Сперва договоримся о том что каждый человек неповторим на земле

Сочинение

Напишите сочинение по прочитанному тексту.

Сформулируйте одну из проблем, поставленных автором текста.

Прокомментируйте сформулированную проблему. Включите в комментарий два примера-иллюстрации из прочитанного текста, которые, по Вашему мнению, важны для понимания проблемы исходного текста (избегайте чрезмерного цитирования).

Поясните значение каждого примера и укажите смысловую связь между ними.

Объём сочинения — не менее 150 слов.

Работа, написанная без опоры на прочитанный текст (не по данному тексту), не оценивается. Если сочинение представляет собой пересказанный или полностью переписанный исходный текст без каких бы то ни было комментариев, то такая работа оценивается 0 баллов.

Сочинение пишите аккуратно, разборчивым почерком.

  (1)Сперва договоримся о том, что каждый человек неповторим на земле, а я убежден, что и каждая травинка, цветок, дерево, пусть они и одного цвета, одной породы – так же неповторимы, как и все растущее, живущее вокруг нас.

  (2)Следовательно, все живое, в особенности человек, имеет свой характер, который, конечно, развивается не только сам по себе, но прежде всего под влиянием среды, родителей, школы, общества и друзей, ибо настоящая дружба – награда человеку, редкая и драгоценная. (3)Такая дружба порой бывает крепче и вернее родственных связей и влияет на человеческие отношения куда сильнее, чем коллектив, в особенности при крайних, бедственных обстоятельствах. (4)С поля боя, рискуя своей жизнью, выносят бойца только настоящие друзья. (5)Есть ли у меня такие друзья? (6)Да, они были на войне, есть и в нынешней жизни, и я очень стараюсь за преданность платить преданностью, за любовь – любовью. (7)Каждую свою книгу, каждую строку и каждый поступок свой я просматриваю и прочитываю глазами своих друзей, в особенности фронтовых, чтоб не было стыдно перед ними за плохо, нечестно или неряшливо сделанную работу, за ложь, за непорядочность.

  (8)Добрых людей на свете было, есть и, надеюсь, будет всегда больше, чем плохих и злых, иначе в мире наступила бы дисгармония, он перекосился бы, как нагруженный балластом или мусором на один борт корабль, и давно бы опрокинулся и затонул…

(По В. Астафьеву)

Пояснение., Основные проблемы:

1. Проблема роли дружбы в жизни человека (влияет ли дружба на развитие характера человека?).

4 стр., 1768 слов

Урок развития речи в 3 классе:»Текст. – повествование. Работа ...

... друзья отнесли ежа в школу. Редактирование текста. Заголовок. Учитель: автор сочинения назвал свою работу «Ежик». Мне кажется, что можно ... погуляли И немножечко устали. Организационный момент. Сообщение темы урока: Учитель: Сегодня урока не будет. Ребята, сейчас мы не учитель ... ошибку? Замените слово «еж» в 4 предложении местоимением 3 лица единственного числа в Винительном падеже (Заменить слово ...

2. Проблема доброты (действительно ли добра в мире больше, чем зла?).

1. Без настоящей дружбы жизнь неполноценна и дружба оказывает огромное влияние на человека.

2. Добрых людей в мире больше, чем злых, если бы это было не так, «в мире наступила бы дисгармония, он перекосился бы, как нагруженный балластом или мусором на один борт корабль, и давно бы опрокинулся и затонул…».

Природачеловека. Сущностьчеловека

Под природой человека понимают совокупность особенностей и признаков, отличающих его от других живых существ. Перечень таких особых качеств может быть бесконечно длинным. При рассмотрении эволюции человека (§ 7.2) уже были выделены основные из них: разум, способность к труду, коллективная деятельность, язык, мораль. К этому часто добавляют творчество, свободу, духовность, веру, воображение и фантазию, смех, осознание своей смертности и многие другие специфически человеческие свойства и качества.

Особенности списка этих качеств:

  • о незавершенность списка, которая объясняется тем, что природа человека настолько сложна, противоречива и многообразна, что невозможно до конца исчерпать ее простым перечислением;
  • о несуммативность списка, которая обусловлена тем, что человек — не просто сумма своих качеств, а нечто гораздо большее.

149

Когда Платон дал определение, имевшее большой успех: «Человек есть животное о двух ногах, лишенное перьев», Диоген ощипал петуха и принес к нему в школу, объявив: «Вот платоновский человек!» После этого к определению было добавлено: «И с широкими ногтями».

Диоген Лаэртский. О жизни, учениях и изречениях знаменитых философов (III в.)

Под сущностью человека понимается основное качество, которое определяет внутреннее содержание, «глубинное ядро» человека.

В разных традициях сущность человека сводили к биологическому или социальному началу, к разуму и мышлению или «божьему подобию» и т.д. Рассмотрим некоторые сущностные определения человека.

Zoonpolitikon(политическое или общественное животное).

Аристотель, говоря в различных работах о природе человека, указывал на разумность человека, осознание им своей смертности, способность к восприятию понятий добро и зло, способность смеяться. Но все же глубинную его сущность он усматривал в потребности в «совместном сожительстве». Свою сущность человек реализует только в социальной жизни, вступая в хозяйственные, политические, культурные отношения с другими членами общества (государства).

Общественную сущность человека постоянно подчеркивает в своих работах К. Маркс: «Сущность человека не есть абстракт, присущий отдельному индивиду. В своей действительности она есть совокупность всех общественных отношений»1.

Человек с данной точки зрения — общественное существо. Это не значит, что человек растворен в обществе, лишен своей индивидуальности. Не только человек является продуктом общества, но и само общество является продуктом деятельности человека.

Homosapiens(человек разумный).

Это определение, усматривающее сущность человека в разуме, также восходит к Аристотелю. В Новое время оно стало общепринятым и необсуж-даемым. Так, Рене Декарт называл человека «мыслящей вещью», а после появления биологической классификации сочетание Homo sapiens стало стандартным обозначением вида для современного человека.

2 стр., 678 слов

Рассуждение «Взаимоотношения человека и мира вокруг»

... пса, погибающего в качестве охотничьей собаки, и поэтому убивает как можно меньше животных за раз, стараясь уменьшить ущерб, наносимый природе . Автор уверен в том, что человек должен поддерживать ... нам жизнь и возможность развиваться . К этой проблеме обращались авторы как русской, так и зарубежной литературы . В романе Дмитрия Глуховского «Метро 2033» привычный мир уничтожен ядерной войной . Люди, ...

1 Маркс К., Энгельс Ф. Соч. Т. 3. С. 3.

150

Силу человеческой мысли и одновременно слабость самого человека подчеркивает в своем определении французский философ Блез Паскаль (1623-1662):

Человек — всего лишь тростник, слабейшее из творений природы, но он — тростник мыслящий. Чтобы его уничтожить, вовсе не надо всей Вселенной: достаточно дуновения ветра, капли воды. Но пусть даже его уничтожит Вселенная, человек все равно возвышеннее, чем она, ибо сознает, что расстается с жизнью и что слабее Вселенной, а она ничего не сознает1.

Итак, хотя человек — хрупкое существо, в огромном мире он выделен из царства животных своей способностью логически мыслить и сознавать себя и мир вокруг.

Homofaber(человек созидающий).

В конце XIX в. вера философов Нового времени в разум как основу мира и сущность человека была значительно поколеблена. Нидерландский философ и культуролог Йохан Хейзинга (1872-1945) писал об этом: «Когда мы, люди, оказались далеко не столь разумными, как наивно внушал нам светлый XVIII в. в своем почитании Разума, для наименования нашего вида рядом с Homo sapiens поставили еще Homo faber, человек-созидатель»2.

Человек в отличие от животного активно производит, творит, созидает, причем его деятельность целенаправленна, имеет ценностный смысл и творчески организована. Творчество как сущностное качество человека действительно описывает его более широко, поскольку помимо разума включает в свою сферу воображение, фантазию, интуицию, ценности и чувства, а также трудовую деятельность. Созидание есть основа всей многообразной деятельности, совершаемой человеком: производства, воспитания, образования, политики и т.д. Человек стал человеком в таком понимании, когда впервые сделал примитивное орудие труда. Совершенствование орудий — от каменных скребков до компьютеров — создало особое искусственное окружение человека, во многом определяющее его жизнь. Можно сказать, что современный человек

1 Ларошфуко Ф., Паскаль Б., Лабрюйер Ж. Максимы. Мысли. Характеры. М.,

1974. С. 169.

2 Хейзинга Й. Homo ludens. M., 1992. С. 7.

151

живет в мире техники и культуры, творцом которого он и является.

Homoludens(человек играющий).

Это определение принадлежит Й. Хейзинге, полагавшему, что без игровых компонентов не обходится ни один вид культурной деятельности человека — правосудие, война, философия, искусство и т.д. Культура возникает из игры, в ней создается особая символическая сфера существования человека. Не столько труд сделал человека человеком, сколько свободное игровое время, где тот мог реализовать свои фантазии, развить воображение, создать художественные ценности, общаться с другими, добровольно принимать общие для всех правила. Иными словами, именно в игре человек вырвался из тесных рамок животного выживания в мир настоящей и многогранной, истинно человеческой жизни.

Homoreligiosus(человек религиозный).

Здесь человек понимается прежде всего как «образ и подобие Божие». Согласно христианским представлениям, человек — свободное существо, наделенное способностью выбора между добром и злом. Цель и реализация человека — движение к добру, которое есть Бог. Сущность человека, следовательно, проявляется в вере; неверие и зло — путь, уводящий человека от своей родовой сущности.

5 стр., 2466 слов

Конспект для 6 класcа « Источники фразеологизмов. Использование ...

... сочинение с фразеологизмами на любую тему. Еле ноги унесли Миша учится в седьмом классе. Однажды он опоздал на урок геометрии. Учительница Анна Ивановна спросила Колю, лучшего друга ... Сочинение на тему Профессия моей мечты (журналист) Работа является основным средством заработка на жизнь для каждого человека. Везет, если получается так, что человек ... их использование в речи, Фразеологические средства ...

Религиозность человека можно понимать и шире — как способность придавать окружающим явлениям священный смысл, наделять их особым значением, что не зависит от веры человека в конкретного бога или богов:

Через опыт священного человеческий разум постиг разницу между тем, что проявляется как настоящее, мощное, обильное и имеющее смысл, и тем, что лишено этих качеств, т.е. существует в виде хаотического и зловещего потока явлений, возникающих и исчезающих случайно и бессмысленно. На самых архаических уровнях культуры жить, как подобает человеку, — само по себе есть религиозное действо, потому что принятие пищи, половые отношения и труд имеют сакральную ценность. Другими словами, быть — а еще вернее, стать — человеком означает быть «религиозным»1.

Помимо перечисленных популярны и другие определения человека: символическое животное (Эрнст Кассирер), человек

1 ЭлиадеМ. История веры и религиозных идей: ВЗт.Т. 1. От каменного века до Элевсинских мистерий. М., 2002. С. 5.

152

мечтающий (Эрнст Блох), человек общающийся (Норберт Винер), человек скучающий (Мартин Хайдеггер), усматривающие сущность человека соответственно в творении символов, способности мечтать, общении и т.д.

Некоторые теории усматривают сущностную ущербность, недостаточность человека. Так, Фридрих Ницше называет его больным животным, подчеркивая его слабость, безынициативность, стадность, потребность в подчинении и ложных идеалах. Историю общества Ницше рассматривает как постепенное вырождение человека.

Некоторые современные философы говорят об агрессивности человека, которая проявляется в бесконечных войнах и преступлениях, его неразумности, которая приводит к уничтожению среды обитания, накоплению оружия массового поражения, перенаселению, техногенным катастрофам, а в итоге -к гибели всего человечества.

Человек — это безумная обезьяна, которой дали в руку бритву. С. Лем (1921-2006)

Приведем несколько определений понятия «человек», взятых из толковых и философских словарей.

о Толковые словари: ЧЕЛОВЕК — высшее из земных созданий, одаренное разумом, свободной волей и словесной речью. В.И.Даль. Толковый словарь живого великорусского языка (1882); ЧЕЛОВЕК — живое существо, обладающее даром мышления и речи, способностью создавать орудия и пользоваться ими в процессе общественного труда. СИ. Ожегов. Словарь русского языка (1986); ЧЕЛОВЕК — двуногое млекопитающее отряда приматов (Homo sapiens), анатомически близкое к человекообразным обезьянам, но отличающееся от них значительным развитием мозга, позволяющим использовать речь и абстрактное мышление. Merriam-WebsterDictionary(2006); ЧЕЛОВЕК — млекопитающее из отряда приматов, наделенное речью и разумом. LarousseElementaire(1996).

о Философские словари: Ч ЕЛОВЕК — высшая ступень живых организмов на Земле, субъект общественно-исторической деятельности и культуры. Философский энциклопедический словарь (1983); ЧЕЛОВЕК- биосоциальное существо, генетически связанное с другими формами жизни, выделившееся из них благодаря способности производить орудия труда, обладающее членораздельной речью, мышлением и

2 стр., 908 слов

Какие качества раскрывает в человеке дружба

... были хорошие друзья, когда они с вами вы никогда не будете одиноки, а это так важно в нашем большом мире. Какие качества раскрывает в человеке дружба Несколько интересных сочинений Главная тема в повести Лескова ... использует разнообразные образы и культурные феномены, характерные для его времени. Когда идет речь об истории происхождения глуповцев, то автор берет Слово о полку Игореве и ...

153

сознанием, нравственно-этическими качествами. Философский словарь (1991).

Вне зависимости от удачности или неудачности всех попыток строгого описания человека, окончательное и исчерпывающее определение его невозможно. Природа и сущность человека настолько глубоки и многогранны, что необходимо говорить о принципиальной неопределенности и неопределимости человека. В этом отношении лучше всего обрисовал сущность человека Ф.М. Достоевский: « Человек есть тайна…»

ЧТО НЕОБХОДИМО ЗНАТЬ Под природой человека понимают совокупность качеств человека, отличающих его от животных (труд, язык, мораль и т.д.), а под его сущностью — основное определяющее его качество. В наиболее известных философских теориях сущность человека усматривается в общественной деятельности, разуме, творчестве, игре или вере. Человек не сводится к совокупности своих качеств или к какому-либо одному из них. В философском смысле человек принципиально неопределим.

ЗАДАНИЯ

1. Назовите основные качества, составляющие природу человека.

2. Какое из сущностных качеств человека вы считаете определя

ющим? Обоснуйте свой ответ.

3. Перечислите основные определения человека.

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

«Средняя общеобразовательная школа №2»

г.Тарко-сале, Пуровского района, Тюменской области

Учитель Русского языка и литературы Кузнецова Евгения Владимировна.

: Подготовка к сочинению-рассуждению по исходному тексту. (Часть С).

Цели урока

Развивающая, Воспитательная

Задачи :

  • систематизировать знания о тексте, стиле речи и типе речи;
  • Вырабатывать навыки анализа текста: определять тему, главную мысль, проблематику;
  • Характеризовать лексические, грамматические, художественно-изобразительные средства, используемые в тексте;
  • Воспитывать уважительное отношение к чужому мнению, формировать умение корректно и доказательно обосновывать свою точку зрения.

Оформление доски

Ход урока:

1.Существует мнение, что сочинение учит думать, учит понимать, учит вчитываться в каждое слово. И сегодня на уроке нам предстоит работа с текстом, по которому дома вы и напишете сочинение-рассуждение.

Актуализация темы

Ребята, о чем это стихотворение?

А что такое дружба?

Какие ассоциации возникают у вас со словом «дружба», «друг»?

Кого вы можете назвать настоящим другом?

Обратите внимание на эпиграф к уроку. Как вы понимаете это высказывание? Согласны ли вы с утверждением автора?

Итак, текст, по которому вы будете создавать свое собственное сочинение, тоже будет о дружбе.

3. Прежде, чем приступить к чтению и анализу текста, давайте вспомним, с чего мы начинаем работу над сочинением-рассуждением по исходному тексту.

1. С постановки проблемы. Что такое проблема текста?

2. Комментирование проблемы. Что такое комментарий?

4. Аргументация.

Тема = (Что значит тема текста?) — О чем? — Что такое тема? (предмет речи, то, что говорится в тексте)

2 стр., 983 слов

«Что такое дружба» по тексту Н.Татаринцева

... Сочинение 15.3 «Что такое дружба» по тексту Н. Татаринцева Дружба - близкие отношения, основанные на взаимном доверии, привязанности, общности интересов. Я уверена, что настоящий друг всегда поймёт тебя, придет на ... лучшими друзьями, готовыми помочь друг другу в любую минуту. Таким образом, дружба – это великое чувство, позволяющее людям поддерживать друг друга. Исходный текст (1)Всё началось на ...

Идея (основная мысль) = — Для чего? То, для чего написан текст, к чему призывает.

Проблема = вопрос, требующий исследования.

Стиль речи = художественный, официально-деловой, публицистический, научный, разговорный.

Тип речи = повествование, рассуждение, описание.

Обращаемся к тексту, . Работа с текстом.

( 1)Сперва договоримся о том, что каждый человек неповторим на земле, а я убежден, что и каждая травинка,цветок,дерево, пусть они и одного цвета,одной породы-так же неповторимы,как и всё растущиее,живущее вокруг нас.

(2)Следовательно, все живое, в особенности человек,имеет свой характер,который, конечно, развивается не только сам по себе, но прежде всего под влиянием среды, родителей, школы, общества и друзей, ибо настоящая дружба-награда человеку редкая и драгоценная. (3) Такая дружба порой бывает крепче и вернее родственных связей и влияет на человеческие отношения куда сильнее, чем коллектив, в особенности при крайних, бедственных обстоятельствах. (4) С поля боя, рискуя своей жизнью, выносят бойца только настоящие друзья. (5) Есть ли у меня такие друзья? (6) Да, они были на войне, есть и в нынешней жизни, и я очень стараюсь за преданность платить преданностью, за любовь — любовью. (7) Каждую свою книгу, каждую строку и каждый поступок свой я просматриваю и прочитываю глазами своих друзей, в вособенности фронтовых, чтобы не было стыдно перед ними за плохо, нечестно или неряшливо сделанную работу, за ложь, за непорядочность.

(В.Астафьев)

Определите тему, Тема текста — дружба, Подумайте, какие варианты вступления можно использовать к данному тексту:

  • именительной темы —
  • вопросы-стимулы —

-цитата — Не имей 100 рублей, а..

проблемы текста

позицию автора

А) Характер человека складывается под влияние среды; (2), А) много фактов влияет на характер человека, один из них — дружба;(2), В) Дружба бывает крепче и вернее родственных связей;(3)

Г) На свете добрых людей больше, чем злых.(8)

Основной тезис, Аргументы:, А) «такая дружба порой крепче и вернее родственных связей»,, Б) «с поля боя, рискуя жизнью, выносят бойца только настоящие друзья»,, В) «каждую книгу я просматриваю глазами своих друзей».

9. Определите тип речи текста. Тип речи текста — рассуждение-размышление.

стиль речи

над лексикой текста

-дружба — близкие отношения, основанные на взаимном доверии, привязанности, общности интересов.

-друг — тот, кто связан с кем-нибудь дружбой = лучший друг= (толковый словарь С.И.Ожегов).

-друг — общеславянское слово, имеющее соответствие в балтийских и германских языках; первоначальное значение — «спутник, товарищ на войне».

истинную дружбу

пра.гматизм

Определите значение слова «прагматизм» — философия, котороя считает не то, что соотносит объективной действительности, а то, что дает практически полезные результаты. Как вы думаете, данное слово может употребляться рядом со словом ДРУГ?

Закончите предложения

У дружбы_______сердце,_________взгляд,________душа. Подлинная дружба всегда основана на_______. В настоящей дружбе нет места ни_______, нип__________.

3 стр., 1254 слов

Дружба и друзья в лирике Пушкина , сообщение, доклад 9 класс

... на истинную верность. Сочинение Дружба и друзья в творчестве Пушкина Обычно в стихах воспевают любовь и природу, но Пушкин очень много стихов посвятил дружбе. Друзья имели для него ... общается» Пушкин. Павлу (своему ещё лицейскому товарищу) Пушкин доверяет и свои мечты, видения, которые скрашивают слишком спокойную, размеренную жизнь. Дружба поддерживала Пушкина духовно, даже вдали от друзей. Он ...

14. Подберите для аргументации собственного мнения примеры из собственной жизни, примеры из художественнойтилитературы, пословицы, поговорки, мудрые изречения о дружбе и человеческих взаимоотношениях. Например:

«Истинный друг познается в несчастье». (Эзоп)

Поэт М.Светлов «Уметь любить, уметь вперед смотреть, уметь дружить — три правила победы».

«Человек, живущий одиноко, существует только наполовину» (Бауст)

«НЕ так трудно умереть за своего друга, гораздо труднее найти такого друга, за которого можно было умереть».

15. Итак, сегодня на уроке мы с вами на примере текста В.П.Астафьева говорили об одном из самых светлых самых чистых человеческих чувств. Дружба — это союз двух родственных душ, она не может возникнуть там, где нет понимания, доверительности, где нет надежности. Она зачастую оказывается даже крепче кровных родсвенных связей: в дружбе людей связывает не биологическое родство, а духовная близость. Выдающийся французский философ М.Монтель написал: «Если бы у меня настойчиво требовали ответа, почему я любил своего друга, я чувствую, что не мог бы выразить этого иначе, чем сказав: «Потому, что это был он, и потому, что это был я».

16. Домашняя работа. Написать сочинение-рассуждение по проблемам, высказанным автором текста, используя памятку.

Список использованных источников информации:

[Электронный ресурс]//URL: https://liarte.ru/sochinenie/sperva-dogovorimsya-o-tom-chto-kajdyiy-chelovek-nepovtorim-na-zemle/

1. Н.А.Сенина, А.Г. Нарушевич. Русский язык. Сочинение на ЕГЭ. Курс интенсивной подготовки. — Ростов-на-Дону 2010 г., с 191. С 4, 5, 7.

2. Н.А.Сенина Русский язык. Подготовка к ЕГЭ. 2008

ПРИЛОЖЕНИЕ, Если друг оказался вдруг

И не друг, и не враг — а так…

Если сразу не разберешь,

Плох он или хорош,

Парня в горы тяни — рискни! —

Не бросай одного его,

Пусть он в связке одной с тобой —

Там поймешь, кто такой.

Если парень в горах — не ах,

Если сразу раскис — и вниз,

Шаг ступил на ледник — и сник,

Оступился — и в крик,

Значит рядом с тобой — чужой,

Ты его не брани — гони,

Вверх таких не берут, и тут

Про таких не поют.

Если ж он не стонал, не ныл,

Пусть он хмур был и зол, но шел,

А когда ты упал со скал,

Он стонал, но держал;

Если шел он с тобой, как в бой,

На вершине стоял хмельной,

Значит, как на себя самого, Положись на него.

http://goodsongs.com.ua/

(8) Добрых людей на свете было, есть и, надеюсь, будет всегда больше, чем плохих и злых, иначе в мире наступила бы дисгармония, он перекосился бы, как нагруженный балластом или мусором на один борт корабль, и давно бы опрокинулся и затонул…

(В.Астафьев)

15 стр., 7082 слов

Трагическая судьба русского человека в тоталитарном государстве

... полусознанием, существованием”. 1. Трагедия человека в тоталитарном государстве “Колымские рассказы” - сборник рассказов, вошедший в колымскую эпопею Варлама Шаламова. Автор сам прошел через этот ... на день вперед... Всякое вмешательство в судьбу, в волю богов было неприличным”. Точнее, чем автор, не скажешь, и самое страшное, что воля государства полностью подавляет и растворяет в себе волю человека. ...

(1)Сперва договоримся о том, что каждый человек неповторим на земле,а я убежден, что и каждая травинка,цветок,дерево, пусть они и одного цвета,одной породы-так же неповторимы,как и всё растущиее,живущее вокруг нас.

(2)Следовательно, все живое, в особенности человек,имеет свой характер,который, конечно, развивается не только сам по себе, но прежде всего под влиянием среды, родителей, школы, общества и друзей, ибо настоящая дружба-награда человеку редкая и драгоценная. (3) Такая дружба порой бывает крепче и вернее родственных связей и влияет на человеческие отношения куда сильнее, чем коллектив, в особенности при крайних, бедственных обстоятельствах. (4) С поля боя, рискуя своей жизнью, выносят бойца только настоящи друзья. (5) Есть ли у меня такие друзья? (6) Да, они были на войне, есть и нынешней жизни, и я очень стараюсь за преданность платить преданностью, за любовь — любовью. (7) Каждую свою книгу, каждую строку и каждый поступок свой я просматриваю и прочитываю глазами своих друзей, в вособенности фронтовых, чтобы не было стыдно перед ними за плохо, нечестно или неряшливо сделанную работу, за ложь, за непорядочность.

(8) Добрых людей на свете было, есть и, надеюсь, будет всегда больше, чем плохих и злых, иначе в мире наступила бы дисгармония, он перекосился бы, как нагруженный балластом или мусором на один борт корабль, и давно бы опрокинулся и затонул…

(В.Астафьев)

истинную дружбу

пр..гматизм

Закончите предложения

истинную дружбу

пр..гматизм

Закончите предложения

У дружбы_______сердце,_________взгляд,________душа. Подлинная дружба всегда основана на_______. В настоящей дружбе нет места ни_______, ни __________.

истинную дружбу

пр..гматизм

Закончите предложения

У дружбы_______сердце,_________взгляд,________душа. Подлинная дружба всегда основана на_______. В настоящей дружбе нет места ни_______, ни __________.

Сперва договоримся о том, что каждый человек неповторим на земле, а я убежден, что и каждая травинка, цветок, дерево, пусть они и одного цвета, одной породы – так же неповторимы, как и все растущее, живущее вокруг нас.

Следовательно, все живое, в особенности человек, имеет свой характер, который, конечно, развивается не только сам по себе, но прежде всего под влиянием среды, родителей, школы, общества и друзей, ибо настоящая дружба – награда человеку, редкая и драгоценная. Такая дружба порой бывает крепче и вернее родственных связей и влияет на человеческие отношения куда сильнее, чем коллектив, в особенности при крайних, бедственных обстоятельствах. С поля боя, рискуя своей жизнью, выносят бойца только настоящие друзья. Есть ли у меня такие друзья? Да, они были на войне, есть и в нынешней жизни, и я очень стараюсь за преданность платить преданностью, за любовь – любовью. Каждую свою книгу, каждую строку и каждый поступок свой я просматриваю и прочитываю глазами своих друзей, в особенности фронтовых, чтоб не было стыдно перед ними за плохо, нечестно или неряшливо сделанную работу, за ложь, за непорядочность.

Добрых людей на свете было, есть и, надеюсь, будет всегда больше, чем плохих и злых, иначе в мире наступила бы дисгармония, он перекосился бы, как нагруженный балластом или мусором на один борт корабль, и давно бы опрокинулся и затонул…

10 стр., 4562 слов

Могут ли люди быть друзьями, если они не сходятся во взглядах?

... должно быть интересно друг с другом. Вот тебе, как пример, сочинение на тему “Могут ли люди быть друзьями, если они не сходятся во взглядах?” http://literaguru.ru/mogut-li-lyudi-byt-druzyami-esli-oni-ne-shodyatsya-vo-vzglyadah/ Могут ли люди быть друзьями, если они не сходятся во взглядах? Сходится во взглядах – люди, которых связывает общая цель. Дружба ...

В предложенном нам для анализа тексте писатель В. Астафьев поднимает проблему роли дружбы в жизни человека.

Задумываясь об этом, он говорит о том, что наш характер формируется в том числе благодаря влиянию наших близких товарищей, потому что взаимоотношения с ними – «награда человеку, редкая и драгоценная». Автор стремится донести до читателя мысль о том, что настоящая дружба играет большую роль в жизни каждого человека, потому что она является частью нас. Также важен фрагмент, в котором В. Астафьев пишет, что «с поля боя, рискуя своей жизнью, выносят бойца только настоящие друзья». Автор хочет показать нам, что истинная дружба проявляется в стремлении человека приходить на помощь своим товарищам и быть рядом во что бы то ни стало.

Всем же текстом В. Астафьев хотел сказать, что настоящая дружба важна для каждого из нас, ведь именно благодаря ей у человека развиваются такие качества, как преданность, порядочность и верность.

Я абсолютно согласна с его мнением. Я также считаю, что самоотверженная помощь в трудной ситуации может стать началом настоящей долгой дружбы.

Примером, подтверждающим мою точку зрения, может служить книга «Гарри Поттер и философский камень» британской писательницы Джоан К. Роулинг. Гарри и Рон, ученики школы магии «Хогвартс», не очень ладят со своей однокурсницей Гермионой. Но когда девочка оказывается в большой опасности из-за нападения тролля, мальчики самоотверженно идут спасать её, осознавая, что могут погибнуть в этой неравной схватке. В итоге они одержали победу, и именно после этого случая ребята стали неразлучны. Автор стремится показать нам, что самоотверженная помощь может стать началом долгой и крепкой дружбы.

Порой дружба объединяет людей, у которых, казалось бы, нет совершенно ничего общего. Именно об этом писала Кесси Бизли в своём произведении «Цирк “Мирандус”». В произведении рассказывается о двух друзьях: о Мике – мальчике, который верит в волшебство, и о реалистке Дженни. Несмотря на то, что у них совершенно разные интересы и ценности, их объединяет одно – вера в настоящую дружбу. Ради неё мечтательный Мика готов смириться со скептицизмом девочки, а рассудительная Дженни – поверить в чудеса. Автор хочет показать читателям, что истинная дружба может свести вместе людей с совершенно разными взглядами на жизнь и научить их принимать окружающих такими, какие они есть.

В заключение хотелось бы сказать, что настоящая дружба очень ценна в жизни каждого человека, ведь именно она делает нас добрее, терпимее, лучше.

Открытый урок по русскому языку по теме « Анализ текста В.П.Астафьева как подготовка рабочих материалов к сочинению – рассуждению».

Сочинение учит думать, учит понимать жизнь, учит

вчитываться в каждое слово.

В. Литвинов.

Цель урока:

Задачи: — углубить знания о публицистическом стиле речи и типе текста – рассуждении;

  • вырабатывать навыки анализа текста: определять тему, главную мысль,

проблематику;

  • характеризовать лексические, грамматические, художественно-изобразительные

средства, используемые в тексте;

  • воспитывать уважительное отношение к чужому мнению, формировать умение

корректно и доказательно обосновывать свою точку зрения.

Оформление доски:

Эпиграф. «Дружба – это солнце, распахнувшее свои объятия»

(А.Моруа)

Оборудование: Толковые, этимологические словари, словарь синонимов.

Раздаточный материал, таблица «Публицистический стиль речи»

Алгоритм урока с точки зрения технологичности (групповая технология)

1 этап. Актуализация темы. Целеполагание.

  • постановка познавательной цели (проблемная ситуация);
  • инструктаж о последовательности работы;
  • раздача текста, раздаточного материала (клише, пословицы, поговорки, мудрые изречения о дружбе), словари, справочный материал.

2 этап. Планирование групповой работы:

  • знакомство с текстом;
  • планирование работы внутри группы;
  • распределение заданий внутри группы;

3 этап. Исследование текста.

  • индивидуальное выполнение задания;
  • обсуждение индивидуальных результатов работы в группе;
  • обсуждение общего задания группы (замечания, обобщения);

4 этап. Дискуссия (отчет о проделанной работе)

  • сообщения о результатах работы в группе;
  • анализ познавательной задачи, рефлексия;
  • общий вывод о групповой работе и достижениях поставленной задачи;

5 этап. Итоговая творческая работа.

Ход урока:

1. Актуализация темы. Звучат слова из песни В.Высоцкого « Песня о друге».

  • Ребята, о чем эта песня? А что такое дружба? Какие ассоциации возникают у вас со словом «дружба», «друг»? Кого вы можете назвать настоящим другом?
  • Обратите внимание на эпиграф к уроку. Согласны ли вы с утверждением автора?
  • Итак, о чем, по вашему мнению, будет текст, по которому вы будете создавать свое собственное сочинение?

2. Прежде, чем приступить к чтению и анализу текста, давайте вспомним, что включает в себя анализ текста. На доске и в тетрадях рисуем схему:

Стиль речи Тема

Идея

Тип речи Проблема

Что такое тема? (предмет речи; то, о чем говорится в тексте)

  • Идея (основная мысль) – то, для чего написан текст, к чему призывает.
  • Проблема – вопрос, требующий исследования.

3. Обращаемся к тексту. Скажите, кто является автором исходного текста. Что вы знаете об этом писателе?

— Виктор Петрович Астафьев — известный русский писатель, участник Великой Отечественной войны. Современную литературу невозможно представить без произведений этого замечательного писателя. Особенность творчества Астафьева – прочная связь сюжетно-психологических мотивов с автобиографическими жизненными впечатлениями. Сегодня на уроке мы обратимся к отрывку из его статьи. Давайте познакомимся с текстом (чтение текста учителем или заранее подготовленным учеником).

Сперва договоримся о том, что каждый человек неповторим на земле, а я убежден, что и каждая травинка, цветок, дерево, пусть они одного цвета, одной породы – так же неповторимы, как и все растущее, живущее вокруг нас.

(1) Следовательно, все живое, в особенности человек, имеет свой характер, который, конечно, развивается не только сам по себе, но прежде всего под влиянием среды, родителей, школы, общества и друзей, ибо настоящая дружба – награда человеку редкая и драгоценная. (3) Такая дружба порой бывает крепче и вернее родственных связей и влияет на человеческие отношения куда сильнее, чем коллектив, в особенности при крайних бедственных обстоятельствах. (4) С поля боя, рискуя своей жизнью, выносят бойца только настоящие друзья. (5) Есть ли у меня такие друзья? (6)Да, они были на войне, есть и в нынешней жизни, и я очень стараюсь за преданность платить преданностью, за любовь — любовью.(7) Каждую свою книгу, каждую строку и каждый поступок свой я просматриваю и прочитываю глазами своих друзей, в особенности фронтовых. Чтоб не было стыдно перед ними за плохо, нечестно или неряшливо сделанную работу, за ложь, за непорядочность.

(8) Добрых людей на свете было, есть и, надеюсь, будет всегда больше, чем плохих и злых, иначе в мире наступила бы дисгармония, он перекосился бы, как нагруженный балластом или мусором на один борт корабль, и давно бы опрокинулся и затонул…

(В.Астафьев)

2. Групповая работа.

1 группа. «Теоретики» Задание:

1) определить тему (о чем текст), сформулировать и прокомментировать проблемы текста, изложить позицию автора текста.

2) найти ключевые слова (словосочетания), определяющие предмет речи.

При формулировании ответа используйте разнообразные клише.

Ученики при ответе выделили следующие проблемы текста:

А) Что определяет характер человека?

Б) Что такое дружба?

В) Каково соотношение добра и зла в мире?

Позиция автора по этим вопросам:

  • А) характер человека складывается под влиянием среды;
  • Б) много факторов влияет на характер человека, один из них — дружба;
  • В) дружба бывает крепче и вернее родственных связей.

Г) на свете добрых людей больше, чем злых.

Д) дружба не дается даром, ее нужно заслужить.

2 группа. »Стилисты» Задание.

1) Определите тип текста. Составьте логическую схему текста.

Тип текста — рассуждение – размышление.

Логическая схема текста.

Основной тезис:

«…настоящая дружба – награда человеку, редкая и драгоценная»

Аргументы:

  • А) «такая дружба порой вернее и крепче родственных связей»;
  • Б) «с поля боя, рискуя жизнью, выносят бойца только настоящие друзья»;
  • В) «каждую книгу я просматриваю глазами своих друзей».

2) определите стиль данного текста (сфера применения, функция, ведущая стилевая черта, языковые средства стиля).

Записи оформите в виде таблицы.

3 группа. «Языковеды» Задание.

1) Понаблюдайте над лексикой текста. Используя толковые словари, этимологический, словарь синонимов поработайте со словами «дружба», «друг».

Определите их лексическое значение, происхождение, подберите к словам синонимы.

2) Найдите в тексте контекстуальные синонимы и антонимы, определите их роль в тексте.

3) Найдите тропы и фигуры, которые использует автор текста. Определите их роль.

4 группа «Грамотеи». Задание.

1) Выберите из данного набора те выражения, которые, на ваш взгляд, характеризуют истинную дружбу. Вставьте пропущенные буквы.

Набор: самоотверже…ость и бе..корыстие, глубина и искре…ость чувств, вр..ждебная настороже..ость, общ.?.ность жизне..ых целей, к..варная лесть, пр..творное сла..коречие, высокая нравстве..ая требовательность, холодный пр..гматизм, г..рячее сердце, прямодушие и (не)рушимая верность, духовное ро..ство, вн..мание и чу..кость, мелоч?.ный згоизм, ш..роко открытая душа, душевная ч..рствость и безразличие, полное доверие, лучистый взгляд, (не)сокрушимая прочность.

2) Закончите предложение, используя выражения из набора.

У дружбы _____сердце, ____взгляд, _____душа.

Подлинная дружба всегда основана на _____. В настоящей дружбе нет места ни _______, ни ______.

5 группа. Задание: «Лингвисты»

1) Подумайте, какие варианты вступления и заключения можно использовать

к данному тексту («Именительный темы», «Вопросы – стимулы», «Отклик»,

«Цитата» и др.).

Моделирование.

2) Подберите для аргументации собственного мнения примеры из собственной жизни, примеры из художественной литературы, пословицы, поговорки и мудрые изречения о дружбе и человеческих взаимоотношениях. Например:

«Счастливая доля – гордиться друзьями» (В.Федоров).

«Истинный друг познается в несчастье» (Эзоп).

«Без дружбы никакое общение между людьми не имеет ценности» (Сократ)

«В счастье легко найти друга, в несчастье же в высшей степени трудно»

(Демокрит)

«Узы дружбы неизмеримо крепче уз родства, ибо друзей мы выбираем

сами, а родных нам посылает судьба» (Д.Боккаччо)

«Уметь любить, уметь вперед смотреть, уметь дружить – три правила

победы» (М.Светлов)

«Человек, живущий одиноко, существует только наполовину» (П.Буаст)

«О такой дружбе, которая не выдерживает прикосновения голой правды,

не стоит и жалеть» (Д.Писарев)

«Не так трудно умереть за своего друга, гораздо труднее найти такого

друга, за которого можно было умереть» (Э.Бульвер)

4. Исследование текста.

5. Дискуссия. Выслушивание отчетов о проделанной работе в группах. Общий вывод о результатах работы. Рефлексия.

6. Заключительное слово учителя.

Итак, сегодня на уроке мы с вами на примере текста В.П.Астафьева говорили об одном из самых светлых, самых чистых человеческих чувств. Дружба – это союз двух родственных душ, дружба не может возникнуть там, где нет понимания, доверительности, где нет надежности. Она зачастую оказывается даже крепче кровных родственных связей: в дружбе людей связывает не биологическое родство, а духовная близость. Выдающийся французский философ М.Монтень написал: «Если бы у меня настойчиво требовали ответа, почему я любил своего друга, я чувствую, что не мог бы выразить этого иначе, чем сказав: «Потому, что это был он, и потому, что это был я»

6. Домашняя работа. Написать сочинение – рассуждение по проблемам, высказанным автором текста. Использовать в своей работе материалы урока и

памятку «Советы при выполнении задания «С» ЕГЭ»