Развертывание
В рамках данной работы будет проведен мастер-класс «Сказка по кругу», направленный на развитие речи у детей дошкольного возраста, подготовка их к школе. Воспитательство и образовательные задачи будут удовлетворены через проведение следующих активностей:
Образовательные задачи:
- Закрепление представления о структуре сказок;
- Обучение коллективному сочинению сказки с использованием схемы;
- Упражнения по звуковому анализу слова и составлении звуковой модели слова;
- Упражнения по образованию слов из слогов;
- Упражнения по составлению предложений с определенным количеством слов;
Эти задачи будут способствовать закреплению и активизации словарного запаса детей.
Развивающие задачи:
- Развитие монологической и диалогической речи;
- Развитие воображения и фантазии, способствующее развитию словотворчества;
- Развитие интонационной выразительности речи;
- Развитие умения взаимодействовать с партнерами и использовать дифференцированный подход в работе с каждым ребенком.
В ходе мастер-класса также будет оказывается воспитательное воздействие:
Воспитательные задачи:
- Воспитывать доброжелательное отношение к сказочным персонажам и эмоциональную отзывчивость;
- Воспитывать положительное отношение к дружбе и развивать умение дружить.
Для большей эффективности проведения мастер-класса, предшествующая работа уже выполнена. Дети ранее были знакомы с чтением сказок и их структурой. Они уже составляли схемы по сюжетам знакомых сказок, придумывали обозначения и символы. Также проводились упражнения по придумыванию небылиц, словотворчеству. В ходе этой работы дети делали необычных сказочных персонажей и рисовали по мотивам сказок, а также придумывали свои сказочные сюжеты.
Пособия: схема сказки; воздушные шарики, сделанные своими руками сказочные персонажи; макет речки, прямоугольники синего и красного цвета – обозначения гласных и согласных звуков; карточки с изображением слогов; полоски – части солнечного луча; плоскостные шарики оранжевого, зеленого и синего цвета.
Развитие сюжета
Влетает шарик. – дети радуются. — Что это? Откуда здесь шарик? (ветром занесло, кто-то потерял).
Дети замечают игрушку. – Я что-то нашла! Здесь кто-то есть! К нам кто-то прилетел на шарике! (Рассматривают игрушку) – кто это? Какой-то овальчик! Это такой человечек! Может это игрушка?
Развитие речи детей старшего дошкольного возраста средствами ...
... и решения следующих задач: 1. Проанализировать психолого-педагогические основы развития речи детей старшего дошкольного возраста. 2. Определить основные методы, формы использования малых форм фольклора в процессе речевого развития детей и разработать ...
Воспитатель. – Кто же это? Мне он не знаком!
Воспитатель: Ну-ка, рассмотрим его! (Он похож на снежок, на капельку, он белый. Шершавый. Ой, он так улыбается!) Придумаем ему имя! Дети придумывают имя персонажу. (Овальчик, капитошка, крош)
Ребенок – Добровал! Он овальный и добрый.
Воспитатель. – но он такой маленький. Как назвать его ласково? (Добровенок)
Интересно, зачем Добровенок к нам прилетел? (Любит путешествовать, заблудился, захотел с нами познакомиться. Может быть он хочет, чтобы мы помогли ему.)
Воспитатель. – Но это же сказочное существо? У каждого сказочного существа есть своя сказка. Из какой же сказки Добровенок?
Дети. – Мы не знаем сказку про Добровенка. У Добровенка нет сказки. Наверно, он хочет, чтобы про него тоже была сказка. – Как же ему помочь? – нужно придумать сказку про Добровенка.
Воспитатель. – для этого сказку нужно придумать. Нужно выстроить сказочный путь. А поможет нам схема. (дети подходят к экрану).
— С чего начинается любая сказка? (сказка начинается с зачина) – А каким может быть зачин сказки? (жили-были, в сказочном царстве, в тридесятом государстве, однажды…; за горами, за морями… и т.д.)
— Наша сказка начинается. Придумайте зачин сказки про Добровенка.
(В одной сказочной стране, жил-был Добровенок)
Продолжение сказки «Приключения Добровенка»
— Шел-шел Добровенок по дорожке, и вдруг услышал чей-то звонкий смех, как будто колокольчики звенят.
— Эй, кто это смеется?
— Это я!
— Кто «я»?
— Я — Звездочка, сияющая искренне радостью. Чем занимаешься, Добровенок?
— Ухаживаю за цветами и пою веселую песенку. А ты откуда?
— Я прилетела с небес, чтобы подарить всем свет и радость. Давай познакомимся!
— Конечно, рад познакомиться, Звездочка!
— И так, Добровенок встретил нового друга — Звездочку, которая прилетела с небес. Они решили провести веселый день вместе, устраивая пикник на сказочной полянке.
Продолжение сказки
Шли они шли, и пришли на другую полянку. Здесь вместо деревьев росли высокие грибы. На полянке стоял стол-гриб, а за ним кто-то сидел. Это был Словик. Он был похож на слоника. Словик знал очень много слов и умел их писать. Он хотел стать писателем.
— Здравствуй! Как тебя зовут?
— Меня зовут Словик. А куда вы идете?
— Мы идем искать друзей Добровенку.
— А зачем их искать?
Развитие связной речи детей через сказки и их на новый лад
... речи детей старшего дошкольного возраста возможно через сказки и сочинение сказок на новый лад. «Сказки могут ... речемыслительной деятельности, вместе с тем выполняет важную роль в процессе воспитания и обучения детей, так ... и народные сказки: Древнейшая основа мифов и сказок – единство человека и природы. Для нашего далекого предка природа была живой, и процесс “мифосложения” и “сказкотворчества” был ...
— Но с друзьями так весело. С друзьями можно почитать книгу.
— А можно я пойду с вами искать друзей Добровенку?
— Конечно! Вместе веселее!
И они все вместе отправились в путь. Шли они шли, и вдруг услышали какой-то шорох. Оглянулись они – и увидели, как по дорожке кто-то ползет.
— Здравствуй! Как тебя зовут?
— Цветоничка! Я похожа на гусеничку из разноцветных цветов.
— А куда ты ползешь?
— Я ищу цветы для своего наряда. А вы куда идете?
— А мы идем искать друзей для Добровенка.
— А можно с вами?
— Конечно! – И они все вместе отправились в путь. А куда же они пришли?
Они шли-шли, и пришли к реке. Посмотрите, на схеме новый значок. Он означает препятствие, трудности. Добровенок, Лучинка, Цветоничка и Словик подошли к речке. Им надо было перейти на другой берег.
Реализуем сказку в рамках данного исследования. На этапе постройки моста дети замечают дощечки разного цвета на берегу реки. Изучив цвета дощечек, они понимают, что каждый цвет соответствует определенному звуку – гласному или согласному. Сложив все звуки в слово «мост», дети понимают, что им нужно использовать определенные дощечки для построения моста, что помогает им понять соответствие между звуками и буквами.
Позже, столкнувшись с заколдованной полянкой, дети замечают круги, которые могут служить слогами. Собрав эти слоги в слова и прочитав их, дети смогли расколдовать полянку, понимая, что слова и слоги могут помочь им в разгадке сложных ситуаций.
И, наконец, дети помогают солнышку, составляя предложение из трех слов, чтобы собрать части потерянного луча. Этот этап позволяет им увидеть, как слова могут объединяться для создания значимых и осмысленных высказываний.
Таким образом, данные упражнения в сказочной форме помогают детям развивать навыки анализа звуков, букв, слов и предложений, что важно для формирования навыков грамотности и связной речи.
Развитие сюжета
Шли они шли, и увидели прекрасный дворец. А из дворца им навстречу вышла фея. – Здравствуйте! Я – фея – Звездочка. А вы кто? Куда вы идете? (Мы идем искать друзей для Добровенка)
— А кого можно назвать другом? (Тех, с кем интересно, кто помогает в трудную минуту) – А разве вы не помогали друг другу в пути? Как вы помогали? (Мы вместе построили мост через реку, расколдовали полянку, помогли солнышку найти лучик) – Вам было интересно вместе? Так кто вы все? (Мы – друзья.)
Добровенок. – ура, я нашел друзей!
— Ты нашел их в пути, они всегда были рядом. А я приглашаю вас в сказочный дворец друзей, там вы можете жить все вместе!
Чем же закончилась сказка? Какой будет концовка? (Добровенок, Лучинка, Словик, Цветоничка подружились друг с другом. Они поселились в большом, красивом дворце друзей и стали жить, поживать и добра наживать.
Консультация «Сочиняем осенние сказки вместе с детьми»
... вспомнить как называются любимые сказки и мультики ребенка . РАССКАЗЫВАТЬ СВОЮ СКАЗКУ сказки начните рассказывать сказку вместе с малышом выглядеть ... Такое простое планирование сказки поможет ребенку выстроить сюжет. И тогда процесс сочинения-рассказывания сказки будет легким и ... показать другу, папе, бабушке, погладить, потрогать! сочинять сказку ОСЕННИХ СКАЗОК ДЛЯ МАЛЫШЕЙ сочинять сказки о природе
Танец.
— Посмотрите на Добровенка. Какой он радостный. Почему? (Мы помогли ему, сочинили сказку про него, все вместе выстроили сказочный путь)
— А как можно назвать эту новую сказку? (Сказка про Добровенка. Сказка о том, как Добровенок друзей искал.)
— А Добровенок дарит вам шарики. Те ребята, которым интересно было придумывать сказку и они узнали много нового, выберут оранжевые шарики; те, кто не узнал ничего нового — желтые; а те, кому было трудно справиться с заданиями – зеленые. (Самоанализ)