Статья «Сочинения сопоставительного характера»

Сочинения сопоставительного характера

Сочинения сопоставительного характера бывают очень разнообразны по степени сложности. Как правило, они предлагаются обучающимся, начиная с 8-го класса, когда проводится сопоставительный анализ образов повести А.С.Пушкина «Капитанская дочка»: Гринева и Швабрина, Пугачёва и Екатерины и др. Чаще всего педагог предлагает школьникам готовый план сочинения, в котором перечислены основные признаки, по которым сопоставляются эти герои, например: наличие и отсутствие чувства собственного достоинства, смелость и трусость, прямота и хитрость Гринёва и Швабрнна. Обучающиеся пишут сочинение по предложенному им плану, но составлять свой, находить эти признаки по-прежнему не умеют. Если они не научатся сопоставлять разных героев одного произведения, то не смогут в дальнейшем писать более сложные сочинения, требующие сравнительного анализа. В дальнейшем темы таких сочинений усложняются.

Чтобы написать сочинение, школьник должен обладать навыками проведения сравнительного анализа. Переходом к обучению написаний сочинений, требующих сравнительного анализа, может служить обращение к знакомым по урокам развития речи понятиям описания, повествования и рассуждения. Ведь сочинения на литературную тему тоже относятся к этим трём типам речи.

Сочинение-описание построено как упорядоченное всестороннее перечисление наиболее существенных признаков предмета, явления, образа.

Сочинение-повествование рассказывает о событиях, сохраняя последовательность их развития, опирается на пересказ литературного текста.

Сочинение-рассуждение содержит утверждение или отрицание определенной мысли, её развитие, суждение и подтверждение.

Если рассматривать сочинение сопоставительного характера как один из таких типов, то видно, что оно является либо сочинением-рассуждением, либо сочетает в себе различные типы, в первую очередь описание и рассуждение. Рассуждение требует утверждения, которое будет затем доказано, т.е. сочинение должно состоять не просто из перечисления определённых признаков героев произведений, но должна быть мысль, их объединяющая. Для сопоставляемых героев или произведений характерны признаки, выявленные в большей или меньшей степени. Даже если герои сопоставляются по принципу антитезы, в основе лежит ярко выраженное наличие или отсутствие какого-либо признака. Например, героев «Грозы» А.Н. Островского можно сравнить по принципу принадлежности их к «тёмному царству», анализируя, как в каждом из героев проявляются его основные черты. Можно сравнить Кутузова и Наполеона, героев «Войны н мира», как полководцев. Но нельзя анализировать героев и произведения, общих признаков не имеющих, или же выделять все подряд черты героев, хотя не все из них нужны для сопоставительного анализа. Так, например, невозможно сравнивать героев одного произведения — Наташу Ростову и Наполеона («Война и мир»).

3 стр., 1290 слов

Сочинения и анализ «Человек, который смеётся»

... божественный космос. О чем роман Гюго – сюжет Действия романа Виктора Гюго «Человек, который смеется» происходят в Англии. В центре ... сделать ничего больше кроме того, как утопиться. Сочинение Человек который смеется «Человек, который смеется» — роман тяжелый и оставляющий неприятное ... запечатанным в неё признанием компрачикосов. Возвеличивание героя становится переломным и финальным этапом его ...

Здесь нет почвы для сопоставления, нет общего и не просто различного, а антонимичного, что можно было бы сравнить. Поэтому первая задача при осмыслении темы сочинения — найти точки соприкосновения различных героев, произведений или авторов. Отправным пунктом сопоставления могут являться черты сходства или черты различия героев, если эти различия антагонистичны.

Для этого школьникам можно предложить различные типы заданий, например:

Обучающие задания.

  1. Выделите из общего перечня героев различных произведений пары (или больше), которые могли бы быть сопоставлены, н сформулируйте, почему, по вашему мнению, такое

сопоставление возможно:

  • Ф.М. Достоевский « Преступление и наказание»: Сонечка Мармеладова, Раскольников, Лужин, Свидригайлов, Дунечка Раскольникова;

  • А.П. Чехов « Вишнёвый сад»: Раневская, Гаев, Лопахин, Яша, Фирс, Варя, Аня, Петя Трофимов.

  1. Далее перечислены признаки, которые ученик выделил как основу для сопоставительного анализа Базарова и Павла Петровича (И.С. Тургенев, «Отцы и дети») при раскрытии темы сочинения «Базаров и Павел Петрович как герои-антагонисты». Какие из них, на ваш взгляд, являются излишними, не помогающими раскрыть тему и произвести сравнительный анализ?

  • Базаров как сын.

  • Базаров — нигилист, а Павел Петрович — либерал.

  • Отношение их к любви.

    33 стр., 16089 слов

    Переводное сочинение в 10 классе критерии

    ... сопоставления и противопоставления персонажей, сюжетов, конфликтов, тем. Рекомендуемый объём сочинения – 350 слов . Если в сочинении менее 250 слов (в подсчёт включаются все слова, в ... в аудитории. Сочинение оценивается по пяти критериям: ... в том числе, и сословных различий. ... героев в ситуации нравственного выбора как в личностном, так и в социально-историческом плане. Как раскрывать темы сочинений, ...

  • Внешность героев.

  • Отношение обоих к Феничке.

Если ученик овладеет навыком выделения черт сходства и различия, могущих служить основой сравнительного анализа, то он сумеет выделить такие черты и в различных произведениях. Сопоставление произведений, объединённых тематикой или проблематикой, ведётся чаще всего по единой схеме:

  • характеристика периода (периодов), в который(ые) были написаны данные произведения, с целью выявления причин различия или сходства,

  • сопоставление авторских позиций по данной проблеме;

  • выявление черт сходства в данных произведениях;

  • выявление черт различия.

Логика построения сочинения может быть различной: от частного к общему или от общего к частному. Многим проще начинать анализ с выявления черт сходства и различия, а уж затем сопоставлять, делать выводы. Если же автору сочинения проще сначала выявить проблему, а затем найти подтверждение своей мысли в конкретных примерах, порядок будет иным.

Прежде, чем составлять план сочинения, его автор должен решить для себя несколько вопросов:

  1. Логика построения работы (от общего к частному или от

частного к общему).

  1. Принцип, на котором базируется сопоставление раскрытия темы разными авторами (общее или различное время создания; единство или различие авторских позиций; различное художественное решение и т.д.).

  2. Возможный эпиграф, отражающий основную мысль работы (эпиграф на обязателен, а вот чёткая формулировка основной мысли очень важна).

Примерная тематика сочинений сопоставительного характера:

«Татьяна Ларина н Катерина Кабанова: проблема женского достоинства»; «Трагедия чистой души: сравнительная характеристика Ларисы («Бесприданница») и Катерины («Гроза»)»; «Обломов и Штольц»; «Споры Павла Кирсанова и Евгения Базарова»; «Правда Раскольникова и правда Сони»; «Духовные искания Андрея Болконского н Пьера Безухова»; «Давно я ждала тебя» (Наташа Ростова и Андрей Болконский)»; «Смысл противопоставления Кутузова и Наполеона»; «Тихон Щербатый и Платон Каратаев как русские национальные типы»; «Отношение к вишнёвому саду Раневской и Лопахина».

Формулировки тем показывают, что существуют сравнения по сходству н по противоположности (контрасту).

Обучающиеся часто дают упрощённый разбор образов: сначала характеризуют одного героя, а потом другого. Получаются два маленьких сочинения о двух героях. А ведь надо вести параллельную характеристику, параллельный анализ, причём вначале целесообразно рассмотреть общие черты, свойственные героям, а затем противоположное в них. Так как у каждого персонажа есть своё, особенное, то сопоставительный принцип даёт возможность пишущему заметить это особенное, индивидуальное и отразить его в сочинении. Сопоставление второстепенных персонажей с главными даёт возможность лучше увидеть преобладающие черты тех и других, особенности их характеров, подчеркнуть определённые качества главных героев.

2 стр., 669 слов

Чацкий и Печорин, сходства и различия (по произведениям А.С. ...

... почти одного возраста. Герой пьесы Александра Сергеевича Грибоедова «Горе от ума» пылок и романтичен. Он провел в разлуке с ... свидетелем. Печорин же подслушивает беседы других людей целенаправленно. Роль любовных линий в раскрытии образов Различия главных героев становятся ... тайных декабристских обществ. Действующее лицо пьесы воплощает основные черты именно этих людей: завсегдатай балов, открыто и ...

Сравнивать надо всегда по существенным, а не по второстепенным признакам, а также по признакам одним и тем же. Наконец, нужно выявлять сходство и различие одновременно. Одностороннее сравнение таит в себе опасность: если рассматривать только сходство или только различие, можно прийти к неполному, искажённому пониманию предметов, явлений, событий, героев.

Следует иметь в виду, что в одних случаях в сравнительной характеристике основное место отводится сходству (Дикой и Кабаниха), в других делается упор на различия (Иешуа н Понтий Пилат).

И соответственно в той или иной степени используются приёмы сопоставления и противопоставления. Причины, объясняющие черты сходства или различия, связанны с индивидуальными качествами сравниваемых персонажей, с разными условиями формирования их характеров.

Сравнительная характеристика усиливает эмоциональное впечатление, позволяет глубже проникнуть в сущность сопоставляемых (противопоставляемых) героев, осмыслить их роль в раскрытии всей системы образов произведения, его идейно-художественного своеобразия, полнее выявить авторское отношение к сравниваемым персонажам, к изображаемому.

Итак, анализ сходства и контраста между героями даёт возможность увидеть в них общее, важное в историческом, социальном или нравственном плане и вместе с тем индивидуальную неповторимость каждого.

Так, черты сходства и различия прослеживаются и в характеристике Тихона Щербатого и Платона Каратаева в романе Л.Н.Толстого «Война и мир». Из мужиков партизан Тихон Щербатый — «самый полезный и храбрый человек» в отряде Денисова. В этом персонаже воплощаются богатырский дух народа, находчивость и удаль русского крестьянства Но если Тихон беспощаден к врагу, Каратаев любит всех людей, в том числе и французов. Каратаев очень часто прикрывает свою беспомощность веками слагавшейся философией терпения, которая выражается в афоризмах: «Рок головы ищет», «Час терпеть, а век жить», «Не нашим умом, а божьим судом». Щербатый, напротив, о боге и не вспоминает, надеясь только на себя. Он резковат, подчас жесток. Эти черты отличают Тихона от Платона, который во всём хочет видеть «торжественное благообразие». Щербатый, испытывая естественное патриотическое чувство, с топором в руках идёт на врага, а Платон готов скорее «безвинно напрасно пострадать», он не из тех, кто активно вмешивается в жизнь.

9 стр., 4468 слов

ВОПРОС 22 - Понятие о характере, физиологические основы характера. ...

... и деятельности. Так, настойчивость, решительность, чуткость, смелость, вежливость можно считать чертами характера, если они стали устойчивыми свойствами, типичными для данной личности. Другие ... своего темперамента, контролировать его проявления. С характером неразрывно связаны и способности. Высокий уровень способностей сочетается с такими чертами характера, как коллективизм — чувство единения с ...

В Каратаеве живёт дух правдоискательства и вековечная любовь к труду: «Он всё умеет делать, не очень хорошо, но и не дурно». Щербатый занимал в партии Денисова особое место: «Когда надо было сделать что-нибудь особенно трудное… все указывали, посмеиваясь, на Тихона». По ночам он уходил на добычу, приносил с собой оружие и платье французское, а когда ему приказывали, то и пленных. Хорошо владел топором, одинаково верно, со всего размаху, раскалывая брёвна, отлично применял его н в качестве оружия.

Очень точно характеризует этих героев и их речь. Динамичная речь Щербатого отличается грубоватой шуткой, юмором. Тихона отличали неистребимое чувство юмора, способность шутить при всех обстоятельствах. Мужики-партизаны, казаки, гусары относятся к нему с восхищением н уважением, даже со своеобразной лаской. В певучей речи Каратаева, в его беседах с Пьером и другими пленными встречаются пословицы, проникнутые рабской философией, покорностью к судьбе: «Где суд, там и неправда», «От сумы да от тюрьмы никогда не отказывайся» и т.д. Пьер испытывая неприязнь к Каратаеву, всячески сторонился его, хотя тот и возродил в Безухове веру в жизнь, в бога.

Дорисовывает героев н портрет. От всего облика Тихона веет ловкостью и силой, запоминается и такая портретная деталь, как недостаток зуба, за что его и прозвали Щербатым. В Платоне, которому было за пятьдесят лет, всё сохранилось в целости, ни одного седого волоса не было в бороде его и волосах, всё было круглое — и лицо, и плечи, н спина, и живот, имевшие вид какой-то сонливости, мягкости. Оба героя, как русские национальные типы, выразители духовной сущности русского национального характера, каждый по своему дороги писателю. И всё же, хотя Каратаев н воплощает толстовское «непротивление злу- насилием», сам автор больше симпатизирует Щербатому, в котором отразились черты народа-мстителя.

Сравнительная характеристика.

Наташа Ростова и Элен Безухова.

Наташа Ростова и Элен Безухова — это героини эпопеи

Безусловно, Наташа Ростова — любимая героиня писателя. Ей он уделяет несравненно больше внимания, чем кому бы то ни было, рисуя её портрет, описывая чувства, переживания, так живо отражающиеся на её лице. Глаза у Наташи всё время разные: смеющиеся, умоляющие, любопытные, насмешливые, сияющие. «Глаза — эго зеркало души». И так же, как пуста душа Элен, пусты и невыразительны её глаза.

Не сразу получается у Наташи приносить пользу людям, но, став женой Пьера и матерью, она находит счастье жизни в том, чтобы поддерживать мужа в его общественной деятельности,

понимать и разделять ею чувства, мысли, желания. Таков идеал женщины в представлении Толстого.

Велика удача писателя в создании женских типов. Они обогащают нас нравственно, эстетически. С большим художественным мастерством Л.Н. Толстой поэтизирует одних женщин и выносит приговор другим.

6 стр., 2796 слов

Дружба Обломова и Штольца (по роману И.А. Гончарова «Обломов»)

... менее, продолжают видеть друг в друге то важное и близкое, что сблизило их в школьные годы. Обломов сочинение на тему дружба между обломовым и штольцем Теперь проанализируем их взгляды на жизнь. ... знакомства герои были схожи по характеру и имели общие увлечения. Маленький Илья изображен любопытным ребенком, которому многое было интересно. Он хотел познавать окружающий мир и узнавать как можно ...

Одна из важнейших частей работы над сочинением — составление чёткого, продуманного во всех основных деталях плана.

Образец плана, связанного с характеристикой двух сопоставляемых героев:

Обломов и Штольц

План.

I

II

  1. Обломов и Штольц — сверстники, товарищи, образованные, мыслящие люди:

а) Обломов — натура кроткая, мечтательная, благородная, добрая, чистосердечная; Штольц — натура рациональная, расчётливая;

б) развитое воображение у Обломова, склонность его к философическим раздумьям о высоком назначении человека; трезвый, практический ум Штольца;

в) отсутствие у Обломова интереса к науке, к окружающему, скептическое отношение к жизни деловых людей, к их мелочных запросам, муравьиной суете; стремление Штольца к постоянному пополнению знаний, к деловым связям.

  1. Образ жизни, идеалы:

а) праздность, пассивность Обломова, активность, кипучая коммерческая деятельность Штольца;

б) культ покоя, абсолютного безделья у Обломова; культ труда у Штольца.

  1. Обстоятельства, влиявшие на формирование характеров героев:

а) крепостническая среда, взрастившая лень Обломова; деятельная атмосфера в семье Штольца;

б) отсутствие у Обломова связи с внешним миром; связи Штольца с деловыми людьми.

  1. Несостоятельность героев во взаимоотношениях с Ольгой Ильинской.

  2. Способы художественной типизации образов:

а) диалог и, споры — основной способ раскрытия характеров героев, их взглядов;

б) внутренние монологи;

в) своеобразие языка героев;

г) ретроспекция (отступление в прошлое героев);

д) бытовая деталь;

е) роль пейзажа в раскрытии характеров;

ж) контраст — главный идейно-композиционный приём, позволяющий глубже понять мысли, чувства, поступки героев.

III