаз, глядят в глаза». Поэт своими произведениями убеждает нас, что память должна уберечь нас от страшных ошибок.

Давно закончилась война. Практически не осталось тех людей, которые воевали. Как бы ни оценивали войну 1941–1945 годов, но годы войны никогда не изгладятся из нашей памяти. Прав А. Твардовский:

Прошла война, прошла страда,

Но боль взывает к людям:

Давайте, люди, никогда

Об этом не забудем.

Военная тема – одна из главных тем творчества А. Твардовского. Поэт прошел всю войну. Призванный в 1939 году в ряды Красной Армии, он был рядовым, затем военным корреспондентом. Его многочисленные очерки, поэма «Василий Теркин», стихотворения, написанные на фронте, получили всенародное признание. В послевоенное время тема памяти, ответственности перед павшими становится основной в творчестве поэта.

Я знаю, никакой моей вины

В том, что другие не пришли с войны.

В том, что они, кто старше, кто моложе

Остались там, и не о том же речь,

Что я их мог, но не сумел сберечь,

Речь не о том, но все же, все же, все же…

Рассказать о страшной войне – священный долг А. Твардовского, и он непременно должен его исполнить. Поэт, с его точки зрения, «лучше всех не свете» знает, о чем и как нужно говорить. В одном из стихотворений последних лет А. Твардовский высказал мысль:

Вся суть в одном-единственном завете:

То, что скажу, до времени тая,

Я это знаю лучше всех на свете

Живых и мертвых, знаю только я.

А. Твардовский постоянно возвращается к теме памяти, покаяния, ответственности перед погибшими. В стихотворении «Я убит подо Ржевом», написанном от лица погибшего солдата, эта тема достигает трагического звучания:

Вы должны были, братья,

Устоять, как стена,

Ибо мертвых проклятье —

Эта кара страшна.

В другом стихотворении «В тот день, когда окончилась война» поэт говорит о единении мертвых и живых. Боль о погибших, о трагическом прошлом нельзя вычеркнуть из памяти. Не только напрасно, но и опасно думать, с точки зрения А. Твардовского, будто время «затянет любую боль», «любую быль».

Поэма «По праву памяти» подытоживает пережитое и самим поэтом, и его близкими. В центре поэмы – «незабываемого века недоброй памяти дела». Мы не можем забывать своего прошлого, ведь «кто прячет прошлое ревниво, тот вряд ли с будущим в ладу». Главной темой в произведении становится тема покаяния. Проблема памяти перерастает в проблему ответственности. Лирический герой поэмы выступает в ней от имени всего народа, которому культ личности мешал идти по избранному пути. Поэт от имени народа вершит исторический суд и выносит приговор. Он извлекает из прошлого исторический урок во имя будущего, зовет читателя к выбору осознанной жизненной позиции: все нужно «мерять» только правдой, так как это единственная гарантия от новых ошибок.

5 стр., 2155 слов

Поэты – фронтовики о войне

... в правде, передала те эмоции, которые люди переживали во время войны. 2.Основная часть: Война и поэты. Поэты фронтового поколения – это были молодые талантливые, жадные до жизни люди. Многие ... – во многом типична для поэтов его поколения. Деревня, фабзавуч, завод, институт, война. В годы Великой Отечественной войны Павел Шубин сотрудничает во фронтовой печати Волховского, Карельского и – ...

Одна неправда нам в убыток,

И только правда ко двору!

Поэт размышляет в произведении «По праву памяти» о культе личности, о сталинских временах, о загубленных и изломанных человеческих судьбах. Он призывает хранить память, не забывать тех, кто пришел с войны, погиб в лагерях.

А. Твардовский называет память о войне, о трагическом прошлом жестокой. Оказывается, жестокими могут быть не только люди! Эта «жестокая память» как бы предупреждает нас: трагедия войны не должна повториться.

Война – жесточе нету слова.

Война – печальней нету слова.

Война – святее нету слова.

На нас лежит ответственность перед павшими людьми. На нас лежит ответственность за наше прошлое, которое мы не должны забывать. Говорят, что время лечит. Но страдания, память из истории бессмысленно вычеркивать. Если мы сделаем вид, что у нас не было крутых обрывов, ям, мы рискуем угодить в новые. Мы должны учиться на ошибках прошлого. Возвращаясь назад, к той жестокой памяти, поэт обращается к нынешним и всем грядущим поколениям.

Тема войны в творчестве Твардовского

Сочинение по литературе.

[Электронный ресурс]//URL: https://liarte.ru/sochinenie/tema-voynyi-i-pamyati-v-lirike-tvardovskogo/

Александр Трифонович Твардовский по праву считается одним из выдающихся поэтов двадцатого века. Он вошёл в литературу как участник и летописец важнейших событий своей эпохи. Поэт прошёл дорогами войны, испытал на себе все трудности солдатской жизни. Он переносил на бумагу сохранившиеся в памяти горькие впечатления искренне, ничего не изменяя и не скрывая. В творчестве Твардовского нет казённой лжи и наигранного патриотизма. Автор излагает лишь правду, реальные факты – то, что считает важным.

Ещё в годы «зимней» финской войны Твардовский увидел страшные картины сражений. В стихотворении «Две строчки» предстаёт образ «бойца-парнишки», «что был в сороковом году убит в Финляндии на льду». Эти строки сохраняют для нас память о жертвах «незнаменитой» войны.

Скорбью о погибших проникнуто и знаменитое стихотворение «Я убит подо Ржевом». В безымянной могиле покоятся защитники русской земли, погибшие при бомбёжке. Их подвиг остался неизвестным. В словах павшего бойца – только истина: мёртвым не нужна ложь. «Я – где корни слепые ищут корма во тьме; я – где с облаком пыли ходит рожь на холме», – обращается к нам герой. Его прах смешался с землёй, которую он сберёг для потомков.

В стихотворении точно подобраны языковые средства выразительности. Здесь и анафора («я – где корни», «я – где крик петушиный»), и внутренние созвучия («петлички-лычки», «корни-корма»), и аллитерация, передающая шорох шин («ваши машины. на шоссе»).

11 стр., 5366 слов

«Тема войны в творчестве Твардовского

... памяти”, так как в них Read More ...... Тема ответственности и памяти получила особое звучание в творчестве А. Твардовского, познавшего все тяготы Великой Отечественной войны. Поэт доказывает, что предательство своей памяти ... (Пока оценок нет) Другие сочинения: Думаю, творчество Твардовского ассоциируется, в первую очередь, с темой войны и мира, с темой восхваления русского солдата. Национальным ...

За счёт этого стихотворение точнее и глубже передаёт ощущение горечи утраты, трагедию происходящего.

Лишь одно спрашивают мёртвые: побеждён ли враг? «Мы за родину пали, но она –спасена», – вот единственная отрада «безгласных». Мёртвые просят помнить о них, ведь в победе есть их «кровная часть».

Дань памяти героям Великой Отечественной войны Твардовский воздал в стихотворении «В тот день, когда окончилась война». Он прощается «со всеми, что погибли на войне», говорит, что их подвиг забыть невозможно. Народ помнит и будет чтить своих героев «не затем, что уговор». «Не избыть нам связи обоюдной» с защитниками нашей Родины. Духовное родство «даже смерти стало неподсудно». Поэт обещает в каждой «песне новой» обращаться к павшим в битве, не искажая воспоминаний о прошедших годах.

Такой песней стало стихотворение «Я знаю, никакой моей вины. ». Чувства Твардовского не потускнели со временем. Поэт бережно хранит воспоминания о тех, кто не вернулся с войны. Лирический герой осознаёт, что он «мог, но не сумел сберечь» погибших товарищей. Нельзя, уже невозможно забыть тех, кто защитил Отчизну ценой своей жизни.

Самоотверженный подвиг советского народа в борьбе с врагом находит отражение и в поэме «Василий Тёркин». Произведение не случайно названо именем главного героя. «Парень в этом роде в каждой роте есть всегда, да и в каждом взводе», – пишет о своём персонаже Твардовский. Эти слова позволяют понять, что образ Василия Тёркина – собирательный, объединивший характерные черты народа.

Поэт представляет соотечественников такими, какими он их увидел на войне. Как и Тёркин, они сражались «не ради славы, ради жизни на земле». Подвиг народа показан как ежедневный тяжёлый труд, работа простых солдат.

На страницах поэмы описаны правдивые картины военных будней, когда приходилось «греться бегом, мыться снегом», ночевать на мёрзлой земле, воевать в болотах, видеть, как «люди тёплые, живые шли на дно, на дно, на дно». Фронтовой быт суров и беден, но солдата выручает сила духа, смекалка и жизнелюбие.

Поэма «Василий Тёркин» стала зеркалом, отразившим жизненную силу человека и мощь народного характера.

Война в творчестве Твардовского представлена «глазами очевидца», по-народному правдиво. Ни в словах, ни в мыслях поэта нет и тени неискренности. Потомки должны узнать всё о суровой действительности того времени. Знакомство с произведениями Твардовского помогает лучше понять истинное нравственное величие народа, которое он пронёс сквозь годы тяжелейших испытаний.

Тема памяти в лирике А.Т. Твардовского

Тема памяти звучит в творчестве Твардовского в двух аспектах. Во-первых, поэт выделяет важность памяти о погибших на войне, а во-вторых, говорит о значении цепочек родовой, семейной памяти, которые безжалостно разрушались в годы сталинских репрессий, когда многие публично отказывались от родства с теми, кто был объявлен врагом народа.

Памяти сражавшихся и погибших на войне посвящены строки поэмы «Василий Тёркин». В главе «Переправа» автор вспоминает тяжелую и неудачную переправу наших войск через реку:

Кому память, кому слава,

Кому темная вода, –

Ни приметы, ни следа.

31 стр., 15424 слов

Тема раскаяния в поэме по праву памяти. Человек, время, история ...

... Мотив «дали» в финале поэмы «По праву памяти» Приходим к выводу, что всё можно преодолеть при правдивом, без иллюзий взгляде на жизнь, доброй воле, памяти и любви к человеку. У А.Твардовского было ...

Слово «память» в этой главе употреблено с тем оттенком значения, которое оно приобретает, если употребить с ним определение «вечная». Много погибло народу на той переправе («Люди теплые, живые // Шли на дно, на дно, на дно…»).

«Вечная память погибшим!» – будто восклицает автор.

Иными, светлыми воспоминаниями овеяна глава «О себе». Прежний мир, «угол отчий», лес, не изрытый блиндажами, встает перед глазами рассказчика. Умиротворенность представленной картинки родной природы заставляет его сомневаться в действительном существовании такого места на земле:

Мать-земля моя родная,

Сторона моя лесная,

Край недавних детских лет,

Отчий край, ты есть иль нет?

Тема вечной памяти о погибших выведена и в стихотворении «Я убит подо Ржевом…». В своем обращении к живым погибший воин просит их во имя его памяти «счастливыми быть» и беречь родную страну, «беречь ее свято». В стихотворениях « Я знаю, никакой моей вины…» и «К обидам горьким собственной персоны…» мотив памяти переплетается с мотивом личной ответственности человека за судьбы многих.

В противовес официальной идеологии, господствовавшей в стране, Твардовский утверждал, что необходимость помнить о своих корнях, о своих родственниках и близких – это не просто право, но и обязанность человека. Этому посвящено его стихотворение «Памяти матери». В нем он призывает любить и ценить близких, пока они еще живы. Все мы рвемся из отчего дома «задолго до крайнего срока», пытаемся устроить свою жизнь, не понимая, что наши матери не вечны, что время быстротечно и час последний ближе, чем кажется. А после – ничего уж не вернуть, не прижаться к теплому маминому плечу. Остается только надеяться на скорую встречу с мамой в ином, лучшем мире:

Перевези меня на ту сторону

Знаменитая поэма Твардовского «По праву памяти» – это своеобразное «окно» в прошлое. В поэме автор обратился к воспоминаниям о прошлой жизни, о мечтах и надеждах юношеских лет, а главное – Твардовский, оглядываясь на прожитые годы, переосмыслил историческое значение попыток Сталина построить светлое будущее, искореняя «врагов коммунизма». Автор показал, что значит вдруг стать врагом народа для человека, преданного своей стране. Выявление «врагов народа» потянулось и по цепочкам родственных связей. Страх заставлял людей отрекаться от родных и близких, так как человек, пропавший без вести в бою или признанный кулаком, обрекал всю свою семью на всеобщее презрение и унижение:

Клеймо с рожденья отмечало

Младенца вражеских кровей,

И все, казалось, не хватало

Стране клейменных сыновей.

«Сын за отца не отвечает» – это сталинское изречение толкнуло многих людей на сделку с совестью:

Забудь, откуда вышел родом,

И осознай, не прекословь:

В ущерб любви к отцу народов –

Любая прочая любовь.

В заключительной главе Твардовский ставит вопрос о праве на память людей, лишенных при жизни честного имени:

Забыть, забыть велят безмолвно,

Хотят в забвенье утопить

Живую быль. И чтобы волны

Над ней сомкнулись. Быль – забыть!

“Нельзя забывать!” – вот вывод Твардовского. Ощущение трагического надлома прошло через судьбу самого поэта, у которого были репрессированы отец и брат.

Эта поэма стала говорящим памятником сложного сталинского времени в истории нашей Родины. Она напоминает нам о безвинных и бессмысленных жертвах кровавых десятилетий и обязывает нас не допустить повторения этих страшных событий.

3 стр., 1258 слов

Александр Трифонович Твардовский. Жизнь и творчество

... годы жизни А. Твардовский создал лирическую поэму «По праву памяти» (1966-1969). Поэма представляет собой лирико-философское размышление о драматической судьбе семьи поэта: отца, матери и братьев. ... Не просто случай славы тленной…», «Космонавту», «Памяти Гагарина». Память поэта - это память, вбирающая жизнь всех поколений. В 1950 Твардовский был назначен главным редактором журнала «Новый мир», ...

Для Твардовского любовь к своей семье, малой родине и память о ней неразрывно связаны с любовью к Родине с большой буквы. Но любить Родину – мало! Надо знать ее историю и помнить все, что было хорошего и плохого, для того, чтобы грядущие поколения жили лучше, чем мы.

Тема памяти в лирике А. Твардовского

I. “Я жил, я был, за все на свете я отвечаю головой”.

II. “Давайте, люди, никогда об этом не забудем”.

1. Военная тема в творчестве А. Твардовского.

2. Тема покаяния и памяти в поэме “По праву памяти”.

III. Жестокая память о войне, о трагическом прошлом.

Мы все в долгу перед прошлым и будущим. Каждый из нас отвечает за свое время, которое это будущее готовит. Но ответственности не бывает без памяти о прошлом, без сопричастности к происходящим событиям. “Я жил, я был, за все на свете я отвечаю головой”, – писал

Они учат нас милосердию, высокой нравственности, гражданственности, учат быть “людьми из тех людей, что людям, не пряча глаз, глядят в глаза”. Поэт своими произведениями убеждает нас, что память должна уберечь нас от страшных ошибок.

Давно закончилась война. Практически не осталось тех людей, которые воевали. Как бы ни оценивали войну 1941-1945 годов, но годы войны никогда не изгладятся из нашей памяти. Прав А. Твардовский:

Прошла война, прошла страда, Но боль взывает к людям:Давайте, люди, никогдаОб этом

Военная тема – одна из главных тем творчества А. Твардовского. Поэт прошел всю войну. Призванный в 1939 году в ряды Красной Армии, он был рядовым, затем военным корреспондентом.

Его многочисленные очерки, поэма “Василий Теркин”, стихотворения, написанные на фронте, получили всенародное признание. В послевоенное время тема памяти, ответственности перед павшими становится основной в творчестве поэта.

Я знаю, никакой моей виныВ том, что другие не пришли с войны. В том, что они, кто старше, кто моложеОстались там, и не о том же речь, Что я их мог, но не сумел сберечь, Речь не о том, но все же, все же, все же…

Рассказать о страшной войне – священный долг А. Твардовского, и он непременно должен его исполнить. Поэт, с его точки зрения, “лучше всех не свете” знает, о чем и как нужно говорить. В одном из стихотворений последних лет А. Твардовский высказал мысль:

Вся суть в одном-единственном завете:То, что скажу, до времени тая, Я это знаю лучше всех на светеЖивых и мертвых, знаю только я.

А. Твардовский постоянно возвращается к теме памяти, покаяния, ответственности перед погибшими. В стихотворении “Я убит подо Ржевом”, написанном от лица погибшего солдата, эта тема достигает трагического звучания:

Вы должны были, братья, Устоять, как стена, Ибо мертвых проклятье – Эта кара страшна.

В другом стихотворении “В тот день, когда окончилась война” поэт говорит о единении мертвых и живых. Боль о погибших, о трагическом прошлом нельзя вычеркнуть из памяти. Не только напрасно, но и опасно думать, с точки зрения А. Твардовского, будто время “затянет любую боль”, “любую быль”.

Поэма “По праву памяти” подытоживает пережитое и самим поэтом, и его близкими. В центре поэмы – “незабываемого века недоброй памяти дела”. Мы не можем забывать своего прошлого, ведь “кто прячет прошлое ревниво, тот вряд ли с будущим в ладу”. Главной темой в произведении становится тема покаяния.

12 стр., 5985 слов

Поэты Ставрополья

... вслед за такими поэтами, как М. Исаковский и А. Твардовский. Уже в первых ... выходило в Москве и Ставрополе, в местном книжном издательстве, и сразу же привлекало внимание ... односельчан мастерством печника и чеботаря. От отца поэт воспринял любовное отношение к умельству в ... о его степях написаны, когда Кашпуров жил (с 1958 по 1967г.) на Украине, в Запорожье. Именно в те годы, когда расстояние и память ...

Проблема памяти перерастает в проблему ответственности. Лирический герой поэмы выступает в ней от имени всего народа, которому культ личности мешал идти по избранному пути. Поэт от имени народа вершит исторический суд и выносит приговор.

Он извлекает из прошлого исторический урок во имя будущего, зовет читателя к выбору осознанной жизненной позиции: все нужно “мерять” только правдой, так как это единственная гарантия от новых ошибок.

Одна неправда нам в убыток, И только правда ко двору!

Поэт размышляет в произведении “По праву памяти” о культе личности, о сталинских временах, о загубленных и изломанных человеческих судьбах. Он призывает хранить память, не забывать тех, кто пришел с войны, погиб в лагерях.

А. Твардовский называет память о войне, о трагическом прошлом жестокой. Оказывается, жестокими могут быть не только люди! Эта “жестокая память” как бы предупреждает нас: трагедия войны не должна повториться.

Война – жесточе нету слова. Война – печальней нету слова. Война – святее нету слова.

На нас лежит ответственность перед павшими людьми. На нас лежит ответственность за наше прошлое, которое мы не должны забывать. Говорят, что время лечит. Но страдания, память из истории бессмысленно вычеркивать.

Если мы сделаем вид, что у нас не было крутых обрывов, ям, мы рискуем угодить в новые. Мы должны учиться на ошибках прошлого. Возвращаясь назад, к той жестокой памяти, поэт обращается к нынешним и всем грядущим поколениям.

Лопахин – новый хозяин жизни? “Вишневый сад”, несомненно, одна из лучших пьес А. П. Чехова. Здесь затронуты важные философские проблемы – мучительной гибели старого, прихода ему на смену нового, непонятного, угрожающего. Автор показывает драму русской.

Теория Родиона Раскольникова и ее крушение Роман “Преступление и наказание” был задуман Достоевским еще на каторге. Тогда он назывался “Пьяненькие”, но постепенно замысел романа трансформировался в “психологический отчет одного преступления”. Сам Достоевский в письме издателю М.

Давайте поспорим, Базаров! Я ничьих мнений не разделяю – я имею свои. И. С. Тургенев “…Мы действуем в силу того, что мы признаем полезным. В теперешние времена полезнее всего отрицание – мы отрицаем”.

План урока по курсу ОРКСЭ “Добро и зло” План урока по курсу “Основы мировых религиозных культур” по теме “Добро и зло” учителя МБОУ “Песчанинская НОШ” Лиманского района Астраханской области Бокаревой Любови Викторовны. Слайд 1, 2, 3. Этап урока.

Тема любви в поэзии А. Блока В литературу А. Блок вошел не ранними стихами, а первым своим сборником “Стихи о Прекрасной Даме” , главная тема которого – переживания поэтом, лирическим ге-роем чувства любви. Появление “Стихов о.

Знакомьтесь: “Кукумбер”! А я придумал слово, Смешное слово “плим”! Ирина Токмакова Забавное словечко “кукумбер”. Происходит от английского Cucumber – огурец. Так произносят это слово школьники, чтобы запомнить его написание. Кукумбер, кукумбер! Хочется.

Полезные советы: Как вернуть своей жизни былую простоту и легкость? 1. Не Полезные советы: Как вернуть своей жизни былую простоту и легкость? 1. Не пытайтесь стать телепатом и прочитать чужие мысли. Не ждите этого и от других людей. Общайтесь открыто. 2. Будьте.

3 стр., 1085 слов

Какова роль отца в жизни ребенка?

... мои рассказы до конца. Судьба распорядилась, что у меня нет отца, но у меня есть замечательный дед. Сочинение 2 Абсолютно счастлив в жизни ... навсегда останется в сердцах людей, в памяти поколений. Всем известен знаменитый русский писатель ... хочется Великая Отечественная война – всего три слова, а сколько в них боли, страха и ... этом мужское поведение, мужское начало важно как для развития девочек, так и ...

Быть сильным – значит помогать слабому Творчество Ф. М. Достоевского представлено многими великолепными произведениями, которые еще при жизни писателя были признаны классикой: “Братья Карамазовы”, “Бесы”, “Подросток”, “Записки из Мертвого дома” и многие другие. Среди его произведений.

Своеобразие романа А. П. Платонова “Чевенгур” В конце 20-х годов – начале 30-х годов Платонов создает свои наиболее крупные вещи – роман “Чевенгур”, бедняцкую хронику “Впрок”, повести “Котлован”, “Ювенильное море”, рассказы и пьесы. В 1926 г.

В гражданских войнах нарушается извечный закон бытия – “Не пролей крови ближнего своего” За всю историю человечества война не увеличивала количество людей, а наоборот сопровождалась большим количеством жертв. Таким образом, война может определяться следующим понятием: совокупность различных жертв. Возможно, именно поэтому многие личности.

Жанровое своеобразие романа М. Шолохова “Тихий Дон” Над романом-эпопеей “Тихий Дон” М. Шолохов работал в течение 15 лет, с 1925 по 1940 год. В 1925 году молодой Шолохов решил написать большой роман о жизни донского казачества. Он.

Что потерял и что обрел Гобсек? В нем живут два существа, скряга и Философ, подлое существо и возвышенное. О. де Бальзак. Гобсек Какую неоднозначную личность сумел создать Оноре де Бальзак в своей повести “Гобсек”! Какая странная.

Описание по картине И. И. Левитана “Золотая осень” Березовая рощица… Тихая лесная река… Задумчивая сказка Левитана. Художник любил осень. При одном только взгляде на залитые золотом леса его сердце начинало радостно биться. Он мечтал о том, как перенесет.

Классный час: “Первая помощь при ожогах химическими веществами в быту.” Ишунская общеобразовательная школа I-III ступеней Классный час в 11 – Б классе по теме: “Первая помощь При ожогах химическими веществами в быту”. Подготовила: кл. руководитель 11-Б класса Лукьяненко Н. П.

Анализ стихотворения Рылеева “К N. N.” В стихотворении “К N. N.” он очарован любимой женщиной. Интимная тема любовного послания поддержана мелодическими повторами, анафорами: Твой милый взор, твой взор волшебный Хотел страдальца оживить, Хотела ты покой целебный.

Почему рассказ называется “Старуха Изергиль”? Рассказ “Старуха Изергиль” был написан в 1895 году. Он занимает особое место в творчестве Максима Горького. В этом произведении уже чувствуются некоторые особенности революционного романтизма. Без сомнения, автор стал новатором.

Русский “Гамлет” “Гамлет” – трагедия совести и в этом смысле прообраз тех трагедий, которые суждено пережить славянской душе, которая переживает распадение воли, чувства и сознания. Это делает судьбу Гамлета особенно понятной и.

Трагедия личности в романе М. Ю. Лермонтова “Герой нашего времени” Мы не способны более к великим Жертвам ни для блага человечества, ни Даже для собственного счастья. М. Ю. Лермонтов В романе “Герой нашего времени”, как и в стихотворении “Дума”, поставлена.

Речевая характеристика героев пьесы М. Горького “Дети солнца” Сценическое, театральное искусство строится на человеке и на слове, причем в комедии и драме слово имеет гораздо более веское и внушительное значение, чем в романе, в повести. М. Горький Высказывание.

Цветы для детей из реабилитационного центра Лето. Ура! Наконец-то каникулы! А если в дни школьных каникул дома не сидится? Июнь 2015 года выдался жарким. Вот однажды встречаю своих выпускников 4 “В” класса МБОУ СОШ № 5.

Тема памяти в лирике А. Твардовского

Осмысление прожитой жизни в поэме А. Т. Твардовского “По праву памяти” , Школьное сочинение

Я правду всю насчет людей

С тобой затем делю,

Что я до боли их, чертей,

Какие есть люблю.

“Счастлив, кто посетил сей мир в его минуты роковые. ” Чем-чем, а “роковыми минутами” XX век не был обделен. Поэт Александр Твардовский знал это не понаслышке. На его долю выпало стать поэтическим зеркалом трех трагических периодов, потрясших и мир, и большую и малую родину. Он пережил и перестрадал и 30-е, и 40-е, и послевоенные годы, но ему посчастливилось дожить до тех дней, когда он смог, наконец, правдиво и откровенно рассказать о пережитом.

Твардовский, как человек бескомпромиссный и честный, считал, что неправильно замалчивать черные страницы нашей истории, необходимо предать их гласности, переосмыслить эти события.

Еще в поэме “За далью — даль” были произнесены слова: “Молчанье — тоже ложь”. В его последнем, итоговом произведении — поэме “По праву памяти”— эта бесспорная мысль получила дальнейшее развитие: “Нет, все былые недомолвки домолвить ныне долг велит”. Потому что — и это первейший и всеопределяющий принцип поэта — “Одна неправда нам в убыток и только правда ко двору!”

В декабре 1963 года, окончив работу над поэмой “Теркин на том свете”, в которой была сделана попытка сатирического разоблачения тоталитаризма, Твардовский записал в рабочих набросках:

  • Недосказал. Могу ль оставить

В неполноте такую речь,

Где что убавить, что прибавить —

Как долей правды пренебречь?

Годам и дням ведя отсчет.

Недосказал — и горя нету.

Нет, недосказанное жжет.

Первоначально Твардовский собирался добавить “недосказанное” как главу в поэму “За далью — даль”, но затем главы сложились в самостоятельное произведение, в котором поэт заново переосмыслил все, о чем писал раньше, — в поэму “По праву памяти”.

Эта поэма — социальное и лирико-философское раздумье о непростых путях истории, о судьбах отдельной личности, осмысление поэтом опыта всей прожитой жизни, в которой отразились тяжелые противоречия времени. Мотив поиска правды, как истины и справедливости, сквозной в поэме — от обращения к себе во вступительных строках: “Перед лицом ушедших былей не вправе ты кривить душой” — до завершающих слов о целительном настое “правды сущей”, добытой ценой жестокого опыта.

В произведении развиваются и углубляются мотивы, прозвучавшие в книге “За далью — даль” (тема репрессий в главах “Друг детства” и “Так это было”), но теперь они приобретают более личностный характер. Ведь все, о чем пишет поэт, было поистине выстрадано им самим. Речь идет о судьбе его семьи и его собственной судьбе. Потому и построена поэма как взволнованный монолог, обращенный к современникам и, главным образом, к молодым людям — к “вам, из другого поколенья”. Это страстная исповедь про то, что “душу жжет”: о попирании неписаных человеческих законов, о поругании человеческого достоинства, о неслыханном произволе 30-х годов, стоившем миллионы жизней, в том числе о поломанных судьбах своих братьев, сестер, отца, матери, высланных в 30-е годы на Северный Урал, и о многих других злодеяниях. Сама память в поэме Твардовского — это не просто взволнованное воспоминание о былом, а невозможность забыть, неотпускающая боль души, постоянное тревожное напоминание о том, что никогда не изгладится в сердце.

Первая глава поэмы “Перед отлетом” — рассказ о юности автора, о друге, с которым они наивно мечтали о счастье и верили в светлое будущее:

Готовы были мы к походу.

Что проще может быть:

Не лгать. Не трусить.

Верным быть народу.

Любить родную землю-мать,

Чтоб за нее в огонь и в воду.

То и жизнь отдать.

Молодые, уверенные в себе оптимисты, они не предполагали, что от жизни нужно ждать не только счастья. “Сомненья дух” им “был неведом”, но тем горше было разочарование, постигшее их при столкновении с действительностью. Уже в этой главе слышно предзнаменование суровой реальности, трагических конфликтов эпохи.

Глава “Сын за отца не отвечает” — отражение той неразрешимой ситуации, в которую попал сам Твардовский в начале 30-х годов. В 1934 году он был отчислен с третьего курса института как “сын кулака”.

А как с той кличкой жить парнишке,

Как отбывать безвестный срок, —

Толкует автор этих строк.

Читая поэму, мы ощущаем, как сильно была ранена душа молодого поэта, ощущаем всю глубину той великой исторической трагедии, которая обернулась личной бедой не только для него, но и для многих тысяч людей того поколения. Мы понимаем, каково было его отцу — честному крестьянину-труженику услышать жестокий и несправедливый, как говорит поэт, “слепой и дикий для круглой цифры приговор”. Ему, зарабатывавшему хлеб собственными, в сплошных мозолях руками, о которых поэт с такой любовью и горечью говорит:

В узлах из жил и сухожилий,

В мослах покрюченных перстов —

Те, что — со вздохом — как чужие,

Садясь к столу, он клал на стол.

Те руки, что своею волей —

Ни разогнуть, не сжать в кулак:

Отдельных не было мозолей —

По этому приговору отец Твардовского оказался “в тех краях, где виснул иней с барачных стен и потолка. “. Он был раскулачен не только за то, что имел крепкое хозяйство, но и за то, что выделялся из общей массы своим экстравагантным поведением: носил шляпу, к другим крестьянам относился несколько высокомерно, к тому же был женат на дочери дворянина, пусть и обедневшего, разорившегося.

Боль Твардовского понятна, ведь пострадала при этом и вся семья. Нелегко приходилось детям “врагов народа”:

И за одной чертой закона Уже равняла всех судьба: Сын кулака иль сын наркома, Сын командарма иль попа. Клеймо с рожденья отмечало Младенца вражеских кровей. И все, казалось, не хватало Стране клейменых сыновей.

Твардовский, как и многие его сверстники, не хотел отрекаться от своего отца и вынужден был скрывать свое происхождение от окружающих. Естественно, что он был искренне возмущен словами Сталина “Сын за отца не отвечает. С тебя тот знак отныне снят”. Эти слова были всего лишь красивым жестом, в действительности же отношение к детям “врагов народа” оставалось прежним.

Сталин стремился воспитать поколение, для которого государство стало бы важнее семьи, а идеалы социализма — важнее личного счастья.

Лицемерие слов, невзначай оброненных “судеб вершителем земным” .лишь подчеркивает и усугубляет не только его вину, но и тех его наследников, которые “Забыть, забыть велят безмолвно, хотят в забвенье утопить живую быль” (глава “О памяти”).

Эта “живая быль” состоит в том, что слова “отца народов” оборачиваются требованием не только подавить все личное во имя государственного, но и нарушить основные библейские заповеди: почитай отца своего и мать свою, не произноси ложного свидетельства на ближнего своего, не убий, не сотвори себе кумира. Глас “отца народов” звучит в поэме как проповедь, но проповедь — Сатаны:

Он говорил: иди за мною,

Оставь отца и, мать свою,

Все мимолетное, земное

Оставь — и будешь ты в раю.

Отринь отца и мать отринь.

Предай в пути родного брата

И друга лучшего тайком.

И душу чувствами людскими

Не отягчай, себя щадя.

И лжесвидетельствуй во имя,

И зверствуй именем вождя.

Трагическое положение личности в тоталитарном государстве порождало ее трагическое раздвоение: с одной стороны, люди поверили в идею, были преданы идеалам социализма, а с другой — жестокость воплощения идеи вступала в конфликт с их совестью, заставляя сомневаться: а все ли правильно происходит при строительстве нового общества?

Твардовский был в числе тех, кто искренне поверил в идеи социализма, но пострадал при их претворении в жизнь. Поэтому отношение его к “вождю народов” неоднозначно: образ Сталина становится одним из центральных и самых меняющихся в его поэмах. Он эволюционирует от мудрого и надежного кормчего “на многомощном корабле” в цикле “О Сталине” до тирана, не только извратившего социалистическую идею, но посягнувшего на саму природу человека.

За два года до смерти Твардовский переосмыслил всю прожитую жизнь, избавился, наконец, от всех иллюзий. Он отверг все запреты и предал гласности мучительную и горькую память о жестокой эпохе, об ужасах и преступлениях времен сталинщины:

  • не те уже годочки, —

Не вправе я себе отсрочки

Еще успеть без проволочки

Немую боль в слова облечь,

Ту боль, что скрыта временами

И встарь теснила нам сердца.

В главе “О памяти” поэт открывает правду и о продолжающих эпоху сталинизма, полных лжи и показухи брежневских временах:

Забыть велят и просят лаской

Не помнить — память под печать.

Чтоб ненароком той оглаской

Непосвященных не смущать.

Твардовский не согласен с такой политикой государства. Он считает, что за нежеланием открывать правду скрывается страх перед собственным народом, а это неправильно, ведь

  • кто сказал, что взрослым людям

Страниц иных нельзя прочесть?

Иль нашей доблести убудет

И на миру померкнет честь?

Он уверен, что тот, “кто прячет прошлое ревниво, тот вряд ли с будущим в ладу”. А ведь потомки спросят с народа и будут судить его судом поколений, судом истории. Твардовский считает, что его современники обязаны рассказать потомкам правду о прошлом и этим нравственно очиститься:

Зато и впредь как были — будем, —

Какая вдруг ни грянь гроза, —

Людьми из тех людей, что людям,

Не пряча глаз, глядят в глаза.

Поэма “По праву памяти”, в которой Александр Твардовский попытался переосмыслить время сталинизма, разобраться с тем, что происходило тогда в стране, была написана в 1963-1969 годах, но увидела свет только в 1987-м. Она оказалась удивительно созвучной духу того времени — требованиям гласности, прямого и откровенного разговора о наболевшем. Конечно, Твардовский открыл правду только в той мере, в какой она была доступна ему — члену ЦК КПСС, и двигала поэта к правде памяти не только “оттепель” и желание реабилитировать несправедливо репрессированных, но и сугубо личное обстоятельство — близость смерти, последнего срока, до которого надо успеть высказать “немую боль”. Тем не менее, появление этой поэмы еще раз подтвердило значение памяти, тема которой усиленно разрабатывалась в прозе и поэзии на протяжении последних десятилетий XX века, и подчеркнуло роль Твардовского, находившегося у истоков ее разработки.