Деятельность учителя |
Деятельность ученика |
Компетенции/ аспекты компетенции/УУД |
Оценивание/формы контроля |
|||||
Цель: включение в учебную деятельность на личностно значимом уровне. |
||||||||
(слайд 1) Всем, всем добрый день Прочь с дороги нашей лень Не мешай учиться, не мешай трудиться Не отстанем мы ни где, Ни в учебе, ни в труде. Сегодня на уроке мы — Продолжим учиться исследовать природные объекты в творчестве художников, которые умеют красоту изобразить так старательно, передавая нам любовь и трепетное отношение к окружающей нас природе. — Посмотрите внимательно на картину, что можете о ней рассказать? Картину «Утро в сосновом лесу» написал Иван Шишкин. Рассказ учителя о художнике по слайду. — На уроке медвежонок и у него компьютер, он готов нас слушать. |
— настраиваются на предстоящую работу в классе; Называют, что видят. С любовью говорят о забавных медвежатах. Хорошо читающие ученики со слайда читают стих С.Погорельского |
ПОЗНАВАТЕЛЬНЫЕ УУД — систематизировать материал, полученный на предыдущих уроках; КОММУНИКАТИВНЫЕ УУД — выстраивать осознанное речевое высказывание в устной форме по теме; — договариваться с одноклассниками совместно с учителем о правилах поведения и общения и следовать им; РЕГУЛЯТИВНЫЕ УУД — выделять и осознавать то, что уже усвоено и что еще нужно усвоить; — отличать новое знание от уже известного с помощью учителя; — принимать и сохранять учебную задачу, планировать, контролировать, оценивать учебные действия; — прогнозировать предстоящую работу; — формировать умение настраивать себя на продуктивную работу; ЛИЧНОСТНЫЕ УУД — включение в учебную деятельность на личностно значимом уровне; — обеспечить познавательную мотивацию учащихся к обучению; — прививать интерес к познавательной деятельности; — принятие и освоение социальной роли обучающегося, развитие мотивов учебной деятельности и формирование личностного смысла учения; — содействовать развитию этических чувств, доброжелательности и эмоционально-нравственной отзывчивости, понимания и сопереживания чувствам других людей; — устанавливать связь между целью учебной деятельности и ее мотивом, (зачем?); — формировать интерес к изучению предмета (темы); |
Самооценка готовности к уроку. Оценка эмоционального состояния. |
|||||
Цель: осознание потребности в выполнении элементарных интересных заданий, делать самостоятельные открытия |
||||||||
— Назовите части речи, которые мы изучили? — Назовите существительные (на картине) — Назовите глаголы. — Назовите прилагательные. — Какие местоимения можно использовать при рассказе? Вывод: Все изученные части речи будут нашими помощниками при составлении рассказа по картине. |
— Отвечают на вопросы учителя, используя знания, полученные на прошлом уроке, — проверяют выполнение домашнего задания, (сделать морскую воду). |
ПОЗНАВАТЕЛЬНЫЕ УУД — систематизировать материал, полученный на предыдущих уроках; — анализировать результаты работы, сравнивать с правильным ответом, делать выводы; КОММУНИКАТИВНЫЕ УУД — обосновывать свои суждения; — формулировать свои затруднения, возникшие при выполнении задания; РЕГУЛЯТИВНЫЕ УУД — вносить необходимые коррективы в действие после его завершения на основе его оценки и учета характера сделанных ошибок; — анализировать причины успеха (неуспеха); — определять границу «знания-незнания»; ЛИЧНОСТНЫЕ УУД — понимать причины успешного выполнения задания; — проводить самооценку на основе критерия успешности учебной деятельности; — создавать позитивное эмоциональное отношение учащихся к уроку и предмету; |
Фронтальный опрос. |
|||||
Цель: осознание потребности к расширению своего запаса знаний об окружающем мире, по картине. |
||||||||
— Вы назвали только отдельные слова по картине. А старшеклассник составил рассказ, послушайте. (Учитель зачитывает сочинение) (См. Приложение II) — У вас на столах листочки, во время чтения вы можете записать понравившиеся слова (разных частей речи), отдельные словосочетания, предложения, которые вам понравились. — Вам понравился рассказ старшеклассника? Чем? — Прочитайте записи с листочка — Подумайте и скажите, а вы сможете составить такой или похожий рассказ? — Почему? |
-слушают, — отвечают на поставленные вопросы; Записывают слова, фразы, предложения по своему желанию. — Словами, как художник кисточкой, ученик рисует красоту… Зачитывают. — высказывают предположения и доказывают свою точку зрения; |
ПОЗНАВАТЕЛЬНЫЕ УУД — выдвигать гипотезы (предположения) и обосновывать их; — поиск и выделение необходимой информации; КОММУНИКАТИВНЫЕ УУД — формулировать и отстаивать свою точку зрения, подкреплять ее научными знаниями; РЕГУЛЯТИВНЫЕ УУД — выдвигать предположения на основе имеющихся знаний и обосновывать их; — высказывать предположения на основе наблюдений, формулировать вопрос (проблему) урока, формулировать задачи урока; — определять границу «знания-незнания»; ЛИЧНОСТНЫЕ УУД — определять и высказывать самые простые, общие правила; — понимают значение новых знаний для человека и принимают его; — проявлять интерес к новому содержанию; — ценностное отношение к умению самостоятельно определять и формировать задачу; |
Фронтальный опрос. |
|||||
Цель: создание проблемной ситуации. |
||||||||
— Давайте попробуем? В этом заключается проблема нашего урока. — Какая тема урока? — Какова цель урока? — Назовите последовательно, что для этого нужно, чтобы у нас тоже получился текст? (составить план, рассказать, что на переднем плане картины, что расположен дальше….высказать свое отношение к происходящему. Записать составленный рассказ в свою тетрадь). Слайд 5 — Из каких частей состоит традиционно текст? |
— называют части текста, опираясь на свой жизненный опыт; — проговаривают проблему, — определяют и осмысливают цели урока, участвуют в их обсуждении, анализируют; — ставят учебные задачи при помощи учителя.
|
ПОЗНАВАТЕЛЬНЫЕ УУД — выдвигать гипотезы (предположения) и обосновывать их; — поиск и выделение необходимой информации; — анализировать проблему, находить способы решения и выхода из проблемной ситуации; КОММУНИКАТИВНЫЕ УУД — формулировать и отстаивать свою точку зрения, подкреплять ее научными знаниями; РЕГУЛЯТИВНЫЕ УУД — выдвигать предположения на основе имеющихся знаний и обосновывать их; — высказывать предположения на основе наблюдений, формулировать вопрос (проблему) урока, формулировать задачи урока; — определять границу «знания-незнания»; ЛИЧНОСТНЫЕ УУД — определять и высказывать самые простые, общие правила; — понимают значение новых знаний для человека и принимают его; — проявлять интерес к новому содержанию; — ценностное отношение к умению самостоятельно определять и формировать задачу; |
Самооценка умений определять и формулировать проблему, цель урока |
|||||
Цель: создание условий для реализации (составление плана). |
||||||||
— создает условия для составления плана:
Составляется план и вписывается в презентацию учителем. Первая часть – это вступление, первый абзац. Вторая и третья часть – это основная часть, второй абзац. Заключение – четвертая часть, последний абзац. — Молодцы! Получаются прекрасные предложения. Я думаю, Ивану Ивановичу Шишкину понравились бы ваши предложения и рассказ, который у нас вместе получается. Но, медвежонок тоже трудился: слушал вас и записывал, также как и вы, когда я читала рассказ старшеклассника. Давайте прочитаем, что у него получилось. Учитель достает лист (где то за медвежонком и читает. — Вам понравилось? Видите, общими усилиями как здОрово получается. — А сейчас рассказ прочтем на слайде и выберем слова – опоры по вашему желанию, выпишем на доску для каждого из трех абзацев. |
— отвечают на вопросы учителя, — составляют план, воспринимают информацию, Передо мной картина…. Бравые медвежата… Медведица… Красивый лес… Чудесная природа … Прохладный воздух … Сосны великаны … Художник изобразил…. …словно в русских сказках. (Дети составляют отдельные предложения по картине, высказывают свое мнение) Чудесное Озорные Поваленное Хулиганы Воспитывает Великаны Приветствуют Прорисовал Таинственный |
ПОЗНАВАТЕЛЬНЫЕ УУД — выделять существенную информацию из текста; — владеть приёмами отбора и систематизации материала; — добывать новые знания: находить ответы на вопросы, используя учебник, свой жизненный опыт и информацию, полученную на уроке; КОММУНИКАТИВНЫЕ УУД — аргументировать свою позицию, координировать ее с позициями партнеров в сотрудничестве при выработке общего решения в совместной деятельности; — выполнять различные роли в группе, сотрудничать в совместном решении проблемы (задачи); — выражать свою точку зрения, строить понятные высказывания, аргументировать свою позицию; РЕГУЛЯТИВНЫЕ УУД — вносить необходимые коррективы в действие после его завершения на основе его оценки и учета характера сделанных ошибок; — планировать и согласовывать свои действия в группе в соответствии с общей задачей; ЛИЧНОСТНЫЕ УУД — развивать познавательную активность учащихся; — развитие мотивов учебной деятельности и формирование личностного смысла учения; |
Оценка постановки учебной задачи, планировать действия по её решению. |
|||||
|
||||||||
— организовывает проведение физкультминутки; — создает условия для снятия переутомления учащихся, смены вида деятельности, переключения внимания. Вылез мишка из берлоги Огляделся на пороге Потянулся он от сна К нам опять пришла весна Чтоб скорей набраться сил Головой он покрутил Наклонился назад, вперед Вот он по лесу идет Ищет мишка корешки и трухлявые пеньки В них съедобные личинки, для медведя витаминки, наконец-то он наелся и на бревнышке уселся. |
— выполняют комплекс упражнений для глаз; — выполняют физкультминутку; — повторяют упражнения за учителем. |
|||||||
Цель: применение нового знания в типовых заданиях. |
||||||||
— Картина помещена в учебнике (вкладка), откройте. Поработайте в парах, расскажите о картине вашему друг другу. Если возникнут какие-то вопросы, задавайте. — Оцените работу своего товарища при помощи цвета нашего светофорчика: Зеленый – понравился, даю высокую оценку, Желтый — понравился, но есть небольшие недочеты, редактировали. Красный – много неточностей, много внесли изменений. |
— выполняют задание в парах, рассматривают картину в учебнике, составляют устный рассказ, — представляют результат. |
ПОЗНАВАТЕЛЬНЫЕ УУД — анализировать результаты работы, сравнивать с правильным ответом, делать выводы; — определять последовательность действий (алгоритм) для решения предметной задачи; КОММУНИКАТИВНЫЕ УУД — развивать умение слушать собеседника, задавать конструктивные вопросы; — слушать других, быть готовым изменить свою точку зрения; — уметь осуществлять взаимный контроль и оказывать в сотрудничестве необходимую взаимопомощь; РЕГУЛЯТИВНЫЕ УУД — закреплять умение осуществлять взаимный контроль; — самостоятельно решать предложенные учебные задачи; — самостоятельно составлять план решения учебной проблемы; ЛИЧНОСТНЫЕ УУД — иметь ценностное отношение к умению самостоятельно анализировать свои действия, оценивать и делать выводы; |
Работа в паре, взаимооценка, самоконтроль, самооценка. |
|||||
Цель: самопроверка умения применять новое знание в типовых условиях. |
||||||||
-А сейчас, учитывая рекомендации, воплотив свои идеи, запишите в тетрадь свой рассказ. На работу 8 минут. |
— записывают свой рассказ самостоятельно, — исправляют ошибки и сверяют с эталоном; — оценивают свою работу согласно критериям; |
ПОЗНАВАТЕЛЬНЫЕ УУД — извлекать необходимую информацию, — совершенствовать технику смыслового чтения; — анализировать результаты работы, сравнивать с правильным ответом, делать выводы; — делать выводы в результате совместной деятельности класса, группы или пары; КОММУНИКАТИВНЫЕ УУД — строить понятные для партнера высказывания и аргументировать свою позицию; — уметь осуществлять взаимный контроль и оказывать в сотрудничестве необходимую взаимопомощь; РЕГУЛЯТИВНЫЕ УУД — вносить необходимые коррективы в действие после его завершения на основе его оценки и учета характера сделанных ошибок; — закреплять умение самостоятельно контролировать время при выполнении задания; — контролировать процесс и результаты деятельности, вносить коррективы; — формировать умение самостоятельно выполнять задание и контролировать себя; ЛИЧНОСТНЫЕ УУД — самостоятельно выполнять работу, понимая личную ответственность за результат; — связывать свои успехи с усилием, трудолюбием; — формировать самоопределение (учебно-познавательный интерес к новому учебному материалу) и смыслообразование (ценностное отношение к новому учебному материалу); — ценностное отношение к умению применять новые знания, работать по алгоритму; — формировать адекватную самооценку. |
Самопроверка по эталону. Коррекция допущенных ошибок. Самоконтроль, самооценка. |
|||||
Цель: инструктаж по выполнению домашнего задания. |
||||||||
1. Предлагает дома рассказать родителям устно родителям по картине. Попросить родителей придумать одно красивое предложение по картине, записать его в тетрадь. Подчеркнуть грамматическую основу в записанном предложении. |
— воспринимают информацию, — выбирают домашнее задание на основе оценки своих способностей, интересов; |
ПОЗНАВАТЕЛЬНЫЕ УУД — находить, перерабатывать, использовать информацию для решения учебных задач; — перерабатывать и преобразовывать информацию из одной формы в другую (составлять схему, алгоритм, таблицу, план); — творческое применение знаний и умений; КОММУНИКАТИВНЫЕ УУД — формулировать вопросы и задания к пройденному на уроках материалу; — формулировать свои затруднения, возникшие при выполнении задания; РЕГУЛЯТИВНЫЕ УУД — осуществлять самоконтроль, коррекцию своих ошибок; — осуществлять самооценку своей деятельности; — соотносить полученное домашнее задание с изученным учебным материалом; ЛИЧНОСТНЫЕ УУД — способность к организации самостоятельной учебной деятельности. — способность к самооценке, ориентирование на понимание причин успеха в учении; |
||||||
Цель: соотнесение цели урока и его результатов, самооценка работы на уроке, осознание метода построения нового знания. |
||||||||
— создает ситуацию для анализа своей работы на уроке. Самооценка своей деятельности на уроке: Предлагается взять веере – светофор и показать цвет, соответствующий вашей деятельности на уроке. |
— По желанию учащиеся зачитывают свой рассказ. — дают рекомендации и оценивают рассказы, заслушанные на уроке. — осуществляют самооценку своей учебной деятельности, соотносят цель и результат; — оценивают достижение поставленных целей; Учащиеся высказывают свое мнение. Красный сигнал — Много недочётов, надо ещё работать.Трудно было. Желтый сигнал — Есть незначительные недочёты. Иногда было трудно. Зеленый сигнал — Всё правильно получилось. Было легко. Сравнивают свои оценки, высказывают мнения. |
ПОЗНАВАТЕЛЬНЫЕ УУД — анализировать результаты работы, сравнивать с правильным ответом, делать выводы; — анализировать, сравнивать разные виды решения задания; — на основе анализа объектов делать выводы; — определять последовательность действий (алгоритм) для решения предметной задачи; — формировать умение проводить сравнение, обобщать; КОММУНИКАТИВНЫЕ УУД — включаться в диалог и коллективное обсуждение с учителем и сверстниками, проблем и вопросов; — договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности; — развивать монологическую и диалоговую речь; — развивать умение слушать и понимать речь других; — строить понятные для партнера высказывания и аргументировать свою позицию; — уметь формулировать и выдвигать аргументы, готовить сообщения, тезисы, осуществлять выступление с ними на уроке; — формировать умение адекватно оценивать работу других учеников; РЕГУЛЯТИВНЫЕ УУД — анализировать причины успеха (неуспеха); — вносить необходимые изменения и коррективы в план и способ действия в случае расхождения с эталоном, прогнозировать результат; — контролировать и оценивать свою работу и полученный результат; — оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей; — осуществлять познавательную и личностную рефлексию; — соотносить цели и результаты своей деятельности; — формировать умение оценивать свою работу на уроке на разных этапах; ЛИЧНОСТНЫЕ УУД — выказывать своё отношение, выражать свои эмоции; — осознают свои возможности в учении; — оценивать поступки в соответствии с определённой ситуацией; — оценивать результат своей работы; — понимать и оценивать свой вклад в решение общих задач; — представление о себе и своих возможностях, умение объяснить себе, что получилось, а что нет; — сравнивать, оценивать результат своей деятельности; — умение оценивать и осознавать свой вклад в общий результат урока; — успешное формирование у учащихся навыков контроля и самооценки; — устанавливать связь между целью деятельности и ее результатом; — формировать положительную мотивацию к учению, через создание ситуации успеха каждого ученика; — формировать ценностное отношение к совместной познавательной деятельности и к полученным результатам; |
Рефлексия с использованием приёма «Светофор» Оценка эмоционального состояния. |