Боязнь чистого листа — так называют педагоги и психологи «болезнь», которой подвержены практически все учащиеся. И знания есть, и тема понятна, интересна, близка, но на бумаге никак не появится первое слово. Не стоит огорчаться: подобным недугом страдали даже великие писатели, вот почему многие из них использовали черновики.
Преимущества черновика
Его можно марать и портить, а это уже действенная «таблетка» от страха. почти всегда рисовал на полях, да и лермонтовские наброски перемежаются тематическими картинками. Кому-то даже несколько штрихов на девственно чистой бумаге откроют возможность приступить к изложению мыслей.
Чей-то лист превратится в страничку записной книжки — некий тезисный план, который позже, уже в чистовике, обретет нужную логику. Не стоит пренебрегать даже обрывками мыслей, ведь самые удачные из них легко преобразовать в законченный и отточенный абзац.
Некоторые школьники выписывают на черновик цитаты, выстраивая вокруг них собственное размышление. Выдержки из текста необходимы, хотя переусердствовать тоже опасно: отличаются от рефератов , где цитирование может быть более обширным.
Принцип теоремы
Главная мысль — смысловой центр любой письменной работы. Частичная утрата или нечеткое звучание идеи чаще всего приводят к снижению отметки за сочинение. Избежать этого помогает принцип теоремы: дано — следует доказать — доказательство. Иными словами:
- главный вопрос, заключенный в формулировке темы;
- ответ ученика на этот вопрос;
- размышления, примеры (в том числе и ), доказывающие правильность ответа.
Ничего, что принцип, характерный для математики, придется применить к творческой работе. Искусство не предполагает отсутствия логики, напротив, благодаря ей оно приобретает гармоничную целостность. Отработанный в школе закон теоремы очень пригодится будущему студенту при написании .
Композиция
Речь снова пойдет о логике, только уже не смысловой, а структурной. Интересно войти в тему и красиво из нее выйти — половина успеха. Оценивая сочинение, учитель обязательно отметит композиционную стройность. Следовательно, нужно продумать, какое вступление будет не только соответствовать теме, но также и привлекать, заинтересовывать читающего. Заключение должно представлять собой точный, емкий вывод, ни в коем случае не содержащий краткого пересказа основной части.
Основные подходы к оцениванию сочинения-рассуждения (Задание 15)
... Критерии оценивания сочинения-рассуждения на лингвистическую тему (15.1) Баллы С1 К1 Наличие обоснованного ответа Экзаменуемый привёл рассуждение на теоретическом уровне. Фактических ошибок, связанных с пониманием тезиса, нет 2 ... ином уровне) при сдаче ЕГЭ. Именно поэтому критерии оценивания этого вида работы максимально приближены к критериям оценивания задания 25 ЕГЭ. Проверка задания 15.1. « ...
Если абзацев в тексте будет столько же, сколько структурных частей (то есть всего лишь три), шансов получить высокий балл ученик лишится.
Кратко о важном
- Многоточие порой сообщает больше, чем слово.
- Сокращения в тексте сочинения недопустимы.
- Эпиграф не обрамляют кавычками.
- Риторические вопросы, скобки, эмоциональный синтаксис — хорошее решение.
И последнее: банальности и избитые фразы уродуют творческую работу. Все слова уже когда-то были сказаны, но из них по-прежнему удается составить совершенно оригинальную фразу. Если верить в это, то блестящая оценка за сочинение гарантирована.