Каковы художественные особенности поэзии Б.Л. Пастернака?
Тип: |
Борис Леонидович Пастернак – уникальное явление в истории русской литературы. Его гений поразил окружающих своей самобытностью, яркостью, оригинальностью. Творчество этого поэта вызывало изумление у современников; восхищение испытывают и потомки, читая его стихи.
Одной из главных особенностей лирики Бориса Пастернака можно назвать его отношение к природе. Он всегда был тонким ценителем ее вечной красоты, и это не могло не отразиться на его творчестве. Жизнь и природа – вещи неотделимые в поэзии Пастернака:
Сестра моя – жизнь и сегодня в разливе
Расшиблась весенним дождем обо всех…
Поэт наделяет природу философским смыслом, через описание тех или иных явлений он передает внутреннее состояние лирического героя. Кстати, необходимо заметить, что у Пастернака нет разделения на живую и неживую природу, все едино.
До него окружающая среда преподносилась через ощущения и взгляд человека. У Пастернака она – без человека, самобытна. И вот уже не мы смотрим в зимнее окно, а само окно глядит на нас со своими «крышами и снегом»:
Только белых мокрых комьев
Быстрый промельк маховой.
Только крыши, снег и, кроме
Крыш и снега, — никого.
(«Снег идет»).
Тема поэта и поэзии — одна из важнейших в творчестве Пастернака. Говоря в стихотворении «Быть знаменитым некрасиво…» о правилах истинного поэта, автор осуждает внимание к «шумихе», «успеху», внешнему благополучию, потому что это мешает стремлению «ввысь». Рассуждая о творчестве, автор говорит о его основной, главнейшей задаче:
Цель творчества – самоотдача,
А не шумиха, не успех.
Позорно, ничего не знача,
Быть притчей на устах у всех.
Мы видим, что Пастернак не приемлет пустой, незаслуженной славы, ему проще кануть в неизвестность, чем быть на устах у всех, ничего для этого не сделав. Такая позиция заслуживает только уважения. Художник прокладывает свой одинокий путь «в тумане», где «не видать ни зги», слыша впереди только «будущего зов». Он должен оставить «живой след» в современности, который продолжат «другие».
В стихотворении «Во всем мне хочется дойти до самой сути…» лирический герой ставит перед собой практически непосильную задачу – проникнуть в тайную суть жизни, вывести ее законы, разгадать ее секреты… Он пытается схватить «нить судеб, событий». Но задача осложняется тем, что он стремится не просто понять, но и выразить общий закон бытия:
О, если бы я только мог
Хотя отчасти,
Я написал бы восемь строк
О свойствах страсти.
Отбрасывая пустые слова, он ищет главные, основные. Не в этом ли заключается задача и цель поэзии в целом и каждого поэта в частности?.. Пастернак считал, что значимое не обязательно должно быть сложным. Истинность вещей и явлений заключается именно в их простоте.
Важно отметить, что одной из отличительных черт поэзии Пастернака является особая метафоричность его стихотворений. Метафора у него и сама по себе необычна, и выполняет необычную роль. Описываемые поэтом природа и окружающие его вещи словно испытывают те же чувства, что и лирический герой. И ощущения человека передаются не путем прямого описания его чувств, а путем сопоставления его с природой с помощью метафор. Возможно, так поэт хотел бы показать единство мира, собрать разрозненные детали и показать их взаимосвязь:
Февраль. Достать чернил и плакать!
Писать о феврале навзрыд,
Пока грохочущая слякоть
Весною черною горит.
В картине «февраля» вступают во взаимодействие детали окружающего мира («слякоть», «клик колес» пролетки, «деревья») с воспоминаниями и, одновременно, мечтами лирического героя о весне (пасхальном «благовесте», «ливне», «лужах», «тысячах грачей»), а также с приметами его эмоционального состояния («плакать», «навзрыд», «слезы», «грусть», «крики»).
Это явления различных уровней реальности, но в стихотворении они оказываются взаимопроницаемы. Это помогает Пастернаку создать наиболее полную картину своих ощущений.
Важно заметить, что поэт уделяет большое внимание звуковому рисунку своего стиха. Содержание стихотворения должно сопровождаться дополняющим смысл звучанием. Например, в стихотворении «Никого не будет в доме…» повторение сонорных «м», «р», «л», согласных «б» и «х» и гласных «е» и «о» создает ощущение монотонности. Кажется, будто мы слышим, как падают большие хлопья снега и видим его девственную белизну…
Бориса Пастернака можно назвать Поэтом с большой буквы. В его стихах удивительно тонко прочувствована и выражена вечная красота природы и ее связь с душой человека. Я верю, что еще не одно поколение будет восхищаться поэзией этого удивительного человека.
0 человек просмотрели эту страницу. или войди и узнай сколько человек из твоей школы уже списали это сочинение. |