Образец сочинения по тексту Б.Л. Васильева

Сочинение

(1)Человек создан на столетия, если судить по огромной, ни с чем не сравнимой трате сил. (2)Лев, убив антилопу, в сытой дрёме отдыхает сутки. (3)Могучий сохатый после часового боя с соперником полдня отстаивается в чащобе, судорожно поводя проваленными боками. (4)Айтматовский Каранар год копил силы, чтобы буйствовать, неистовствовать и торжествовать полмесяца. (5)Для человека подобные подвиги − блеск мгновения, за который он платит столь малой толикой своих запасов, что вообще не нуждается в отдыхе.

(6)Цель зверя − прожить отпущенный природой срок. (7)Сумма заложенной в нём энергии соотносима с этим сроком, и живое существо тратит не столько, сколько хочется, а столько, сколько надо, будто в нём предусмотрено некое дозирующее устройство: зверю неведомо желание, он существует по закону необходимости. (8)Не потому ли звери и не подозревают, что жизнь конечна?

(9)Жизнь зверей – это время от рождения до смерти: звери живут во времени абсолютном, не ведая, что есть и время относительное, в этом относительном времени может существовать только человек. (10)Его жизнь никогда не укладывается в даты на могильной плите. (11)Она больше, она вмещает в себя ведомые только ему секунды, которые тянулись, как часы, и сутки, пролетевшие, словно мгновения. (12)И чем выше духовная структура человека, тем больше у него возможностей жить не только в абсолютном, но и в относительном времени. (13)Для меня глобальной сверхзадачей искусства и является его способность продлевать человеческую жизнь, насыщать её смыслом, учить людей активно существовать и во времени относительном, то есть сомневаться, чувствовать и страдать.

(14)Это − о духовности, но и в обычной, физической жизни человеку отпущено «горючего» заведомо больше, чем нужно, для того чтобы прожить по законам природы. (15)Зачем? (16)С какой целью? (17)Ведь в природе всё разумно, всё выверено, испытано миллионолетиями, и даже аппендикс, как выяснилось, для чего-то всё-таки нужен. (18)А многократно превышающий потребности огромный запас энергии для чего дан человеку?

3 стр., 1054 слов

Проблема смысла жизни

... возможностей жить не только в абсолютном, но и в относительном времени. (13)Для меня глобальной сверхзадачей искусства и является его способность продлевать человеческую жизнь, насыщать её смыслом, учить людей активно существовать и во времени относительном, то есть ...

(19)Я задал этот вопрос в пятом или шестом классе, когда добрёл до элементарной физики, и решил, что она объясняет всё. (20)И она действительно всё мне тогда объяснила. (21)Кроме человека. (22)А его объяснить не смогла. (23)Именно здесь кончалась прямолинейная логика знания и начиналась пугающе многовариантная логика понимания. (24)Я тогда, разумеется, этого не представлял, однако энергетический баланс не сходился, и я спросил отца, зачем-де человеку столько отпущено.

− (25)Для работы.

− (26)Понятно,

(27)Это свойство − соглашаться с собеседником не тогда, когда всё понял, а когда ничего не понял, − видимо, заложено во мне от природы. (28)Житейски оно мне всегда мешало, ибо я не вылезал из троек, сочиняя свои теории, гипотезы, а зачастую и законы. (29)Но одна благодатная сторона в этой странности всё же была: я запоминал, не понимая, и сам докапывался до ответов, сейчас уже не столь важно, что чаще всего ответ был неверным. (30)Жизнь требует от человека не ответов, а желанияискать их.

(31)Я пишу об этом только ради двух слов отца, определивших для меня весь смысл существования. (32)Это стало главной заповедью, альфой и омегой моего мировоззрения. (33)И стал я писателем, вероятно, совсем не потому, что рождён был с этаким блеском в очах, а потому лишь, что свято веровал в необходимость упорного, ежедневного, исступлённого труда.

(По Б.Л. Васильеву)

Борис Львович Васильев

Сочинение по данному тексту может выглядеть так:

В тексте, предложенном для анализа, советский писатель Борис Васильев ставит проблему смысла человеческого существования.

Сравнивая жизнь животного и человека, автор задаётся вопросом: «Для чего дан людям огромный запас энергии, многократно превышающий потребности организма?». Писатель утверждает, что звери живут во времени абсолютном, их цель – «прожить отпущенный природой срок». А человек может существовать во времени относительном. Причем, по замечанию писателя, «чем выше духовная структура человека, тем больше у него возможностей жить … в относительном времени». Иными словами, животному нужна энергия только для удовлетворения физиологических потребностей, человек же – существо высокоорганизованное. Ему свойственно чувствовать, страдать, сомневаться, искать ответы на сложные вопросы. На это тоже нужна энергия.

Будучи школьником, герой-рассказчик пытался понять природу человека с помощью физики, но быстро осознал, что эта наука не в состоянии объяснить предназначение огромного количества энергии, данного человеку. Потому что всё, что касается человека, нужно объяснять не с помощью «прямолинейной логики знаний», а с помощью «многовариантной логики понимания». Эти слова ещё раз доказывают сложность и непостижимость человеческой личности, наделённой даром осмысленной активной жизни.

Оба приведённых примера, дополняя друг друга, помогают лучше понять позицию автора.

17 стр., 8248 слов

Жизнь и творчество Константина Васильева

... листьями, избушка в лесу. Константин мог часами рассматривать репродукции с картин художников и иллюстраций в ... человека, непременно надо коснуться питавших его корней, почувствовать их крепость, связь с родной землей. Константин Алексеевич Васильев ... писателей. Спорили о живописи. Уже значительно позднее, впервые увидев работу Васильева «Северный орел», Виктор Иванович вспомнит этот разговор. Картина ...

В результате долгих рассуждений Б. Васильев приходит к выводу, что смысл человеческого существования заключается в упорном, ежедневном, исступлённом труде. Именно для этого ему отпущено «горючего» заведомо больше, чем необходимо для жизни.

С позицией автора трудно не согласиться. Действительно, жизнь человека заключается не просто в удовлетворении физических потребностей. Он стремится к самосовершенствованию, поэтому живёт насыщенной, наполненной неустанным трудом жизнью. А если человек не работает над собой, его ждёт бессмысленное существование, не приносящее пользы ни ему самому, ни его окружению. Вспомним пушкинского Онегина, который вёл в Петербурге однообразную жизнь, наполненную развлечениями. Безделье породило в нём душевную пустоту, скуку, которую уже не могли развеять ни жизнь в деревне, ни дружба с пылким романтиком Ленским, ни искренние чувства Татьяны. Зато автор «Онегина», великий русский писатель А.С. Пушкин, проживший недолгую, но яркую жизнь, оставил после себя огромное самобытное творческое наследие, включающее стихи, прозу, драматические произведения, сказки. По мнению А.Н.Островского, благодаря Пушкину русская литература продвинулась в своём развитии на целое столетие. Это ли не доказательство относительности времени и огромного трудолюбия писателя.

Таким образом, мы убедились, что только неустанная работа наполняет жизнь человека смыслом, делая его существование радостным, наполненным и нужным.