. Гордость и смирение

Сочинение

ГОРДОСТЬ И СМИРЕНИЕ

Подходящие темы:

Гордость и смирение обогащают личность

Какое бывает смирение и помогает ли оно понять себя?

Как связаны гордость и смирение?

«Истинное достоинство подобно реке: чем оно глубже, тем меньше издает шума» М.Монтень

«Бесконечно маленькие люди имеют бесконечно великую гордость» Вольтер

Смирение — это нравственное чувство человека, присущее, как и гордость, каждому в разной степени в зависимости от обстоятельств. Часто гордость переходит в смирение и наоборот. Смирение — это способность спокойно принимать тяготы жизни, это умеренность, сдержанность, понимание собственных сил и возможностей, это обуздание отрицательных качеств, чувств и стремлений! Смиренное поведение в обществе исключает неистинное смирение, представляющее собой рабское повиновение чужой воли, самоуничтожение. А истинное смирение — это нравственная гордость, смысл которой соизмерять свои силы с недостижимым. Любовь к ближним, проникнутая смирением, заставляет человека прощать обиды, выражает жалость и заботу к униженным. Смирение — это скромность, добродушие и миролюбивость.

Гордость и смирение живут в одном человеке и могут трансформироваться одно в другое: когда терпение переполняет сердце и человек бунтует, действует, тогда смирение превращается в гордость, а когда возобладает мудрость, на смену гордости приходит смирение. » Истинное достоинство подобно реке: чем оно глубже, тем меньше издает шума» (М.Монтень ).

Владей собой среди толпы смятенной,

Тебя клянущей за смятенье всех,

Верь сам в себя наперекор вселенной,

И маловерным отпусти их грех. Р. Киплинг

Я понимаю, как совершенны эти истины от мыслителей. И два, в общем- то противоположных качества, могут уживаться в одной душе, как плюс и минус в борьбе и единстве.

Приведу литературные примеры в доказательство, как гордость и смирение делают человека красивее и богаче.

В повести Н.В.Гоголя » Шинель» маленький человек, чиновник 14 — го класса Акакий Башмачников живет заурядной, униженной жизнью: он не обращает внимания на обиды, прощает сослуживцев за издевки. Общество задавило его мечты. Но одна — единственная мечта у него все- таки есть — иметь настоящую шинель из благородного сукна. Эта мечта возвышает его в собсвенных глазах и он стремится к ней, откладывая сбережения. И мечта сбывается, делая героя счастливым. Благочестивая, смиренная жизнь, казалось бы, уничтожает личность, лишая его прав на достойную жизнь. Но, когда его мечту- шинель украли, а чиновник ,высший чин, к которому он обратился за помощью, насмеялся над ним, это вызвало в униженном сердце чувство протеста против рабского положения. И тут писатель показывает, как кончается терпение смиренной души и в ней появляется гордость, достоинство, толкающие героя на активные действия. Правда, он не успел при жизни бороться за свои права, он умер от горя, но его призрак смело снимает шинели на главных улицах с обеспеченных и сытых.Так жизненное рабское смирение перерастает в приобретенное достоинство, хоть и после смерти.

49 стр., 24037 слов

Гордость и смирение

... не желать слушать есть признак гордости. Греческий философ Демокрит Подборка аргумент к направлению: «Гордость и смирение» Прежде чем мы перейдем к аргументам для подготовке к итоговому сочинению по направлению «Гордость и смирение», ... Купец не мог смириться, он не испугался силы и влияния обидчика, вызвал его на поединок. Честь герой ставил выше жизни, последней он и лишился, хотя и победил в ...

А у героя поэмы М.Ю. Лермонтова «Мцыри» вынужденное смирение пленника перерождается в истинную гордость, достоинство, волю к свободе. Юноша не мог свыкнуться с жизнью в монастыре,он тосковал по миру, родине, и в итоге сбежал в горы.Эта романтическая поэма показывает противоречие между идеалом и действительностью. Свободолюбивый горец погиб за родину, ради которой он готов отказаться от рая и вечности, сменив монашеский обет на глоток свободы. Выбор Мцыри обусловлен пламенной страстью, ростом его личности. Писатель утверждает, что из рабского смирения рождается активное отношение к жизни,верности идеалам свободы, что Лермонтов необычайно выразительно показал в его схватке с барсом. Опять мы видим победу внутреннего достоинства, гордости духа над рабским смирением.

У смирения много сторон. Есть такие его виды, когда человек добровольно жертвует собственным счастьем во благо других. Пример такого его оттенка — жизнь Марии Болконской, «Война и мир» А.Н.Толстого. Эта кроткая, безмерно любящая близких женщина, отказываясь от личной жизни, живет в подчинении отцу,не тяготясь этим. Она ухаживает за ним, воспитывает племянника. Мария благородна в своем смирении. И кротость ее вознаграждается хорошим замужеством.

А когда в реальной жизни смертельно больной человек смиряется с судьбой, понимая, что все усилия тщетны, разве можно осуждать его в этом случае?! И если прежде он был горд, то перед лицом смерти мудрость призывает его смириться и принять судьбу достойно. Тут можно вспомнить непоколебимого Базарова в » Отцы и дети» Тургенева.

Да, нельзя однозначно говорить о таких сложных качествах, как гордость и смирение. Но оба они делают человека богаче духовно,выше ростом. И каждое из них способно делать жизнь активнее, красивее, наполняя ее смыслом.

400 слов, не считая стих. Киплинга